Ликвидация муниципального учреждения: основания и последствия. Порядок ликвидации муп пошаговая инструкция
Ликвидация МУП (муниципального унитарного предприятия)
Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.
Остальные правовые нормы применимы к МУП в случае проведения ликвидации, а также банкротства, слияния и прочих подобных административных процедур.
Регламентом для ликвидации служит Гражданский Кодекс, Федеральный закон и другие применимые законодательные акты.
Основы и причины для закрытия
Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.
В частности причиной для принудительной ликвидации являются:
- деятельность при отсутствии лицензии;
- признание регистрации недействительной;
- деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
- многократное допущение грубых нарушений законодательства;
- иные нарушения.
Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.
В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.
Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.
Собственником МУП является государство, приказ о ликвидации составляется в региональных органах управления и подписывается главой округа
Нюансы схемы
Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.
Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.
Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.
Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.
Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.
Принятие решения
Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.
После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.
Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.
Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.
После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.
На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.
Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.
Реорганизация
Порядок ликвидации МУП в 2018 г. подразумевает преимущественно виды процедуры, при которых осуществляется реорганизация субъекта.
Реорганизация МУП имеет следующие формы:
- Слияние. Участвовать могут два и более предприятия.
- Присоединение к МУП одного и более субъектов.
- Разделение предприятия на два и более.
- Выделение из МУП одной или нескольких структур.
Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.
Прочие варианты
В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации.
Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора:
По решению учредителя | Правом ликвидировать унитарные предприятия наделена администрация региона. Если процедура не связана с несостоятельностью, поводом может служить низкая рентабельность, нерациональное использование доверенного имущества и площадей, достижение целей. |
Решением суда | Арбитраж начинает делопроизводство при наличии доказанных фактов грубого нарушения закона. |
В связи с банкротством | Ликвидация при несостоятельности осуществляется при долгосрочном (в течение 3-х месяцев) невыполнении финансовых обязательств. Инициаторами являются кредиторы. |
Порядок ликвидации МУП
При добровольной ликвидации выполняется следующая пошаговая инструкция:
- Принятие решения уполномоченными лицами.
- Создание комиссии по ликвидации. В случае с малыми организациями может быть назначен единственный ликвидатор. В ходе процедуры права на распоряжения переходят к комиссии (ликвидатору).
- Уведомление ФНС и прочих государственных служб.
- Публикация решения о ликвидации в печатных средствах.
- Оповещение сотрудников предприятия в срок не менее двух месяцев до даты ликвидации и службы занятости.
- Извещение кредиторов.
- Спустя 2 месяца после оповещения кредиторов создание промежуточного баланса с отображением всех задолженностей на основании выдвинутых требований.
- В случае недостаточности средств для выплаты долгов – реализация имущества с аукциона.
- Формирование ликвидационного баланса после выплаты долгов.
- Исключение субъекта из реестра юридических лиц.
- Архивация документов субъекта, уничтожение печатей.
В случае банкротства начальным этапом является процедура наблюдения с последующими действиями по оздоровлению. Вводится временное управление, которое начинает конкурсное производство, цель которого – сбор дебиторских задолженностей для удовлетворения требований кредиторов, реализация имущества.
При проведении всех законных мероприятий по выплатам, неудовлетворенные требования кредиторов считаются закрытыми при недостаточности средств для погашения.
После выполнения вышеописанных действий субъект получает свидетельство ЕГРЮЛ об исключении.
Важные отличия в процедурах
Особенность ликвидации МУП в том, что руководство предприятия не является собственником, из этого следует, что заявление о добровольной ликвидации директор подавать не имеет права. Он может направить собственнику уведомление о наличии признаков несостоятельности.
Также имеются отличия в формах официальных заявлений и извещений.
Увольнение директора МУП производится на общих основаниях – путем сокращения или по соглашению сторон. Руководитель унитарного предприятия является наемным работником, как и остальные сотрудники учреждения.
В отдельных случаях ликвидация МУП проводится по поручению президента, это касается крупных предприятий с долгами и без возможности эффективного оздоровления.
