Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензия на право управления многоквартирными домами
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 01.09.2014 внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, добавлен раздел Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
В соответствии с изменением законодательства вступает запрет на управление многоквартирными домами без лицензии с 1 мая 2015 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 №1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 № 1110
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации
Лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
(Положения п. 6. ч. 1 ст. 193 (в ред. ФЗ от 28.12.2016 N 469-ФЗ) подлежат применению до 31.12.2017 включительно, а в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе до 30.06.2019.)
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
(Положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 (в ред. ФЗ от 28.12.2016 N 469-ФЗ) применяются с 01.01.2018, а в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - с 01.07.2019.)
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные п. 1 - 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правом на получение государственной услуги (получение Лицензии) обладают заявители, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Представлять интересы заявителя вправе действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами индивидуальный предприниматель, орган юридического лица, а также лицо, действующее на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в структурное подразделение многофункционального центра Санкт-Петербурга заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указываются сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, а также наличие квалификационного аттестата.
Компании, прошедшие лицензирование, будут включены в единый открытый федеральный реестр.
Для осуществления полномочий Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионного контроля изданы распоряжения Инспекции «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами» от 31.08.2016 № 32-р и «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции» от 13.01.2015 № 2.
Распорядительные документы Государственной жилищной инспекцииСанкт-Петербурга
Нормативно правовые акты Федеральных органов исполнительной власти
www.gov.spb.ru
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Информация по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
С 01 сентября 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 21 июля 2014г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с положениями закона управляющие организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления с собственниками помещений и ТСЖ, ЖСК, ЖК, обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензию. После 1 мая 2015 года осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается. Не предусмотрена выдача лицензии ТСЖ, ЖСК, ЖК, в том числе на самоуправлении.
Цели лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, аннулированию и прекращению действия лицензии, ведению реестра лицензий.
К отношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» полномочия по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами возложены на органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В Москве полномочия по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, выдаче лицензии управляющим организациям возлагаются на орган государственного жилищного надзора – Мосжилинспекцию, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 № 764-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы».
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» в городе Москве принято распоряжение Правительства Москвы от 02.12.2014 № 686-РП «Об определении уполномоченного органа на проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии», в соответствии с которым уполномоченным органом по формированию лицензионной комиссии назначена Мосжилинспекция.
Полномочия лицензирующего органа:
- лицензирование деятельности по управлению МКД
- проверка соискателя лицензии на соответствие требования
- подготовка для лицензионной комиссии предложений о выдаче лицензии
- ведение реестра лицензий субъекта РФ и реестра квалификационных аттестатов
- осуществление лицензионного контроля
- подача в суд заявлений об аннулировании лицензий
- выдача квалификационных аттестатов
Решение о выдаче лицензии принимает лицензионная комиссия.
Полномочия лицензионной комиссии установлены п. 4 ст. 201 ЖК РФ:
- принятие квалификационного экзамена
- принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии
- участие в мероприятиях по лицензионному контролю
- принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии
Положение и состав лицензионной комиссии утверждены постановлением Правительства Москвы № 12-ПП от 20.01.2014 г. «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве»
Общая численность – 15 человек
1/3 – представители СРО, общественных организаций, образовательных учреждений
2/3 – представители органов исполнительной власти города Москвы
С 1 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещена.
Лицензионные требования:
- регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ
- наличие у должностного лица квалификационного аттестата
- отсутствие у должностного лица неснятой или непогашенной судимости
- отсутствие информации о должностных лицах в реестре дисквалифицированных лиц
- отсутствие в сводном федеральном реестре сведений об аннулировании лицензии
- соблюдение требований к раскрытию информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирными домами.
Квалификационный экзамен
Порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, формы квалификационного аттестата, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене утверждены приказом Минстроя РФ от 05.12.2015 № 789/пр.
Проводит экзамен — лицензионная комиссия
Форма проведения – компьютерное тестирование
Общий перечень вопросов – 200 вопросов с многовариантным ответом, один из которых правильный
Тест – 100 вопросов
Время сдачи теста – 120 минут
Необходимое количество баллов для получения аттестата — 172
Количество попыток сдачи – не ограничено
Плата за тестирование – не взимается
Выдает квалификационный аттестат — Мосжилинспекция
Срок действия аттестата – 5 лет
Заявление о допуске к квалификационному экзамену принимаются по адресу: г. Москва, пр-т Мира, д. 19, в рабочее время. Заявление подается претендентом на получение аттестата лично или через представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность. Необходим документ, удостоверяющий личность.
