Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275 г. Москва "Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе". Сколько нотариусов в россии
Приказ Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 21 марта 2008 г. N 53 г. Москва Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2008 г.Регистрационный N 11529
Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084) приказываю:
Директор С. Васильев
Утвержден решением правления Федеральной нотариальной палаты от 27 декабря 2007 г.Утвержден приказом Федеральной регистрационной службы от 21 марта 2008 г. N 53
Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I 1.
2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных настоящим Порядком.
Настоящий Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.
3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения территориального органа Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - территориальный орган Росрегистрации) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты, представленных в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 или абзацем вторым пункта 10 настоящего Порядка.
5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются территориальным органом Росрегистрации совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты.
6. Территориальный орган Росрегистрации и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:
1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;
2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:
в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.
7. К предложениям территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются материалы, содержащие информацию по каждому нотариальному округу:
о количестве населения;
о количестве совершенных нотариальных действий за год;
об удаленности населенных пунктов друг от друга в границах одного нотариального округа и имеющемся транспортном сообщении между ними;
о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палат), повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе.
8. В случае когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в территориальный орган Росрегистрации, который в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.
9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе территориального органа Росрегистрации, территориальный орган Росрегистрации направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты территориальный орган Росрегистрации самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты, или ее возражений.
10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в территориальный орган Росрегистрации обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению территориальным органом Росрегистрации в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений территориального органа Росрегистрации нотариальная палата самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу территориального органа Росрегистрации, или его возражений.
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; 2002, N 30, ст. 3024; 2002, N 50, ст. 4930; 2003, N 27 (ч. 2), ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; 2004, N 50, ст. 4950; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 17; 2005, N 1 (ч. 1). ст. 25; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 1, ст. 13; 2006, N 1, ст. 14; 2006, N 23, ст. 2380; 2006, N 29. ст. 3124; 2006, N 30, ст. 3287; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3427; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3452; 2006, N 44, ст. 4537; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 13, ст. 1464; 2007, N 18, ст. 2117; 2007, N 21, ст. 2455; 2007, N 26, ст. 3074; 2007, N 30, ст. 3747; 2007, N 30, ст. 3805; 2007, N 30, ст. 3808; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 46, ст. 5556.
rg.ru
В России больше не будет государственных нотариусов
Минюст представил концепцию нового закона «О нотариате», который специалистам еще предстоит написать. В России больше не будет государственных нотариусов, а частным добавят полномочий, но над ними появятся контролирующие органы. Тарифы на их услуги будет определять государство.
В среду на сайте Министерства юстиции была опубликована концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Концепция определяет основные положения нового закона «О нотариате», который должен прийти на смену действующему законодательству. Закон будет писать специальная рабочая группа, в состав которой вошли нотариусы и юристы, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Алексей Лацейко. Рабочая группа должна собраться в начале октября. Эксперты ожидают, что за три месяца проект закона будет готов, а принятие его состоится не раньше осенней сессии Госдумы следующего года, сказал представитель ФНП.
Предполагается, что новый закон повысит статус нотариусов.
Сохранив за ними все имеющиеся полномочия, он добавит новые, «по комплексному оказанию юридической помощи»: консультирование, сбор необходимых документов и передача их на регистрацию прав и юридических лиц, присутствие на заседаниях органов управления юридических лиц и т. д.
Кроме того, должен быть расширен перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, а также законодательно закреплена доказательственная сила нотариально оформленных документов. Граждане больше не должны будут доказывать в суде обстоятельства, содержащиеся в таких документах. При этом право на оспаривание в суде самих этих документов у граждан сохранится.
Возрастет и число обязанностей нотариусов. Их могут обязать периодически ездить по труднодоступным местам, где в настоящее время работать невыгодно, а региональные нотариальные палаты и органы местного самоуправление обяжут помогать нотариусам, оказывающим услуги в таких местах. Взамен и палаты, и нотариусы смогут претендовать на облегчение налогового бремени. Нотариусов, проработавших в труднодоступных и нерентабельных местах 3 года, предлагается наделить приоритетным правом на занятие должности нотариуса в развитых районах того же региона.
Порядок допуска к профессии нотариуса останется прежним, но к претендентам будут предъявляться дополнительные требования. Например, предполагается ввести возрастной ценз (нотариусом не смогут стать люди моложе 30 и старше 70 лет) и требовать у кандидатов подтверждения дееспособности, отсутствия судимости и отсутствия гражданства другого государства.
