Как уведомить налоговую инспекцию о назначении нового руководителя организации? Регистрация в налоговой нового руководителя
С какого момента новый генеральный директор вступает в должность.
14.04.2013
Смена генерального директора общества одна из наиболее распространенных причин внесения изменений в ГРЮЛ. Необходимость внесения данных изменений возникает по различным причинам, это и окончание срока полномочий, увольнение по собственному желанию, назначение на должность нового руководителя и.т.д. Смена руководителя предприятия не считается сложным юридическим действием, однако это может потребовать не только знаний о порядке выполнения регистрационных процедур, но и понимание определенных тонкостей, связанных с этим процессом.
Непосредственно смена генерального директора регистрируется в налоговой инспекции, которая вступает в роли регистрирующего органа и в которой предприятие состоит на учете, что касается г. Москвы, то все регистрационные действия выполняет МИФНС № 46 по г. Москве.
На страницах нашего сайта размещена инструкция по самостоятельной смене генерального директора , а так же вы можете воспользоваться услугами нашей компании по смене руководителя предприятия
Но данная статья посвящена ни сколько самой процедуре смены директора, сколько вопросам, связанным с прекращением полномочий генерального директора и началом полномочий вновь назначенного директора общества.
Полномочия генерального директора предприятия
При смене генерального директора общества, часто возникают вопросы: С какого момента прекращаются полномочия прежнего генерального директора, и с какого момента новый генеральный директор вступает в должность и приобретает соответствующие полномочия? Кто должен подписывать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ?
Итак, с какого же момента новый генеральный директор общества вступает в должность и приобретает полномочия?
От даты вступления в должность руководителя общества зависит легитимность подписи на распорядительных документах, заявлениях, договорах. Многие спрашивают, с какого момента новый генеральный директор может подписывать документы?
Генеральный директор (или другой единоличный исполнительный орган общества) приобретает соответствующие полномочиями с момента принятия решения общим собранием участников (акционеров) о его назначении на соответствующую должность и подписания с генеральным директором трудового договора. В связи с чем, новый генеральный директор вступает в должность с даты указанной в решении/протоколе общего собрания участников (акционеров) общества. После избрания генерального директора и заключения с ним трудового договора, новый руководитель издает приказ о своем назначении на должность и согласно законодательству должен в течение трех дней уведомить регистрирующий орган о произошедших в обществе изменениях.
Основной нюанс в процессе смены генерального директора, заключается в том, что с момента принятия общим собранием участников решения о смене руководителя, до момента регистрации данных изменений в ЕГРЮЛ, имеет место быть несоответствие сведений во внутренних документах предприятия и ЕГРЮЛ, и длиться такое несоответствие, как минимум 5 дней. С одной стороны, решение принято, трудовой договор подписан, и новый руководитель приступил к выполнению своих обязанностей, с другой стороны в ЕГРЮЛ пока не содержится сведений о новом руководителе, соответственно при обращении в банк, где открыт счет компании для переоформления банковской карточки, скорее всего возникнут сложности. В том числе и при заключении договора, контрагент может заказать выписку из ЕГРЮЛ, в которой не будет содержаться сведений о новом директоре предприятия. И вот здесь, законодатель не дает четких «инструкций» для дальнейшей законной деятельности компании.
Статья 12 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает, что изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Такая же позиция закреплена и в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Однако, ни одним законом или подзаконным актом не предусмотрено, что изменение сведений содержащихся в ЕГРЮЛ и не связанные с внесением изменений в учредительные документы, должны вступать в силу с момента их государственной регистрации налоговым органом. В связи с чем, мы с уверенностью говорим о том, что полномочия нового генерального директора начинаются с момента принятия решения участниками общества о смене руководителя организации.
Это подтверждается и регистрирующим органом, так как он признает полномочия нового генерального директора, не смотря на отсутствие о нем сведений в ЕГРЮЛ при сдаче заявления на регистрацию изменений по форме Р14001 с целью регистрации смены руководителя компании.
Напомним, при внесении изменений в ЕГРЮЛ связанных с изменением сведений о руководителе общества сдается заявление, которое подписывается лицом имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. директором. Регистрирующий орган принимает заявления, подписанные как старыми директорами, полномочия которых прекращены, так и заявления, подписанные новыми директорами, сведения о которых отсутствуют в ЕГРЮЛ, но при условии предоставления одновременно с заявлением Р14001 еще и дополнительно протокола (решения) о смене генерального директора в оригинале. Исходя из этого, новый руководитель до регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ подписывает заявление Р14001 как руководитель с вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Поделиться в социальных сетях:
businessgarant.com
4 причины, по которым ФНС отказывает в регистрации смены генерального директора | Новости
Кирилл Коршунов
Юрист АБ «Линия права»
Основной вопрос: Вправе ли налоговый орган проводить проверку процедуры назначения генерального директора при решении вопроса о государственной регистрации смены руководителя общества? Можно ли зарегистрировать в ЕГРЮЛ в качестве руководителя общества «массового директора»? Кто должен подписывать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ – старый или новый директор?
Решение: Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает новый руководитель. Однако участники общества вправе поручить регистрацию изменений старому генеральному директору. Налоговый орган не вправе оценивать решения и действия органов управления обществом, поэтому отказ в регистрации «массового директора» является неправомерным. Наряду с этим некоторые суды приходят к выводу, что налоговый орган вправе отказывать в регистрации смены генерального директора, если нарушена процедура его избрания.
Лицо, указанное в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора общества, получает доступ к руководству хозяйственной деятельностью общества. Не секрет, что можно сколько угодно долго объяснять банку, в котором у общества открыт счет, про то, что решением общего собрания участников общества прежний генеральный директор был отстранен от исполнения своих обязанностей, данные о новом руководителе в ЕГРЮЛ пока не внесены, а деньги со счета снять нужно прямо сейчас. Чаще всего банки отказываются проводить какие-либо операции на основании поручения нового директора, пока сведения о нем не будут внесены в ЕГРЮЛ.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, преследует в том числе и цель снижения транзакционных издержек на поиск информации об уполномоченном лице. Учитывая презумпцию достоверности ЕГРЮЛ, установленную в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), достаточно заглянуть в выписку из ЕГРЮЛ, чтобы понять, действительно ли лицо, представившееся руководителем общества, является таковым.
Поэтому одним из неотъемлемых атрибутов корпоративного конфликта является борьба за утверждение лояльного генерального директора. Неожиданная для некоторых участников общества смена руководителя также является распространенным явлением при рейдерском захвате предприятия. Налоговый орган стремится защитить участников общества от таких радикальных способов «смены власти» в обществе и, заподозрив наличие корпоративного конфликта, иногда отказывает в регистрации смены генерального директора. В таком случае цель захватчиков не достигается – в ЕГРЮЛ по-прежнему указан прошлый законный руководитель. Однако суды приходят к выводу, что такая забота о правах участников общества не входит в полномочия регистрирующего органа.
