Развитие малого бизнеса в республике Казахстан. Малый бизнес в казахстане
Развитие малого предпринимательства в Казахстане. Малый бизнес в Казахстане
Для успешного развития малого бизнеса в Республике Казахстан была сформирована система государственной поддержки, которая состоит из следующих элементов:
- законы, нормативно-правовые акты, программы, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства;
- государственные институциональные структуры, призванные эффективно управлять и реализовывать государственную политику по развитию малого бизнеса;
- государственная инфраструктура регулирования малого бизнеса, состоящая из коммерческих и некоммерческих организаций по поддержке предприятий малого бизнеса.
Малые предприятия, деятельность которых не требует крупных стартовых вложений и обеспечивает высокую оборачиваемость ресурсов, способны более эффективно и быстро способствовать реструктуризации национальной экономики, формирования и расширения рынка потребительских товаров (услуг)при ограниченных ресурсах. Субъекты малого бизнеса оперативно реагируют на колебания потребительского спроса, обеспечивая тем самым необходимое равновесие на рынке и формируя конкурентную среду. Динамичное развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, решая проблему занятости населения.
Для малого предприятия характерны следующие черты:
- юридическая самостоятельность;
- управление предприятием владельцем капитала;
- небольшая величина стартового капитала;
- численность персонала до 25 человек способствует установлению эффективных коммуникаций.
В силу своей природы малые предприятия отличаются особенностями в управлении:
- высокий уровень персонификации управления, так как владелец бизнеса распоряжается ресурсами и полномочиями по своему усмотрению, что ставит бизнес в зависимость от его организаторских способностей;
- отсутствие стратегического планирования и управления. Собственник бизнеса должен постоянно заниматься решением текущих проблем, поэтому он не имеет возможности составлять и реализовывать среднесрочные и долгосрочные планы предприятия;
- большая зависимость от внешних факторов ведения бизнеса: кредитных организаций, государственных структур, рыночной конъюнктуры, консалтинговых компаний и др;
- недостаток финансовых ресурсов, из-за чего большая часть созданных предприятий вынуждена закрываться в первый год.
В условиях индустриально-инновационного развития экономики перед малым бизнесом встают новые задачи.
По свидетельству английского экономиста Г. Бэннока из 70 важнейших изобретений XX в. более половины были сделаны мелкими фирмами либо самостоятельными изобретателями. Именно малыми предприятиями созданы электронные трубки для телевизоров, установки кондиционирования воздуха, электростатические копировальные машины, транзисторы, миксеры и даже реактивный двигатель, не говоря уже о таких мелочах, как шариковая авторучка, застежка «молния», пылесосы, тостеры и многое другое [1].
Таким образом, динамичность малого бизнеса становится важным условием его развития. Сегодня, когда решается проблема перевода экономики с сырьевой модели на новую - инновационную, необходимо создавать и развивать предприятия малого инновационного бизнеса. Формирование экономики знаний превращает малый бизнес в ключевой фактор трансформационных преобразований.
Сегодня в Республике Казахстане создаются все условия для успешного развития малого и среднего предпринимательства. Реализация целенаправленной и последовательной политики государства по поддержке малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономического развития страны. Эффективным и действенным инструментом комплексной поддержки предпринимательства в Казахстане является программа «Дорожная карта бизнеса 2020». По данной программе предприниматели могут получить поддержку в виде субсидирования ставки вознаграждения по кредиту, частичного гарантирования кредитов, обучения, сервисной поддержки ведения бизнеса, зарубежных стажировок и т.д.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана в качестве механизма реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
На основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 г. № 665 «О создании Фонда развития малого предпринимательства» был образован Фонд «Даму». На современном этапе развития предпринимательства ФРП «Даму» является основной структурой, которая осуществляет государственную поддержку предпринимательства в Республике Казахстан через управление активами, выделяемыми государством на развитие предпринимательства, разработку и реализацию решений по финансированию и кредитованию предпринимательства, а также через оказание информационно-аналитической и консалтинговой помощи бизнес-структурам [2].
Соответственно все программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане разработаны и реализуются в рамках деятельности ФРП &laqu
articlekz.com
Средний и малый бизнес в Казахстане
Автор: Admin
Комментариев пока нетРеспублика Казахстан уделяет большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес являются основным фактором для эффективного укрепления экономики Республики Казахстан и имеют стратегическое значение для борьбы с бедностью и укрепления среднего класса. За годы независимости была создана солидная правовая база для поддержки предпринимательства, в том числе по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательство Казахстана в области поддержки малого и среднего бизнеса характеризуется достаточной развитостью в обеспечении составляющих предпринимательской деятельности Казахстана. Целый ряд законов, указов является доказательством активной работы законодательных органов в формировании эффективной государственной политики страны, суть которых заключается в создании сильной рыночной экономики.
