Государственный и частный нотариус разница. Нотариус это государственный орган
47. Нотариальные органы
47. Нотариальные органы.
Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
В состав нотариата входят:
государственные нотариальные конторы;
частнопрактикующие нотариусы;
должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.).
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.
Основные задачи нотариата:
охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;
охрана всех форм собственности;
предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.
Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.
Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата.
Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе.
Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.
studfiles.net
Система органов нотариата в Российской Федерации - Нотариат
В систему органов нотариата входят:
- нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
- нотариусы,занимающиеся частной практикой;
- должностные лица, наделенные правом совершения нотариальных действий;
- нотариальная палата;
- федеральная нотариальная палата.
Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I устанавливает, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы
- работающие в государственной нотариальной конторе или
- занимающиеся частной практикой.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно
-
- глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или
- глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации (См. Методические рекомендации по порядку предоставления территориальными органами Росрегистрации в центральный аппарат Федеральной регистрационной службы сведений, необходимых для ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 14 января 2008 г. N 5).
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.
Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.
Нотариальная палата
- представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;
- организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;
- возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
- организует страхование нотариальной деятельности.
Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.
Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Федеральная нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
Федеральная нотариальная палата:
-
- осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;
- представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;
- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
- участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
- обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
- организует страхование нотариальной деятельности;
- представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.
jurkom74.ru
Понятие и функции нотариата
Институт нотариата по-разному формировался в Европе, и в наши дни не имеет четкого согласованного понятия, которое могло бы соответствовать правовым системам всех цивилизованных государств. Имеет характерные черты данный институт и в России, чаще всего выполняя функцию узаконивания юридических документов. В частности, специалисты этой сферы работают с завещаниями, доверенностями, свидетельствами о недвижимости и т. д. При этом функции нотариата не ограничиваются только лишь действием подтверждения законности. В некоторых случаях организации данного профиля могут предоставлять также услуги адвокатуры.
Понятие нотариата
Институт нотариата в общем понимании предназначен для защиты юридических интересов граждан посредством исполнения действий, предусмотренных законодательством. Важной чертой данной деятельности является то, что они совершаются от имени государства. Что касается определений данного института, то они расходятся даже в кругах специалистов. Обусловлено это широким охватом правовых сфер, в которых применяется нотариат. Понятие и функции его исполнителей затрагивают и правоохранительные, и судебные, а также фискальные юрисдикционные аспекты, что и усложняет подходы к формированию единого определения. Тем не менее к наиболее распространенным можно отнести понятие, в соответствии с которым нотариат определяется как система государственных структур и должностных лиц, удостоверяющих бесспорные факты и права. Также в перечень их задач входит освидетельствование документаций и выписок, что придает последним законную силу.
С другой стороны, есть и критика такого представления института нотариата, которая отмечает, что государственные органы вкупе с должностными лицами не могут характеризовать современную систему этого типа. В наши дни задачи и функции нотариата скорее исполняют представители государства, или же уполномоченные им лица, которые свидетельствуют и совершают акты в юридическом поле.
Принципы деятельности нотариуса
Сам характер деятельности нотариата предусматривает немалую индивидуальную ответственность – соответственно, многое в качестве работы носителей данного права определяется личностными качествами. На сегодняшний день сформировался перечень принципов, которые и определяют подлинный характер института нотариата. В частности, такой деятельности должна быть свойственна высокая юридическая квалификация. Специалист данного профиля должен оказывать клиентам услуги юридического характера, разъясняя им права, обязанности, а также предупреждая о последствиях за совершение тех или иных действий.
Не менее важны принципы безопасности и предсказуемости. Нотариус должен обеспечивать оформление прав в надлежащем порядке, гарантируя также достоверность операций и доказательность. Именно эти принципы и функции нотариата делают отношения его представителей с клиентами предсказуемыми, а юридические интересы – защищенными. Важна и беспристрастность, в соответствии с которой обеспечивается независимость деятельности контор от различных факторов, кроме закона.
Виды функций нотариата
Деятельность нотариата разнонаправлена, однако можно выделить базовое разветвление его функций, которые характеризуют специфику и сущность задач. Для начала надо отметить один аспект, который помогает понять особое место данного института в правовой сфере. Он связан с тем, что функции нотариата исходят из двух целей, которые ставит российская правовая система. Это социально-юридическая защита граждан и выполнение охранительной задачи. В соответствии с этими целями все функции нотариата можно разделить на два типа – социальные и содержательные.
