Отказ регистрирующих органов в ликвидации юридического лица: причины и последствия. Основания отказа в регистрации юридического лица
Отказ в регистрации ООО: причины, что делать?
Причины отказа в регистрации ООО — вот, что интересует предпринимателя, который прошел все «круги ада», но получил отрицательный вердикт от регистрирующего органа. Как такое возможно, ведь процесс полностью прозрачен? И действительно, для регистрации требуется собрать документы, передать их сотруднику ФНС, получить расписку с указанием даты и места получения бумаг, а в назначенный день явиться в ФНС. Но так ли все просто? Из-за чего в регистрации ООО могут отказать? Что делать, если вас затронула такая ситуация? Рассмотрим эти моменты подробнее.
Общие понятия
Открытие компании в форме ООО требует регистрации нового субъекта в налоговой инспекции с внесением информации в ЕГРЮЛ. Предприниматели, уверенные в легкости процедуры, наспех собирают документы и без проверки передают их в ФНС. Результатом таких действий часто бывает отказ, который оформляется в письменной форме и направляется заявителю на почту. Негативный ответ можно обжаловать в судебной инстанции, но в реальности это сложный процесс, и доводить дело до суда все-таки не стоит.
Как отмечалось в начале статьи, процесс регистрации прост и подразумевает несколько этапов:
- Подготовка необходимого пакета бумаг. Для открытия ООО требуются копии личных документов учредителей, данные о видах деятельности, а также бумаги, подтверждающие законность применения юридического адреса. Также учредители определяют размер уставного капитала и прописывают его в уставе.
- Принятие решения. После сбора бумаг собираются учредители общества и формируют устав будущей компании (в двух экземплярах).
- Оплата госпошлины. Для подтверждения проведенного платежа прикладывается квитанция.
- Заполняется заявление (форма Р11001) для регистрации ООО. Обязательное требование — посещение нотариуса для заверки документа.
- Передача бумаги в регистрирующий орган (ФНС).
- Получение решения. Здесь имеется два варианта — выдача свидетельства о внесении данных в ЕГРЮЛ и отказ в регистрации ООО.
Документы можно подавать не только в ФНС, но и в многофункциональный центр. Подача производится в форме электронной бумаги или направляется по почте. Учтите, что передача по почте или через МФЦ приводит к увеличению срока регистрации.
Как только документы в ФНС получены, у предпринимателя имеется 30 дней в распоряжении для выбора режима выплаты налогов, а также постановки на учет в Росстате. В этот же период желательно сделать печать и отметиться во внебюджетных фондах.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!или по телефону:
- Москва и область: +7-499-938-54-25
-
- Федеральный: +7-800-350-84-02
Общие причины отказа в регистрации
Что делать, если ФНС отказывает в регистрации? Для начала разберитесь в причинах такого решения. В ФЗ №129 рассмотрены все варианты:
- Передача неполного перечня документов, которые необходимы для регистрации ООО. Несоблюдение требований закона влечет к отказу в регистрации. К примеру, предприниматель все подготовил, а заполнить заявление по форме P11001 забыл или не приложил квитанцию об оплате госпошлины.
- Передача документов в орган, который не уполномочен осуществлять подобные действия. К примеру, в Москве работает только одна ФНС, занимающаяся вопросами регистрации компаний (для форм ООО, АО и ИП). Чтобы исключить задержки во времени, желательно уточнять этот момент заранее (с учетом своего города). Если речь идет о создании некоммерческой структуры, ее регистрация производится в Минюсте.
- Юрлицо находится на этапе ликвидации. По закону, если юридическое лицо проходит процедуру ликвидации, вносить изменения в учредительные бумаги запрещено.
- Физлицо пытается еще раз зарегистрироваться как ИП. Если гражданин без юридического статуса повторно регистрируется в качестве ИП (при этом прошлый статус не утратил силы или же не закончился срок действия судебного решения о признании предпринимателя банкротом), он также получит отказ.
- Нарушение требований к соблюдению нотариальной формы. Например, бизнесмен передал заявление по форме P11001 без заверки у нотариуса или сам работник нотариальной конторы допустил ошибку.
- Отказ из-за опечатки в P13001.Этот пункт является продолжением предыдущего. Бывает, что нотариус при заполнении бланка на внесении изменений в ООО допустил ошибку или не указал должность руководителя.
- Заявление подписано неуполномоченным для этого лицом. По закону заявитель может быть один. Именно он должен ставить подпись в заявлениях на регистрацию или на внесение изменений в данные о юрлице. Эта процедура происходит на глазах у нотариуса. Передавать право подписи другому человеку, не имеющему на это полномочий, запрещено.
- Выход учредителей из ООО. Если все участники принимают решение выйти из общества и в компании не остается учредителей, это также приводит к отказу. Для регистрации обязательно наличие хотя бы одного участника.
- Отказ из-за названия будущей компании. При выборе наименования для общества важно брать во внимание требования законодательства. Так, перед названием организации должно стоять «ООО». Кроме того, существуют слова, на использование которых необходимо получить разрешение. Также возможны случаи, когда новое наименование дублирует уже существующее.
- Отсутствие в пакете документов справки, оформленной по специальной форме и полученной при ликвидации (реорганизации) юрлица, а также бумаги, подтверждающей прекращение деятельности физлица в роли ИП.
Стоит отметить, что регистрирующий орган не может отказать заявителю при наличии открытых судебных разбирательств в отношении доли в уставном капитале или касательно принадлежности части компании какому-либо лицу.
Бесплатная подготовка документов для регистрации ООО и удобная онлайн бухгалтерия доступна вам на сервисе «Мое Дело».
