Что такое обязательное социальное страхование? Обязательное социальное страхование на производстве. Взносы на осс что это
Обязательное социальное страхование (ОСС): виды, расшифровка расходов, закон
Обеспечение безопасности труда и выплата компенсаций за несчастные случаи на производстве осуществляется по различным направлениям, в том числе через систему обязательного социального страхования (ОСС). Обязанность перечислять взносы на соцстрах возложена Законом № 125-ФЗ на всех работодателей, использующих наемный труд.
Что такое обязательное социальное страхование
Система соцстраха включается в себя обязательное социальное страхование от несчастных случаев в период производственной деятельности и от профессиональных заболеваний. Направления и цели указанного вида страхования регламентированы в ст. 1 Закона № 125-ФЗ:
- обеспечение соцзащиты граждан;
- экономическое стимулирование страхователей в уменьшении профессионального риска;
- возмещение вреда здоровью и жизни граждан, причиненного в процессе трудовой деятельности;
- профилактика травматизма на производстве и профзаболеваний.
Если сотрудник получил травму в результате несчастного случая в период трудовой деятельности, он сможет рассчитывать на возмещение вреда здоровью, оплату затрат на различные виды реабилитации и т.д. Профессиональное страхование подразумевает возмещение вреда при наступлении хронических или острых заболеваниях, непосредственно связанных с влиянием вредных производственных факторов.
Для возмещения по системе соцстраха указанные заболевания должны повлечь временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности, либо летальный исход.
Что такое обязательное социальное страхование, расскажет видео ниже:
Взносы на него
Выплаты при наступлении несчастных случаев, которые смогут получить пострадавшие граждане, финансируются за счет обязательных взносов, которые состоят из тарифа и надбавки (скидки) к тарифу.
Нормативное закрепление
- Закон № 125-ФЗ;
- Закон № 419-ФЗ;
- Закон № 179-ФЗ.
Помимо перечисленных документов важное значение имеет Постановление Правительства РФ № 713, в котором зафиксированы условия классификации видов хозяйственной деятельности по определенным группам профессионального риска. От указанных групп риска будет зависеть установление страховых тарифов на ОСС, а основные виды хозяйственной и производственной деятельности подлежат ежегодному подтверждению.
Кто обязан платить
Обязанность по расчету и уплаты страховых взносов на соцстрах возложена на организации, предпринимателей и физлиц, использующих в своей деятельности труд наемного персонала по трудовым контрактам или договорам подряда. Каждый из перечисленных субъектов подлежит обязательной регистрации в ФСС (Фонд социального страхования), который выступает в роли страховщика.
По состоянию на 2017 год в отношении указанных субъектов действует 32 класса профессионального риска, которые будут влиять на показатели страховых тарифов. Максимальный тариф будут уплачивать работодатели, которые заявили 32 класс профриска (размер удержания составит 8.5%).
На что взимаются
Страховые взносы, перечисленные работодателями, аккумулируются в Фонде соцстраха и подлежат направлению на следующие виды выплат:
- пособие по временной нетрудоспособности, если доказано наступление страхового случая;
- единовременные или регулярные (ежемесячные) платежи пострадавшему лицу или иным гражданам, после смерти застрахованного сотрудника;
- возмещение затрат на медицинскую, социальную и иные виды реабилитации (медпомощь и лечебные услуги, санаторно-курортное восстановление, приобретение лекарственных средств и т.д.).
Нужно учитывать, что возмещение вреда здоровью по линии соцстраха не включает в себя моральный вред, который компенсируется только в судебном порядке.
Учет ОСС
Начиная с января 2017 года, страховые взносы в соцстрах приравнены к налоговым обязательствам. Одновременно учреждениям ФНС переданы функции по администрированию и учету обязательного соцстрахования – контроль за своевременность и правильность уплаты взносов, представления отчетных и расчетных документов, порядка учета несчастных случаев для возмещения ущерба.
На уровне ФСС сохранились полномочия по администрированию взносов, направляемых на компенсации при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний. Отчетность по указанному направлению представляется работодателями в учреждения ФСС в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (если количество сотрудников на предприятии превышает 25 человек, отчетность направляется по каналам электронной связи до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом)..
Уплата
Базовый размер страховых взносов на соцстрах составляет 2.9% от размера ежемесячной выплаты работнику. Для отдельных категорий работодателей сумма взноса может быть уменьшена или полностью исключена. Например, для предприятий, работающих по налоговой схеме УСН, указанный размер составит 2%.