К социальным функциям относят фискальную, предупредительно-профилактическую, а также правореализационную. Фискальная функция заключается в том, что нотариус в соответствии с установленной процедурой должен извещать налоговые органы о выдаче свидетельств о праве наследования, заключении договоров дарения и т. д. Предупредительно-профилактическая функция сводится к обеспечению возможности разрешения многих конфликтных ситуаций в досудебном порядке еще на этапе бесспорного согласования.
Правореализационная социологическая функция нотариата, в свою очередь, обеспечивает необходимые правовые условия для лиц, которые обратились за совершением определенного юридического действия. Теперь стоит подробнее рассмотреть функции содержательного характера.
Охранительная функция нотариата
В процессе выполнения своих обязанностей в рамках возложенных полномочий участники нотариального производства должны также иметь соответствующую защиту прав. Выражается она в содействии участникам системы при исполнении юридической деятельности. Важно отметить и значимость контроля ответственности, под которым работает нотариат. Функции, организация и участники процесса входят в систему надзора, которая позволяет также обжаловать любое решение в судебном порядке.
В то же время надо помнить, что действия нотариуса не носят характер административного принуждения, хотя исполнитель функций является должностным лицом. В связи с последним аспектом действует контроль суда, который обеспечивает возможность исправления нотариальных ошибок. Вместе с судебным контролем отмечается и надзор исполнения профессиональных обязанностей представителей нотариата. За участниками системы, которые работают в государственных конторах, осуществляется контроль со стороны органов юстиции. С другой стороны, основные функции нотариата в рамках частной практики контролируются специальными палатами, которые, к слову, часто критикуются из-за большого количества недостатков в работе процедурных механизмов. К примеру, нотариальные палаты не могут подвергаться государственному контролю.
Юрисдикционная функция нотариата
Данная функция вытекает из задач нотариата, которые стоят перед ним как перед органом гражданской юрисдикции. Это значит, что, в отличие от суда, нотариус не только занимается разрешением оформившихся конфликтных ситуаций, но также выполняет их первичное регулирование. Но это не мешает специалистам данной ниши также заниматься всеми формами юрисдикционной деятельности. Например, нотариус может выполнять задачи правоустановительного и оперативно-исполнительного характера. Более того, юрисдикционные функции нотариата в РФ вполне могут распространяться на осуществление правоприменительной деятельности, связанной с принудительным осуществлением гражданских прав.
Главным же отличием данного рода деятельности является не столько разрешительный, сколько предупредительный характер. Те задачи, которые специалисты нотариата решают на базовом уровне своих полномочий, во многом предотвращают спорные юридические ситуации, которые потенциально могли оформиться в правовые конфликты.
Удостоверительные функции нотариата
В российской правовой сфере именно комплекс удостоверительных функций может считаться базовым, с точки зрения нотариальной деятельности. Как уже отмечалось, представители данной системы наделяются полномочиями, которые позволяют им от имени государства наделять документы законным весом. Из этого следует, что любые значимые юридически действия участников процесса носят правовой характер, однако их взаимодействие в системе нотариально-удостоверительного механизма придает им иной уровень.
Процедуры данного рода, как и правоохранительная функция нотариата, могут распространяться на юридические сделки и освидетельствование фактов. То есть в этом случае нотариус удостоверяет юридические действия, руководствуясь контрольными или правозащитными полномочиями. Отмечается, что эта функция предусматривает в качестве своего основания точную констатацию актов и фактов, при этом сохраняя доказательственную силу этих правовых средств.
Государственная и частная нотариальная деятельность
В действующем законодательстве закреплено, что нотариальные действия совершают только уполномоченные специалисты. Однако нотариусы могут принадлежать и к государственной системе, и к частной практике, в результате чего наблюдается комбинация двух типов контор. В обоих случаях выполняется и содержательная, и социологическая функция нотариата в соответствии с общими принципами.
Как показывает практика, компетенция, уровень подготовки и добросовестность нотариусов, которые работают в государственных структурах и занимаются обслуживанием клиентов на частной основе, в большинстве случаев сопоставимы. Тем более что представители обоих направлений в работе руководствуются едиными нормативными актами, правилами, а также имеют схожие по юридической силе полномочия.
