Юридический адрес и фактическое местонахождение организации. Что такое адрес местонахождения организации
Место нахождения, юридический, фактический и почтовый адреса
"Место нахождения, юридический, фактический и почтовый адреса". Советник бухгалтера, 2009, N 5
В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) употребляется выражение "место нахождения юридического лица" - так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время организация может располагаться и по другому адресу - фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес" организации.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно, юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения.
Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий "фактический" и "юридический адрес" не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение организации по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.
Однако, как свидетельствует практика, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное место их расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия - в другом). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я N 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия.
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме по общему правилу определяется местом его государственной регистрации.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 90 и Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Но при этом указано, что допускаются исключения из этого, и "учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности".
На практике часто возникает вопрос, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации.
Минфин России дал положительный ответ в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159, указав, что российское законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В качестве аргумента Минфин России указал, что соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Однако наряду с нормами ГК РФ применяются и нормы Жилищного кодекса, в частности ст. 17 ЖК РФ, где указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Более того, Минфин напомнил и о сложившейся судебной практике (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу N А33-18496/06-Ф02-3367/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 по делу N А82-4788/2005-1), где решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.
Судебная практика также на стороне налогоплательщиков, и суды требуют от налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Однако в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу N А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5349 по делу N А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрального округа от 15.05.2006 по делу N А54-9251/2005-С21).
Но при этом не стоит забывать о том, что недопустимо размещать офис в квартире. Так, Минфин России в Письме от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 четко указал, что квартира не может использоваться в качестве офиса до тех пор, пока не будет выведена из жилого фонда.
Согласно п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с п. 38 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также с иным, не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, могут быть признаны ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.
Но при этом налоговые органы обязаны провести регистрацию организации по месту жительства учредителя или директора (Постановления ФАС Центрального округа от 15.05.2006 N А54-9251/2005-С21; ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1; ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2004 N Ф03-А73/04-2/1820).
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом исполнения обязательства (если оно не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства) будет выступать место жительства должника, а если должником является юридическое лицо, то место его нахождения (ст. 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров, ведь иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Более того, это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе фигурирует и в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия "юридический адрес" законодательно употребляется понятие "место нахождения". Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию. Ранее от организаций требовалось иметь почтовый адрес, по которому с ними должна была осуществляться связь, и уведомлять регистрирующие органы об изменении своего почтового адреса (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Однако в 2002 г. пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица.
Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой "до востребования" или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы "до востребования" или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового "до востребования" или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего.
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается, естественно, недействительным в таком случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в "поле зрения" старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в ту же инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса проходит в два этапа:
- подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации;
- снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой инспекции.
Смена фактического адреса - явление частое. И для этого требуется лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех контрагентов организации.
Сменить почтовый адрес еще проще.
Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без уплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также партнерам и контрагентам фирмы.
Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении.
Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.
В.В.Авдеев
Аудитор
Подписано в печать
01.05.2009
areopag2002.ru
Фактический адрес - это что такое?
В действующем законодательстве понятие юридического адреса не определено. Не раскрыт в нормах и термин "фактический адрес". Это в ряде случаев существенно осложняет ведение бизнеса и различного рода переписок. Участники правоотношений далеко не всегда понимают, о каком именно адресе идет речь. Особенно актуальной становится проблема при совершении сделок с юрлицами. К примеру, при приобретении продукции в случае обнаружения ее дефектов потребитель должен знать, куда ему обращаться с претензиями.
Нормативная база
Многие люди на вопрос о том, что значит фактический адрес, без труда ответят, что это место, где реально находится субъект. Между тем в нормах действующего ГК отсутствуют указания на это понятие. Вместо него используются термины "место нахождения" или "адрес фактического проживания". Эти понятия используются и в документах.
Как устанавливает 2 пункт 54 статьи ГК, место нахождения юрлица - это место, по которому оно зарегистрировано. Госрегистрация, в свою очередь, производится по месту нахождения исполнительного органа компании (постоянно действующего). Если такая структура отсутствует, то постановка на учет осуществляется по адресу другого органа либо лица, уполномоченного действовать от имени предприятия без доверенности.
Путаница в понятиях
По приведенной выше информации, на первый взгляд, все просто. Однако возникает логичные вопросы: как появились другие понятия, что между ними общего?
