Экология СПРАВОЧНИК. Бизнес экология
Экология и бизнес
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный Факультет
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Территории Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное воздействие на окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:
·повысился уровень загрязнения;
·наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;
·научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация биологических ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных запасов, площади лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются в северных районах области, которые характеризуются ранимостью и длительным периодом восстановления природных комплексов. Изменение состояния окружающей среды привело к ухудшению условий жизни и здоровья людей.
Преодоление накопившихся экологических проблем возможно на основе государственной программы стабилизации и обстановки, путем сокращения воздействия на окружающую среду, экономии природных ресурсов. повышения экологического образования и сознания всего населения.
После путча, в сентябре 1991 года в Москве состоялась международная конференция предпринимателей. Международный бизнес питал огромные надежды по поводу открывающегося советского рынка. При этом предполагались не только экспортно-импортные операции. Технологический потенциал советской науки в тот момент содержал в себе столько невостребованных потенций, а торг казался столь уместным, что горизонт состоял из сплошной радуги. К тому времени в СССР был принят Закон "Об основах предпринимательства", частью которого стал пакет "Предпринимательство в области экологии". Поскольку эту часть закона наполняла конкретика, ее выделили в отдельную Государственную программу предпринимательства в области экологии, которая должна была вступить в силу 1 января 1992 года. И не случайно вокруг этой программы на конференции предпринимателей шли очень интенсивные переговоры. Сначала договорились с англичанами, но уже сразу после конференции с предложениями обратились немцы и американцы. В конце декабря 1991 года, когда СССР уже рухнул, а Россия заявила о правопреемстве по всем международным договорам, Борис Николаевич перед телекамерами на всю страну убежденно заявил: что Государственная программа предпринимательства в области экологии будет действовать. И если не 1 января, то 2-го - уж точно. Но документы большинства комитетов и комиссий не попали в российский парламент: их выбросили на свалку и сожгли. В 1993 году ситуация повторилась. Комитет по экологии российского парламента не минули танковые снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже готовый обуглившийся "продукт". Так громко почили первые иллюзии о предпринимательстве в области экологии.
Действующее российское экологическое законодательство сегодня охватывает практически все аспекты охраны окружающей среды и природопользования. Основным источником экологического права является Конституция РФ. Она содержит нормы, определяющие подходы к регулированию отношений в сфере окружающей природной среды. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства.
21.08.2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в котором чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов, подразделялись на несколько категорий: локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, в зависимости от объема разлившейся нефти (100 - 5000тт). В соответствии с этим, предусматривалось количество средств и сил, необходимых для ликвидации аварийных разливов.
Также вышли новые Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов - предельное допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Причем вторые разрабатываются в соответствии с первыми. Помимо этого значение имеют вид и класс опасности отходов, а также экологическая обстановка на территории размещения отходов.
Сами нормативы установлены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих свою деятельность в области обращения с отходами. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако юридические лица и предприниматели самостоятельно разрабатывают проекты нормативов на основе методических указаний Минприроды России. После этого они должны быть утверждены в территориальных органах Минприроды России. Для разработки и утверждения нормативов предприятиям, уже имеющих дело с отходами, юридические лица должна подать в Минприроды России ряд документов, в том числе заявление и свидетельство о регистрации объекта размещения отходов. Те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают с опасными отходами, должны представить также копию лицензии на осуществление этой деятельности.
Срок рассмотрения органами Минприроды России документов и принятия решения - один месяц. Далее следует либо утверждение нормативов, либо возвращение материалов на доработку с указанием причин возврата. При повторном неутверждении орган Минприроды России дает мотивированный отказ. Этот отказ заявитель может обжаловать либо в вышестоящий орган (собственно Минприроды России), либо в суд.
В соответствии с правилами лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты не аннулировали, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны ежегодно подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья.
Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии: например, лимиты на размещение отходов для пользователей недр, лимиты на размещение опасных отходов.
