Незаконные отказы ФНС при измненении юридического адреса #1. Жалоба на отказ в регистрации изменения юр адреса
Отсутствие детализации адреса может привести к отказу в государственной регистрации юридического лица | ФНС
Дата публикации: 28.06.2016 06:48
Единый регистрационный центр (Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области) проанализировал жалобы, поступившие за первое полугодие 2016 года. Одним из актуальных остается вопрос принятия решений об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия детализации адреса места нахождения юридического лица.
Отдел по работе с заявителями Единого регистрационного центра по этому вопросу сообщает следующее.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность регистрирующего органа по проведению проверки достоверности данных, включаемых в государственный реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ).
В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, включаемых в ЕГРЮЛ, в том числе в случае наличия возражений относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленных собственником объекта недвижимости, регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включаемых в государственный реестр. При этом регистрирующий орган, вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации для проведения соответствующей проверки на срок до одного месяца (п. 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В целях подтверждения достоверности заявленных при государственной регистрации сведений рекомендуется представлять дополнительные документы, которые, не являются обязательными, но могут повлиять на результат предоставления государственной услуги и сократить сроки рассмотрения документов.
Если адресом юридического лица является не здание в целом, а только его отдельные помещения (данное обстоятельство можно установить из свидетельства о государственной регистрации права, договора аренды и субаренды, гарантийного письма), то в представляемом для государственной регистрации заявлении в обязательном порядке указывается конкретный ориентир, который может быть отражен как виде нумерации офиса, помещения, так и нумерации этажа либо отдельного входа, подъезда.
Отсутствие в представленном на регистрацию заявлении указания конкретных элементов адреса (адресных ориентиров объекта недвижимости), в котором будет размещаться исполнительный орган юридического лица, влечет за собой принятие регистрирующим органом решения об отказе.
В основном при обжаловании таких решений заявители обосновывают свою позицию отсутствием в правоустанавливающих документах отдельных обозначений места положения объекта недвижимости, находящегося в собственности, таких как нумерация соответствующих помещений. Однако необходимо разграничивать адрес объекта недвижимости, необходимый для государственной регистрации права на него, и адрес места нахождения юридического лица, указанный при государственной регистрации, присваиваемый собственником самостоятельно с целью надлежащей идентификации места нахождения юридического лица.
Позиция Единого регистрационного центра поддерживается вышестоящим налоговым органом и соответствует позиции, изложенной в судебных актах, например в Определении Высшего Арбитражного Суда от 15.01.2014 № ВАС-19239/13.
В отношении решения об отказе в государственной регистрации заявители могут получить разъяснения по телефону, при личном обращении или на личном приеме у заместителя начальника Единого регистрационного центра, курирующего соответствующее направление работы.
Позиция Единого регистрационного центра может быть обжалована в соответствии с положениями главы 8.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Преимуществом разрешения споров в досудебном порядке является оперативное устранение спорных ситуаций.
www.nalog.ru
Незаконные отказы ФНС при измненении юридического адреса #1
В стремлении "бороться" с фирмами однодневками ФНС переходит все грани разумного. В большинстве случаев представители Регистрирующего органа даже не могут толком мотивировать принятое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица или вносимых им изменений в ЕГРЮЛ.
Особо предвзято в настоящее ФНС относится к смене места нахождения или смене адреса юридического лица. Де факто ФНС ввела мораторий на миграцию юрлиц. При этом в большей степени от этого страдают законопослушные предприятия, не имеющие отношения к обналичке и не отвечающие признакам фирм-однодневок.
Очевидно, что ФНС России и ее структурным подразделениям следует дифференцировать критерии для отказов в государственной регистрации в зависимости с учетом уже сложившейся методики отнесения компании к фирмам-однодневкам, а не тотально отказывать в регистрации любому и каждому.
Существующий подход создает впечатление того, что истинной целью отказов в государственной регистрации является не борьба с однодневками, а пополнение бюджета за счет удержания государственной пошлины, уплачиваемой заявителями при неоднократном обращении за одним и тем же регистрационным действием в связи с отказом в регистрации.
И даже обжалование незаконных отказов в государственной регистрации с взысканием с ФНС внушительных сумм судебных издержек и убытков, вызванных отказом, не убеждает органы ФНС подойти к проблеме взвешенно и разумно. Видимо, отказов так много, а решившихся на обжалование так мало, что конечное сальдо все-равно остается в пользу ФНС.