Помимо указанных страховых взносов, в отдельном порядке перечисляется дополнительный платеж на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Нижний и верхний предел данного платежа зависят от класса профессионального риска. По состоянию на 2017 год минимально возможный тариф составляет 0.2%, максимально допустимый платеж — 8.5%.
Перечисление взносов в бюджет осуществляется по правилам ст. 432 НК РФ – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отдельные виды отчетности в 2017 году по-прежнему представляются в территориальные учреждения ПФР (СЗВ-М, годовая форма персучета и т.д.), остальные отчетные бланки сдаются в Фонд соцстраха (форма 4-ФСС). За несвоевременное представление отчетности или нарушение сроков перечисления взносов работодатели привлекаются к ответственности в виде штрафов и пени.
Обязательное социальное медицинское страхование описано в данном видео:
uriston.com
Что такое обязательное социальное страхование? Обязательное социальное страхование на производстве :: BusinessMan.ru
Обязательное социальное страхование – это контролируемая, фиксированная и гарантийная система, которая полностью контролируется действующим государством. Она была разработана для социальной поддержки престарелых людей и нетрудоспособных граждан.
Такая система слаженно работает на протяжении многих лет благодаря профессиональным коллективам и квалифицированным специалистам, которые досконально владеют законодательной базой.
В случае обращения граждан за помощью персонал любой контролирующей государственной организации предоставит её.
Кроме этого, их работа заключается в консультировании, оформлении необходимых документов, начислении или выплате материальной помощи.
Принцип действия
Обязательное социальное страхование – это неотъемлемая часть государственной структуры, которая необходима для полной защиты социально-незащищенных граждан. Специфика работы такой системы осуществляется при помощи законодательной базы страхования работающих граждан. Они защищаются от возможного изменения порядка материального и социального положения. Сюда входит также защита людей, которые были признаны безработными, получили трудовые увечья, профессиональные заболевания, имеют инвалидность, болезни, травмы.
Обязательное социальное страхование касается беременных женщин, рожениц, а также семей, в которых не стало кормильца. Представленному виду защиты подлежат престарелые граждане, люди, которым необходима медицинская помощь, санаторное лечение.
Субъекты страхования
Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию. В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи. Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.
Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам. В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства. В качестве страхователя выступают исполнительные службы, кроме этого, при оформлении выплаты принимают участие в проверке документации и органы местного самоуправления.
На кого распространяется социальное страхование
Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, это:
- лица, которые работают по договору найма, государственные служащие, муниципальные работники;
- члены производственных кооперативов, которые принимают непосредственное участие в развитии и деятельности предприятия;
- священнослужители;
- лица, которые были осуждены или привлечены к оплачиваемому трудовому времени;
- жители без гражданства;
- частные предприниматели, адвокаты, физические лица, которые не были признаны индивидуальными предпринимателями;
- лица, которые были застрахованы, имеют полное право получать страховое обеспечение, но только при соблюдении всех установленных условий, которые предусмотрены законами;
- граждане, которые работают по заключенному трудовому договору.
Формы и выплаты социального страхования
Формы обязательного социального страхования были определены очень давно, основные из них:
- коллективная – это форма страхования, которая в обязательном порядке организовывается профсоюзом;
- государственная;
- смешанная – это особенная форма страхования, которая была основана на взаимодействии государства с профсоюзом.
Выплаты по обязательному социальному страхованию начисляются гражданам, которые работают строго по составленному трудовому договору. Они должны заключаться с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые перешли на упрощенные системы налогообложения. Работодатели могут являться плательщиками единого налога, которым облагается временный доход для отдельного вида деятельности.
Обязательное государственное социальное страхование в случае нетрудоспособности человека назначается к выплате в соответствии с общими установленными актами. В законодательных документах имеется правовой акт, который утверждает проценты начисления и коэффициенты расчета при начислении пособия.