Место проведение экзамена — Учебно-консультационный центр: Малая Сухаревская пл., д. 2, стр. 2, тел. 8 (495) 737-56-52. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
Информация об итогах тестирования направляется по электронной почте. Выдача аттестатов будет проводиться по адресу Мосжилинспекции – проспект Мира, дом 19 на основании заявления. Квалификационный аттестат экзаменуемый может получить лично, либо через представителя по доверенности.
Порядок сдачи квалификационного экзамена
Лицензионный контроль
Виды проверок – плановые и внеплановые
Формы проверок – документарные и (или) выездные
Основания для плановой проверки:
- ежегодный план проверок
- истечение 1 года со дня принятия решения о выдаче лицензии
- истечение 3-х лет со дня окончания последней плановой проверки
Основания для внеплановой проверки:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания
- поступление обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензионных требований
- приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора
Аннулирование лицензии (Статья 199 ЖК РФ).
Решение принимает суд на основании заявления органа государственного жилищного надзора. Заявление подается на основании решения лицензионной комиссии.
Схема аннулирования лицензии
Основание для аннулирования лицензии (п.2 ст. 199 ЖК РФ) – исключение из лицензии сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в МКД, управление которыми осуществляет управляющая организация, в течение календарного года.
Права собственников помещений (статья 7 Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
1. Принять на общем собрании решение:
- о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению домом (если судом принято решение об исключении дома из лицензии)
- о расторжении договора с соискателем лицензии и выборе иного способа управления МКД
- о выборе иной управляющей организации в случае аннулирования лицензии и не обращения УО за лицензией до 1 апреля 2015 г.
2. Обращаться в досудебном порядке с обращениями к главному государственному жилищному инспектору на решения, действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный жилищный надзор, Министру строительства и ЖКХ РФ на решения и действия (бездействия) должностных лиц жилищных инспекций, Главного государственного жилищного инспектора
3. Обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принимаемые) должностными лицами при лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, в судебном порядке
Презентация «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД»
Нормативно-правовые акты по лицензированию управляющих организаций
www.center-kgh.ru
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.
Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.
Деятельность по управлению многоквартирным домом
Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.
Существует особый порядок управления, в которых входит:
- сбор и хранение всех технических документов;
- сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
- обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.
Понятие лицензирование деятельности
Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.
А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.
Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
Для того чтобы получить лицензию, необходимо:
- быть предпринимателем или юридическим лицом;
- иметь квалификационный аттестат;
- не иметь судимости;
- не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.
Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.
Для получения лицензии потребуются следующие документы:
- устав или другой учредительный договор;
- протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
- действительный квалификационный аттестат;
- документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
- квитанция об уплате лицензионного сбора.
Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.
Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.
Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата – 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.
Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.
Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования
Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.
Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.
advokat-malov.ru
права собственников помещений и обязанность органов местного самоуправления
Как известно, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение государственного регулирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть введения лицензирования данного вида деятельности.
Лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами должны получить управляющие компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора управления многоквартирным домом (далее – управляющая организация).
Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация должна соответствовать следующим требованиям:
- быть зарегистрированной в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
- должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии должно иметь квалификационный аттестат, подтверждающий знание действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства;
- должностное лицо (руководитель организации) соискателя лицензии не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами должна отсутствовать информация об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
- управляющая организация должна раскрыть предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» информацию в полном объеме.
В настоящий момент на территории Пермского края проходят процедуры приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационных аттестатов. Узнать информацию о том, получил ли руководитель управляющей организации квалификационный аттестат собственник помещения может на сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в разделе «Лицензирование». В данном разделе также находится информация об обращении соискателей лицензии с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Общий список организаций, имеющих лицензию будет размещен на официальном сайте Инспекции в этом же разделе.
Обращаем внимание собственников помещений: если до 1 апреля 2015 года Ваша управляющая организация не подала заявление на получение лицензии, то собственникам помещений необходимо на общем собрании принять решение либо о смене управляющей организации (на ту, которая имеет лицензию), либо сменить способ управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников жилья либо непосредственное управление. Если такое собрание собственниками не будет проведено, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для Вашего многоквартирного дома. С 1 мая 2015 года управление многоквартирными домами в отсутствие лицензии НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и влечет за собой привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности.