Полномочиями нотариусов смогут наделяться сотрудники дипломатических представительств, а также сотрудники органов местного самоуправления – за счет них авторы концепции рассчитывают обеспечить доступ к нотариусам гражданам в труднодоступных местах.
В связи с тем, что государственных нотариальных контор в стране осталось всего 55 (тогда как нотариусами-частниками работают более 7 тысяч человек), от института госконтор предлагается отказаться вовсе.
Новый закон может ввести небюджетную модель нотариата, переведя всех на самоокупаемость.
Тарифы на услуги нотариусов также предполагается определить в законе. В концепции говорится, что они будут экономически обоснованными и станут индексироваться по мере инфляции. Тарифы будут различаться в разных регионах. В ФНП не исключают, что оценка работы нотариуса по составлению технически сложных договоров, на работу над которыми уходит по нескольку дней, будет установлена в процентах от суммы сделки
Контролировать деятельность нотариусов продолжат региональные нотариальные палаты, в которых сейчас обязаны состоять все негосударственные нотариусы. При этом усилят свой контроль за нотариусами территориальные подразделения Минюста, которые наряду с региональными палатами будут проверять деятельность нотариусов и обращаться в суд с предложениями о лишении статуса нотариуса. Главной нотариальной палатой страны останется негосударственная Федеральная нотариальная палата, в которую обязаны входить все региональные палаты. Ее деятельность будет контролировать Минюст.
О новом законе «О нотариате» говорить пока рано, ранее были разработаны несколько концепций, но ни одна так и не превратилась в закон, говорит директор фонда «Институт развития нотариата» Лариса Усович.
Заложенная в концепцию идеология не должна привести к росту цен на услуги нотариусов, полагает эксперт.
«Рост цен во многом определяется отсутствием механизма государственного регулирования тарифов на правовую и техническую работу нотариусов», – отметила Усович. Предполагаемое расширение полномочий не обязательно приведет к росту числа нотариусов, так как обеспечивать исполнение ими дополнительных полномочий можно будет за счет совершенствования нотариальных процедур, внедрения компьютерных технологий и организации работы сотрудников нотариальных контор, статус которых и степень имущественной ответственности должны быть определены в новом законе, отметила собеседница «Газеты.Ru». «В любом случае процесс увеличения числа нотариусов в каждом регионе должен быть контролируемым. В странах латинского нотариата, к числу которых принадлежит и Россия, количество нотариусов устанавливает именно государство», – обратила внимание Усович.
Помощник нотариуса Инна Ермошкина, оспаривавшая в судах законность получения статуса нотариусов рядом родственников известных юристов и чиновников, находит минюстовский законопроект удачным, но считает, что до его принятия стоит устранить проблемы с назначением нотариусов.
«Пока в нотариат не будут попадать лица с высокой юридической квалификацией, законопроект Минюста не нужен, хотя он и очень удачный», – сказала Ермошкина «Газете.Ru». Наделение нотариусов дополнительными функциями поможет разгрузить суды, а россияне смогут решать незначительные споры гораздо быстрее, считает собеседница «Газеты.Ru». Контроль Минюстом профессиональной деятельности нотариусов ей также кажется единственно возможным методом регулирования. «Но я подчеркиваю: профессиональную деятельность, а не делопроизводство», – отметила Ермошкина.
Газета.Ru
www.ooo-zao.ru
Общие сведения
Общие сведения
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:
1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;
3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;
4) сдавший квалификационный экзамен.
Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:
1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;
6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена
Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.
Нотариус не вправе:
заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
О должности
Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Присяга
Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».
Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.
Права нотариуса
Нотариус имеет право:
совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;
составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;
представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;
получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.
Обязанности нотариуса
Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.
Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.
Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.
Ответственность нотариуса
Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.
Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.
Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой
Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.
Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.
Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации
Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.
Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.
Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:
1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;
2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты;
3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.
Финансирование деятельности нотариуса
Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.
notariat.ru
Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 ноября 2008 г. N 275
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ
В НОТАРИАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Приложение
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ
В НОТАРИАЛЬНОМ ОКРУГЕ
1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.
2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <*> количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, ст. 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13, 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613.
Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.
Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.
3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.
Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.
5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.
6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:
1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;
2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:
в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.
7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:
о количестве населения;
о количестве совершенных нотариальных действий за год;
об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;
о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.
8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.
9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.
10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.
minjust.ru
Статистика нотариусов Москвы на 2018 год
Статистика отражает состояние Московского городского нотариального округа на начало 2017 года. Статистика сформирована на основании данных реестра нотариусов Московской городской нотариальной палаты.