В связи с принятием федеральных законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «Об экологической экспертизе» существенно переработана глава законопроекта о правах и обязанностях граждан, общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, определены государственные гарантии этих прав.
Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип «загрязнитель платит», и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий.
Экологические требования, которые должны соблюдать предприятия и организации
Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использования и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Организации должны внедрять экологически безопасные технологии и производства, обеспечивать надежную и эффективную работу очистных сооружений, проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира.
Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов вредных веществ влечет за собой ограничение, приостановление, вплоть до прекращения деятельности предприятия по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов РФ с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой нефтегазодобывающей и лесной промышленности страны и в настоящее время за счет экспорта энергоресурсов обеспечивает получение значительной части валютных поступлений Российской Федерации.
Особенностью экологического состояния территории округа является интенсивное воздействие на окружающую среду промышленной разработки запасов нефти и газа, заготовки древесины, транспорта углеводородного сырья, электроэнергетики. Государственная политика освоения природных ресурсов в ХМАО в предыдущие десятилетия сводилась к реализации принципа минимума затрат на добычу сырья и максимальной экономии средств на природоохранных мероприятиях. Последствия этой политики привели округ на грань экологической катастрофы.
Интенсивное загрязнение природной среды продолжается и в настоящее время. Спад производства не сопровождался аналогичным снижением техногенного воздействия на окружающую среду, поскольку в условиях экономического кризиса предприятия не финансируют в достаточной мере природоохранные мероприятия. Разрабатываемые и частично реализуемые экологические программы не создали условий для коренного улучшения экологической обстановки в целом.
Вопрос об объявлении округа зоной чрезвычайной экологической ситуации рассматривался в 1992 году на 7-ой сессии Совета народных депутатов автономного округа XXIсозыва. Ухудшение экологической ситуации в Западно-Сибирском регионе, а в ряде мест - приобретение ею характера экологического кризиса (в том числе и в ХМАО) отмечалось на заседании Правительственной комиссии РФ по окружающей среде и природопользованию, состоявшейся 31 октября 1995 года.
mirznanii.com
Предпринимательство экологическое
Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13,55/.[ ...]
Экологическая деятельность, как и экономический рост, нуждается в инвестициях. На эти цели может и должно использоваться и внебюджетное финансирование. И здесь генеральной линией экономической политики федеральных и региональных властей становится поддержка малого предпринимательства.[ ...]
Предпринимательство экологическое — предпринимательская деятельность, осуществляемая в сфере природопользования рационального и поддерживаемая мерами законодательного, организационного и финансово-экономического характера.[ ...]
Под экологическим предпринимательством следует понимать уставную деятельность организаций и предприятий, направленную на охрану окружающей среды посредством: выпуска продукции, выполнения: работ и оказания: услуг, обеспечивающих соблюдение действующих природоохранных норм и требований.[ ...]
В целом экологический менеджмент принято рассматривать не только как рыночный инструмент, способствующий развитию производства и получению дополнительной прибыли, но и как наиболее характерное и значимое проявление современной промышленной экологической культуры, культуры предпринимательства и рынка.[ ...]
Реально экологическое предпринимательство, направленное на производство и реализацию оборудования:, товаров, осуществление работ и услуг с целью предупреждения: вреда окружающей природной среде, в стране начало формироваться в 1988-1989 гг Этому способствовали благоприятные условия, сложившиеся в обществе и в высших государственных структурах под влиянием мощного подъема движения «зеленых», а также принятие ряда правительственных решений в сфере охраны природы. Данная тенденция: получила свое дальнейшее развитие в 1990-1991 годах в связи с подготовкой и началом внедрения: рыночных отношений в экономике страны.[ ...]
В целях развития: экологического предпринимательства в рамках сотрудничества между Германией и Россией, по инициативе Минприроды России и Министерства окружающей среды и безопасности ядерных реакторов ФРГ в 1992 г при Торгово-промышленной палате ФРГ была создана специальная фирма - «Экобюро». Минприроды России совместно с заинтересованными организациями был подготовлен ряд коммерческих предложений по сотрудничеству с германскими фирмами. Наиболее интересные российские проекты были включены в «Каталог предложений российских предпринимателей», который был распространен на выставке-ярмарке в Лейпциге в марте 1993 года. По ряду из них были заключены договора о намерениях с немецкими фирмами. На Мюнхенской специализированной ярмарке были распространены в виде каталога предложения еще ряда проектов российских фирм.[ ...]