Также сообщаем, что изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено:
1) непосредственный способ управления многоквартирным домом может быть выбран только теми собственниками, количество квартир многоквартирного дома которых не превышает 16 (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Те многоквартирные дома, которые в настоящее время управляются таким способом и количество квартир в которых превышает 16, до 1 апреля 2015 г. должны сменить способ управления данным многоквартирным домом. При отсутствии решения собственников помещений о смене способа управления орган местного самоуправления объявит открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении такого многоквартирного дома;
2) ограничение для «многодомовых» товариществ собственников жилья (статья 136 Жилищного кодекса РФ). Если многоквартирные дома, которыми управляет «многодомовое» товарищество собственников жилья, расположены на земельных участках, которые не имеют общую границу и в пределах которых не имеется сетей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, то до 1 июля 2016 года такое товарищество должно быть реорганизовано (то есть созданы отдельные товарищества собственников жилья на каждый отдельный многоквартирный дом), либо собственники должны изменить способ управления многоквартирным домом. Если такое решение не будет принято и реализовано до 1 июля 2016 года, то орган местного самоуправления проведет открытый конкурс по выбору управляющей организации для каждого из многоквартирных домов, входивших в «многодомовое» товарищество собственников жилья.
В рамках дальнейшего государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в случае, если в течение календарного года в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов будут судом назначены два и более раза административные наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, то управляющая организация лишится права управлять данным домом (домами), сведения о таком доме (домах) будут исключены из реестра лицензий. После исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, организация может полностью лишиться лицензии.
При этом у собственников помещений есть право вето. Если организация получила два замечания, но собственники хотят с ней продолжать работать, приоритет остается за решением собственников. В течение двух месяцев со дня, когда собственники помещений были уведомлены об исключении из реестра лицензий сведений об их многоквартирном доме, они вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления управляющей организацией (лицензиатом) деятельности по управлению их домом. При этом орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом собственниками помещений решении в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания (путем направления копии такого протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).
В случае если действие лицензии по управлению многоквартирным домом было прекращено или аннулировано, орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня получения такого уведомления от органа государственного жилищного надзора созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом. Если же такое решение не принято и (или) не реализовано или общее собрание собственников помещений не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющей организации.
iggn.permkrai.ru
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (01.09.2014) - Блоги юристов
С 1 сентября 2014 года вступили в действие изменения, составляющие раздел Х Жилищного кодекса РФ и посвященные лицензированию деятельности по управлению многоквартирным домом.
Предполагается, что к 1 мая 2015 года лицензия должна быть получена всеми субъектами управления многоквартирными домами.
Субъекты лицензирования
По смыслу положений Жилищного кодекса РФ, лицензированию подлежит любая деятельность по управлению многоквартирным домом. Таким образом, получить лицензию должны управляющие компании и иные организации, с которыми жильцами были заключены договоры на управление многоквартирным домом, предметом которых является содержание и ремонт общего имущества дома.
Из вышеизложенного следует, что на данном этапе внесения изменений в жилищное законодательство, пока лицензированию не подлежит деятельность товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов.
Лицензионные требования
Перечень лицензионных требований установлен статьей 193 Жилищного кодекса РФ. К таким требованиям относятся:
- наличие у лицензиата регистрации в качестве юрлица или индивидуального предпринимателя на территории России;
- осуществление деятельности на территории России;
- наличие квалификационного аттестата, полученного должностным лицом в установленном порядке;
- отсутствие у руководителя управляющей компании или иной организации, занимающейся управлением многоквартирным домом неснятой или непогашенной судимости за преступления в области экономики, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие должностного лица лицензиата в списке лиц, лицензия которых аннулирована;
- отсутствие фактов привлечения должностного лица к ответственности с назначением ему наказания в виде дисквалификации;
- соблюдение управляющей или иной компании требований о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности, стоимости услуг по ремонту и обслуживанию домов, ценах, тарифах и т.д.
Квалификационный аттестат
Квалификационный аттестат – это документ о соответствии руководителя квалификационным требованиям. Такой документ будет выдаваться руководителям и некоторым руководящим должностным лицам управляющих компаний после сдачи соответствующего экзамена.
В случае неполучения аттестата, а также отказ в его выдаче в связи с неудовлетворительной сдачей экзамена влечет отказ в выдаче лицензии управляющей организации.
Экзамен принимается квалификационной комиссией, действующей при органе государственного жилищного надзора субъекта федерации. В случае успешного прохождения экзаменационных испытаний вдается квалификационный аттестат, срок действия которого составляет 5 лет. Выдача аттестатов фиксируется в специальном реестре.
