Конструирование одежды. Конструирование и моделирование одежды. Технология изготовления одежды детской
38. Детская одежда - Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Процесс моделирования детской одежды состоит из тех же этапов, что и процесс моделирования одежды для взрослых. Однако, если решение композиции одежды для взрослых основано на стабильных пропорциях нормально развитой фигуры, то решение композиции детской одежды - построение силуэта, выбор ткани и отделки, определение характера конструктивных и декоративных линий, цвета, размеров и формы деталей - имеет свои закономерности, продиктованные возрастными особенностями телосложения, пропорциями фигуры и обликом ребенка. Силуэт модели одежды для взрослых определяется назначением, модой, материалом и телосложением. В моделировании всех видов детской одежды действует свой основной закон: зависимость формы и силуэта одежды от возрастных особенностей телосложения. Наиболее важными факторами в определении силуэта, формы и длины детской одежды являются соотношение величины головы и всей фигуры, соотношение длины торса, рук и ног и степень выявленности естественной линии талии в зависимости от возраста. Исходя из этого, всех детей условно делят на пять возрастных групп: Лет 1 - ясельная........................................ до 3 2 - дошкольная.................................... 3 - 6 3 - младшая школьная.......................... 7 - 11 4 - старшая школьная (подростковая)..12 - 15 5 - юношеская.................................... 16 - 18
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ
Все виды одежды для детей должны отвечать целому комплексу современных требований утилитарно-практического, гигиенического и художественного порядка. Рассмотрим каждое из перечисленных требований. Совершенно очевидно, что одежда должна быть полезной: она согревает в холод, создает прохладу в жару, защищает от дождя и непогоды. Поэтому одежда должна быть многообразной по ассортименту, формам, материалам, - цвету, чтобы быть всегда удобной, практичной в той или иной обстановке - дома, в учебном заведении, пионерском лагере, театре, т. е. одежда должна быть целесообразной. Экономическая сторона детской одежды важна в связи с тем, что дети быстро, изнашивают одежду и быстро из нее вырастают. Поэтому рекомендуется использовать недорогие ткани и отделочные материалы. Прочность одежды, т. е. максимальный срок носки обеспечивается, с одной стороны, стойкостью ткани к выгоранию, стирке, чистке и утюжке, с другой,- правильной конструкцией и точным технологическим изготовлением изделия. Гигиенические свойства детской одежды могут быть обеспечены применением теплопроводных, гигроскопичных, воздухопроницаемых, легких материалов, а также совершенной ее конструкцией. Теплопроводность одежды достигается благодаря воздуху, находящемуся между волокнами ткани и образующему воздушную прослойку. Чем больше эта прослойка, тем выше теплозащитные свойства одежды. В зимнее время, к примеру, одежда покрывает поверхность тела ребенка на 90 - 95%, создавая воздушную прослойку, которая и задерживает тепло. Многослойность зимней одежды (белье, платье, пальто) способствует более медленной и равномерной потере тепла с поверхности тела. Не менее важно, чтобы слой воздуха, соприкасающийся с телом, равномерно вентилировался, иначе тело ребенка будет влажным, что может вызвать заболевание. Поэтому воздухопроницаемость и гигроскопичность - обязательные свойства ткани, предназначенной для детской одежды. Очень нежная кожа детей быстро раздражается и даже воспаляется от соприкосновения с некоторыми жесткими тканями. Поэтому необходимо, чтобы ткани, из которых шьют детскую одежду, были мягкими и приятными для кожи ребенка. Не менее важны форма и покрой одежды. Ничто в конструкции не должно мешать ребенку, раздражать его, затруднять свободу движений, дыхания, кровообращения. Не рекомендуются разного рода тугие пояса и резинки, стягивающие тело, высокие тугие воротники, подпирающие шею и мешающие нормальному кровообращению. Одежда должна быть легкой и держаться главным образом на плечах. Важным требованием гигиены является также чистота одежды; поэтому. необходимо, чтобы она легко стиралась и гладилась. В различные периоды роста и развития ребенка утилитарно-практические и гигиенические требования имеют неравноценную значимость: в одежде детей одного возраста преобладают требования гигиены и экономики, в одежде другого - требования удобства и практичности. К художественным, или эстетическим, требованиям относят красоту колорита и рисунка материалов; новизну и изящество композиционного решения, соответствующего возрасту и телосложению ребенка; стилевое единство в решении отдельных предметов, из которых можно составить гармоничный комплект и целый ансамбль одежды.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ И ДЕТАЛЯМ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
Ткани, их колорит и рисунок. Выбору ткани при моделировании детской одежды следует уделять основное внимание. От свойств, колорита, рисунка и фактуры материалов зависят практические и эстетические достоинства любого вида детской одежды. Требованиям гигиены лучше всего отвечают трикотажные полотна и хлопчатобумажные ткани: они воздухопроницаемы, гигроскопичны, теплопроводны и легки. Для летней детской одежды чаще всего используют ситец, пике, майю, бязь, поплин, вуаль, рогожку и другие хлопчатобумажные и льняные ткани и тонкие трикотажные полотна. Одежду для зимы проектируют из фланели, сатина, шотландки, вельвета, шерстянки, кашемира, плотных трикотажных полотен, легких и рыхлых шерстяных и полушерстяных тканей с повышенной теплопроводностью. Эстетическим требованиям отвечают ткани ярких, насыщенных или нежных цветовых тонов. По колориту ткани детского ассортимента должны быть чистых и нежных оттенков. Для детей (особенно младшего