Принцип обеспечения
Включает в себя следующие отдельные виды обязательного социального страхования:
- оплата медицинским учреждениям всех необходимых статей расходов, которые были связаны с предоставлением застрахованному лицу медикаментозного лечения и помощи;
- выплата пенсии по старости;
- выплата пенсий по инвалидности;
- пенсия, которая выдается в случае потери одного из кормильцев;
- пособия по случаю временной нетрудоспособности;
- отчисления, которые получены по причине получения производственного несчастного случая - сюда относятся полученные профессиональные заболевания, оплата дополнительных расходов, которые были осуществлены на медицинскую и профессиональную реабилитацию;
- выплата пособий по беременности и родам;
- выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет;
- многие другие виды обеспечения, которые были специально остановлены при помощи составления федерального закона «Про конкретные виды обязательного социального страхования»;
- единовременные пособия для женщин, которые встали на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
- единовременные пособия, которые выплачиваются после рождения ребенка;
- социальное пособие на погребение человека.
Разновидности
Система социального обязательного страхования на всей территории страны имеет несколько основных блоков. Их можно классифицировать по определенным критериям. Стоит отметить, что социальные страхования людей в России разделяют на добровольное и обязательное. В свою очередь обязательное профессиональное социальное страхование делится на медицинское, страхование от производственных несчастных случаев, а также пенсионное страхование.
Каждый отдельный раздел должен обязательно регулироваться государственными органами.
Система обязательного социального страхования поможет максимально правильно регулировать работу всех медицинских учреждений. Также она предоставит возможности для правильной деятельности пенсионных организаций и фондов. Закон «Об обязательном социальном страховании» гарантирует гражданам полную финансовую безопасность, если они ранее были застрахованы самостоятельно или работодателем.
Каждый человек вправе добровольно застраховать собственное здоровье, а также свою жизнь по месту работу. Можно отметить, что добровольное страхование только сейчас становится популярным. Молодежь и люди среднего возраста задумываются над вопросами выплат в случае наступления несчастного случая. К сожалению, такой вид страхования распространен среди тех, кто имеет хороший доход и готов вложить средства в собственное здоровье и жизнь. Обычный рабочий класс в целях экономии средств не страхует свое здоровье и жизнь, о чем в период наступления страхового случая жалеет.
Виды обязательного социального страхования бывают разными. Но основные направлены на защиту социально незащищенных слоев населения, работников производств, пенсионеров, временно нетрудоспособных.
В комплексе обязательное социальное страхование на производстве (все его виды) способно обеспечить надежную защиту государства для всех своих граждан. Но такую деятельность должны обязательно контролировать все компетентные органы, принимающие участие в проверке документации и начислений.
Важность и необходимость страхования материнства
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.
Страхование сотрудников
Обязательное социальное страхование работников регламентируется статьей 212 конституционного кодекса России.
Работодатели обязуются обеспечить своим подчиненным социальное страхование от возможных производственных несчастных случаев.
Также представленный вид страхования может применяться в случае возникновения профессионального заболевания.
На основании статьи под номером 5 Закона «Об обязательном страховании на производстве и получении профессиональных заболеваний», получать выплаты могут:
- Физические лица, выполняющие свои обязанности на основании заключенного контракта, трудового договора со страхователем.
- Лица, которые были осуждены к лишению свободы на определенный срок или привлеченные к труду страхователями.
- Физические лица, которые выполняют работу на основании гражданского или правового договора. Именно они подлежат страхованию от полученных всевозможных несчастных случаев во время рабочего времени. Также сюда можно отнести профессиональные заболевания, которые указываются в соответствующих договорах. При наступлении такого страхового случая страхователь обязуется полностью уплачивать страховщику все необходимые взносы.
Если здоровью или жизни граждан на производстве был причинен вред, то страхователь имеет возможность воспользоваться статьей 6 181Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования». В таком случае необходимо полностью обеспечить инвалидов начислением и выплатой, а лица, которые виновны в таком деянии, должны понести ответственность.
Принцип действия
Обязательное социальное страхование – это форма социальной защиты, которая направлена на экономически активных жителей Российской Федерации. Оно способно защитить их от получения разнообразных рисков, которые связаны с потерей основного места работы, деятельности, доходов и трудоспособности. Особенность социального страхования – это финансирование граждан из специального внебюджетного фонда, который формируется при помощи специально предназначенных внебюджетных взносов работодателей и работников.
Система социального страхования была построена по принципу нежесткой эквивалентности. Сегодня существует фиксированная обязанность всех страховых выплат, которые зависят от общей величины страхового и трудового вкладов. Организация социального страхования в области рыночной экономики базируется на таких главных принципах:
- Обязательное и добровольное социальное страхование.
