Содержание
Новые правила уплаты НДС в Великобритании
С 1 января 2021 г. eBay в соответствии с законодательством Великобритании собирает и перечисляет НДС в HMRC (Управление по налоговым и таможенным сборам Её Величества) в отношении всех импортных товаров, которые продаются частным лицам в Великобритании. Это относится к товарам стоимостью до 135 фунтов стерлингов. При поставках на сумму свыше 135 фунтов стерлингов покупатель по-прежнему несет ответственность за уплату НДС на импорт.
eBay также взимает НДС с продажи товаров, находящихся в Великобритании, но принадлежащих продавцам, имеющим бизнес за ее пределами. Данное обязательство по взиманию НДС применяется во всех случаях независимо от стоимости товаров.
Сумму НДС, подлежащую уплате, eBay взимает непосредственно с покупателей и передает ее властям Великобритании.
Ваша работа с объявлениями для продавцов на территории Великобритании зависит от того, есть ли у вас Учетная запись компании (BUSINESS account), зарегистрированная на ebay. co.uk.
У вас НЕТ Учетной записи компании (BUSINESS account), зарегистрированной на ebay.co.uk
У вас ЕСТЬ Учетная запись компании (BUSINESS account), зарегистрированная на ebay.co.uk
У вас НЕТ Учетной записи компании (BUSINESS account), зарегистрированной на ebay.co.uk
Имейте в виду, что для покупателей из Великобритании к цене вашего товара добавится НДС, сумму которого eBay перечислит властям Великобритании.
Пример сценария для вас:
Товар, размещенный на ebay.com, покупатель просматривает на сайте ebay.co.uk и заказывает в Великобританию
Товар размещен на ebay.com. Покупатель просматривает товар на ebay.co.uk, и доставляться товар будет в Великобританию. Цена, которую увидит покупатель, включает НДС Великобритании. Конечная цена при расчете в корзине тоже будет включать сумму НДС, поскольку указан адрес доставки в Великобритании.
Сайт, на котором размещено объявление: | ebay.com |
Сайт, на котором объявление видит покупатель: | ebay. co.uk |
Страна покупателя: | Великобритания |
Цена нетто: | 100 USD |
НДС, указанный продавцом: | поле недоступно |
Цена, указанная в объявлении продавцом: | 100 USD |
Применимый НДС: | 20% |
Цена в результатах поиска (SRP): | 120 USD |
Конечная цена для покупателя: | 120 USD |
Поскольку покупатель просматривает товар на сайте ebay.co.uk, цена товара составит 120 USD (с учетом ставки НДС в Великобритании), а не 100. С юридической точки зрения все цены, отображаемые на ebay.co.uk, должны указываться с учетом НДС. Конечная цена для покупателя также будет включать НДС, поскольку доставка осуществляется в Великобританию.
У вас ЕСТЬ Учетная запись компании (BUSINESS account), зарегистрированная на ebay.co.uk
При размещении объявлений на ebay.co.uk или на региональных сайтах eBay в ЕС вы можете выбрать один из вариантов:
- указать стоимость товара без учета НДС (net price) и оставить поле для ввода ставки НДС пустым — eBay сам рассчитает и начислит налог на основе данных о местонахождении продавца, покупателя и товара;
- указать полную стоимость товара, включающую НДС (gross price), и в отдельном поле — ставку НДС, включенную в стоимость.
Если у вас не отображается поле для указания НДС, обратитесь в Службу поддержки или к своему консультанту eBay.
У вас есть два варианта действий:
1) Указать, что ставка НДС = 0%
В этом случае eBay будет считать, что цена товара указана без учета НДС (цена нетто, net price), и для покупателей из Великобритании автоматически добавит к ней 20% (покупатель заплатит 120%, продавец получит 100% указанной стоимости товара).
Для покупателей из других стран при просмотре и оплате товара цена будет отображаться без учета НДС.
2) Указать, что ставка НДС = 20%
В этом случае eBay будет считать, что цена товара указана с учетом НДС (цена брутто, gross price), и удержит 20% НДС для покупателей из Великобритании (покупатель заплатит 100%, продавец получит ~83% указанной стоимости товара).