Чтобы проконтролировать законность отказа в государственной регистрации смены генерального директора, необходимо учитывать отношение судов к наиболее типичным основаниям, по которым регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.
Неправильное заполнение заявления о государственной регистрации
Одним из самых важных документов для проведения государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, является заявление о государственной регистрации изменений (подпункт «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации). При заполнении данного документа нельзя пройти мимо Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25, которым утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В приложении № 20 к данному Приказу на 26 листах изложены требования к заполнению заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предоставляется заявление по форме, утвержденной упомянутым Приказом ФНС России. Исходя из этого, зачастую регистрирующий орган отказывает в регистрации смены генерального директора в связи с неправильным заполнением заявления.
Так, в одном из дел налоговый орган в качестве одной из причин отказа в государственной регистрации смены руководителя общества указал на опечатки, допущенные в заявлении о государственной регистрации изменений – у новоизбранного директора было неправильно написано отчество (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016).
В другом деле заявитель заполнил не те листы заявления о государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации смены генерального директора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2006 по делу № А56-30838/2005).
Бывали случаи, когда в регистрации изменений отказывали из-за того, что заявитель неправильно сократил наименования адресных объектов (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу № А54-4991/2013).
Нарушения могут носить самый разнообразный характер. Поэтому некоторые окружные суды, учитывая типичность ситуаций, издают обобщения практики, посвященные отдельным вопросам по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ. Одним из таких судов является ФАС Московского округа, который по результатам обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Московского округа по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ, принял справку от 27.04.2012 № 12. В пункте 9 данной справки разъяснено, что ошибки, допущенные при заполнении заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, являются достаточным основанием для отказа в государственной регистрации. По мнению Президиума ФАС Московского округа, нарушения, допущенные при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, относятся к нарушениям формы заявления. В связи с этим такие заявления следует считать неподанными.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 4 «Обобщения судебной практики применения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”».
Однако стоит отметить, что не все суды согласны с таким категоричным выводом, что любое нарушение при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице автоматически является основанием для отказа в государственной регистрации изменений.
Так, в другом деле заявитель также заполнил не те листы заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако суд проанализировал допущенные нарушения и пришел к выводу, что регистрирующий орган обладал всей необходимой информацией, чтобы зарегистрировать нужные изменения. Ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2014 по делу № А65-21960/2013).
Схожее мнение высказал и ФАС Центрального округа, который в постановлении от 24.07.2014 по делу № 54-4991/2013 указал, что сам по себе факт существования недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как непредставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом. С такой позицией стоит согласиться. В противном случае правильность заполнения заявления становится самостоятельной целью и ведет исключительно к правовому пуризму, не имеющему рационального обоснования.
Чтобы минимизировать риск отказа в регистрации смены генерального директора по причине неправильного заполнения документов, для заполнения заявления о государственной регистрации можно воспользоваться «Программой подготовки документов для государственной регистрации», доступной для скачивания на сайте ФНС России[1]. Данная программа поможет заполнить заявление о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с требованиями, установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.
Подписание заявления о государственной регистрации изменений неуполномоченным лицом
Помимо того что заявление о государственной регистрации должно соответствовать утвержденной форме, в подпункте «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации содержится требование о необходимости подписания заявления уполномоченным лицом. В связи с этим у многих возникает вопрос: уполномоченным будет являться старый или новый директор?
О распространенности данной проблемы свидетельствует следующий факт. Если в поисковой системе «Яндекс» начать набирать фразу «Кто подписывает заявление…», то самым популярным продолжением запроса будет: «… о смене директора старый или новый директор?». Аналогичная ситуация произойдет, если начать набирать такой же запрос в поисковой системе Google.
Не смотря на то что раньше данный вопрос действительно относился к числу дискуссионных, сейчас он решен однозначно – заявление о государственной регистрации смены генерального директора подписывает новый генеральный директор.
Большое количество отказов по основанию подписания заявления неуполномоченным лицом базировалось на письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, в котором говорилось, что заявление о государственной регистрации должно быть подписано лицом, данные о котором как о руководителе содержатся в ЕГРЮЛ. Новый директор не вправе подписывать заявление о государственной регистрации смены руководителя общества.
В качестве обоснования такой позиции налоговый орган приводит следующие аргументы. Лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица без доверенности, является единоличный исполнительный орган данного юридического лица. В силу пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В случае если к заявлению не приложена доверенность, такое заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе содержится в ЕГРЮЛ на момент подачи заявления.
Необходимость подачи заявления о государственной регистрации смены руководителя организации старым руководителем обосновывалась участившимися случаями «захвата» фирм, когда заявление о смене генерального директора подавали захватчики. Кроме того, такая позиция позволяет снизить количество фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководителя юридического лица указаны подставные лица.
С одной стороны, действительно, любое лицо может сфальсифицировать решение общего собрания участников общества, подписать заявление о государственной регистрации изменений и сменить руководителя организации. О последствиях такой «смены власти» можно не упоминать.
Однако упомянутая позиция ФНС России не учитывает, что государственная регистрация сведений о юридическом лице носит уведомительный характер. Директор становится директором не потому, что это разрешил налоговый орган, а потому, что его избрали в качестве такового участники общества.
Кроме того, такая позиция противоречит пункту 3 статьи 91 ГК РФ, согласно которой вопрос об образовании единоличного исполнительного органа и досрочном прекращении его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников. По мнению ФНС России, такое решение должно еще пройти одобрение регистрирующего органа.
На несоответствие позиции, изложенной в письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, ГК РФ и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2016 № 12580/05. Согласно правовой позиции, изложенной в данном Постановлении, закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об ООО не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.
Исходя из этого, налоговый орган не только неправомерно отказывал в регистрации смены генерального директора на основании заявления, поступившего от нового директора, но и неправомерно считал, что лишенный полномочий директор еще вправе принимать какие-либо значимые решения. В дальнейшем решением ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06 письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 было признано недействующим.
Тем не менее даже после признания такого подхода незаконным регистрирующие органы иногда продолжают отказывать в регистрации по данному основанию. С учетом мнения Президиума ВАС РФ неудивительно, что суды признают такие отказы незаконными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу № А41-35808/12).
Для искоренения такой практики ФНС России издала новые разъяснения по данному вопросу. В соответствии с письмом ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 при внесении изменений в сведения о единоличном исполнительном органе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица.
Однако участники общества вправе предусмотреть в своем решении о смене единоличного исполнительного органа общества, что с заявлением о государственной регистрации смены генерального директора вправе обратиться другое лицо, нежели новый генеральный директор. С технико-юридической точки зрения это можно сделать двумя способами.
