Россия — Беларусь — Казахстан: НДС по работам и услугам. Ндс за услуги
Когда образовательные услуги облагаются НДС
НДС образовательные услуги в одних случаях облагаются, в других – не облагаются, что зависит от ряда факторов, связанных с оказанием услуг. Чтобы понять, облагаются ли НДС образовательные услуги, необходимо определиться с тем, кто их оказывает, какой режим применяет налогоплательщик, точно ли это образовательные услуги и где они реализуются.
Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам
НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями
НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП
Итоги
Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам
В сфере образовательных услуг задействованы большей частью некоммерческие организации, действующие на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности. При этом по многим видам таких услуг они имеют льготы и освобождаются от обязанности начислять по ним НДС.
Если организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, оказывает образовательные услуги, но при этом создана не как некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная, то льгот при оказании этих услуг она не имеет.
НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями
В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Причем образовательными услугами в данном контексте принято считать:
- Программы общеобразовательной направленности.
- Образовательные программы профессионального обучения.
- Подготовку по определенным профессиям.
- Программы воспитательного процесса.
- Дополнительные образовательные услуги, соответствующие тем, что указаны в лицензии.
Таким образом, чтобы воспользоваться правом освобождения от НДС, такая организация должна иметь лицензию на оказание вышеперечисленных услуг, а в случае предоставления услуг по дополнительному образованию и профессиональной подготовке в лицензии должна быть конкретизирована направленность образования. При этом услуги, которые оказываются образовательными организациями в качестве консультационных, а также услуги по сдаче ими в аренду помещений облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Следует помнить, что при одновременном осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций следует вести раздельный учет.
См. подробнее в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП
Образовательные услуги, оказываемые коммерческими организациями или ИП, облагаются НДС в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18%, и никаких льгот и особенностей исчисления налога для них по данному виду услуг не существует. Исключение могут составлять налогоплательщики, применяющие специальный режим налогообложения (УСН), при котором обязанность по начислению и уплате НДС у них отсутствует.
Согласно подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, коммерческие организации также не будут уплачивать НДС, если российская организация осуществляет обучение за пределами территории Российской Федерации. Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина в письме от 05.12.2011 № 03-07-08/342.
Итоги
НДС с образовательных услуг начисляется и уплачивается в общеустановленном порядке с учетом норм НК РФ. Однако если данные услуги оказывает некоммерческая организация, имеющая на это соответствующие лицензии, и услуги не носят консультационный характер, то у налогоплательщика существует право НДС по данным услугам не уплачивать. У коммерческих организаций и ИП имеется освобождение от налогообложения по образовательным услугам только в случае применения ими УСН или при осуществлении обучения за пределами РФ.
nalog-nalog.ru
НДС при оказании услуг населению
Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ
Жалоба
Отмена
Да, данные услуги облагаются НДС в общем порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, счета-фактуры по услугам, оплаченным физическими лицами, возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных услуг продавцом по итогам налогового периода. При этом в книге продаж может регистрироваться бухгалтерская справка-расчет, содержащая суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (Письмо Минфина России от 15.06.2015 N 03-07-14/34405).
Оказание услуг на территории РФ облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ. При этом моментом определения налоговой базы (при отсутствии предоплаты) является день фактического оказания услуг, что должно подтверждаться соответствующим актом (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-03-06/1/43640).
А поскольку предоставляемые Вами услуги не освобождены от налогообложение, то НДС исчисляется в общем порядке.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, подлежащих обложению НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж. В течение пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг, исполнителю (соисполнителю) следует выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, ИП, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Представленную норму чиновники трактуют следующим образом:
Письмо ФНС РФ от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565 | Письмо Минфина РФ от 17.11.2016 N 03-07-09/67585 |
Если при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (например, авиабилет), то счета-фактуры не составляются | При продаже товаров (работ, услуг) физическому лицу налогоплательщик освобождается от обязанности выставления счетов-фактур при соблюдении одновременно следующих условий: покупатель — физическое лицо осуществляет оплату товаров (работ, услуг) наличными средствами и продавец выдает покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы |
Таким образом, без счета-фактуры можно обойтись в том случае, когда физическое лицо расплачивается наличными денежными средствами в момент приобретения товаров (работ, услуг). По мнению Минфина, иных случаев освобождения плательщиков НДС от обязанности по выставлению счета-фактуры при реализации ими товаров (работ, услуг) физическим лицам Налоговым кодексом не установлено.
Однако в пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ сказано, что счет-фактуру можно не составлять по письменному согласию сторон сделки, в которой в качестве покупателя выступает лицо, не являющееся плательщиком НДС. Как мы знаем, физические лица не признаются плательщиками НДС, поэтому указанная возможность при работе с ними вполне может быть реализована. Подтверждение можно найти в Письме ФНС РФ N ГД-4-3/8565.
Принимая во внимание норму пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, а также учитывая, что физические лица не являются плательщиками НДС и, соответственно, не принимают этот налог к вычету, и тот факт, что налоговики посчитали возможным отказаться от счета-фактуры в случае выдачи физическим лицам БСО, в котором сумма налога выделена отдельной строкой, в том числе при оплате услуг в безналичном порядке, Вы можете не составлять счет-фактуру.