Правда, несколько отличается порядок формирования государственных и частных нотариальных контор. Так, государственные организации открываются и упраздняются по решению местной администрации на уровне краевых и окружных ведомств. Что касается частных контор, то они создаются непосредственно по инициативе нотариуса при условии ее утверждения. Но после этого представитель нотариата юридическим лицом не признается. Это важно для понимания имущественной ответственности, которая сохраняется в том же объеме, что и в случае с физическими лицами. То есть если функции нотариата исполнялись неправильно с точки зрения юриспруденции и в результате нанесли вред имуществу, то компенсация может быть обеспечена как раз за счет личного имущества.
Правовое регулирование нотариата
Законодательство РФ относительно нотариата выработало комплекс нормативно-правовых актов, предназначенных для разных направлений деятельности. При этом все базовые юридические принципы нотариусов происходят из Конституции. К примеру, в основном акте закреплено, что частные, государственные и муниципальные органы имеют полномочия в равной степени и так же несут ответственность перед законом.
Если же анализировать Конституцию в качестве источника, от которого отталкивались разработчики основных нормативов для регуляции правового статуса нотариусов, то можно выделить несколько направлений. В первую очередь, это общие нормативы, которые регулируют последовательность деятельности нотариусов. Также можно выделить группу специальных норм, целенаправленно формирующих конкретные принципы, на которых работает и адвокатура, и нотариат. Функции при этом подчинены необходимости защиты принципов права, а не мотивов политической и другой целесообразности. Это особенно актуально в условиях борьбы за формирование нового законодательства об институте нотариата, когда происходит столкновение позиций относительно дальнейшего развития правовой системы.
В частности, многие специалисты выступают за то, что Россия должна следовать классической латинской форме нотариата – другие же отстаивают полное огосударствление института, как это и было в советской системе права.
Функции федеральной нотариальной палаты
Как и рядовые частные и государственные нотариальные палаты, федеральный орган системы относится к некоммерческим организациям. В сущности, это объединение профессионалов из разных регионов страны, которое основано на их обязательном членстве. В то же время федеральная палата нотариусов – это юридическое лицо, которое осуществляет свою работу на принципе самоуправления. Функции этой структуры базируются на основах законодательства РФ и собственного устава, который принимается представителями нотариальных палат и утверждается в процедурном порядке, по которому регистрируются уставы общественных объединений. Также отмечается разница в задачах, которые выполняют обычные конторы и федеральный нотариат.
Функции, полномочия и цели во многом сходятся со структурами начального уровня, но есть и принципиальные расхождения. Они явно проявляются в следующих обязанностях органа:
- Осуществление координационной деятельности начальных государственных и частных нотариальных палат.
- Обеспечение защиты профессиональных и социальных прав участников нотариата, которые занимаются частной практикой.
- Представление интересов нотариальных палат в органах исполнения государственной власти, а также в организациях, предприятиях и учреждениях.
- Обеспечение повышения квалификационного уровня нотариусов, а также их помощников и стажеров.
- Участие в экспертизах законопроектов РФ относительно вопросов, которые связанны с деятельностью в нотариальной сфере.
- Представление интересов нотариальных палат в организациях на международном уровне.
- Организация страхования деятельности нотариатов.
Заключение
Институт нотариата охватывает широкое поле юридической деятельности, при этом сохраняя особые черты правовой структуры. В некотором роде такие конторы выполняют функцию связующего звена между разными субъектами юридической сферы, оптимизируя процессы разрешения конфликтных ситуаций и позволяя эффективнее защищать интересы граждан. В то же время функции российского нотариата имеют ограничения, обусловленные нормативными актами, которые, в свою очередь, происходят из Конституции.
Помимо этого, деятельность нотариата в широком понимании регулируется принципами юридической надежности, безопасности, непредвзятости и правовой этики. Также наблюдаются признаки разграничения института на два направления, которые представляют частные и государственные конторы. Несмотря на схожие черты, есть значительное отличие в подходах к организации контор двух типов. Так, частные нотариусы обеспечивают свою деятельность на базе своих личных финансовых возможностей, что избавляет государство от необходимости денежного обеспечения, в сущности, одной из своих главных задач – гарантии правовой безопасности граждан.
fb.ru
gosudarstvennyj_i_chastnyj_notarius_raznitsa - АДВОКАТОРИУМ
Воссоздание в России в 1993 году нотариата латинского типа ознаменовало новый этап развития законодательства о нотариате. Принятые 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрели сохранение государственного нотариата в переходный период. На сегодняшний день нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осталось немного.