Можно прекратить полномочия старого генерального директора через несколько дней после принятия решения о смене генерального директора. Например, на собрании, прошедшем 15.05.2017, участники принимают решение о смене руководителя общества. Но участники оговорили и зафиксировали в протоколе, что полномочия старого генерального директора прекращаются 18.05.2017. С этого же дня его полномочия возлагаются на нового генерального директора. За это время старый генеральный директор успеет обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации соответствующих изменений.
Правомерность такого приема подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 03.08.2009 по делу № А76-716/2009.
Однако ФНС России опять может не согласиться с данной позицией. Так, согласно письму ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 обращаться в регистрирующий орган с сообщением о смене генерального директора необходимо только тогда, когда полномочия указанного в ЕГРЮЛ лица уже прекращены. Исходя из этой позиции, в приведенном примере заявление о смене генерального директора может быть подано только 18.05.2017, после истечения полномочий старого генерального директора. В таком случае заявителем должен быть новый руководитель.
Также участники общества вправе в день принятия решения о смене руководителя общества прекратить полномочия прошлого руководителя, но прямо уполномочить его обратиться с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений. Суды считают, что подобный прием не противоречит Закону о государственной регистрации и Закону об ООО. Отказ в регистрации изменений по данному основанию является незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2011 по делу № А67-2096/2010).
Таким образом, по общему правилу, заявление о смене генерального директора подписывает новый генеральный директор. Тем не менее участники общества своей резолюцией могут уполномочить иное лицо на обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
Новый директор занимает руководящие должности в множестве других юридических фирм и является «массовым»
Другой причиной, по которой ФНС России отказывает в государственной регистрации смены руководителя общества, является назначение на данную должность лица, уже занимающего должность руководителя во множестве фирм. Таких директоров по аналогии с адресами массовой регистрации называют «массовыми директорами».
Яркий пример такого отказа рассматривался Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016. В данном деле суд признал отказ в регистрации смены генерального директора незаконным. Такого основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно смены генерального директора общества, как вывод регистрирующего органа о том, что новый генеральный директор является «массовым директором», положения Закона о регистрации не содержат.
Суд еще раз отметил, что вопрос об избрании единоличного исполнительного органа общества отнесен к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Права и обязанности директора общества возникают и прекращаются на основании решения уполномоченного органа управления этого общества. Вопрос определения круга лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества, оставлен на усмотрение участников общества.
Суд подчеркнул, что вопросы организации труда в данном случае входят в компетенцию самого руководителя юридических лиц и их учредителей, как и вопросы возможности одновременного управления деятельностью нескольких организаций. Ни налоговым законодательством, ни тем более законодательством о государственной регистрации юридических лиц такие вопросы не регламентируются. Действующим законодательством не установлены критерии и количество юридических лиц, которыми одновременно может руководить одно и то же лицо. Соответственно, возможность государственной регистрации сведений о юридическом лице не может быть поставлена в зависимость от указанного обстоятельства.
Позиция судов не поменяется, даже если вновь назначенный директор уже является директором более чем в 1000 юридических лиц (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу № А41-2501/14).
Решение о смене генерального директора принято с нарушением корпоративных процедур
Одним из наиболее спорных оснований для отказа в регистрации смены генерального директора общества является нарушение порядка избрания нового руководителя. К таким нарушениям можно отнести проведение собрания в отсутствие кворума, неизвещение части участников о проведении собрания. Налоговые органы исходят из того, что раз при принятии решения о смене руководителя общества было допущено нарушение, значит сведения, представленные на регистрацию, являются недостоверными (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).
Кроме того, к лицу, подписавшему заявление о государственной регистрации, не перешли полномочия по представлению интересов юридического лица без доверенности. Таким образом, дополнительно к недостоверности представленных на регистрацию сведений налоговые органы ссылаются на подписание заявления неуполномоченным лицом (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А19-19174/2012, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 № А33-10570/08-Ф02-1117/09 по делу № А33-10570/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006).
Основная проблема состоит в том, что не все суды одинаково отвечают на вопрос – может ли регистрационный орган вторгаться во внутренние вопросы общества и оценивать законность принятого решения с точки зрения соблюдения процедуры принятия.
В целом судебная практика склоняется к тому, что отказ в регистрации смены генерального директора на основании нарушения порядка его избрания является незаконным.
Суды исходят из того, что если на регистрацию был представлен полный пакет документов, то налоговый орган обязан в установленный срок зарегистрировать изменения (Определение ВАС РФ от 17.07.2009 по делу №А40-11716/08, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/06). Регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу предоставленных на регистрацию документов (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2008 по делу № А41-К2-23331/07, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2015 по делу № А41-46537/14, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2015 по делу № А40-95940/14).
Такая позиция основана на том, что регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и давать оценку действиям их органов (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу № А55-3260/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу № 07-560/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу № А78-572/2014).
Тем не менее в некоторых случаях, несмотря на запрет в проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, суды разрешали налоговому органу рассматривать вопрос о соблюдении процедуры назначения нового генерального директора (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 по делу № А33-10570/08).
Однако 01.01.2016 вступили в силу изменения в Закон о государственной регистрации, которые могли диаметрально изменить ответ на вопрос о возможности проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных документов.
Так, в статье 9 Закона о государственной регистрации появился пункт 4.2, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности представленных на регистрацию документов. Также в пункте 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации закреплена возможность отказа в государственной регистрации в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Некоторые суды истолковали данные положения как карт-бланш на проведение правовой экспертизы представленных документов. В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.05.2017 по делу № А40-133573/2016 указано:
«Оспариваемые кредитором ликвидированного должника действия регистрирующего органа имели место после 1 января 2016 года, когда были внесены в Закон о государственной регистрации и вступили в силу изменения, наделившие регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов».
Такой подход может показаться обоснованным, учитывая, что раньше налоговые органы, установив нарушения порядка избрания руководителя общества, ссылались на то, что представленные на регистрацию сведения являются недостоверными. Тем не менее текущая судебная практика придерживается вывода о том, что пункт 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации не наделил регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы.
При толковании пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации необходимо принимать во внимание иные положения данного закона.
Так, согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации основания, условия и способы проведения проверки достоверности представленных на государственную регистрацию сведений устанавливаются уполномоченным органом.
Порядок и основания проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, установлены в Приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. В подпункте 8 пункта 5 данного Приказа установлено, что поступление в налоговый орган возражений, в которых указывается на оспоримость решений органа юридического лица, не является основанием для инициирования проверки достоверности сведений. Согласно установленному порядку проведения проверки достоверности предоставленных сведений в предмет проверки не входит проверка законности соблюдения порядка принятия решения, послужившего основанием для обращения с соответствующим заявлением.