В то же время нужно обратить внимание: Минфин с учетом того, что физические лица плательщиками НДС не являются и, соответственно, этот налог к вычету не принимают, придерживается мнения о необходимости составления счетов-фактур в одном экземпляре (для себя) при расчетах с ними в безналичном порядке (Письма от 09.12.2016 N 03-07-05/73666, от 17.11.2016 N 03-07-09/67585). Причем в случае отсутствия у продавца информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры ставятся прочерки (Письма от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, от 25.05.2011 N 03-07-09/14). Во избежание рисков Вы можете составить сводный счет-фактуру.
С целью заполнения книги продаж чиновники финансового ведомства предлагают составлять бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные о реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за безналичный расчет, совершенной в течение определенного периода (день, месяц, квартал) (Письма от 19.11.2015 N 03-07-09/66869, от 15.06.2015 N 03-07-14/34405).
uchet-expert.ru
НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Налог на гугл)
С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).
Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.
Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.
В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.
Оказание электронных услуг
До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.
Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.
Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.
Это дело выявило основные проблемы. Во-первых, не было определения того, что считать электронными услугами, а что относится к освобождаемой НДС передаче интеллектуальных прав. В пояснительной записке к законопроекту предлагали даже в этой части исправить льготирующую норму. Во-вторых, возникали вопросы о том, что считать местом реализации подобных услуг в некоторых спорных случаях. В-третьих, по сути, не было механизма удержания налога с иностранных поставщиков, не имеющих обособленных подразделений на территории РФ, если покупатель услуг — физическое лицо.
Перечень электронных услуг
Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:
— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;
— рекламные услуги;
— размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;
— организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;
— создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;
— администрирование информационных систем;
— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
— хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;
— использование электронных книг, музыки, видео;
— доступ к поисковым сетевым системам;
— ведение статистики на сайтах.
Это не полный список.
Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:
— место жительства покупателя — РФ;
— оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;
— сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;
— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.
Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.
Иностранные IT-компании
Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».
Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).
В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.
Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.
В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.
Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.
В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.
www.nalogplan.ru
Россия — Беларусь — Казахстан: НДС по работам и услугам | Журнал «Главная книга»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 13 января 2012 г.
Содержание журнала № 2 за 2012 г.На вопросы отвечала Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер
Работы (услуги), выполненные (оказанные) по договорам, заключенным с белорусскими или казахстанскими партнерами, облагаются НДС в особом порядкеПротокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол о работах (услугах)). В двух словах его можно описать так: работы и услуги (за исключением переработки давальческого сырья) облагаются НДС по законодательству той страны ТС (таможенного союза), которая признается местом их реализациист. 2 Протокола о работах (услугах).
Определить место реализации зачастую бывает непросто. Поэтому, прежде чем перейти к ответам на вопросы, мы покажем, в каких случаях местом реализации признается Россия, а в каких — Беларусь или Казахстан. А затем в таблице перечислим обязанности, которые возникают у российских исполнителей и заказчиков в зависимости от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).

Приводим ниже схему определения места реализации работ (услуг). Но прежде расшифруем понятия, использованные в схеме.
* Недвижимое имущество — участки земли и недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе леса, здания, трубопроводы и т. д.)ст. 1 Протокола о работах (услугах).
** Движимое имущество — вещи, не относящиеся к недвижимости и к транспортным средствамст. 1 Протокола о работах (услугах). Транспортные средства — морские и воздушные суда, суда внутреннего и смешанного «река-море» плавания; железнодорожный подвижной состав; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнерыст. 1 Протокола о работах (услугах).
*** По мнению Минфина, вспомогательными являются, например:
Также Минфин считает, что о вспомогательном характере работ (услуг) можно говорить, если без них не могут быть выполнены основные работы (услуги)Письмо Минфина России от 17.09.2010 № 03-03-06/4/88.
1подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); 2подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); 3подп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); 4подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); 5подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); 6ст. 5 Протокола о работах (услугах)
Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являютсяп. 2 ст. 3 Протокола о работах (услугах):
- договор на выполнение работ, оказание услуг;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.
Вид документа зависит от того, какие выполнялись работ (оказывались услуги). Как правило, это акты приема-сдачи, счета, счета-фактурыПеречень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628.
В Протоколе о работах (услугах) упомянуты также иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств — членов ТС. Однако НК РФ никаких дополнительных документов не требуетп. 4 ст. 148 НК РФ.
Теперь разберемся с НДС-обязанностями российских исполнителей и заказчиков. Они зависят от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).