Следует сказать, что в прежней редакции ГК, которая действовала до июля 2002 г., в качестве места нахождения признавалось место госрегистрации субъекта, если по закону в учредительной документации не установлено иное. В результате данная норма трактовалась и применялась хозяйствующими субъектами достаточно широко и часто в своих интересах. Соответственно, многие организации для ведения деятельности имели обычно несколько адресов. При этом в судебной практике признавалась правомерность несовпадения фактического и юридического адреса. Соответственно, эти понятия разделялись судами автоматически.
К примеру, по одному из дел суд постановил, что место нахождения (фактический адрес) и почтовый (юридический) могут не совпадать. Это, в свою очередь, не влечет обязательного внесения изменений в учредительную документацию предприятия и не может расцениваться как нарушение норм действующих ГК и НК.
Таким образом, госрегистрация компании производилась по одному адресу, а непосредственная деятельность велась по другому.
Корректировки закона
Со времени действия прежнего ГК и до настоящего времени в некоторых нормах присутствуют упоминания о фактическом и юрадресе. К примеру, в ФЗ "Об образовании" предписывает указывать в уставе учреждения место его нахождения (юрадрес, фактический адрес). Эти понятия, как видно, отождествляются.
Поскольку несовпадение адресов при ведении деятельности организациями достаточно распространено и в настоящее время, в ряд законов были внесены изменения. К примеру, в 4 пункте 1 части 320 статьи АПК было включено дополнение о том, что в исполнительных листах, кроме прочих сведений, должны указываться место нахождения и фактический адрес. Разумеется, эта информация сообщается, если она известна. Аналогичные изменения были внесены и в ФЗ "Об исполнительном производстве".
Выводы
Основываясь на приведенных выше сведениях, можно заключить, что юрадрес – место нахождения лица, указанное в учредительной документации.
Фактический адрес – это другой адрес, отличающийся от места нахождения. По нему предприятие ведет деятельность, хранит документы. По этому же адресу находится и руководитель юрлица.
Адрес ИП
Этот реквизит имеет особое практическое значение для предпринимателя. Адрес ИП необходим при открытии р/с в банке, заполнении отчетных документов, подписании договоров.
Как и в случае с организациями, законодательство не определяет понятия юрлица ИП. Однако его признаки можно выделить по аналогии:
- Юридическим называют адрес фактической регистрации. Т. е. речь идет о сведениях, указанных в штампе в паспорте.
- Фактический адрес – это место ведения деятельности.
У некоторых предпринимателей эти адреса совпадают.
Регистрация
Постановка на учет ИП производится по месту прописки, а не по адресу фактического проживания. Это правило закреплено в 8 статье ФЗ № 129.
Местом жительства называют адрес, по которому субъект постоянно либо преимущественно проживает. Для регистрации в качестве ИП лицу нужно обратиться в ИФНС по месту прописки. Адрес фактического места жительства при этом значения не имеет. Субъект, имеющий временную прописку, встает на учет по адресу постоянной регистрации в УФМС. Исключения составляют случаи, когда последняя у лица отсутствует. В этой ситуации он должен обратиться в ИФНС по месту временной прописки.
Как показывает практика, адрес фактического жительства совпадает с местом постоянной регистрации в УФМС. Соответственно, постановка на учет будет производиться в ИФНС по месту жительства.
Изменение юрадреса юрлица
Если организация меняет место своего нахождения, это должно указываться в учредительной документации. Что касается изменения фактического адреса, то закон не предъявляет требований по корректировке документации. По сути, изменяется только место ведения деятельности, а адрес регистрации остается прежним.
Корректировки учредительной документации осуществляются уполномоченным исполнительным органом организации. В соответствии с 4 пунктом 18 статьи ФЗ "О госрегистрации ИП и юрлиц", при изменении места нахождения компании регистрирующая служба вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Регистрационное дело направляется по новому адресу нахождения организации.
Документы
Для изменения места нахождения (юридического адреса) компании необходимо представить в ИФНС:
- Заявление по ф. Р13001.
- Решение, принятое общим собранием о внесении соответствующих изменений в учредительную документацию.
- Новую редакцию устава.
- Квитанцию об оплате пошлины.
Госрегистрация изменений производится в пятидневный срок со дня поступления документов.
Учет в ИФНС
Как устанавливается в 4 пункте 84 статьи НК, при изменении плательщиком места нахождения, ИФНС снимает его с учета на основании данных, указанных в ЕГРЮЛ. При этом документы, в соответствии с которыми осуществляется процедура, направляются в налоговый орган по новому адресу нахождения.
