Система налогообложения с ндс: Налог на добавленную стоимость (НДС) | ФНС России

НК РФ Статья 346.11. Общие положения \ КонсультантПлюс

НК РФ Статья 346.11. Общие положения

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 346.11 НК РФ

Арбитражные споры:

— Налоговый орган не пересчитал обязательства по УСН за периоды, в которых лицо вело деятельность без статуса ИП

— Налоговый орган доначислил ИП налог при УСН на сумму процентов по депозиту

Споры в суде общей юрисдикции:

— Налоговый орган доначислил НДС бывшему ИП, применявшему УСН

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174. 1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 24.11.2014 N 376-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378. 2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 30. 03.2016 N 72-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

особенности налогообложения — Журнал «Налоговая политика и практика»

Как оплачиваются налоги при передаче автономным учреждением, применяющим общую систему налогообложения, имущества в безвозмездное пользование или при сдаче в аренду по ставке ниже рыночной?

Рассмотрев вопрос, эксперты ГАРАНТ пришли к следующему выводу:
Передача имущества автономным учреждением в безвозмездное пользование является объектом обложения НДС, за исключением случаев передачи в безвозмездное пользование объектов основных средств организациям госсектора, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Для целей налогообложения прибыли сам факт передачи имущества в безвозмездное пользование не влечет признания доходов и расходов. При этом амортизация по переданному в безвозмездное пользование имуществу не начисляется.
При сдаче имущества в аренду по ставке ниже рыночной доначисление налоговым органом при проверке НДС и налога на прибыль возможно только в случае, если стороны договора будут признаны взаимозависимыми.

Обоснование вывода:

I. Передача в безвозмездное пользование

НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются в том числе операции по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг на безвозмездной основе. Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Из анализа норм ст. 148 НК РФ и главы 21 НК РФ в целом можно сделать вывод, что для целей исчисления НДС аренда, а также ряд других гражданско-правовых обязательств признаются услугой (смотрите п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Из приведенных норм следует, что передача имущества автономным учреждением в безвозмездное пользование облагается НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Налоговая база определяется исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности, доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества (п. 2 ст. 154 НК РФ). В этом случае НДС уплачивается за счет средств передающей стороны, поскольку учреждение — ссудодатель сумму налога к оплате ссудополучателю не предъявляет.
Исключение предусмотрено для случаев передачи в безвозмездное пользование объектов основных средств органам власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (далее — организации госсектора), государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 25.04.2014 N 03-07-11/19393).
Кроме того, возмещаемые ссудополучателем автономному учреждению расходы по коммунальным и иным эксплуатационным услугам, в налоговую базу по НДС не включаются. Дело в том, что учреждение (ссудодатель) не является энергоснабжающей организацией, не реализует ссудополучателю каких-либо товаров (работ, услуг) (п.п. 3-5 ст. 38 НК РФ), не передает ему имущественные права, а потому у него не возникает объекта налогообложения НДС, предусмотренного нормами п. 1 ст. 146 НК РФ. Такая позиция подтверждается разъяснениями уполномоченных органов по вопросам налогообложения НДС по договорам аренды, в частности, если компенсация стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг, включая услуги связи, не включена в арендную плату (смотрите п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, письмо Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51).

Налог на прибыль

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, указанные в ст. 250 НК РФ, признаются внереализационными доходами, их перечень не ограничен.
Критерии и порядок признания расходов установлены в ст. 252 НК РФ.
Сам факт передачи объекта имущества в безвозмездное пользование и его возврата не влечет за собой признание доходов и расходов, так как нет перехода права собственности (оперативного управления) и, соответственно, реализации (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Вместе с тем, если имущество было приобретено за счет приносящей доход деятельности и является амортизируемым в целях налогообложения прибыли, то этот объект надо исключить из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). Исключение предусмотрено только для объектов амортизируемого имущества, переданных организациям госсектора, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность установлена законодательством РФ.
Если ссудодатель возмещает коммунальные и иные эксплуатационные расходы, то суммы компенсации надо учитывать в составе внереализационных расходов. Это обусловлено тем, что в ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций. Суммы, полученные в качестве возмещения (компенсации) стоимости коммунальных услуг (услуг по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование), в ст. 251 НК РФ не поименованы. В связи с этим, по мнению Минфина России, указанные суммы должны признаваться доходами налогоплательщика и учитываться в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 06.09.2017 N 03-03-06/3/57236, от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325).
Расходы по содержанию переданного имущества в целях налогообложения не признаются, так как они не связаны с приносящей доход деятельностью (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). Признать можно только суммы коммунальных и эксплуатационных расходов, перевыставленных ссудополучателю.

