Всё об асфальтировании / Справочник / Литой асфальт. Литой асфальт что это
Всё об асфальтировании / Справочник / Литой асфальт
Общие сведения о литом асфальте
Литой асфальт (литая асфальтобетонная смесь) — композиционный дорожно-строительный материал, который представляет собой смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка) и битумного вяжущего (теплоустойчивого битума или полимерно-битумного вяжущего).
Относится к высокоплотным асфальтобетонным смесям и в готовом к укладке виде представляет собой горячую вязко-текучую пластичную массу черного цвета. В отличие от обычных уплотняемых горячих асфальтобетонных смесей, литой асфальт характеризуется избытком битумного вяжущего, что придает ему высокую пластичность.
Литой асфальтобетон — твердое монолитное покрытие устроенное из литой асфальтобетонной смеси.
Литые асфальтобетонные смеси не следует путать с литыми эмульсионно-минеральными смесями (ЛЭМС), которые помимо иного состава имеют также и иное назначение (как правило, используются для тонкослойной поверхностной обработки асфальтированного дорожного покрытия).
Назначение и область применения литых асфальтов
Основным назначением литых асфальтобетонных смесей является устройство верхних слоёв дорожного покрытия. В более редких случаях литой асфальт применяется для устройства нижних слоев покрытия с последующей укладкой поверх них тонкого слоя щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА) или литой асфальтобетонной смеси другого типа (такой подход распространен при асфальтировании мостовых сооружений).
Главной сферой применения литого асфальта является мостовое строительство. Данный материал используется для создания верхних защитных слоев покрытия мостовых сооружений, выполняя также функцию гидроизоляции.
Второй по значимости областью применения литых асфальтобетонных смесей является дорожное строительство. Литой асфальт может применяться при асфальтировании автомобильных дорог любых технических категорий во всех дорожно-климатических зонах Украины (от А-1 до А-7), а также при асфальтировании тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, межрельсового пространства трамвайных путей.
Особую актуальность использование горячих литых асфальтобетонных смесей приобретает при необходимости проведения ямочного ремонта асфальтового покрытия в холодное время года при отрицательных температурах.
Несмотря на то, что главной сферой применения литых асфальтобетонных смесей является мостовое и дорожное строительство, данный материал достаточно часто используется в промышленном и гражданском строительстве в качестве гидроизоляционного материала, материала для устройства твёрдых покрытий на производственных и складских площадках, устройства стяжек и напольных покрытий (с последующей шлифовкой и полировкой такого покрытия до гладкого состояния), создания отмосток.
Типовой состав и технология производства литого асфальта
Литой асфальт отличается от обычных уплотняемых асфальтобетонных смесей более высоким содержанием битумного вяжущего (до 11 %) и минерального порошка (до 25 %).
Минеральная составляющая литой асфальтобетонной смеси включает щебень, песок и минеральный порошок. Щебень применяют из плотных горных пород со следующими характеристиками:
- Марка по дробимости должна быть не менее 1000
- Марка по истираемости не менее И1
- Марка по морозостойкости не ниже F50
- Содержание зерен лещадной и игловатой формы не более 15 % по массе
- Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1 % по массе
Песок используют природный, дробленый или из отсевов дробления плотных горных пород. Минеральный порошок применяют активированный и неактивированный из карбонатных горных пород (известняковый или доломитовый).
Таким образом, в части минеральной составляющей (щебень, песок и минеральный порошок) литой асфальт схож с обычной асфальтобетонной смесью, главным же его отличием является вяжущий компонент. При приготовлении литых асфальтобетонных смесей используется теплоустойчивый битум, полимерно-битумное вяжущее или другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами (битумно-каучуковое вяжущее, резинобитумное вяжущее и др.).
Производится литой асфальт на асфальтобетонных заводах в специальных асфальтосмесительных установках по технологии схожей с приготовлением обычных асфальтобетонных смесей. Температура литой смеси при выпуске из смесителя зависит от вида вяжущего и может варьироваться от 190 °С до 240 °С.
Т. к. литая асфальтобетонная смесь отличается высоким содержанием битумного вяжущего и при выпуске имеет высокую температуру (190–240 °С), это приводит к расслаиванию и быстрой потере однородности (проявляется в виде неравномерного оседания минеральных частиц). Для предупреждения процесса расслаивания, сохранения однородности смеси и поддержания высокой рабочей температуры, во время транспортировки литого асфальта к объекту требуется его непрерывное перемешивание с одновременным подогревом. Транспортировка литого асфальта осуществляется специализированными машинами — «кохерами» (другое название — термос-миксер).
Помимо транспортировки, кохер может использоваться в качестве мобильной установки для приготовления литых асфальтобетонных смесей предназначенных для ямочного ремонта дорог. Процесс приготовления такой смеси может осуществляться с использованием новых материалов, а также с добавлением вторичного асфальтобетона (асфальтовой крошки) или из полуфабрикатов. Применение асфальтовой крошки при приготовлении литого асфальта для ямочного ремонта является одним из путей удешевления его высокой стоимости.