По состоянию на 01.01.2016 их число составляло 15 (5 должностей вакантны) против 8015 (102 вакантны) нотариусов, занимающихся частной практикой. Динамика изменения статистических данных показывает, что за 5 лет количество должностей нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, сократилось более чем в 3 раза. Таким образом, основная нагрузка по совершению нотариальных действий ложится на нотариусов, занимающихся частной практикой. Однако логика законодательной политики подсказывает нам, что государственный нотариат пока будет функционировать параллельно с нотариатом частным. Важно отметить, что в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, оформленные нотариусами документы имеют одинаковую силу. В отличие от ранее действующей редакции Основ законодательства РФ о нотариате государственные и частные нотариусы в настоящее время обладают равной предметной компетенцией – совершают все нотариальные действия без какихлибо ограничений (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате). Однако между организацией деятельности государственных и частных нотариусов имеются различия. Приведем наиболее существенные из них.
Назначение на должность. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции. Соответственно государственные нотариусы находятся в трудовых отношениях с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Увольнение их также производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.
Прекращение деятельности. Увольнение нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Частный нотариус слагает полномочия по собственному желанию либо в случаях, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате). 3. Назначение на должность помощника нотариуса. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты субъекта РФ (ст. 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате).
Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям, предъявляемым к нотариусу в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, за исключением требований, касающихся наличия стажа работы по юридической специальности и достижения возраста двадцати пяти лет. Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Согласно Порядку назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, утвержденному приказом Минюста России от 22 января 2016 г. № 12, назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется территориальным органом Минюста России, для этого лицо, желающее работать помощником нотариуса в государственной нотариальной конторе, направляет в территориальный орган Минюста России заявление с просьбой назначить его на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе. В случае принятия решения о соответствии гражданина РФ требованиям Основ законодательства РФ о нотариате территориальный орган Минюста России издает приказ о назначении на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, который является основанием для заключения с ним трудового договора. 4. Членство в нотариальной палате. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется территориальным органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть в обязательном порядке членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Государственный нотариус не может состоять в членстве нотариальной палаты, и на него не распространяются требования Кодекса профессиональной этики нотариусов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности. 5. Финансирование нотариальной деятельности. Государственная нотариальная контора финансируется полностью за счет отчислений из бюджета субъекта РФ. За свою деятельность нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Таким образом, государство не осуществляет финансирование деятельности частных нотариусов. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с расходами на их деятельность, исходя из личных потребностей с учетом требований, предъявляемых Основами законодательства РФ о нотариате. В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору в любом месте нотариального округа, в который он назначен на должность, при этом он имеет право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ст. 11.1 Основ законодательства РФ о нотариате).
Частный нотариус для осуществления своей деятельности вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом. 6. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и занимающиеся частной практикой, за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину (нотариальный тариф). Ставка государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, устанавливается Налоговым кодексом РФ.
В других случаях, т. е. для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размер нотариального тарифа устанавливается ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате). Частные нотариусы в отличие от государственных нотариусов вправе также взыскивать с лиц, обращающихся в нотариальную контору за совершением нотариального действия, денежные средства за оказание услуг правового и технического порядка. С целью экономического обоснования размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и оказание помощи нотариальным палатам субъектов РФ Федеральной нотариальной палатой (решение Правления ФНП от 28 марта 2016 г., протокол №03/16) были утверждены Методические рекомендации по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера. Согласно п. 1.3, 1.4, 2.1 указанных Методических рекомендаций размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается ежегодно уполномоченным органом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и подлежит применению с 1 января следующего года. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера не должен превышать предельных размеров, рассчитанных в соответствии с Методическими рекомендациями.
Предельные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе, характеризуемую прожиточным минимумом в регионе, и среднее число нотариальных действий, приходящихся на одного нотариуса в регионе («серийность» нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия, и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг правового и технического характера.
В соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность: 1) за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, 2) за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также 3) причиненный разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности. При этом он вправе предъявить лицу, временно его замещавшему, регрессный иск в размере вреда, причиненного по вине такого лица и возмещенного за счет личного имущества нотариуса. Государство, органы государственной власти не несут ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой. В соответствии со статьей 1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, несет государство. Вред возмещается за счет казны субъекта РФ.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ нотариус, работающий в нотариальной конторе, обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом за причиненный ущерб нотариус, работающий в нотариальной конторе, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 41 Трудового кодекса РФ). 8. Страхование деятельности нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор (договоры) страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности (ст. 18 Основ законодательств РФ о нотариате).
Договор страхования гражданской ответственности нотариуса заключается на срок не менее чем один год с условием возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия данного договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ для договоров имущественного страхования. Нотариальная палата субъекта РФ в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов – членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов. Выплата страхового возмещения по указанному договору производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, не осуществляют страхование своей деятельности. 9. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления ФНП от 17 декабря 2012 г. и приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78) нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – комиссией в составе не менее двух человек, в которую входят представители территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ (п. 180 Правил нотариального делопроизводства). Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет территориальный орган юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты субъектов РФ (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).
advokatorium.com
Нотариус | Понятия и категории
НОТАРИУС (от лат. notarius — «писец», «секретарь») — лицо, совершающее нотариальные действия от имени Российской Федерации. На должность нотариуса назначается гражданин РФ, который имеет высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию па право нотариальной деятельности.
Срок стажировка для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности. Такая лицензия выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдаст.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ.
Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функция и функции по контролю и надзору в сфере нотариата совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Наделение нотариуса полномочиями производится на основания рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ о труде.
Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариус имеет право;
1) совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами:
2) составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
3) истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;
4) представлять в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в иные необходимые для проведения такой государственной регистрация документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию нрав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Законодательством субъектов РФ нотариус могут быть предоставлены и иные права.
Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им нрава и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Нотариус выполняет свои обязанности н соответствии с Основами, законодательством субъектов РФ и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.
Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 334-335.
ponjatija.ru
Нотариус государственный - Энциклопедия по экономике
Государственная пошлина уплачивается 1) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, — до подачи соответствующего заявления (жалобы) или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов 2) по делам, рассматриваемым арбитражными судами, — до подачи соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы 3) по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, — до подачи соответствующих запроса, ходатайства, жалобы 4) за выполнение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и другими уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений — при совершении нотариальных действий, а за выдачу копий документов — при их выдаче 5) за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния — при подаче соответствующих заявлений, а за выдачу повторных свидетельств и справок — при их выдаче 6) за государственную регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, — при регистрации акта 7) за регистрацию граждан РФ по месту их жительства, а также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ по видам на жительство, — до выдачи соответствующих документов 8) за выдачу удостоверений на права охоты -г- до выдачи соответствующих документов 9) по делам, связанным с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с выездом из РФ и въездом в РФ, — до получения соответствующих документов. [c.61]
Плата государственному или частному нотариусу [c.269]
На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет. [c.174]
Контролировать уплату государственной пошлины обязаны и другие органы и лица, выполняющие юридически значимые действия в пользу ее плательщиков (нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и др.). [c.183]
ЧИСЛО НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НОТАРИУСАМИ [c.285]