Основные направления осуществления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в республике официально закреплены в следующих законах: «О защите и поддержке частного предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве». Налоговые отношения субъектов малого и среднего бизнеса основаны на властном подчинении одной стороны другой и регулируются налоговым законодательством, состоящим из Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также других нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Кодексом.
В связи с этим в последнее время в Казахстане начинает уделяться внимание отраслевой специфике деятельности малых и средних предприятий, что позволит комплексно решать существующие проблемы и обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Так, было принято решение о создании при каждом министерстве и ведомстве Экспертного совета для проведения общественной экспертизы всех нормативных актов по вопросам предпринимательства, а руководителям министерств было поручено принять меры по обеспечению отраслевой поддержки малого бизнеса.
Из Послания Президента Н. Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (18 февраля, 2005)
«В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50% ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике». Наряду с этим, важное значение стало придаваться такому определяющему условию развития малого бизнеса, как совершенствование системы его кредитования. Поскольку современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса, что обусловлено высокими процентными ставками, сосредоточением банковских структур в крупных городах, отсутствием ликвидного залога, то происходит формирование альтернативных финансовых схем — небанковских финансово-кредитных учреждений. Вместе с тем продолжается работа по совершенствованию норм банковского законодательства, созданию разветвленной и равнодоступной банковской инфраструктуры в регионах страны.
В настоящее время на республиканском уровне действует ЗАО «Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству» и ведется работа по организации его филиалов. Таким образом, в последнее время в Казахстане отмечается повышение эффективности используемых государством форм и методов по созданию социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса, являющегося основой формирования среднего класса, с целью сохранения социально-политической стабильности в казахстанском обществе. Стратегические направления развития страны отражают основные цели борьбы с бедностью и укрепление среднего класса. Именно такая политика требует поддержки Соединенных Штатов Америки, путем поддержки Хьюстонской инициативы.
В Казахстане действует Форум предпринимателей. Его задачами являются создание инструментов, влияющих на экономические процессы, происходящие в бизнесе, и рассмотрение возможностей и перспектив, связанных с развитием в Казахстане франчайзинга. Форум предпринимателей Казахстана стал эффективным инструментом развития взаимоотношений государства и предпринимателей. Также в Казахстане с 1997 года действует Фонд развития малого предпринимательства. Основная деятельность Фонда направлена на предоставление кредитов по проектам малого бизнеса самостоятельно, а также путем обусловленного размещения на конкурсной основе средств Фонда в банках второго уровня Республики Казахстан.
www.kazportal.kz
Малый и средний бизнес в Казахстане. Малый бизнес в Казахстане
В статье рассмотрены вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, его стимулирование и развитие. Отмечено, что малый и средний бизнес — основополагающее звено, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Автором исследованы основные проблемы, связанные с развитием данного сектора, а также показано, какие меры приняты Главой государства по вопросам его правовой поддержки, в частности, введение моратория на проверку малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, валовый внутренний продукт, материальные и нематериальные ресурсы, мораторий, добровольное страхование, стимулирование, конъюнктура рынка, конкуренция.
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики.
"В нашей Стратегии развития до 2050 года и Концепции по вхождению в 30-ку развитых стран мира вопрос развития бизнеса стоит вопросом номер 1", пояснил президент, выступая на заседании Совета национальных инвесторов.
При этом, по словам главы государства, речь идет не о тех крупных производствах, которые насчитывают 30-40 тысяч работников и похожи на неповоротливый механизм.
"Сейчас речь идет именно о малом и среднем бизнесе. Человек открыл дело, где работают пять-десять человек, 50 человек. И, если таких будет много, и все они будут обеспечены работой, если это будет гибкое производство, которое будет переходить от одного вида деятельности к другому, выживать в условиях конкуренции, это то, что там надо", подчеркнул президент.
За два десятилетия независимости нашего государства практически с нуля развился сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), в котором и проявляется инициативность граждан в отношении развития собственного дела, бизнеса, предпринимательства. В развитых странах мира сектор малого и среднего предпринимательства вносит значительный вклад в формирование ВВП. Сегодня в Казахстане также предпринимаются шаги для широкого распространения и развития данного сектора экономики. Так, для создания благоприятного делового климата в стране совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, снижается налоговая нагрузка на бизнес, упрощаются процедуры открытия предприятия, осуществляется комплексная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер. Благодаря этим мерам малое и среднее предпринимательство в нашей стране стало явлением массовым и относительно динамичным.
