PRAKTIK . Творческий бизнес
Особенности креативного мышления в бизнесе
Антон Бахарев
Новинка МИФа — книга «Создайте личный бренд» — о том, как разбудить свои творческие способности, чтобы придумывать бизнес-идеи. Рассмотрим 10 особенностей креативного мышления.
1.Креативное мышление очень социально
Как в области искусства, так и в сфере бизнеса человек может придумать замечательную идею сам. Однако креативность, особенно в бизнесе, всегда требует взаимодействия с другими людьми. Реализация идеи в большинстве случаев потребует сотрудничества, и не просто с кем-нибудь. Вам нужны люди, которые думают так же, как вы: обладают тем же умом, воображением и в особенности мотивацией.
Но для того чтобы разговор был плодотворным, а идея успешно реализовалась, они должны играть другие роли и иметь другую подготовку. Идеи существуют для того, чтобы их обсуждали и оспаривали, особенно в небольших группах. Не имеет смысла сидеть дома в одиночестве и ходить по кругу. Вам нужны люди, с которыми вы могли бы обсудить ваши идеи, люди, которые покажут вам все в другом ракурсе, которые хотят сотрудничать и объединять усилия и способности.
2. Для креативного мышления нужно правильное пространство
Правильное окружение способствует креативности. Оно должно подпитывать вашу душу. Только вы можете решить, где это место. Подумайте, например, о вашем домашнем офисе, месте, где вам комфортно наедине с вашими книгами, вашим любимым креслом, вашей музыкой и где достаточно места для ваших заметок с идеями.
Хорошие компании создают для сотрудников креативное пространство, в котором комфортно находиться. Иногда люди путешествуют или переезжают в креативные города, например в Лондон, Шанхай, Амстердам, Буэнос-Айрес, и таким образом они ищут то, что Ричард Флорида в своей книге Cities and the Creative Class назвал местом, где ты находишь «хороший воздух, связи, мощности для исследования, инвестиции венчурного капитала и целое созвездие различных производителей», которые взращивают креативный класс и его представителей.
3. Для креативного мышления нужно время
Многие люди разделяют убеждение Кельвина (героя мультика «Кельвин и Хоббс»): «Ты не можешь просто включить креативность. Нужно быть в правильном настроении. Что это за настроение? Паника последней минуты!»
Некоторые виды давления и паника последней минуты иногда могут помочь, но поиск решений «требует времени».
Креативность не работает с девяти до пяти.
Идеи приходят и уходят, и нужно время, чтобы посидеть и подумать. Время наедине. Время, чтобы поиграть. Время, чтобы поэкспериментировать. Время, чтобы почитать. Время, чтобы подумать. Время, чтобы поговорить с другими. Идея — это нечто живое, ей нужно вырасти, и это подразумевает, что вы потратите на это время.
Google, например, подстегивает креативность: сотрудники компании тратят до 20% рабочего времени на проекты по собственному выбору.
4. Для креативного мышления нужно разнообразие
Многие компании до сих пор сохраняют странную привычку выбирать для работы кандидатов с одинаковыми резюме, то же самое происходит в бизнес-школах и школах дизайна. Чего вы ожидаете от группы одинаковых людей? Одинаковых ответов.
Поэтому разнообразие — основа креативности. Нужно видеть скрытые в разнообразии возможности. Мультикультурализм — это ответ, а не проблема. Команды, участники которых принадлежат к разным культурам, при условии правильного управления обладают наибольшим потенциалом создания и внедрения инноваций, при этом в таких группах гораздо выше обучаемость и, кстати, больше веселья.
5. Креативное мышления требует разноплановых ресурсов
Наблюдение, исследование и визуализация — важные навыки. Собирайте статьи, объявления, картинки, предметы, фильмы, музыку, частички и кусочки повседневной жизни. Читайте разные газеты и журналы по дизайну. Посетите музей истории или дизайна, что вам больше нравится. Станьте детективом в области дизайна — заходите в магазины по всему миру. Это будет тот материал, который позволит вам создать доску настроения. «Доска настроения» — это наглядная иллюстрация, инструмент, позволяющий изобразить атмосферу или ощущение, которое вызывает идея. Это помогает вдохновить вас и вашу команду и задать импульс.