ЗАВЕЩАНИЕ - распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном законом порядке. В РФ каждый гражданин может оставить по ЗАВЕЩАНИЮ все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, независимо от того, относятся ли они к числу наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным или общественным организациям. Завещатель может в ЗАВЕЩАНИИ лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону, за исключением лиц, имеющих право на обязательную долю. Если завещано не все наследственное имущество, то часть его, оставшаяся не завещанной, делится между наследниками по закону, в т.ч. между теми, которым имущество оставлено по ЗАВЕЩАНИЮ. ЗАВЕЩАНИЕ должно быть составлено в письменной форме с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено. Если в силу физических недостатков, болезни или по иным причинам завещатель не может собственноручно подписать ЗАВЕЩАНИЕ, оно по его просьбе может быть подписано в присутствии нотариуса или другого должностного лица, которому закон предоставляет право удостоверять ЗАВЕЩАНИЕ, кем-либо другим с указанием причин, в силу которых завещатель не смог подписать ЗАВЕЩАНИЕ собственноручно. Завещатель вправе в любое время изменить или отменить ЗАВЕЩАНИЕ, составив новое ЗАВЕЩАНИЕ либо подав соответствующее заявление в нотариальную контору. [c.66]
Для того, чтобы избежать разночтений в понимании воли сторон, и условий сделки, ГК требует совершать их в определенной форме (ст. 158). Простейшая форма — устная, применяется для малозначимых сделок, или сделок, которые исполняются немедленно. Письменная (точнее, простая письменная) форма требует более точных формулировок, как, например в договоре, которые отражаются в специальном документе, который заверяется подписями (и печатями для юридических лиц) сторон. Нотариальная форма отличается от простой тем, что документ, содержащий условия сделки, заверяется нотариусом. В некоторых случаях предусматривается даже необходимость государственной регистрации сделки, как, например, при сделках с недвижимостью. [c.146]
Я, Государственный нотариус нот. Конторы [c.140]
В соответствии с частью 1 статьи 271 ГПК РСФСР заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в его совершении, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы либо нотариуса, занимающегося частной практикой. [c.443]
В соответствии с пунктом 14 статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате совершение протестов векселей осуществляется в нотариальном порядке как государственными, так и частными нотариусами. [c.443]
ПУБЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — справки и свидетельства, выданные представителями государственных, муниципальных или церковных органов, официальными переводчиками, врачами. П.д. являются выписки из Торгового реестра, уставы фирм, официальные свидетельства, а также заверенные публичными нотариусом частные документы. [c.265]
Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (необходимо предъявить оригиналы в случае, если копия не заверена нотариусом) — для юридических лиц. [c.33]
Копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей. [c.33]
Государственный нотариус (подпись) [c.506]
Акт о морском протесте содержит дату составления акта фамилию и инициалы, должность лица, составившего акт данные о времени поступления заявления о происшествии название судна, его принадлежность фамилию, имя, отчество капитана, его гражданство и местожительство содержание заявления капитана фамилии, имена, отчества, должностное (служебное) положение и место жительства опрошенных свидетелей, а также содержание их показаний данные о размере взысканного государственного сбора и комиссии нотариуса. [c.282]
Функции сборщиков налогов и сборов осуществляют некоторые государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица. Так, на суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию рождения, брака и т. д. Эти же органы наделены полномочиями по принятию решения об изменении срока уплаты [c.58]
Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные детективы и частные охранники встают на налоговый учет в установленный срок после их государственной регистрации или получения лицензии на право заниматься соответствующей деятельностью. В отличие от организаций на [c.224]
Для организаций, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными детективами или частными охранниками, пп. 3 и 4 статьи устанавливают единый 10-дневный срок для подачи заявления о постановке на первичный налоговый учет. Начало течения срока определяется датой, указанной в свидетельствах о государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, лицензиях на право нотариальной деятельности, на частную сыскную деятельность, на частную охранную деятельность (см. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 3), Закон РФ О частной детективной я охранной деятельности (ст. 4,6,11)). [c.226]
В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации. [c.239]
ИНКАССОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ (распоряжение)— распоряжение банку о списании со счета плательщика причитающихся с него платежей согласно прилагаемым документам, подлежащим оплате в бесспорном порядке (исполнительные листы судов, исполнительные надписи нотариусов, приказы государственного. и ведомственных арбитражей и т. д.). И. п. составляется в 2 экз. первый используется банком поставщика в качестве мемориального ордера при оплате документов, второй возвращается взыскателю в качестве уведомления о зачислении суммы платежа на его счет оплаченный исполнительный документ выдается плательщику. Если плательщик обслуживается иногородним учреждением банка, И. п. пересылается через банк, обслуживающий взыскателя, в банк плательщика. Оплата И. п., полученных банком плательщика, происходит немедленно в случае отсутствия средств документы помещаются в картотеку № 2 и оплачиваются в порядке установленной очередности. [c.471]
Ф- копию письма о присвоении статистических кодов Ф- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально (в государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации). В случае отсутствия на предприятии должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации. [c.156]
В соответствии с пунктом 8 Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1996 год от 12.02.96 направляется обзор работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогообложении нотариусов, занимающихся частной практикой (прилагается). [c.107]