Классификация литых асфальтобетонных смесей
По назначению
- I тип — применяется для устройства верхнего слоя дорожного покрытия на автомагистралях и дорогах I–III категории, проезжей части мостов, эстакад, путепроводов и паркингов. Литая асфальтобетонная смесь I типа производится на специализированной асфальтосмесительной установке, транспортируется к объекту в термосе-миксере, укладывается специальным укладчиком (гусеничным, колёсным или колёсно-рельсовым финишером) или вручную без уплотнения. Наибольший размер зерен каменного наполнителя (щебня) — 15 мм. Содержание зерен крупнее 5 мм — 45–55 % по массе.
- II тип (вибролитая асфальтобетонная смесь) — предназначена для устройства покрытий автомобильных дорог I–III технических категорий, аэродромов, мостов, эстакад, путепроводов. Литая асфальтобетонная смесь II типа производится на обычной асфальтосмесительной установке, транспортируется автосамосвалами с защитным тентом, укладывается обычным асфальтоукладчиком с виброуплотнением (отсюда название «вибролитая»). Наибольший размер зерен щебня — 20 мм. Содержание зерен крупнее 5 мм — 35–50 % по массе.
- III тип (вибролитая асфальтобетонная смесь) — используется для устройства верхнего слоя основания при строительстве дорог I–III технических категорий, а также аэродромов. Литая асфальтобетонная смесь III типа производится на стандартной асфальтосмесительной установке, к объекту транспортируется в автосамосвалах, укладывается обычным асфальтоукладчиком с виброуплотнением. Наибольший размер зерен щебня — 40 мм. Содержание зерен крупнее 5 мм — 45–65 % по массе.
- IV тип — применяется для асфальтирования тротуаров, устройства полов внутри помещений, устройства стяжек и гидроизоляции кровли. Наибольший размер зерен щебня — 5 мм.
- V тип — применяется для ямочного ремонта асфальтобетонных дорожных покрытий, гидроизоляции покрытий и асфальтирования межрельсового пространства в трамвайных путях. Наибольший размер зерен щебня — 20 мм. Содержание зерен крупнее 5 мм — 35–50 % по массе. При выборе материалов для приготовления литых смесей V типа требования к исходным материалам могут быть ниже, так как свойства литого асфальтобетона не должны значительно превышать свойства ремонтируемого асфальтового покрытия. Транспортировка и укладка литого асфальта V типа осуществляется с помощью кохера.
Вибролитая асфальтобетонная смесь — литой асфальт II–III типа. Относительно данных типов литого асфальта в профессиональной и научной среде имеются разногласия, т. к. формально они не могут быть определены как литые, поскольку транспортируются к объекту асфальтирования обычными самосвалами, укладываются стандартными асфальтоукладчиками с виброуплотнением и к тому же требуют уплотнения катками, чего не происходит в случае с литой смесью I, IV и V типа.
По виду вяжущего
- Литая асфальтобетонная смесь — стандартная литая асфальтобетонная смесь приготовленная с применением теплоустойчивого немодифицированного дорожного битума.
- Литая полимерасфальтобетонная смесь — литая асфальтобетонная смесь в которой в качестве вяжущего компонента используется полимерно-битумное вяжущее (ПБВ).
- Литая сероасфальтобетонная смесь — литая смесь в которой в качестве вяжущего используется комплексное вяжущее состоящее из битума и модифицированной технической серы. Применение серы позволяет уменьшить расход битума и понизить температуру приготовления литой асфальтобетонной смеси.
- Литая резиноасфальтобетонная смесь — литая асфальтобетонная смесь в которой в качестве вяжущего используется резинобитумное композиционное вяжущее. Использование в литом асфальтобетоне резиновой крошки способствует повышению долговечности дорожного покрытия, улучшению его фрикционных свойств, а также, в ряде случаев, позволяет снизить расход щебня.
Преимущества и недостатки литого асфальта
Асфальтированные покрытия созданные с применением литых смесей отличаются малой толщиной слоя, высокой плотностью и шероховатостью. Помимо этого, в сравнении с традиционными уплотняемыми асфальтобетонными смесями и щебеночно-мастичным асфальтом, литой асфальт обладает рядом других преимуществ, а именно:
- Высокая пластичность и подвижность литой смеси.
- Низкая пористость и водонепроницаемость.
- Лучшие, в сравнении с обычной асфальтобетонной смесью, гидроизоляционные свойства.
- Высокая коррозионная стойкость, трещино- и износостойкость.
- Высокая прочность покрытия, сравнимая с традиционными асфальтобетонами.
- Высокая эластичность покрытия и способность выдерживать большие деформационные растяжения.
- Долговечность (устойчивость к старению и накоплению усталостных повреждений).
- Устойчивость к колееобразованию и высокое сопротивление износу шипованными шинами.
- Устойчивость к сильным температурным перепадам.
- Отсутствие необходимости уплотнения уложенной смеси.
