12. Налог и иные обязательные платежи. Обязательные налоги
12. Налог и иные обязательные платежи. Налоговое право
12. Налог и иные обязательные платежи
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.
Основная цель взимания налогов – обеспечение совокупности расходов государства.
Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными.
В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины.
Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 12б лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.
Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками.
При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.
В законодательстве РФ существуют три вида пошлин:
1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права;
2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.;
3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций.
К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13–15 НК РФ), и др.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
налоги— обязательные, платежи, установленные государством
НалогиНалоги — обязательные, платежи, установленные государством в одностороннем порядке и принудительно взимаемые (на основании закона) органами государственной власти различных уровней с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в целях обеспечения финансовой деятельности государства.В соответствии с Законодательством РФ, объектами налогообложения являются: доход, прибыль, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество организаций и физических лиц, отчуждение имущества, отдельные операции и виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и т.д.
Действующие в России налоги и сборы:• Федеральные налоги и сборы• Региональные налоги• Местные налоги• Отраслевые налоговые сборы и платежи
Федеральные налоги и сборы:• Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)• Налог на прибыль организаций• Налог на добавленную стоимость (НДС)• Акцизы• Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)• Водный налог
Региональные налоги:• Налог на имущество организаций• Транспортный налог• Налог на игорный бизнес
Местные налоги:• Налог на имущество физических лиц• Земельный налог
Отраслевые налоговые сборы и платежи:• Сборы за пользование объектами животного мира• Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов• Регулярные платежи за пользование недрами
В РФ применяются следующие специальные режимы налогообложения:• Упрощенная система налогообложения• Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)• Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)• Патентная система налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять несколько специальных налоговых режимов одновременно по различным видам деятельности.
похожие статьи:
- Налог на прибыль
Также Вы можете прочитать следующие статьи на тему регистрации бизнеса:
Тел.: +7(8362) 70-42-07, +7(987) 707-24-54.
bk12.ru
Налоги понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей
Налоги: понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей.
Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
Значение налога выражается в его функциях.
Функции налога — это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.
Функции при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям: 1) фискальной; 2) регулятивной; 3) контрольной. Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета . Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления. Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.
Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7ст. 12 НК РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7ст. 12 НК РФ.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7ст. 12 НК РФ.
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Основная цель взимания налогов — обеспечение совокупности расходов государства. Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг. В законодательстве РФ существуют три вида пошлин: 1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права; 2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.; 3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций. К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13—15 НК РФ), и др.
studfiles.net
Налоги — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Обязательный налог - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Обязательный налог
Cтраница 1
Обязательные налоги на товары, ввозимые в страну или вывозимые за ее пределы. Система установленных пошлин, взимаемых с товаров, перемещающихся через границу, является таможенным тарифом. [1]
Последний пункт, не имея отношения к обязательным налогам и платежам, явно выбивался из списка. [2]
Вторая состоит в обеспечении выплат рабочим, получившим травмы на производстве и управлении страховым фондом, созданным за счет средств, поступающих от отчислений обязательного налога на предпринимателей. Комиссия была образована в соответствии с законом 1981 г. вместо существующей с 1931 г. Комиссии по несчастным случаям на производстве. В совет директоров Комиссии, который носит двусторонний характер, входят по семь представителей организаций рабочих и предпринимателей и председатель. Представители рабочих и предпринимателей выбираются из списка, предоставленного наиболее представительными организациями рабочих и предпринимателей. Комиссия управляет огромными людскими и финансовыми ресурсами. [4]
Основу веры в исламе составляют пять элементов: во-нервых, признание строгого единобожия; во-вторых, обязательная многократная ежедневная молитва; в-третьих, обязательность священного поста; в-четвертых, паломничества ( если позволяют условия жизни) в святые места - Мекку и Медину; в-пятых, обязательный налог на имущество и доходы в пользу неимущих единоверцев. [5]
Доход измеряется платой, которая устанавливается покупателям за поставляемую им продукцию и оказанные услуги, платой и вознаграждениями за использование ими ресурсов предприятия. В него не включаются суммы, собираемые от имени третьих лиц, например обязательные налоги. При посреднических отношениях доходом является сумма комиссионных, а не валовые поступления денежных средств, счетов к получению или других средств. [6]
К Ф.н. относятся церковный налог ( см.), партийные и профсоюзные взносы, а также взносы ( платежи) в различные спортивные, рыболовно-охотничьи, культурные, профессиональные и другие организации, союзы, общества. По своей сути эти налоги ( сборы) занимают как бы промежуточное положение между обязательными налогами ( сборами) и добровольными взносами. С обязательными платежами их сближает периодичность взноса, определенность ставки, нормативное регулирование и т.п., с добровольными взносами - необязательный характер платежа и свобода в выборе их адресата. [7]
Доходы ( Поступления) ( Income Revenue) представляют собой фактические или предполагаемые поступления денежных средств ( Cash Flow) или их эквивалентов в процессе обычной хозяйственной деятельности фирмы от продажи товаров, оказания услуг, а также от использования другими предприятиями ресурсов данной фирмы, что приносит последней проценты, дивиденды и лицензионные платежи. В него не включаются суммы, собираемые от имени третьих лиц, такие, как обязательные налоги. При посреднических операциях доходом является сумма комиссионных ( а не валовые поступления денежных средств), счетов к получению и прочих средств. [8]
Страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца ( OASDHI) - это огромная программа социального страхования, финансируемая за счет обязательных налогов, взимаемых с заработков как нанимателей, так и лиц наемного труда. Она общеизвестна как программа социального обеспечения и направлена на то, чтобы возместить работнику потери заработка в связи с уходом на пенсию или потерей трудоспособности, а также семье в связи со смертью кормильца. Налог с заработка в размере 7 65 % взимается с первых 61 200 дол. Работник может уйти на пенсию в 65 лет и получать пособие в полном размере или в 62 года и получать неполное пособие. В случае смерти работника пособие получают пережившие его иждивенцы. Пособия для нетрудоспособных работников предусматриваются специальными статьями программы. В настоящее время социальное страхование охватывает почти 90 % всех работающих в США, около 42 млн человек получали чеки OASDHI примерно по 675 дол. [9]
Шариат гарантирует неприкосновенность личности и имущества мусульманина, не нарушающего соответствующих установлений этой религии. Вследствие этого лишить его жизни можно только в качестве воздаяния равным ( кысас) за неправомерное убийство другого человека и в некоторых других оговоренных шариатом случаях, а отобрать часть имущества позволяется только в случае отказа выплачивать обязательный налог ( занят) в пользу неимущих и некоторых других категорий мусульман, нуждающихся в помощи. [10]
Все службы управления и каждая в отдельности направляют свою работу на решение стоящих перед предприятием задач по увеличению объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, роста прибыли и повышения рентабельности производства, обеспечения улучшения социального положения работников предприятия. Основным признаком рассматриваемой классификации должны быть виды деятельности или функции управления: административно-управленческие, по техническому управлению, управлению производством, материально-техническому обеспечению, маркетингу и сбыту продукции, обязательные налоги, сборы и отчисления, проценты за пользование банковскими ссудами, прочие расходы. [11]
Однако в более широком смысле существуют два государственных консультативных органа, для которых вопросы охраны труда и здоровья являются частью более важного круга социальных и экономических вопросов государственного значения. В Нидерландах Фонд труда, созданный в 1945 г., является двусторонней организацией, которая управляется равным числом представителей центральных организаций рабочих и предпринимателей ( включая фермеров) и играет важную роль в оказании консультаций правительству. Хотя по сложившейся исторически традиции Фонд занимается вопросами, связанными с заработной платой, однако он также высказывает свою точку зрения и по другим вопросам условий труда. Другой важный государственный консультативный орган - Совет по социальным и экономическим вопросам был образован в 1950 г. в соответствии с действием Закона О действующих торговых организациях. Трехсторонний Совет состоит из 15 представителей центральных организаций предпринимателей, 15 представителей центральных организаций рабочих и 15 независимых экспертов. Представители рабочих и предпринимателей назначаются их организациями, а независимые эксперты назначаются верховной властью, которая при этом пытается сохранить баланс между основными политическими партиями. Совет является независимым от государства и финансируется за счет средств, поступающих от обязательного налога на предпринимателей. [12]
Все многообразие местных налогов классифицируется по нескольким однотипным группам. Такая классификация позволяет не только анализировать роль местного налогообложения в пополнении бюджетных доходов и специальных местных целевых денежных фондов, но и осуществлять действенный контроль за их сбором при помощи специальных компьютерных программ. Для этого местное налогообложение должно быть унифицированным. Типичным местным налогом является земельный налог. Повышение роли земельного налога, самого традиционного для системы местного самоуправления, связано с решением проблем земельной собственности. В ряде регионов, как отмечалось выше, в 1998 г. продолжается эксперимент по взиманию налога на недвижимость, аккумулирующий и земельный налог. К обязательным налогам относится и регистрационный сбор за право заниматься предпринимательской деятельностью. К налогам местных органов власти, имеющих перспективное значение, относится сбор за право торговли, налог на рекламу, а с 1998 г. будет взиматься и налог с продаж. [13]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Налог — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
… и отношение к ним бизнесменов в 1990-х годахНало́г — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и граждан, в целях финансирования расходов государства.
В современном законодательстве России[править]
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ)]. Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Среди организаций исключение составляют организации без образования юридического лица.
Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику, — обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изьятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В международной практике:
Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени. (Руководство по статистике государственных финансов 2001 года Международного Валютного Фонда)
Доктринальные определения налога[править]
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».
Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев (1887) : «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».
Налогообложение в истории у различных народов[править]
- У многих народов примерно до ХХ века налогообложение, в связи со слабым развитием денежных отношений, денежной системы, происходило в натуральной форме — оброк, либо в форме «трудовой повинности» — барщина.
Некоторые группы населения освобождались от налогообложения. Смотри: Задельные крестьяне
Налоговая нагрузка / Налоговое бремя[править]
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 42 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).
Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузкой определенного уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство. Согласно исследованиям, точка Лаффера составляет 30-40 % для развитых стран и 10-20 % для развивающихся.
В развитых странах номинальная и фактическая нагрузка находятся близко друг к другу. Во многих слаборазвитых странах номинальная нагрузка очень высока, в результате чего предпринимателей всегда можно уличить в нарушении налогового законодательства. Это приводит к зависимости предпринимателей от чиновников и развитию коррупции. Согласно официальным данным Минфина РФ, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 41 %. Однако большинство экономистов приводят другие данные. Так, согласно исследованиям аналитического центра того же Минфина — Экономической экспертной группы, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 55-60 % ВВП. Либеральные экономисты называют ещё более высокие цифры — до 70 % (Е.Ясин).
Налоговая система РФ[править]
Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года):
Налоговое планирование[править]
Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.
Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессов, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
- риски налогового контроля
- риски усиления налогового бремени
- риски уголовного преследования
Налоговые проверки[править]
traditio.wiki