Для покупателей из других стран при просмотре и оплате товара цена будет отображаться с учетом НДС.
Если вы не предоставите эту информацию вовремя или укажете НДС 0%, eBay будет считать, что вы указали цену без учета НДС (цену нетто, net price), и автоматически добавит 20% НДС к ценам, отображаемым для покупателей.
Примеры сценариев для вас:
Вариант 1
Товар, размещенный на ebay.co.uk, который просматривают на сайте ebay.co.uk и заказывают с доставкой в Великобританию
Товары размещены на ebay.co.uk и доставляются в Великобританию. Цена, которую увидит покупатель, включает НДС Великобритании. Конечная цена при расчете в корзине тоже будет включать 20% НДС, поскольку указан адрес доставки в Великобритании.
⠀ | ⠀ |
---|---|
Сайт, на котором размещено объявление: | ebay.co.uk |
Сайт, на котором объявление видит покупатель: | ebay.co.uk |
Страна покупателя: | Великобритания |
Цена нетто: | 100 GBP |
НДС, указанный продавцом: | 10% |
Цена, указанная в объявлении продавцом: | 110 GBP |
Применимый НДС: | 20% |
Цена в результатах поиска (SRP): | 120 GBP |
Конечная цена для покупателя: | 120 GBP |
Если необходимо, eBay автоматически скорректирует НДС, указанный продавцом (кроме случаев, когда сумма импортных товаров превышает 135 фунтов стерлингов).
Вариант 2
Товар, размещенный на ebay.co.uk, который просматривают на ebay.co.uk и заказывают с доставкой в США
Товары размещенные ebay.co.uk с доставкой в США. Цена, отображаемая покупателю, включает НДС Великобритании. Конечная цена будет включать 0% НДС на основании адреса доставки в США.
⠀ | ⠀ |
---|---|
Сайт, на котором размещено объявление: | ebay.co.uk |
Сайт, на котором объявление видит покупатель: | ebay.co.uk |
Страна покупателя: | США |
Цена нетто: | 100 GBP |
НДС, указанный продавцом: | 20% |
Цена, указанная в объявлении продавцом: | 120 GBP |
Применимый НДС: | 20% |
Цена в результатах поиска (SRP): | 120 GBP |
Конечная цена для покупателя: | 120 GBP |
Поскольку покупатель просматривает товары на ebay. co.uk, цена, которую он видит (120 GBP), указана уже с учетом НДС Великобритании. Конечная цена для покупателя будет равна указанной продавцом, на основании адреса доставки за пределами Великобритании.
Информация об уплаченном НДС будет отражена в вашем счете от еВау. Для уточнения порядка учета НДС при подаче налоговых деклараций обратитесь к своему налоговому консультанту.
Эта статья не является налоговой или юридической консультацией. Чтобы убедиться, что вы соблюдаете законодательство, рекомендуем обратиться к независимому юристу или налоговому консультанту.
Ищите дополнительную информацию на https://www.gov.uk/transition
Рекомендуем обратиться в вашу службу доставки за более подробной информацией о прохождении таможни.
Информация была полезна?
Департамент банковского аудита об обложении НДС при реализации недвижимости, стоимость которого отражена в балансе с учетом НДС и без НДС
Ответ
Мнение консультантов.
Консультанты считают возможным обратиться к норме пункта статьи 7 НК РФ и закрепить в учетной политике положение, определяющее, что при реализации рассматриваемого имущества налоговая база по НДС исчисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ.
В этом случае при реализации здания, стоимость которого до 1 января 2002г. формировалась с учетом в НДС, а затем, с 1 января 2002г. затраты, увеличивающие стоимость объекта, стали учитываться без НДС, Банк будет вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ исчислить налоговую базу как разницу между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
В то же время, консультанты не могут исключить вероятности того, что специалисты налогового ведомства в ходе осуществления контрольных мероприятий будут придерживаться иной точки зрения.
Обоснование мнения консультантов.