По сравнению с 2005 г. общая численность зарегистрированных субъектов МСБ увеличилась в РК более чем на 70 %. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 апреля 2013 г. число зарегистрированных субъектов МСБ составило 1 457 823 единицы, из них 246 880 — юридические лица малого и среднего предпринимательства, 1 021 365 — индивидуальные предприниматели и 189 578 — крестьянские (фермерские) хозяйства.
В региональном разрезе наибольший процент активных субъектов малого предпринимательства сосредоточен в Южно-Казахстанской (15,3 %), Алматинской (13,9 %), Восточно-Казахстанской (9 %) областях и г. Алматы (11 %), что, во-первых, частично объясняется большой плотностью населения в южных регионах, а вовторых, большей степенью развитости в них сферы торговли и услуг. Наименьшая доля активных субъектов МСБ приходится на Мангистаускую (3,5 %), ЗападноКазахстанскую (3,4 %) и Кызылординскую области (2,6 %), где в основном концентрируются и функционируют крупные добывающие предприятия. Необходимо отметить, что развитие сектора МСБ играет большую роль в решении проблем занятости населения.
Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый и средний бизнес —один из ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора МСБ играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т. д. В результате этого вопросы развития МСБ в большинстве стран, в том числе и в Казахстане, относятся к категории наиболее важных.
Вопросы стимулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства при-обретают особую актуальность в период посткризисного восстановления и выбранного государством стратегического курса на вхождение в число лидирующих стран мира. В данный период развития страны особая ставка делается на стимулирование предпринимательской активности граждан: помощь малому и среднему бизнесу. Ведь именно небольшие компании быстро реагируют на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, способны оперативно осваивать и внедрять инновационные решения [2].
articlekz.com
Развитие малого бизнеса в республике Казахстан. Малый бизнес в Казахстане
В статье рассматривается о развитии малого бизнеса в Республике Казахстан.
Развитие малого и среднего бизнеса основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Так в 2014-2015 годах на развитие малого и среднего бизнеса уже выделен 1 триллион тенге [1].
Казахстан в 2014 году занял 50 место среди 183 стран по версии Всемирного Банка в рейтинге легкости открытия и ведения бизнеса [2].
В республике предприняты практические шаги по обеспечению необходимых организационных, экономических и правовых условий развития и функционирования малых предприятий.
К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек;
- юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного МРП.
Малый бизнес в рыночной экономике– ведущий сектор, определяющий темпы экономического роса, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея ввиду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
В своем ежегодном послании 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Президент РК Н.Назарбаев отметил: «Вокруг крупных региональных проектов необходимо развивать малый и средний бизнес. Поэтому программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020» должна стать частью инвестиционных программ макрорегионов. Необходимо предусмотреть меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, в первую очередь, направленных на стимулирование миграции из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы» [1].
Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» является важным инструментом реализации политики развития предпринимательства в стране и дает много возможностей малым и средним предприятиям, которые представляют собой потенциальную основу для развития экономики Казахстана. Малые и средние предприятия в значительной степени способствуют добросовестной конкуренции. И очень важно, чтобы предприниматели знали о предоставляемых государством инструментах поддержки, так как на сегодняшний день развитие бизнеса в стране и его утверждение в экономике играет огромную роль и для страны и для предпринимателя[3].
Так в 1997 году было образованоАО «Фонд развития предпринимательства «Даму» согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 26.04.1997г. № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства»[4].
В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020»Фонд предоставляет кредит для начинающих предпринимателей в размере до 20 млн. тенге, для действующих предпринимателей – до 180 млн. тенге по проектам малого бизнеса на конкурсной основе. В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:
- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
- разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
- совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
- совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
- активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.
Несмотря на предпринимаемые правительством республики и департаментом по поддержке малого бизнеса меры, в этом секторе экономики все еще много проблем, требующих ускоренного решения.
Хотя Програ
articlekz.com
Перспективы предпринимательства в Казахстане. Предпринимательство в РК
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.
Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства, ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Республика Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей и ее реализации в деятельности.
Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.
В экономически развитых странах идут по пути развития предпринимательства, прежде всего, в сфере производства, казахстанские предприниматели заняты в посреднической сфере торговле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны. Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом.
Экономическое развитие Казахстана можно однозначно охарактеризовать как зависящее от сырьевого (преимущественно нефтегазового) экспортного сектора. Следовательно, сильна подверженность экономики колебаниям цен на энергоресурсы.
В Казахстане значительную долю ВВП страны составляют крупные предприятия, которые имеют возможность применять в деятельности новые технологии, не требующие дополнительную рабочую силу. Например, предприятия горнодобывающей отрасли являются капиталоемкими и слабо влияют на уровень занятости населения страны.
Одним из решающих направлений развития экономики Казахстана является структурная перестройка, призванная обеспечить, в частности, развертывание сети малых предприятий. Роль этого сектора велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, а, в конечном счете, обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем.