возраста) характерно стремление к контрастным, ярким цветам, так как звучное, красочное сочетание запоминается им быстрее. Поэтому ткани, в которых рисунок и поле находятся в контрастных цветовых сочетаниях, наиболее распространены в ассортименте тканей для детской одежды. Однако следует помнить, что чрезмерно яркие, насыщенные тона, такие как оранжевый и ярко-красный отрицательно, возбуждающе воздействуют на нервную систему ребенка, поэтому их необходимо употреблять в небольших количествах (кокетки, воротнички и манжеты, головные уборы и рукавички, аппликации, бейки, пояса и т. д.). Рисунок ткани - его содержание (тематика), ритм, масштаб и заполненность ткани - диктуется возрастом ребенка, особенностями его телосложения, обликом и умственным развитием. Ведь каждому возрасту. свойственно определенное восприятие окружающего мира вещей, животных и растений. Поэтому ткань для детей определенного возраста необходимо выбирать с таким рисунком, который будет понятен ребенку, так как рисунок не только служит красивым оформлением ткани, но и несет воспитательную нагрузку, помогает ребенку в познавании действительности, привитии вкуса к красивому, любви к природе и животным. Для детей младшего возраста надо выбирать ткани с простым, ясным и красочным рисунком полевых цветов (ромашки, васильки, незабудки), домашних животных и птиц, лесных обитателей и персонажей сказок и басен (мишка, зайчик, белка, лисичка), любимых игрушек, ягод и плодов, стрекоз, бабочек и т.п. Рисунок на ткани костюма для детей старшего возраста имеет более сложное содержание и форму. Рисунки геометрических форм (полоски, клетки, горох, кольца, ромбы, треугольники), а также рисунки по народным мотивам, имитирующие вышивку, ткацкий или кружевной узоры, приемлемы в одежде детей разных возрастов. Простота и красочность народных орнаментов органически сочетаются с простотой кроя и формы детской одежды. Наиболее выразительно передается характер народного рисунка в каймовых тканях. Размер рисунка должен быть небольшим, пропорционально соответствующим размерам изделия и всей детской фигуре, так как слишком крупный рисунок может зрительно исказить фигуру. Простота и ясность рисунка на ткани подчеркивается и закрепляется его четким ритмическим построением. Наиболее простым и приемлемым ритмом рисунка (особенно для детей младшего возраста) является шахматный. Ритмическая повторяемость рисунка на ткани способствует закреплению его образа в памяти ребенка. Рисунки, особенно тематические, не должны плотно заполнять фон ткани, иначе будет затруднено его восприятие ребенком. Длина. Одежда может придать фигуре зрительную пропорциональность, т. е. наиболее гармоничные соотношения между размерами торса, головы, ног и рук, сделать ребенка более стройным. Большую роль в этом играет длина, которая определяется в соответствии с возрастной группой. В детской одежде длина относительно постоянна в отличие от изменяющейся под влиянием моды длины одежды взрослых. Длину платьев девочек и брюк мальчиков определяют пропорции фигуры, характерные каждой возрастной группе. Так, длина платья и брюк детей ясельного и дошкольного возраста очень короткая: нижний край платья приходится на уровне лобка, длина брюк доходит чуть ниже. Если увеличить длину, торс станет зрительно тяжелым, длинным, а ноги - более короткими. В группе младшего школьного возраста платья и брюки становятся несколько длиннее, доходя до середины бедра. Ноги детей этой возрастной группы значительно длиннее, отчего соотношение длины ног и туловища изменилось. Поэтому необходимо удлинить одежду в целях более гармоничного сочетания длины изделия и видимой части ног. Длина одежды подростков и детей старшего школьного возраста соответственно увеличивается и достигает верхней границы колена у первых, и нижней - у вторых. Однако на длине одежды детей этих возрастных групп значительно сказывается влияние моды, отсюда возможны отклонения длины в ту или иную сторону. Кокетка. Большое значение в построении формы и в поисках пропорционального членения детской фигуры имеет кокетка - плечевая часть лифа. Она может иметь разнообразную конфигурацию и величину и подсказывать соответствующие силуэтные решения. Так, линия короткой кокетки членит одежду в контрастном соотношении, линия удлиненной кокетки - в сближенном соотношении. В таких же соотношениях происходит и членение фигуры. Высокая (короткая) кокетка делает зрительно фигуру дошкольника стройнее, а присборенная по краю кокетки нижняя часть платья скрывает выпуклость живота. Кокетка является конструктивной, а иногда и декоративной деталью. С ее помощью создается необходимая объемность формы, обязательная для ребенка. Формообразование осуществляется формированием ткани сборками, защипами, складками непосредственно от нижнего среза кокетки. Часто по кокетке платье отделывают вышивкой, аппликацией, строчкой; иногда ее выполняют из разных по цвету и фактуре материалов. Воротники. Простая и четкая форма воротника является неизменным требованием любого вида детской одежды. Вычурные и сложные воротники не вяжутся с детским обликом. Возрастные особенности телосложения определяют степень прилегания воротников к шее, т, е, их покрой, размеры и форму. В одежде детей младшего возраста, имеющих короткую шею, воротники плосколежащие, без стойки, совсем не прилегают к шее. Чем больше размер воротника, тем меньше его прилегаемость к шее. Большие по плечам (выкройные) воротники типа матросских хорошо сочетаются с детским платьем всех возрастов: у малышей такой воротник соответствует размеру головы, расширяет узкие плечи и зрительно изменяет соотношение горизонтальных и вертикальных осей фигуры; платью детей среднего и старшего возраста большие воротники придают особую нарядность. По мере удлинения шеи с возрастом увеличивается и степень прилегания воротника, т. е. увеличивается его высота (стойка) и