6. Креативное мышление включает три этапа
Это основной процесс и базовая цепочка создания ценности для новых идей. Сначала в вашем сознании, потом — на бумаге или на цифровых носителях, и наконец — в реальности. Вам нужно уметь создавать проект, представлять его себе и оценивать. Как вы оцениваете? Положите на стол перед собой три разных продукта. Как они воздействуют на пять ваших основных чувств? Положительно или отрицательно? Спросите себя почему. Определите критерии, помните о цели и всегда думайте о потребителе. Оценивайте.
7. Креативное мышление означает множество идей
Идея — это не одиночное явление. Важно иметь много идей. Сначала количество, потом качество, пытаемся отфильтровать ненужное, чтобы найти правильную идею. Запишите идеи на стикерах и приклейте на стены. Если идея задерживается у вас в мыслях дольше, чем на несколько недель, значит, в ней что-то есть. Следуйте своим инстинктам.
8. Креативному мышлению нужны стимулы
Стимулы могут принадлежать к разным областям: это могут быть другие формы искусства, беседы, исследования, чтение, опыт. Помните, что разочарование тоже может вдохновлять. Как часто вы расстраивались из-за товаров или услуг? Почему бы не усовершенствовать их вместо того, чтобы винить производителя? Придайте своему раздражению правильное направление. Попробуйте усовершенствовать продукт, который вам не нравится, сделайте набросок и отправьте его производителю.
9. Креативное мышление нужно защищать
Самые творческие люди работают как креативные предприниматели, они сами себе начальники по большей части потому, что любят свободу. Как человеку, который живет за счет создания творческих идей, имеющих экономическую ценность, вам следует разбираться в правовых вопросах. Можно узнать больше об интеллектуальной собственности в интернете, есть также справочники по интеллектуальной собственности, в которых описаны наиболее общие ее виды, указаны ваши права и обозначено, где и как вы можете их защитить.
10. Анализируйте цепочки создания ценности креативных продуктов
Например, съемки фильма — процесс с самой сложной цепочкой создания стоимости, которая только может быть. Он сложен из-за сроков, стоимости и организации взаимодействия множества людей на всех четырех ступенях создания ценностной цепочки. Эта цепочка начинается со сценариста, потом идет выпускающая компания, далее — режиссер, маркетинг и выпуск фильма в прокат в кинотеатрах, на телевидении, на DVD и т. д. Гораздо проще, когда вы как графический дизайнер разрабатываете корпоративный стиль для стартапа и работаете напрямую с владельцем или продаете свои фотографии через собственный сайт клиентам без каких-либо посредников.
Подготовлено по материалам книги «Создайте личный бренд».
Картинки в посте: источник.
biz.mann-ivanov-ferber.ru
Творческий рост в бизнесе - БИЗНЕС
ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ В БИЗНЕСЕ
Творческие люди растут. Если нет роста, то нет и творчества. При этом чаще всего рост творческого человека все оценивают с профессиональной точки зрения. Но есть одна особенность, которую часто упускают из виду. Профессиональный рост не значит, что автоматически происходит повышение доходов, статуса и уровня личной свободы. Поэтому я попробую нарисовать схему роста с точки зрения бизнеса. В моей схеме творческий человек проходит пять стадий. Это не уровни развития и они не означают, что нужно обязательно подниматься на следующую ступень. Главное, чтобы было хорошо там, где Вы находитесь. Но при этом нужно точно понимать какие правила работают на каждом из уровней и какие задачи нужно решать.
Уровень #1. Наемная работа. Хорошее начало для дизайнеров, программистов и людей любых творческих профессий. Работа в команде дает бесценный опыт, организует, развивает навыки, позволяет учиться. Это шанс поработать рядом с мастерами своего дела и конечно определиться с тем, что действительно интересно по жизни, найти свой стиль работы и понять, куда двигаться дальше. Главная проблема этого уровня: как найти свою команду и получать достойные деньги.