Главная причина отказа — юридический адрес
Наиболее популярная ситуация — отказ в регистрации ООО из-за юридического адреса. В постановлении ВАС РФ №61 прописано право ФНС не регистрировать юрлицо в случае предоставления недостоверного адреса или в случае, если общество не планирует его использовать для ведения дальнейшей деятельности. В этом же документе поясняется, в каких случаях возможно появление подозрений:
- Юридический адрес имеет массовый характер, то есть он уже применяется большим числом компаний и эта информация отражается в ЕГРЮЛ.
- Связь с указанным адресом заведомо невозможна. К примеру, некоторые компании уже зарегистрированы с указанием этих данных, но в случае отправки им писем корреспонденция возвращается с отметкой «за истечением периода хранения».
- Адреса реально не существует. Возможны ситуации, когда ранее на том или ином месте располагался объект, но на момент подачи документов он разрушен и не может использоваться для ведения деятельности.
- Применение адреса, указанного в документах, невозможно по причине нахождения в нем воинской части или государственных структур.
- Указанный адрес является чисто условным и присвоен недостроенному сооружению.
- Имеется документ, оформленный и подписанный владельцем недвижимости, о запрете регистрации юрлиц по конкретному адресу.
Практика показывает, что ФНС при появлении любых подозрений отказывает во внесении данных в ЮГРЮЛ до получения разъяснений со стороны предпринимателя.
Прочие причины отказа в регистрации ООО
Выше рассмотрены популярные ситуации, когда ФНС отказывает бизнесмену в регистрации общества. Но причина отказа может быть иной:
- Из-за директора. Такое возможно, когда руководитель нового ООО ранее управлял компанией, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующая. Кроме того, на отказ можно нарваться, если заявитель был дисквалифицирован по каким-либо причинам. В этой ситуации необходимо уточнить информацию и обжаловать решение ФНС в судебном органе.
- Из-за ОКВЭД. При подготовке и заполнении документов коды деятельности указываются в трехзначном формате. При этом писать больше двадцати кодов запрещено.
- Нет данных о КБК в квитанции. Если в документе, подтверждающем оплату госпошлины, отсутствует информация о КБК, это может стать формальной причиной для отказа регистрирующего органа.
Что делать?
На форумах часто встречается вопрос, как действовать и куда обращаться, если орган регистрации ООО отказал во внесении данных в ЕГРЮЛ. Здесь имеется два пути:
- Обращение в судебный орган. Этот вариант подходит для случаев, когда бизнесмен на 100% уверен в своей правоте. Среднее время разбирательств составляет от трех до пяти месяцев. Здесь все зависит от сложности дела и наличия доказательной базы. Если суд выносит решение в пользу заявителя, ФНС вынужден зарегистрировать общество по переданным ранее документам.
- Исправление ошибок (повторная регистрация). Этот вариант рекомендуется в 99% случаев. Для начала необходимо устранить причину, по которой ФНС отказал в регистрации, после чего пройти все процедуры заново. Преимущества варианта очевидны — отсутствие потери времени и нервотрепки, связанной с судебным разбирательством. Кроме того, устранение проблемы через суд влечет за собой дополнительные расходы.
Вариант с перерегистрацией — лучшее решение даже в том случае, когда отказ в регистрации ООО имеет под собой надуманные причины. Практика показала, что в России отстаивать права крайне сложно.
Итоги
Чтобы избежать проблем с ФНС при регистрации ООО, следуйте нескольким советам:
- Внимательно проверьте комплектацию документов.
- Консультируйтесь со специалистами, чтобы правильно заполнить бумаги.
- Не торопитесь в процессе заполнения. В противном случае высок риск ошибок или помарок.
- Перепроверьте документы, составленные нотариусом или работником банка. Важно, чтобы данные были прописаны правильно и понятно.
- Убедитесь в наличии всех подписей и печатей.
Если внимательно подойти к регистрации, можно избежать отказа. На практике главной причиной проблем является именно невнимательность заявителей.
urlaw03.ru
6. Отказ в государственной регистрации юридических лиц
По результатам формальной проверки представленных от имени заявителя документов регистрирующий орган может принять и решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. Если решение о государственной регистрации (как основание для внесения записи в государственный реестр) принимается лишь при условии, что в документах не выявлено никаких изъянов, то решение об отказе в такой регистрации принимается при противоположной ситуации, т.е. когда в документах обнаружены предусмотренные в законе неточности. При обнаружении предусмотренных оснований особо следует обратить внимание именно на обязанность регистрирующего органа отказать в регистрации, а не его правомочие в этом вопросе.
Согласно ч. 1 ст. 35 действовавшего ранее Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", отказ в государственной регистрации предприятия был возможен, во-первых, в случае нарушения порядка создания предприятия и, во-вторых, в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РСФСР.
Действующее законодательство, в силу усиления формализации процедуры регистрации, отказалось от такой формулировки и совершенно иначе закрепило основания для принятия регистрирующим органом соответствующего решения.
Согласно общей норме, закрепленной в абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ, "отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом".
Закон о регистрации в статье 23 предусматривает исчерпывающий перечень условий (оснований), наличие которых ставит регистрирующий орган перед обязанностью отказать в регистрации. Такими условиями (основаниями) являются:
1) не предоставлены в регистрирующий орган все необходимые документы;
2) представлены документы в ненадлежащий регистрирующий орган;
3) документы поданы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
4) учредителем регистрируемого юридического лица выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации;
5) документы поданы на государственную регистрацию юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.
Рассмотрим указанные выше основания для отказа подробнее.
1. Закон обязывает заявителя представить одновременно все документы, необходимые для совершения регистрационных действий. Для регистрации каждого факта (например, создания или ликвидации юридического лица) законом определяется исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган. В случае, если заявитель этой обязанности не исполнил, а именно, не предоставил этих документов или предоставил не все документы (при этом допускается представление лишних документов), а равно не заполнил документы или не полностью их заполнил, регистрирующий орган обязан отказать в регистрации. Более того, за такого рода бездействие заявителя отечественным законодательством предусмотрена административная ответственность.