соответственно уменьшаются его размеры. Неотъемлемой деталью детской одежды являются белые воротники, которые не только украшают и освежают ее, но и прививают детям гигиенические навыки (с этой целью их нередко делают съемными). Различными воротниками можно добиться значительного изменения внешнего вида одного и того же платья или костюма. Например, большой кружевной воротник придает одежде торжественность и нарядность, а скромный небольшой воротник - собранность и опрятность. Рукава. Сложные формы рукавов, их расчлененность не соответствуют детскому облику и телосложению, также как и сложные воротники. Форма и длина рукавов в детской одежде меняются с изменением пропорций фигуры: у детей младшего возраста руки очень короткие и пухлые, а среднего и старшего возраста - длинные и тонкие с большими кистями. Поэтому в детской одежде преобладают длинный и короткий рукава. Полудлинные рукава менее распространены, так как в одном случае они создают впечатление того, чта ребенок вырос из платья, в другом - подчеркивают несоразмерность длины и объема руки. Длинные рукава любой конструкции (втачной, цельнокроеный, реглан) чаще всего оформляют манжетами в виде прямой планки, образуя небольшой напуск. По мере роста и удлинения руки, рукав опускается за счет этого напуска. Узкие рукава, плотно облегающие руку, неудобны для детей, так как они затрудянют движения. Отделка. В моделировании детской одежды отделкам должно уделяться большое внимание. Характер отделки, ее количество, тематика и приемы технологического выполнения различны в зависимости от возраста. Отделкой могут служить: ручная и машинная вышивка, кружево, аппликация, тесьма, шнур, бахрома, сутаж, строчка, трикотаж, кожа, мех. Оформлением одежды являются также канты, оборки, воланы, складки, плиссе, белые воротники и манжеты. Особенно широко применяют отделку в одежде детей ясельной и дошкольной групп. Это чаще всего тематическая аппликация или вышивка по мотивам народных сказок, животного и растительного мира. Отделками в платьях и костюмах детей школьного возраста служат декоративные строчки, цветные бейки, узорная тесьма и вьюнчик, вертикально и горизонтально застроченные складочки и защипки, оборки и воланы. Вышивка носит иной характер, чем в дошкольной одежде. Это геометрический и растительный орнамент, часто заимствованный из народных мотивов. В одежде детей школьного возраста аппликацию и вышивку применяют в основном в спортивных костюмах или в костюмах для труда (в виде эмблемы). Одним из приемов художественного оформления одежды из тканей в рисунок клеток и полос является игра самого рисунка, т. е. различное его расположение на деталях одежды. Нарядной отделкой платьев для девочек всех возрастов является оборка. Она обогащает композиционную разработку модели, придает силуэту легкость, динамичность и выразительность. Характер отделки верхней одежды отличается от декоративного оформления легкого платья. В верхней одежде применяют отделку кожей, бархатом, шнуром, сутажем с вышивкой, шерстяной тесьмой, мехом с вышивкой (что дает плавный переход от меха к ткани). Чаще всего отделку располагают на дополнениях одежды: шапке, шарфе, сумке, варежках. Следует помнить, что детскую одежду нельзя перегружать украшающими отделками. Необходимо соблюдать пропорциональность между ее размером и количеством отделки в ней.
shei-sama.ru
24. Проектирование детской одежды - Основы художественного проектирования одежды
Костюм красивый, удобный, соответствующий назначению, не только способствует развитию художественного вкуса, но и воспитанию трудовых навыков, чистоплотности, аккуратности, дисциплинированности, скромности и других черт характера будущего человека коммунистического общества. Одежда всегда связана с какой-либо деятельностью человека и может использоваться в различных целях: эстетических, психологических, социальных. Развитию у ребенка навыков аккуратности и чистоплотности способствует применение нагрудников и фартуков, халатиков и белых воротничков школьной формы. Школьная форма развивает у ребенка аккуратность, подтянутость и дисциплинированность.
Детская одежда должна быть особенно удобной, гигиеничной, красивой и целесообразной, должна отвечать занятиям, играм детей различного возраста и, кроме того, быть экономичной.
Удобство и гигиеничность одежды оказывают влияние на физическое развитие и здоровье детей. Красота и содержание детской одежды связаны с новизной и ясностью композиционного решения формы.
Практичность и экономичность детской одежды определяется стоимостью тканей и отделочных материалов. Практичность и экономичность детской одежды должны сочетаться с гигиеничностью и другими требованиями: небольшим весом, теплозащитными свойствами, хорошей воздухопроницаемостью, удобством в носке, возможностью подвергаться частой стирке, чистке, утюжке. Целесообразность одежды заключается в ее соответствии своему назначению, использованию.
Как и одежда для взрослых людей, детская одежда делится на группы в зависимости от назначения, целевого использования и сезонов. Ее разделяют на летнюю, весенне-осеннюю, зимнюю. По использованию детскую одежду делят на бытовую, спортивную и форменную. В группе бытовой одежды в свою очередь различают домашнюю, повседневную, праздничную одежду. Спортивная одежда различна для разных видов спорта. Выделяют еще форменную одежду для школьников.
Процесс моделирования, принципы построения композиции одежды для детей различного возраста в основном те же, что и одежды для взрослых людей; здесь также используют первичные элементы формы в различных комбинациях, связанных в единое целое различного рода связями композиции.
Различие заключается в изменении требований, предъявляемых к формам одежды в связи с ее назначением и использованием, изменяются также формы одежды в зависимости от фигуры человека. Рассмотрим зависимости детской одежды.