Уровень #2. Работа на себя. На этот уровень люди переходят в двух случаях: (1) им не удалось найти достойную работу или (2) они хотят больше зарабатывать. Работа на себя – это freelance. Это хороший шанс испытать себя. А если не получиться, то всегда можно вернуться в лоно стабильной наемной работы, хотя уже будет сложнее ужиться с внешними правилами. На фрилансе можно выбирать интересные проекты, а не браться за все, что поручает руководитель. Однако, уходя на фриланс, творческие люди часто упускаю одну очевидную вещь: теперь им придется искать заказчиков и договариваться о деньгах самостоятельно. С другой стороны есть возможность покачать свои деловые, финансовые и организационные навыки. У творческого человека появляется возможность зарабатывать значительно больше, но по факту не у всех это получается. Неудачливый фрилансер начинает делает все, за что готовы платить заказчики. Развитие останавливается, интересные проекты уходят в агентства, финансовое будущее выглядит туманным. Поэтому главная проблема на втором уровне: как искать клиентов и больше зарабатывать.
Уровень #3. Своя команда. Свою команду создают или бывшие наемные работники или бывшие фрилансеры. Наемные работники часто снимаются с насиженного места всем коллективом и создают свою компанию, которая становится конкурентом бывшему работодателю. Фрилансеры создают свою команду для того, чтобы делать больше заказов и брать более масштабные и более дорогие проекты. Своя команда – это весело. Это вечный драйв и вечный геморрой. Помимо того, что теперь нужно искать заказчиков, договариваться о деньгах, так еще прибавляются заботы по управлению весьма творческим коллективом. Наемные работники требуют стабильной зарплаты, офис требует арендных платежей и творческий человек постепенно начинает работать не на себя, а на свою команду. Это не хорошо и не плохо. Просто это такая работа, которой нужно отдаваться целиком. Здесь идет реальная проверка на прочность. Тварь Вы дрожащая или все же имеете право носить имя руководителя творческого коллектива. Главная проблема третьего уровня: как сделать так, чтобы доходы от проектов превышали Ваши расходы.
Уровень #4. Свой бизнес. До своего бизнеса доходят не многие. Творческие люди редко испытывают внутреннюю мотивацию к переходу на этот уровень. Творческий человек чаще горит каким-нибудь новым интересным проектом, чем стремится выстроить бизнес процессы. Если у руководителя своей команды появляется свободное время, то оно посвящается тому, как взвалить на себя еще больше работы. В нашей деловой культуре даже многие владельцы бизнеса до сих пор не видят разницу между владением бизнесом и управлением бизнесом. Первый звоночек звенит в ситуации, когда два или больше важных проекта совпадают по времени. Творческий характер работы предполагает глубокое погружение и приходится разрываться, это плохо сказывается как на творчестве, так и на моральном самочувствии и здоровье. Дальше творческий руководитель своей команды замечает, что некоторые проекты его команда просто не в силах сделать, а как расширять бизнес непонятно. Увеличение количества сотрудников не помогает. Становится только хуже, со всеми вопросами сотрудники идут к руководителю и помимо собственной работы, теперь нужно решать чужие проблемы. Времени ни на что не хватает. Второй звоночек звенит, когда начинают уходить заказчики. Это происходит из-за того, где-то не дожали, где-то не доделали, где-то не проявили инициативу. Руководитель команды упускает заказчиков только из-за того, что воспринимает их задачи, как задачи лично для себя. Здесь руководитель встает перед выбором. Довольствоваться достигнутым уровнем или идти дальше и строить свой бизнес. Свой бизнес означает, что собственник бизнеса посвящает свое основное время строительству системы, а всю работу делают его сотрудники. Для творческого человека это очень сложный моральный шаг. Как, ведь они не справятся, сделают не так хорошо, как я, провалят проект! Чтобы не лезть в проекты творческому человеку необходимо сосредоточить свои творческие силы на маркетинге (это достаточно креативная область) и на осознании того, что свой бизнес – это возможность быть первым, быть лучшим, делать самые грандиозные проекты. Если заказчики видит, что у Вас не просто своя команда, а у Вас свой бизнес, они начинают доверять Вам все больше. Поэтому главная проблема четвертного уровня: как автоматизировать и масштабировать творческий бизнес.
Уровень #5. Полная свобода. Если у Вас есть бизнес, то Вы имеете право делать с ним, что хотите: получать прибыль, продавать или забыть о нем ради нового проекта. Если Вы такой возможности не имеете, если без Вас бизнес загибается в первые несколько месяцев, то ВЫ себя обманываете. Пожалуйста, возвращайтесь на уровень 4 и наведите порядок. Главная проблема пятого уровня: как выйти из бизнеса, как его продать, как получать пассивный доход.