Обобщая вышесказанное, можно разработать следующую таблицу сопоставительного анализа малого и крупного бизнеса, целью которой является не отказ от крупного бизнеса вообще, а демонстрация огромных преимуществ малого бизнеса для экономики Казахстана (таблица 1), высокая взаимозаменяемость работников как в сфере управления, так и в сфере производства.
Таблица 1 – Сопоставительный анализ крупного и малого бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан в последние годы провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связываются большие надежды в решении проблем экономики: развития предпринимательства и торговли, создания класса мелких собственников, новых рабочих мест, обеспечение платежей в бюджет путем расширения налоговой базы за счет роста предпринимательской активности.
По результатам рейтинга Всемирного Банка Doing Business в 2014 году Казахстан занял 50 место среди 189 стран, улучшив свои позиции на 3 пункта по сравнению с 2013 годом. Данное исследование проводится на ежегодной основе в 189 странах и определяет рейтинг стран по 10 направлениям благоприятности бизнес-климата [1].
Позиция Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Позици
articlekz.com
Малый и средний бизнес
Малый и средний бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев.
По данным официальной статистики, вклад МСБ в ВВП Казахстана в 2007 году составил 30,9%. Как заявил министр индустрии и торговли Владимир Школьник, объем выпуска продукции данного сектора имел в 2007 году тенденцию к повышению, увеличившись с 350 млрд тенге в I квартале до 689 млрд тенге в IV. Вместе с тем показатели текущего года гораздо скромнее: выпуск продукции в постоянных ценах, то есть очищенных от инфляционных показателей, демонстрирует снижение динамики. В частности, рост объемов за 6 месяцев составил лишь около 3%, а за 8 месяцев – 2,5%. По словам г-на Школьника, причиной тому – снижение кредитования МСБ начиная с III квартала 2007 года, что вызывает через 2–3 месяца пропорциональное падение производства.
По состоянию на сентябрь 2008 года в республике насчитывалось 666098 активных малых предприятий (рост на 1,4% по сравнению с январем). С учетом плотности населения лидерами по их количеству являются Алматы и Астана, а также Атырауская и Мангистауская области. Крестьянских хозяйств больше всего в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. В общей сложности численность занятых в МСБ на данный момент превышает 1,9 млн человек.
Однако, по оценкам Независимой ассоциации предпринимателей (НАП), кризис, ударивший по МСБ, уже привел к сокращению числа экономически активных предприятий. Так, только за последние несколько месяцев их количество уменьшилось на 25–50% в зависимости от сектора экономики, на 25–35% снизились и обороты компаний. И это вполне объяснимо – малый бизнес первым ощущает все негативные воздействия. Он чутко реагирует на все изменения в экономике, готов расти или сжиматься, отражая текущую ситуацию на рынке.
По мнению экспертов, до конца 2008 года возможно сокращение числа активных предприятий в секторе МСБ еще на 25%, а по некоторым отраслям даже до 50%. Конечно, в регионах эти цифры значительно меньше. Причина – в неравномерном распределении экономической активности по различным областям.
В докризисный период стремительный рост финансовых вложений в строительство в таких крупных центрах, как Алматы и Астана, тянул за собой и развитие сервисных отраслей. Параллельно рос и потребительский спрос, подогреваемый потребительским кредитованием. Свои дивиденды от этого процесса получала сфера торговли и услуг, принимавшая, соответственно, еще больший объем кредитных вливаний. Неудивительно, что падение строительной отрасли вызвало эффект домино. При этом в регионах, где строительный бум не был столь широкомасштабным, и последствия для экономики оказались менее заметными.
Сход с рельсов «локомотива экономики» привел к тому, что собственные средства и кредитные займы, вложенные в коммерческое строительство, выпали из оборота вместе с замершими строительными объектами. В условиях неопределенности на рынке вложенные деньги уже вряд ли вернутся даже в первоначальном объеме. И те меры, которые предпринимает правительство, выделяя средства на достраивание, ситуацию не спасут. Не секрет, что львиная доля недвижимости приобреталась по ипотеке, а потому неудивительно, что отказов платить втридорога за дешевеющие квадратные метры сегодня становится все больше и больше. Несмотря на создание фонда стрессовых активов, призванного стабилизировать ситуацию, цены на недвижимость не берется прогнозировать никто.
Для МСБ такое развитие ситуации выражается в ослаблении деловой активности. Начался процесс взаимных неплатежей. В частности, по данным аналитиков НАП, невыплаты по банковским платежам уже достигли 15–20%, а к концу года, возможно, выйдут к отметке 50%. Падает и покупательная способность населения. Началось и снижение товарооборота, по некоторым отраслям – до 70%. Все это ведет к увеличению срока оборачиваемости капитала.