1. Одежда, ее форма зависит от фигуры, тела человека. Если взрослый человек имеет относительно стабильную фигуру, то тело ребенка постоянно изменяется, изменяются его пропорции и параметры. Следовательно одежда будет зависеть от изменений фигуры.2. Форма одежды зависит от возрастных особенностей человека. Детская одежда также зависит от возрастного признака.3. Формы одежды зависят от облика человека. Ясно, что детская одежда зависит и от этого признака. Нельзя копировать детскую одежду с одежды для взрослых людей.4. Формы одежды зависят от различной деятельности человека. Деятельность детей отлична от деятельности взрослого человека, значит и форма детской одежды должна быть отличной от одежды взрослых.5. Формы одежды зависят от времени года, времени дня, окружающей обстановки, места деятельности человека, так же, как и формы одежды взрослых людей.6. Форма одежды зависит от моды. Конечно, детская одежда тоже подчиняется моде, но мода для детской одежды несколько отличается от моды одежды для взрослых людей. В наше время для детей разрабатывают свою моду, отличную от моды для взрослых людей.
Так что при проектировании детской одежды нельзя копировать формы одежды для взрослых людей. Необходимо принимать во внимание возрастные особенности групп детей, назначение одежды, ее утилитарность, экономичность, материалы, отделку. Одним из наиболее важных моментов, определяющих выбор геометрической формы, построение силуэта детской одежды, являются пропорции фигуры ребенка.
При определении пропорций детской фигуры различных возрастных групп особое внимание следует обращать на соотношение размера головы и туловища, длины рук, ног а также на зрительное восприятие линии талии, которая делит фигуру ребенка на верхнюю и нижнюю части.
Детей разделяют на пять возрастных групп:
К ясельной группе относят детей до 3 лет, с размерами 20, 22, 24, 26.К дошкольной группе относят детей от 3 до 6 лет с размерами 28 и 30.К младшей школьной группе - детей от 6 до 12 лет с размерами 32, 34 и 36.К старшей школьной группе - детей от 12 до 15 лет с размерами 38, 40, 42.К подростковой группе - детей в возрасте от 15 до 17 лет с размерами 44 и 46.
Основными размерами одежды для ясельной группы принято считать 26, для дошкольной группы - 30, для младшей школьной группы - 34, для старшей школьной группы - 40, для подростковой группы - 46 размеры. На эти принятые по возрастным группам детей основные размеры делают модели одежды.
Размеры одежды ясельной группы имеют два роста - I и II, остальные размеры одежды по всем группам имеют три роста - I, II и III.
Существовавшее ранее условное деление детской фигуры в различных возрастных группах не соответствует действительности. Условно считали отношение длины головы к росту равным: для новорожденных детей - 1 : 4, для детей в возрасте 2 лет - 1 : 4,5, для детей школьного возраста 5 лет - 1 : 5,5, для дошкольников 8 - 10 лет - 1 : 6, для школьников 12 - 14 лет - 1 : 7, для подростков 15 - 17 лет - 1 : 7,5.
По данным антропометрических измерений большого числа детей различных возрастных групп, пропорциональные отношения длины головы к росту оказались несколько иными (см. табл. 5).
На рис. 130 показана схема пропорциональности телосложения мальчиков различных возрастных групп. Схемы фигур мальчиков построены на данных обмеров роста, длины от линии талии до пола сбоку, длины от линии талии до колена. длины от 7-го шейного позвонка до колена. Исходя из данных обмеров легко рассчитать длину головы, затем найти отношение длины головы к росту. На рис. 131 показана схема пропорциональности телосложения для девочек различных возрастных групп. Из сравнения обеих схем пропорциональности телосложения для мальчиков и для девочек можно видеть, что отношение головы к росту в одних и тех же возрастных группах для девочек и мальчиков совпадают. Пропорции не меняются от различия величины. роста. Из рисунка видно, что в группе 8 - 10 лет в размере 34 рост девочек - 131 см, а мальчиков - 128 см, в группе подростков в размере 46 рост девочек - 161 см, а мальчиков - 167 см и все же отношение длины головы к росту в обеих группах для девочек и мальчиков одинаково. В рисунке-эскизе прежние каноны позволяют более выразительно трактовать фигуру ребенка, так как большая величина головы позволяет сильнее подчеркнуть отличия детского телосложения от фигуры взрослого человека. Рисуя в эскизах взрослых людей, стремятся их фигуры делать вытянутыми, стройными, с длинными ногами, высокими. А детей, наоборот, рисуют более коротконогими с большой головкой и др.Детская одежда ясельной группы. Рассматривая одежду для детей ясельной группы, нужно отдельно остановиться на одежде детей до 1 года. Фигура младенца имеет соотношение головы к длине всего тела как 1: 4, шея очень короткая, обхваты бедер, талии, груди и головы примерно одинаковые, руки, ноги - короткие. В этом возрасте ребенок лежит, но постепенно начинает садиться, а к концу года стоит и делает первые шаги.
Одежда детей до 1 года должна быть очень свободной и простой, легко надеваться, иметь минимальное количество швов. Гардероб младенца состоит из пеленок, распашонок, кофточки, фартучка, ползунков, чепчика, длинного платья, пальто-конверта или пальто-мешка. Распашонки с пеленками и одеялом - основная одежда младенца до 5 - 6 месяцев. Распашонки делают короткими, не доходящими до низа живота, из тонких хлопчатобумажных тканей или из фланели. Ткани применяют гладкие или светлых цветов и с мелким рисунком. По горловине и низу распашонки отделывают бейкой с завязкой. Когда ребенок начнет самостоятельно сидеть, стоять и передвигаться, наиболее удобной одеждой становятся длинные платья и ползунки.