Место реализации работ (услуг) | НДС-обязанности российского контрагента по договору на выполнение работ (оказание услуг) |
Российский контрагент — исполнитель | |
Россия | Если российский исполнитель — плательщик НДС и реализация работ (услуг) облагается российским НДСст. 2 Протокола о работах (услугах); п. 1 ст. 143, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, нужно в общем порядке исчислить и уплатить НДС, а также отчитаться по этому налогу. Если российский исполнитель — плательщик НДС, но реализация работ (услуг) не облагается российским НДСст. 2 Протокола о работах (услугах); п. 1 ст. 143, ст. 149 НК РФ, нужно: Если российский исполнитель освобожден от обязанностей налогоплательщикаст. 2 Протокола о работах (услугах); ст. 145 НК РФ — нужно выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)»п. 5 ст. 168 НК РФ. Если российский исполнитель применяет спецрежимст. 2 Протокола о работах (услугах); п. 3 ст. 346.1, пп. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ — НДС-обязанности не возникают. |
Беларусь (Казахстан) | 1. Если работы (услуги) облагаются белорусским (казахстанским) НДС и российский исполнитель не состоит на учете в белорусских (казахстанских) налоговых органах — НДС заплатит белорусский (казахстанский) заказчик (покупатель)ст. 2 Протокола о работах (услугах); п. 1 ст. 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь -> раздел «Налогообложение плательщиков» -> «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)»); п. 1 ст. 241, ст. 276-9 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) (сайт Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан -> раздел «Налоговое законодательство»). Если работы (услуги) не облагаются белорусским (казахстанским) НДС — обязанность заплатить этот налог не возникнетст. 2 Протокола о работах (услугах). 2. Российские исполнители — плательщики НДС должны отражать операции по реализации таких работ (услуг) в разделе 7 декларации по НДСп. 3 раздела I, раздел XII Порядка заполнения декларации по НДС. |
Российский контрагент — заказчик (покупатель) | |
Россия | Если иностранный исполнитель не состоит на учете в российских налоговых органах — независимо от того, является ли российский заказчик (покупатель) плательщиком НДС или нет, нужно исполнить обязанности налогового агентаст. 2 Протокола о работах (услугах); пп. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ:
Уплаченный агентский НДС:
|
Беларусь (Казахстан) | Если работы (услуги) облагаются белорусским (казахстанским) НДС — нужно оплатить НДС, предъявленный в стоимости работ (услуг) белорусским (казахстанским) партнеромст. 2 Протокола о работах (услугах). Если работы (услуги) не облагаются белорусским (казахстанским) НДС — НДС-обязанности не возникнутст. 2 Протокола о работах (услугах). |
А теперь перейдем к ответам на ваши вопросы.
Если в договоре не указан НДС, российский агент считает налог по ставке 18%
О.А. Тиминская, г. Великие Луки
Наша организация-рекламодатель заключила с белорусской фирмой (не состоящей на налоговом учете в РФ) договор на оказание рекламных услуг на территории Республики Беларусь. Насколько мы понимаем, по этому договору у нас возникают обязанности налогового агента. Но во всех документах (включая договор) российский НДС не включен в стоимость услуг, поскольку белорусская сторона не является плательщиком белорусского НДС. Как нам посчитать российский агентский НДС?
: Строго говоря, НК РФ обязывает налогового агента рассчитать и удержать НДС из сумм, причитающихся иностранному партнеруп. 2 ст. 161 НК РФ. Однако белорусская фирма наверняка будет не согласна получить от вас оплату за минусом российского НДС.

Поэтому вам не остается ничего другого, как посчитать НДС по ставке 18% с контрактной стоимости рекламных услуг и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. Но этот налог вы сможете принять к вычетуПисьмо Минфина России от 04.02.2010 № 03-07-08/32.
Кстати, тот факт, что исполнитель не является плательщиком белорусского НДС, вовсе не мешает указывать в договоре сумму российского НДС. Ведь местом реализации рекламных услуг в вашем случае является не Беларусь, а Россияподп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах). И по российскому законодательству они облагаются НДСподп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если же ваш партнер категорически не хочет прописывать в договоре стоимость услуг с НДС, предложите ему включить в контракт условие о том, что «цена увеличивается на сумму НДС, подлежащую уплате на территории РФ». Такая «налоговая оговорка» в договоре поможет вам избежать споров по поводу вычета агентского НДС, уплаченного сверх цены договора. Несмотря на то что Минфин не видит в этом проблемуПисьмо Минфина России от 04.02.2010 № 03-07-08/32, не исключено, что у проверяющих будет другое мнение. Однако если в контракте будет «налоговая оговорка», то, учитывая позицию ВАС, налоговики вряд ли станут снимать вычет агентского НДСПостановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 16907/09; п. 3 Письма ФНС России от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@.
Иностранный НДС в расходы: ФНС — за, Минфин — против
А.Ю. Никешина, г. Тамбов
Наша фирма импортировала белорусские товары. Услуги по их доставке нам оказал белорусский перевозчик. В договоре с ним выделена сумма НДС. Что нам делать с предъявленным налогом: принимать к вычету или включать в «прибыльные» расходы?
: Принимать к вычету НДС, предъявленный белорусским перевозчиком, вы не вправе. Ведь это налог, начисленный по законодательству Республики Беларусьподп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); п. 2 ст. 171 НК РФ.