Способы
Гражданский кодекс регламентирует такие способы ликвидации, как добровольная, принудительная, банкротство.
Устав МУП оговаривает добровольный вид ликвидации как единственно допустимый. Обязанностью администрации является извещение собственника об угрозе банкротства, после чего собственник в лице государственной власти может принять решение о ликвидации.
При невыполнении требований закона ликвидация может быть назначена судом. Решение выносится с указанием сроков проведения процедуры, в случае их несоблюдения арбитраж назначает стороннего ликвидатора.
Ликвидация при несостоятельности проводится с введением временного управления, которое наделено полномочиями на время проведения процедуры.
Банкротство может быть проведено в досудебном порядке при согласии кредиторов.
Несостоятельность или устранение
Ликвидация предприятия банкрота производится при невозможности выполнения финансовых расчетов с кредиторами. В данном случае организация исключается из реестра без перехода прав собственности.
Признать банкротом суд может только не казенное предприятие, об этом гласит 65 статья Гражданского Кодекса.
Схема делопроизводства при несостоятельности МУП в соответствии с законом о банкротстве:
Наблюдение | Цель – обеспечение сохранности имущества в ходе процесса, формирование реестра на основании требований кредиторов, проведение собрания кредиторов. |
Оздоровление | Действия, направленные на восстановление платежеспособности, улучшение финансового состояния субъекта. |
Внешнее управление | Процедура, при которой права на распоряжения и действия переходят к управляющему, назначенному арбитражем. |
Конкурсное производство | Действия по эффективному удовлетворению требований кредиторов. |
В любое время может быть принято мировое соглашение, при согласии всех кредиторов.
Требования кредиторов могут быть признаны удовлетворенными даже при частичном погашении задолженностей, при условии, что средств и активов должника недостаточно для выплат в полном объеме
Последствия
В случае невыполнения законных норм и правил, ликвидация может быть признана недействительной даже после исключения субъекта из реестра юридических лиц.
С целью не допустить нарушения в делопроизводстве осуществляется проверка предприятия налоговой службой.
При необходимости ликвидационная комиссия имеет право привлечь специалистов в лице:
- антикризисного управляющего;
- специалистов государственных финансовых служб;
- комиссий из соответствующих министерств.
Процедура ликвидации общественной организации профсоюза рассмотрена тут.
Нюансы ликвидации ООО при неоплаченном уставном капитале разъяснены в статье.
calculator-ipoteki.ru
Ликвидация муниципального предприятия (закрытие) - унитарного, сельскохозяйственного, постановление, пошаговая инструкция, в 2018 году, порядок, как происходит
Отечественные муниципальные предприятия обладают организационно-правовой формой, позволяющей пользоваться и управлять имуществом, закрепленным за владельцем.
Собственниками муниципальных образований могут выступать следующие субъекты – районы, поселки, города и т.д.
Выделяют несколько видов муниципальной собственности – городского и районного значения, образовательные и культурные учреждения и т.д.
Как и другое юридическое лицо, предприятие муниципального типа может остановить свою деятельность двумя способами – ликвидацией и реорганизацией.
Особенности
Особенностью ликвидации муниципального предприятия выступает измененный порядок обращения и подачи заявления в судебную инстанцию.
Более того, выделяют несколько нюансов в зависимости от типа юридического лица.
Законодательная база
Законодательной базой вопроса выступает ГК РФ, а также ФЗ № 127, регулирующий вопросы, связанные с:
Отдельные вопросы определяются НК РФ.
Основания
Владелец предприятия может принять решение о прекращении деятельности муниципального образования по ряду причин:
- пропадает интерес собственника в продолжении функционирования компании;
- показатели рентабельности достигают минимума, повышенная убыточность;
- были достигнуты поставленные перед предприятием задачи;
- истекает период действительности двухстороннего соглашения.