2. Второе основание, имеющее последствием безусловный отказ в регистрации, связано с неправильным определением заявителем места подачи документов на регистрацию. В данном случае ошибка может быть двух типов: а) заявитель неправильно определил территориальную подведомственность регистрирующего органа; б) заявитель перепутал регистрирующие органы с органами, принимающими решение о регистрации некоммерческих и кредитных организаций.
Например, нередки случаи, когда заявители направляют документы в налоговую инспекцию одного района, а место нахождения постоянно действующего исполнительного органа находится в другом районе.
Вторая обозначенная ошибка связана с неправильным определением статуса регистрирующего органа и органа, принимающего решение о регистрации кредитных и большинства некоммерческих организаций, что вызвано, как правило, непониманием различий между юридическими лицами с обычным статусом и юридическими лицами со специальным статусом. Для последних документы на регистрацию нужно направлять не в регистрирующий орган, а в орган, принимающий решение о регистрации юридического лица данной организационно-правовой формы.
Обнаружив одну из этих ошибок, на неправильно определенный орган не возлагаются обязанности по пересылке представленных документов уполномоченному органу. Более того, он (налоговый орган) обязан принять решение об отказе в регистрации такого юридического лица.
3. Основание для отказа в государственной регистрации юридического лица в случае, если: а) его учредителем является юридическое лицо, в отношении которого производится процедура ликвидации; б) производится регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой коммерческой организации; в) производится регистрация коммерческой организации, которая возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица, - указывает на ограниченную правоспособность таких организаций. В силу этого закладывается разумное правило, в соответствии с которым ликвидируемое юридическое лицо не имеет право выступать учредителем другого юридического лица.
Как и решение о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в течение пятидневного срока со дня подачи заявителем документов.
Решение об отказе в регистрации, так же как и свидетельство о регистрации, направляется заявителю с уведомлением о вручении такого решения.
При этом и законодательство о государственной регистрации, и ГК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 51) указывают, что в случае несогласия заявителя с отказом в государственной регистрации, решение регистрирующего органа может быть обжаловано в суд.
studfiles.net
причины и основания, форма решения
Ликвидация юридического лица — долгий процесс, имеющий обязательные пункты, следовать которым нужно неукоснительно. Любой несделанный шаг сложного алгоритма способен привести к отказу в регистрации в госорганах закрытия вашей фирмы. Тогда вам придется либо срочно исправлять найденные налоговиками ошибки, либо начинать длительную процедуру заново.
Отказать вам в ликвидации юридического лица могут буквально на каждом шаге алгоритма данной сложной процедуры. Важно соблюдать все требования закона касательно закрытия предприятия и несколько раз перепроверять данные перед подачей документов в ФНС. Итак, когда может быть отказано в ликвидации, и что делать в этом случае?
Причины и основания для отказа в ликвидации юридического лица
Абсолютно все причины для отказа в ликвидации организации строго регламентированы законодательством. Они обозначены в ФЗ №129, и ФНС в своем уведомлении о решении запретить вам закрывать ООО, должна привести цитаты из федерального закона касательно тех пунктов, что вы нарушили во время проведения процедуры.
Итак, когда может быть получен отказ в ликвидации?
Что делать, если налоговый орган отказал в ликвидации после принятия ликвидационного баланса, расскажет этот видеоролик:
Отсутствие документов
Вы должны подать полный пакет затребованных для процесса ликвидации документов. Если какой-то бумаги не хватает, вам откажут в ликвидации еще на этапе их принятия.
Опоздание и неверная последовательность действий
Федеральным законом четко оговариваются сроки подачи документов и максимальная длительность промежутков между шагами алгоритма.
- Заявление Р15001 должно подаваться в ФНС как можно скорей — сдать первоначальный пакет документов для запуска процедуры ликвидации нужно в течение 3 дней после принятия решения о закрытии предприятия.
- Промежуточный ликвидационный баланс сдают не раньше, чем к вам приедет выездная проверка ФНС или пройдет срок, выделенный законом для предъявления вам претензий кредиторами.
- Сведения в ПФР о персонале должны быть поданы не позднее, чем через месяц после составления промежуточного баланса.
Нет нотариального заверения
Если на заявлениях по двум формам (Р15001 и Р16001), доверенности на деятельность членов ликвидационной комиссии и лица, занимающегося сбором и подачей документов в регистрирующие органы не были заверены должным образом у нотариуса, вам откажут в ликвидации ООО.
Подписи неуполномоченного лица
Вам могут отказать в регистрации ликвидации, если на заявлениях стоят подписи неуполномоченного лица. Ставить визу на эти документы может только председатель комиссии или выбранный ей ликвидатор, который будет заниматься подачей бумаг в органы.
Непредоставление информации в ПФР
При закрытии организации вы обязательно должны предоставить в пенсионный фонд сведения о персонале. После этого вы либо забираете из ПФР подтверждение того, что они получили от вас данные, либо сами сотрудники ФНС запрашивают в пенсионном, давали ли вы им эти списки.
Несоответствие данных
Это могут быть неверно предоставленные сведения о заявителе (например, данные его паспорта), а также ошибки в написании кодов организации, которые не соответствуют тем, что значатся в государственном реестре. Также вам могут отказать в ликвидации, если заявленные в документах адреса не соответствуют действительности.
Ликвидация юрлиц и возможности ЦПБ рассмотрены в видео ниже:
Не уведомлены все кредиторы
Для соблюдения всех правил процесса ликвидации вы должны уведомить кредиторов о закрытии предприятия двумя способами:
- Путем публикации данной информации в «Вестнике госрегистрации»;
- отправлением информационных писем в адрес кредиторов с обязательным указанием крайних сроков, когда они могут предъявить по отношению к вам свои долговые требования.
Старая форма заявлений
У вас не примут заявления и откажут в регистрации, если для заполнения данных вами была использованы старые формы. Актуальные бланки вы можете найти на официальных сайтах ведомств, искать их в интернете на различных консультационных порталах не нужно.