- Заключение договора на партнерство между государством, работодателем и работником.
- Компенсирование потерь, которые направлены на личные доходы, а также трудоспособность граждан.
- Формирование и использование целевого внебюджетного фонда.
- Сообщения о государственном регулировании страховой деятельности.
Взносы на обязательное социальное страхование являются основными источниками поступлений денежных средств в разнообразные бюджетные фонды. Они поступают благодаря системе обязательного страхования.
Что касается плательщиков, то обязанность выплачивать страховые взносы касается страхователей:
- Которые производят отчисления, выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это могут быть частные организации, ИП, физические лица, признанные индивидуальными предпринимателями.
- Которые занимаются практикой частной и не производят выплаты, а также другие вознаграждения для физических лиц.
Все расчеты производятся в начале отчетного периода и делаются сразу за последние несколько месяцев. Для правильного расчета необходимо взять данные по начислению страхового взноса страхователем за предыдущие отчетные периоды. В таком деле нет необходимости принимать ко вниманию учет расходов территориальных органов Фонда за все взятые прошедшие расчетные периоды.
Преимущества такого страхования заключается в получении помощи для экономически активного населения, которое будет осуществлять всю необходимую трудовую деятельность на основании всех заключенных трудовых договоров. Они должны подписываться между работодателем и работниками.
На территории Российской Федерации обязательное социальное страхование было введено в качестве дополнительной формы социальной защиты для работающего населения. В случае утраты трудоспособности, основного места работы, потери кормильца расходы по обязательному социальному страхованию берет на себя государство.
Выводы
Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что огромное количество людей, нуждающихся в социальном страховании, обязательно получит его, если обратится в соответствующие инстанции. Многие должны задуматься над тем, что они теряют, работая на предприятии не официально. Социальная защита граждан осуществляется специалистами государственных инстанций круглогодично. Человек, нуждающийся в социальной защите, имея официальное трудоустройство, гарантировано получит выплату при страховом случае.
Рассчитывая выплату, сотрудник соцстраха учитывает все отчисления, сделанные работодателем за весь период работы сотрудника, наемного рабочего. Исходя из этой суммы, в случае необходимости человеку компенсируют лечение или оздоровление. Если нанесен вред здоровью на рабочем месте, работодатель самостоятельно рассчитает отчисления и в срок сдаст отчет в местное управление социального страхования.
businessman.ru
Организации (ИП) на УСН, основной вид деятельности которых назван в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ |
В течение 2017 - 2018 гг.: на ОПС - 20,0%, на случай ВНиМ - 0%, на ОМС - 0% |
Аптечные организации (ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность) на ЕНВД |
|
Благотворительные организации на УСН |
|
ИП, применяющие патентную систему налогообложения |
|
Некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на УСН, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (за исключением профессионального) |
|
Хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) - бюджетным (автономным) учреждениям |
На ОПС: 2017 г. - 8,0%, 2018 г. - 13,0%, 2019 г. - 20,0%. На случай ВНиМ: 2017 г. - 2,0%, 2018 г. - 2,9%, 2019 г. - 2,9%. На ОМС: 2017 г. - 4,0%, 2018 г. - 5,1%, 2019 г. - 5,1%. На случай временной нетрудоспособности с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), - 1,8% |
Резиденты технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных особых экономических зон |
|
Организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий |
В течение 2017 - 2023 гг.: на ОПС - 8,0%, на случай ВНиМ - 2,0%, на ОМС - 4,0%. На случай временной нетрудоспособности с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов), - 1,8% |
Организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции |
|
Страхователи, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов |
В течение 2017 - 2027 гг.: на ОПС - 0%, на случай ВНиМ - 0%, на ОМС - 0% |
Участники проекта "Сколково" |
На ОПС - 14,0%, на случай ВНиМ - 0%, на ОМС - 0% |
Участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя |
На ОПС - 6,0%, на случай ВНиМ - 1,5%, на ОМС - 0,1% |
Резиденты территории опережающего социально-экономического развития |
|
Резиденты свободного порта Владивосток |
cbu23.ru
Обязательное социальное страхование в РФ - виды и взносы
Социальное страхование в РФ – это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Наиболее обширен спектр поддержки для работающих лиц.
Что такое государственное социальное страхование
Принципы социального страхования
Обязательное страхование от несчастных случаев
Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве
Итоги
Что такое государственное социальное страхование
Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:
- Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
- Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
- Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
- Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
- Пособие при усыновлении.