Выделяются причины ликвидации предприятия муниципального типа судом:
- при создании юридического лица были допущены нарушения в законодательстве, исправление которых не является возможным;
- функционирование хозяйственного субъекта происходило без лицензирования, несмотря на то, что осуществляемая специализация требовала наличия лицензии;
- при выполнении хозяйственной деятельности и поставленных перед образованием задач были нарушены законодательные нормы;
- осуществление деятельности, не предусмотренной действующей законодательной системой;
- другие основания, предусматриваемые ГК РФ.
Инициаторы
В качестве инициаторов прекращения деятельности муниципального предприятия может выступать непосредственно собственник.
Обращение с иском в арбитражный суд является не только правом, но и обязанностью при наличии крупных долгов.
Другим инициатором может стать сам суд.
Ликвидация муниципального предприятия
Ликвидация муниципального предприятия происходит в общем порядке.
Они, также как и другие юридические лица, обязаны сообщить о введении процедуры:
- кредиторам;
- государственным органам.
Унитарного
Важно, что муниципальные унитарные предприятия имеют право собственности на имущество и, соответственно, могут им управлять.
Следовательно, руководство такого образования не может самостоятельно инициировать процедуру банкротства, чего нельзя сказать о ликвидации муниципального унитарного предприятия.
Сельскохозяйственного
При ликвидации сельскохозяйственного муниципального предприятия и недостаточности средств для погашения долгов, взыскание может быть обращено на имущество собственника.
При этом важно учитывать перечень имущества, установленный законодательством, которое не может быть отчуждено.
С долгами
Если у муниципального предприятия имеются задолженности, то ликвидация происходит в общем порядке.
Способы
ГК РФ предусматривается несколько способов прекращения деятельности унитарного предприятия:
- В добровольном порядке, причем решение принимается владельцем.
- Принудительный порядок ликвидации.
- Проведение банкротства.
Добровольная
Начало добровольной ликвидации связывается с соответствующим желанием со стороны собственника предприятия.
Этапы процедуры:
- Формирование ликвидационной комиссии.
- Решение вопросов о времени и порядке осуществления ликвидации.
- Выбор способа, используемого для уведомления кредиторов о прекращении деятельности.
- Направление соответствующей информации в орган регистрации.
Предусматривается необходимость опубликования сообщения в СМИ о введении в отношении муниципального предприятия процедуры ликвидации.
Образец заявки на публикацию сведений о ликвидации предприятия здесь.
Важно указать юридический адрес образования, а также срок, в течение которого кредиторы обязаны предъявить требования.
Принудительная
Принудительная форма ликвидации вызывается решением государственных органов или суда.
Прекратить деятельности предприятия можно только в судебном порядке. Именно судебная инстанция определяет срок, в продолжение которого выполняется процедура.
Если не будут соблюдаться положения постановления, вынесенного судом, то последний самостоятельно назначает ликвидатора.
Банкротство
Прекращение деятельности муниципального предприятия в соответствии со статьей 65 ГК РФ может происходить в порядке банкротства.
К такому способу прибегают в случае, когда образование теряет платежную способность, вследствие чего не может выполнить обязательства перед кредиторами.
В качестве кредиторов выступают поставщики, а также органы и бюджет, в отношении которого должны поступать обязательные платежи.
ФЗ №127 предусматривает, что инициировать процедуру можно только в том случае, если предприятие в течение 90 суток не может погасить скопившиеся задолженности.
Образец заявления о банкротстве предприятия здесь.
Пошаговая инструкция
При добровольной ликвидации в 2018 году необходимо придерживаться такого порядка:
- Принятие решения о проведении ликвидации, составление соответствующего приказа.
- Формирование состава ликвидационной комиссии.
- Составление уведомления, направляемого государственным структурам о начале процедуры.
- Оповещение персонала о предстоящем сокращении в письменной форме.
- Опубликование соответствующего объявления в СМИ.
- Составление ликвидационного баланса, утверждение документа проводится на общем собрании.
- Погашение требований кредиторов в установленном порядке.