Между тем развитие предпринимательства, создание новых технологий и новых видов продукции, освоение рынков их потребления побуждают рассматривать вопросы экологической безопасности как часть проблемы обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителей и продукции, социальной безопасности потребителей и охраны природы. В решении этих задач координирующую функцию выполняют современные информационные технологии. Поэтому технологии штрихового кодирования в решении этой проблемы могут играть ведущую роль. Известно, что технологии штрихового кодирования эффективны там, где необходимо создавать унифицированные компьютерные базы данных на основе штриховых кодов, вести оперативную обработку огромного массива разнородной информации и осуществлять передачу кодированной информации в компьютерных сетях и системах связи. Цели и задачи обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности предприятий полностью отвечают возможностям технологий штрихового кодирования.[ ...]
Учитывая специфику экологического предпринимательства, экономическую и финансовую ситуацию в стране, необходимы специальные меры для активизации производства товаров (работ и услуг) экологического назначения. В качестве дополнительного стимула на переходный период (3-5 лет) целесообразно освободить полностью экологическое предпринимательство от уплаты налогов на прибыль и добавленную стоимость, а также таможенных пошлин.[ ...]
Заметим, что внедрение экологического менеджмента предприятия в отрасли экономики страны при поддержке государственных органов исполнительной власти могло бы быть основной целью при разработке и выполнении федеральных и региональных экологических программ. При этом можно было бы наиболее эффективно решить и некоторые сопутствующие правовые вопросы развития российского предпринимательства.[ ...]
Значительны перспективы экологическою предпринимательства в сфере нефтегазодобывающего комплекса в связи с чрезвычайно большими масштабами нефтяного загрязнения: в России. Только в районе Нижневартовска нефтью загрязнено около 10 тысяч га. Природоохранные фирмы вовлечены в процесс разработки и реализации проектов нефтегазового комплекса, начиная от этапов утверждения: запасов до эксплуатации и ликвидации объектов.[ ...]
Примером новой формы развития экологического предпринимательства на региональном уровне может быть деятельность АО «Сибэком» (Сибирская экологическая компания:), которое было создано на основе объединения интеллектуального потенциала и материальных средств организаций соучредителей, с целью осуществления научно-практической деятельности по решению экологических проблем городов и районов Иркутской области, регионов Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время сформировано ядро компании с центром в городе Иркутске, традиционно являющимся ведущим научно-внедренческим центром Сибири. В него входят 26 организаций Иркутской области различной специализации, владеющих опытом решения отраслевых региональных и межрегиональных экологических проблем. В ближайшем будущем готовится открытие региональных представительств компании в Читинской, Новосибирской и Кемеровской областях, республиках Якутия (Саха), Хакассии и Бурятии, Хабаровском, Красноярском, Алтайском и Приморском краях, в других регионах Сибири и Дальнего Востока на основе привлечения в акционеры ведущих организаций экологического профиля. АО «Сибэком» уже имеет в своем составе широкий спектр специализированных подразделений, которые в совокупности могут решать комплексные экологические проблемы различного уровня, что говорит об универсальном характере компании и дает возможность осуществления всей последовательности эколого-экономических операций от формулирования и постановки задачи до ее практической реализации. Компания имеет лицензию на производство работ экологического характера. На базе компании создается специализированный информационный центр, который будет заниматься поиском партнеров в сфере инвестиций, обработкой инвестиционных проектов (бизнес-планов), проведением их экономической экспертизы и выпуском информационных бюллетеней для инвесторов с дальнейшим выполнением работ по экологическому сопровождению осуществляемых проектов. Руководство компании ставит задачу помочь предпринимателям найти инвестора, организовать проект и уже тогда включиться в его экологическое сопровождение. Речь идет о широком спектре возможных проектов, однако приоритетными для компании являются проекты, связанные с необходимостью выполнения природоохранной части и решения медико- и социально-экологических проблем. Планируется развитие на базе компании собственного экологического издания, которое может быть осуществлено переориентацией или усилением экологической направленности существующих изданий и слиянием их с компанией. Готовится цикл экологических передач на телевидении и радио. В перспективе компания намерена самостоятельно формировать специализированные фонды для финансирования НИР и ОКР в области экологии и составления экологических программ на территории Сибири, заниматься вопросами организации их финансирования и курировать выполнение этих программ, анализируя их эффективность.[ ...]