Ошибки
Если в заполнении заявлений вами были допущены ошибки, которые найдут инспекторы ФНС, в регистрации ликвидации организации вам будет отказано. Все документы придется заполнять заново и оплачивать услуги нотариуса для их заверения.
Копии вместо оригиналов
Если в списке документов указано, что нужно предоставить оригинал бумаги, вы не должны приносить инспектору копии. В таком случае вам откажут в приеме заявления. Также важно включить в пакет документов оригинал банковской квитанции, доказывающей, что вы оплатили госпошлину.
Что собой представляет отказ органа от ликвидации предприятия, расскажем ниже.
Решение об отказе
Если вы уже сдали документы, а обстоятельства, препятствующие регистрации ликвидации выяснились уже после, ФНС должна в течение 5 дней сообщить вам об отказе в проведении процедуры. Уведомить вас органы обязаны строго тем способом, который был оговорен вами в заявлении.
- Решение об отказе в ликвидации должно содержать его обоснование, подтвержденное ссылками и цитатами из федерального закона, регулирующего процедуру закрытия организации, а также соответствующими нормативными актами.
- Все ошибки, которые будут обозначены в уведомлении ФНС, вы обязаны исправить в кратчайшие сроки, если это разрешено.
Если же процедуру ликвидации нельзя продолжить с неверного места по причине того, что сроки исполнения следующих этапов уже истекли, вам придется пройти весь алгоритм с самого первого шага заново.
О том, что делать, если отказано в ликвидации, читайте ниже.
Как обжаловать решение
Если вы перепроверили все поданные данные и не согласны с теми обвинениями, что вам предъявили регистрирующие органы, вы вправе обжаловать решение об отказе в ликвидации в арбитражном суде по месту регистрации вашей юридической организации.
Сегодня, по статистике, отказ в ликвидации юридического лица встречается реже, чем в регистрации такового. Отдельно мы рассказываем о том, что делать, если отказано в ликвидации ООО.
О причинах отказа в ликвидации с последующим присоединением расскажет видео ниже:
uriston.com
Общие основания для отказа в гос регистрации юридического лица
Административном регламенте…, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент). Оспаривание решения регоргана об отказе Решение регоргана об отказе в регистрации юрлица может быть обжаловано (п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», пп. 116, 126 Регламента):
- в вышестоящий регорган;
- ФНС России;
- суд.
Жалоба подается в письменной форме, в т. ч. с использованием электронных каналов связи, а ее содержание регламентировано ст. 25.4 закона «О госрегистрации». Жалобу необходимо представить непосредственно в орган, принявший спорное решение, для ее дальнейшей передачи в вышестоящий орган. ВАЖНО! Решение регоргана об отказе в госрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке только при выполнении требования закона о досудебном урегулировании (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 197, п. 5 ст.
Статья 23. отказ в государственной регистрации
Итак, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в таких случаях:
- непредставление обязательных документов и сведений, которые предусмотрены общими и частными нормами законодательства об отдельных видах юридических лиц;
- нарушения нормативных правовых актов, выявленные в содержании учредительных документов;
- направление в ненадлежащий орган;
- несоблюдение формы и содержания представленных бланков;
- отсутствие нотариального удостоверения бланков, если таковое требуется законом;
- наличие ограничений для участия определенных групп лиц в составе учредителей компании.
Основания для отказа устанавливаются после представления документов в налоговый орган путем их проверки на предмет соответствия действующего законодательства.
Отказ в государственной регистрации юридического лица
Необоснованные действия ФНС (уклонение от внесения организации в реестр) оспариваются в судебном порядке, а ущерб возмещается из бюджета Российской Федерации. С 2013 года налоговой службе вменили в обязанность осуществлять проверку достоверности сведений, представленных заявителями, до внесения сведений в реестр. Для этой цели процедура может быть приостановлена на 1 месяц.
ВажноПравило не действует для вновь создаваемых организаций. Поскольку законом установлен очень малый срок для проведения регистрационной процедуры (3 дня), то на практике достаточно часто в ЕГРЮЛ попадает не вполне достоверная информация. После внесения сведений об ООО в государственный реестр, и выдачи свидетельства, возможно признание регистрации юридического лица недействительной по требованию прокурора, или иску заинтересованных лиц.
ИнфоЗаявление подается через тот регистрирующий орган, чье решение обжалуется, либо непосредственно в уполномоченный на рассмотрение жалобы государственный орган.Например, в Рязани отказ ИФНС обжалуется в Управление ФНС России по Рязанской области. В случае несогласия с решением вышестоящего регистрирующего органа можно обращаться в ФНС России или в суд.Таким образом, по новым правилам обращаться в суд с обжалованием отказа возможно, но только после обращения в налоговые органы.Основание – п. 1 ст. 25.2, п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сроки.В какой срок можно обжаловать. Три месяца дается на обжалование в вышестоящий регистрирующий орган – УФНС по Рязанской области.
Начало отсчета – день получения решения об отказе в государственной регистрации.Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации
Подача жалобы В течение трех месяцев с этой даты заинтересованное лицо может оспорить акт ИФНС путем подачи жалобы в адрес вышестоящего регистрирующего органа налоговой службы или орган исполнительной власти. Жалоба на отказ в регистрации юридического лица подается через инспекцию ФНС, которая приняла решение об отказе в регистрации. Жалоба может быть подана в письменной форме или с использованием электронного ресурса сети Интернет.
Обязательные реквизиты жалобы регламентированы ст. 25.4 Федерального закона № 129-ФЗ:
- реквизиты заявителя;
- атрибуты принятого процессуального акта об отказе;
- основания для подачи жалобы;
- требования заявителя.