При постановке на учет в новой ИФНС изменяется КПП, а ИНН остается прежним. Регистрация юрлица производится в течение рабочего дня, идущего после даты получения выписки из ЕГРЮЛ. Новое свидетельство должно быть выдано в пятидневный срок.
Учет в статистических органах и внебюджетных фондах
Снятие и постановка юрлица на учет производится фондами самостоятельно в соответствии со сведениями, полученными от ИФНС.
Регистрирующий орган в пятидневный срок направляет данные в электронном виде в территориальные подразделения ПФР, ФСС, Росстат. Указанные структуры производят постановку на учет также в течение 5 дней со дня получения соответствующих сведений.
Постановка на учет в ФОМС производится в территориальных подразделениях ПФР.
Для получения информационного уведомления с кодами ОКВЭД после изменения места нахождения организации ее представителю необходимо самостоятельно обратиться в отделение Росстата.
Уведомление банковских структур
Как правило, в договорах с финансовыми организациями присутствует пункт, согласно которому клиенту надлежит извещать о любых существенных изменениях в его деятельности. Соответственно, о смене места нахождения, как и фактического адреса, юрлицо должно известить банк. Уведомление направляется в трехдневный срок после их регистрации.
Изменение в трудовых договорах
Место работы гражданина считается существенным условием трудового соглашения. Как устанавливает 72 статья ТК, изменение условий договора, в том числе перевод на другое место осуществления деятельности, производится по согласию сторон, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Соответственно, при изменении фактического адреса компании трудовые договоры с работниками должны быть перезаключены. При этом следует учесть несколько нюансов.
Необходимость внесения в трудовые договоры изменений будет зависеть от того, как указан в документе фактический адрес. Образец любого договора содержит реквизиты сторон. В документе может быть написано, к примеру, так: ООО "Стрелка", г. Орел. Если адрес изменился в пределах населенного пункта, то это признается как перемещение работника на другое место у того же нанимателя в той же местности. Соответственно, письменное согласие на это сотрудника не требуется. Вносить изменения в договор не нужно.
Если же в соглашении, кроме названия предприятия, указывается полный адрес, при его изменении применяются правила 74 статьи ТК. Наниматель должен известить работника письменно за 2 мес. о предполагаемых изменениях и причинах, с которыми они связаны.
Почтовый адрес
Это понятие достаточно часто используется на практике. Многие считают, что почтовым адресом является фактический адрес, по которому субъект ведет деятельность, получает корреспонденцию.
Есть и другое мнение. Некоторые полагают, что почтовый адрес – это место нахождения предприятия, т. е. адрес госрегистрации с почтовым обслуживанием. Надо сказать, что организация может получать письма и прочую корреспонденцию без привязки к фактическому (юридическому) адресу, т. е. на абонентский ящик. Обратимся к нормативным положениям.
Как установлено во 2 пункте Правил, в соответствии с которыми предоставляются услуги почтовой связи, почтовым адресом признается место нахождения абонента с указанием индекса соответствующего отделения. В этом же нормативном документе предусмотрены требования, согласно которым должен указываться почтовый адрес. Правила устанавливают следующую последовательность:
- Наименование улицы и номер дома.
- Название города, поселка или иного населенного пункта.
- Наименование района.
- Название субъекта РФ.
- Наименование страны.
- Индекс.
Сложности на практике
Сегодня у многих компаний не совпадают их фактический и юридический адреса. Обуславливается это разными причинами. Наиболее распространенной считается отсутствие возможности приобрести в собственность недвижимость для ведения деятельности. Купить объекты могут только крупные предприятия. Представителям среднего бизнеса приходится арендовать помещения и здания.
На практике далеко не все собственники, предоставляющие объекты в пользование, согласны на то, чтобы адрес их недвижимости использовался при регистрации в ИФНС. Одним из способов решения проблемы является постановка на учет по адресу проживания гендиректора или учредителя компании. Этот вариант, однако, имеет ряд недостатков.
При регистрации компании по адресу проживания учредителя или гендиректора налоговая служба будет направлять проверки именно в жилое помещение соответствующего гражданина. Кроме того, могут возникнуть и другие проблемы. К примеру, гражданина могут заподозрить в ненадлежащем использовании жилплощади.
Во избежание разного рода сложностей юрлица начали покупать адреса у компаний-посредников, занимающихся госрегистрацией предприятий. Такие фирмы предлагают достаточно широкий перечень услуг. Например, это может быть обслуживание по адресу, в которое входят получение и передача корреспонденции, прием сообщений, звонков с последующей передачей их организации и прочие действия, создающие впечатление реальной деятельности предприятия по приобретенному адресу.