Этот НДС нельзя учесть и в «прибыльных» расходах как начисленные налогип. 1 ст. 264 НК РФ. Что же касается учета иностранного налога в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, то ФНС никаких препятствий для этого не видитПисьмо ФНС России от 01.09.2011 № ЕД-20-3/1087. Ведь, по мнению налоговиков, иностранный НДС — это обоснованные и документально подтвержденные затратып. 1 ст. 252 НК РФ. Однако в Минфине считают, что иностранный НДС включать в прочие расходы нельзяПисьма Минфина России от 28.02.2011 № 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708, от 28.04.2010 № 03-03-06/1/303, от 19.03.2010 № 03-03-06/1/154.
Есть и другой вариант учета: белорусский НДС вы можете включить в стоимость услуг по перевозке и, соответственно, отнести на расходы в составе затрат на доставку товаровподп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ. Но Минфин против этого.
Из авторитетных источников

БУЛАНЦЕВА Валентина Александровна
Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации
“Вопрос о возможности признания в составе расходов налогов (в том числе и НДС) регулируется подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, где сказано, что в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются налоги, установленные законодательством Российской Федерации. Поскольку этот вопрос имеет специальное регулирование в НК РФ, то учесть в расходах НДС, уплаченный в другой стране, по какой-либо другой статье Кодекса нельзя”.
Товары между странами ТС российские автоперевозчики доставляют с нулевым НДС
В.Ю. Бархатова, г. Псков
Наша транспортно-экспедиционная компания заключила договоры с белорусскими фирмами на перевозку автотранспортом товаров, экспортируемых в Республику Беларусь и импортируемых с территории этой страны. Будет ли Россия местом реализации наших услуг? Если да, то какую ставку НДС мы должны применять?
: Да, ваши услуги считаются реализованными в Россииподп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах). Они облагаются НДС по нулевой ставкеподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Подтверждать ее вам нужно будет в обычном порядкеп. 3.1 ст. 165 НК РФ.
НДС-обложение услуг по «аренде» персонала зависит от места его работы
В.А. Печорина, г. Челябинск
Наша строительная организация предоставила компании из Казахстана персонал для выполнения строительно-монтажных работ на территории России. Нужно ли нам начислять НДС на услуги по предоставлению персонала?
: Да, нужно. В вашем случае местом реализации услуг по предоставлению персонала для выполнения строительно-монтажных работ признается Россия. Ведь предоставленный вами персонал будет работать не по месту деятельности заказчика, а значит, определять место реализации услуги вы должны «по исполнителю»подп. 4, 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах).
Обучаетесь у иностранцев, но в России, — заплатите агентский НДС
Л.М. Мордкина, г. Липецк
Мы приобрели технику в Беларуси. Фирма-изготовитель оказала нам услуги по обучению сотрудников правилам эксплуатации и обслуживания техники. Становимся ли мы НДС-агентами по договору на обучение?
: Все зависит от того, где проходило обучениеподп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах):
- <если>представители фирмы-изготовителя обучали ваших работников в России — местом реализации услуг будет наша страна. А значит, у вас возникнут обязанности агента по НДСпп. 1, 2 ст. 161 НК РФ;
- <если>белорусы проводили обучение у себя на родине — местом реализации услуг будет Беларусь. И, следовательно, российским НДС услуги по обучению облагаться не будутп. 1 ст. 146 НК РФ.
Реализовали услуги в Казахстане — российский НДС не платим, но декларацию сдаем
А.М. Серегина, г. Москва
Мы (плательщики НДС) заключили договор с казахстанской организацией на размещение ее рекламы в рекламном справочнике, который мы издаем в России. Возникают ли у нас какие-либо НДС-обязанности по данной операции?
: Оказанные вами услуги будут считаться реализованными в Казахстане, и следовательно, российским НДС они не облагаютсяподп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах). Но тем не менее их нужно отражать в декларациираздел XII Порядка заполнения декларации по НДС.
В строке 010 раздела 7 декларации вам следует проставитьпп. 44.2, 44.3 Порядка заполнения декларации по НДС:
Где находится автомобиль, там и реализуются работы по его ремонту
О.М. Алябьева, г. Самара
Наша организация оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей белорусским компаниям. В ходе ремонта мы используем запчасти, продаваемые клиентам с наценкой. Деятельность по ремонту переведена на уплату ЕНВД, а с реализации запчастей мы платим налоги по ОСНО. Как облагаются НДС оказанные белорусам ремонтные услуги? И какую ставку НДС нам нужно указывать в ТОРГ-12 на проданные им запчасти (которые устанавливаются на автомобили в нашем сервисе на территории России)?

Когда заказчики (или исполнители) работ и услуг — партнеры из Беларуси или Казахстана, залог безошибочных НДС-расчетов — правильно определенное место реализации таких работ и услуг
: Платить НДС с работ по ремонту грузовых автомобилей вы не должны. Эти услуги можно считать связанными непосредственно с транспортными средствами. И поскольку ремонт проводится в России, местом их реализации будет наша странаподп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах). Но так как с деятельности по ремонту автомобилей вы платите ЕНВД, то начислять НДС на стоимость работ, оказанных, в числе прочих, и белорусским компаниям, вам не нужност. 2 Протокола о работах (услугах); п. 4 ст. 346.26 НК РФ.
