Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США. Средний и малый бизнес в америке
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.
Особенности малого и среднего предпринимательства в США
Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:
1. Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;
2. Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
3. Средние предприятия — от 100 до 499 человек.
4. Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Малый и средний бизнес в США начал свое развитие в эпоху Великой Депрессии, поэтому его доля является довольно высокой. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
Малое и среднее предпринимательство в США представлено в различных сферах (в производстве торговле, финансовом секторе, области социальных услуг, а также в сфере инноваций). На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.
Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции, подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. К примеру, освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции осуществлялось именно на малых и средних предприятиях.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.
Особое место занимает программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
На малый и средний бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
АМБ оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. Наиболее традиционными и крупными являются – поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Существуют две наиболее крупные программы АМБ - «7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса) и «504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).
Цель программы «7а» - предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. доля. США, на 80% для суммы не более 100 тыс долл; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.
Программа «Готов заработать».Объектом программы являются компании с низким уровнем дохода. Кроме средств городской казны, в эту программу задействованы добровольные вложения таких крупных компаний, расположенных в г. Сиэтл, как « Microsoft », « Boeing », « Medina Foundation » и др
Программа «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний».Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходнык, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития их деятельности.
Программа «Компания общественного развития Сиэттла».Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств и имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах. Таким образом, данная программа позволяет создавать рабочие места, оказывать новые виды услуг, расширить налогооблагаемую базу и получать средства для осуществления новых и инвестиции.
Также малый и средний бизнес получает поддержку со стороны акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый и средний бизнес поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятии.
poisk-ru.ru
Почему малый бизнес дает половину ВВП США и с трудом пробивается в России? — Российская газета
Мне, конечно, возразят, что их малый бизнес в нашем понимании вовсе и не малый. И правда, средний доход таких фирм в США колеблется от 4 до 28 миллионов долларов. У нас люди с такими доходами гнут пальцы в Куршевеле. Но не спешите: из 28 миллионов малых бизнесов в США только в 7 миллионах фирм есть нанятый персонал, прочие - одиночки, ИЧП. Штука в том, что эти ИЧП просто-напросто генерируют намного больше долларов, чем наши. Скажем, один мой приятель открыл на паях с другом сувенирную лавку в Нижнем Новгороде.
И когда в декабре они поделили "бакшиш", у них вышло по 800 долларов на брата. Что ж, отыскиваю в Алабаме (страшная провинция по меркам США) аналогичную лавчонку, подкатываю к владельцу: "А что такое для вас 800 долларов?" - "Ха, столько в год я плачу мексиканцу, чтобы у входа подметал".
И последний штрих - это экспорт. Малые предприятия США экспортируют товаров и услуг на 300 миллиардов долларов в год. В России аналогичной статистики нет, но вряд ли есть смысл тягаться с этой цифрой.
Четыре опоры малого бизнеса
При всем своем величии малый бизнес в США нуждается в постоянной поддержке. Это роднит их малый бизнес с нашим. Не роднит другое - "малыши" в США поддержку получают. По четырем федеральным программам, которые заработали еще в конце 1940-х.
Суть этих программ: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества. За соблюдением программ следит конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад "о малом бизнесе".
Начнем с юриспруденции. Поскольку у "малышей" нет своих юристов (юристы дороги, и даже богатые компании вряд ли держат больше одного), Администрация малого бизнеса (US Small Business Administration) - коллективный юрист и лоббист. Из новшеств в законодательстве вычленяются те, что вредят "малышам", и с помощью конгресса блокируются.
Конечно, главней всего - дешевые деньги. Федеральный бюджет денег на начало бизнеса не дает (хотя на уровне штатов такие гранты практикуются). Вместо этого есть программа гарантий кредитов, система обеспечения длинными кредитами, микрокредитами (от 500 долларов) и, наконец, курсы, которые надо прослушать, чтобы кредит получить. На финансовое образование бюджет тратит 5 миллионов долларов в год, людям же оно достается бесплатно.