Заключение
Представляется, что действующее законодательство рассчитано на добросовестность хозяйствующих субъектов, поскольку в нормативных актах не установлен четкий алгоритм проверки информации, в том числе о месте нахождения постоянно действующей исполнительной структуры юрлица.
На практике несоответствие адресов устанавливается контрольными органами зачастую случайно. К примеру, выявляются нарушения при проведении проверочных мероприятий или в случае обращения в ИФНС заинтересованных лиц или других госорганов. В таких случаях действия юрлица признаются неправомерными, что влечет административную ответственность по ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП.
Кроме того, на основании ФЗ № 129 регистрирующая служба может обратиться в судебную инстанцию с требованием о ликвидации организации, в связи с выявленными грубыми нарушениями законодательства, если они являются неустранимыми или допущены неоднократно. Как показывает практика, суды часто отказывают налоговым структурам в удовлетворении таких заявлений. В своих решениях инстанции ссылаются на то, что отсутствие юрлица по месту нахождения, приведенному в едином госреестре юридических лиц, признается устранимым нарушением.
fb.ru
Юридический адрес и фактическое местонахождение организации
У многих организаций, если не у большинства, юридический адрес не совпадает с фактическим не по злому умыслу, а потому, что адрес по правилам необходимо указать уже в заявлении на регистрацию организации. Ну а арендовать официально помещение на незарегистрированную фирму — задача нетривиальная. Поэтому юридические фирмы, помогающие с регистрацией, часто предоставляют клиентам и юридический адрес. До недавнего времени всех это устраивало, и фирмы прекрасно общались друг с другом и с государством по фактическому адресу. Затем государственные органы, и в первую очередь налоговую службу, данная ситуация устраивать перестала.
По действующему законодательству нет такого термина, как «юридический адрес», есть термин «место нахождения» организации.
Государственные органы (а особенно налоговая инспекция) требуют указывать юридический адрес организации по фактическому адресу. Но зачастую это неудобно тем, что при смене по каким-то причинам фактического адреса необходимо менять юридический адрес и вносить изменения в учредительные документы организации, что нередко влечет переход из одной налоговой инспекции в другую. Надо сказать, что смена налоговой — достаточно долгий процесс, который в лучшем случае влечет выверку по налогам с последующей оплатой всей задолженности перед бюджетом.
При регистрации НКО, как правило, сталкивается со множеством других, более важных, на первый взгляд, вопросов, нежели вопрос об адресе. Но в дальнейшем он становится достаточно существенным. Рассмотрим ситуацию и ее последствия более детально.
Начнем с того, что в Гражданском кодексе РФ — основном документе, регламентирующем гражданские отношения, встречается только один «адрес» — место нахождения юридического лица.
А фактический адрес? Может ли его не быть вообще?
Не иметь вообще фактического адреса организация не может — на то он и фактический. Наиболее распространенные с точки зрения проверяющих органов ситуации:
1) юридический и фактический адреса совпадают. Вы расположены там же, где зарегистрированы;2) юридическое лицо зарегистрировано по адресу регистрации (или прописки) учредителя (или одного из учредителей) — физического или юридического лица, — но расположено по другому адресу. Тогда юридический адрес не совпадает с фактическим, но это как бы в порядке вещей.
В реальной ситуации возможны и другие варианты, поэтому рассмотрим возможные последствия несовпадения юридического и фактического адресов.
Начнем с истории.
В 2002 году были изменены правила государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем все юридические лица должны были пройти процедуру перерегистрации. Два нововведения того периода позволяют сегодня налоговым органам привлекать к ответственности организации и должностных лиц.
Первое — с 2002 года был введен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, т.е. регистрирующий орган (в настоящее время это налоговая инспекция) при государственной регистрации юридического лица не имеет права производить юридическую экспертизу представленных документов. Но заявительный характер регистрации характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения, к ответственности.
Второе — это изменение определения «местонахождения юридического лица». Ранее «местонахождение юридического лица» определялось местом его государственной регистрации (так называемым «юридическим адресом»). С 2002 года «местонахождением юридического лица» является именно то место, где осуществляет свою деятельность постоянно действующий исполнительный орган организации (например, генеральный директор). В учредительных документах «местонахождение юридического лица» должно быть указано обязательно.
Посмотрим, как этот вопрос отражен в нормативных документах.