II. Сдача имущества в аренду по ставке ниже рыночной

В случае сдачи имущества в аренду по ставке ниже рыночной доначисление налоговым органом при проверке НДС и налога на прибыль в части недополученных доходов возможно только в случае, если стороны договора будут признаны взаимозависимыми на основании положений п. 1 ст. 154 и ст. 105.3 НК РФ. Однако налоговому органу необходимо доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Если же льготная цена установлена в соответствии с законом (федеральной, муниципальной программой, программой субъекта РФ) или решением органа учредителя, то для целей налогообложения доход (выручка) определяются из установленной договором цены. Массовая судебная практика по данному вопросу на сегодняшний день отсутствует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

Налог на потребление — ОЭСР

Тенденции налога на потребление в 2022 году

В этой публикации содержится информация о налогах на добавленную стоимость/налогах на товары и услуги (НДС/НТУ) и ставках акцизных сборов в странах-членах ОЭСР. Он также содержит информацию о международных аспектах развития НДС/GST и эффективности этого налога. В нем описывается ряд других положений о налогообложении потребления табака, алкогольных напитков, автотранспортных средств и авиационного топлива

Цифровой инструментарий НДС для Азиатско-Тихоокеанского региона

Этот инструментарий предназначен для оказания помощи налоговым органам в Азиатско-Тихоокеанском регионе в разработке и реализации реформы для обеспечения эффективного взимания НДС с деятельности в области электронной торговли.

НДС Цифровой инструментарий для Латинской Америки и Карибского бассейна

Этот инструментарий предназначен для оказания помощи налоговым органам в Латинской Америке и Карибском бассейне в разработке и реализации реформы политики для обеспечения эффективного взимания НДС с деятельности в области электронной торговли.

 

Влияние роста шеринговой и гиг-экономики на политику и администрирование НДС/НТУ

Этот отчет предназначен для оказания помощи налоговым органам в разработке и реализации эффективного ответа политики налога на добавленную стоимость/налога на товары и услуги (НДС/НТУ) в ответ на рост совместного использования и гиг-экономики. Рост этого явления, основанный на цифровых платформах, всего за несколько коротких лет преобразовал ряд отраслей.

 

Роль цифровых платформ в сборе НДС/налога на товары и услуги при онлайн-продажах

В этом отчете представлены практические рекомендации для налоговых органов по разработке и внедрению различных решений для цифровых платформ, включая торговые площадки электронной коммерции, по эффективному и действенному сбору НДС/НТУ при цифровой торговле товарами, услугами и нематериальными активами.

 

Механизмы эффективного взимания НДС/налога на товары и услуги

Этот отчет представляет собой новое руководство по внедрению, направленное на содействие эффективному сбору НДС при трансграничных продажах. Это руководство будет способствовать последовательному внедрению согласованных на международном уровне стандартов в отношении учета НДС в трансграничной торговле и имеет особое значение с учетом быстрой и продолжающейся цифровизации экономики.