- Документы сдаются в архив, после чего уничтожаются печати.
- Предприятие исключается из реестра.
Необходимые документы
Сформированная ликвидационная комиссия в течение трех суток обязана представить информацию о ликвидации в орган регистрации, это положение устанавливается ФЗ № 129.
Важно, что заполнение уведомления должно происходить в соответствии с формой Р15001.
Образец уведомления о ликвидации предприятия здесь.
К уведомлению прикладываются такие документы:
- Заключение владельца предприятия о начале ликвидационной процедуры.
- Информация о составе комиссии, сформированной для прекращения деятельности предприятия.
- Справка о прохождении регистрации в установленном порядке (форма Р16001).
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
Образец заявления о ликвидации предприятия здесь,
образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.
Сроки
В соответствии с ФЗ №129 в орган регистрации сведения о ликвидации должны быть направлены в течение трех суток.
Кредиторы имеют возможность подать свои требования для составления реестра в продолжение двух месяцев.
Сама процедура может проводиться в различные сроки – все зависит от выбранного способа прекращения деятельности.
Последствия
Ликвидация муниципального предприятия завершается, когда в единый реестр вносятся сведения о завершении процедуры.
Если при прекращении деятельности были допущены законодательные ошибки, то весь процесс может быть признан незаконным.
Чтобы избежать ошибок, можно привлечь к деятельности специалистов таких областей: антикризисной, финансовой, профильной и т.д.
На видео об особенностях закрытия предприятия
nam-pokursu.ru
Ликвидация муниципального унитарного предприятия - понятие, порядок и сроки ликвидации.
Особенности ликвидации муниципальных унитарных предприятий объясняются специфичностью данной организационно-правовой формы. Ключевой характеристикой унитарных предприятий заключается полное отсутствие их права собственности на имеющееся в распоряжении компании имущество.
Еще одной отличительной особенностью муниципальных унитарных предприятий является то, что их имущество неделимо, из-за чего оно не может быть распределено после ликвидации по вкладам, в том числе и между сотрудниками подобного предприятия.
Объясняется все это достаточно просто - имущество, которое было выделено унитарному предприятию в момент его создания, находится в государственной, либо муниципальной собственности и принадлежит предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного предприятия.
Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет.
Порядок и этапы.
Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена:
- по решению собственника его имущества.
- по решению суда.
В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством. Ликвидация муниципального унитарного предприятия предполагает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей предприятия к другим лицам в порядке правопреемства.
Несмотря на ряд существенных отличий данной организационно-правовой формы от многих других, процесс ликвидации такого предприятия довольно похож на ликвидацию других предприятий. Так, в случае принятия решения о прекращении деятельности унитарного предприятия должна быть назначена ликвидационная комиссия, состав которой определяет собственник его имущества.
Сразу же момента назначения данной комиссии, она получает полномочия по управлению всеми делами унитарного предприятия. На данную комиссию также возлагается обязанность представления ликвидируемого предприятия в суде.
В случае, если во время проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия была установлено, что оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, то руководитель такого предприятия, либо же ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании такого предприятия банкротом.
Сам же порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия зависит от того, добровольная ли эта процедура, либо принудительная.
При добровольной ликвидации придерживаются следующего порядка:
- Принимается решения о необходимости ликвидации унитарной организации и составляется приказ.
- Назначается ликвидационная комиссия.
- Осуществляется уведомление государственных структур о начале процесса ликвидации муниципального унитарного предприятия.
- Производится письменное персональное оповещение сотрудников о предстоящей ликвидации предприятия (не позднее, чем за 2 месяца до его ликвидации).
- Размещается соответствующее объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации муниципального унитарного предприятия.
- Проводится оповещение кредиторов.
- Составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его утверждение должно быть проведено на общем собрании участников унитарного предприятия.
- Расчет с кредиторами в порядке законной очередности (при необходимости выполняется организация публичных торгов для продажи имущества.
- Составляется ликвидационный баланс.