В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков на 1996 год, утвержденным Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции, Управлением методологии налогообложения физических лиц Службы и Госналогинспекциями на местах, проведены целевые проверки достоверности данных деклараций о совокупном годовом доходе за 1995 год, поданных нотариусами, занимающимися частной практикой. [c.107]
В целях усиления методологической и контрольной работы по соблюдению налогового законодательства нотариусами, занимающимися частной практикой, Управление методологии налогообложения физических лиц Государственной налоговой службы Российской Федерации предлагает [c.111]
Одной из основных проблем в 1990-е гг. в сфере организации сбора налоговых платежей и других государственных доходов была и остается проблема взаимодействия налоговых, таможенных и других парафискальных органов. Сбором обязательных платежей помимо ГНС занимаются Государственный таможенный комитет (ГТК взимает таможенные пошлины и сборы, НДС при импорте товаров и др. платежи), органы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ), нотариусы и судебные органы (взимают государственную пошлину), МВД (ГАИ, впоследствии преобразованное в ГИБДД). Контрольные функции в сфере налогообложения возложены на ФСНП, регистрация предприятия осуществляется органами юстиции (с 1 января 2000 г. на эти органы возложена обязанность по регистрации сделок с недвижимым имуществом). В 1996 г. был осуществлен ряд мероприятий по усилению взаимодействия налоговой службы с другими органами государственного управления были изданы приказы о взаимодействии органов ГНС РФ с органами государственного горного надзора, государственной статистики, МПС России письма о взаимодействии с отделениями Фонда социального страхования РФ, органами службы занятости населения, территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 г. было оп- [c.306]
Размеры государственных пошлин, которые взимают нотариусы (как частные так и государственные) за совершение нотариальных действий, установлены Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 О государственной пошлине , который действует до вступления в действие соответствующие главы части второй НК РФ. [c.269]
Фиктивной ( беловоротничковой ) хозяйственной деятельностью занимаются, как правило, руководящий состав предприятий и государственные чиновники в тех странах, где значительно развит государственный сектор экономики. Лица, имеющие доступчц общественной собственности, лично обогащаются, изобретая незаконные средства (приписки к выполнению государственных заданий и планов мошеннические способы получения денег хищение материальных ресурсов и т.п.). К числу преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях относится злоупотребление полномочиями (в целях извлечения выгод и вопреки задачам своей деятельности), которое совершают лица, выполняющие управленческие функции, частные нотариусы и аудиторы (ревизоры, контролирующие финансовую дея- [c.65]
НОТАРИАТ (от лат. notarius - писец, секретарь) - система государственных органов, официально удостоверяющих различные юридические акты (договоры, завещания, доверенности), обладающих правом засвидетельствовать подлинность копий документов и подписей на документах. Нотариат представлен нотариальными конторами, должностными лицами которых являются нотариусы. [c.210]
КОМПАНИЯ ( ompany) — различные формы хозяйственных обществ — товарищества, акционерные общества (в США — корпорации), государственные акционерные предприятия в западных странах, которые создаются несколькими учредителями путем заключения договора, отражающего их решение объединиться для осуществления определенной деятельности и в большинстве случаев объединить в разных формах их капиталы, вклады. Юридическое лицо К., как правило, отличается от юридического лица ее членов. Большинство К. создаются для коммерческих целей, т.е. для получения прибыли. Однако в соответствии с законодательством ряда стран существуют некоммерческие К. (например, некоторые виды кооперативов, гражданские К. недвижимости объединяющие своих членов для строительства жилых зданий, профессиональная К. нотариусов, адвокатов, врачей, архитекторов и др.). В Гражданском кодексе РФ говорится о некоммерческих организациях (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др.). Коммерческие К. создаются в двух основ- [c.158]
Документы, выданные в надлежащем порядке в государствах, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 п, принимаются без легализации. Такие документы, выданные на иностранных языках в государствах, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями РФ — см. Письмо Минеоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 1994 г. № 497). [c.672]
economy-ru.info
Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Понятие нотариата, история его становления в России и мировой
опыт нотариата 7
1.1 Понятие нотариата -
1.2 История его становления в России 9
1.3 Мировой опыт нотариата 16
Глава 2 Задачи и место нотариата в системе государственных органов 19
2.1 Задачи российского нотариата -
2.2 Основы нотариальной деятельности 30
2.3 Место нотариата в системе государственных органов 39
Глава 3 Проблемы российского нотариата 49
Заключение 63
Библиографический список 67
В В Е Д Е Н И Е
В последние годы в деятельности нотариата произошли определенные перемены. В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитию предпринимательства, выходу в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. И в настоящее время российский нотариат терпит ряд существенных изменений, что делает выбранную мной тему актуальной.В 1993 году был принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате", который официально утвердил в нашей стране частный нотариат. Отныне в одном экономическом пространстве существуют два нотариуса: государственный и частный. Разница между ними лишь в том, что государственный нотариус передает всю пошлину за совершение нотариальных действий государству и получает от него гарантированную заработную плату, нотариус занимающийся частной практикой взимает тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законом).