Сколько и каких кредитов можно получить
Система гарантирования кредитов обширна и сложна. Можно получить так называемую ссудную гарантию через один из 6 тысяч банков (до 2 миллионов долларов), но процент будет выше, чем обычно (около 8). Зато "федералы" гарантируют банку погашение 75 процентов рисков. Впрочем, связываться ли с данным заемщиком вообще, решает сам банк, а заемщик платит за гарантию 2 процента от суммы кредита. Общая сумма гарантий, которые взваливает на себя федеральный бюджет, - где-то 16 миллиардов долларов, и, чтобы минимизировать затраты, чиновникам приходится постоянно изыскивать все лучшие банковские продукты.
Что же касается длинных кредитов, то, чтобы они получились длинными, но подъемными, приходится раскошеливаться всем сторонам. Фактически речь идет о компенсации процента. Половину затрат берет на себя "сертифицированный негосударственный заемщик" (сто процентов его рисков гарантируется бюджетом), 40 процентов - банк (на свой страх) и 10 процентов - сам заемщик.
Ура, заказали!
23 процента государственных заказов непременно должны доставаться "малышам". Точка. Пирог неслабый: правительство США вообще является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире. За соблюдением этой пропорции следит "лично" конгресс. Причем он же заботится, чтобы свою долю заказов получали фирмы, основанные женщинами и представителями национальных меньшинств. Если выходит так, что заказ крупный и "малышам" не по зубам, конгресс дробит его, даже и насильно, на субподряды.
Сие, конечно, страшно нелиберально с российской точки зрения. У нас ведь как? Ввели конкурсы, причем единственный критерий победы - цена. Получилось красиво и рыночно. И уже никто не вспоминает, что когда-то конкурсы подавались как способ распределения госзаказа именно в пользу малого бизнеса. "Допустим, вы покупаете для нужд муниципии водопроводные краны у местного производителя, - говорил тогда один чиновник. - А вдруг в Ингушетии есть фирмочка, которая делает эти краны лучше и дешевле?" Тогда никто не заметил, что ключевым является все-таки слово "дешевле", а не "фирмочка в Ингушетии".
Взращенные в одной клетке
Словосочетание "бизнес-инкубатор" лично мне не нравится. Это слово пахнет цыплятами и палеными картриджами. Но в бизнес-инкубаторе BizTech, что в Алабаме, цыплятами не пахло.
Клиенты BizTech - те, кто переживает стадию "финансовой смерти" (денег на раскрутку нужно много, а товара пока не видать). За три года участник инкубатора должен пережить собственную смерть. Через три года фирму или выгоняют, или выпускают с почетом. Можно уйти и раньше, если встал на ноги, главный критерий чего - твоя способность создавать рабочие места.
У нас инкубаторы создают чиновники. В США это бизнес. И хотя в Наблюдательный совет BizTech входят люди из мэрии (это им нужны рабочие места и налоги), инкубатор зарабатывает на себя сам (недаром весь персонал - шесть человек, зато налогов - миллион долларов в год). Схема заработка проста: инкубатор берет арендную плату (конечно, недорогую) и входит как акционер в те предприятия, которые его покидают.
Сюда рвутся многие, хотя льгот, кроме аренды, дешевых юристов (которые работают с "птенцами" в надежде цепануть перспективных клиентов) и консалтинга, никаких. Но из 50 заявок в год удовлетворяется шесть. "Клиентов я выбираю лично, вот я, Дик", - говорит Дик Риверс и гордо теребит галстук. Из 60 компаний, которые выпустил инкубатор за 10 лет, 30 процентов разорились. Зато про счастливчиков рассказывают легенды. Один придумал программу: человек заходит на сайт, вводит данные о себе и тут же узнает, на какой кредит и в каком банке может рассчитывать. Другой приметил, что 40 процентов ЖК-мониторов идут в брак, потому что подводит светочувствительная пленка. Его ноу-хау состояло лишь в том, чтобы проверять и выбрасывать пленку до сборки монитора. Теперь он гребет длинный доллар в Китае.
Российский физик Сергей Саркисов бросил американскую кафедру и стал клиентом инкубатора. Его конек - электроника для фермеров.
- Идей всегда много, товаров всегда мало, - чеканит слова г-н Саркисов, - Если хочешь преуспеть, нужно идти через грязь, через унижения.
Его унижения кончились, когда он "связался" с инкубатором. В нем ему осталось куковать полтора года. И хотя датчики куриного помета идут нарасхват, никто не поручится, что "в большом мире" все пойдет столь же гладко, как тут.