Верхняя одежда детей до 1 года - удлиненные пальто в виде конверта или застегивающегося мешка с капюшоном. В зависимости от сезона их делают из разных тканей и на утепляющей подкладке. Для зимы рукава таких пальто делают с рукавицами.
Одежда для мальчиков и девочек в этом возрасте ничем не отличается, кроме цвета. Цвета одежды для мальчиков - голубые, для девочек - розовые.
Применяемые материалы: трикотаж и хлопчатобумажные ткани, батист, ситец, фланель. Колорит тканей главным образом пастельный - светлые розовые, голубые, желтые, зеленые тона и белый цвет.
На пальто используют хлопчатобумажные ткани (байка, вельветон, трикотаж с начесом, мягкий плюш) более темных практичных цветов: синего, красного, зеленого и др.
Основные отделки - узкие кружева, вьюнчик, тесьма, простые вышивки, аппликации.
На рис. 132 изображен основной гардероб младенца до 1 года. Здесь показаны: распашонка, чепчик, нагрудник, длинная рубашка, ползунки с кофточкой и пальто-конверт с капюшоном и рукавами.В 1,5 - 2,5 года фигура ребенка имеет уже отношение длины головы к росту, как 1 : 5, шея еще короткая, живот выпуклый, талия не обрисована; руки, ноги короткие, туловище длинное. В этом возрасте дети много двигаются, но движения их недостаточно координированы. Поэтому одежда детей этого возраста должна быть свободной и удобной.
Ассортимент одежды детей ясельной группы более разнообразен и включает: платья, сарафан, блузки, ночные и дневные сорочки, штаны, фартуки, халаты, курточки и кофточки, пальто, комбинезоны, песочники. Одежда для девочек и мальчиков этого возраста различна.
Одежда для девочек и мальчиков свободной формы, расширенная книзу или прямая, держится исключительно на плечах, даже брюки держатся только на бретелях.
Полный гардероб девочки состоит из длинной ночной сорочки или пижамы для сна, платьев с фартуками или халатом, песочников, плаща, летнего, демисезонного, зимнего пальто. Зимнее пальто может быть меховым.
На рис. 133 показана одежда девочки: платья, сарафанчик с блузкой, песочник, зимнее пальто, зимний комбинезон, пальто демисезонное и плащ с капюшоном- дождевик.Гардероб мальчика состоит из ночной сорочки или пижамы, дневного костюма: сорочки, брюк коротких или длинных, куртки, матроски, халата и фартучка, песочника, полукомбинезона; верхней одежды: пальто летнего, демисезонного, зимнего. Пальто может быть заменено удобным теплым комбинезоном.
На рис. 134 показана одежда для мальчика ясельного возраста: ночная пижама, дневной костюмчик, состоящий из сорочки, коротких брюк на бретелях и куртки, матроска, полукомбинезон с сорочкой, летнее пальто и демисезонное пальто с отделкой карманов и воротника.В этом возрасте части фигуры выделяют в следующей последовательности: ноги, ступни ног, голова, руки, кисти рук.
Зрительное членение фигуры следует производить несколько выше живота или совсем не делать. Длина одежды выше колен, чтобы придать стройность фигуре ребенка. Воротники отложные без стойки и лежачие. Часто воротники не делают совсем, особенно в платьях для девочки.
Следует избегать излишнего членения одежды различными подрезами, конструктивными и декоративными линиями. Красота одежды достигается с помощью цвета, рисунка ткани, пропорционального решения деталей и отделки.
shei-sama.ru
Методики конструирования детской одежды | КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ
Этот пост не случайным образом приурочен к первому дню лета, с которым совпадает известный детский праздник. Я его называю "День всеобщей любви к детям". Впрочем, детей нужно любить всегда, а не только в праздничные дни! Как известно, дети - цветы жизни! А цветы призваны украшать мир и нашу повседневность, и детская одежда в этом случае играет не второстепенную роль. Поэтому неслучайно вопросы, относящиеся к проектированию одежды для детей, являются часто встречающимися в комментариях и письмах читателей.
Первый и достаточно важный вопрос относится к выбору методик конструирования одежды для детей. Он формулируется в разных версиях. Чаще всего - "какую методику конструирования детской одежды лучше всего использовать?"
Безусловно, на такой вопрос сложно ответить однозначно, не зная всех исходных данных запроса. В этом случае я рекомендую обозначить отдельные уточняющие моменты, которые сделают ответ более конкретным. Прежде всего, следует определиться с целевым назначением процесса проектирования:
- для индивидуального пошива на вашего малыша (школьника, подростка)
- для массового производства детской одежды.
В каждом из случаев используется разный подход к формированию пакета исходных данных и выбора методики конструирования.
Далее, необходима точная информация о имеющемся у вас опыте работы с конструкциями, так как это окажет влияние на выбор более доступного для понимания и использования варианта методики конструирования. И, наконец, для меня очень важно знать ассортимент одежды, с которым вы планируете работать, так как отдельные методики могут обеспечивать более четкую структурную схему построения конкретного вида изделия по сравнению с другими.
В моей профессиональной практике был период, в течение которого мне пришлось тесно столкнуться с проектированием детской одежды, что позволило изучить практически все предлагаемые источники информации по этой теме. Признаюсь честно, толковых изданий и публикаций по конструированию одежды для детей очень мало. Достаточно большая часть опубликованных материалов рассчитана на воспроизведение чертежей по примитивным схемам, дающим лишь обобщенное представление о реальной связи с особенностями конкретной детской фигуры. К ним относятся книги из цикла "Шейте сами", "Шитье для досуга" и аналогичные им (см. фото 1-5). И все же, как говорится, "на каждый товар есть свой покупатель". Эти книги могут пригодиться мамам, которые впервые столкнулись с необходимостью сконструировать и пошить элементарные вещи для своего ребенка.
фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
Для тех читателей, кто имеет определенный опыт в пошиве одежды и не боится самостоятельно рассчитать и построить чертеж конструкции, при создании детской одежды я рекомендую воспользоваться книгами авторов Ботнарь З.Д., Федоровой Т.В, Козловой Е.В., Уинифред Алдрич (автор английского метода конструирования одежды), Волевич Г.К. или Галии Злачевской (см. фото 6- 11).
Большую помощь при разработке конструкции одежды поясной группы Вам окажет методика Мюллера, которая публикуется в сборниках журнала "Ателье". Не могу сказать, что являюсь поклонницей этой методики, и все же, примеры конструирования брюк, толстовок, курток спортивного типа в ней описаны отлично.
Перечисленные авторы в своих методиках опираются на расчетно-графические методы построения чертежей конструкции. И хотя во многих из указанных методик используются пропорциональные расчеты, их уровень точности во многом превышает показатели методик из книг первой группы.
фото 6
фото 7
фото 8
фото 9
фото 10
фото 11
Что же касается профессионального проектирования детской одежды для целей массового производства, в этом случае без более точных и обоснованных методов не обойтись. В настоящий период времени к прогрессивным способам проектирования детской одежды можно отнести методику конструирования ЕМКО СЭВ и метод, предлагаемый ЦНИИШП.
В методике ЕМКО СЭВ разработке конструкций различных видов одежды для девочек и мальчиков посвящены тома 5 и 6, в которых Вы можете найти описание расчетов и построений чертежей изделий различного ассортимента. Учитывая тот факт, что ЕМКО СЭВ разрабатывалась еще в 90-е годы прошлого столетия, опираясь на данные о размерной типологии населения того времени, следует вносить изменения в размерные характеристики типовых фигур с учетом современных размерных стандартов.
Главная проектная организация, в качестве которой выступает ЦНИИШП, уже внесла свои коррективы в методику ЕМКО СЭВ, обусловленные изменением размерной типологии детского населения и разработкой новых размерных стандартов типовых фигур мальчиков и девочек. Так, на сайте ЦНИИШП можно обнаружить отдельные методические разработки под названием "Проектирование соразмерной одежды для ....", где в качестве многоточия выступает название половозрастной группы детского населения. Например, "... для девочек подросткового возраста" и т. п. Признаться честно, я не приобретала этот вид документации в ЦНИИШП, поэтому о содержимом ничего не могу сказать. На мой профессиональный взгляд, это попытка трансформировать информацию томов 5 и 6 с учетом современных реалий как по размерным типам фигур, так и по модным тенденциям в детской одежде, поскольку базовые конструкции должны опираться на данные о модных прибавках и припусках, характерных для нынешнего времени.
Я не буду приводить ссылки на указанные тома ЕМКО СЭВ ввиду того, что они есть в свободном доступе и Вы без труда можете их найти в поисковых системах, в том числе и на сайте ЦНИИШП. Остановлюсь лишь на отдельных источниках, в которых можно почерпнуть полезную информацию по проектированию детской одежды.
Общие принципы конструирования детской одежды опираются на изменчивость пропорций, типа телосложения и размерных характеристик тела ребенка от рождения до взрослого состояния, а также на законы художественного проектирования одежды для детей различных возрастных групп, согласованные с возрастными особенностями и пропорциональным строением детских фигур. Это достаточно большая тема, раскрыть которую я постараюсь в одной из статей тематической рассылки. Из достойных информационных источников , отражающих особенности проектирования детской одежды, могу посоветовать книгу авторов Бескоровайная Г.П. и Куренова С.В. на одноименную тему (см. фото 12). Однако спешу сообщить, что в ней вы не найдете детального описания методик конструирования с примерами и расчетами, а только анализ методик и специфику их использования.
Метод ЦНИИШП применительно к конструированию детской одежды изложена в методических рекомендациях, опубликованных в 1982 году под названием "Методика конструирования одежды для девочек" (см. фото 13) и "Методика конструирования одежды для мальчиков" (издательство "ЦНИИТЭИлегпром"). Я не уверена в том, что эти источники информации находятся в свободном доступе, скорее всего, Вы сможете их найти на специализированных швейных предприятиях, в научно - технических библиотеках и библиотеках специализированных учебных заведений.
Достаточно подробно информация по рассматриваемой методике представлена в современном учебнике, изданном в ведущем украинском вузе, готовящем специалистов по технологии и дизайну одежды (КНУДТ). Книга авторов Пашкевич К.Л. и Барановой Т.Н (см. фото 14), опирается на многолетний опыт по разработке конструкций детской одежды, адаптированный к современной размерной типологии детского населения, модные тенденции в художественном оформлении одежды для детей и прогрессивные условия промышленного производства. В книге также представлена справочная информация, необходимая для конструкторской подготовки моделей к запуску в промышленное производство.
Для тех читателей, кто интересуется художественным проектированием детской одежды и мечтает о создании собственной коллекции одежды для детей, предлагаю познакомиться с монографией «Проектирование, производство и создание брендов одежды для детей разного возраста», опубликованной в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (см. фото 15)
фото 12
фото 13
фото 14
фото 15
Безусловно, тема проектирования детской одежды достаточно объемная и для её раскрытия требуется цикл статей и постов, характеризующих все особенности художественного и технического конструирования швейных изделий для детей. При необходимости я могу создать обучающий курс на указанную тему.