Для формирования: правовой базы экологического предпринимательства в Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» целесообразно внести дополнительно статью по вопросам государственного регулирования предпринимательства в области производства товаров, работ и услуг экологического назначения. В данной статье необходимо оговорить порядок регулирования: деятельности субъектов экологического предпринимательства, которое осуществляется через лицензирование и экологическое аудирование хозяйствующих субъектов, экологическую сертификацию производимых ими товаров, работ и услуг, участие природоохранных органов в регулировании и стимулировании экологического предпринимательства. В настоящее время подготавливается новая редакция: Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», в которой необходимо отразить вопросы экологического предпринимательства.[ ...]
Очевидная неудовлетворенность решением экологических и социальных проблем современным обществом свободного предпринимательства подтолкнула видного американского политолога У. Офалза (W. Ophuls) на построение консервативной утопии реконструкции общества, одной из ключевых предпосылок которой является осознание человечеством ограниченности природных ресурсов2. «Проблема, перед которой ставит нас экологический кризис, это фактически центральная проблема политической философии: как последовательно отстаивать коллективные интересы, если те, кто этим занимается, эгоистичны, жадны и сварливы»3.[ ...]
Необходимость комплексного подхода к проблемам экологического нормирования обусловливается также развитием малого предпринимательства, экологические издержки которого могут быть значительными. Крупные предприятия и компании - на виду, они расходуют на природоохранные мероприятия значительный объем средств. В то же время, мелкие предприятия или не могут себе этого позволить, или не хотят. При этом особую значимость приобретает роль региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.[ ...]
Одним из направлений, в котором может развиваться экологическое предпринимательство, является деятельность по утилизации отходов. При этом особую актуальность приобрела проблема твердых бытовых отходов (ТБО).[ ...]
Наиболее действенно следует решать вопрос поддержки экологического предпринимательства, используя меры экономического стимулирования. Однако, несмотря на то, что в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» есть специальная ст. 24 об экономическом стимулировании охраны окружающей природной среды, в законах, регулирующих различные налоги, пошлины и тарифы, практически никакого отражения: в части экологического предпринимательства данная позиция: не получила.[ ...]
В 1989-1991 гг разрабатывается проект Закона СССР «О свободном экологическом предпринимательстве», однако было принято решение включить его положения: в проект соответствующих разделов и статей Закона СССР «Об общих началах предпринимательства», которое так и не было реализовано. В результате рассматриваемое направление предпринимательства осталось без должной правовой поддержки.[ ...]
Обмен между государствами включает в себя большой комплекс экологически значимых товаров — добывание, продажа, транспортировка и вывоз охотничьих, в том числе пушных, трофеев, экспонатов и коллекций редких животных и растений; перекачка нефти, производимых из нее продуктов, газа, иного углеводородного сырья; экспорт лесоматериалов; импорт продовольствия; ввоз технологий, промышленной продукции, химических веществ, а также радиоактивных отходов для переработки. Международные стандарты качества распространяются и на услуги экологического характера — сертификацию лесной и иной экологической продукции, внедрение экологического аудита, добровольное и обязательное страхование экологических рисков, иные формы экологического предпринимательства. Кроме этого, в сферу взаимодействия стран в области экологии входят стихийные перемещения природных объектов и транснациональные загрязнения.[ ...]