По Гражданскому кодексу РФ место нахождения (т. е. юридический адрес) определяется местом его государственной регистрации. Учредительными документами может быть установлено, что местом нахождения организации является место постоянного нахождения его органов управления ( например, руководителя) или основное место его деятельности (фактический адрес, совпадающий с юридическим).
На основании п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно быть определено место его нахождения.
В учредительных документах указывается только одно место его нахождения. Юридическое лицо может иметь на праве собственности, ином вещном праве или на основании договоров множество нежилых помещений, в которых располагаются его структурные подразделения, но в качестве места нахождения им указывается только один адрес.
Изменение места нахождения юридического лица осуществляется на основании решения уполномоченного органа юридического лица в соответствии с законом о соответствующем виде юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей (далее – Закон № 129-ФЗ)» определяет условия регистрации новой организации по определенному адресу: исполнительный орган должен быть действующим постоянно и находиться по адресу, указанному в заявлении о регистрации. В этом законе также нет определения юридического адреса. В нем дано понятие «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом».
Закон № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)
Статья 5. Содержание государственных реестров
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: … в) Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Для некоммерческих организаций также при регистрации необходимо указывать адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа. После внесения изменений в закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» соответствующие изменения были внесены также и в основной для НКО Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующегооргана некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Аналогичные изменения внесены и в закон « Об общественных объединениях».
Федеральный закон от 10 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. закона от 02.02.2006 №19-ФЗ)
Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.
Иными словами, в четырех основных нормативных документах, касающихся к НКО, не определены понятия «юридический» или «фактический адрес».
Юридический адрес — это исторически сложившееся понятие делового оборота, твердо укрепившееся в сознании и определяющее, в какой территориальной налоговой инспекции юридическое лицо стоит на учете.
Фактический адрес появился благодаря «творческой» инициативе чиновников налогового ведомства в борьбе со сложившейся практикой несовпадения юридических адресов, купленных для прохождения процедуры государственной регистрации, с реальным местом нахождения юридического лица.
По сути, юридический адрес является не чем иным, как адресом места нахождения некоммерческой организации, указанным в учредительных документах.
При несовпадении юридического и фактического адресов у организации возникают определенные проблемы: государственные органы никогда не разбираются, какой адрес является фактическим а какой юридическим, и всю корреспонденцию в адрес организации присылают на юридический адрес. Таким образом корреспонденция, приходящая на юридический адрес организации, может просто затеряться. Это чревато крайне нежелательными последствиями, например, организация узнаёт о том, что в 10-дневный срок необходимо предоставить какие-либо документы в ИФНС или во внебюджетные фонды, только после того, как на организацию уже выписан штраф за несвоевременное предоставление документов или приостановлены операции по счетам в банках за отказ от предоставления информации о перечисленных платежах.
Федеральная налоговая служба неоднократно указывала, что юридический и фактический адреса (т.е. место нахождения организации, указанное при регистрации, и адрес ее фактического офиса должны совпадать). В своих письмах ФНС ссылается в частности на Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 г. № 50, в котором освещается вопрос о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением федеральных законов. В нем говорится, что суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить организации принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом. Важно отметить, что данное письмо носит рекомендательный характер.
В то же время закон о государственной регистрации юридических лиц определяет местонахождение организации как местонахождение постоянно действующего исполнительного органа, что во многих случаях не совпадает с юридическим адресом организации.
У организации может быть почтовый адрес для связи, а фактический адрес на практике довольно часто меняется.
Важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ несовпадение юридического адреса и фактического местонахождения общества может рассматриваться как представление недостоверных сведений или несвоевременное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. В этом случае на руководителя в соответствии со ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях может быть наложен административный штраф в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификация на срок до трех лет.
Самая простая рекомендация — внести изменения в учредительные документы общества в связи с изменением места нахождения общества по адресу аренды.
К сожалению, в реальной жизни это не всегда возможно.
Зарегистрироваться по месту фактического пребывания вновь создаваемой организации практически нереально. Дело в том, что организации, которые только начинают работать, снимают офисы в зданиях НИИ, вузов и прочих бюджетных учреждений, которые часто не имеют права сдавать площади в аренду. Многие некоммерческие организации арендуют помещения на льготной основе у государства. Получить при этом юридически грамотно оформленные документы, которые необходимы для перерегистрации адреса, не всегда возможно, так как в договорах об аренде, например, муниципального имущества, часто вводится запрет на предоставление адреса аренду в качестве юридического.
Часто арендодатели используют нелегальные схемы — к примеру, часть арендной платы принимается наличными без всяких документов. Арендодатели в этой ситуации просто не разрешат организации регистрироваться по месту пребывания.