Порядок определения налоговой базы для целей Главы 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что «Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».
«Иное» как раз и закреплено в пунктах 2-4 статьи 154 НК РФ, из которых для банков, не применяющих положения пункта 5 статьи 170 НК РФ, актуальной является норма пункта 3: «При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок)».
В тексте вопроса указано, что на момент постановки здания на учет, до вступления в силу Главы 25 НК РФ, налог на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС), как и было предусмотрено положениями налогового законодательства, был правомерно учтен в стоимости здания. Однако, впоследствии часть здания реконструировалась и затраты по реконструкции были отнесены на увеличение стоимости здания уже без НДС.
Иными словами, стоимость здания сформирована на сегодняшний день двумя различными методами в отношении НДС: и с учетом НДС и без учета НДС.
Статья 154 НК РФ, как указано выше, предусматривает зависимость применения пункта 1 или 3 от порядка учета имущества:
без уплаченного НДС (например, для кредитных организация, закрепивших в учетной политике применение пункта 5 статьи 170 НК РФ)
либо
с учетом уплаченного НДС.
Ситуации, когда в отношении одного и того же объекта его стоимость до 1 января 2002г. формировалась с учетом в НДС, а затем, с 1 января 2002г. затраты, увеличивающие стоимость объекта, стали учитываться без НДС, в НК РФ не отрегулированы.
В связи с этим, консультанты считают возможным обратиться к норме пункта статьи 7 НК РФ, согласно которой «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» и на этом основании закрепить в учетной политике[1] положение, определяющее, что при реализации рассматриваемого имущества налоговая база по НДС исчисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ.
Таким образом, на наш взгляд, при реализации здания, стоимость которого до 1 января 2002г. формировалась с учетом в НДС, а затем, с 1 января 2002г. затраты, увеличивающие стоимость объекта, стали учитываться без НДС, Банк будет вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ исчислить налоговую базу как разницу между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Правомерность применения в сложившейся ситуации нормы пункта 3 статьи 154 НК РФ подтверждается мнением специалистов финансового ведомства, изложенным в Письме от 17.03.2010г. № 03-07-05/09: «Что касается имущества, приобретенного до 1 января 2002 г. и отраженного в учете с налогом добавленную стоимость, то при реализации такого имущества налоговая база определяется в соответствии с вышеуказанным п. 3 ст. 154 Кодекса. Данный порядок определения налоговой базы, по нашему мнению, применяется при реализации имущества, приобретенного банками до 1 января 2002 г. и стоимость которого (остаточная стоимость с учетом переоценок) сформирована исходя из расходов, как включающих суммы налога на добавленную стоимость, так и не включающих суммы этого налога».
В то же время, консультанты не могут исключить вероятности того, что специалисты налогового ведомства в ходе осуществления контрольных мероприятий будут придерживаться иной точки зрения.
Документы и литература.
1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.
[1] В статье 11 (пункт 2) НК РФ приведено понятие учетной политики для целей налогообложения. Так, учетной политикой для целей налогообложения признается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале
knk_banki
Назад в раздел
Проверить номер плательщика НДС (VIES)
Последняя проверка: 20.10.2022
Вы можете проверить, зарегистрирован ли бизнес для трансграничной торговли в пределах ЕС с
VIES ЕС в веб-инструменте.
Начать
Что такое ВИЕС?
VIES (Система обмена информацией по НДС) — это поисковая система (не база данных) принадлежит Европейской комиссии. Данные взяты из национального
базы данных НДС при поиске с помощью инструмента VIES.
Результат поиска, отображаемый в инструменте VIES, может быть одним из двух способов;
Информация об НДС ЕС существует ( действительный ) или не существует ( недействительный ).
Действительный ответ
Если получен действительный ответ, информация об НДС ЕС будет отображаться в VIES.
орудие труда.
Неверный ответ
Если система возвращает неверный статус, это означает, что номер НДС, который вы пытаетесь
для проверки не зарегистрирован в соответствующей национальной базе данных. Это из-за одного
из следующих причин:
- номер НДС не существует
- номер НДС не был активирован для транзакций внутри ЕС
- регистрация еще не завершена (в некоторых странах ЕС требуется отдельная регистрация
для сделок внутри ЕС).