Также необходимо учитывать и положения пункта 4.1 статьи 9 указанного Закона. Согласно данному пункту регистрирующий орган не вправе проверять содержащиеся в представленных документах сведения на предмет их соответствия закону. В пункте 23 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» показан один из примеров использования данной нормы: регистрирующий орган не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Вывод о том, что пункт 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации не предоставляет регистрирующему органу права на проведение правовой экспертизы, поддержан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2017 по делу № А32-11550/2016. В Обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2016; письмо ФНС России от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@) также указывается, что инспекция не наделена правом на оценку сделок и решений в отношении юридического лица и правом на признание их недействительными в связи с несоответствием тому или иному закону.
Иными словами, нужно отделять вопрос о достоверности представляемых сведений от вопроса о законности принятого решения. Например, налоговый орган вправе устанавливать, что в заявлении о государственной регистрации указаны недостоверные анкетные данные директора, вправе проверять фактическое нахождение общества по месту регистрации. В данном случае проверка таких сведений будет являться проверкой достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений.
Для проверки же законности принятых корпоративных решений установлена другая процедура. Вывод о том, что при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вопрос о незаконности решения общего собрания акционеров не подлежит рассмотрению, уже высказывался судами. Например, такой позиции придерживался суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2008 по делу № А56-25376/2007.
Рассматривая по правилам главы 24 АПК РФ дело об отказе в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, по причине недействительности принятого решения, послужившего основанием для обращения с заявлением о государственной регистрации изменений, суд фактически вынужден рассмотреть корпоративный спор. Суды обращают внимание на недопустимость рассмотрения корпоративного спора в порядке, установленном для оспаривания действий государственных органов (постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу №А40-19671/2013).
Таким образом, регистрирующий орган, установив, что на регистрацию подан необходимый комплект документов, даже сомневаясь в законности решения общего собрания участников, должен зарегистрировать необходимые документы. В дальнейшем заинтересованное лицо вправе оспорить проведенную регистрацию. Подобное решение проблемы защиты прав третьих лиц было предложено Девятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.10.2015 по делу № А40-3588/2014:
«При разрешении подобных споров арбитражные суды исходят из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании решения регистрирующего органа о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ недействительным. Такое требование подлежит удовлетворению несмотря на то, что формально налоговый орган действовал правомерно (осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, требуемых Законом о государственной регистрации)».
Необходимо отметить, что данный вывод сделан на основе законодательства, действующего до введения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации о возможности регистрирующего органа проводить проверку достоверности представляемых на регистрацию сведений. Возможно, что дальнейшее развитие практики применения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации скорректирует предложенный подход.
[1] https://www.nalog.ru/rn77/program/5961277/.
www.lp.ru
Отказ регистрации в ЕГРЮЛ - волчий билет руководителю и учредителю
- Как генеральному директору и учредителю не попасть в чёрные списки налоговой инспекции
- За что генерального директора и учредителя могут поставить в стоп-лист при регистрации новых фирм и внесении изменений в существующие фирмы
- Какие риски для регистрации новых фирм несёт некорректное завершение деятельности старых организаций
- Какие вообще существуют основания для отказа в регистрации в ЕГРЮЛ
В нашей практике участились отказы налоговых органов при регистрации создаваемых юридических лиц. Проанализировав доводы налоговых инспекторов, мы создали перечень вопросов, ответы на которые помогут зарегистрировать юридическое лицо с первой подачи, тем самым сэкономив Ваше время и денежные средства.
Причиной отказа в регистрации обычно становится наличие проблем в ранее созданных организациях, участником или руководителем которой был или является учредитель или руководитель вновь создаваемой организации.
Так же обращаем внимание, что наличие проблем в ранее созданных организациях, участником или руководителем, которых Вы являетесь, станет препятствием не только при создании нового юридического лица, а так же внесении изменений в других организациях (Например, Вы не сможете купить долю в другом Обществе).
Следует так же понимать, что оспаривание отказа налогового органа в суде не приведет к положительному результату. Ниже мы остановимся на некоторых аспектах судебной практики, связанных с отказами в регистрации.
Какие существуют основания для отказа в регистрации юридического лица или изменений в учредительных документах юридического лица:
- Несоответствие паспортных данных генерального директора или учредителы сведениям, содержащимся в базе ФМС
- Лишени учредителя или генерального директора права на занятие предпринимательской деятельностью
- Дисквалификация руководителя
- Недостоверность юрадреса
- Руководство или учредительство в юрлице, исключённом как недействующее с задолженностью перед бюджетом — три года с момента возникновения обстоятельства
- Руководство или учредительство в юрлице, которое должно быть ликвидировано по решению суда, но не ликвидировано
Как мы видим, существует несколько пунктов, которые служат основанием для временного персонального запрета регистрационных действий с участием учредителя и генерального директора.
Причины постановки генерального директора и/или учредителя в стоп-лист регистрации изменений в ЕГРЮЛ:
- Несоответствие паспортных данных генерального директора или учредителы сведениям, содержащимся в базе ФМС
- Лишени учредителя или генерального директора права на занятие предпринимательской деятельностью
- Дисквалификация руководителя
- Руководство или учредительство в юрлице, исключённом как недействующее с задолженностью перед бюджетом — три года с момента возникновения обстоятельства
- Руководство или учредительство в юрлице, которое должно быть ликвидировано по решению суда, но не ликвидировано
Итак, если Вы хотите создать юридическое лицо, ответьте на ряд вопросов и убедитесь, что не имеется препятствий для регистрации.
Опросный лист для регистрации юридического лица:
- Соответствуют ли данные в паспорте учредителя или руководителя (которые указываются в заявлении на регистрацию), данным, содержащимся в базе Федеральной миграционной службы (ФМС)?
- Имеется ли информация о лишении у учредителя права заниматься предпринимательской деятельностью?
- Имеется ли информация о дисквалификации руководителя юридического лица?
- Подтверждена ли достоверность юридического адреса, который будет определять место нахождение юридического лица?
- Является ли учредитель или руководитель НОВОГО юридического лица учредителем либо руководителем в ИНОМ юридическом лице, которое исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее? Если да, имеется ли у этого юридического лица задолженность перед бюджетом РФ либо указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию? Если да, истекло три года с момента исключения из ЕГРЮЛ указанного юридического лица?
- Является ли учредитель либо руководитель НОВОГО юридического лица учредителем либо руководителем в ИНОМ юридическом лице? Если да, то содержатся ли в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности юридического адреса? Если да, на сегодняшний момент истекли 3 года с момента внесения данной записи в ЕГРЮЛ? А так же содержится ли в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о фамилии, имени, отчестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица? Если да, на сегодняшний день истекли 3 года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ?