В настоящее время в ведущих странах создана сфера инновационного предпринимательства в области экологического бизнеса, а реализация патентов на экологические изобретения становится одной из наиболее прибыльных форм последнего.[ ...]
К числу последних относятся регулирование, стимулирование, поддержка предпринимательства, развитие конкуренции в области производства товаров, работ, услуг экологического назначения, введение купли-продажи лицензий на право использования природных ресурсов.[ ...]
Исходя из существующей практики можно выделишь следующие блоки развития экологического предпринимательства (табл. 17).[ ...]
Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В “Повестке дня на XXI век”, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году, подчеркивается, что “экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства”.[ ...]
Поставлена задача продолжить работу над проектом федерального закона «Область основах экологического предпринимательства». Данный законопроект был подготовлен в 1998г. в порядке законодательной инициативы Комитетом Совета Федерации по экономической политике. После доработки по замечаниям заинтересованных ведомств и Правового Управления Аппарата Совета Федерации проект закона под новым названием «О мерах по поддержке предпринимательской деятельности в сере экологии» был внесен в декабре 1998г в Государственную Думу.[ ...]
Однако данные уже за 1992 год показали, что предложений осуществлять деятельность, связанную с экологическим предпринимательством, стало примерно в два раза меньше (при этом около 40% от общею количества субъектов экологического предпринимательства приходилось на различные посреднические услуги). В условиях недостаточного финансирования: государственных природоохранных программ всех уровней подобное «развитие» экологического предпринимательства вряд ли могло соответствовать коренным интересам общества в оздоровлении экологической ситуации в стране и требовало немедленной государственной поддержки.[ ...]
В настоящее время ведется работа над новым Земельным кодексом, законодательством по поддержке экологического предпринимательства и по налоговым льготам за выполнение природоохранных мероприятий.[ ...]
Ценообразование на продукцию природоэксплуатирующих и природохозяйственных отраслей, особенно экологически чистые продукцию и технологию, необходимо предусмотреть так же четко, как и экологическое предпринимательство. С этой экономической категорией тесно связана система экологической сертификации. Ее внедрение позволит поставить вопрос о формировании рынка экологических работ, товаров и услуг (маркетинг, инжиниринг, лизинг, биржи и др.).[ ...]
Принятое в первые годы законодательство определяло достаточно простую процедуру регистрации субъектов предпринимательства (некоторые имеющиеся ограничения на экологическое предпринимательство не распространяются), что способствовало тому, что почти каждый желающий (независимо от квалификации, нормативно-методического, материально-технического обеспечения и пр.) мог начать заниматься практически любым видом деятельности, в т.ч. таким специфическим, как осуществление работ и услуг экологического назначения:.[ ...]
В этих условиях задачей государственной важности является интенсивное формирование новых предприятий и организаций экологической ориентации, нацеленных на развитие технической и технологической инфраструктуры экологической безопасности и обеспечения рациональною использования природных ресурсов. Необходимы меры по стимулированию деятельности подобных предприятий, созданию условий для притока как государственных, так и частных инвестиций в сферу экологического предпринимательства.[ ...]
В то же время эффективное стимулирование может быть осуществлено только в условиях повышения ответственности субъектов предпринимательства за производство и качество конкретных товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения экологической безопасности. Последнее может быть достигнуто введением сертификации товаров (работ, услуг) экологического назначения и лицензированием видов деятельности, связанных с их производством, а также участием Минприроды России в практическом решении вопросов определения и регулирования направления финансовых и кредитных средств, налоговых и других льгот, которые должны адресоваться конкретным экологическим программам и субъектам экологического предпринимательства.[ ...]
Иностранные инвесторы дают деньги на то, что соответствует сфере интересов заказчика. Например, кафедра трансферта технологий и предпринимательства в научно-технической сфере ННГУ выиграла грант по программе европейской комиссии Inco Copemicicus в области модернизации пищеперерабатывающей промышленности посредством внедрения западных технологий. Принимаются во внимание экологические проблемы модернизируемых хозяйств. Проект рассчитан на три года, объем выделенных средств — 500 тыс. евро, в нем участвуют Дания, Австрия и Россия.[ ...]