Сразу скажу, что лично меня – Руслана Краснова – волнует проблема перехода с уровня 3 на уровень 4.
Зачем нужны все эти уровни? Для меня – это вектор развития бизнеса. Понимая стратегию, можно ставить текущие цели. Я знаю, где нахожусь, и я знаю, куда я хочу попасть. Остается только помнить и делать. Сказать по правде, это самое сложное.
UPD. После разговора с одним творческим человеком я решил дополнить свою схему уровнем #0. Это уровень, на котором творческий человек вообще не зарабатывает своим творчеством. Например, работает на обычной работе, а творчеством занимается для себя в свободное время. На самом деле таких людей большинство. Но моя личная позиция по этому поводу выглядит достаточно жестко. Такую деятельность я не считаю творчеством. Это самовыражение, но не более того. Отсутствие материальной отдачи дает повод очень легко обманываться и постепенно деградировать. Исключения есть, но они, как известно, только подтверждают правило.
Другие посты на эту тему:Секрет больших денег в творческом бизнесеПростой способ развития творческого бизнесаПочему мы не любим говорить о деньгах?
rukrasnov.ru
Что такое креативный бизнес? - БИЗНЕС
ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНЫЙ БИЗНЕС?
Такие понятия как “креативное предпринимательство” или “креативный бизнес” пока не очень популярны в России. Однако креативный бизнес в Европе и Америке развивается очень стремительно. Креативный предприниматель – это человек, который объединяет творческих людей и деньги в одном месте. Он заставляет капитал плясать под дудку таланта (по меткому выражению двух шведских музыкантов Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, авторов книги “Бизнес в стиле фанк”). Творческие предприниматели не стремятся только к увеличению доходов. Как истинные художники они любят независимость. Их главные ценности – это свобода и время. Обладание свободой и временем иногда более важно, чем обладание деньгами. Свободные творческие предприниматели имеют огромное конкурентное преимущество, поскольку готовы в любой момент открыть новый бизнес и двинуться в новом направлении.
Я заметил, что у многих творческих людей напрочь отсутствует опыт и знания о том, как продвигать свое творчество. Существует очень много стереотипов, особенно в России. Один из них состоит в том, что настоящий художник должен быть бедным. Творческие специалисты часто не понимают, что успех зависит от навыков продвижения. Многие творческие люди стремятся создать свой бизнес. Да, это естественное желание. При этом у творческих людей никогда нет сомнений, чем заняться. Они полны идей. Но их мечты часто разбиваются о реальные законы рынка. Поэтому прежде чем пускаться в свободное плавание, нужно изучить, по каким законам работает творческий бизнес.
Для того, чтобы глубже исследовать тему креативного бизнеса и понять его законы, я намерен изучать опыт успешных творческих людей и руководителей творческих компаний. Начинающим креативным предпринимателям часто кажется, что перед ними стоят непреодолимые стены. Но это происходит лишь до тех пор, пока мы не видим реальные примеры людей, которые занимаются творчеством, наслаждаются свободой и не испытывают проблем с деньгами. Эти примеры вдохновляют на поиск эффективных решений в своем бизнесе. В рунете до сих пор нет ресурсов, где бы обсуждалась тема креативного предпринимательства. При том, что с каждым годом появляется все больше компаний работающих в творческой сфере – рекламных агентств, дизайн-студий, web-студий и различных стартапов в креативных областях. Все мы сталкиваемся со схожими проблемами, которые можно и нужно обсуждать.
О том, что именно я собираюсь делать, я написал здесь.
Другие посты на эту тему:Леонид Бугаев о креативном бизнесеАртем Мельник о любимом деле
rukrasnov.ru
Что такое творчество в бизнесе
Обычно творчество ассоциируется с искусством и понимается как выражение особо оригинальных идей. Вспомните Пабло Пикассо, который заново изобрел стандартные художественные приемы или Уильяма Фолкнера, который дал новое определение художественной литературе. Для успешного бизнеса одной оригинальности недостаточно — творческие идеи должны быть полезными и осуществимыми. Примерами удачного влияния на бизнес могут стать улучшение качества продукции или разработка нового технологического процесса.