- Является ли учредитель или руководитель НОВОГО юридического лица учредителем или руководителем ИНОГО юридического лица, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации?
Ниже мы подробно остановимся на каждом пункте опросного листа. Вопросы подготовлены на основании п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
1) Соответствуют ли данные в паспорте учредителя или руководителя (которые указываются в заявлении на регистрацию), данным, содержащимся в базе Федеральной миграционной службы (ФМС)?
Отказ налогового органа может быть основан, например, на том факте, что учредителю/руководителю Общества исполнилось 20/45 лет, а паспорт не заменён.
Соответственно, по информации Федеральной миграционной службы паспорт с данными, указанными в заявлении о государственной регистрации является недействительным.
Примеры судебной практики — А70-35/2016, А71-6460/2014.
2) Имеется ли информация о лишении у учредителя права заниматься предпринимательской деятельностью?
Данное обстоятельство может быть только при одном условии, если в отношении учредителя имеется вступивший в силу приговор суда по уголовному делу, на основании которого суд лишил права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Пока срок, указанный в приговоре не истек, учредитель не может заниматься предпринимательской деятельностью, тем самым не может создать юридическое лицо.
3) Имеется ли информация о дисквалификации руководителя юридического лица?
Данное обстоятельство может быть при условии, если в отношении руководителя организации имеется вступившее в силу постановление об административном правонарушении, на основании которого суд назначил административное наказание в виде дисквалификации на определенный срок.
Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пока срок, указанный в постановлении не истек, лицо не может занимать руководящие должности, соответственно его нельзя назначить Руководителем в создаваемом юридическом лице.
Для того чтобы убедиться в отсутствии дисквалификации руководителя, необходимо обратиться к сервису https://service.nalog.ru/disqualified.do, в котором имеется реестр дисквалифицированных лиц.
На данном сервере так же можно вычислить Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 20.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», решение о назначении административного наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. Именно с этого момента дисквалифицированное лицо не вправе, в том числе осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Примеры судебной практики — А76-14526/15, А33-10727/15.
4) Подтверждена ли достоверность юридического адреса, который будет определять место нахождение юридического лица?
Данное обстоятельство является наиболее важным аспектом.
Если у регистрирующего органа имеется подтвержденная информация о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений о юридическом адресе, Вас однозначно ожидает отказ в регистрации.
Заключать договор аренды для Вашей организации можно только у проверенных собственников. Дело в том, что при подаче документов на регистрацию нового юридического лица, регистрирующий орган делает запрос в территориальную налоговую, в котором просит подтвердить наличие такого адреса, реальность собственника, и действительное желание собственника заключить договор аренды с новым юридическим лицом.
Соответственно, собственник должен уведомить территориальную налоговую о том, что собирается после регистрации заключить договор аренды. Если же собственник такого подтверждения не даст, Вас ожидает отказ в регистрации.
Более того, в настоящее время налоговые инспекции борются с массовыми юридическими адресами, это те адреса, на которых зарегистрированы несколько Организаций.
Чтобы обезопасить себя и не столкнуться с адресом массовой регистрации, можно обратиться к сервису https://service.nalog.ru/addrfind.do. На данном сервисе содержится информация об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.
Так же в нашей практике присутствуют случаи, в которых налоговый орган, борясь с той же массовостью адресов, просит указывать более детальный юридический адрес. То есть, указывая юридический адрес Вашей организации, недостаточно следующей информации Пр.: 115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 11, а необходимо, чтоб юридический адрес был более точным Пр.: 115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 11, корпус А, сектор 2, офис 326.
Примеры судебной практики — А40-195602/16, А41-18753/16.
5) Является ли учредитель или руководитель НОВОГО юридического лица учредителем либо руководителем в ИНОМ юридическом лице, которое исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее?
Если да, имеется ли у этого юридического лица задолженность перед бюджетом РФ либо указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию?
Если да, истекло три года с момента исключения из ЕГРЮЛ указанного юридического лица?
Более подробно опишем данную ситуацию. Отказ в государственной регистрации можно получить, если соблюдены все нижеперечисленные условия:
— существует условное ООО «Ромашка», в котором Вы (руководитель/учредитель создаваемого юридического лица) руководитель или же участник, который владеет не менее 50% голосов от общего числа голосов участников, и данное ООО «Ромашка» исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее;
— на момент исключения из ЕГРЮЛ ООО «Ромашка» имело задолженность перед бюджетом РФ либо данная задолженность признана безнадежной к взысканию;
— на момент регистрации нового юридического лица не истекло три года с момента исключения ООО «Ромашка» из ЕГРЮЛ.
Примеры судебной практики — А12-60152/2016, А73-18030/2016.
6) Является ли учредитель либо руководитель НОВОГО юридического лица учредителем либо руководителем в ИНОМ юридическом лице?
Если да, то содержатся ли в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности юридического адреса? Если да, на сегодняшний момент истекли 3 года с момента внесения данной записи в ЕГРЮЛ?
А так же содержится ли в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о фамилии, имени, отчестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица? Если да, на сегодняшний день истекли 3 года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ?
Данное обстоятельство чаще всего встречается на практике.
Более подробно — отказ в государственной регистрации можно получить, если соблюдены все нижеперечисленные условия:
I. Сведения о юридическом адресе:
— существует условное ООО «Ромашка», в котором Вы (руководитель/учредитель создаваемого юридического лица) руководитель или же участник, который владеет не менее 50% голосов от общего числа голосов участников;
— в отношении ООО «Ромашка» внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности юридического адреса;
В течение времени работы Организации налоговый орган проверяет деятельность Организации, и если налоговый орган получает информацию о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (по данному адресу нет представителей компании, компания не получает корреспонденцию), то направляется в адрес Организации уведомление о необходимости представления достоверных сведений о юридическом адресе.
В соответствии с п. 6 ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическому лицу, получившему такое уведомление, дается 30 дней для предоставления достоверных сведений.
Если же в течение 30 дней юридическое лицо не направляет в налоговый орган документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
Именно эта запись является препятствием не только для регистрации нового юридического лица, а так же внесение изменений в ту Организацию, в отношении которой внесена такая запись.
— на момент регистрации нового юридического лица не истекло три года с момента внесения соответствующей записи в отношении ООО «Ромашка».
II. Сведения о ФИО и/или паспортных данных руководителя организации
— существует условное ООО «Ромашка», в котором Вы (руководитель/учредитель создаваемого юридического лица) руководитель или же участник, который владеет не менее 50% голосов от общего числа голосов участников;
— в отношении ООО «Ромашка» внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности ФИО и/или паспортных данных руководителя ООО «Ромашка»;
В течение времени работы Организации налоговый орган проверяет деятельность Организации, и если налоговый орган получает информацию о том, что сведения о ФИО и/или паспортных данных руководителя, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, то направляется в адрес Организации уведомление о необходимости представления достоверных сведений о данных руководителя Общества.