- Возможность проводить ремонтные работы при отрицательных температурах.
К основным недостаткам литых асфальтобетонных смесей и литого асфальтобетона можно отнести:
- Низкие сцепные показатели асфальтированного покрытия (вследствие большого содержания битумного вяжущего), что приводит к необходимости проведения дополнительных работ связанных с распределением и втапливанием (запрессовкой) черного щебня в уложенный слой литого асфальта.
- Высокая стоимость смеси связанная с применением дорогостоящих компонентов.
- Высокая стоимость асфальтирования, связанная с необходимостью проведения подготовительных работ и привлечением специальной техники (кохеры, финишеры, щебнераспределители и др.).
Технология асфальтирования с применением литого асфальта
1. Транспортировка литого асфальта
Транспортировка литой асфальтобетонной смеси к объекту проведения работ осуществляется «кохерами» (специальными машинами, оборудованными системой перемешивания, подогрева и контроля температуры смеси). Необходимость использования кохеров для транспортировки литого асфальта (I, IV и V типа) обусловлена тем, что без принудительного перемешивания и подогревания, смесь начинает расслаиваться и терять пластичность. Литые асфальтобетонные смеси II–III типа устойчивы к расслоению и могут доставляться обычными самосвалами.
2. Подготовительные работы
При устройстве дорожных покрытий из литого асфальтобетона важную роль играет тщательная подготовка нижележащего основания, на которое будет укладываться литая смесь. Если нижележащий слой не является достаточно ровным, его выравнивают путем холодного фрезерования или методом устройства выравнивающего слоя асфальта (при перепаде отметок до 6 см используют мелкозернистую асфальтобетонную смесь, более 6 см — крупнозернистую).
После фрезерования или устройства выравнивающего слоя, нижележащее покрытие обрабатывают битумной эмульсией. Подгрунтовка нижележащего слоя может не выполняться если между устройством нижнего слоя (в том числе выравнивающего) и укладкой литого асфальта прошло не более 10 суток. Подгрунтовка также не требуется в том случае, когда нижний слой устроен из литой асфальтобетонной смеси.
Перед началом укладки литой асфальтобетонной смеси по обеим сторонам асфальтируемой полосы устраивается деревянная или металлическая опалубка с высотой равной толщине укладываемого слоя. Если укладка литого асфальта производится колесно-рельсовым укладчиком, то опалубка не устанавливается, поскольку в этом случае роль опалубки выполняют сами рельсы. Литые асфальтобетонные смеси II–III типа не требуют установки опалубки, т. к. укладываются обычными асфальтоукладчиками методом вибролитья.
3. Укладка литого асфальта
Покрытия из литых асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду, весной при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С. Допускается выполнять асфальтирование и при отрицательной температуре воздуха, но не ниже −10 °С. В этом случае литая асфальтобетонная смесь должна иметь температуру не менее 240 °С и укладка должна производиться в безветренную погоду (или при слабом ветре) на сухую и чистую поверхность. Просушка поверхности может производиться с помощью инфракрасных нагревателей.
В зависимости от типа литой асфальтобетонной смеси укладка может производится колёсными, гусеничными или колесно-рельсовыми финишерами (для литого асфальта I, IV и V типа) или обычными асфальтоукладчиками (для литого асфальта II–III типа). Места не доступные для механической укладки литой смеси асфальтируют вручную.
4. Уплотнение литого асфальта
Литая асфальтобетонная смесь I, IV и V типа не требует уплотнения, т. к. имеет текучую консистенцию и набирает плотность в процессе остывания. Литая асфальтобетонная смесь II–III типа уплотняется вибротрамбующим брусом асфальтоукладчика на этапе укладки и легкими катками на этапе запрессовки черного щебня.
5. Запрессовка (втапливание) черного щебня
Т. к. одним из главных недостатков литого асфальтобетонного покрытия является низкий коэффициент сцепления с шинами транспортным средств, то для повышения его шероховатости выполняется дополнительная процедура распределения и запрессовки щебня, производимая сразу после укладки литого асфальта. К моменту запрессовки черный щебень должен иметь температуру не ниже 100 °С, а поверхность уложенной литой смеси не должна остыть ниже 140–180 °С. Распределение чернощебеночной смеси может производиться вручную или с помощью щебнераспределителя.
Запрессовка черного щебня — технологическая операция по приданию покрытию из литого асфальтобетона I и V типа требуемых фрикционных характеристик путем распределения и втапливания в него горячего черного щебня. В качестве материала для обработки применяют черный щебень фракции 5(3)–10 мм или 10–15 мм.
Черный щебень — искусственный дорожно-строительный материал, получаемый путем смешения гранитного, гравийного или известнякового щебня с вязким или жидким органическими вяжущим (нефтяным дорожным битумом, битумной эмульсией или дегтем).