Доверяя, проверяем
Итак, "малышам" - дорога, но взамен они должны, во-первых, платить налоги, во-вторых, создавать рабочие места. И если с местами - лишь пожелание, то Налоговый кодекс приходится чтить пуще Библии.
Малые предприятия живут в системе, которая по-нашему называется "налогом на вмененный доход". День подачи налоговой декларации (случается в апреле) - это праздник, потому что "малыши" представляют вычеты. И часто государство им должно, а не они ему. Но с вычетами важно не переборщить.
Скажем, я развожу на своей машине по дворам молоко, и это мой бизнес. Утром развожу, а днем езжу на той же машине просто так. Тот бензин, что я сжег на утренние вояжи, есть моя трата "на бизнес", и я имею право вычесть эти траты из налоговой базы. Но только эти. Как отделить? Только по совести. Веди тетрадь учета в свободной форме и не мухлюй. Настанет день, и она тебе понадобится. Чаще всего налоговый инспектор приходит, когда на тебя настучали конкуренты по бизнесу, а то и просто соседи. И тут все зависит от состояния твоих тетрадей. Если с ними беда, лучше ни о чем не спорить.
Дорастем?
Что ж за мораль? Она проста: малый бизнес может дать то, чего от него ждут. Это, кстати, прекрасно иллюстрирует и российский пример. Ровно половину аграрного продукта страны производят личные подворья. Без поддержки, зато актив (20 соток) никто не отбирал. Этого оказалось достаточно, чтобы частная инициатива заявила о себе в масштабе страны.
Может, но в целом не дает. Почему? Во-первых, очевидно, что система поддержки стоит денег, а они в России мизерны. Во-вторых, нужна система. Периодические стенания - это не система. Ежегодный доклад президенту, особый комитет в Госдуме, который опять же не стенает, а бьет кулаком по столу - это система. В-третьих, наконец ясно, что малый бизнес так и не стал в России приоритетом большой политики. Индикатор - система госзаказов. Я не поверю, что в России поддерживают АПК, пока Росрезерв и армия не будут закупать только российское. Я не поверю, что малый бизнес в России кому-то нужен, пока в госзаказе не появится четкая квота "малышам". Остается надеяться, что сама жизнь заставит образумиться.
rg.ru
Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире
Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.
Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.
Малый и средний бизнес в США
Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:
1) Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;
2) Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
3) Средние предприятия — от 100 до 499 человек.
Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1].
Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.
Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.
Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.
Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше — во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2].
Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.
В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:
- помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
- непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
- техническая и информационная поддержка бизнеса;
- важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.
Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.
Малый и средний бизнес в Европе (Испания)
Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3].
Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях — в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса — это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.
В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.
Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.
К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% — в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.
Малый и средний бизнес в Европе (Франция)
Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников.
В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.
В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.
За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.
Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение — Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.
Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления — региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.
Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.
В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.
В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.
Малый и средний бизнес в Республике Беларусь
Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:
- Микропредприятия, численностью до 15 человек;
- Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
- Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:
- Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
- Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
- Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
- Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.
Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.
Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. — 105,9% [4].
В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.
По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.
Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.
creativeconomy.ru
Тупик малого бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг США. : evg_berg
Но даст ли результат поддержка малого бизнеса? Смогут ли малые предприятия дать прирост ВВП? В статье я писал, что нет, не смогут. Ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве за прошедшие 25лет реформ средний и малый бизнес не смог достичь сколь-нибудь значимых результатов. Например фермеры, о поддержке которых так много пекутся власти, не смогли выйти даже на 10% объема сельхозпродукции.
Может быть в России просто много воруют и плохо управляют? Давайте посмотрим на развитую страну с максимально либеральной экономической системой - США. В нашем представлении это оплот фермерства и малого бизнеса. Так вот, и там малый бизнес влачит не самое яркое существование. В предыдущей статье я дал статистику по сельскому хозяйству США:"Согласно статистике, фермы с ежегодным суммарным объемом продаж менее 40 тыс. долларов составляют 73% от общего числа ферм, на их долю приходится менее 15% совокупного объема производства фермеров. На другом полюсе - 14% ферм с годовым совокупным объемом продаж 100 тыс. долларов и выше. На эти крупные коммерческие фермы приходится около 71% совокупного объема производства"
Некоторые недоверчивые товарищи попросили дать статистику и по другим отраслям экономики США. Интересно, что они ожидали увидеть? Что малый бизнес лидирует в машиностроении или финансах? Что Боинг и Голдман Сакс похоронены под полчищами машиностроительных и финансовых муравьев? Что же, вот данные, которые желающие могут получить в виде Exel-файла на американском статистическом сайте и проверить самостоятельно просуммировав показатели в колонке "Sales, shipments, receipts, or revenue" для крупных и мелко-средних (в США это когда менее 500 человек ) предприятий
Крупных предприятий в США 16тыс против 5млн средне-мелких, но равном суммарном количестве занятых они дают почти в 2 раза больше суммарной продукции (на 18млрд против 11млрд).