На нашей практике такая запись вносилась ввиду того, что налоговый орган подозревает, что данный руководитель является массовым, то есть, зарегистрирован в качестве руководителя организации в нескольких Компаниях.
Так же возможно руководитель поменял паспорт (утеря, возраст), а органы ФМС не предоставили сведения в налоговую об этом.
Между государственными органами существует межведомственное взаимодействие, в рамках которого между органами передаются сведения о паспортных данных физических лиц.
Однако органы ФМС не всегда выполняют эту обязанность, и если руководитель сменил паспорт/ФИО, и миграционная служба не передала новые сведения в налоговой орган, ответственность за несоответствие будет нести Общество.
В соответствии с п. 6 ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическому лицу, получившему такое уведомление, дается 30 дней для предоставления достоверных сведений.
Если же в течение 30 дней юридическое лицо не направляет в налоговый орган документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
Именно эта запись является препятствием не только для регистрации нового юридического лица, а так же внесение изменений в ту Организацию, в отношении которой внесена такая запись.
— на момент регистрации нового юридического лица не истекло три года с момента внесения соответствующей записи в отношении ООО «Ромашка».
Пример из судебной практики — А53-1158/2017
7) Является ли учредитель или руководитель НОВОГО юридического лица учредителем или руководителем ИНОГО юридического лица, в отношении которого имеется неисполненное решение суда о ликвидации?
Если в отношении все того же ООО «Ромашка» суд вынес решение о ликвидации, но решение не исполнено, то руководитель/учредитель, имеющий не менее 50% голосов от общего числа голосов участников не сможет создать новую организацию.
Обстоятельства, указанные в п. 5-7 связаны с тем, что налоговый орган «наказывает» учредителей и руководителей, которые «бросают» свои компании, т.е. не ведут деятельность и не ликвидируют их. Простым языком — чтобы зарегистрировать новую организацию, наведите порядок в старых.
Юрист ООО «ЮрКонсалТ-Групп» Елизавета Проклова
ukt.ru
Как оформить смену генерального директора
Как оформить смену генерального директора? Для того чтобы процедура смены генерального директора OOO прошла в соответствии с правилами и нормами, установленными российским законодательством, необходимо: провести общее собрание, на котором будет принято решение о смене генерального директора и подготовить соответствующий протокол; за месяц до момента увольнения известить прежнего директора о принятом решении; зарегистрировать все изменения в налоговых органах; провести передачу дел и документов новому директору.
Смена генерального директора ЗАО, ООО и ОАО не относится к числу изменений, вносимых в учредительные документы, поэтому госпошлину в этом случае уплачивать не требуется.
Смена генерального директора. Возможные причины
Оформить смену генерального директора может потребоваться по следующим причинам: директор хочет уволиться по собственному желанию; владельцы компании хотят уволить директора в связи с утратой доверия; увольнение производится в связи с инициацией процедуры банкротства; смена директора производится в связи со смертью прежнего руководителя.
Какие документы нужны для смены генерального директора ООО: нотариально заверенное заявление по форме Р14001, протокол общего собрания или решение учредителя о смене генерального директора образец вы можете найти в специальном разделе нашего сайта, приказ о назначении нового руководителя.
Для того чтобы нотариус заверил заявление, в нотариальную контору потребуется представить «свежую» выписку из ЕГРЮЛ, в которой указан прежний руководитель (со сроком выдачи не более 5 дней до момента обращения). В некоторых случаях нотариусы требуют следующие документы: ИНН предприятия, ОГРН предприятия, выписка из Гос. Реестра, ксерокопии ИНН и паспортов нового и прежнего руководителя, ксерокопии паспортов участников (физических лиц), ксерокопии учредительных документов и выписки участников (юридических лиц).
Срок уведомления налоговой о смене директора
В соответствии с действующим законодательством, документы на смену генерального директора должны быть поданы в налоговые органы не позднее, чем в течение трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Подать комплект документов может как прежний, так и новый руководитель.
Как оформить смену генерального директора по внутренним документам
Регистрация смены директора – несложная процедура. Оформить смену руководителя в налоговых органах можно, не привлекая сторонних специалистов. Как и в случае, если вы собрались зарегистрировать ИП, документы нужно будет подать в указанное окошко (в данном случае – окно для юридических лиц).
Совсем другое дело – подготовка внутренней документации, связанной со сменой руководителя предприятия. Генеральный директор – лицо с широчайшими полномочиями. Он может свободно производить любые операции с расчетным счетом, подписывать договора от имени компании, давать материальные и нематериальные обязательства и т.д. Поэтому при смене директора очень важно не только своевременно выполнить все этапы процедуры, но и оформить каждый шаг документально.
При смене генерального директора ЗАО или ООО необходимо подготовить следующие внутренние документы: в случае если директор увольняется по собственному желанию – соответствующее заявление; в случае если директора увольняют учредители – письменное извещение; трудовой договор с новым руководителем; акты приема-передачи учредительных документов и материальных ценностей, подписанные новым и прежним руководителями.
Добавить комментарийwww.urself.ru
Как уведомить налоговую инспекцию о назначении нового руководителя организации?
В инспекцию нужно подать заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001.
Обоснование. Подробные разъяснения по этому вопросу даны в Письме ФНС РФ от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ (позиция N 14.2.05.85).
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в ФНС (налоговую инспекцию по месту учета) представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001, подписанное заявителем (новым руководителем). Важно, чтобы подлинность его подписи была засвидетельствована в нотариальном порядке. Срок, в течение которого налоговая должна быть уведомлена, — три рабочих дня с момента предоставления лицу права действовать от имени компании без доверенности. Такие положения закреплены в п. 5 ст. 5, п. 1.2 ст. 9 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно п. 7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в случае прекращения полномочий физического лица, осуществлявшего функции единоличного исполнительного органа, в разделе 1 листа К заявления по форме Р14001 в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое значение «2», а также заполняется раздел 2 листа К.
В случае возложения на физическое лицо полномочий единоличного исполнительного органа в разделе 1 листа К заявления по форме Р14001 в поле, состоящем из одного знако-места, указывается значение «1», а также заполняется раздел 3 листа К.
Значение «3» проставляется в разделе 1 листа К заявления по форме Р14001 при изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, при изменении сведений о руководителе юридического лица, являющемся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе при изменении данных документа, удостоверяющего иностранного гражданина, или адреса места жительства). При этом заполняются разделы 2 и соответствующие пункты раздела 3.