Им уже давно следуют передовые страны, интенсивно использующие широкие возможности инновационного и прежде всего малого инновационного предпринимательства. Оно производит не товары, а концептуальные подходы к решению неотложных социально-экономических и экологических проблем, а также принципиально новые научно-технические разработки.[ ...]
Исполнительные и распорядительные органы, комитеты экологии и природных ресурсов, службы санэпиднадзора обязаны оказывать общественным экологическим организациям необходимую помощь, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица, препятствующие использованию прав общественной экологической организации, привлекаются к ответственности [54]. Надо сказать, что деятельность общественных организаций в области защиты ОС и управления природопользованием объективным ходом событий подталкивает общественность к вопросам изменения социального устройства и разработке соответствующих политических стратегий такого изменения. Дело в том, что современное общественное устройство, тяготеющее к свободным рыночным отношениям и частной инициативе в сфере предпринимательства, часто оказывается препятствием в решении региональных и глобальных экологических проблем, не отвечает требованиям устойчивого развития. Отмечая трудности перехода к устойчивому развитию и особую ответственность развитых стран, крупный американский юрист У.Д. Рукельсхаус пишет: "Эти государства основаны на демократической системе рыночной экономики. Возникающие трудности, по иронии судьбы, присущи самой экономике свободного рынка, с одной стороны, и демократии - с другой" [55].[ ...]
Были также даны предложения: в части совершенствования: Налогового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения государственной поддержки экологического предпринимательства, подготовки постановления: Правительства России, определяющего порядок привлечения: предпринимателей к осуществлению государственного заказа на природоохранную продукцию, работы и услуги.[ ...]
Создание систем управления охраной окружающей среды в настоящее время требует участия многих органов государственного управления и их уполномоченных организаций. Не экологический менеджмент экосистем разных уровней и не соответствующий экологический кадастр устанавливают сейчас экологические требования и нормативы. Это делают многочисленные уполномоченные организации органов федеральной исполнительной власти, например, Санэпиднадзор Минздрава России, Госгортехнадзор Российской Федерации, Госпожнадзор МЧС России, Российская земельная кадастровая палата и др. Эти же организации контролируют выполнение необходимых требований. Таким образом, экологический менеджмент предприятия, как и предпринимательство в целом по стране, находится в жестких условиях государственного управления. Науч-но-общественная составляющая экологической деятельности здесь полностью отсутствует. Фискальная функция государственных органов и уполномоченных ими организаций является, по существу, единственным видом их деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.[ ...]
Лицензионная деятельность Москомприроды является эффективным инструментом управления природопользованием, направленным на стимулирование субъектов хозяйствования и предпринимательства выполнения ими экологических требований.[ ...]
В условиях резкого сокращения: финансирования, государственные природоохранные структуры не в состоянии в полной мере обеспечить контроль за выполнением предприятиями требований экологической безопасности. В этой связи появление новых субъектов малого и среднего предпринимательства может добавить к уже имеющимся новые серьезные экологические проблемы. Последнее вызывает необходимость образования: системы государственного регулирования, имеющей целью создание условий для эффективного развития: предпринимательства при соблюдении им требований экологической безопасности, что обеспечит устойчивое и продолжительное экономическое развитие, особенно в свете требований законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О защите прав потребителей», «О государственной экологической экспертизе», а также постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.94 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».[ ...]
Необходимо ввести успешно зарекомендовавшие себя в мировой практике многоканальные формы финансирования природоохранной деятельности, объединяющие ресурсы госбюджета, региональных экологических фондов и предприятий. Перспективным направлением являются экологическое предпринимательство и фондосопряженные механизмы хозяйствования.[ ...]