В добывающей отрасли крупные предприятия дают в 3,5 раза больше продукции, чем мелкие.В энергетике - в 5 разЗаводское производство - в 4 разаРитейл - в 2 раза (Волмарт рвет мелких лавочников как Тузик грелку)Финансы и страхование - в 4 разаЗдравоохранение - 1,5разаИнформационная индустрия - в 5 раз
Малые предприятия опережают в сферах:Строительство - в 3 раза (одноэтажная Америка рулит)Оптовая торговля - 1,5 разаПродажа и аренда недвижимости - 1,5разаОбразование - 2разаАртисты, развлечения - 1,5разаДругое (правильнее написать "хрень всякая") - 4,5раза
А если сравнить производительность труда, то разница еще существеннее. На мелких предприятиях производительность незначительно выше выше только в сферах энергетики, розничной торговли и ЖКХ, причем это превышение около10%. В остальных сферах производительность труда на крупных предприятиях выше, причем в горном деле, заводском производстве, финансах и информационных технологиях это превышение в 2-4 раза. Не забудем, что огромное количество мелких предприятий требуют значительного административного ресурса со стороны государства - налоговая служба, контролирующие органы.
Как видим, баловаться с развитием мелкого бизнеса можно когда основное строительство идет на уровне коттеджей, бОльшую часть экономики занимают развлечения и "другое". Но если надо нарастить машиностроение и сельское хозяйство, поднять здравоохранение и информационные технологии, навести порядок в энергетике и финансах, не потерять позиции в добывающих отраслях - для всего этого надо опираться на крупные предприятия.
Под катом таблица с обработанными данными статистики, а самые любознательные могут скачать файл по ссылке выше и обработать данные самостоятельно
К сожалению, ЖЖ не позволяет делать страницы с большим количеством текста, поэтому таблицу удалось вставить только в виде картинки.
evg-berg.livejournal.com
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.
О секторе МСБ США
Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек.
Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:
1. Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;
2. Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
3. Средние предприятия — от 100 до 499 человек.
4. Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется
труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.
Подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. К примеру, освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции осуществлялось именно на малых и средних предприятиях.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.
Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США сформировалась в 1953г., когда была создана Администрация по делам малого бизнеса в США (АМБ, US Small Business Administration), защищающая интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне.
На АМБ возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Представительства данной организации находятся во всех крупнейших городах, что позволяет распространять политику поддержки малого бизнеса на все штаты, а не только на основные экономические центры США.
ИМУЩЕСТВЕННАЯ:
«504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).
Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.
ФИНАНСОВАЯ:
1) Программы гарантирования кредитов, АМБ может гарантировать погашение за счет государства 90% кредитных обязательств.
2) Программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета;
3) Программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиям
4) Специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.
«7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса)
Цель программы «7а» - предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. доля. США, на 80% для суммы не более 100 тыс долл; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
в сентябре 2010г. Президент США Б.Обама подписал закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства»,
- закон предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса,
- снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей.
- расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль
(детальную информацию о законе можно найти на http://www.govtrack.us/congress/bill.xpd?bi1I=h211.5297).