Порядок сдачи экзамена, ведения реестра и иные вопросы устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что для претендентов на получение аттестата законодательством не предусмотрены требования к уровню образования и специальности. К претендентам на получение данного документа установлено лишь одно требование – отсутствие его в реестре дисквалифицированных лиц.
Выданный аттестат может быть аннулирован в случае, если он был получен с использованием подложных документов, в случае дисквалификации владельца и вступление в отношении него приговора по преступлениям в сфере экономики, тяжким и особо тяжким преступлениям.
Порядок получения лицензии
Порядок, детально регламентирующий получение лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами, будет установлен Постановлением Правительства России. В настоящее время такое постановление в законную силу не вступило, имеется лишь его проект.
Согласно проекту, соискатель лицензии для ее получения должен направить в лицензионную комиссию соответствующее заявление, в котором необходимо указать:
- все сведения о юридическом лице или предпринимателе, претендующем на получение лицензии, в том числе полное и сокращенное наименование, потовый адрес и адрес электронной почты, регистрационный номер, присвоенный при создании юрлица, данные документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ;
- ИНН и данные о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
- реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
- реквизиты квалификационного аттестата.
К заявлению прилагаются копии учредительных документов соискателя на получение лицензии, копия квалификационного аттестата, копия приказа о назначении на должность руководителя управляющей организации.
Заявление и документы на получение лицензии должны быть рассмотрены соответствующим уполномоченным органом в течение 30 дней. По истечению данного срока должно быть принято решение в выдаче лицензии или отказе в ее выдаче.
В качестве оснований для отказа могут быть как несоответствие претендента лицензионным требованиям, так и наличие в заявлении и прилагаемых документах недостоверных сведений.
Лицензия выдается бессрочно. Кроме того, лицензия на право управления многоквартирными домами действует только в пределах одного субъекта федерации, на территории которого она была выдана.
Лицензионная комиссия
Полномочия по выдаче лицензий на право управления многоквартирными домами предоставлены лицензионной комиссией. Предполагается, что такая комиссия будет создана в каждом субъекте РФ на базе органа государственного жилищного надзора.
Кроме того, установлено, что не менее трети состава комиссии должны составлять представители саморегулируемых организаций и некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства.
Сведения о лицензиате
Все управляющие организации, которым была выдана лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом, подлежат включению в соответствующий реестр. Ведение такого реестра возложено на орган государственного жилищного контроля. Предполагается, что будут существовать реестры нескольких уровней: региональные, федеральные, а также реестр организаций, лицензия которых аннулирована. Реестры подлежат размещению в сети Интернет. Также предполагается, что на официальном ресурсе будут содержаться все сведения о многоквартирных домах и организациях, в чьем ведении находится управление ими.
Организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, в течение 3 дней с момента заключения или расторжения договора на управление, должны информировать органы государственного жилищного надзора. Данная мера предусмотрена для поддержания информации о перечне управляемых домов в актуальном состоянии.
Основание для прекращения управления многоквартирным домом
Особо заслуживает внимания одно из нововведений, касающееся порядка прекращения управления многоквартирным домом.
Так, в случае, если в течение года управляющая организация была привлечена к административной ответственности за неисполнение предписаний органа государственного жилищного надзора по управлению многоквартирным домом, это является основанием для прекращения права управления домом.
У собственников жилья остается право на сохранение полномочий управляющей организации, однако, для этого такое решение должно быть принято на общем собрании собственников. В этом случае право управления домом у лицензиата не прекращается.
Данное положение дает возможность смены собственниками управляющей организации в несколько упрощенном порядке.
Аннулирование лицензии
Порядок аннулирования лицензии на управление многоквартирным домом установлен в статьях 199-200 Жилищного кодекса РФ.
По общему правилу, лицензия аннулируется в судебном порядке на основания заявления органа государственного жилищного надзора.
dogovor-urist.ru
Деятельность по управлению многоквартирными домами как объект лицензирования
Процесс лицензирования, конечно, не ограничивается только лишь ФЗ -№ 99, сам процесс лицензирования затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества и государства в целом, модернизация в этом направлении на прямую связанна с законодательными тенденциями. В последнее время законодательный процесс Российской Федерации набирает обороты и все качественные поправки имеет большинство законодательной базы.
Большую роль сыграли и изменения в Жилищном кодексе Российской Федерации, этому способствовал Федеральный закон от 21.07.2014 № 255 (далее ФЗ-№ 255). Данный Федеральный закон был сформирован и направлен на окончательное закрепление государственного регулирования деятельности непосредственно в сфере управления многоквартирными домами, используя основной формой данного механизма систему лицензирования. Однако этот Федеральный закон вносит свои поправки не только в Жилищный кодекс, он коснулся и таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) правонарушений и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также ряде других законодательных актов Российской Федерации.