- Пособие на погребение.
В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели периодически производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.
На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.
Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале «Максимальный размер больничного листа в 2016 году».
Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.
Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале «Детские пособия проиндексированы».
Принципы социального страхования
Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:
- Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
- Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
- Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
- Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
- Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
- Финансовая независимость системы страхования в стране.
Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.
Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.
Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.
Обязательное страхование от несчастных случаев
Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.
Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:
- трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
- иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
- получить необходимые средства защиты от руководства;
- проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
- отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
- рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.
Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве
Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.
Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:
- обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
- оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
- оплата последующих расходов на профреабилитацию;
- повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.
Более подробную информацию о размере компенсации нетрудоспособности можно прочесть в материале «Максимальный размер больничного листа в 2016 году».
Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:
- Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
- Инвалиды – на весь период инвалидности;
- Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
- Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
- Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.
При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.
Итоги
Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.
nalog-nalog.ru
Расходы на ОСС превышают взносы в 2017
Добрый вечер, Елена!Вот что по этому поводу сказано на сайте ФНС: «После 1 января 2017 года сохранится зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик также сможет уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.
Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения будут направляться налоговым органом в ФСС».
nalogovaya.ru
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, а администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ
<Информация> ФСС РФ "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ"
ФСС РФ подготовлена информация об изменениях в законодательстве по вопросу администрирования страховых взносов.
Так, в частности:
НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей;
за ФСС РФ сохранены отдельные полномочия, в том числе право проводить камеральные проверки правильности и обоснованности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, а также выездные проверки, одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговыми органами по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов;
в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, определены порядок исчисления и уплаты указанных страховых взносов, а также установлен порядок представления отчетности;
за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ, сохраняется обязанность по осуществлению контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 25.08.2016
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Об основах обязательного социального страхования (N 165-ФЗ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИот 16 июля 1999 года N 165-ФЗ
ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Принят Государственной Думой 9 июня 1999 годаОдобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ)Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования (далее также - страховые взносы и (или) налоги).
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;
тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;
социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;
страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;
обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;
средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
обеспечение надзора и общественного контроля;
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования
К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
установление видов обязательного социального страхования;
установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
управление системой обязательного социального страхования.
Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования
1. Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
3. Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи
1. Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию
1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Статья 9. Возникновение отношений по обязательному социальному страхованию
1. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.
2. Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 10. Права и обязанности застрахованных лиц
1. Застрахованные лица имеют право:
1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;
2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;
3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;
4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;
5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.
2. Застрахованные лица обязаны:
1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;
2) уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 11. Права и обязанности страховщиков
1. Страховщики имеют право:
1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;
2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;
3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;
4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться в установленном федеральным законом порядке в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;
6) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;
7) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
8) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
2. Страховщики обязаны:
1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;
2) обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;
3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов и (или) зачисляемых средств от уплаты налогов;
7) осуществлять регистрацию страхователей;
8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;
9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной информации, порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;
10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.
Статья 12. Права и обязанности страхователей
1. Страхователи имеют право:
1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;
2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;
4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;
5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами;
6) обращаться в суд для защиты своих прав.
2. Страхователи обязаны:
1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;
3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;
4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования;
6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 13. Управление системой обязательного социального страхования
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования.
2. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
3. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
4. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.
5. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
6. Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования.
Статья 14. Контроль в системе обязательного социального страхования
1. Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
Глава IV. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 15. Бюджетный процесс в системе обязательного социального страхования
1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.
Статья 16. Особенности бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
страховые взносы и (или) налоги;
дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
штрафные санкции и пеня;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 18. Установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование
1. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.
2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.
3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 19. Расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчеты об их исполнении
1. Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Статья 20. Начисление и внесение страховых взносов
1. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
2. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.03.2004 N 10-ФЗ.
4. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов
1. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
2. Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
Статья 22. Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения
1. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
2. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 23. Хранение денежных средств обязательного социального страхования
1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
Статья 24. Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования
1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании и нормы международного права
В случае, если международными договорами Российской Федерации или ратифицированными Российской Федерацией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, применяются нормы международных договоров Российской Федерации или международные конвенции.
Статья 26. Сроки исковой давности
Сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 27. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного социального страхования
Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования, рассматривается страховщиком в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного заявления. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного социального страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
fss.ru