Международное руководство по НДС/налогу на товары и услуги

В Международном руководстве по НДС/НТУ теперь представлен набор согласованных на международном уровне стандартов и рекомендуемых подходов к решению проблем, возникающих в результате нескоординированного применения национальных систем НДС в контексте международной торговли. Особое внимание они уделяют торговле услугами и нематериальными активами, что создает все более серьезные проблемы для разработки и эксплуатации систем НДС во всем мире. В частности, они включают рекомендуемые принципы и механизмы для решения проблем, связанных со сбором НДС при трансграничных продажах цифровых продуктов, которые были выявлены в контексте проекта ОЭСР/Группы двадцати по ликвидации базы, эрозии и перемещению прибыли (проект BEPS). .

Эффекты распределения налогов на потребление в странах ОЭСР

В отчете рассматривается распределительный эффект системы налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного налога в 20 странах ОЭСР, а также исследуется эффективность пониженных ставок НДС как инструмента перераспределения.

«Прогрессивный налог на потребление, взимаемый электронным способом», Дэниел С. Голдберг

 

Тип документа

Статья

Дата публикации

2010

Ключевые слова

налог на потребление, подоходный налог, налог на имущество

Аннотация

модифицированный для заработной платы) с прогрессивным налогом на заработную плату. Я назвал это предложение e-VAT (удобное сокращение для электронного налога на добавленную стоимость), потому что оно основано на кредитном НДС на уровне предприятия и может взиматься автоматически и в электронном виде в точке продажи.

Существенным преимуществом электронного НДС по сравнению с фиксированным налогом Холла-Рабушки является то, что использование электронного НДС кредитного НДС в качестве основы облегчает автоматический и электронный сбор налога. Кредитный НДС поддается электронному мониторингу и аудиту со стороны IRS. Напротив, фиксированный налог Холла-Рабушки использует метод вычитания НДС и, следовательно, требует ежегодного сбора, что увязает в технологиях 20-го века. Электронный НДС позволил бы избежать ежегодного сбора, ручного и трудоемкого процесса аудита и зависимости от самостоятельной отчетности налогоплательщиков — всех недостатков, которые фиксированный налог разделяет с текущим подоходным налогом.

В отчете объясняется, как система электронного НДС будет работать, достигать прогрессивности и решать проблемы, которые в настоящее время преследуют систему подоходного налога, такие как систематическое налоговое мошенничество и возникающий в результате налоговый разрыв. Электронная оценка и сбор в экономике, подобной нашей, в которой наиболее значительные транзакции выполняются в электронном виде, позволяют IRS легко соблюдать и контролировать.

В отчете также объясняется, как электронный НДС позволит взимать налог на наследство, который свободен от жалоб нынешних критиков налога на наследство — что он представляет собой второй налог на сбереженный доход и, следовательно, несправедлив. В соответствии с электронным НДС налог на наследство будет единственным налогом на сбереженный доход.

Кроме того, электронный НДС зависит от пункта назначения и будет соответствовать методу налогообложения, используемому практически во всем промышленно развитом мире. Таким образом, это устранит недостаток конкурентоспособной цены, который экспорт США имеет по сравнению с промышленными товарами юрисдикций, взимающих НДС. Этот конкурентный недостаток возникает из-за того факта, что товары США облагаются и, следовательно, поглощают и включают в свои цены налог на прибыль корпораций США, взимаемый с производителей США, а также НДС, причитающийся, когда импортер продает товары США в этих пунктах назначения НДС. В соответствии с электронным НДС по месту назначения, в качестве замены корпоративного налога, экспортные товары США не должны будут включать в свои цены корпоративный налог США сверх иностранного НДС по месту назначения.

Этот отчет является частью книги автора, в которой критически исследуется действующая система подоходного налога. В книге описываются недостатки подоходного налога и предлагается его замена на налог на потребление. Затем в книге приводится справочная информация об одноуровневых альтернативных налогах на потребление, которые могут оцениваться и взиматься на уровне отдельных лиц и предприятий, и отмечается, что текущий подоходный налог содержит положения нескольких из этих методов налога на потребление, так что переход к налогу на потребление не будет столь революционным в отношении распределения бремени, как может показаться. Книга завершается материалами этого отчета, в которых предлагается электронный НДС.

Ссылка на публикацию

128 Налоговые примечания 1351 (2010 г.