Проданные запчасти будут облагаться НДС по ставке 18%. Ведь под экспортом товаров в ТС понимается их вывоз с территории одного государства — участника ТС на территорию другогост. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов...». В вашем же случае запчасти не вывозятся. Поэтому нет оснований для применения экспортной ставки НДС.
Обращаем ваше внимание на то, что, по мнению ВАС, продажу клиентам запчастей, которые необходимы для ремонта машин, нельзя назвать торговлей. И поэтому дополнительных налогов (помимо ЕНВД с ремонтных работ) платить не требуетсяПостановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 14630/09. Причем эта позиция ВАС взята налоговым ведомством на вооружениеп. 41 Письма ФНС России от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@. И если вы станете придерживаться такого подхода к налогообложению вашей деятельности, вопрос с начислением НДС на стоимость запчастей у вас возникать не будет.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:
2018 г.
- Паспорт сделки: Закон сильнее валютной Инструкции, № 9
- Можно ли выбрать ставку НДС при экспорте товаров в ЕАЭС, № 5
- Экспортные НДС-новости, № 2
- Валютный контроль: постановка контракта на учет в банке, № 16Валютный контроль: снятие контракта с учета в банке, № 16
- Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался, № 1
2017 г.
- Валютные сделки: необычный тариф, № 9
- Торговля в ЕАЭС: новшества статотчетности, № 3
- Номер импортной таможенной декларации в счете-фактуре, № 20
- ВЭД: сокращение документооборота с банками, № 14
- Если номер таможенной декларации короткий..., № 11
- НДС по работам и услугам от контрагента из страны ЕАЭС, № 10
2016 г.
- Валютный учет: покупка иностранных дензнаков, № 9
- Валютный учет: продажа иностранных дензнаков, № 8
- Графа 15 книги покупок: разъяснения Минфина для импортеров, № 7Раздельный НДС-учет при экспорте: сложности из-за упрощения, № 7
- Новые правила вычета входного НДС при экспорте в страны ЕАЭС, № 22
- Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре, № 16
- Валютный учет: расчеты с конверсией валют, № 10
glavkniga.ru
НДС по агентскому вознаграждению
Актуально на: 21 января 2016 г.
Существуют различные виды посреднических договоров, которые могут быть заключены между заказчиком и посредником: договор поручения, комиссии, агентский договор. По любому из этих договоров за свою работу посредник, как правило, получает вознаграждение (п. 1 ст. 972, п. 1 ст. 991, ст. 1006 ГК РФ). Оно может быть установлено в договоре как определенный процент от стоимости реализованных или приобретенных для комитента (принципала) товаров, либо в фиксированном размере.
Оказание посреднических услуг в интересах другого лица на территории РФ подлежит обложению НДС, если посредник является плательщиком НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, агент должен начислять НДС на сумму своего вознаграждения, а также на иные доходы, полученные при ведении этой деятельности (п. 1 ст. 156 НК РФ).
По общему правилу посредник, чья деятельность связана с реализацией товаров, освобожденных от налогообложения НДС по ст. 149 НК РФ, все равно должен платить НДС со стоимости своих услуг. Правда, за некоторым исключением (п. 7 ст. 149 НК РФ). Пример такого исключения – реализация определенных товаров медицинского назначения (п. 2 ст. 156 НК РФ).
Начисление НДС и счета-фактуры
Посредник должен начислить на сумму агентского вознаграждения НДС на дату, когда выполнит свои обязательства по посредническому договору. Обычно это дата утверждения отчета заказчиком, либо дата подписания акта обеими сторонами. С даты оформления одного из таких документов у посредника есть 5 календарных дней для выставления счета-фактуры на сумму своего вознаграждения в адрес комитента (принципала) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
НДС при этом начисляется «сверху» по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ, Письмо Минфина от 12.05.2011 N 03-07-11/122), хотя реализуемые в рамках посреднической деятельности товары при этом могут облагаться по другим ставкам НДС или вовсе не облагаться НДС.
Счета-фактуры на сумму агентского вознаграждения и дополнительно полученных доходов от посреднической деятельности, выставленные комитенту (принципалу), не регистрируются в журнале учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Скачать утвержденную форму счета-фактуры
Авансовый НДС по агентскому вознаграждению
Бывает, что агентское вознаграждение по условиям договора необходимо удерживать из денег, полученных:
- от покупателей, если посредник реализует товары (работы, услуги) для заказчика;
- от комитента (принципала), если посредник покупает товары (работы, услуги) для заказчика.
Тогда на выделенное из общей суммы агентское вознаграждение тоже должен быть начислен НДС, по сути как с аванса. И в течение 5 календарных дней со дня получения денег надо будет выставить счет-фактуру. А после утверждения отчета или подписания акта НДС с аванса можно будет принять к вычету.
Учет у посредника сумм, полученных от комитента/принципала
Суммы, полученные от комитента / принципала для выполнения посредником своих обязанностей (например, для приобретения товаров, оплаты их транспортировки), у посредника НДС не облагаются и не учитываются им в доходах или расходах для целей налогообложения прибыли (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).