Краткая историческая справка о литом асфальте
На постсоветском пространстве первые попытки применения литого асфальта относятся к 19 веку. Уже в 1865 году в Санкт-Петербурге литые смеси на основе природного битума были впервые применены при асфальтировании террас Зимнего дворца. Через 5 лет (в 1870 году) с помощью той же литой смеси асфальтировалась улица Малая Садовая и создавалось покрытие на набережной реки Фонтанки. Позднее с применением литых смесей началось асфальтирование дорог в Киеве, Харькове, Одессе, Житомире и других городах Российской империи.
Применение литого асфальта в г. Москва началось в 1874 году, когда рядом с городом Сызрань был построен первый в России завод по производству асфальтовой мастики. Существенно упростился процесс приготовления и укладки литых смесей с того момента как в 1914 году в городе Грозный было запущено производство нефтяного битума. Однако, именно по причине интенсивного развития битумного производства все большее распространение стала получать уплотняемая асфальтобетонная смесь, как более простой и дешевый материал для устройства дорожных покрытий, а интерес к использованию литой смеси начинает падать.
С начала 1970-х годов асфальтирование с применением литого асфальта вновь возвращается в СССР, чему в немалой степени способствовал положительный опыт эксплуатации (способность выдерживать интенсивное грузонапряженное движение, износостойкость и коррозионная стойкость) литых асфальтобетонных покрытий на дорогах Западной и Восточной Германии, Венгрии и Румынии.
К концу 1970-х годов литьевая технология вновь начинает переживать упадок по причине дефицита материалов (теплоустойчивого битума и мелкофракционного щебня), низких темпов строительства, высокой стоимости импортной техники (т. к. собственное оборудование еще не производилось) и других проблем. Эти трудности привели к тому, что в СССР начало развиваться собственное направление литьевой технологии, основанное на использовании метода вибролитья и применении более жестких литых смесей.
В странах Европы литой асфальт широко стал применяться с середины 20 века. В США литой асфальт приготовленный с использованием нефтяных битумов впервые применили в 1876 году. Наиболее широкое распространение литьевая технология получила в Германии, где существует большое количество современных заводов производящих оборудование для приготовления, транспортирования и укладки литых смесей.
Сегодня в мире существует множество организаций деятельность которых связана с разработкой стандартов, технической документации, новых рецептур и составов для литого асфальта, крупнейшими из которых являются:
- IMAA (International Mastic Asphalt Association) — Международная ассоциация производителей литого асфальта.
- EMAA (European Mastic Asphalt Association) — Европейская ассоциация производителей литого асфальта.
www.unidorstroy.kiev.ua
Литой асфальт: особенности, преимущества и технология укладки - Свежие новости
Сегодня трудно представить себе жизнь любого крупного города без асфальта. С его помощью строятся автомагистрали, обустраиваются целые микрорайоны и улицы. Довольно востребовано такое покрытие и среди частников. Им благоустраивают придомовые территории, заказывая услугу асфальтирование в Воронеже http://asphalt36.ru/ или самостоятельно облагораживая площади.
Спрос на этот материал растет постоянно, поэтому производители ежегодно стараются улучшать его качество. Асфальт – это материал со множеством достоинств. Он поглощает шум, делает дорогу ровной и позволяет автовладельцам значительно экономить на бензине.
Виды асфальта
«Одежда для дорог» постоянно модернизируется. Уже сейчас существуют десятки различных его разновидностей. В этом разделе мы рассмотрим самые распространенные виды асфальта.
Такой вид обычно применяется для ремонта дорог. Его использование максимально упрощено. Чтобы отремонтировать кусок дороги, нужно очистить ее от старого покрытия и засыпать смесь в яму. Холодный асфальт утрамбовывают и посыпают песком.
Для использования такого материала требуется специальная трамбовочная техника. Асфальтная смесь горячего вида состоит из песка, цемента, гравия и камней. Технология укладки такой смеси довольно проста: ее выливают на дорогу и прессуют при помощи спецтехники.
Это дорогостоящий вид асфальта. Обычно он используется для обустройства дорожек и территории около частного дома. В состав такой смеси входят специальные резиновые добавки. Они делают покрытие более упругим и долговечным.
Данный вид особую популярность получил в Европе, но в России он тоже востребован. При помощи такой технологии можно быстро возвести трассу, обустроить дорожки для пешеходов или велосипедистов. Перед укладкой температура смеси достигает 250 градусов, что делает ее текучей и позволяет лучше распределяться по поверхности.
Далее мы озвучим ямочную и обычную технологию укладки литого асфальта более подробно.
Литой асфальт: в чем его преимущества и недостатки?
Это искусственный стройматериал. Он изготавливается из минеральных порошков, щебня, песка и тугоплавкого битума. Используется смесь для ремонта и строительства дорог, мостовых переходов, промышленных площадок и других объектов, к которым предъявляются высокие требования в прочности и гидроизоляции. Особенностью литого асфальта является его тонкое нанесение на поверхность. Слой выходит очень маленький, но он не уступает по своим характеристикам другим видам покрытия.