Долгое время на нотариуса смотрели как на неудачника, который не мог пробиться в адвокатуру, суд и прокуратуру. С появлением первых сделок на приобретение права собственности российский нотариат стал испытывать новый интерес к себе как со стороны государственной власти, так и со стороны обывателей. В условиях формирования рынка и развития с ним связанных гражданских правоотношений, органы нотариата стали приобретать решающее значение.
Новые законы Российской Федерации, принятые в 90-х годах, такие как о собственности, об аренде, о земле, об акционерных обществах, о ценных бумагах, о предпринимательстве, о приватизации и другие, связанные с переходом страны к рыночным отношениям, позволили значительно усилить влияние нотариата на укрепление гражданско-правовых отношений, расширить круг совершаемых нотариальных действий, увеличить количество удостоверяемых договоров, соглашений, доверенностей и иных сделок, ввести в гражданский оборот неизвестные ранее виды юридических документов.[1]
Целью данной работы является показать, что же из себя представляет нотариат в современной России; какова его история; мировой опыт нотариата. Этому посвящена первая глава дипломной работы. Во второй главе рассматриваются такие вопросы как: задачи российского нотариата, которые ставит перед ним нынешняя действительность; права и обязанности нотариуса, а также гарантии нотариальной деятельности и место нотариата в системе государственных органов. Третья глава посвящается проблемам российского нотариата: проблемам, возникающим в связи с применением нового законодательства в нотариальной практике; проблемам, касающихся дальнейшей судьбы нотариата в нашей стране. И, кроме того, я попытаюсь: провести параллель (хотя это не является прямой целью данной работы) между государственным нотариатом и частным, который совсем недавно вновь занял место в системе государственных органов России; показать плюсы и минусы государственного и частного нотариата.
Задачи:
- раскрыть понятие нотариата, показать историю становление российского нотариата и мировой опыт нотариата стран латинского нотариата;
- раскрыть задачи российского нотариата, показать место нотариата в системе государственных органов;
- проанализировать основные проблемы нотариата на современном этапе развития, связанные: во-первых, с применением нового законодательства в нотариальной деятельности, а во-вторых, с дальнейшей судьбой российского нотариата;
- сделать выводы по исследуемой теме.
Работа написана на основе законодательного и нормативного материала, научной литературы, публикаций, нотариальной практики.
Глава 1. ПОНЯТИЕ НОТАРИАТА, ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ, ЕГО РОЛЬ И СТАТУС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ .
1.1 ПОНЯТИЕ НОТАРИАТА
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относится и нотариат. Термин "нотариат" происходит от латинского "notarius", что означает писец, секретарь.[2] Во-первых, нотариат представляет собой систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнения других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия на территории других государств; правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц. Должностные лица органов исполнительной власти могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.[3] По своему характеру и выполняемым функциям нотариат относится к числу органов государственного управления. Это обусловлено тем, что совершение нотариальных действий возложено только органом, обладающим определенными властными полномочиями (например, властное подтверждение в бесспорном порядке субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, принятие охранительных мер путем наложения запрещений и ареста на имущество и др.).[4] Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. И в первую очередь, деятельность нотариата в нашей стране организована в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате. Однако не следует считать, что только названный Закон регулирует деятельность нотариуса. Круг законодательных актов, так или иначе организующих деятельность нотариуса или совершение конкретных нотариальных действий, достаточно широк, и главенствующее место в нем занимают Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс РСФСР 1961 года в части наследственного права, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданско- и Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР, Закон о госпошлине и другие.
Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. С другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.
Поэтому их деятельность тесно соприкасается - суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд; руководствуются нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.[5] В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на предупреждение гражданских нарушений в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.
Итак, мы установили, что нотариат - это, прежде всего, система государственных органов, наделенных действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, а также это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. Но характеристика этого понятия была бы не полной без экскурса в историю российского нотариата.
1.2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ.
Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.
Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к времени Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции назывались "нотариусами" (notarii) от слова "notta" что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.[6]
mirznanii.com