А вот вознаграждение и иные доходы, связанные с ведением посреднической деятельности, надо будет признать в доходах на дату утверждения отчета комитентом (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Уплата НДС с агентского вознаграждения в бюджет
НДС, начисленный с вознаграждения посредника, уплачивается в составе общей суммы налога по итогам квартала – равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 173, п. 1 ст. 174 НК РФ).
glavkniga.ru
Работы (услуги), место реализации которых определяется по месту нахождения покупателя
НДС: Работы (услуги), место реализации которых определяется по месту нахождения покупателя

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по выполнению работ (оказанию услуг) на территории РФ. Условия, при соблюдении которых работы (услуги) считаются выполненными (оказанными) на территории нашей страны, названы в ст. 148 НК РФ. Отметим, что в данной статье место реализации работ (услуг) определяется в зависимости от места:
а) деятельности лица, которое их выполняет
б) нахождения имущества, в отношении которого они оказываются
в) выполнения работ (оказания услуг)
г) нахождения пункта отправления (назначения)
д) нахождения покупателя этих работ (услуг).
Работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Когда место реализации работ (услуг) = место нахождения покупателя...
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Положение указанной нормы применяется:
- при передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
- при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР;
- при предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
- при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
- при оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
К сведению. Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Как следует из разъяснений Минфина России (Письмо от 02.09.2011 N 03-07-08/272), в отношении работ (услуг), место реализации которых определяется по месту нахождения продавца или покупателя услуг, нормы ст. 148 НК РФ применяются в случае, если налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), и налогоплательщик, их приобретающий, осуществляют деятельность на территории разных государств. Услуги, оказываемые одной российской организацией по договору с другой российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке <1>.
Иными словами, если российская организация оказывает иностранной компании, не имеющей в России постоянного представительства, услуги, прямо поименованные в указанном перечне, то реализация данных услуг не облагается НДС (как услуга, местом реализации которой не признается территория РФ).
И наоборот, когда российская организация получает работу (услугу) из этого перечня от иностранца, возникает объект обложения НДС. Если иностранное лицо не стоит на учете в налоговой инспекции РФ, то российская организация - покупатель выступает налоговым агентом на основании п. 1 ст. 161 НК РФ.
К сведению. Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Сложности с выбором пункта статьи 148 НК РФ
Разными пунктами ст. 148 НК РФ установлены разные критерии для определения места реализации работ (услуг). Нередко на практике достаточно трудно сделать выбор, какую норму данной статьи выбрать в той или иной ситуации. Что здесь имеется в виду, поясним на примерах из арбитражной практики.
Начнем с Постановления ФАС ПО от 29.11.2011 N А65-31/2011. Организация выполняла для юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, технологические и геофизические исследования на скважинах, а также обрабатывала сейсмические данные за пределами территории РФ (в Узбекистане). Организация посчитала, что раз выполняемые ею работы являются технологическими этапами строительства поисковой скважины, то в данном случае подлежит применению пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. В соответствии с этой нормой местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, к которым среди прочего относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные работы. Соответственно, НДС организация не начисляла. Налоговая инспекция не согласилась с такой позицией, обратилась в суд и выиграла спор. Суд исходил из того, что информация - самостоятельный объект гражданских прав и может быть предметом договора купли-продажи. Следовательно, приобретение информации является не услугой, связанной непосредственно с объектом недвижимости, а услугой, направленной на приобретение самостоятельного объекта гражданских прав - информации, и согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации этих услуг признается РФ.
Итак, камнем преткновения на практике становится вопрос о том, какую норму ст. 148 НК РФ применять, если работы (услуги) имеют какое-то отношение к объекту недвижимости, расположенному на территории иностранного государства.
Полагаем, что подсказкой может служить вывод, который сделал ФАС МО в Постановлении от 23.01.2012 N А40-30857/11-75-123. Суть дела заключалась в следующем. Организация являлась получателем услуг по изучению недр при поисках нефти и газа, сбору информации о геологическом строении недр в морской акватории, обработке и интерпретации полученных данных. Налоговая инспекция посчитала, что услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ, а значит, на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается местом реализации этих услуг. На таком основании налогоплательщику было отказано в вычете и возмещении НДС. Признавая действия налоговиков неправомерными, судьи пришли к выводу, что предметом спорных договоров являлось оказание информационных услуг и услуги по сбору информации, которые не изменяют каким-либо образом объект недвижимости, поэтому положения указанной нормы использоваться не могут. Полученные услуги поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, и для них предусмотрено правило, по которому место их реализации определяется местом нахождения покупателя услуг.
Консультационные и другие услуги
В абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ перечислены несколько видов услуг, обложение НДС которых зависит от местонахождения их получателя. Это консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также услуги при проведении НИОКР.
Сложности применения этой нормы заключаются в том, что порой довольно трудно правильно квалифицировать те или иные услуги.
Опираясь на разъяснения контролирующих органов и арбитражную практику, рассмотрим различные ситуации, с которыми на практике могут столкнуться налогоплательщики.