Творчество в основном ассоциируется с художественной оригинальностью, и поэтому в коммерческих организациях часто бывает сложно найти для него подходящее место. На семинарах я спрашивала менеджеров, в каких функциях для них творчество неприемлемо. Около 80% ответили: бухгалтерия. По их мнению, единственное подходящее место для творчества — это отдел маркетинга и исследований. Но творчество может быть полезным для каждой функции в организации. Вспомните о бухучете по работам. Это было настоящее изобретение — бухгалтерское изобретение, а его влияние на бизнес оказалось положительным и глубоким.
Менеджеры не только с опаской думают о творчестве в бухгалтерии, или даже в любом подразделении, которое имеет дело с систематическими процессами или юридическими нормативами, но также придерживаются довольно узких взглядов на творческий процесс в целом. Для них творчество — это способ мышления, или, например, изобретательность при решении проблем. И действительно, воображение важно, но это только малая составляющая творчества. Важны также две другие его составляющие: компетентность и мотивация.
Компетентность — это совокупность навыков и знаний, которыми человек обладает и может применить в процессе своей работы. Возьмем, например, работающего в фармацевтической компании ученого, задача которого — разработка лекарства для больных гемофилией, усиливающего сворачиваемость крови. Его компетентность — это научное мышление плюс знания и технические навыки в медицине, химии, биологии и биохимии. Неважно, как он получил эти знания — через формальное образование, практический опыт или работая с другими профессионалами.
Компетентность — это то, что лауреат Нобелевской премии, экономист и психолог Герб Саймон назвал «сетью возможных догадок» — интеллектуальное пространство, которое используется для исследования и решения проблем. Чем шире это пространстве, тем лучше.
Творческое мышление, как сказано выше, связано с процессом решения проблем, то есть это способность находить новое применение старым идеям. Это умение зависит от личности, а также от характера, типа мышления и подхода к работе. Например, ученый-фармацевт сможет творчески мыслить, если он способен не соглашаться с другими, то есть если он способен принимать решения, которые не совпадают со стандартным подходом. Еще более творческие личности способны легко выворачивать проблемы наизнанку и совмещать знания из, казалось бы, несовместимых областей. Например, они могут обратиться к ботанике и поискать решение проблемы гемофилии в сосудистых системах растений, которые могут оказаться полезными и подстегнуть интуицию в отношении кровотечений у человека.
Что касается стиля работы, ученый сможет намного легче добиться творческого успеха, если продолжает настойчиво заниматься сложной проблемой. Упорное выполнение бесконечно повторяющихся серий скучных экспериментов увеличивает вероятность по-настоящему творческого прорыва. Ему также способствует так называемая «инкубация», то есть способность временно откладывать в сторону сложные проблемы и работать над чем-то другим, позднее возвращаясь к сложностям со свежими взглядами.
Компетентность и творческое мышление — это индивидуальное сырье, так сказать, природные ресурсы. Но фактические действия определяются третьим фактором — мотивацией. Ученый может обладать выдающимися академическими достижениями и огромной способностью генерировать новые взгляды на старые проблемы. Но если для выполнения конкретного задания ему не хватает мотивации, оно останется невыполненным. Компетентность и творческое мышление специалиста либо окажутся невостребованными, либо будут потрачены на что-то другое.
Однако, разные формы мотивации не одинаково воздействуют на творчество, в чем я неоднократно убеждалась в ходе исследований. Более того, результаты убедительно доказывают, что существует два типа мотивации — внешняя и внутренняя, причем последняя более важна для творчества. Но давайте начнем с рассмотрения внешней мотивации, потому что чаще всего именно ее недостатки лежат в основе проблем творчества в бизнесе.Внешняя мотивация приходит извне, в виде пряника или кнута. Если начальник нашего ученого обещает финансовое вознаграждение за успешную разработку лекарства от гемофилии или угрожает увольнением в случае неудачи, без сомнения, ученый получит нужную мотивацию в поисках решения. Но такая мотивация «заставляет» ученого делать свою работу с целью получить что-нибудь желанное или избежать чего-то неприятного.
Наиболее известный внешний мотивационный фактор, используемый менеджерами — деньги. Они не всегда мешают людям в применении творческого подхода. Но во многих ситуациях они и не помогают, особенно, когда люди начинают чувствовать, что их покупают или ими управляют. Что более важно, сами по себе деньги не заставят работников любить свою работу. Денежное вознаграждение не может волшебным образом заставить людей считать свою работу интересной, если в душе они считают ее нудной.