Ее рассмотрение Жалоба должна быть рассмотрена по существу в срок не позднее 15 дней с момента ее получения.Закона; наличие в Едином государственном реестре наименования, тождественного наименованию юридического лица, которое намеревается зарегистрироваться; использование в наименовании юридического лица частного права полного или сокращенного наименования государственного органа или органа местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины <Абзац несоответствие наименования юридического лица требованиям закона о наименовании отдельных видов юридических лиц (банк, кредитный союз, негосударственный пенсионный фонд и т.д.) <Часть установлена другими законами запрещение использования в наименовании юридического лица определенных терминов, аббревиатур, производных терминов.
6. отказ в государственной регистрации юридических лиц
Если от получения решения лицо уклоняется, то срок начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Три месяца – на обжалование решения Управления ФНС России. Начало отсчета срока — день принятия решения по жалобе на решение ИФНС.Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен.
Необходимо ходатайство о восстановлении срока лица, подающего жалобу.Основание – п. 2, п. 3 ст. 25.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Три месяца – для обращения в суд с обжалованием отказа. Исчисляется срок со дня, когда получено уведомление о решении либо само решение по жалобе.Если уведомление или решение не получены, то срок для судебного обращения исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.Основание — п.
3 ст.Преобразование юридического лица — прекращение его деятельности с передачей всех прав и обязанностей к одному правопреемнику. Преобразование юридического лица всегда сопровождается изменением его организационно-правовой формы. Ликвидация юридического лица — способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В теории гражданского права выделяют два способа ликвидации юридических лиц в зависимости от воли учредителей или органа юридического лица, а именно: 1). добровольный порядок — лицо ликвидируется по решению учредителей или органа юридического лица, если: · дальнейшее существование юридического лица нецелесообразно; · достижение цели, для которой это лицо было создано; · истечение срока, на который это юридическое лицо было создано; · невозможность достигнуть поставленной цели. 2).
Отказ в регистрации юридического лица
Заявление об обжаловании отказа в государственной регистрации Обжаловать отказ в регистрации юридического лица поможет арбитражный суд или суд общей юрисдикции. Прежде всего, необходимо сформулировать и обосновать требования, которые бы могли принудить сотрудников налоговой инспекции признать допущенные нарушения прав заявителя и произвести государственную регистрацию. В ситуации, когда налоговый орган просто уклоняется от регистрации, необходимо обжаловать бездействие ИФНС.
ВниманиеЗаявителем при этом станет лицо, в отношении которого были нарушены права – учредитель, индивидуальный предприниматель и т.д. Законы, в частности ч. 4 ст. 198 АПК РФ, разрешают обращаться в арбитражный суд с обжалованием отказа в госрегистрации в течение 3 месяцев с момента получения информации об отказе в регистрации. Список документов, предоставляемых в арбитражный суд в случае обжалования отказа, можно найти в ст.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица
О результатах разбирательства дела заявитель будет уведомлен в той же форме, в которой подавалась жалоба. В зависимости от обстоятельств дела, результатом рассмотрения жалобы является:
- отмена акта регистрирующего органа;
- оставление жалобы без удовлетворения.
Если решение ИФНС об отказе отменено вышестоящим органов, процедура регистрации возобновляется и завершается внесением сведений о предприятии в ЕГРЮЛ. В случае отказа в удовлетворении жалобы на всех инстанциях, у заявителя сохраняется право на обжалование в судебном порядке.
Отказ в регистрации юридического лица — не редкость, обширная судебная практика, например, в отношении ООО, только подтверждает это. Впрочем, отказ в регистрации юридического лица случается чаще, чем отказ в ликвидации такого ЮЛ.
Основания для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица
Часть Отказ в проведении государственной регистрации юридического лица по другим основаниям не допускается. 2. При наличии оснований для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица государственный регистратор обязан не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации выдать (направить почтовым отправлением с описью вложения) учредителю или уполномоченному им лицу уведомление об отказе в проведении государственной регистрации (z0671-13) с указанием оснований для такого отказа и документы, которые подавались для проведения государственной регистрации юридического лица, в соответствии с описанием. В случае отказа в проведении государственной регистрации юридического лица регистрационный сбор не возвращается. 3.
yuridicheskaya-praktika.ru
Основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц
Основными основаниями для отказа в государственной регистрации юридических лиц являются:
- — непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов;
- — представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- — в случае если предоставленные документы оформлены ненадлежащим образом;
- — несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
- — если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
- — если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- — если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- — при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.
Обращаем внимание, что в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены новые основания для отказа в государственной регистрации:
- — если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
- — владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного ООО, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли 3 года с момента исключения данного ООО из единого государственного реестра юридических лиц;
- — имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли 3 года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
- — являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли 3 года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
- — являющихся участниками ООО, владеющими не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного ООО, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли 3 года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
juscenter.ru
Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с пороком формы представленных документов и недостоверностью содержащихся в них сведений (Власова А.С.)
Все статьи Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с пороком формы представленных документов и недостоверностью содержащихся в них сведений (Власова А.С.)
Развитие гражданского законодательства обусловливает дальнейшее реформирование "несовершенной системы" государственной регистрации юридических лиц. Отмечавшаяся ранее необходимость обязательной проверки достоверности сведений при государственной регистрации юридических лиц <1> обрела свое закрепление в ГК РФ <2>. Так, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (п. 3 ст. 51). Исходя из данного положения ГК РФ следует заключить, что "повышается значение проверки регистраторами сведений о юридическом лице... особенно на стадии образования нового субъекта права" <3>, что входит в прямое противоречие с п. 4.1 ст. 9 ФЗ о регистрации <4>. В соответствии с указанным пунктом регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия нормативным правовым актам РФ ни форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации), ни содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. В качестве таких исключений следует рассматривать ряд положений п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации об основаниях отказа в ней, поскольку их применение предполагает необходимость осуществления проверки данных, например, сведений об адресе юридического лица (подп. "р" п. 1 ст. 23), сведений относительно данных физических лиц, информация о которых по тем или иным основаниям подлежит включению в реестр (например, подп. "к", подп. "о" п. 1 ст. 23). Вместе с тем данные исключения не являются очевидными в силу особенностей построения текста Закона и отсутствия их прямой взаимосвязи с п. 4.1 ст. 9 ФЗ о регистрации. Следует также заметить, что с учетом характера установленных Законом исключений анализ соответствующих сведений возможен лишь посредством проверки заявления о государственной регистрации. Вследствие этого необходимо допустить наличие полномочий регистрирующих органов по проверке представленного при регистрации юридического лица заявления не только по форме, но и по содержанию в случаях, установленных п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации.