Рекламные услуги
При отнесении услуг к рекламным Минфин России в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 рекомендует руководствоваться нормами Закона о рекламе <2>, где дано определение этого понятия, указано, что является объектом рекламирования и кто такие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Как правило, затруднения (судя по ежегодным вопросам Минфину) возникают при реализации услуг по организации рекламных выставок, которые прямо не поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Опираясь на ст. 3 Закона о рекламе, чиновники финансового ведомства пришли к выводу, что услуги по организации выставки на территории РФ с целью рекламирования продукции нужно относить к категории рекламных услуг. Из чего следует, что такие услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории РФ не являются <3> (см. Письма от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 17.06.2009 N 03-07-08/135).
Что касается рекламопроизводителей <4>, то в отношении их положения абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не применяются (см. Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-08/131).
Маркетинговые услуги
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "маркетинговые услуги". Федеральная налоговая служба, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, предлагает в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым относить услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" ОКВЭД <5> (см. Письмо от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ <6>).
Подгруппа 74.13.1 носит название "Исследование конъюнктуры рынка", что, в частности, предполагает изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычек потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.
Ценность этого Письма, на наш взгляд, заключается в том, что в нем подробно расписаны процедуры, под которыми предполагается такая услуга, как исследование рынка. Если налогоплательщик в договоре на оказание маркетинговых услуг отразит одну или несколько процедур из этого списка, то в случае налоговых споров это значительно снизит его налоговые риски.
Итак, согласно Письму исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: определение размера и характера рынка; расчет реальной и потенциальной емкости рынка; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; определение степени насыщенности рынка и т.д.; сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам; исследование мощности торговой сети, обслуживающей данный рынок; наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.; анализ внешних факторов развития рынка.
Инжиниринговые услуги
Согласно абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Несмотря на наличие довольно четкого определения, чем не всегда богат Налоговый кодекс, в арбитражной практике немало примеров, где услуги, обозначенные в договоре как инжиниринговые, налоговики не хотят признавать таковыми.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 12.10.2010 N А56-92435/2009 рассматривалась следующая ситуация. Российская организация заключила с иностранным партнером соглашение, по условиям которого на нее возлагалась обязанность по проведению оценки систем менеджмента клиента с целью установления ее соответствия приведенным в договоре стандартам оценки.
Соглашением было предусмотрено, что в случае положительной оценки существующих систем выдается сертификат одобрения. Именно факт его выдачи позволил налоговой инспекции сделать вывод, что организация осуществляла услуги по сертификации, которые не предусмотрены пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, а значит, местом деятельности организации в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ является территория РФ и реализация данных услуг подлежит обложению НДС по ставке 18%.
Арбитры сочли, что указание в актах приемки-сдачи работ на оказание услуг по сертификации систем клиентов не изменяет правовую природу фактически оказанных налогоплательщиком услуг, так как представленные в материалы дела документы не подтверждают его право сертифицировать тот или иной вид деятельности.
Поскольку основной объем работы налогоплательщика касался именно анализа и оценки систем менеджмента, судьи установили, что в данном случае налогоплательщик осуществлял деятельность по оказанию консультационно-инжиниринговых услуг, а не услуг по сертификации. Последующее получение контрагентами заявителя необходимых сертификатов следует рассматривать в качестве результата предоставленных услуг.
В итоге судьи сделали вывод, что РФ не является местом реализации услуг, оказанных организацией, поскольку покупатели спорных услуг осуществляют деятельность за пределами территории РФ. В связи с этим реализация спорных услуг не признается объектом обложения НДС.
Несколько видов услуг в рамках одного договора
Как правило, организации, заключая договор, стремятся более подробно описать предмет договора. Особенно если контрагентом выступает зарубежный партнер. Поэтому нередко в "консультационных" договорах можно встретить несколько видов услуг. Что из этого может получиться? Выясним на примере налогового спора, который рассматривался в Постановлении ФАС МО от 30.05.2012 N А40-83131/11-90-358.
Суть дела заключалась в следующем. Российская организация (исполнитель) заключила договоры с иностранной компанией на оказание услуг по финансовому и управленческому консалтингу и мониторингу, по хранению, обработке информации и внедрению систем управления, по исследованию рынка, инженерно-консультационных услуг. Впоследствии были подписаны допсоглашения, в соответствии с которыми вид оказываемых услуг определен как "консультационные услуги в области технической политики и внедрения систем управления". Срок действия допсоглашений распространен на весь срок действия соответствующих договоров.
Организация, посчитав возможным применение в данной ситуации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не стала начислять НДС со стоимости оказанных услуг, ведь их покупатель осуществляет деятельность не на территории РФ.
Тем не менее налоговый орган доначислил организации НДС на стоимость услуг по хранению информации и внедрению систем управления, ссылаясь на то, что они не подлежат освобождению от уплаты НДС, поскольку не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Однако судьи поддержали налогоплательщика, установив, что спорные услуги оказывались иностранным организациям в рамках консультационных услуг, неотделимы от указанных услуг, а их исполнение или неисполнение неизбежно скажется на качестве и объеме консультационных услуг. Услуги, оказанные в рамках заключенных договоров, не могут рассматриваться каждая в отдельности, поскольку это нарушает суть и структуру отношений между сторонами сделки.