Почему же в Европе выбирают именно литой асфальт? Все дело в его многочисленных преимуществах:
- высокая плотность. Благодаря насыщенному составу и применению высокой температуры, такой асфальт получает максимальную плотность. Это позволяет значительно уменьшить толщину его слоя при укладке;
- легкая укладка литого асфальтобетона. Укладка осуществляется при помощи спецтехники. Если вся техника в наличии, то сам процесс занимает считанные часы;
- морозостойкость. Этот вид покрытия способен выдерживать низкие температуры. Он не трескается и не теряет своих первоначальных качеств, поэтому его можно использовать в различных странах и регионах;
- водонепроницаемость. Благодаря плотной структуре, материал обладает потрясающими гидроизоляционными свойствами. Он значительно снижает негативное воздействие воды на дорожную или мостовую конструкцию.
Несмотря на большой перечень плюсов, литой асфальт имеет и существенные недостатки. Во-первых, он дорогой. Его высокая цена обуславливается необходимостью использования дорогостоящей спецтехники во время укладки. Во-вторых, приходится следить за высокой точностью сохранения пропорций сырья. Любые отклонения в процессе производства или укладки могут значительно ухудшить свойства покрытия.
Особенности ямочного ремонта с применением литого асфальта
В целях экономии ремонт дорог часто осуществляется частично. С применением литого асфальта делать ямочный ремонт экономически выгодно, ведь смесь является прочной и покрытие сможет прослужить на протяжении длительного времени. Такой ремонт обычно делают в теплое время года, но и зимой результат ничем не хуже.
Для начала поврежденный участок полностью очищается от остатков старого покрытия. Удаляются все выбоины и острые элементы, убирается пыль и мусор. Затем дно образованной ямы покрывается жидким битумом. Если яма небольшая, то это можно выполнить вручную.
Только после этого можно заливать асфальт с помощью спецтехники. Причем уплотнять слой не нужно. Яму затем можно просто посыпать щебнем и утопить его с помощью ручного катка. Щебень придаст шероховатости дорожному покрытию, что улучшит его сцепление с колесами автомобильной техники.
Технология укладки
Если выбран литой асфальт — технология укладки должна соблюдаться до малейших деталей. Любые отклонения в технологии могут привести к значительному ухудшению свойств покрытия. Итак, как же делается дорога из такого материала? Рассмотрим процесс укладки поэтапно:
- Доставка смеси на место работы. Литой асфальт можно транспортировать только в специальных машинах, которые оснащены системой подогрева и контролем за перемешиванием. Без этого смесь нельзя будет использовать по назначению.
- Подготовка основания. Успешность укладки во многом зависит от качества основания. Основание должно быть идеально ровным и чистым. Если поверхность неровная, то вниз можно уложить дополнительный выравнивающий слой асфальта. Затем выравнивающий слой покрывается битумной эмульсией. Также на этапе подготовки по краю основания возводится опалубка.
- Укладка смеси. Поверхность должна быть сухой и чистой. Идеальная погода для укладки – отсутствие ветра и плюсовая температура. Укладка смеси осуществляется специальными финишерами.
- Посыпание и втапливание щебня. Литой асфальт после высыхания не характеризуется хорошим сцеплением с колесами транспортных средств. Дабы нейтрализовать этот недостаток, используется черный щебень. Им дорога посыпается сразу же после укладки горячей смеси (ее температура не должна быть ниже 150 градусов). А с помощью катков щебень слегка втапливаетсяв покрытие.
Loading...
freshnovosti.com
Особенности дорожного строительства с использованием литого асфальта
С 30-х годов 19-го века асфальт занимает доминирующее положение в дорожном строительстве. Благодаря технологиям его ровной укладки удается снизить шум проезжающих автомобилей. Если хоть на секунду нынешний поток автотранспорта окажется на булыжной брусчатке, трудно представить состояние наших барабанных перепонок.
Сосредоточенные дорожные рабочие с лопатами около дымящихся кучек горячего асфальта и катающийся туда-сюда восхищающий своей массивностью каток – привычное зрелище для горожан, не допускающих никакой альтернативы асфальтированию города как критерию его благоустройства.
Однако появление литого асфальта разрушило стереотипы укладочных работ на городских улицах. Оказывается, можно обойтись и без катка. В принципе, те же компоненты, но …изменилось их долевое соотношение. В результате несложного ноу-хау изменилась технология укладки асфальтового покрытия, улучшилось качество поверхностного слоя дорожной одежды.
Особенности состава литого асфальта
В литом асфальте сохранены составляющие традиционные ингредиенты среднестатистического асфальта, однако их соотношение принципиально иное, чем в классическом варианте. В литом асфальте уменьшена доля песка и щебня, повышено содержание битума. В литом асфальте может содержаться до 13% битумной составляющей, а температура приготовления и последующей укладки асфальта должна быть в пределах 200-250 градусов Ц.
Литой асфальт относится к разновидностям горячих асфальтобетонных составов. Название литого эта модификация получила благодаря тому, что в разогретом состоянии асфальт литой для покрытий тротуаров и дорог приобретает вязко-текучую подвижную консистенцию, делающую ее пригодной для заливки подготовленных поверхностей. Смесь растекается ровным слоем, совершенно не нуждаясь в уплотнении, как этого требуется при использовании традиционных асфальтобетонных составов.