Деньги не всегда мешают людям в применении творческого подхода, но во многих ситуациях они и не помогают.
Любовь и интерес к работе, внутреннее желание человека что-то сделать — вот что является основой внутренней мотивации. Например, ученый, о котором шла речь выше, внутренне мотивирован, если его работа над лекарством от гемофилии происходит от интереса к гемофилии, личного вызова, или страстного желания решить проблему, которую еще никто не смог решить. Когда человек внутренне мотивирован, он работает из интереса и ощущает радость от своей работы. Для него сама работа является мотивационным фактором. Более того, в своих исследованиях творчества мои студенты, коллеги и я сама нашли столько доказательств преимущества внутренней мотивации, что мы сформулировали так называемый Принцип Внутренней Мотивации к Творчеству: люди склонны проявлять творческий порыв, когда они мотивированы, прежде всего, интересом, удовлетворением и вызовом, заключенным в самой работе, а не внешним давлением.
УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОММенеджеры могут влиять на все три компонента творчества: компетентность, умение творчески мыслить и мотивацию. Но дело в том, что первые два более сложные и требуют больше времени, чем мотивация. Действительно, регулярные научные семинары и профессиональные конференции, без сомнения, увеличат компетенцию ученого в области гемофилии и сопутствующих областях. Обучение «мозговым штурмам», научным принципам решения проблем и нетрадиционному мышлению могут дать ему новые подходы. Но для повышения квалификации и развития творческих навыков потребуются немалые средства и время. С другой стороны, согласно результатам наших исследований, внутренняя мотивация может быть значительно усилена даже незначительными организационными изменениями. Я не хочу сказать, что менеджеры должны забыть о повышении квалификации и развитии навыков творческого мышления. Но когда дело доходит до рычагов воздействия на персонал, они должны помнить, что только рычаги внутренней мотивации дают немедленные результаты.
Какие же управленческие приемы повышают творческий подход? Они подразделяются на шесть общих категорий: вызов, свобода, ресурсы, характеристики рабочей группы, поощрение начальства и организационная поддержка.
Разделение на эти категории — плод исследований более чем двух десятилетий. Исследований всего лишь одного вопроса: какова связь между рабочей средой и творчеством?Мы использовали три методологии: эксперименты, собеседования и опросы. Контролируемые эксперименты позволили определить каузальные связи, а интервью и опросы помогли разобраться в богатстве и сложности творческого подхода в коммерческих организациях. Мы опросили десятки компаний, а в них сотни служащих и групп. В каждом исследовании наша цель состояла в определении практик менеджмента, которые напрямую связаны с позитивными творческими результатами, и наоборот.Например, в одном проекте, мы обратились к десяткам служащих различных компаний и отраслей с просьбой подробно описать наиболее и наименее творческие события в их трудовой жизни. После этого мы тщательно изучили расшифровки интервью, отмечая практики менеджмента, другие схемы, которые повторяются в успешных творческих историях или их безуспешных вариантах. Наши исследования были также значительно усилены специальным опросом под названием KEYS. Предназначенный для служащих всех уровней организации, KEYS состоит из 78 вопросов, позволяющих оценить различные условия труда, например, уровень поддержки творческих подходов от топ-менеджеров и организационные подходы к оценке результативности.
ЛАБИРИНТ ТВОРЧЕСТВАЧтобы понять различия между внутренней и внешней мотивациями, представьте себе коммерческую проблему в виде лабиринта.Один человек может быть мотивирован, чтобы пройти лабиринт как можно быстрее и безопаснее, чтобы получить ощутимое вознаграждение — так мышь устремляется по извилистым коридорам к желанному сыру. Этот человек ищет простейший и наиболее прямой путь, и затем идет по нему. Более того, если он действительно хочет получить вознаграждение как можно быстрее, он идет проторенным путем и решает проблему точно так же, как это делалось до него.Этот подход, основанный на внешней мотивации, действительно выведет из лабиринта. Но решение, полученное в процессе, скорее всего, не будет творческим, не даст новых взглядов на характер проблемы и не покажет новые пути ее решения. Скорее всего, простейшее решение не продвинет бизнес вперед.Другой человек может подойти к прохождению лабиринта по-другому. Он может рассматривать процесс блуждания в лабиринте по-разному — как личный вызов и возможность узнать себя, как интересный и захватывающий процесс. Без сомнения, этот путь займет больше времени и принесет больше ошибок, потому что любой лабиринт, как и любая действительно сложная проблема, имеет больше тупиков, чем выходов. Но когда внутренне мотивированный человек, наконец, находит выход из лабиринта, решение проблемы, скорее всего, будет намного более интересным, чем прямой путь. К тому же, более творческим.