- Происходит передача оставшегося имущества собственнику.
- Выполняется сдача документов в архив и уничтожение печатей.
- Исключение муниципального унитарного предприятия из ЕГР.
В данном случае все достаточно просто. Однако, в случае с принудительной ликвидацией, все выглядит не так радужно. Обычно она связана с признанием юридического лица банкротом. Главная проблема тут заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, и на них возложены лишь только обязанности управления им. Поэтому руководитель такого предприятия не может обратиться в суд для признания банкротства.
На законных основаниях сделать это может лишь собственник, кредитор, либо другие уполномоченные органы. Еще одна имеющаяся проблема - это то, что если денежных средств муниципального унитарного предприятия не хватило для погашения имеющихся задолженностей, то кредиторы могут потребовать через суд возмещения задолженности из личного имущества собственника предприятия.
Срок ликвидации.
Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет. Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца - именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.
Разумеется, это может отнять и куда больше времени - все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.
varantum.com
Порядок ликвидации муниципального предприятия
mosadvokat.org
принятие решения, документы, процедура, последствия
Жизненный цикл муниципального учреждения регулируется законодательством о создании, реорганизации и ликвидации бюджетных организаций. Владение правовой базой необходимо, чтобы грамотно подготовить документацию об упразднении, соблюсти основные процессуальные шаги и произвести выплаты сотрудникам.
Итак, давайте рассмотрим порядок ликвидации муниципальных учреждений.
Основания и причины
Система бюджетных учреждений в России характеризуется непрерывным процессом оптимизации, который предполагает не только реорганизацию, объединение и разделение структур, но и ликвидацию. Причинами последней могут являться:
- Необходимость экономии бюджетного финансирования.
- Неспособность реализовать функционал, возложенный на организацию уставными задачами и правовыми актами.
- Отсутствие финансовой возможности осуществлять платежи по действующим кредитам или налоговым обязательствам.
- Наложение уголовной ответственности на юридическое лицо.
- Вынесение судебного решения о ликвидации муниципального учреждения по иным причинам.
Наличие любого основания может явиться поводом для ликвидации структуры.
Вы можете ознакомиться с примерным положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в муниципальном образовании Московской области.Про постановление о ликвидации и другие документы, пошаговую инструкцию процедуры и особенности ликвидации муниципального казенного учреждения, бюджетного. автономного учреждения читайте ниже.
Процедура ликвидации муниципального учреждения
Решение о закрытии муниципального учреждения – прерогатива органа власти, который является учредителем, или структуры, имеющей на это право. После вынесенного «вердикта» запускается непосредственно процесс закрытия, который проходит следующие этапы:
- Формирование комиссионного органа, уполномоченного на проведение процедуры закрытия. Он может состоять из руководителей самого муниципального учреждения, сотрудников органа местного самоуправления, который выступает учредителем, а также структуры, которая отвечает за распределение бюджетного финансирования.
- Подготовка ликвидационного баланса. Эту работу проводят члены комиссии, параллельно производя расчеты по всем долгам муниципального учреждения, устанавливая сроки оплаты всех сумм по имеющимся кредитам. Оформленный документ в обязательном порядке направляется для согласования учредителю.
- Подача необходимого перечня документов в налоговую службу для внесения изменений в реестр юридических лиц. Чтобы специалисты смогли провести все ликвидационные действия, они должны получить от комиссии следующие формы:
- утвержденный ликвидационный баланс;
- расчетный документ;
- бухгалтерскую отчетность за год;
- отчетность об исполнении плана ФХД;
- перечень обязательств;
- пояснения к балансу.
- Уведомление фондовых структур о закрытии муниципального учреждения. Эти действия производят специалисты налоговой службы в течение пяти дней с того момента, как организация была исключена из государственного реестра юрлиц. Именно этот срок является датой ликвидации организации.
О том, какие последствия влечет за собой ликвидация муниципального бюджетного, автономного, образовательного или иного учреждения, читайте ниже.