--------------------------------<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11. См. также об этом: Трофимова Е.В. Совершенствование регистрационного режима легитимации предпринимательства как способ улучшения условий ведения бизнеса в РФ // Предпринимательское право. 2013. N 3.<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.<3> Яценко Т.С. Проблема обеспечения достоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц // Юрист. 2014. N 13.<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Что касается остальных представляемых при государственной регистрации документов, то, как было разъяснено ФНС РФ, в Законе установлен заявительный порядок государственной регистрации, который обеспечен отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению правовой экспертизы представленных документов или проверки достоверности и соответствия законодательству указанных в них сведений <5>. Вместе с тем, несмотря на прямое указание закона, в судебных актах можно встретить позицию, согласно которой при проведении государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган проверяет представленные документы на предмет их соответствия законодательству <6>.--------------------------------<5> См.: письмо ФНС РФ от 03.11.2009 N КЕ-20-1/1657 "О сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности"; письмо ФНС РФ от 05.05.2010 N МН-20-6/622 "Об осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".<6> См., напр.: Постановление АС Уральского округа от 05.02.2015 N Ф09-9064/14 // СПС "КонсультантПлюс".
Представляется, что существовавшая до внесения указанных изменений в ГК РФ проблема необходимости и обоснованности проверки налоговыми органами содержания представляемых при государственной регистрации юридических лиц документов <7> не только не разрешена законодателем, но в силу возложения на регистрирующий орган обязанности по проверке достоверности данных, которая не обеспечена соответствующими полномочиями, обрела новое звучание.--------------------------------<7> См., напр.: Бабкин А.И., Занина М.А. Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 // Закон. 2012. N 1.
Итак, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа, установленные в п. 1 ст. 23 Закона. В указанной статье среди оснований исчерпывающего перечня для отказа в государственной регистрации значится непредставление заявителем определенных данным Законом и необходимых для регистрации документов (подп. "а" п. 1 ст. 23), перечень которых также является исчерпывающим.Вместе с тем положение Закона, установленное подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации, порой подлежит расширительному толкованию как налоговыми органами <8>, так и судами, что признается в литературе "опасным для целей системы государственной регистрации юридических лиц" <9>. Указанное подразумевает необходимость анализа законодательства о государственной регистрации и соответствующей практики его реализации с целью определения особенностей такого толкования, оснований его возникновения, его допустимости и путей решения возникших проблем.--------------------------------<8> См. подробнее об этом: Серебрякова А.А., Яковлев А.А. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью при его создании: теория и практика // Юридический мир. 2013. N 2.<9> Трофимова Е.В. Указ. соч. См. также: Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2.
"Законность" обозначенного толкования была закреплена ВАС РФ <10>, которым был признан обоснованным отказ в государственной регистрации юридического лица, обусловленный непредставлением необходимых документов: заявления о государственной регистрации по установленной форме и устава, соответствующего требованиям законодательства. В частности, в уставе общества отсутствовали сведения о составе вклада участника в уставный капитал. ВАС РФ указал, что учредительные документы ООО должны содержать все сведения, определенные в качестве обязательных законодательством, и со ссылкой на подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации было признано, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные Законом основания для отказа в государственной регистрации, поскольку установленный Законом ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления для регистрации юридического лица при его создании, не освобождает заявителя от обязанности указывать в документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.--------------------------------<10> Определение ВАС РФ от 11.01.2009 N 17040/08 // СПС "КонсультантПлюс".
Данная обязанность заявителя получила дальнейшую детализацию в судебной практике.Так, в порядке надзора ВАС РФ был рассмотрен вопрос о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО в связи с его ликвидацией <11>. Судом было установлено, что при соблюдении формальных требований законодательства о ликвидации юридического лица единственным участником ООО, явившимся его ликвидатором, были совершены действия по включению в ликвидационный баланс недостоверных данных о кредиторской задолженности общества. Причем обстоятельства дела с очевидностью свидетельствуют о недобросовестности действий ликвидатора, поскольку на момент утверждения им ликвидационного баланса арбитражным судом было принято к производству исковое заявление о взыскании с ООО соответствующей задолженности. Впоследствии кредитор по данной задолженности оспорил запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО, ссылаясь на несоблюдение порядка ликвидации юридического лица. Отказывая кредитору в удовлетворении требования, суды изначально исходили из того, что ООО представило все необходимые согласно ст. 21 ФЗ о регистрации документы. При этом суды сошлись во мнении, что данный Закон не возлагает на регистрирующий орган обязанности проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер.--------------------------------<11> Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 // СПС "КонсультантПлюс".
По указанию же ВАС РФ, в соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 ФЗ о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный порядок ликвидации и завершены расчеты с кредиторами, а также ликвидационный баланс. При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, содержащего недостоверные данные, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации. Следует обратить внимание, что защита интересов кредитора посредством подмены содержания рассматриваемого нормативного положения должна признаваться ненадлежащей. "Восстановлению справедливости" в данном случае могло бы способствовать возмещение убытков кредитору недобросовестным лицом, выступавшим единственным участником и ликвидатором общества <12>. Также необходимо заметить, что Законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ <13> внесены изменения в ФЗ о регистрации, согласно которым основанием для отказа в государственной регистрации теперь является и неисполнение юридическим лицом в процессе ликвидации установленной Законом обязанности по уведомлению кредиторов, что представляется логичным и обоснованным.--------------------------------<12> См., напр.: Определение ВС РФ от 02.07.2013 N 18-КГ13-59 // СПС "КонсультантПлюс".<13> Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 10.