Впрочем, и для уже существующих организаций перерегистрация доставит массу хлопот. Нужно собрать большое количество документов, внести в них изменения, сняться с учета в прежней налоговой инспекции, встать на учет в новую.
Если принять во внимание, что многие организации меняют офис раз в два-три года, данное правило превратит их жизнь в нескончаемый процесс перерегистрации.
Данная статья сокращена
Также по этой теме:
dis.ru
Местонахождение ≠ адрес
Нас часто спрашивают: нужно ли, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, указывать в трудовом договоре адрес работодателя или его обособленного структурного подразделения? В литературе некоторые авторы настаивают на необходимости указания адреса. Ну что же, давайте порассуждаем. В своих рассуждениях будем опираться не просто на логику, а на правовую логику — мы проанализируем содержание двух кодифицированных федеральных законов: Гражданского и Трудового кодексов РФ.
В абзацах 1 и 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ указано, что обязательным условием трудового договора является, в частности, место работы. При этом не поясняется, что именно следует понимать под «местом работы»:
- организацию (или индивидуального предпринимателя)?
- структурное подразделение?
- конкретное рабочее место — ?
- наименование населенного пункта?
- адрес?
Найти ответ на вопрос помогут, прежде всего, положения абзацев 1 и 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что дополнительным (то есть не обязательным, факультативным) условием трудового договора может быть условие об уточнении места работы. Совершенно очевидно, что факультативное уточнение места работы не может быть обязательным местом работы. Далее в абзаце 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ поясняется, что уточнением места работы является указание:
- структурного подразделения;
- местонахождения структурного подразделения;
- рабочего места.
Итак, методом исключения мы вывели, что ни структурное подразделение, ни его местонахождение, ни рабочее место не являются местом работы работника.
Однако, согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к обязательным условиям отнесено обособленное структурное подразделение организации (далее — ОСП), расположенное в другой местности. Если работника принимают (либо переводят) в такое подразделение, то в трудовом договоре (либо дополнительном соглашении к нему) должны быть указаны:
- непосредственно ОСП;
- его местонахождение.
Причем формулировка «место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения» ясно показывает, что место работы — и название ОСП, место работы — и местонахождение ОСП, — это разные понятия. Название и местонахождение ОСП указывается в дополнение к месту работы — в обязательном порядке, поскольку ОСП находится в другой местности.
У нас нет проблем с пониманием содержания понятия «другая местность» — его раскрыл Пленум Верховного Суда в абзаце 3 п. 16 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.11.2015; далее — Пленум ВС РФ), указав, что под другой местностью следует понимать «местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта».
А вот понятие «местонахождение» для многих — это загадка. Одни специалисты идентифицируют его с наименованием определенного населенного пункта, другие — с конкретным адресом. Причем ни Трудовой кодекс РФ, ни Пленум ВС РФ не помогут нам выбрать верный вариант. Впрочем, этого и не требуется — все давно уже сказано и определено в Гражданском кодексе РФ! Статья 54 ГК РФ так и называется: «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица».
Таким образом, уже из названия статьи Гражданского кодекса РФ становится совершенно ясно, что «место нахождения» («местонахождение» по терминологии Трудового кодекса РФ) и «адрес» — это совершенно разные понятия. Мы убедимся в этом, если прочтем положения указанной статьи.
Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
[…]
2. Место нахождения[1] юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). […]
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
[…]
Единственно возможный вывод: «местонахождение» и «адрес» — это совершенно разные правовые понятия.
Заметим, что Гражданский кодекс РФ не определяет содержание понятия «адрес» по очень простой причине: определение этого понятия содержится в другом федеральном законе, а именно в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”»: адрес — это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в т. ч. наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Итак, если перечисленные нами в начале статьи варианты, а именно:
- структурное подразделение;
- конкретное рабочее место;
- наименование населенного пункта
не являются местом работы, а
вообще не упоминается в Трудовом кодексе РФ, — то остается только
- организация (или индивидуальный предприниматель).
Таким образом, именно и только наименование организации либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и являются местом работы работника:
Как это условие указывать в трудовом договоре?
Можно конкретизировать: «Место работы: ООО “МЭТР”».
Но вполне можно и обойтись без такой конкретизации, поскольку место работы уже и так указано в любом трудовом договоре, поскольку каждый трудовой договор начинается с указания на него: «Общество с ограниченной ответственностью «МЭТР», в лице…».
[1] Здесь и далее в извлечении выделено автором.