Из историй о известных творческих личностях мы можем узнать о множестве свидетельств сильной внутренней мотивации. Когда у известного физика и лауреата Нобелевской премии Артура Шавлова спросили, в чем разница между людьми творчества и учеными, которые не используют творческий подход, он сказал следующее: «Здесь самое главное — любовь к своему делу. Наибольшего успеха чаще всего добиваются не наиболее талантливые ученые, а люди, движимые любопытством. Им просто хочется узнать ответ». Альберт Энштейн говорил о внутренней мотивации как об «удовлетворении от видения и поиска». Когда известного романиста Джона Ирвинга спросили о долгих часах, потраченных на написание книг, он ответил так: «Самое важное — это любовь. Я способен так много работать над своими книгами просто потому, что для меня это не работа». А Майкл Джордан, возможно, наиболее творческий баскетболист всех времен, обязал своих нанимателей включить в контракт положение о «любви к игре», согласно которому он имеет право играть в уличный баскетбол с друзьями в любое время по своему желанию.
Творческие личности редко становятся суперзвездами, как Майкл Джордан. Скорее наоборот, большая часть творческой работы в современном бизнесе выполняется людьми, чьи имена никогда не войдут в учебники истории. Это компетентные специалисты, обладающие умением творчески мыслить и высокой внутренней мотивацией. И, что не менее важно, эти люди работают в организациях, где менеджеры осознанно создают благоприятную рабочую среду, поощряющую, а не подавляющую творческий подход.
praktiks.com
Простой способ развития творческого бизнеса
ПРОСТОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Когда творческий бизнес выстроен правильно, то рано или поздно наступает момент, когда заказов становится больше, чем мы можем сделать. Встает вопрос: какие заказы оставлять, а от каких заказов отказываться? Ирония судьбы в том, что мы часто вписываемся в проекты без оценки того, насколько они нужны для нашего развития. Например, иногда заказчики умудряются подбивать меня на такую работу, что спустя время я уже и сам не понимаю, что заставило меня вписаться в какой-нибудь гиблый проект. Поэтому давайте определим собственные критерии, чтобы в любой момент точно знать с кем работать, а с кем нет.
Я решил преобразовать известную матрицу Эйзенхаура для творческого бизнеса и получилось примерно то, что мы видим на картинке.
Все проекты можно разбить на четыре квадранта.
Снизу – проекты менее интересные, сверху – проекты более интересные.Слева – проекты менее выгодные, справа – проекты более выгодные.
По хорошему в эту модель нужно добавить еще одно измерение – это свободу. Проще говоря, насколько проект позволяет оставаться свободным. Но боюсь, что трехмерная модель будет менее наглядна, поэтому пока объединим интерес и свободу вместе.
Лично для меня большое достижение – научиться выбирать только выгодные проекты. Несмотря на очевидность того, что выгодный проект лучше, чем невыгодный, творческие люди часто думают об этом в последнюю очередь.
Но еще большее достижение – научиться выбирать проекты не только выгодные, но и интересные.
Если мы будем вспоминать об этом квадранте перед каждым новым проектом, то скоро начнем делать только то, что интересно и при этом зарабатывать больше. Опасение, что на всех интересных и дорогих проектов не хватит, лучше сразу отбросить. Если таких проектов нет, то идем и ищем, а не занимаемся тем, что нам неинтересно, а тем более не приносит денег. Я уверен, что лучше потратить время на поиск хорошего заказа, чем на работу с унылым проектом.
Секрет этого метода в том, что со временем те проекты, которые нам были интересны и выгоды раньше, мы уже будем считать не такими интересными и не такими выгодными. Среди этих проектов мы снова найдем самые интересные и самые выгодные проекты и в очередной раз повысим свою эффективность. И так до бесконечности.
Главное здесь – без жалости оставлять тех заказчиков, которые перестали нас удовлетворять. Отпустим их с миром или подарим своим более скромным коллегам!
rukrasnov.ru