ФЗ -№ 255 устанавливается, что начиная с 1 мая 2015 года, юридические лица и лица индивидуальной предпринимательской деятельности в области управления многоквартирными домами, проводится согласно тем договорам, которые были заключены управляющей организацией, то есть лицензиатом, только исключительно на основании и при наличии лицензирования данного вида деятельности, то есть управления многоквартирными домами, то есть лицензия. В данной поправке имеется исключение, которое было установлено для потребительского спецкооператива либо для товарищества собственников жилья. Согласно данного закона данная лицензия имеет бессрочный характер, является действительной на территориях всех субъектов Российской Федерации, возможность ее использования имеет лишь лицензиат, и не может передаваться третьим лицам.
Согласно нового законодательства, собственники многоквартирных домов, получили срок до 1 апреля 2015 года, чтобы собрать всех жильцов и провести необходимое собрание, на которой принимается решение о иной форме управления дома. Для тех, кто своевременно не принял соответствующее требование, либо не провел собрание, местное самоуправление объявляло об открытом конкурсе, на котором и определялась управляющая организация, данный конкурс имел свой порядок, который был закреплен Правительством РФ. Это закреплялось в части 4 статьи 161, срок назначался один месяц со дня объявления, согласно Жилищного кодекса РФ.
Рассмотрим изменения, вносимые в Кодекс об административных нарушениях, согласно ФЗ -№ 255, начиная с 1 апреля 2015 г. появились новые составы правонарушений в административном праве, а именно: наличие нарушения законности при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению; совершение деятельности без лицензии; в случае ненадлежащего выполнения или в случаях невыполнения предписаний органов выдающих лицензии; нарушение лицензионных требований по управлению многоквартирных домов согласно законодательства Российской Федерации.
Данный закон является основным источником информации и правового регулирования в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, в нем закреплены основные функции, которые выполняет лицензионный надзор, а также определяет сущность лицензионного контроля. Им разграничены основные моменты деятельности лицензионной комиссии, именно в нем определены основные положения выдачи или отказе лицензии для предпринимателей, а также моменты приостановления ее деятельности и возможной аннуляции лицензии.
Лицензирование в данном аспекте законодательства проводится на протяжении 30 дней со дня подачи заявления соискателем, в данном случае отказом может послужить только, если заявление не соответствует лицензионным требованиям.
Согласно ФЗ — № 255, субъектами РФ должна быть создана постояннодействующая комиссия по лицензионным вопросам, чтобы обеспечить деятельность данной комиссии в области надзора и контроля по лицензированию деятельности многоквартирных домов в субъекте РФ.
В 2015 году в порядке деятельности управляющих компаний появилось существенное нововведение. Для того чтобы иметь возможность эффективно влиять на недобросовестных предпринимателей в этой сфере рынка услуг, государство приняло решение установить правовой фильтр в виде лицензирования. Ранее государство было неправомочно вмешиваться в договорно-правовые отношения между гражданами и управляющей организацией. Для того, чтобы продолжать работу в сфере управления многоквартирными домами, каждая управляющая организация обязана пройти процедуру лицензирования. Для этого она обязана выполнить шесть лицензионных требований, после чего обратиться в орган государственного жилищного надзора для выдачи лицензии.
Требования следующие: регистрация организации на территории Российской Федерации, отсутствие судимости у руководителя управляющей компании, отсутствие данных этого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, отсутствие фактов лишения лицензий в предыдущие годы или в других регионах России, соблюдение требований по раскрытию информации и сдача руководителем управляющей компании специального квалификационного экзамена. После этого выдается бессрочная лицензия. При этом она будет действительна только в том субъекте РФ, в котором выдана.
Лицензионная комиссия, является межведомственным органом, в которую входят как представители государственной и муниципальной власти, так и общественности, в том числе собственники многоквартирных домов. Комиссия принимает окончательное решение: выдать управляющей компании лицензию или нет, аннулировать через суд ее лицензию или нет. Также комиссия принимает квалификационные экзамены, и ее представители участвуют в мероприятиях по лицензионному контролю.
Квалификационный экзамен для руководителей управляющих компаний будет проводиться в виде компьютерного тестирования на знание законодательства в сфере ЖКХ. Он поможет выяснить, есть ли минимально необходимый уровень знаний у человека, который желает возглавить управляющую организацию. Претенденту будет задано 100 из 200 вопросов, утвержденных Министерство строем России.