Переломить ситуацию могут лишь сами заявители - законопослушные предприятия, не мирясь с незаконными отказами, а предпринимая необходимые действия по защите своих прав в досудебном и судебном порядке.
Мы готовы поделится с вами нашей практикой и полученным опытом в обжаловании отказов государственной регистрации ООО, изменений в ЕГРЮЛ, изменений в Устав, смены места нахождения и юридического адреса, а также оказать реальную правовую помощь по данным вопросам.
В данной публикации мы объясним разницу между местом нахождения юридического лица и адресом юридического лица. Мы уже неднократно сталкивались с тем, что неосведомленность большинства Завителей в этом вопросе, неточности в терминологии, приводят к отказу в государственной регистрации изменений в устав и ЕГРЮЛ.
Итак, в чем же разница между местом нахождения юридического лица и адресом юридического лица?
Ответ на этот вопрос в системном толковании норм, установленных в пункте 4 статьи 52, пункте 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, а также в пункте 2 статьи 4, пункте 2 статьи 12, подпункте 2 пункта 2 статьи 33, статьи 39 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Местонахождение юридического лица
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), например, «Российская Федерация, г.Воронеж», «Российская Федерация, Воронежская область, г.Семилуки».
Сведения о месте нахождения общества должны содержаться в Уставе Общества, в Решении (Протоколе) об учреждении юридического лица, в Решении об изменении места нахождения юридического лица.
Регистрация изменения места нахождения юридического лица (переезд юридического лица из одного населенного пункта в другой) осуществляется в два этапа:
- сначала представляется Заявление по форме №Р14001 (Уведомление о принятом решении об изменении места нахождения юрлица) вместе с Решением об изменении места нахождения.
- только через 20 дней после внесения в ЕГРЮЛ записи о принятом решении об изменении места нахождения юрлица (ст.17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») можно представлять в Регистрирующий орган по новому месту нахождения Заявление по форме №Р13001 вместе с изменениями в Устав или новой редакцией Устава, а также Решением о внесении изменений в Устав.
Адрес юридического лица
Сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица должен быть указан в Едином государственном реестре юридических лиц.
То есть в Уставе ООО нет необходимости указывать полный адрес Общества, достаточно указать лишь место нахождения, а вот в ЕГРЮЛ необходимо подавать полные сведения об адресе.
Регистрация изменения адреса юридического лица в пределах места нахождения (населенного пункта) осуществляется путем представления в Регистрирующий орган Заявления по форме №Р14001
Как обжаловать отказ в регистрации
Следует отметить, что налоговый орган использует любую возможность и неточности в формулировках с целью отказать в государственной регистрации изменения места нахождения или юридического адреса, но при формировании правильной правовой позиции в арбитражном суде, доводы налогового органа выглядят нелепо и неубедительно.
Так Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07 марта 2017 года признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Воронежской области об отказе в государственной регистрации смены места нахождения Общества с ограниченной ответственностью.
Арбитражный суд обязал МИ ФНС №12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Решение исполнено в добровольном порядке.
www.tochkai.ru
Обжалование решений ФНС при регистрации
Обжалуется решение об отказе в госрегистрации: cначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию.Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться: или в ФНС России; или в суд.
Обжалуется решение о госрегистрации: жалобу можно подать на выбор: в вышестоящую налоговую инспекцию; в ФНС России; в суд.
Это общий порядок обжалования. Однако из него есть исключения. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана сразу в ФНС России или в суд в двух случаях:
- вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
- решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).
Вид жалобы:
- жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).
- жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России). Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации. При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
- жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.
- заявление в суд. В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
В соответствии со статьей 25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:
- фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
- основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.
Способ отправки
Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):
- непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
- в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).
- по почте;
- представить лично;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Как уже говорилось выше, поданную жалобу налоговые органы могут оставить без рассмотрения. Исчерпывающий перечень оснований для этого приведен в статье 25.5 Закона № 129-ФЗ.
Однако если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня получения. Срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Заметим, что пока решение по жалобе не принято, заявитель может представить дополнительные документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.
Результатом рассмотрения жалобы могут стать:
- отмена решения налоговой инспекции;
- оставление жалобы без удовлетворения (ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).
п.с.В соответствии с частью 3 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации утверждены (далее – Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена, в том числе оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц).
При этом Правилами не предусмотрено представление представителем заявителя копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
В случае подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы (подпункт «в» пункта 20 Правил).
regafaq.ru