Впоследствии вывод ВАС РФ, сформулированный по делу о ликвидации, приобрел на практике более общую трактовку. К примеру, в одном из актов ФАС Московского округа указано, что исходя из системного толкования положений законодательства, принимая во внимание судебно-арбитражную практику, представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, регистрирующему органу следует расценивать как непредставление необходимых для государственной регистрации документов <14>.--------------------------------<14> Постановление ФАС Московского округа от 03.02.2012 по делу N А40-50211/11-84-244 // СПС "КонсультантПлюс".
Более того, свидетельством приобретения "официального" статуса сложившимся толкованием подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации является его применение в судебных актах даже в тех случаях, когда нет необходимости в приравнивании неверно составленных документов к их непредставлению. Так, например, Арбитражным судом г. Москвы по делу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица <15>, установлено, что заявителем была представлена в инспекцию ненадлежащим образом составленная выписка из решения общего собрания акционеров, при том что согласно п. 5 ст. 12 ФЗ об АО <16> принятие соответствующего решения относится к компетенции совета директоров общества. Протокол совета директоров не был представлен в регистрирующий орган. Указанное должно было само по себе явиться основанием применения подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации. Однако судом исследован вопрос о соответствии представленной выписки необходимым сведениям, перечисленным в ст. 68 ФЗ об АО о содержании протокола совета директоров, вследствие чего было указано, что представление документов, которые не содержат всех необходимых сведений или оформлены ненадлежащим образом, означает их непредставление. Оставляя в стороне вопрос о допустимости расширительного толкования подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации, следует указать, что логика его применения в данном случае неясна.--------------------------------<15> Решение АС г. Москвы от 10.10.2014 по делу N А40-100643/2014 // СПС "КонсультантПлюс".<16> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 03.06.2009, с изм. от 18.07.2009) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
Кроме того, обращает на себя внимание, что одновременно с приведением рассматриваемого толкования в акте суда может быть указано, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленный в п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит <17>.--------------------------------<17> Решение АС Камчатского края от 21.04.2014 по делу N А24-4998/2013 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, неверное толкование подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации при его применении подразумевает, что все представляемые при регистрации документы должны, во-первых, соответствовать форме, в т.ч. установленной ФНС РФ на основании п. 1.1 ст. 9 ФЗ о регистрации <18>, а во-вторых, обладать признаками достоверности, в т.ч. с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы же, не отвечающие признакам достоверности, могут не рассматриваться судами как основание для внесения записи в ЕГРЮЛ <19>.--------------------------------<18> Решение ВС РФ от 14.01.2015 N АКПИ14-1297 "О разъяснении полномочий ФНС РФ в части установления требований к заявлению о государственной регистрации и иным документам" // СПС "КонсультантПлюс".<19> См., напр.: решение АС г. Москвы от 22.03.2012 по делу N А40-13400/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
Представляется невозможным согласиться со сложившимся подходом расширительного толкования императивных предписаний анализируемого Закона.Конечно, и регистрирующий орган, и суды оказываются в непростой ситуации. Перед ними предстают документы, на основании которых осуществление регистрационных действий порой противоречит и принципу законности, а как в случае с ликвидацией, и справедливости, нарушает положение ст. 17 Конституции РФ <20>, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому, основываясь на внутреннем убеждении, на чувстве справедливости и необходимости обеспечения достоверности сведений реестра, соответствующие лица реализуют положения ФЗ о регистрации, не обращая внимания на ограничение полномочий регистрирующего органа в части правовой экспертизы документов. При этом, действительно, единственным способом отказать в государственной регистрации с учетом ограниченного перечня оснований может являться лишь их расширительное толкование.--------------------------------<20> Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Однако реализация общих принципов права подобным образом - это прямой путь к злоупотреблению должностными полномочиями, поскольку и принимаемые решения об отказе в государственной регистрации, и их обоснование судами являются нарушением положений федерального закона и ведут к незаконному ограничению свободы экономической деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ), что недопустимо. Ограничение же данной свободы человека и гражданина возможно только на основании федерального закона и только для достижения целей, определенных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, что и реализовано в ФЗ о регистрации. Вместе с тем законодательством установлен предел действий государственных органов при данном ограничении права на экономическую деятельность, который они не вправе переступать. Соответственно, представляется, что запрет отказывать в государственной регистрации по иным, не предусмотренным ФЗ о регистрации основаниям, не является случайным положением закона, его целью является как раз обеспечение законности процесса соответствующей государственной регистрации.Таким образом, с учетом проведенного анализа судебных актов, а также обновленных положений гражданского законодательства и предполагаемых изменений законодательства о государственной регистрации юридических лиц <21> следует заключить, что необходимо разрешение возникшего противоречия между п. 3 ст. 51 ГК РФ и п. 4.1 ст. 9 ФЗ о регистрации. Разрешено оно может быть посредством либо исключения названного положения Закона из ФЗ о регистрации, либо разграничения таких понятий, как "проверка достоверности данных" (что может, например, заключаться только в проверке сведений, содержащихся в заявлении о регистрации) и "проверка документов", с четким определением их содержания, связанных с соответствующей проверкой полномочий регистрирующего органа, а также детальной регламентации исключений из общего правила п. 4.1 ст. 9 ФЗ о регистрации. При условии реализации любого из предложенных вариантов представляется необходимым дополнение п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации положением о возможности отказа в ней при предоставлении документов, не соответствующих по форме и (или) содержанию действующему законодательству РФ, что должно разрешить сложившееся несоответствие описанной правоприменительной практики нормативному содержанию подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ о регистрации.--------------------------------<21> Проект Федерального закона N 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред., подготовленной ГД ФС РФ ко II чтению 17.02.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
Литература
1. Бабкин А.И., Занина М.А. Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 // Закон. 2012. N 1.2. Серебрякова А.А., Яковлев А.А. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью при его создании: теория и практика // Юридический мир. 2013. N 2. С. 30 - 34.3. Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2. С. 59 - 65.4. Трофимова Е.В. Совершенствование регистрационного режима легитимации предпринимательства как способ улучшения условий ведения бизнеса в РФ // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 61 - 65.5. Яценко Т.С. Проблема обеспечения достоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц // Юрист. 2014. N 13. С. 13 - 16.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Отказы в регистрации юридических лиц
Регистрация юридических лиц все больше приобретает характер игры в рулетку, где, как бы усиленно ты ни старался сделать всё правильно, в результате все равно можешь получить отказ. Отказы в регистрации уже давно стали главной темой в противостоянии предпринимателей и регистрирующих органов, и придти в этом вопросе к какому-либо консенсусу не представляется возможным. Именно потому, что отказы давно стали в области регистрации привычным делом, мы уделим им особое внимание как неотъемлемому компоненту регистрации юридических лиц.