Журавлева И. В., консультант по трудовому праву и кадровому учету
www.profiz.ru
что нужно знать об оформлении
Для регистрации компании выбирают адрес местонахождения. Какой адрес можно присвоить и что проверить до передачи документов в налоговую.
Место нахождения юридического лица привязывают к адресу исполнительного органа
Адрес местонахождения новой компании входит в сведения, которые она обязана сообщить налоговой, чтобы зарегистрироваться. Без этих данных регистрация не состоится, и компания не сможет начать работу.
В ст. 54 ГК РФ законодатель использует понятие «место нахождения юридического лица». Это место государственной регистрации компании – определенный населенный пункт, то есть понятие не тождественно понятию адреса организации. В законе указали, что регистрацию компании осуществляют по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (или иного лица, которое по закону вправе выступать от имени компании). Чаще всего это генеральный директор. В ЕГРЮЛ вносят данные об адресе офиса, где находится директор компании, в пределах места ее нахождения (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Таким образом, под словосочетанием «адрес юридического лица» понимают адрес исполнительного органа компании. Такие сведения необходимы ее контрагентам, госорганам, клиентам. На этот адрес направляют юридически значимые сообщения: извещения, претензии, копии процессуальных документов и т. д (ст. 165.1 ГК РФ).
В реестре отмечают конкретный адрес юр. лица. А вот в своем уставе компания не обязана этого делать. Достаточно указать название населенного пункта или муниципального образования, в котором организацию зарегистрировали и где располагается ее головной офис. Если впоследствии компании понадобится переехать в пределах этого населенного пункта, вносить изменения в устав будет не нужно.
Если место нахождения юридического лица и адрес директора соответствуют данным в реестре, для компании меньше рисков
В п. 3 ст. 54 ГК РФ присутствует напоминание: компания берет на себя риск неполучения юридически значимых сообщений. Доставлять их будут по адресу, который зафиксировали в реестре. Более того, сообщение считают полученным, когда оно прибудет в указанное место. Если компания находится в другом месте и из-за этого не получает сообщения вовремя, или адрес назвали с ошибкой, последствия этого лежат на компании.
Например, если юридический и фактический адрес юридического лица не совпадают, это рискованно в случае спора. В реестре отметили конкретные улицу, номер здания и офиса, а на деле компания работает не там. Копию судебного акта направили в соответствии с данными реестра, но компания вовремя не получила документ. Если она пропустит срок обжалования из-за того, что данные о ней в ЕГРЮЛ не совпадают с реальными, это не будет уважительной причиной для восстановления срока.
Адрес компании не должен фигурировать в списке массовых
Налоговая проверяет сведения, которые новая компания предоставляет для регистрации. В том числе проводят проверку адреса. Если налоговая выявит, что компания указала недостоверные или подозрительные данные, с регистрацией появятся проблемы.
В частности, налоговики проверяют, не входит ли адрес местонахождения юридического лица в перечень массовых адресов. Такими адресами принято называть те, по которым числится 10 или более организаций. Подобные компании часто оказываются фиктивными, реальной деятельности не ведут. Их учреждают с недобросовестными целями. Если юридическое лицо для государственной регистрации сообщило массовый адрес, это повышает вероятность, что пытаются зарегистрировать фирму-однодневку.
Даже если компания будет вести реальную хозяйственную деятельность, такой адрес – признак ее неблагонадежности. Поэтому налоговая препятствует появлению новых компаний с массовым адресом. Компании нужно позаботиться, чтобы адрес местонахождения был достоверным и претензий от ИФНС не возникло. В комплекте документов предоставьте документ о собственности на здание или договор аренды помещения, если компания будет снимать офис в бизнес-центре. Такие бумаги подтвердят реальность и уникальность адреса.
www.law.ru
Местонахождение (юридический адрес) общества | Сервис регистрации ООО
Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 ФЗ "Об ООО" или п.2 ст. 4. ФЗ "Об АО" ), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Закон связывает местонахождение общества с местом нахождения его исполнительного органа, которым согласно ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) или он же и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).
Подача на регистрацию документов, в которых в качестве места нахождения организации указан адрес места жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не противоречит законодательству. Кроме того, п. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ не препятствуют такому указанию: приведенные нормы регулируют лишь вопросы о назначении жилого помещения и праве юрлица на использование данных помещений только для проживания граждан и не распространяются на отношения по государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, которые содержатся в документах, представляемых на государственную регистрацию, должны быть достоверными. Однако на практике данное требование зачастую не соблюдается.