Эти изменения не всегда сразу отражаются в национальных базах данных и, следовательно,
в ВИЕС. По срочным вопросам советуем обращаться в местную налоговую инспекцию.
VIES доступен на 23 языках Европейского Союза.
Что делать, если существующий номер не подтвержден?
Если ваш клиент утверждает, что он зарегистрирован как плательщик НДС, но проверка через
ВИЕС этого не подтверждает — они могут запросить проверку в налоговой инспекции в
их страна. От них может потребоваться дополнительная регистрация для пересечения границы ЕС.
транзакции. Эта процедура различается в зависимости от страны ЕС.
Запрос дополнительной информации
Если вы не можете найти информацию о VIES, запросите дополнительную информацию по адресу
национальный уровень с вашими национальными властями . После этого вы сможете подтвердить:
- если номер НДС действителен или нет ;
- если номер НДС «связан» с определенным именем и адресом .
Как вы связываетесь с национальными властями, варьируется от страны к стране. В некоторых странах ЕС есть онлайн-системы, в то время как вы
необходимо связаться с другими по телефону , почте или факсу .
Выберите страну
Из-за защиты данных национальные власти будут не указывать имя и адрес, соответствующие номеру НДС . Они только подтвердят, если есть определенное имя и адрес, связанные с
конкретный номер НДС или нет.
Данные недоступны
Система иногда недоступна из-за необходимости резервного копирования национальных баз данных . Комиссия работает с государствами-членами, чтобы гарантировать, что продолжительность
то, что их базы данных не работают, сведено к минимуму. Если вы получили сообщение об ошибке
в связи с этим вам следует подождать несколько минут, а затем повторить попытку или попробовать другой
момент дня.
Возможные неточности
Европейская комиссия не может взять на себя ответственность за точность информации
в VIES в Интернете. Это связано с тем, что информация получена из национальных баз данных , над которыми Комиссия не имеет никакого контроля. Европейская комиссия не может проверять, исправлять,
добавить или удалить любую национальную регистрацию НДС.
Дополнительная информация
Рекомендуется отслеживать вашу валидацию на случай налогового контроля.
Вы можете обратиться к странице часто задаваемых вопросов на VIES для получения дополнительной информации.
Заявление об отказе от ответственности в отношении проверки идентификационных номеров плательщика НДС через VIES.
Определение статуса НДС покупателя в сделках электронной торговли ЕС
В трансграничных транзакциях электронной торговли статус клиента по налогу на добавленную стоимость (НДС) помогает определить, кто несет ответственность за уплату НДС в какой стране. Однако из-за применения налоговых фикций лицо, которое считается покупателем в коммерческом и гражданском смысле, может быть поставщиком для целей НДС, и наоборот, что может привести к тому, что позиция по выставлению счетов и НДС будет выглядеть совершенно иначе.
В случаях мошенничества и злоупотреблений в отношении НДС неправильная идентификация поставщика или покупателя может даже привести к возмещению упущенных налоговых поступлений с добросовестных торговцев в других частях цепочки.
Поэтому для предприятий электронной коммерции жизненно важно контролировать процессы «знай своего клиента» (KYC) и «знай своего поставщика» (KYS), чтобы они могли подать правильную декларацию по НДС, а также получить защита от налоговой совместной ответственности, налоговых доначислений и штрафов за потери НДС в мошеннических или нерегулярных цепочках.
Следует отметить, что требования по НДС не обязательно соответствуют требованиям KYC и KYS из других законодательных актов (например, о борьбе с отмыванием денег).
В этой статье мы рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся KYC и KYS для целей НДС, в частности статус плательщика НДС клиента и роль идентификационного номера плательщика НДС.