Экзамен будет считаться сданным, если было не менее 86 правильных ответов. Протокол сданного экзамена будет служить основанием для оформления квалификационного аттестата — официального документа, дающего право трудиться на руководящей должности в управляющей организации.
В настоящий момент разработаны и подготовлены новые законопроекты по данному направлению, которые пока еще не вступили в законную силу. С 1 сентября 2014 года, вступили в силу первые изменения в жилищном законодательстве, которые предусматривали переход на новый этап государственного регулирования управлению многоквартирными домами с использованием механизма лицензирования, данные изменения закреплены в ФЗ — № 255.
В соответствии с указанным нормативно правовым актом Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом Х, предусматривающим положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионных требованиях к лицензиату (соискателю лицензии), должностному лицу лицензиата (соискателя лицензии), аннулировании лицензии и прекращении ее действия.
Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.
Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 789/пр. Указанный приказ вступил в силу 15 декабря 2014 года. [1]
В соответствии с изменениями в Жилищном кодексе Российской Федерации лицензирование деятельности по управлению многоквартирных домов приобрело обязательный характер, в соответствии с этим для данного вида деятельности с учетом особенности его лицензирования предъявляются особые требования согласно пунктам 1-5 части, статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данных пунктов рассмотрим особенности ведения лицензионной деятельности в области управления многоквартирных домов. Итак, соискателями на получение лицензии по данному профилю на территории Российской Федерации могут быть либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели, иностранные лица, к получению лицензии по управлению многоквартирными домами не допускаются, согласно действующего законодательства.
Лицензиат и соискатель лицензии должен иметь соответствующий квалификационный аттестат, который подтверждал бы, что они являются компетентными лицами в данной сфере. Законодательство требует, чтобы у лицензиата или соискателя лицензии отсутствовала непогашенная судимость, которая касается экономической деятельности, а также тяжкие преступления и преступления средней тяжести. В реестре не должно быть лиц, которые ранее при осуществлении данного вида деятельности лишились лицензии путем ее аннуляции за неисполнение требований лицензионного органа, а именно ненадлежащее содержание имущества многоквартирного дома. Также не допускаются лица имеющие административное наказание- дисквалификацию.
Не допускается внесение в свободный реестр юридически лиц и лиц индивидуальной предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, если ранее лицензиат, соискатель лицензии получили распоряжение об аннуляции лицензии.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). [2]
При проведении общего собрания необходимо учитывать требования ст. 45 Жилищного кодекса, в частности, необходимо заранее (за 10 дней до даты проведения собрания) известить собственников о проведении собрания, соблюсти порядок проведения общего собрания, собрать необходимый кворум собственников, соблюсти порядок подсчета голосов, указать необходимые реквизиты протокола собрания и т.д.
В случае нарушения указанных норм, по иску собственников, решение собрания могут признать недействительным, а результаты выборов управляющей компании отменить.
В случаи подачи заявления для предоставления соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, должны также учитываться все необходимые лицензионные требования согласно пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации [3], то есть лицензиат должен учитывать требования по предоставлению необходимой информации, соискатель лицензии, лицензиат должен предоставить в указанный срок следующие документы:
— заявление, которое должно быть оформлено согласно государственных стандартов, которые находятся в силе согласно действующего законодательства;
-учредительные документы, копии, заверенные нотариусом;
-квалифицированный аттестат, копии, заверенные нотариусом;
-опись поданных документов.
Рассмотрим требования, которые предъявляются лицензиату согласно существующего законодательства. Согласно части 2-3, статьи 161 ЖК РФ, выдвигаются следующие требования к лицензиату выполнение и оказание всех соответствующих услуг и работ, связанных с обеспечением надлежащего порядка и соответствия с техническими требованиями правил содержания общего имущества в хозяйственной деятельности многоквартирных домов. Лицензиат, должен следить за выполнением и осуществлением коммунальных услуг меру комфортабельности и благоустроенности многоквартирного дома опираясь на требования существующих норм законодательства, которые регламентируют приостановление, предоставление коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Согласно законодательства, лицензиат должен выполнять свои обязанности по управлению многоквартирным домом, в эго обязанности входит содержание многоквартирного дома в надлежащем порядке согласно требований, проводить соответствующие ремонтные работы, сохранять имущество многоквартирного дома, предоставлять своевременно необходимые коммунальные услуги, производить аварийные ремонты в случае необходимости, благоустраивать дом. Данные требования закреплены в ЖК РФ [4]. К ним можно отнести следующие требования:
— обязательная регистрация юридического или индивидуального предпринимательства, которое оформлено только на территории Российской Федерации;
— квалификационный аттестат лицензиата;
— отсутствие судимости за преступления в экономической деятельности, преступление тяжкие и средней тяжести;
— в реестр не допускаются лица имеющие функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, которая была приостановлена, аннулирована в связи с невыполнением обязанностей и требований лицензиата в предпринимательской деятельности по управлению многоквартирных домов
— в свободном федеральном реестре лицензиат не должен находится как предприниматель, лишенный лицензии, которая выдавалась ему по данному профилю ранее;
— обязательное соблюдение требованию лицензирования и ведения деятельности по управлению многоквартирных домов.