Распределение нотариусовпо административным округам Москвы
Каждый 3-й нотариус Москвы работает в Центральном административном округе.
Нотариусы, выезжающие на доми принимающие только в офисе
Каждый 12-й нотариус Москвы оказывает услугу выезда к клиенту на дом. Таких нотариусов более 50 по Москве.
Распределение нотариусовпо работе после 6 вечера
Каждый 6-й нотариус работает хотя бы в один день недели после 18:00.
Распределение нотариусовпо работе в будни и выходные
Каждый 3-й нотариус Москвы работает в субботу или воскресенье.
Распределение по стажу нотариальной деятельности
Подавляющая часть нотариусов Москвы имеет стаж работы больше 20 лет. Стоит учитывать, что стаж отражает опыт работы, но не всегда говорит о должном профессионализме и квалификации нотариуса. На основе имеющихся у нас сведений в 2014 и 2015 годах не зарегистрировано ни одного нового нотариуса Москвы. Детальная информация по каждому году приведена в таблице.
Стаж (лет): | менее года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 и более лет |
Кол-во нотариусов: | 5 | 0 | 0 | 1 | 3 | 3 | 12 | 9 | 10 | 11 | 24 | 15 | 11 | 35 | 8 | 22 | 20 | 18 | 25 | 27 | 217 |
8 800 333-45-16 доб. 922 — бесплатная юридическая консультация
mnotaries.ru
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275 г. Москва "Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г. Регистрационный N 12809
Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.
Министр А. Коновалов
Утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г. Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275
Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе
1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I1.
2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.
Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.
3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.
Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.
5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.
6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:
1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;
2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:
в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.
7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:
о количестве населения;
о количестве совершенных нотариальных действий за год;
об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;
о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,
а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.
8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.
9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.
10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.
При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 , N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30,ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17; ст. 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; ст. 13; ст. 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427; ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747; ст. 3805; ст. 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008. N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597; ст. 3613.
rg.ru
Советы нотариуса
Советы нотариуса – это полезные и обстоятельные рекомендации специалистов как юридически верно поступить в той или иной житейской ситуации, чтобы защитить свои права, интересы, чтобы сохранить деньги, имущество, бизнес. Потратить меньше времени и сил, и при этом сэкономить средства. Этот раздел сайта Федеральной нотариальной палаты постоянно пополняется новыми советами и материалами, потому что жизнь не стоит на месте, продолжает развиваться законодательство о нотариате, а значит – советы и помощь нотариуса становятся все более востребованными.
Нотариус – самый доступный юрист для большинства наших граждан. Так как нотариусы совершают от лица государства юридически значимые действия в самых разных ситуациях, постоянно работая и с гражданами, и с юридическими лицами, то они по факту оказываются, наверное, самыми широкопрофильными юристами, обладающими высочайшей квалификацией. Не в последнюю очередь благодаря длительной и сложной процедуре обучения, стажировки и прохождения экзаменов для получения статуса нотариуса и высокой ответственности за результаты своей работы. Согласно закону, нотариус несет полную имущественную ответственность за свою работу: это означает, что нотариус полностью возмещает гражданину ущерб, возникший в результате вины или оплошности нотариуса. Для этого профессиональная деятельность нотариуса в обязательном порядке страхуется, также существует коллективная страховка нотариальной палаты и Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты.
Так как функция нотариуса – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, то советы нотариуса всегда помогут принять важное решение, обезопасить себя при сделке, обеспечить свои права в той или иной ситуации. Будь то вопросы приобретения недвижимости, защита своего предприятия от рейдерских атак, покупка автомобиля с рук или нюансы выдачи доверенности – в этих и многих других делах именно обращение к нотариусу станет гарантией защиты прав, интересов, собственности. Даже такие простые вопросы, как согласие на выезд ребенка за границу или выдача доверенности на продажу автомобиля, могут таить в себе множество нюансов. Материалы нашего сайта помогут найти верные ответы на них, а также вы сможете задать свой вопрос практикующему нотариусу.
уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).документ, предоставляющий лицу право на совершение определенного действия лицом, чье согласие требуется для совершения той или иной сделки в соответствии с законом. К числу нотариально удостоверенных согласий относятся: согласие супруга на совершение сделки (как для приобретения, так и для отчуждения имущества), согласие на отказ от приватизации, согласие на выезд за границу несовершеннолетнего ребенка, согласие собственников (нанимателей) жилья на временную регистрацию.notariat.ru