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ:
• Развитие предпринимательства через информационные услуги, техническую помощь и обучение. АМБ предоставляет индивидуальные консультации МП, как при личной встрече со специалистами, так и через интернет, а также недорогие программы обучения для начинающих предпринимателей и предприятий, более чем в 1800 географических точках в США;
• Содействие МП в заключении контрактов с правительством (федеральные закупки товаров, работ и услуг). Правительство США является самым крупным в мире покупателем товаров и услуг. Ежегодно федеральное правительство осуществляет закупки на сумму около 200 млрд. долл. В соответствии с Законом о МП, АМБ совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами помогает МП получить прибыль в размере около 23% от федерального бюджета, выделяемого на закупки товаров, работ и услуг по контрактам с правительственными генподрядчиками. АМБ также сообщает МП о возможностях участия в правительственных контрактах в качестве субподрядчиков, проводит с ними разъяснительную работу и соответствующие программы обучения;
• Защита интересов МП. Созданный в 1978г. в структуре АМБ Отдел защиты интересов МП рассматривает утвержденные Конгрессом законы и представляет интересы МП в слушаниях. Кроме того, Отдел оценивает, как отразятся на деятельности МП те или иные законодательные акты. Также в Отделе проводят научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с МП и конъюнктурой мелкого предпринимательства. Главного юрисконсульта этого отдела назначает Президент США.
Во всех штатах страны АМБ имеет региональные представительства, которые взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП). ЦРП создаются АМБ совместно с университетами (иногда с администрацией штата). ЦРП создаются практически во всех городах и округах штата
Финансирование ЦРП:
50%- АМБ
50%- собственные средства университета, бюджет штата, частные спонсоры или меценаты.
Основной акцент ЦРП делают на обучение населения навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Услуги, предоставляемые ЦРП, можно подразделить на 7 основных направлении:
1. Обучение и консультации населения в сфере ведения бизнеса.ЦРП набирают группы людей, желающих начать свое дело или бизнес, предоставляют им стандартные бизнес-планы, обучают необходимым процедурам для открытия бизнеса, обучают делать расчеты и проводить технико-экономическое обоснование бизнес-проекта;
2. Содействие в получении данных по маркетинговым исследованиям, экономическим прогнозам, тенденциям рынка, рынкам сбыта и поставщикам;
3. Содействие в подготовке документов для участия в конкурсах по государственным закупкам, подготовке сертификатов и прохождении аккредитации в списке участников реализации государственных заказов;
4. Содействие в доступе к участию в программах правительства по поддержке малого бизнеса;
5. Содействие в поиске источников финансирования;
6. Содействие в подготовке документов и оформлении заявок на получение финансовой помощи и финансирования, предоставляемых финансовыми и кредитными организациями;
7. Сопровождение бизнеса: постоянные консультации, семинары, тренинги по интересующим темам. Здесь необходимо отметить, что ЦРП не предоставляют бухгалтерские и юридические услуги.
Если говорить об отдаче от деятельности ЦРП, то в АМБ убеждены в их высокой эффективности. Согласно статистическим наблюдениям, осуществляемым АМБ, 1 доллар инвестиций в ЦРП приносит прибыль в виде поступлений в бюджет от деятельности МП в размере от 2-х до 19-ти долларов, в зависимости от штата. Кроме того, из 5 субъектов малого бизнеса, получивших обучение и консалтинг в ЦРП, четыре из них сохраняют свой бизнес на протяжении первых 5 лет, тогда как, согласно статистике АМБ, из 5-ти субъектов малого предпринимательства, начавших бизнес самостоятельно, только одному удается просуществовать хотя бы 5
лет.
Бюджет АМБ на 2011 г. составляет 994 млн. долл. США
72% - кредитования по программе «7а»,
19,6% - финансирование программы «504».
7,2% -Финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием нескольких компаний,
0,5 % - микрокредитование, являющееся чаще всего неприбыльным
Роль муниципальных властей и штатов не менее значительна.
Администрацией г.Сиэтла реализуется ряд проектов, наиболее современным
Программа «Готов заработать». Объектом программы являются компании с низким уровнем дохода. Кроме средств городской казны, в эту программу задействованы добровольные вложения таких крупных компаний, расположенных в г. Сиэтл, как « Microsoft», « Boeing», «Medina Foundation» и др
Программа « Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний».Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходнык, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития их деятельности.
Программа «Компания общественного развития Сиэттла». Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств и имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах. Таким образом, данная программа позволяет создавать рабочие места, оказывать новые виды услуг, расширить налогооблагаемую базу и получать средства для осуществления новых и инвестиции.