По законодательным пунктам ЖК РФ, соискатель лицензии после подачи соответствующих документов в течении 30 рабочих дней должен получить решение по выдаче лицензии, либо в ее отказе с четко сформулированной причиной данного решения, со ссылками на действующее законодательство.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ:
"Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом" [5].
Такая форма управления предпочтительна тогда, когда жильцы дома практически незнакомы между собой, мало платежеспособны и не доверяют сторонним организациям. То есть они выбирают непосредственное управление многоквартирным домом, чтобы снизить расходы на содержание жилища. Но такая форма все равно требует регистрации юридического лица и открытия соответствующего счета, на котором будут накапливаться средства на крупные разовые общедомовые расходы и так далее. В случае если жильцы не решают вопросы обслуживания своего дома самостоятельно, то городская администрация принимает решение назначить для управления ту или иную организацию.
Непосредственное управление многоквартирным домом предполагает индивидуальную ответственность в отношении неисполнения обязательств по оплате за коммунальные услуги. Все решения относительно обслуживания и ремонта дома принимаются на общем собрании коллективно. Непосредственное управление многоквартирным домом: минусы и плюсы непосредственный способ управления многоквартирным домом. Данная форма управления имеет свои недостатки и преимущества.
Таким образом, следует отметить следующее, что лицензия на управление многоквартирными домами состоит из деятельности жилищного надзора, государственного типа, которые осуществляют контроль над деятельностью в процессе лицензирования. Лицензии, которые выдаются по данному виду деятельности носят бессрочный характер только исключительно на территории Российской Федерации, тем органом, который непосредственно выжали данную лицензию, лицензия не может быть передана третьему лицу согласно законодательству РФ.
Законное основание для выдачи лицензии связано непосредственно с пунктами принятого ФЗ-№ 99, с учетом тех особенностей, которые предусмотрены по специфике деятельности управления многоквартирными домами по ЖК РФ. "Положения ФЗ-№ 99 о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и ФЗ-№ 99 к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения требований настоящего Кодекса и ФЗ-№ 99 к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.« [6]
Список литературы:
- Скловский К.И. Применение гражданского законодательство о собственности и владении. Практические вопросы. М.: Статут, 2014. С. 22.
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Измайлов Р. Р. «Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами» 2016. № 4 (65) апрель С. 143
journalpro.ru
важные нюансы для УО и жилищных объединений
УО обязаны направлять в жилищные инспекции сведения об изменении перечня МКД, которыми они управляют. Сообщать о добавившихся новых домах и домах, которые больше не находятся в их управлении. Все просто, но на практике остается много вопросов, в частности неразбериха с датами и схемами договорных отношений.
В этой статье рассмотрим нюансы внесения МКД в реестр лицензий и в лицензии на управление МКД. Материал будет полезен и жилищным объединениям, которые смогут разобраться, где заканчивается ответственность УО по договору управления МКД.
Отдельная проблема возникла в отношении договоров управления МКД, заключенных между УО и жилищными объединениями.
В чем суть проблемы
ТСЖ вправе заключить договор управления МКД. Это предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ. В данном случае ТСЖ, ЖК, ЖСК осуществляют контроль за выполнением УО обязательств по такому договору (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
В свою очередь, УО в течение трех рабочих дней со дня заключения договора управления обязана разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Значит, МКД, в котором есть и ТСЖ, и УО, «попадает» в лицензию УО на управление МКД? Разбираемся дальше.
Кто принимает решение о внесении МКД в реестр лицензий
Решение о включении МКД в реестр лицензий субъекта РФ принимает лицензирующий орган (жилищная инспекция). Лицензиат подает заявление и необходимые документы, а лицензирующий орган рассматривает их и принимает решение. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.