В данном случае налогоплательщику удалось выиграть спор. Однако отметим, что в другой конкретной ситуации дело может принять иной оборот.
Во избежание налоговых рисков некоторые налогоплательщики устанавливают предмет договора в четком соответствии с перечнем, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, например пишут обобщенно "консультационные услуги".
А если необходимо перечисление всех видов работ (услуг) и при этом некоторые работы (услуги) отсутствуют в перечне? Должен ли налогоплательщик обозначить их стоимость отдельно и начислить НДС? Полагаем, что это не обязательно. Ведь в п. 3 ст. 148 НК РФ говорится: если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). И здесь, на наш взгляд, главное, чтобы из договора на выполнение работ (оказание услуг) четко было видно, какие работы (услуги) основные, а какие вспомогательные.
Спорная ситуация, как показывает арбитражная практика, может возникнуть при выполнении в рамках одного договора двух видов работ (услуг), порядок налогообложения которых регулируется разными нормами ст. 148 НК РФ. Например, поводом для налогового спора, разбиравшегося в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 N 09АП-29881/2013, послужила следующая ситуация.
Две российские организации заключили договор подряда на монтажные работы, связанные с недвижимым имуществом, и на авторский надзор. При этом работы выполнялись на территории иностранного государства.
Организация-исполнитель посчитала, что авторский надзор носит вспомогательный характер по отношению к монтажным работам, а значит, в соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ местом реализации работ по авторскому надзору признается место реализации работ по монтажу (территория иностранного государства). Таким образом, организация по обоим видам работ НДС не начисляла.
Налоговая инспекция не согласилась с этим подходом. Опираясь на постановления Росстата, она сочла, что работы по авторскому надзору не что иное, как инжиниринговые услуги. Отсюда был сделан вывод, что это два самостоятельных, независимых друг от друга вида работ: один из них непосредственно связан с недвижимым имуществом, а значит, к нему применимы нормы пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, другой поименован в перечне пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. То есть в отношении первого вида работ местом реализации считается место фактического нахождения имущества (иностранное государство), в отношении второго - место деятельности исполнителя (территория РФ). Таким образом, по мнению налогового органа, работы по авторскому надзору подлежат обложению НДС по ставке 18%.
Организации пришлось прибегнуть к выдержкам из ГрК РФ, различных федеральных законов, отраслевых стандартов, чтобы доказать, что авторский надзор - это осуществляемый исполнителем контроль за правильностью выполнения работ, регламентированных технической документацией, решение технических вопросов на месте ведения работ, внесение необходимых корректировок в техническую документацию. Для подтверждения всех выполненных работ организация представила документы, конкретизирующие перечень проводимых работ (оказанных услуг).
Судьи поддержали налогоплательщика, который сумел доказать, что авторский надзор и монтаж являются взаимозависимыми и отдельно производиться не могут. (То есть суд фактически признал, что налогоплательщик правомерно применил нормы пп. 1 п. 1.1 и п. 3 ст. 148 НК РФ.)
Отметим, что данное Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда было оставлено без изменения вышестоящей инстанцией - см. Постановление ФАС МО от 25.12.2013 N А40-23628/13-39-79. Арбитры, процитировав определение инжиниринговых услуг, данное в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, отметили, что авторский надзор не предполагает ничего из перечисленного. Речь идет о контроле за строительством зданий и сооружений с их инженерными сетями и сооружениями и не относится к порядку подготовки проектной документации. Авторский надзор, осуществлявшийся заявителем, касался именно надзора за строительством объектов недвижимого имущества, что подтверждается условиями самих договоров и актами выполненных работ (оказанных услуг). Поэтому работы по договорам нельзя отнести к инжиниринговым работам.
* * *
Разрешение вопроса, подлежит та или иная операция по реализации работы или услуги включению в объект обложения НДС или же она должна быть освобождена от обложения, зависит от определения места реализации работы или услуги, что предполагает оценку фактических обстоятельств конкретной ситуации. Как видим, важное значение имеет правильная квалификация работы (услуги), ведь это напрямую влияет на то, какая норма ст. 148 НК РФ должна применяться в том или ином случае.
__________________________________________________________________
<1> Хотя нередко в судебной практике можно встретить примеры, где налоговики или налогоплательщики применяют положения ст. 148 НК РФ и в случаях, когда договор заключен между российскими организациями, а работы (услуги) исполняются на территории иностранного государства.
<2> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
<3> Что касается выставок в сфере культуры и искусства, то в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту фактического проведения выставок (Письмо Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692).
<4> Лица, осуществляющие полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
<5> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
<6> Согласовано с Минфином России Письмом от 07.02.2006 N 03-04-15/21.
Follow Alinga |
|
Узнайте больше об Alinga Consulting Group
Аудит и Налогообложение Юридические услуги Бухгалтерский учет и расчет заработной платы
Есть вопросы? Спросите эксперта!
![]() | Источник: «Àêòóàëüíûå âîïðîñû áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà è íàëîãîîáëîæåíèÿ» | ![]() |
www.acg.ru