Идентификационный номер плательщика НДС
Согласно Директиве ЕС по НДС, государства-члены должны обеспечить идентификацию налогоплательщиков и присвоение им индивидуального номера. В транзакциях между торговцами НДС номер НДС используется для выставления счетов, отчетности, проверки и идентификации. Это позволяет налоговым органам отслеживать товары и услуги по всей цепочке и проверять существование заведения, а также статус поставщика и покупателя.
Трейдеры могут подтвердить номер плательщика НДС своего контрагента в транзакции на общедоступном веб-сайте Европейской комиссии, чтобы проверить, активен ли номер и соответствует ли указанное название компании и адрес реестру Комиссии. Таким образом, номер НДС является важной частью правильно функционирующей системы НДС, а также прямым указанием на то, существует ли клиент в качестве торговца и ведет ли он активную деятельность в этом качестве.
Это имеет большое значение для целей налогообложения, так как, как правило, операции с клиентами, которые не могут быть классифицированы как предприниматели (например, частные лица, государственные органы, клиенты с особым статусом, такие как посольства и международные организации), облагаются другим налогом. лечение. В мошеннических цепочках трейдеру жизненно важно самому проводить соответствующие проверки, чтобы предотвратить втягивание добросовестных торговцев и даже привлечение их к основной ответственности и ответственности за убытки по НДС в цепочке (которые часто будут значительными).
Во многих случаях эта система работает хорошо, но она определенно не является полностью водонепроницаемой. Например, во многих государствах-членах ЕС владельцы малого бизнеса обязаны регистрироваться в налоговых органах только при превышении определенного порога оборота; а в некоторых южных странах-членах местный номер плательщика НДС не всегда активируется в отношении транзакций с другими сторонами ЕС. Это ставит международные компании электронной коммерции, которые ведут дела с такими предпринимателями, в затруднительное положение.
Кроме того, все большее число мелких предпринимателей, гибридных предпринимателей и других специальных покупателей и поставщиков присоединяются к экономике совместного использования и экономике свободного заработка, и эта проблема только растет. К сожалению, пересмотр на уровне ЕС конкретных правил для малых предпринимателей, применимых в 2025 году, не был использован как возможность решить эту проблему.
Ситуация с товарами иная и часто даже более сложная, чем с услугами.
Трансграничные услуги электронной коммерции
Статус покупателя по НДС важен для определения места (т.е. страны) совершения сделки, кто должен платить НДС, а также для начисления и перечисления НДС. Если иностранный покупатель является плательщиком НДС, поставщик, в принципе, может выставить счет без НДС, и НДС будет «переложен» на покупателя (обратное начисление). После этого последний должен задекларировать НДС в своей стране. В этом случае поставщику не нужно платить НДС в налоговые органы.
Если иностранный покупатель не является плательщиком НДС, поставщик должен взимать и перечислять НДС.
В какой стране уплачивается НДС, зависит от характера услуги. Основное правило заключается в том, что НДС уплачивается в стране поставщика услуг, но для электронных услуг есть исключение и НДС должен быть уплачен в стране получателя. Поставщик услуг может зарегистрироваться для этого на месте или может подать сводную декларацию для всего ЕС через возврат «одного окна» в родной стране поставщика.
Поставщик может использовать доказательные презумпции Регламента ЕС по введению НДС для определения статуса НДС своего клиента. Короче говоря, поставщик может предположить, что клиент не является налогоплательщиком, если клиент не предоставляет поставщику номер плательщика НДС. Когда клиент сообщает номер НДС, поставщик может, если он успешно подтвердит номер, предположить, что его клиент в принципе является лицом, облагаемым налогом на добавленную стоимость.
Если клиент сообщает, что его номер плательщика НДС все еще находится в процессе запроса, поставщик может полагаться на «любые другие доказательства» в отношении статуса плательщика НДС клиента, «при условии, что он проводит разумный уровень проверки точность информации, предоставленной клиентом, с использованием обычных коммерческих мер безопасности, таких как те, которые касаются проверки личности и оплаты». Это всегда регулируется оговоркой «если только он [поставщик] не располагает информацией об обратном».
Таким образом, номер НДС не является существенным условием для применения механизма обратного начисления НДС.