На фоне отсутствия у БВУ возможностей по привлечению внешних заемных средств резко обострилась проблема финансирования МСБ. Фактический объем кредитов, выданных банками, по итогам прошлого года составил 1461 млрд тенге. Учитывая тенденции последних лет, можно предположить, что только за 2007 год МСБ недополучил более 300 млрд тенге, или $2,5 млрд. Долетел ли спасательный круг?
Негативные тенденции подтверждает и официальная статистика. Так, по данным Национального банка, если на июнь 2007 года объем займов МСБ составлял 232 млрд тенге, то в июне текущего года он упал до 85 млрд тенге. Это даже ниже уровня аналогичного периода 2006 года, когда было выдано 93 млрд тенге. В такой ситуации государство перешло к политике оказания срочной помощи МСБ для восполнения дефицита банковского кредитования. В конце 2007 года АО ФУР «Казына» выделило 122 млрд тенге для поддержания устойчивого развития экономики Казахстана. Из этой суммы 48,8 млрд тенге через фонд поддержки малого предпринимательства «ДАМУ» было размещено в семи БВУ для финансирования проектов МСБ. При этом сферы кредитования не были ограничены, а процентная ставка не должна была превышать 12,5%.
За время действия программы эти средства были освоены полностью, профинансировано 2548 проектов. Как заявил на Международной конференции «Перспективы МСБ в Казахстане» заместитель председателя правления АО «ДАМУ» Марат Иманкулов, «наибольшее количество кредитов от общей суммы по программе ушло на финансирование в торговую сферу – около 60%, наименьшее составили проекты в сельском хозяйстве – всего 2%. При этом лишь 33% полученных кредитов направлены на инвестиционные проекты, а большая часть пошла на пополнение оборотных средств».
Среди положительных итогов программы г-н Иманкулов отметил своевременную финансовую помощь МСБ в условиях обостряющегося кризиса ликвидности у БВУ, а также недопущение снижения доли кредитования МСБ. В то же время отрицательным моментом является неравномерное распределение средств по регионам. Максимальный объем освоен в Алматы – 311 проектов на 10,5 млрд тенге, а также на Карагандинскую и Восточно-Казахстанскую области. Наименьший пришелся на Алматинскую, Жамбылскую и Атыраускую области. Кроме того, несмотря на заявленный потолок, эффективная ставка кредитования для конечных заемщиков оказалась очень высока – 20,1%. Еще одна проблема – перекосы в отраслевом распределении. По данным экспертов, порядка 80% всех средств было освоено в сфере торговли и услуг.
Обозначенные недостатки предполагалось решить путем разделения государственной поддержки МСБ на три программы: «50/50», «ДАМУ-регионы» и «ДАМУ-Колдау», об утверждении которых было объявлено в августе текущего года.
Первая из них, так называемая «Программа 50/50», предусматривает выделение фондом «ДАМУ» государственных средств в размере 50 млрд тенге через банки-операторы и, по сути, является вторым траншем в рамках стабилизационной программы, начатой в прошлом году. Согласно условиям софинансирования по принципу 50 на 50, банки-партнеры обязаны дополнительно обеспечить 50 млрд тенге собственных средств. Итого МСБ должен получить 100 млрд тенге. Ставка вознаграждения для конечных заемщиков не должна превышать 12,5% годовых, при этом не менее 50% от займа направляется на приобретение основных средств. Программа была запущена в августе 2008 года и рассчитана на 6 месяцев.
Недостатки в региональном распределении госпомощи должна была решить программа «ДАМУ-регионы». В ее рамках предусмотрено выделение 56 млрд тенге для кредитования МСБ на условиях паритетного софинансирования: 28 млрд выделяет правительство из республиканского бюджета через фонд «ДАМУ», оставшиеся 28 млрд предоставляют акиматы из местных бюджетов. При этом ставка вознаграждения по программе 28/28 не должна превышать 13,6% годовых. Основные условия финансирования определяются акиматами в каждой области самостоятельно, в соответствии с приоритетными региональными программами.
Наконец, отраслевые дисбалансы отечественной экономики призвана решить «ДАМУ-Колдау», в рамках которой в течение 2008–2012 гг. предполагается ежегодно выделять 10 млрд тенге из собственных средств фонда в качестве прямой поддержки рентабельных производств в сфере обрабатывающей промышленности, транспорта и связи. Цель программы – поддержка диверсификации путем снижения стоимости кредитных ресурсов, направляемых на расширение, модернизацию основных средств и технологическое перевооружение активно действующих предприятий в отраслях, приоритетных с точки зрения стратегии индустриально-инновационного развития.