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о том, на каких основаниях адрес места нахождения может быть признан недостоверным, а в письме ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ указано: "Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов". Однако данное определение не позволяет установить, что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе юридического лица.
Анализ судебной практики позволяет выявить случаи, когда адрес местонахождения общества признавался недостоверным:
- если отсутствуют документы, подтверждающие право пользования помещениями по этому адресу.
- если регистрирующий орган установит, что учредитель общества по данному адресу не зарегистрирован, фактически в помещении не проживает и не имеет на него прав.
- если в помещении по данному адресу находится другое юридическое лицо, которое не может передать данное помещение в аренду.
- если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду.
- если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения, которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества.
- если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами.
В дополнение к этому следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (вступили в силу с 01.07.2009), регистрирующий орган не вправе проверять формы представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в них сведения (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) на предмет соответствия их федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).
Читайте так же:
turbodoc.ru
Юридический, фактический и почтовый адреса
Какая разница между юридическим, фактическим и почтовым адресом?
Юридический, фактический и почтовый адрес разница
В современном российском законодательстве не дается конкретного определения понятиям юридического и фактического адреса как такового, вместо этого используется термин место нахождения. А место нахождения юридического лица определяется адресом его государственной регистрации.
Так как действующее законодательство содержит лишь упоминания о юридическом и фактическом адресах и не раскрывает их в полной мере, то можно сделать следующий вывод: юридический адрес – это адрес организации в соответствии с учредительными документами, по этому адресу находятся все документы, фактический же адрес — это место нахождения организации, где она ведет свою деятельность.
Если юридический и фактический адрес отличаются
Сейчас часто можно встретить бизнес имеющий различные юридический и фактический адреса. Это связано с тем, что позволить себе купить «штаб-квартиру» может только крупный бизнес, мелкие и средние предприниматели вынуждены арендовать помещения. Но далеко не все арендодатели готовы производить регистрацию юридического лица по своему адресу. Поэтому на рынке появилась такая услуга как юридический адрес для регистрации компании, почтового обслуживания и проведения проверок.
В соответствии с действующим законодательством в учредительных документах должно указываться фактическое местоположение юридического лица, если же организация имеет юридический адрес, но физически осуществляет деятельность в другом месте, то это можно признать нарушением. Исключение составляют филиалы и представительства. Однако при покупке юридического адреса у фирмы-посредника, как правило, подключается услуга обслуживания по юридическому адресу. Данная услуга включает в себя прием и передачу корреспонденции, звонков, факса юридическому лицу и иные услуги, позволяющие создать видимость «активности» юридического лица по купленному адресу. Благодаря этому можно обезопасить себя от посягательств правоохранительных органов, так как доказать нарушение будет очень трудно. Но если вы вообще не хотите иметь каких-либо вопросов со стороны налоговой инспекции, вы можете заключить договор на фактический адрес.
Почтовый адрес
Термин «почтовый адрес» встречается нередко, но его значение совсем неоднозначно. Одни считают, что «почтовый адрес» означает место, где осуществляется предпринимательская деятельность и принимается корреспонденция. Другие считают почтовым адресом место нахождения с почтовым обслуживанием. Однако почтовый адрес может не иметь никакой привязки к фактическому и юридическому адресам и представлять собой некий «абонентский ящик» куда приходит вся почта. Такой подход не воспрещается, а активно используется компаниями.
Все же следует помнить, что независимо от значения, которое вкладывается в термин «почтового адреса» юридическими лицами, указывать его следует определенным образом и в определенном порядке, например:
ул. Арбат, д. 32, корп. 2, г. Москва, Российская Федерация, 119002.
В итоге
На практике часто вносятся изменения в учредительные документы, связанные с местом нахождения юридического лица, особенно у субъектов малого бизнеса, ввиду потребности в смене юридического адреса арендуемых помещений. Такое внесение изменений позволяет корректировать место нахождения юридического лица поддерживая его актуальность с целью устранения возможных претензий со стороны органов исполнительной власти. Вам необходимо запомнить одно: юридический адрес - адрес указанный в учредительных документах, фактический адрес - адрес, где вы осуществляете свою непосредственную деятельность, почтовый -это то, куда вам могут отправить корреспонденцию.
Таким образом, разница между понятиями юридического, фактического и почтового адресами становится очевидна. Следует помнить, что при регистрации фирмы вы всегда можете купить юридический адрес с полным обслуживанием и обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств и посягательств со стороны правоохранительных органов.
legiti.ru