Трансграничные электронные торговые операции с товарами
С 2020 года наличие действительного номера плательщика НДС у покупателя является существенным условием для применения нулевой ставки к поставкам товаров внутри Сообщества лицам, облагаемым налогом на добавленную стоимость. Без действительного номера НДС от клиента поставщик не может применить нулевую ставку и должен выставить счет и уплатить НДС в своей стране. Однако это не освобождает покупателя от обязанности декларировать приобретение внутри Сообщества в стране своего учреждения.
Таким образом, отсутствие номера плательщика НДС у клиента может привести к двойному налогообложению. Это не должно быть проблемой, поскольку клиент имеет право на вычет, а также может потребовать возмещения дважды взимаемого НДС от обеих налоговых администраций. Однако некоторые государства-члены ЕС придерживаются мнения, что поставщик не имеет права на вычет НДС, взимаемого поставщиком, из-за отсутствия номера плательщика НДС у покупателя. Затем это должно быть исправлено корректирующим счетом-фактурой, выставленным поставщиком в то время, когда клиент сможет предоставить действительный иностранный номер плательщика НДС.
Для трансграничных поставок потребителям и другим необлагаемым налогом клиентам в других странах ЕС — так называемые дистанционные продажи — поставщик должен уплатить НДС в стране покупателя. Как и в случае с услугами, это можно сделать через местную регистрацию или через Единый центр обслуживания.
Таким образом, если у поставщика нет действительного номера плательщика НДС от заказчика, он должен убедиться, имеет ли он дело с необлагаемым налогом покупателем (НДС в стране заказчика) или все же с облагаемым налогом покупателем, несмотря на отсутствие действительный номер плательщика НДС (НДС в стране поставщика).
Примечательно, что Регламент по введению НДС, пояснительные примечания и Руководство по работе службы единого окна по НДС не содержат доказательных презумпций или других указаний для этой ситуации.
Фикции по НДС для платформ электронной коммерции
Для платформ электронной коммерции существуют специальные фикции по НДС, так что при определенных условиях для целей НДС они считаются частью цепочки базовой транзакции, осуществляемой через их платформу, даже если они действуют только как посредники, объединяющие спрос и предложение. В результате считается, что платформа покупает базовый продукт у продавца и перепродает его конечному покупателю со всеми последствиями НДС.
Возьмем, к примеру, платформу электронной коммерции, которая взимает комиссию с продавца, который продает товары через эту платформу, и бесплатно для покупателя на платформе. Применение фикции НДС означает, что для целей НДС заказчиком платформы считается не продавец, а покупатель. Более того, платформа уплачивает НДС не только с собственной комиссии, но и с полной стоимости базовой транзакции. Различие между товарами и услугами также применимо к этой фикции НДС.
Для электронных услуг (например, приложений, аудио и видео, программного обеспечения), предлагаемых через платформу электронной коммерции, правилом по умолчанию является то, что применяется фикция, если только продавец не указан платформой в явном виде как тот, кто оказывает услугу, и это ясно указано в договорных соглашениях, счете-фактуре и подтверждении оплаты между сторонами. Следовательно, при условии, что он настроен правильно, существует некоторая свобода действий, чтобы предотвратить применение фикции НДС.
Если фикция НДС действительно применяется, то те же доказательные презумпции применяются к платформе электронной коммерции для определения статуса конечного потребителя электронных услуг.
Для платформ электронной коммерции, которые «облегчают» дистанционную продажу и продажу товаров, хранящихся на складе в ЕС, продавцами, зарегистрированными за пределами ЕС, с 1 июля 2021 года также применяется фикция. Там свобода действий значительно меньше. Два условия этой фикции заключаются в том, что продавец на платформе является налогооблагаемым лицом, а покупатель — необлагаемым.
Для соответствующей платформы электронной коммерции применяется презумпция того, что, если у нее нет противоположной информации, продавец квалифицируется как налогоплательщик, а покупатель как не налогоплательщик, и в этом случае применима фикция. Платформа электронной коммерции не может полагаться только на тот факт, что продавец не предоставил ей номер плательщика НДС.