Наилучшие показатели по эластичности, износостойкости, фрикционным свойствам, водостойкости и усталостной долговечности демонстрируют литые полимерасфальтобетоны, получаемые при использовании модифицированных полимерно-битумных вяжущих. ГОСТ Р 54401 рекомендует применение литых полимерасфальтобетонов на всех типах мостовых сооружений и на дорогах, подвергающихся повышенным воздействиям нагрузок от транспорта.
Особенности укладки литых асфальтов
Процесс укладки литого асфальта сам по себе не сложен. Асфальтобетонная смесь заливается на поверхность участка и разравнивается с помощью специальных механизмов либо даже вручную. Никакие катки не требуются. Количество задействованных дорожных рабочих сведено к минимуму, дорога будет готова для приема нагрузок через несколько часов.
У литого асфальта высокая водостойкость, его можно укладывать и при дожде. Но для сохранения литым асфальтом своих функциональных свойств необходимо тщательное соблюдение технологии, требующей поддержания температуры смеси в строго регламентированных пределах.
Транспортировка произведенной асфальтовой смеси от производителя литого асфальта к месту потребления осуществляется в специальных транспортных средствах – кохерах. Кохеры представляют собой передвижные резервуары-цистерны, поддерживающие нужное состояние смеси, подогревая ее и перемешивая в процессе транспортировки. Уже на объекте доставленная смесь разливается, обеспечивая равномерное распределение слоя асфальта по поверхности. Толщина слоя заливки должна быть в пределах 25-30 мм, для большей толщины требуются несколько слоев.
Это важно! Для смесей, укладываемых на особо важных мостовых сооружениях либо сверхнагруженных автомагистралях и городских улиц, необходимо повышать удобоукладываемость специальными добавками. От этого вязкость несколько повышается, что делает неудобной ручную укладку.
Стоимость литого асфальта при такой кажущейся простоте укладки на порядок выше традиционных составов и технологий, поскольку удорожание происходит вследствие использования дорогих битумов и минеральных порошков, а также специальных дорожных укладчиков и кохеров. Поэтому применение литого асфальта в России весьма ограничено.
stroitel5.ru
Литой асфальт - Дорожно-строительные материалы и машины
Литой асфальт – это запроектированная смесь щебня, песка, минерального порошка и вязкого битума. Отличие литого асфальта от обычного в процессе укладки заключается в том, что литой асфальт, уложенный в горячем состоянии (не менее 190 градусов по Цельсию), не требует уплотнения.
Литой асфальт применяется в качестве дорожного покрытия на автомобильных дорога, мостах, эстакадах, эксплуатируемых кровлях. Из литого асфальта устраиваются полы производственных помещений.
Особенностью приготовления литой асфальтобетонной смеси является повышенное содержание (7,5-10% больше) вяжущих материалов (нефтяного дорожного битума) и увеличение доли содержания минерального порошка. Учитывая увеличение доли данных компонентов, структура асфальтобетона становиться бескаркасной или полукаркасной. Смесь из литого асфальтобетона становиться текучей и по этой причине не может быть уплотнена.
При изготовлении литой асфальтобетонной смеси используют дорожные битумы марок: БНД 40/60, БНД 60/90.
Изготовление и использование литого асфальта нормируется ГОСТ Р 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования».
К месту укладки литую смесь транспортируют в специальных котлах с подогревом и перемешиванием. Такие машины называются термос-бункеры (кохеры). Термос-бункеры монтируются на шасси грузового автомобиля и по конструкции могут либо вертикальными, либо горизонтальными. Бункер заизолирован от окружающей среды (обычно в качестве теплоизоляционного материала используется минеральная вата) и снабжен перемешивающим валом и подогревателем. Выгрузка осуществляется через заднюю или боковую заслонку в приемный бункер асфальтоукладчика. Температура укладки литого асфальта должна составлять не менее 190 градусов Цельсия. Толщина укладываемого слоя варьируется от 2 см до 5 см. Если литой асфальтобетон используется в качестве верхнего слоя покрытия на проезжей части, то его дополнительно обрабатывают мелким щебнем. Щебень утапливается в поверхность литого асфальтобетона с помощью легких гладковальцовых катков, что улучшает коэффициент сцепления шин автотранспорта с покрытием и защищает покрытие от воздействия шипованных шин в зимний период. Эксплуатировать участок дороги после укладки литого асфальтобетона возможно после его остывания.
Одним из основных положительных свойств литого асфальта заключается снижение затрат на укладку, поскольку он не требует уплотнения. Водопроницаемость литого асфальта заметно меньше других видов асфальтов. Литая асфальтобетонная смесь обладает хорошей адгезией к нижнему слою покрытия, что особенно важно при устройстве дорожной одежды на мостовых сооружениях. Литой асфальтобетон обладает большей долговечностью, при высоких динамических и колебательных нагрузках.