Ликвидация бюджетного учреждения рассмотрена в этом видео:
Последствия закрытия МУ
- Упразднение муниципального учреждения влечет за собой полную потерю правоспособности юридического лица. При этом оно обязано нести налоговое бремя до тех пор, пока ликвидационная комиссия не произведет окончательные расчеты по счетам.
- Муниципальная структура, пребывающая в стадии закрытия, может стать объектом внеочередной проверки со стороны налоговой службы. При этом предыдущие контрольные мероприятия могли завершиться не так давно.
- Главным социальным последствием ликвидации муниципального учреждения является потеря места работы для его сотрудников. При этом работодатель обязан произвести все компенсационные выплаты, которые установлены законодательными нормами.
Выплаты сотрудникам при ликвидации
Уведомление о закрытии муниципального учреждения его сотрудники должны получить за 60 дней до даты ликвидации. При этом сокращению подлежат все работники, в том числе «декретницы». Обязательными выплатами при увольнении являются:
- пособие, которое рассчитывается на основании среднемесячного заработка;
- пособие за неиспользованный отпуск в соответствии с отработанным временем;
- заработная плата за отработанный промежуток времени в том месяце, когда произошло сокращение.
Все компенсационные выплаты должны быть выданы сотруднику в его последний рабочий день. Если он в этот день отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине, то расчет должен производиться по первому требованию. И не забывайте о декретницах! Несоблюдение норм по ликвидации муниципального учреждения чревато судебными тяжбами и разбирательствами.
О том, нужно ли вносить изменения в устав, если муниципальное учреждение планирует вести приносящую доход деятельность, расскажет видео ниже:
uriston.com
Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения
В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.
Что написано в законе
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.
В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:
- государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
- муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
- частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.
Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.
Процедура ликвидации
Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.
Принятие решения
Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:
- решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
- акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
- протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
- устава органа-создателя организации;
- решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.
Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:
- что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
- процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.
Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:
- содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
- определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
- утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.
Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация — создатель учреждения.
Создание ликвидационной комиссии
На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.
В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.
Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.
Инвентаризация активов
В то же время управления образования муниципалитета или города должно:
- провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
- предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
- уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.
Составление ликвидационного баланса
После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.
Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.
Основания для списания кредиторской задолженности:
- решение главного распорядителя;
- результаты проведения инвентаризации;
- решение ликвидационной комиссии;
Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:
- окончание срока исковой давности;
- задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
- непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
- закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.
Выплаты во время ликвидации
Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:
- все сотрудники должны быть уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца до даты увольнения;
- работодатель должен уведомить профсоюзную организацию и местный центр занятости не позднее чем за 3 месяца до фактической даты прекращения работы;
- при увольнении работникам должны заплатить выходное пособие, компенсировать неиспользованный отпуск. Размер выходного пособия зависит от среднемесячного уровня дохода сотрудника за последний год работы и выплачивается в течение 2 месяцев после сокращения. Если служба занятости не трудоустроила специалиста на протяжении 3 месяцев, то он может получить пособие по безработице еще и за 3-й месяц.
Ликвидация бюджетного учреждения: Видео
probankrotstvo.com
Процедура ликвидации МУП
У нас Муниципальное унитарное предприятие, которое сейчас ликвидируется, скажите пожалуйста как быть с ОС и с чего начать?
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Согласно п. 6 ст. 35 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ, Законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Поскольку предприятие не является собственником имущества, передача собственнику имущества ликвидированного предприятия не влечет начисление налогов, т.к. перехода права собственности не происходит. Поэтому при ликвидации МУП имущество ликвидируемого предприятия возвращается его собственнику – муниципалитету по актам приема передачи после расчетов с кредиторами.
Особенности ликвидации МУП установлены в:– Законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;– Гражданском кодексе РФ;– Законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для начала процедуры ликвидации МУП необходимо обязательное решение его собственника.
статья 35 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества*.
2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.*
4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.*
6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
www.26-2.ru