Всю информацию по теме я планирую освещать в тематической рассылке через систему SmartResponder на которую вы можете подписаться, заполнив форму, размещенную ниже. Если Вы подписаны в этой системе, то уже автоматически будете получать всю информацию по рассматриваемой теме на свой почтовый ящик.
P.S.
Ранее, в предыдущей статье, я обещала раскрыть особенности конструирования юбки покроя "годе", но, рассмотрев информацию по этой теме, предлагаемую другими интернет ресурсами, пришла к выводу, что её вполне достаточно для того, чтобы не дублировать подобные материалы и на моем сайте. Возможно, что в одном из постов я приведу характеристику необычных конструктивных решений изделий этого покроя. Следите за новыми статьями!
Форма для подписки на тематические рассылки
Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:
- Конструктивные решения для удлинения срока службы детской одежды
- Характеристика методики конструирования одежды МТИЛП
- Градация лекал детской одежды
- О рациональном выборе методики конструирования одежды
- Размерная характеристика детских фигур для конструирования одежды
wellconstruction.ru
Современная детская одежда|уход за ребенком
О здоровье своего малыша заботится каждый родитель, и чтобы ребенок рос счастливым, обладал крепким здоровьем, важно учесть много условий, одно из них – это качественная одежда для ребенка.
Какие требования предъявляются к современной детской одежде
Одно из требований к детской одежде – это использование натуральных тканей, детские вещи должны быть удобными и комфортными, модными и красивыми. Особые требования предъявляются не только к ткани, но и фурнитуре, которая должна соответствовать экологическим нормам и служить безотказно.
Производители детской одежды обязаны предоставлять полную информацию о продукции, подтверждая ее высокое качество соответствующими сертификатами. Выделим ряд ключевых норм:
- Использование мягких, легких и гигроскопичных материалов.
- Материалы должны соответствовать всем требованиям безопасности и быть гипоаллергенными.
- Детская одежда должна легко поддаваться чистке и выдерживать большое количество циклов стирки.
- Вещи не должны быстро выгорать на солнце и истираться.
Вещи для ребенка должны обладать теплопроводностью и воздухонепроницаемостью. Современные фабрики освоили технологию изготовления таких материалов, чтобы родители могли покупать своим детям качественные костюмчики, рубашки и кофточки, соответствующие нормам безопасности и комфорта.
Одежда должна обеспечивать нормальную потерю тепла организма и сохранять оптимальную температуру тела, поэтому современная ткань для детских вещей обладает воздухонепроницаемостью, уровень которой зависит от сезонности одежды. Зимние вещи должны иметь низкую воздухонепроницаемость, защищая малыша от холода. Летние вещи наоборот, должны обеспечить максимальную вентиляцию воздуха.
Модный дизайн, современные материалы и качественный крой
Многие вещи, сшитые из синтетических материалов, накапливают электростатические заряды, которые могут быть достаточно ощутимы для нежной кожи малыша, вызывая у него дискомфорт, а в некоторых случаях аллергические реакции. При выборе одежды прочитайте на ярлычке информацию о составе материала, предпочтение лучше отдать натуральным или смешанным материалам.
Летняя одежда чаще всего шьется из хлопчатобумажной ткани, льна и трикотажа. Это мягкие, приятные на ощупь материалы, а это важное качество вещей для малыша. Современные вещи для детей отличаются яркостью, на них могут быть нанесены наклейки, орнаменты, изображения сказочных персонажей и т.д., но при использовании такой одежды не должны применяться токсические красители.
Современные материалы для детской одежды разрабатываются с учетом новых технологий, чтобы обеспечить максимальный комфорт ребенка. В частности зимнюю одежду изготавливают из водоустойчивых материалов, обладающих способностью отталкивать грязь. Они не пропускают воздух, надежно защищают от ветра и мороза, остаются мягкими даже при сильной минусовой температуре.
В качестве наполнителя для зимних курточек нередко используется мягкий пух, который превосходит синтетические утеплители по качеству сдерживания тепла в два раза, сохраняет форму при неоднократной стирке, является гипоаллергенным, создает чувство комфорта и уюта.
Детская одежда должна изготавливаться с использованием современной швейной фурнитуры (можно посмотреть на сайте www.mk-furnitura.ru), чтобы молнии, заклепки, кнопки и т.д. работали безотказно в течение всего срока службы. Модный дизайн, натуральные современные материалы, качественный крой, надежная безотказная фурнитура – именно такими свойствами должны обладать вещи, в которые одевается ваш ребенок. В них он будет чувствовать себя комфортно, а благодаря использованию современных технологий, одежда прослужит ему долго.
blogforlady.com
Конструирование одежды. Конструирование и моделирование одежды
Процесс изготовления одежды увлекателен, и каждый из нас может найти в нем много интересного для себя. Чтобы изготовить предметы гардероба, применяются конструирование и моделирование одежды.
Процесс создания одежды
Вначала одежда моделируется, а конструирование одежды является вторым этапом в ее создании. Этот процесс позволяет составить чертеж будушего изделия и изготовить лекала, по которым будет происходить раскрой. Лекала представляют собой шаблоны деталей одежды, которые выполняются из картона, бумаги, пленки, обоев и других материалов.
Существуют различия в конструировании одежды для массового и индивидуального пошива. При массовом пошиве предъявляются такие требования: одежда должна изготавливаться по точному расчету, лекала должны быть правильными. Конструирование мужской одежды предполагает, что изготовленная продукция будет хорошо сидеть на теле, будет комфортной при носке и за ней будет легко ухаживать, она будет хорошо сидеть на фигуре человека.