Основным недостатком литого асфальта является опасность образования пузырей на поверхности. Кроме того, покрытие из литого асфальта сильнее подвержено трещинообразованию при отрицательных температурах. Покрытие из литого асфальтобетона обладает повышенным колееобразованием. Литая асфальтобетонная смесь по стоимости превосходит обычную асфальтобетонную и кроме того повышаются затраты на транспортировку такой смеси к месту укладки.
pro-scheben.ru
Литой асфальт и его преимущества | Статьи
С греческого языка слово асфальт переводится как горная смола. Асфальт, по своей сути, является смесью битумов в различных пропорциях, зависящей от типа асфальта, с другими материалами, такими, как гравий, песок или даже щебень. Асфальт чаще всего используют для укладки автомобильных дорог. Одним из наилучших видов асфальтобетонных материалов в наше время является литой асфальт. Имеет он практически тот же состав, как и обычный асфальт, однако всё различие кроется в правильных пропорциях смешивания составляющих его ингредиентов. В литой асфальт добавляется битум, минеральные вещества и битумосодержащие материалы в большем количестве, чем в обычный. В итоге массовая доля щебня с песком уменьшается, что способствует практически полному изменению технологии укладки асфальта. Процесс укладки значительно упрощается, а область применения такого асфальта значительно расширяется.
Можно с уверенностью заявить, что с появлением литого асфальта организация качественных автомобильных дорог стала намного эффективнее, долговечнее и проще. Увеличенное количество битума в асфальте сделало его более упругим и очень гибким. Кроме того, такой асфальт значительно монолитнее обычного, а также весьма водостойкий.
Самой главной трудностью, которая возникает на пути любого дорожного строителя, как ни странно, является не малая надёжность основания автомобильного полотна, а частые циклы изменения погодных условий в течение года, в результате которых асфальтное покрытие то замерзает, то оттаивает. В частности, в России таких циклов за год может быть свыше двух сотен. Проблема в том, что это приводит к развитию дорожных микротрещин в настоящие серьёзные трещины, которые со временем превращаются в дорожные разломы. А наличие разломов уже говорит о низких показателях качества дороги в целом. Если добавить к этому неминуемый процесс грунтовых колебаний, результирующая долговечность асфальта окажется совсем не большой (3-4 года). В отличии от обычного, на литой асфальт такие циклы и колебания не оказывают абсолютно никакого влияния, а всё потому, что он гибкий и монолитный. Вообще, свойство монолитности – это мечта любого дорожного ремонтника, поэтому литой асфальт является отличным выбором для организации дорог. Расчёт асфальта поможет определить нужное его количество перед закупкой. Монолитность литого асфальта ярко выражена, даже значительнее, чем у различных бетонных и цементных смесей, используемых для организации фундаментов монолитного типа. Кроме того, такой асфальт, в отличии от бетона, весьма устойчив к различным резким ударным нагрузкам.
Логично было бы предположить, что материал, имеющий столь высокие пластические и упругостные показатели, обязан быть не очень прочным. Но такие ингредиенты, как минеральный порошок, битум, мелкофракционный гравий и щебень обеспечивают отличный запас прочности и стойкость к ударам. По дороге из литого асфальта может спокойно перемещаться даже гусеничная техника небольших размеров, а это значит, что процесс его укладки становится ещё проще и быстрее.
rasschitai.ru
Литой асфальт и особенности его применения — Дорожники подмосковья
Литой асфальт – это один из лучших видов асфальтобетонов, которые только доступным современному дорожному строителю. Обладая почти таким же составом, как и «среднестатистический» асфальт, литой вариант отличается пропорциями исходных материалов: в состав его входят куда большие массовые доли битума и битумосодержащих материалов и минерального порошка, чем в обычный. Уменьшение количества щебня и песка позволяет коренным образом изменить технологию укладки, выбросив из неё ряд этапов, а также существенно расширить область использования материала.
Особенности литого асфальта
В «лице» литого асфальта строительство автомобильных дорог приобрело действительно долговечный, эффективный и удобный в укладке материал. Повышенное содержание битума (до 10 процентов против примерно 5 процентов в среднестатистическом дорожном покрытии) делает его упругим и гибким, более монолитным и полностью гидрофобным. А значит, даже не слишком подготовленное основание под дорожное покрытие не повлияет на качество автополотна.
Вообще, самая серьезная проблема, с которой сталкивается дорожное строительство и благоустройство территорий, не ненадежность основания, а значительное количество циклов замерзания и оттаивания в течение года. В России этот показатель составляет порядка 200-300 циклов: микротрещины в дорожном покрытии в результате расширяются в полноценные тещины, те превращаются в разломы – и о качественной дороге можно забыть. Прибавим к этому сезонные колебания грунта, передающиеся через дорожные одежды асфальту – и мы получаем срок службы автодороги не более 3-4 лет. Литой асфальт нечувствителен ни к циклам замерзания-оттаивания, ни к сезонным движениям грунта основания – ведь он гибок и монолитен.