Казалось бы, спасательный круг брошен и государственные деньги поступили в банки в полном объеме. Тем не менее промежуточные результаты далеко не так однозначны. Так, совсем неутешительными оказались итоги первых трех месяцев реализации программы 50/50. Фактически банками-участниками за это время было выдано лишь 12,4 млрд тенге по 402 проектам МСБ, то есть 12,4% от предполагавшегося объема. Средневзвешенная ставка составила 12,5%, а эффективная – 14,4%. Лидерами среди регионов оказались Алматы (20,2%, 2,5 млрд тенге), Западно-Казахстанская (10,4%, 29 проектов, 1,5 млрд тенге) и Алматинская области (9,2%, 25 проектов, 1,2 млрд тенге). Аутсайдерами являются Мангистуская, Костанайская и Жамбылская области.
Основная причина медленного освоения средств, по версии «ДАМУ», – длительные процедуры в банках, когда две недели уходит на рассмотрение и одобрение проекта и еще две – на регистрацию залогов. Банкиры, со своей стороны, задержки с рассмотрением заявок объясняют тем, что осуществление первой программы выявило значительные риски, связанные с нецелевым использованием денег заемщиками. Понятно, что государство спросит за это с самих банков-операторов, а потому им приходится перестраховываться при отборе проектов. Еще одна проблема, выявленная на этапе реализации программы, связана с ограничениями, установленными в сфере кредитования оборотных средств и рефинансирования. И это при том, что сейчас большая часть предпринимателей уже не помышляет о новых проектах, а нуждается в обеспечении текущей ликвидности, испытывая проблемы с обслуживанием уже полученных кредитов. В такой ситуации круг потенциальных заемщиков среди малых предприятий сильно сужается, а ограничения связанные с максимальным размером активов, не дают возможности расширить его за счет более крупных компаний.
Чтобы ускорить процесс выдачи займов, было решено перезаключить договоры с БВУ, сократив срок освоения средств с 6 до 4 месяцев. Параллельно были сняты такие ограничительные меры, как запрет на рефинансирование ранее выданных займов и кредитование на пополнение оборотных средств. При этом лимит по максимальному размеру активов для производственных компаний был увеличен с $3 млн до $5 млн. Результат не заставил себя ждать. По данным председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, на 20 ноября с. г. БВУ было освоено уже 39 млрд тенге (735 проектов), или почти 40% от всей суммы. Однако, учитывая, что запреты были сняты только в середине ноября, можно предположить, что банкиры начали активизироваться, скорее, под давлением правительства. Видимо, подействовала угроза перераспределения средств внутри программы. Как отметил г-н Келимбетов, с учетом изменения сроков до конца 2008 года планируется освоить все 102 млрд тенге.
С еще большим скрипом движется программа «ДАМУ-регионы». Если к программе 50/50 подключились восемь банков-партнеров, то в региональной инициативе их поначалу было всего два, и только позже это число выросло до пяти. Такие крупные игроки, как Народный, Нурбанк, АТФ Банк, Казком, Цеснабанк и Каспийский, в программе вообще не участвуют. Причины те же – жесткие условия: запрет финансирования торгово-посреднических операций, рефинансирования ранее выданных займов, а также кредитования субъектов среднего предпринимательства. Однако здесь ситуация усугубляется тем, что акиматы предлагают проекты, которые, имея социальную значимость для регионов, в то же время не соответствуют требованиям банков. Значительная их часть – это start-up-проекты («с нуля»), которые предполагаются к реализации в сельской местности и имеют низкое качество проработки. В таких условиях банки просто отказываются брать на себя риски. В этой связи появились предложения об исключении БВУ из программы путем реализации проектов непосредственно через фонд «ДАМУ», как это было ранее. Поскольку при таком раскладе все риски примет на себя государственный фонд, это может привести к понижению процентных ставок, а также сокращению срока рассмотрения проектов и увеличения количества участников.
С другой стороны, по словам г-на Келимбетова, анализ показал, что не все областные бюджеты имеют сейчас возможность изыскать дополнительно 2 млрд тенге. Как результат, в конце ноября началось секвестирование ранее выделенных средств. В Павлодарской, Мангистауской и Алматинской областях выданные суммы уже пересматриваются в сторону уменьшения.
В общей сложности на конец ноября в рамках реализации программы 28/28 в пяти банках-участниках было размещено 11,9 млрд тенге из 26 млрд, выделенных из резерва правительства. При этом профинансировано 295 проектов на сумму 6,2 млрд тенге, или 50% от перечисленных банкам средств. В то же время объем заявок от предпринимателей на получение кредитов по данной программе составил 21 млрд тенге, что говорит об огромной неудовлетворенной потребностей МСБ в регионах.