Таким образом, презумпция для этой конкретной ситуации идет дальше, чем презумпция для услуг.
Чтобы предотвратить попадание платформы электронной коммерции под юрисдикцию по НДС в результате этой конкретной презумпции, важно собрать соответствующие данные для опровержения этой презумпции. Эта информация также имеет решающее значение для настройки систем выставления счетов и планирования ресурсов предприятия (ERP) для автоматической настройки. Наличие действительного идентификатора плательщика НДС клиента и возможность связать номер плательщика НДС с транзакцией, в конце концов, является стержнем многих автоматизированных методов определения налогов, таких как «налоговые механизмы», и отправной точкой для их разработки.
Заключение
Очевидно, что статус плательщика НДС клиента и наличие или отсутствие его номера плательщика НДС в качестве подтверждения этого статуса необходимы для правильного применения НДС в сделках электронной торговли. В большинстве случаев поставщик, получивший действительный номер плательщика НДС от клиента, может с уверенностью предположить, что его клиент является налогооблагаемым лицом и действует в качестве такового.
Трудности возникают, когда действующий номер плательщика НДС недоступен. Существующие презумпции доказывания поддерживают лишь в определенной степени. Для трансграничных поставок товаров отсутствуют презумпции доказывания, а для дистанционных продаж через платформы электронной коммерции они даже невыгодны налогоплательщику.
Непреднамеренное выполнение «неправильных» действий может привести к неправильному выставлению счетов с НДС или без него, перечислению НДС в неправильную страну и, в крайних случаях, к двойному налогообложению. Кроме того, неравные правила игры представляют опасность, когда участники рынка придерживаются разных методов работы из-за нечетких правил.
Таким образом, предприятия электронной коммерции должны иметь свои процессы KYC и KYS, чтобы гарантировать наличие достаточных данных для правильного применения НДС по каждой транзакции.
Одного факта, что клиент не предоставил номер плательщика НДС, вероятно, недостаточно, чтобы предположить, что клиент не является налогоплательщиком. Лучше, если поставщик спланирует процесс принятия покупателем таким образом, чтобы потребитель активно указывал (для целей НДС), что он действует как лицо, не облагаемое налогом.
Еще лучше, когда процесс также настроен для мониторинга параметров, которые могут давать «конфликтующую информацию» и протокол действий в такой ситуации. Например, человек, который указывает, что он действует как частное лицо и покупает несколько поддонов со скоропортящимися товарами, скорее всего, не съест их все сам, но, вероятно, продаст их и, таким образом, будет считаться налогоплательщиком.
Номер НДС является центральным звеном в автоматизированной настройке налогов и НДС и, следовательно, одним из основных движущих сил его логики.
При отсутствии действительного номера плательщика НДС статус налогоплательщика клиента может быть подтвержден (комбинацией) других средств доказательства. Это может быть регистрация в торговой палате, юридическая форма клиента, веб-сайт, показывающий экономическую деятельность, или другая информация из общедоступных или частных источников.
Характер, количество и стоимость самой лежащей в основе операции также могут указывать на дееспособность клиента. Рассмотрим, например, услуги, специально предназначенные для предпринимателей, такие как пакеты электронных бухгалтерских услуг или платежные услуги.
К сожалению, не существует универсального решения, но требуется индивидуальная настройка, учитывающая конкретный контекст и обстоятельства отдельного бизнеса, его покупателей и поставщиков. При этом необходимо найти тонкий баланс с коммерческими аспектами. Ведь каждый лишний клик в процессе покупки снижает конверсию.
Автоматизация и консультации с внешними источниками в режиме реального времени могут помочь оптимизировать процесс и сделать его максимально удобным для клиентов. На самом деле этот процесс должен начинаться на начальном этапе при подключении новых клиентов и самое позднее при закрытии транзакции, а не только после того, как необходимо подать декларацию.
В зависимости от ситуации может оказаться целесообразным согласовать процессы с налоговыми органами, чтобы убедиться, что было сделано все разумно возможное для получения надлежащих платежей по НДС.