Монолитность дорожного материала – давняя мечта всех, чья работа – ремонт дорог и благоустройство территорий. И она свойственна литому асфальту едва ли не в большей степени, чем бетонным цементным смесям, которые идут на устройство монолитных фундаментов. Вот только бетон – не стоек к ударным воздействиям, а литой асфальт – ещё как.
Казалось бы, при высоких показателях упругости и пластичности, этот вид материала должен быть достаточно непрочным. Однако включение в состав массы из минерального порошка и битума мелкофракционного гравия и щебня (размер фракции составляет максимум 20 мм, а чаще ещё меньше) гарантирует надежную защиту пластичной до поры до времени массы от ударов. Более того, по дорожному покрытию такого типа преспокойно может двигаться не только колесная, но и гусеничная малогабаритная дорожная техника, что положительно сказывается на скорости строительства дороги.
Область использования литого асфальта
Этот материал полностью перекрывает область применения обычного асфальта, с небольшим и средним содержанием битума. Фактически, любая дорога может быть обустроена покрытием из литого асфальта – ограничением может служить лишь более высокая стоимость материала по сравнению с «коллегами».
Как следствие, такой тип покрытия используется главным образом там, где к дорожному полотну предъявляются особо высокие требования. Сама монолитная структура его способствует не только увеличению срока эксплуатации, но и гашению вибраций при прохождении по дороге многотонного транспорта.
Таким образом, технические и эксплуатационные характеристики литого асфальта востребованы при:
- Устройстве покрытия на стоянках, паркингах, площадях;
- Асфальтировании мостов и эстакад;
- Укладке дорожного покрытия на сложных грунтах, чья сложная геометрия и невозможность подготовки ровного основания не дают возможности укладывать стандартные марки материала;
- Проведении таких работ как ремонт дорог (его просто заливается в ямы и трещины, где в течение 12 часов благополучно застывает).
Технология укладки литого асфальта
Мы уже говорили, что при более высокой цене литого асфальта технология его укладки несколько упрощена, что дает возможность сэкономить.
Асфальтирование дорог и площадок производится без участия катка – участок просто заливается асфальтом (температура его колеблется от 190 до 250 градусов), который быстро растекается по площадке.
При проведении строительных работ в минусовые температуры потребуется ручное или механическое выравнивание. Однако при температуре воздуха до минус 5-10 градусов и небольшой площади заливаемой поверхности не требуется и этого – он ровным слоем распределяется по поверхности.
Единственной проблемой остается доставка этого материала к месту работ. Для неё используются специальные резервуары на шасси грузовиков – так называемые кохеры. Конструкция кохера аналогична конструкции бетономешалки на автошасси – исходное состояние его массы поддерживается путем постоянного перемешивания.
dorozhniki150.ru
литой асфальт - это... Что такое литой асфальт?
poured asphalt
Англо-русский словарь технических терминов. 2005.
- литой
- литой бетон
Смотреть что такое "литой асфальт" в других словарях:
литой асфальт — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN poured asphalt … Справочник технического переводчика
Литой асфальтобетон — … Википедия
Асфальт — У этого термина существуют и другие значения, см. Асфальт (значения). Строительство асфальтовой дороги Асфальт … Википедия
Асфальт — – (асфальд, горная смола, горный воск, горный деготь, жидовская смола, жидовский клей, земляная сера, земляная смола, земляной деготь, иудейская смола). Вещество, близкое смолам; использовалось для гидроизоляции и в твердых дорожных… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Асфальтовый бетон литой — – выделяется из других горячих аналогов тем, что все межзерновые поры в нем заполнены асфальтовым вяжущим веществом. Преимущество в том, что работы по укладке можно производить при сравнительно низких температурах (до 10°С.) воздуха. [Словарь… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Бетон литой — – бетон, полученный из бетонной смеси с осадкой конуса более 20 см. [ГОСТ 25192 2012] Рубрика термина: Виды бетона Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Материал огнеупорный теплоизоляционный литой — – теплоизоляционный бетон, содержащий фракционированный огнеупорный заполнитель. [ГОСТ Р 52953 2008] Рубрика термина: Теплоизоляционные свойства материалов Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Материал теплоизоляционный огнеупорный литой — – теплоизоляционный бетон, содержащий фракционированный огнеупорный заполнитель. [ГОСТ Р 52953 2008] Рубрика термина: Теплоизоляционные свойства материалов Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Щебень шлаковый литой — – полученный при разливе огненножидких шлаков и их отжиге или при медленном охлаждении водой. [Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.] Рубрика термина: Щебень Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ЗАМОЩЕНИЕ — ЗАМОЩЕНИЕ, верхнее покрытие прочными материалами проездных дорог, улиц, площадей, дворов и пр. Замощение устраивается гл. обр. для облегчения транспорта; оно является безусловно необходимым при сколько нибудь развитом движении. Особенно… … Большая медицинская энциклопедия
Литейный мост — Литейный мост … Википедия
dic.academic.ru