Для того чтобы ускорить сроки вливания средств госбюджета, «Самрук-Казына» предлагает исключить из процесса принятия решений специальные комиссии, созданные при акиматах для отбора проектов. Однако представители МСБ опасаются, что данная мера, наоборот, усложнит ситуацию и уменьшит количество потенциальных участников программы. По их словам, являясь исполнительными органами, акиматы знают, какие проекты, компании и отрасли нужно финансировать для развития региона, и выступают на стороне предпринимателей.
Еще одна проблема «ДАМУ-регионы» – это более высокие по сравнению с программой 50/50 кредитные ставки. Напомним, в этой схеме маржа акиматов колеблется от 6,72% до 8,64% (ориентиром для установления ставки служит уровень доходности по государственным ценным бумагам), ставка Фонда «ДАМУ» – до 1,5%, еще 5% получают БВУ. В итоге конечная ставка вознаграждения для заемщика достигает 14%. В этой связи на правительственном совещании 10 ноября г-н Келимбетов заявил, что ставки должны быть унифицированы на уровне 12,5% годовых, чтобы исключить конкуренцию между госпрограммами. Сделать это предполагается за счет снижения маржи акиматов, которые будут предоставлять свои ресурсы «Самрук-Казына» под 3% годовых. По заверению специалистов фонда, все средства, выделенные из госбюджета в рамках программы 28/28, будут освоены к 1 марта 2009 года. А есть ли альтернатива?
Итак, государство принимает программы, создает институты, выделяет финансы. Главным камнем преткновения является реализация этих программ, на этапах которой и выявляются все проблемы. Среди основных барьеров, помимо высоких процентных ставок, можно выделить бюрократию, отсутствие у заемщиков залоговой базы, недоразвитость финансовой инфраструктуры, коррупцию. Как показывают последние опросы представителей МСБ, более 90% предпринимателей считают, что необходимо усилить прямую господдержку, исключив из цепи взаимодействия «государство – МСБ» промежуточные звенья, например банки.
Однако и такое предложение вызывает определенные сомнения. Наглядный пример – «ДАМУ-Колдау», которая из-за затянувшихся внутренних согласований в институтах развития реально до сих пор не работает. При этом требования фонда к заемщикам по рискам, финансовой устойчивости, организационной состоятельности и проработанности проекта по своей жесткости не очень отличаются от банковских.
На данный момент от 50% до 70% предпринимателей по-прежнему кредитуются в банках. Немногие, чуть более 10%, используют услуги микрокредитных организаций, у которых ставка еще выше.
В Казахстане есть и альтернативные кредитованию источники финансирования. Однако для МСБ это пока, скорее, теоретическая возможность. Одним из способов является привлечение бизнес-партнера или инвестиционного фонда. Еще недавно предприниматели, учитывая наши реалии, шарахались от таких вариантов. Сегодняшние проблемы заставляют менять позиции. Другой вариант – фондовый рынок, о необходимости развития которого все говорили... и говорят до сих пор. Условия по вхождению в него сейчас значительно либерализованы, особенно для малых и начинающих компаний. Главным из них остается прозрачность, к чему чаще всего не готовы сами предприниматели. Существует и вариант венчурного финансирования, однако, несмотря на длительную историю и имеющуюся инфраструктуру, эта отрасль не демонстрирует высоких результатов. Возможность обновить свои основные фонды МСБ мог бы получить через лизинг. Тем более что правительство отказалось от предполагавшихся ранее изменений в законодательстве по отмене льгот для лизинговых структур. Однако динамика этого рынка также замерла на фоне спада в производственном секторе. Продолжение следует…
Между тем 24 ноября на селекторном заседании правительства в Астане председатель правления «Самрук-Казыны» объявил, что, согласно поручению главы государства, фонд в следующем году выделит еще $1 млрд на кредитование МСБ. Из них 70% будет направлено на рефинансирование текущих проектов для общего снижения ставки в малом бизнесе и 30% – на реализацию новых проектов. По словам г-на Келимбетова, в целом государственное фондирование должно быть предоставлено МСБ с конечной ставкой не более 14%. Примечательно, что схема реализации особо не изменится: средства «Самрук-Казыны» предполагается распределять через фонд «ДАМУ» и коммерческие банки, условия участия и маржа которых пока не определены. Остается надеяться, что окончательный механизм реализации новой программы будет выработан путем диалога и скоординированных усилий правительственных органов, институтов развития, финансовых структур и представителей бизнеса. Иначе можно вновь наступить на те же грабли. Роман Якуткин
Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №5/6, 2008 год
Личные финансы и инструменты инвестора
www.kazinvest.kz
О Казахстане
Малый и средний бизнес в Казахстане