ИННОВАЦИОННАЯ:
Рисунок 1 – Организация сети поддержки малого инновационного бизнеса
megalektsii.ru
Малый бизнес в америке | myeconomist.ru
Открытие и развитие бизнеса в США
в них либо нет серьёзной конкуренции, либо услуга крайне востребована, что не оставит вас без клиентов. Обязательно нужно встать на налоговый учёт и регулярно платить налоги.Отличным плюсом при открытии вашего бизнеса в Америке будет наличие действующего у вас на родине.
Малый бизнес в США
Статистика В США зарегистрировано около 20 миллионов предприятий малого бизнеса: 82% работают в сфере услуг, 13% – в промышленности, 5% – в других отраслях.Такое положение дел объяснимо – для оказания услуг не требуются значительные капиталовложения. Малый бизнес – драйвер инноваций. Небольшие компании и стартапы ежегодно регистрируют в 13 раз больше патентов, чем средние и крупные компании.
Как открыть малый бизнес в США
Какое предприятие откроете вы, зависит лишь от финансовой составляющей. При этом стоит помнить, что в отношении крупных инвесторов США проводят более лояльную иммиграционную политику. Иммиграция в США по бизнес-визе — что за чем следует?Варианты могут быть разными, но путь их реализации всегда один.
Итак, для того, чтобы создать не просто предприятие, а успешное предприятие, следует последовательно решить несколько важных вопросов: Собираетесь вы купить готовый бизнес в Америке или основать компанию с нуля; Какая форма собственности будет у вашей организации; Из предыдущего пункта вытекает основной вопрос — какие налоги вам придется платить; Где вы откроете дело (в различных штатах могут быть не просто разные экономические возможности, но и налоговые льготы для инвесторов).
Бизнес идеи из Америки: 8 вариантов
Исторические процессы создали в Америке стабильную платформу для предпринимательской деятельности. Новые идеи бизнеса в Америке появляются буквально каждый день.В статье рассмотрено 8 уникальных решений для малого бизнеса. Воплотить их в нынешних условиях нестабильной экономики России затруднительно.
Однако пример «из-за бугра» может вдохновить на свежие решения в собственном бизнесе.
Организация и ведение бизнеса в США
Порой открыть своё дело в этой стране сложнее, чем в России. Сложность открытия объясняется тем, что американское законодательство сложнее российского. Для успешного открытия своего дела в США необходимо выполнить ряд действий.После того как вы завершите регистрацию своей фирмы на территории США, то сможете начать строить свой, закупая различное оборудование, нанимая рабочих и т.
Бизнес идеи из Америки: ТОП-8 идей для реализации
Именно здесь зарождается множество идей, которые вскоре находят поклонников по всему миру: вендинговые автоматы, службы доставки, химчистки, прачечные, мобильные кофейни. Но сегодня мы рассмотрим новые идеи в Америке , которые появляются там на постоянной основе.Кажется, что креативное мышление ребят из Штатов не иссякнет никогда. Но смогут ли новинки адаптироваться в наших реалиях жизни?
Как развивается малый современный бизнес в Америке: возможности и нюансы
Есть и другие особенности, характеризующие малый бизнес на территории США.Ключевая черта заключается в широком распространении франчайзинга. Страна справедливо считается родиной этого направления.
Малый и крупный: в чем трудности взаимоотношений Имея в наличии порядка 50 тысяч долларов, американские молодые предприниматели могут получить готовое прибыльное и перспективное дело.
Особенности малого бизнеса в США
При этом весь малый разделен на три категории – наименьшие предприятия, малые и промежуточные. Отличаются они по числу задействованных сотрудников: Если же говорить об особенностях ведения бизнеса и отношении американцев к самому процессу предпринимательства, то сразу же стоит отметить такие особенности: Кроме того, большинство бизнесменов для открытия своего дела предпочитают использовать только собственные сбережения.Американские идеи для бизнеса
Основные плюсы американских идей Большой выбор Малым бизнесом в Америке по статистике занимается 1/3 населения. Если сравнить с Европой, где всего 15% и Россией, еще меньше, то именно в этой стране наибольшее количество богатых людей.При этом, стоит отметить, что малый в Америке охватывает практически все сферы деятельности.
Какой бизнес лучше открыть в США
Для Лос-Анджелеса:- охранные фирмы;
- спортивные комплексы, тренажерные залы;
- косметология.
- автомастерские;
Существует несколько вариантов: 1.
Покупка существующей фирмы. Для начинающих это самый оптимальный вариант.
myeconomist.ru