К сведению
От того, внесен ли МКД в реестр лицензий субъекта РФ, зависит, например, право УО выставлять платежные документы. Но в случае договора управления между УО и жилищным объединением УО обязана собирать с собственников платежи за ЖКУ в силу закона (ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ). Даже в том случае, если МКД не включен в реестр лицензий.
К заявлению о внесении изменений в реестр, помимо прочих документов, нужно приложить копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД. А в случае выбора УО по результатам открытого конкурса — копию договора управления, подписанного самой УО. Обратите внимание: договор, заключенный между УО и жилищным объединением, приказом не предусмотрен.
Кроме того, к заявлению нужно приложить копию протокола общего собрания в МКД или протокола открытого конкурса по отбору УО. Собственники не подписывают договор управления, если он заключается между УО и жилищным объединением. Получается, что нет ни договора, подписанного собственниками, ни протокола общего собрания в МКД. Тем более нет протокола открытого конкурса по отбору УО. Что же станет основанием для включения МКД в реестр лицензий субъекта РФ?
Практика показывает, что после заключения договора управления МКД с ТСЖ, ЖК, ЖСК директора целого ряда УО подают в лицензирующие органы заявления о включении данного дома в лицензию. В ряде субъектов РФ жилищные инспекции принимают позицию УО и включают сведения как в реестр лицензий, так и в лицензию УО. Давайте согласимся с этой позицией инспекторов и рассмотрим несколько сценариев развития событий.
Какие могут быть последствия некорректного внесения МКД в реестр лицензий
Включили МКД в лицензию УО — и в отношении УО осуществляется лицензионный контроль. А в отношении ТСЖ осуществляется жилищный надзор, ведь оно должно контролировать УО и нести ответственность перед собственниками помещений в МКД. Это законно?
Собственники помещений вносят плату за ЖКУ на счет УО, если между УО и жилищным объединением заключен договор управления. Это указано в ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ. УО со своего счета перечисляет деньги сторонним организациям. Исключение — решение общего собрания платить за ЖКУ непосредственно РСО, как это предусмотрено ч. 7.1 указанной статьи.
Наступает проверка соблюдения жилищного законодательства. Не используем термины «лицензионный и жилищный контроль», поскольку точно не знаем, кого будут проверять — УО или жилищное объединение. Если взять за основу решение общего собрания о создании ТСЖ, то проверять нужно выполнение ТСЖ своих обязательств. Административная ответственность лежит в рамках жилищного надзора. Но мы помним, что органы ГЖН включили МКД в лицензию УО. Значит ли это, что вся административная ответственность перешла на УО, в отношении которой жилищный надзор заменен на лицензионный контроль? Или она каким‑то образом разделена между ТСЖ и УО?
В данной ситуации видится два скрытых умысла. Один — это желание контрольного органа улучшить статистику по сумме штрафов. В рамках лицензионного контроля, под который попадает деятельность УО, штрафы в разы выше. Второй — желание УО при проведении проверки «перекинуть» административную ответственность на ТСЖ. Схема проста: ТСЖ получает меньший штраф за то же нарушение, а УО возмещает ему сумму штрафа и не несет ответственности за некачественную работу.
Также усматривается желание УО увеличить обслуживаемые площади, с тем чтобы при отрицательном развитии ситуации не лишиться лицензии как таковой.
От редакции
В ситуации, когда ТСЖ, ЖК, ЖСК заключают договор управления с УО, собственники помещений в МКД не выбирают УО и не утверждают условия договора. УО отбирается на усмотрение ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые затем осуществляют контроль за выполнением работ и оказанием услуг.
Указания на то, что данная схема управления МКД рассматривается как смена способа управления МКД, ЖК РФ не содержит.
Очевидно, что собственники помещений в МКД выражают доверие такому способу управления МКД, как управление товариществом или кооперативом, и, соответственно, осуществляют взаимодействие в рамках управления МКД с правлением ТСЖ, ЖК, ЖСК.
На заметку
Ответственность за МКД между УО и жилищным объединением можно определить в договоре управления
Законодательство позволяет заключать договор управления между ТСЖ и УО. При этом ТСЖ должно «осуществлять контроль». Но какой контроль? Как осуществлять? И кого накажет орган госжилнадзора, если выявит, например, ненадлежащее содержание общего имущества? Ответы на эти вопросы нужно включать в условия договора управления. Договор станет главным аргументом и в отношениях УО с жилищным объединением, и при проверке жилищной инспекцией.
www.gkh.ru