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Для хорошего развития любого бизнеса, требуется хороший сайт и профессиональное продвижение сайта в выбранном регионе.Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло. На сегодняшний день в стране зарегистрировано почти 840 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля этого сектора в ВВП страны составляет около 30%. По состоянию на 1 января 2007 года поступления от предприятий малого и среднего бизнеса в государственный бюджет составили 427 888,6 млн. тенге или 15% от общего объема поступлений в бюджет. Более 46% активных предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 14% – в строительстве, 12,1% – в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, 10,9% – в промышленности. Таким образом, следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие этого сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. К примеру, об этом свидетельствует то, что в последнем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Главой государства Н.А.Назарбаевым перед Правительством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсификации экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес. Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Правительства страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Именно в этом контексте становится еще более понятной идея создания социально-предпринимательских корпораций в Казахстане, которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реализации проектов в регионах. Взаимоотношения СПК с предпринимательством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по вопросам разрешительных процедур, получения в пользование земельных участков и недр для реализации совместных проектов. В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое. Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования. Фондом профинансировано почти 100 проектов на общую сумму 54,7 млн. долларов США. По программе развития микрокредитования Фондом профинансировано 99 проектов на общую сумму 4 088,76 млн. тенге. Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. Ожидается, что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь создадут десятки тысяч новых рабочих мест. Но что еще более важно, будет создана такая предпринимательская среда, которая будет обеспечивать беспрерывное воспроизводство новых предприятий малого и среднего бизнеса. Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Однако уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, т.к. он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Малое и среднее предпринимательство стала опорой экономического развития и процветания Казахстана.
«Федерация развития малого и среднего бизнеса»
Современное состояние экономики и позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие данного сектора. Понимая необходимость создания условий для активного роста и развития компаний малого и среднего бизнеса на казахстанском рынке была создана «Федерация развития малого и среднего бизнеса».
В рамках, проходящих в стране экономических изменений, по линии развития и поддержки малого и среднего бизнеса, Федерация совместно с Ассамблеей народов Казахстана намерена использовать свой объединенный потенциал и возможности в развитии данного сектора.
Цель Федерации: Разработка и продвижение программ и механизмов, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Задачи Федерации: Организация деятельности по разработке, экспертизе и реализации перспективных проектов для субъектов малого и среднего бизнеса; Координация взаимоотношений с предприятиями Республики Казахстан и зарубежных стран, организация необходимых условий и мероприятий для активного сотрудничества; Поиск необходимых партнёров и эффективных финансовых инструментов для реализации проектов и повышение квалификации субъектов малого и среднего бизнеса.
Налажено сотрудничество со следующими организациями:
Министерством индустрии и торговли РК Министерством экономики и бюджетного планирования РК Центром инжиниринга и трансферта технологий Национальным инновационным фондом Фондом развития малого предпринимательства Центром маркетингово-аналитических исследований Финансовыми институтами Департаментами малого и среднего бизнеса при акиматах Неправительственными организациями Республиканскими национально-культурными центрами при Ассамблее народов Казахстана
Деятельность Федерации активно поддерживается Посольством Республики Корея в РК, Агентством по торговле «КОТРА» и другими зарубежными партнерами.
Основные приоритеты:
Организация «притока» зарубежных инвесторов и бизнесменов Центр подготовки и продвижения перспективных бизнес проектов Информационно-аналитический центр для выполнения коммуникационной функции Центр повышения квалификации предпринимателей
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЦИИ:
Проектный департамент Способствует организации и продвижению инновационных проектов в секторе малого и среднего бизнеса. Занимается привлечением заинтересованных лиц и партнеров для реализации проектов. Осуществляет подготовительные мероприятия, формирует нормативную документацию и разрабатывает схемы финансирования по отобранным проектам.
Организационный департамент Подготавливает и реализует мероприятия, встречи заинтересованных лиц, партнеров, проводит имиджевые и специализированные презентации и конференции, направленные на ознакомление с деятельностью Федерации. Организует деятельность центра повышения квалификации предпринимателей, подбирает специалистов.
Юридический департамент Правовое обеспечение и юридическое сопровождение ФРМСБ; Оказание юридических услуг членам ФРМСБ, координация деятельности ФРМСБ по правовым вопросам и работе с государственными органами РК
Информационно-аналитический отдел Осведомление субъектов МСБ о возможностях развития бизнеса в данных рыночных условиях, обеспечение информацией о уровне развития бизнеса различных сфер деятельности.
Департамент Развития Международного Сотрудничества Занимаетсяя налаживанием связей с иностранными компаниями, привлечением инвестиций для реализации проектов. Регулярно проводятся встречи с представителями иностранных компаний. В рамках ДРМС был подписан меморандум с "Khan 21Holding".
keden.kz