Итак, отказ в регистрации – это решение регистрирующего органа (в Москве эту функцию выполняет ИФНС 46), которое принимается в отношении той или иной организации, подавшей свои документы на регистрацию или внесение изменений, и предоставленные сведения о которой были расценены регистрирующим органом как недостоверные или не соответствующим образом оформленные. Отказ в регистрации ИФНС выдает заявителю на руки либо направляется по почте – на адрес заявителя. Как и решение о регистрации юридического лица, решение об отказе в регистрации выдается налоговой инспекцией в течение 5-ти рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган.Практика показывает, что, как правило, отказы в регистрации получают те, кто никогда ранее не сталкивался с процедурой государственной регистрации или на момент подачи документов обладал недостоверной или просто неполной информацией о будущем юридическом лице.
Согласно действующему законодательству, и в частности, Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в регистрации допускается только в случаях установленных законом, но практика демонстрирует нам картину, несколько отличающуюся от теории.
Итак, по закону отказ в регистрации юридического лица может быть выдан в следующих случаях:
- Непредставление или неполное представление необходимых для регистрации документов, установленных законодательством.
- Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
- Юридическое лицо, подавшее документы для регистрации изменений, находится в стадии ликвидации.
- Не соблюдена нотариальная форма представления документов или заявление (форма P11001, Р13001, Р14001 и другие) подписано неуполномоченным на то лицом. При всех видах регистрации юридических лиц с общим пакетом документов обязательно предоставляется заявление, подпись заявителя на котором должна быть заверена нотариально.
- Попытка регистрации ИП, в то время как физическое лицо еще не ликвидировало ранее созданное ИП. Также законом запрещается регистрация ИП, если в отношении физического лица имеется вступившее в законную силу судебное решение о запрете заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока.
- Попытка зарегистрировать выход из ООО всех участников или единственного участника Общества. Подобная процедура запрещена законом, и в этом случае участники или единственный участник должны регистрировать ликвидацию ООО.
Отказ в регистрации не допускается на основаниях, не перечисленных в законе, и, согласно все тому же закону, полученный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Но это опять же теория. Практика говорит нам, что, во-первых, получить отказ может каждый – стоит только налоговому органу того захотеть, а во-вторых, чтобы обжаловать отказ, придется потратить столько времени, сил и нервов, что лучше эту затею сразу записать в разряд невозможных. Что касается раздачи налоговиками отказов направо и налево, то это неудивительно, ведь под пункт «непредставление надлежащих сведений о юридическом лице или представление недостоверных сведений» может быть загнана практически любая ошибка, неточность или вызывающая у сотрудников налоговой сомнение информация.
Сюда же входят отказы из-за юридических адресов, которые на сегодняшний день являются основной причиной получения отказов и выдаются с формулировкой «недостоверная информация об адресе юридического лица».Самое неприятное в ситуациях с отказами то, что при получении отказа всю процедуру придется проходить заново, а значит, вам неминуемо грозят большие потери времени, сил и, конечно, денег, ведь все пошлины (а также услуги нотариуса) придется оплачивать заново. При повторной подаче документов на регистрацию главное – устранить ошибку, из-за которой был получен отказ, и, конечно, не совершить новых.
Помимо неосведомленности предпринимателей в вопросах правильного оформления документов на регистрацию в большом количестве отказов есть и еще одна причина: отсутствие единой схемы работы в налоговой инспекции. Так, двое разных инспекторов-консультантов могут сказать совершенно противоположные вещи, а документы на регистрацию, по закону подлости, всегда попадают к инспектору со взглядами, противоположными тому варианту, к которому Вы в итоге прислушались.
Кроме того, подобной «штамповке» отказов способствует и тот факт, что сейчас при выдаче отказа само дело заявителю не показывают (ранее при выдаче отказа, лицо, получающее документы могло сразу ознакомиться с самим делом на месте, не отходя от окна выдачи и сразу наглядно увидеть все свои ошибки). Сегодня регистрант просто получает отказ без всяких дальнейших объяснений, и, если заявитель начинает задавать вопросы, то в ответ получает не вполне корректную формулировку о том, что в его отказе всё «черным по белому» прописано.
Так из-за отсутствия единой политики в проведении процедуры регистрации юридических лиц инспектора направо и налево штампуют отказы, а предприниматели все больше разубеждаются в существовании для налоговиков понятия закона в общепринятом смысле.
См. также:
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям
JavaScript is currently disabled.Please enable it for a better experience of Jumi.www.reghelp.ru