Моделирование
Основой изготовления качественных швейных изделий является моделирование. Это искусство, которое требует специальных познаний, и многие стремятся его освоить.
Конструирование и моделирование одежды непосредственно работает с внешним видом человека. Не секрет, что с помощью правильно подобранного костюма можно значительно изменить восприятие личности.
Моделирование начинается с подготовки. На этом этапе художник-модельер решает, кто будет носить эту модель одежды, для чего она предназначена, какие материалы будут использоваться для ее изготовления. Определившись с ответами на эти вопросы, художник создает эскиз.
Ко всем эскизам существуют определенные требования. Это четкость и законченность, полное воплощение художественного замысла. Также, если модель будет производиться в условиях швейного предприятия, есть смысл выяснить, насколько рентабельно будет ее производить. А уже после этого начинается конструирование одежды. Такова последовательность творческого процесса.
Методы конструирования одежды
Творческий процесс создания одежды имеет глубокие корни. Известно, что конструирование одежды имеет многовековую историю, и на протяжении столетий разрабатывались разные его методы. Существуют две большие группы методов конструирования одежды: приближенные и инженерные.
Приближенные методы тоже могут быть разными. Самыми старинными из них считаются муляжные, когда измерения производятся на фигуре человека или с помощью манекена.
Надо сказать, что конструирование одежды в привычном нам понимании стало складываться только в двадцатом веке, до этого точных измерений для посадки на фигуре просто не существовало. Одежда создавалась с помощью складок и сгибов.
Методы конструирования одежды получили свое развитие в начале девятнадцатого века, когда лондонский закройщик Мишель придумал первую «сетку» для чертежей одежды. Он применил принцип масштаба: исходный рисунок делился на клетки с одинаковой стороной, и по желанию его можно было увеличивать или уменьшать. В 1840 году возникла известная система кроя Г. А. Мюллера, который использовал для построения чертежа принцип сферической тригонометрии.
В 1959 году конструирование и моделирование одежды изучала центральная опытно-техническая швейная лаборатория, которая и применяла расчетно-аналитический метод. Недостаток его состоит в том, что графические построения в нем громоздкие, точность построения основы относительная, сложно выбирать прибавки на свободное облегание.
Современные методы конструирования
В последние годы все большее распространение получают инженерные методы. Многие считают, что в будущем все измерения будут проводиться с помощью 3D манекена. Такой метод будет включать в себя метод развертывающихся поверхностей, метод секущихся поверхностей, метод триангуляции.
Сейчас для конструирования одежды широко используется система автоматизированного производства (САПР). Она основывается на методиках, которые в свое время разработал Михаэль Мюллер, известный немецкий портной. Сейчас используется также система кроя Любакс, которая предполагает визуальное измерение фигуры перед построением выкройки.
Конструирование детской одежды
Детская одежда конструируется по тому же принципу, что и одежда для взрослых, но она требует познаний в сфере физического и психологического развития ребенка. В разработке концепции детской одежды принимают участие не только художники и модельеры, но и врачи-педиатры, воспитатели и учителя.
При моделировании и конструировании детской одежды большое значение имеет соотношение разных частей тела ребенка. Поэтому всех детей, для которых создается одежда, условно делят на пять групп.
Это ясельная группа (возраст до 3 лет), дошкольная группа (до шести лет), младшая школьная группа, в которую входят дети от семи до одиннадцати лет, подростковая группа, в которую входят дети от двенадцати до пятнадцати лет. Есть и юношеская группа, в которую входят дети от шестнадцати до восемнадцати лет.
К детской одежде есть целый ряд требований. Она должна согревать в холод и охлаждать в жару, должна защищать от непогоды. В связи с тем, что дети быстро изнашивают одежду, рекомендуется шить ее из недорогих материалов. Для создания детского костюма часто используется народное творчество, это неиссякаемый источник вдохновения для мастеров-модельеров.
Лекала как единица измерения
Главной единицей измерения в моделировании и конструировании считается лекало. Они бывают следующих видов: лекала-оригиналы, контрольные и рабочие.
Основой создания любого костюма является базовое лекало. Опытный специалист может по первому взгляду определить фирму-производителя одежды, учитывая качество базового лекала. Лекала создаются с учетом всех особенностей человеческой фигуры.
Сейчас при создании лекал специалисты обращаются к современным технологиям, в особенности к компьютерам. Использование компьютеров при изготовлении лекал имеет свои преимущества. Так, это возможность точно приспособить лекала к особенностям той или иной фигуры, это возможность показать результат работы клиенту на любом этапе. Такой вид лекала можно использовать гораздо дольше, чем бумажные, они не изнашиваются и не подлежат замене.
Лекало, изготовленное в электронном виде, дает возможность проводить виртуальную раскладку материала на ткани, что может упростить процесс раскроя.
Моделирование от Burda Moden
Разные системы моделирования и конструирования одежды так и не помогли создать одежду, удобную для большинства населения. И тогда на помошь пришел журнал Burda Moden.
Журнал заявил о себе в такой сфере, как конструирование женской одежды. Он вышел на модную арену в период после Второй мировой войны. В это время далеко не у всех женщин были деньги, чтобы покупать новую красивую одежду, при этом все хотели стильно выглядеть.
В 1950 году журнал Burda Moden вышел в свет и сразу привлек к себе внимание. Сейчас он сохраняет популярность, это вызвано тем, что журнал отражает современные тенденции в мире моды. При этом все модели приспособлены к реальной жизни, и вы сразу можете пошить модель и использовать ее.
fb.ru