Таким образом, инновационные информационные компьютерные технологии ШК должны пройти определенные этапы своего развития, соответствуя развитию рыночной экономики России и мировой экономической системы. Напомним, что устойчивое развитие предпринимательства связано с решением комплексной проблемы информационной и экологической безопасности. В этой проблеме следует рассматривать две взаимосвязанные задачи: поддержание единого информационного пространства и защиту информации от несанкционированного вмешательства. Информационные воздействия на общество и среду обитания неконтролируемы, а законы устойчивого состояния информационных полей не изучены. Поэтому такие воздействия на экосистему непредсказуемы.[ ...]
Процесс управления эколого-экономическим развитием необходимо рассматривать как процесс непрерывного согласования целей, ролей, прав и ответственности хозяйственных органов и социальных групп, участвующих в природопользовании. Рассчитывать на то, что экологически сбалансированное лриродопользование может быть достигнуто автоматически, за счет действия экономического рыночного механизма, — заблуждение. Экономическая реформа, разнообразие форм собственности, экологическое предпринимательство и развитие платности природопользования — все это расширяет возможности эколого-экономического регулирования, но не гарантирует правильной стратегии экоразвития. Опыт развитых капиталистических стран показывает, что рыночная экономика сама по себе не способна решить противоречия между экологическими требованиями и экономическими интересами.[ ...]
Закон основан на государственном регулировании природоохранной деятельности, включает в себя новый экономический механизм выбора предприятиями стратегии финансирования охраны окружающей среды, природоохранную деятельность в рыночную экономику и положения об экологическом предпринимательстве [ст. 17 ФЗ ООС]. Экологическое предпринимательство, во-первых, облегчает хозяйствующим субъектам, особенно среднему бизнесу, выполнение требований экологического законодательства, в том числе его обязательной нормативно-документальной составляющей; во-вторых, создает конкурентные рыночные отношения в сфере экологических услуг, что придает экологическим затратам и издержкам экономическую вариативность; в-третьих, поддерживается системой мер экономического стимулирования в соответствии с законодательством на государственном уровне.[ ...]
В связи с резким уменьшением государственного финансирования природоохранных работ и заказов на них практически прекратили свою деятельность государственные предприятия, специализировавшиеся на производстве, монтаже и наладке природоохранного оборудования. В то же время желающих заниматься экологическим предпринимательством стало вдвое меньше, чем в 1992 г., притом около 40% их них ограничивают свою деятельность только посредническими услугами. Основную часть работ, связанных с созданием новых, ремонтом и обновлением действующих мощностей очистного оборудования, предприятия выполняют своими силами, что не гарантирует качества и эффективности выполненных работ [51].[ ...]
В нефтегазовой отрасли, как и в целом по России, необходимо скорейшее решение ряда принципиальных задач. К их числу относится обеспечение стабилизации и последующего коренного улучшения состояния окружающей среды за счет «экологизации» экономической деятельности, т.е. ввод хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение системы экологического управления и менеджмента, включающей в себя создание такого механизма, который целенаправленно будет ориентировать все субъекты предпринимательства на соблюдение природоохранных требований, требуется системных подход, оптимизирующий весь материально-производственный цикл -от сырья до готового продукта и утилизации отходов производства. Этот цикл должен включать в себя создание замкнутой промышленной схемы малоотходного и экологически приемлемого производства.[ ...]
ru-ecology.info
Экология и бизнес - это... Что такое Экология и бизнес?
Экология и бизнес | |
Коровин Леонид Константинович | |
Макарова Лариса Анатольевна | |
Воробьева Екатерина Анатольевна | |
сентябрь 1992 года |
Экология и бизнес (SpbOO Ecology and Business) — региональная исполнительная организация–оператор по реализации программ, проектов и решений Хельсинкской Комиссии (ХЕЛКОМ).
Основные направления деятельности
Основная задача СПБОО “Экология и бизнес” - способствовать реализации программ, проектов и решений ХЕЛКОМ, а также обеспечивать информирование всех заинтересованных лиц о деятельности Хельсинкской комиссии.