Обратите внимание, что сообщать в инспекцию об изменении сведений о паспортных данных и месте жительства руководителя юридического лица — гражданина РФ не нужно.
Похожие записи:
economic24.ru
Государственная регистрация юридических лиц: смена директора
Государственная регистрация юридических лиц: смена директора
Автор/Источник: Максим Косов, юрист «Петербургский Правовой Альянс»
При смене единоличного исполнительного органа организации необходимо уведомить об этом свой регистрирующий орган (ИФНС).
Для уведомления ИФНС о смене директора фирме отводится три дня (п. 5 ст. 5 ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » ). В течение этого времени в налоговую нужно подать заявление по форме № Р14001. Если вы нарушите трехдневный срок, фирму оштрафуют (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вот только сделать это, по мнению налоговиков, должен не кто иной, как отстраненный от должности руководитель.
До недавнего времени ответ на вопрос, кто директор фирмы был очевиден — тот, кого избрали на общем собрании учредителей (участников, акционеров).
Процедура назначения нового руководителя на должность прописана и в ГК РФ, в ФЗ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Так, кандидатуру директора учредители должны утвердить на общем собрании, протокол которого и является свидетельством назначения на должность. С этого момента полномочия отстраненного директора полностью прекращаются.
Такой порядок был понятен всем. Поспорить с ним решилось только руководство отдела регистрации юридических лиц ФНС. Налоговики присвоили себе право не вносить в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о новом руководителе компании, если с этим «не согласен» его предшественник (отстраненный от должности директор).
Итак, назначив нового руководителя , фирма должна уведомить об этом свою налоговую. До недавнего времени заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывал вновь назначенный директор. Однако начиная с осени 2004 года налоговые органы стали отказывать в регистрации таких изменений, если заявление было подписано новым руководителем.
Налоговики ссылались на Письмо МНС России № 09-1-03/3680@ «О государственной регистрации юридических лиц», а позднее на более расширенное Письмо ФНС № 09-0-10/4223@ «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся Едином государственном реестре юридических лиц».
По мнению департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России, директор фирмы — это тот, информация о ком содержится в ЕГРЮЛ. Именно этот человек и является единоличным исполнительным органом фирмы. И, соответственно, только он вправе сведения в этом реестре изменять.
В соответствии с указанными письмами, старания налогового органа направлены на «исключение случаев недобросовестности» при смене руководителя. Если же заявление в инспекцию подано лицом, сведений о котором в государственном реестре нет, контролеры «вправе вынести решение об отказе» в регистрации.
Однако, исчерпывающий перечень оснований для такого отказа приведен в статье 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И такой причины, как подача заявления, подписанного «не тем директором», здесь нет. Однако налоговиков это нисколько не смутило. Налоговое начальство подсказало своим территориальным инспекциям, что отказать фирме в регистрации изменений можно на основании того, что заявление фирма якобы не подавала вовсе.
По мнению налогового ведомства, пока запись о назначении директора в ЕГРЮЛ не внесена, он является для налоговой «неуполномоченным лицом». Ведь протокол общего собрания учредителей (участников, акционеров) запросто может быть подделан, а проверять его подлинность инспекторы не обязаны. Заявление же, подписанное неуполномоченным представителем фирмы, быть принято к рассмотрению не может.
Фактически специалисты налоговой службы попытались незаконно изменить порядок назначения руководителя организации и ограничить права учредителей (участников, акционеров).
Видимо, в борьбе с «недобросовестностью» инспекторы напрочь забыли о презумпции невиновности. Иначе чем еще объяснить, что каждого обратившегося в регистрирующий орган, ведомство рассматривает как потенциального преступника.
По мнению налогового ведомства, такой порядок подачи сведений будет препятствовать созданию фирм-однодневок. Кроме того, это не позволит недобросовестным лицам незаконно менять руководство организации.
Вполне естественно, что это нововведение вызвало бурю негодования в среде юристов и собственников компаний. Ведь, если «старый» руководитель, скажем, пропал без вести или попросту не желает прощаться с должностью, назначить нового становится невозможно.
Таким образом, подобной инициативой налоговое ведомство может парализовать деятельность компаний, директора которых, скажем, скрылись. Кроме того, перечеркнутыми оказались и положения федеральных законов. По предложенному ФНС алгоритму независимо от воли учредителей или акционеров, если «старого» директора нет, то и возможности назначить нового тоже нет. Очевидно, что такие нововведения противоречат не только нормам права, но и здравому смыслу.
Вызвали новые требования недовольство и у нотариусов, по крайне мере у некоторых, ведь заверять заявление о назначении нового директора, подписанное прежним, нотариус не обязан, т.к. после решения собственников компании он предприятием уже не руководит. А значит, и документы от ее имени подписывать не вправе.
Подобную позиция заняло Министерство юстиции и при регистрации смены руководителя общественной организации продолжает требовать заявления подписанные «новым» руководителем.
Показательна в данной ситуации позиция руководства Федеральной нотариальной палаты России (ФНП). По мнению ФНП подобные разъяснения ФНС не согласуется с некоторыми законодательными актами РФ.
Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В развитие этого положения, например, в ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено право общего собрания акционеров или совета директоров общества образовывать исполнительные органы общества, досрочно прекращать их полномочия, приостанавливать полномочия единоличного исполнительного органа общества, образовывать временный единоличный исполнительный орган общества. При этом права и обязанности единоличного исполнительного органа общества и членов коллегиального исполнительного органа общества определяются также договором, заключаемым каждым из них с обществом, и на их отношения с обществом распространяется в части, не противоречащей названному Закону, действие законодательства РФ о труде. Согласно ст.ст. 57 и 61 ТК РФ существенным условием трудового договора , наряду с другими условиями, является дата начала работы, а работник обязан приступить к исполнению своих трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором, а если таковая дата не определена — то на следующий день после вступления договора в силу.
Соответствующий порядок деятельности исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью на основе устава общества, внутренних документов общества и заключаемого договора предусмотрен и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Изложенные положения указанных законодательных актов в настоящее время не отменены и сохраняют свое действие.
Согласно ст.ст. 9 и 18 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации юридического лица , в том числе при регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице , содержащиеся в ЕГРЮЛ, может быть, в частности, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Поскольку подлинность подписи уполномоченных лиц на заявлении подлежит обязательному в силу закона нотариальному засвидетельствованию, нотариус исходя из требований, вытекающих из законодательных актов, обязан в указанном случае засвидетельствовать подлинность подписи действующего руководителя исполнительного органа юридического лица, а не прежнего, как это предусмотрено в указанных письмах ФНС.
В сложившейся ситуации у многих предприятий возникли проблемы со своими обслуживающими банками, т.к. некоторые кредитные организации заблокировали счета компаний, которые, ограничившись протоколом о смене директора, не предоставили доказательства смены своего руководителя в регистрирующем органе (свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ).
Получается замкнутый круг. Нотариусы соглашаются заверить только заявления, подписанные новым директором, но ИФНС такой документ в расчет не примет. Налоговики хотят видеть на подаваемых фирмой сведениях исключительно подпись прежнего руководителя, а подписанные им документы нотариусы заверить отказываются.
В сложившейся ситуации конечно можно предпринять меры, чтобы обезопасить себя от претензий работников инспекции в будущем. Как один из вариантов — создание второго, дублирующего, исполнительного органа фирмы. Например, в лице заместителя директора. В случае если «старый» директор откажется подписывать документы для ИФНС, его заместитель сможет исполнить волю учредителей. Правда, чтобы наделить его такими полномочиями, их надо заранее прописать в уставе фирмы.
Возможен вариант, когда участники (акционеры) своим протоколом уполномочивают одного из участников подписать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ о смене директора организации . В данном случае изменения в устав о смене состава участников уже зарегистрированы, следовательно, сведения об участнике, который подпишет заявление в ИФНС, содержатся государственном реестре, тем самым у налоговой не будет формального основания для отказа. Это также согласуется с п. 2 ст. 53 ГК РФ. Однако большой вопрос, как на это посмотрит налоговая служба в свете своих писем, в которых дан однозначный ответ, что уполномоченным органом является только «старый» директор.
В данной статье мы не будем подробно расписывать те уловки, которыми может воспользоваться снятый с должности и зачастую «недовольный» этим директор компании, желающий таким образом (не ходя к нотариусу) насолить своим обидчикам (акционерам, участникам). Уволенный директор может воспользоваться нормами трудового законодательства, уйдя на больничный, продлевая его неограниченное количество раз. А поскольку Пленум ВС РФ в п. 50 Постановления № 2 указывает, что увольнять директора по ст. 278 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности нельзя, рекомендуется в приказе о досрочном прекращении трудового договора со старым директором указывать дату закрытия больничного.Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации (к сожалению не быстрым) является обжалование отказа налоговой о смене руководителя организации (при подписании соответствующего заявления новым директором) в судебном порядке.
Ведь отказ налоговой будет неправомерным — во первых, закон имеет более высокий приоритет, чем Письма ФНС (указанные письма вообще официально не опубликованы и формально носят характер документа, восполняющего пробел в правовом регулировании в области определения момента возникновения прав руководителя предприятия), и в законе нет упоминания о том, что заявление должно подписать уполномоченное лицо, являющееся таковым лишь на основании сведений, имеющихся в ЕГРЮЛ.Кроме того, директор назначается на должность учредителем (собранием акционеров или участников) и приобретает права действовать без доверенности от имени предприятия с момента, установленного этим органом управления предприятия.
Государственная регистрация таких изменений носит лишь уведомительный характер и иное толкование поставит возникновение права руководителя в зависимость от государственной регистрации.
Алгоритм судебного обжалования в подобной ситуации прост.
Организация обращается в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых длягосударственной регистрации документов. Организация просит устранить нарушение ее прав и обязать налоговый орган внести в ЕГРЮЛ соответствующие сведения.
В основание требований организация указывает на то, что решение об отказе в государственной регистрации изменений не соответствует закону, заявление о внесении изменений подписано вновь избранным директором, который в силу учредительных документов вправе действовать от имени юридического лица без доверенности.
Регистрирующий орган, естественно, руководствуясь вышеуказанными письмами ФНС, требования заявителя не признает, ссылаясь на то, что в регистрации отказано в связи с тем, что заявление подано неуполномоченным лицом.
Суд, руководствуясь действующим законодательством и исходя из здравого смысла, просто обязан требования по заявлению признать законными и обоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 17 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В ст. 9 того же закона предусмотрено, что заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п. 1 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ФЗ «Об акционерных обществах» содержится аналогичная норма) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и других) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений по форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 439, подано директором организации, имеющим в силу положений закона и устава общества право действовать от имени общества без доверенности.
Подпись заявителя (нового директора фирмы) естественно должна быть нотариально засвидетельствована. Согласно Письму МНС РФ № 09-0-10/3733 ФНП разделяет позицию ФНС России о том, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При изложенных обстоятельствах решение ИФНС об отказе в государственной регистрации изменений по заявлению организации не соответствует закону и должно быть признано недействительным.
На ИФНС в соответствии со ст. 200 АПК РФ должна быть возложена обязанность по устранению нарушения прав заявителя (организации) путем государственной регистрации изменений и сведений.
Доводы налогового органа о том, что заявление о внесении изменений и сведений в ЕГРЮЛ может быть подписано только прежним, а не вновь назначенным руководителем юридического лица, судом не должны приниматься, как основанные на неверном толковании закона.
Резолютивная часть решения суда будет примерно следующая:
- Решения ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, принятое по документам, представленным организацией, признать недействительным.
- Обязать ИФНС произвести государственную регистрацию изменений и сведений об организации согласно ее заявлению.
www.grouppa.ru
Налоговая не внесла директора в ЕГРЮЛ. Как его уволить?
Вопрос: В организации сменился директор, с новым директором заключен трудовой договор. Однако налоговая инспекция отказала во внесении сведений о новом директоре в ЕГРЮЛ, ссылаясь на пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По какой статье Трудового кодекса РФ можно уволить директора в данном случае?
Ответ: В случае если регистрирующий орган отказал во внесении сведений о новом директоре в ЕГРЮЛ, увольнение должно производиться на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ. По нашему мнению, в данном случае компенсацию можно не выплачивать, так как увольнение связано с виновными действиями (бездействием) директора.
Обоснование: В соответствии с пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Таким лицом является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т.п.) - п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".Юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). При этом налоговая инспекция может отказать во внесении сведений в ЕГРЮЛ, в частности, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении следующих лиц: бывшего владельца не менее чем 50% голосов ООО, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом, либо директора юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений, и т.д. Перечень таких ограничений для назначения лица единоличным исполнительным органом предусмотрен пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Эта норма была введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2016, и трудовое законодательство пока не приведено в соответствие с ней.Таким образом, специальная норма ТК РФ, позволяющая уволить директора, которого невозможно внести в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа, отсутствует. Кроме того, к сожалению, не все эти сведения можно найти в свободном доступе, так что у работодателя нет полноценной возможности перед назначением директора проверить, не будет ли отказа со стороны налоговой инспекции в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.Таким образом, в рассматриваемой ситуации уволить директора можно по общему основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ. При этом, по нашему мнению, гарантии руководителю, предусмотренные ст. 279 ТК РФ в виде компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка, можно не выплачивать, так как увольнение связано с виновными действиями (бездействием) директора.
ks67.ru