Одно из важнейших направлений в работе СПб ОО "Экология и бизнес" - популяризация деятельности ХЕЛКОМ в России. Вся информация о деятельности ХЕЛКОМ: отчеты заседаний Рабочих групп; Рекомендации ХЕЛКОМ; периодические издания о текущей деятельности ХЕЛКОМ; отчетные материалы по периодической оценке нагрузки загрязнений на Балтийское море и т.д. поступают в Россию в ограниченном количестве и на английском языке, поэтому не всегда доступны широкому кругу заинтересованных лиц и общественности. Важность доступности информации и осведомленности общественности для успешной работы по охране окружающей среды и экологического возрождения Балтийского моря отмечена в преамбуле и статье №17 Хельсинкской конвенции. СПб ОО "Экология и бизнес" имеет большой опыт работы, обладает эксклюзивной информацией о деятельности ХЕЛКОМ. СПб ОО "Экология и бизнес" проводит аналитические и научно-исследовательский работы по заказам Минприроды России, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, ГУП "Водоканал С. Петербурга"; для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (Светогорский ЦБК, Неманский ЦБЗ, Усть-Илимский ЦЗ, Байкальский ЦЗ).
Область деятельности
СПбОО «Экология и бизнес»: проводит сбор, анализ и систематизацию экологической информации о состоянии окружающей среды российской территории района Балтийского моря, подпадающей под действие Хельсинкской конвенции; заполняет форматы отчетности по выполнению Россией Рекомендаций ХЕЛКОМ для представления в Секретариат ХЕЛКОМ; проводит сбор, анализ и составляет отчет России, как Лидирующей страны по выполнению всеми странами-участницами Хельсинкской конвенции Рекомендации ХЕЛКОМ 23/7, касающейся снижения сброса и выброса загрязнений от участков обработки поверхностей металлами; принимает участие в разработке и экспертной оценке проектов вновь принимаемых и пересматриваемых Рекомендаций ХЕЛКОМ по приоритетным отраслям промышленности и хозяйственной деятельности; оценивает применимость и способствует, с учетом российского законодательства, выполнению обязательств России на территории, подпадающей под действие Хельсинкской конвенции, международных правительственных соглашений и Рекомендаций ХЕЛКОМ для улучшения экологического состояния бассейна Балтийского моря; участвует в подготовке материалов по выполнению Всеобъемлющей комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря (HELCOМ JCP) на территории России; участвует в подготовке национальных программ по выполнению Программы ХЕЛКОМ относительно вредных веществ; обеспечивает организационно методическое проведение Международного экологического форума "День Балтийского Моря" в Санкт-Петербурге; развивает контакты с зарубежными и российскими общественными природоохранными организациями; осуществляет издание на русском языке информационных материалов о деятельноcти ХЕЛКОМ; принимает участие в совещаниях, выставках, семинарах по природоохранной тематике.
22 марта 2000 года Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды поддержал инициативу ХЕЛКОМ о праздновании Дня Балтийского моря, и в России был впервые проведен Международный экологический Форум "День Балтийского моря", который был направлен на повышение информирования общественности и специалистов о деятельности ХЕЛКОМ, а также способствовал популяризации целей и задач ХЕЛКОМ.
Форум нацелен на поддержку и содействие деятельности ХЕЛКОМ и рассматривается в качестве своего рода общественных слушаний по приоритетам Балтийского моря, на которых до сведения всех заинтересованных сторон доводится полная информация о проблемах, освещаются все аспекты сотрудничества, предоставляется возможность задать друг другу самые острые вопросы и получить на них ответы. Его миссия состоит в том, чтобы инициировать общественную деятельность, направленную на восстановление здоровой окружающей среды и содействие устойчивому развитию региона Балтийского моря. Основной организатор Форума – СПб ОО «Экология и бизнес» при активной поддержке со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, органов власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также правительств и финансовых учреждений Балтийских стран.
Мероприятия Форума - пленарные и секционные заседания/круглые столы, лейтмотивом которых было обсуждение выполнения Плана действий по Балтийскому морю, направленного на восстановление его хорошего экологического статуса к 2021 году.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru