Содержание
НК РФ Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет \ КонсультантПлюс
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 174 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
НК РФ Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 174 НК РФ
— В каком размере уплачивается НДС, если он не делится равными долями на три срока уплаты?
— Все вопросы по ст. 174 НК РФ
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 в п. 1 ст. 174 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 13.10.2008 N 172-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 30.03.2016 N 72-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 в абз. 1 п. 4 ст. 174 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 абз. 2 п. 4 ст. 174 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, указанными в пункте 1 статьи 161 настоящего Кодекса, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 абз. 3 п. 4 ст. 174 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2023 в абз. 4 п. 4 ст. 174 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ). См. будущую редакцию.
Уплата налога правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с настоящей главой.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также правопреемники, указанные в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
5.2. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26. 1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. 21.07.2014))
5.3. В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая налоговая декларация считается непредставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса) не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Перечень контрольных соотношений, указанных в настоящем пункте, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
5.4. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, указанного в пункте 5.3 настоящей статьи, налогоплательщик (налоговый агент, лицо, указанное в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса) обязан представить налоговую декларацию, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, указанным в пункте 5.3 настоящей статьи.
В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом, лицом, указанным в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса) в срок, установленный настоящим пунктом, налоговой декларации, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, указанным в пункте 5.3 настоящей статьи, датой представления указанной налоговой декларации считается дата представления налоговой декларации, которая в соответствии с пунктом 5. 3 настоящей статьи была признана непредставленной.
(п. 5.4 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
6. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость
Общие положения
Армения использует модель входящего и исходящего НДС. Лица, несущие обязательства по уплате НДС, вычитывают входящий НДС из суммы НДС, начисленной на продажи, и представляют разницу для учета налоговым органам. Установленная ставка НДС на местную реализацию товаров и услуг и импорт товаров составляет 20%. На экспорт товаров и соответствующих услуг установлена нулевая ставка.
Границы доходов, облагаемых налогом
Обязательства по уплате НДС рассчитываются на основе налогооблагаемого оборота по операциям, осуществленным в течение предыдущего календарного года. Если эта выручка превышает 58,35 миллиона армянских драмов, налогоплательщик несет ответственность по уплате НДС на всю сумму продаж. Обычно если доходы за предыдущий год не превышают 58,35 миллиона армянских драмов (например, это первый год деятельности налогоплательщика), налогоплательщик несет обязательства по уплате НДС только по той части продаж за год, которая превышает 58,35 миллиона драмов. Налогоплательщики, чья выручка не превышает 58,35 миллиона армянских драмов, могут добровольно состоять на налоговом учете по НДС.
Область действия НДС
Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, НДС применяется к:
- Поставке товаров и услуг, если местом поставки является Армения, включая случаи, когда поставка осуществляется безвозмездно, и
- Ввозу товаров в Армению.
Место реализации товаров
Местом реализации товаров считается место, где расположены товары в момент начала их продажи. Местом реализации товаров, требующих доставки, считается месте, где расположены товары в момент начала отгрузки.
Место реализации услуг
По общему правилу считается, что услуги реализованы на территории, где поставщик услуг осуществляет свою деятельность. Если место осуществления деятельности неопределенно, считается, что услуги реализованы на территории, где расположен бизнес поставщика. Установлены особые правила определения места реализации применительно к следующим услугам:
- Считается, что услуги, связанные с недвижимостью, реализованы в месте расположения недвижимости
- Считается, что транспортные услуги реализованы в месте происхождения транспортируемых пассажиров или груза
- Считается, что услуги, относящиеся к культуре, искусству, спорту, науке, образованию и общественному здравоохранению, сопутствующие транспортные услуги и услуги по оценке или ремонтированию движимого имущества реализованы в месте, где осуществляется деятельность по предоставлению услуг
- Считается, что лизинг транспортных средств реализован в месте, где лизингодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, а если нет такого места, то в месте регистрации или проживания лизингодателя
- Считается, что межгосударственныепочтовые и телекоммуникационные услуги реализованы в стране их назначения. Особые правила действуют также применительно к услугам, связанным с передачей прав на интеллектуальную собственность, рекламой, консультационными, инжиниринговыми, правовыми, бухгалтерскими, экспертными, переводческими услугами, услугами по обработке данных, предоставлению программного обеспечения и информации, банковскими, финансовыми и страховыми услугами и услугами по лизингу движимого имущества (кроме транспортных средств). В случае, когда указанные услуги предоставляются налогоплательщиком НДС нерезиденту или нерезидентом налогоплательщику НДС, правила определения места реализации услуг следующие:
- Считается, что услуги реализованы в месте, где получатель услуг осуществляет предпринимательскую деятельность или имеет постоянный офис (т.е. ность или имеет постоянный офис (т.е. если получатель имеет постоянный офис в Армении, то услуги облагаются НДС).
- Считается, что услуги реализованы в месте проживания получателя, если получатель не осуществляет предпринимательскую деятельность и не имеет постоянного офиса.
НДС на импортирование
Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, в отношении импортированных товаров применяется 20%-ная ставка НДС во время таможенной очистки. Налогооблагаемая база — это таможенная стоимость товаров плюс сумма любых импортных пошлин и акцизных налогов (при наличии таковых). Обложение НДС таможенными органами не зависит от того, состоит ли ввозящее лицо на налоговом учете или нет. НДС должен быть оплачен в течение 10 дней после ввоза товаров. Особые правила действуют в отношении товаров, которые ранее были экспортированы из Армении для переработки или ремонтирования. В этом случае НДС облагается с учетом стоимости услуг, предоставленных иностранной стороной. Если невозможно определить стоимость услуг, НДС облагается с учетом разницы между таможенной стоимостью услуг после переработки или ремонтирования и их заявленной таможенной стоимостью в момент их экспортирования.
Нулевая ставка налога
Экспортирование товаров и предоставление услуг, сопутствующих экспортированию, облагаются нулевой ставкой налога. Нулевая ставка налога также применяется к предоставлению услуг по международным перевозкам (включая транзит через Армению) и платных услуг производства. Рекламные, консультационные, инжиниринговые, юридические, бухгалтерские и переводческие услуги, услуги по обработке данных, банковские, финансовые и страховые услуги, предоставляемые нерезидентам, облагаются нулевой ставкой налога, если деятельность нерезидента осуществляется вне Армении.
Освобожденные от налога операции
Согласно армянскому законодательству, ряд операций освобожден от НДС. Среди наиболее часто освобождаемых операций — большинство финансовых операций, осуществляемых финансовыми организациями, услуги по оплате обучения в средних, профессиональных и высших учебных заведениях, продажа учебных материалов, продажа газет и журналов и т.д. Продажа прав собственности в компа- нии или бизнесе, а также операции по реорганизации компании или бизнеса не облагаются НДС.
Налогооблагаемая сумма
В большинстве случаев сумма НДС определяется на основе стоимости операции по поставке товаров или услуг. В том случае, когда товары и услуги предоставляются безвозмездно, поставщик несет ответственность по уплате НДС на основе рыночной стоимости товаров или услуг, за исключением случаев, когда поставка включает гарантийное обслуживание, предоставляемое продавцом товара, замену дефектных товаров.
Входящий НДС, не принимаемый к вычету
Общие правила зачета входящего НДС следующие:
- Применительно к НДС, уплаченному при приобретении товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления налогооблагаемых продаж, применяются правила зачета входящего НДС.
- Применительно к НДС, уплаченному для приобретения или ввоза товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления освобожденных от НДС или не облагаемых НДС продаж, не применяются правила зачета.
- В том случае, когда товары и услуги используются для осуществления частично налогооблагаемых и частично не облагаемых налогом продаж, зачет входящего НДС определяется распределением НДС между налогооблагаемыми и не облагаемыми налогом продажами, учитывая соотношение налогооблагаемых продаж к общим продажам за каждый отчетный период.
Требование принятия к вычету должно обосновываться действительной счет-фактурой с выделенным НДС, выписанной поставщиком или должным образом составленной таможенной декларацией ввоза. Кроме того, при приобретении товаров или услуг зачет входящего налога обычно применяется только в случае, когда оплата произведена банковским переводом и товары и услуги приобретены для коммерческих целей. В отношении наличных покупок принимается к вычету входящий налог в сумме до 300 000 армянских драмов на каждую операцию и в максимальной сумме 3 миллиона армянских драмов в месяц, с условием, что вся необходимая информация по НДС включена в квитанцию продаж или счет-фактуру с выделенным НДС. Обычно уплаченный НДС, в отношении которого не могут быть применены правила принятия к вычету, рассматривается как часть стоимости приобретения для целей налога на прибыль или подоходного налога.
Налоговые требования по НДС
Налоговый учет
Следующие налогоплательщики автоматически несут ответственность по учету НДС:
- Бизнесы со стоимостью продаж, превышающей 58,35 миллиона армянских драмов в предыдущем календарном году, несут обязательства по учету НДС на свои продажи в следующем календарном году
- Бизнесы, для ведения которых требуется лицензия стоимостью более 100 000 армянских драмов, и бизнесы, производящие товары, облагаемые акцизным налогом, также несут обязательства по учету НДС на свои продажи
- Бизнесы, которые производят или импортируют товары, облагаемые акцизным налогом
- Прочие бизнесы несут обязательства по учету НДС на любые продажи, осуществленные в календарном году, свыше 58,35 миллиона армянских драмов
- Существуют специальные правиласогласно которым взаимосвязанные стороны (совместная собственность в учредительном капитале, соотношение дохода и расходов, относящихся к одному поставщику или клиенту) несут обязательства по уплате НДС в силу взаимосвязанности.
Начиная с 1 января 2012 года налогоплательщики по НДС обязаны приобретать регистрационные номера НДС от налоговых органов.
Требования по предъявлению отчетности
Налогоплательщики по НДС обязаны вести раздельный учет для налогооблагаемых и освобожденных от НДС продаж и покупок. Если невозможно вести отдельные счета, сумма входящего НДС, подлежащего вычету за каждый отчетный период, рассчитывается на основе соотношения налогооблагаемых продаж к общим продажам за данный период.
Информация о счет-фактурах с выделенным НДС
За исключением розничных продаж, лицо, зарегистрированное как налогоплательщик НДС, должно выписать счет-фактуру с выделенным НДС для каждой налогооблагаемой продажи товаров или услуг. Счет-фактура с выделенным НДС должна быть выписана электронным путем либо с использованием не подлежащих передаче другому лицу нумерованных форм, полученных от налоговых органов. Налоговая счет-фактура должна иметь уникальную серию и номер. В том случае, когда сумма фактуры превышает 100 000 армянских драмов, информация о данном счете должна передаваться налоговым органам обеими сторонами операции, за исключением электронных счет-фактур. Счет-фактура с выделенным НДС не выписывается для операций, освобожденных или не облагаемых НДС. Действуют также специальные правила в отношении подготовки счет-фактур для продаж, облагаемых нулевой ставкой.
Обязательства по уплате НДС
Обязательства по уплате НДС рассчитываются с использованием метода входящего и исходящего налогов. Обязательства по уплате НДС за любой отчетный период — это общая сумма исходящего налога, рассчитываемого по продажам, за вычетом суммы входящего НДС, уплаченного в связи с налогооблагаемыми продажами. Обязательства по НДС следующие:
- Обязательства по НДС на реализацию товаров возникают тогда, когда товары разгружаются или доставляются покупателям
- Обязательства по НДС на реализацию услуг возникают тогда, когда услуги предоставляются клиентам
- Возможность вычета входящего налога на приобретения возникает в день выполнения оплаты, с условием, что фактура с выделенным НДС получена до конца отчетного периода. Если фактура получена после указанного срока, то, согласно основному правилу, представляется исправленная налоговая декларация
- Возможность вычета входящего налога по вывезенным товарам возникает в день вывоза.
Удержание НДС у источника дохода
К услугам, предоставляемым в Армении нерезидентами, не стоящими на налоговом учете в Армении, применяется удержание НДС у источника дохода. Для обоснования соответствующего требования о принятии к вычету входного НДС получатель услуг должен выписать себе счет-фактуру от имени нерезидента, указав в качестве идентификационного номера поставщика услуг свой идентификационный номер.
Подача деклараций и уплата НДС
Как правило, налогоплательщики НДС представляют налоговые декларации по НДС ежеквартально. Однако налогоплательщики, чья сумма продаж (без НДС) в предыдущем календарном году превысила 100 миллионов армянских драмов, должны представлять налоговые декларации по НДС ежемесячно. Уплата НДС и подача налоговых деклараций по НДС должна осуществляться в течение 20 дней после окончания отчетного периода. В течение 20 дней после окончания отчетного периода представляется отдельный отчет с информацией о счет-фактурах по реализациям и приобретениям, превышающим 100 000 армянских драмов. Если отчет не предоставляется, есть возможность того, что налоговые органы не допустят принятия к вычету входного НДС.
Возмещения
Как правило, превышение входящего НДС за отчетный период над исходящим НДС за тот же период переносится на будущие периоды и зачитывается против НДС, подлежащего уплате в течение будущих отчетных периодов. Возмещение разрешается только для приобретений и ввоза, прямым образом относящихся к операциям, облагаемым нулевой ставкой налога (за исключением вывоза черных и цветных металлов). Согласно законодательству, возврат сумм НДС осуществляется в течение 90 дней после подачи ходатайства о возмещении. Если сумма НДС не возмещается в течение 90 дней, рассчитываются штрафы для уплаты налогоплательщику. Штрафы рассчитываются на сумму превышения за каждый просроченный день после установленного срока, а размер штрафов определяется на основе процентной ставки, установленной Центральным банком Армении (с ежедневным перерасчетом).
Введение в ЕС НДС и НДС OSS
Каждая компания, продающая товары и услуги европейским клиентам, должна взимать налог на добавленную стоимость (НДС), даже если ее бизнес не основан в Европе. Поскольку все европейские страны имеют разные правила и ставки НДС, соблюдение требований может быть сложной задачей. Европейская комиссия предприняла попытку упростить сбор и уплату НДС, но это не полностью избавило предприятия от сложностей с НДС. Например, если ваш бизнес продает другой бизнес в ЕС (а не напрямую покупателю), вам может не потребоваться взимать НДС — в зависимости от того, где расположены оба бизнеса. А для всех продаж, где взимается НДС, правительство требует от вас сбора дополнительных данных для подтверждения адреса вашего клиента.
Это руководство предназначено для предприятий, осуществляющих продажи клиентам в ЕС, и охватывает основы НДС и службы единого окна для НДС (VAT OSS). Вы узнаете, когда и как регистрироваться для сбора НДС, как рассчитывать и взимать НДС и как подавать декларации по НДС. Вы также узнаете, как Stripe Tax может помочь вам соблюдать требования.
Дополнительную информацию о налогах при продаже клиентам из США см. в нашем Руководстве по налогу с продаж и экономической взаимосвязи в США.
Введение в НДС ЕС
НДС — это налог на потребление, который применяется ко всем цифровым и физическим товарам или услугам, продаваемым в ЕС. Он взимается всякий раз, когда к продукту добавляется ценность по всей цепочке поставок, от производства до точки продажи.
Вот пример того, как НДС работает в реальной жизни:
Ювелир продает ожерелье высококлассному интернет-магазину за 1000 евро по ставке НДС 23%. Продавец платит ювелиру 230 евро НДС в дополнение к стоимости самого ожерелья. Затем продавец добавляет к ожерелью наценку и размещает его в Интернете за 1500 евро. При онлайн-кассе покупатель платит дополнительные 23% НДС, что составляет 345 евро, взимаемых продавцом. Когда окончательная транзакция завершена, розничный продавец возвращает НДС, который он ранее уплатил ювелиру. При подаче налогов правительству они платят всего 115 евро (что составляет 345 евро за вычетом НДС ювелира в размере 230 евро).
На этом изображении показано, в какой момент к ожерелью добавляется НДС.
Важность соблюдения законов об НДС
Любой бизнес, продающий физические или цифровые товары в ЕС, включая продавцов из стран, не входящих в ЕС, должен взимать НДС в соответствии с местными правилами и законами. Поздняя регистрация или отсутствие регистрации может привести к значительным штрафам и пени, помимо начисления сложных процентов. Например, в Австрии предприятие может быть оштрафовано на сумму до 5 000 евро, если оно намеренно не регистрируется в качестве плательщика НДС, даже если предприятие не обязано платить НДС.
Как соблюдать НДС ЕС
Правила НДС в Европе зависят от того, где вы находитесь, что вы продаете, где находится ваш клиент, а также от того, является ли ваш клиент юридическим или физическим лицом. Хотя правила различаются в зависимости от страны, следующие шаги одинаковы, если вы продаете в ЕС.
1. Регистрация для уплаты НДС и НДС OSS
Регистрация для местного НДС
В ЕС порог регистрации и сбора НДС зависит от страны, в которой находится ваш бизнес.
Предприятиям в Нидерландах необходимо зарегистрироваться и взимать НДС после того, как их годовой доход составит 20 000 евро. С другой стороны, предприятия в Ирландии имеют два разных порога НДС: 75 000 евро для местных предприятий, продающих товары, и 37 500 евро для местных предприятий, продающих услуги. Эти внутренние регистрационные пороги применяются только к внутреннему бизнесу или бизнесу внутри страны. Предприятия, базирующиеся за пределами Европы или торгующие за границей в Европе, должны зарегистрироваться перед первой продажей.
Существует исключение для предприятий ЕС, которые учреждены в одной стране ЕС и продают физические товары и цифровые продукты частным лицам в других странах ЕС. При таких продажах «бизнес-потребителю» (B2C) предприятия должны взимать НДС по ставке своей страны проживания, а не страны проживания клиента. Как только продажи B2C превысят 10 000 евро, они должны быть собраны по курсу страны проживания клиента. Аналогичного исключения нет для предприятий, не входящих в ЕС, которые продают товары частным лицам в ЕС.
При регистрации в качестве плательщика НДС вы получите идентификационный номер плательщика НДС. Этот номер содержит от 4 до 15 цифр, начиная с двухбуквенного кода страны (например, BE для Бельгии или CY для Кипра), за которым следуют от 2 до 13 других символов. Компании должны указывать свой идентификационный номер плательщика НДС в своих счетах-фактурах на продажу и получать идентификационный номер плательщика НДС клиента при продаже другому предприятию, зарегистрированному для уплаты НДС.
Регистрация плательщика НДС OSS для европейских предприятий (союзная схема)
Европейские предприятия, которые продают частным лицам (например, продажи B2C) в нескольких странах ЕС, могут зарегистрироваться для участия в схеме Союза служб одного окна для НДС (VAT OSS). Программа была создана для упрощения процесса сбора и уплаты НДС в странах ЕС.
Если вы подписываетесь на НДС OSS, вам не нужно регистрироваться в каждой стране ЕС, где вы продаете товары или услуги удаленно. Если вы находитесь в стране ЕС, вы можете зарегистрироваться на портале НДС OSS своей страны. Вы будете перечислять весь собранный НДС в местный налоговый орган, который затем будет распределять этот доход от НДС в другие страны ЕС от вашего имени. Другими словами, если вы продаете в ЕС, а не регистрируетесь и подаете в 27 странах, вы можете зарегистрироваться в OSS одной страны и подать одну декларацию OSS НДС.
Регистрация в OSS по НДС для неевропейских компаний (схема, не входящая в Союз)
Все компании за пределами ЕС (включая компании в Великобритании после Brexit), продающие цифровые продукты частным лицам в ЕС, могут зарегистрироваться в OSS для НДС, не Схема союза. Эти предприятия могут выбрать любую европейскую страну для регистрации в системе НДС OSS. Как правило, предприятия, не входящие в ЕС, регистрируются в тех странах, где базируется большинство их клиентов, или предпочитают регистрироваться в стране с наиболее удобным регистрационным порталом. Когда компания, не входящая в ЕС, регистрируется для НДС OSS, ей присваивается уникальный идентификационный номер НДС в формате, начинающемся с 9. 0017 ЕС .
2. Рассчитать НДС
Чтобы рассчитать НДС по транзакции, вам необходимо определить три вещи: статус клиента (бизнес или физическое лицо), НДС в какой стране взимать и правильную ставку НДС.
Определение того, являются ли ваши клиенты предприятиями (B2B) или частными лицами (B2C)
Перед расчетом НДС вам необходимо определить, является ли ваш клиент предприятием или частным лицом. Это важный шаг, так как он определит, нужно ли вам вообще взимать НДС.
Если ваш клиент предоставил действительный идентификационный номер плательщика НДС, вы можете считать это бизнесом. Вы можете проверить действительность номера на портале Системы обмена информацией об НДС (VIES). Вам необходимо подтвердить свой идентификационный номер плательщика НДС, чтобы предотвратить налоговое мошенничество.
Если вы представляете европейскую компанию, продающую товары компании в другой стране ЕС, вам часто не нужно взимать НДС. Для этих продаж между предприятиями (B2B) применяется либо метод обратного начисления (в этом случае покупатель платит НДС непосредственно своему правительству, а не через вас), либо вы можете воспользоваться нулевой ставкой НДС (в в этом случае вам не нужно платить НДС).
На этом рисунке показано, как предприятие в ЕС может определить правильную ставку НДС для физических товаров и цифровых услуг, продаваемых в ЕС.
Определение страны, взимающей НДС
В трансграничных ситуациях важно определить, какая страна должна взимать НДС по операции. Правила, определяющие, какая страна должна взимать налог, очень сложны и зависят от многих факторов, таких как тип услуги, профиль клиента, страна, из которой доставляются товары, и страна, в которую доставляются товары, среди прочих факторов. .
Определение ставок НДС
Ставки НДС различаются в зависимости от страны ЕС. ЕС установил стандартную минимальную ставку НДС в размере 15% для своих 27 стран-членов. Фактические ставки НДС в странах ЕС колеблются от 17% до 27%. Швейцария не входит в ЕС и имеет стандартную ставку НДС 7,7%, что намного ниже, чем в соседних странах.
Ставки НДС различаются в разных странах Европы.
Хотя каждая страна устанавливает стандартную ставку НДС, в большинстве из них также действуют сниженные ставки и льготы в зависимости от вида продаваемого продукта или услуги. Учитывая разнообразие ставок НДС, важно иметь возможность классифицировать продукты, которые вы продаете, в соответствии с местным законодательством.
Ставки НДС для цифровых продуктов
По данным Комиссии ЕС, цифровые продукты соответствуют следующим критериям:
- Они не являются физическими продуктами.
- Продавец доставляет товар онлайн.
- Услуга предполагает минимальное взаимодействие с человеком.
- Продукт не может существовать без технологий.
В эту категорию попадают электронные книги, игры, музыка, программное обеспечение, SaaS, хостинг веб-сайтов и многие другие продукты и услуги. Цифровые продукты обычно облагаются стандартными ставками НДС, но могут применяться некоторые исключения. Например, для электронных книг ставка НДС снижена до 10% в Австрии и 4% в Испании.
Ставки НДС для физических товаров
Ставки НДС для физических товаров можно проверить на веб-сайте Европейской комиссии. Для некоторых транзакций предусмотрены сниженные, специальные или нулевые ставки. В Ирландии, например, детские подгузники и неукрашенные восковые свечи, среди прочих товаров, продаются без налогов. А в Хорватии на некоторые продукты питания действует снижение НДС.
3. Соберите доказательства местонахождения покупателя
Учитывая, что налоговые ставки значительно различаются в зависимости от местонахождения покупателя, правительству требуется запись, подтверждающая, где находился покупатель при покупке цифровых товаров. Как правило, вам необходимо хранить два доказательства, подтверждающие адрес вашего клиента для каждой продажи цифровых продуктов.
Этот дополнительный уровень документации ограничивает возможность того, что юридические или физические лица могут совершить налоговое мошенничество, взимая или уплачивая неверную ставку налога. Вам потребуется собрать и сохранить две из следующих данных, чтобы подтвердить место жительства клиента и правильность начисления и уплаты налога:
- Местонахождение банка
- IP-адрес
- Платежный адрес
- Страна, выдавшая их карточка
Есть исключение: если вы зарабатываете менее 100 000 евро в год на продаже цифровых продуктов, вам нужна только одна из приведенных выше сведений о клиенте. Обязательно храните эти записи в файле в течение 10 лет в соответствии с законодательством ЕС.
При продаже бизнес-клиентам вы также должны выставить счет-фактуру с НДС, даже если вы не взимаете НДС. Продающие компании должны хранить эти записи, которые включают информацию о своей деятельности, цену продажи и применяемую ставку НДС, имя и адрес покупателя, а также идентификационный номер плательщика НДС, среди прочего, в течение периода времени, установленного их местным законодательством.
4. Подача декларации по НДС
Подача декларации по НДС является ключом к обеспечению соблюдения требований. Даже если у вас нет НДС для уплаты или возмещения, вам необходимо вовремя подавать декларацию. Вам нужно будет указать два типа НДС: сумму, которую вы взимаете со своих клиентов (исходящий НДС), и сумму НДС, которую вы уплатили своим поставщикам (входящий НДС). Вам также нужно будет вычесть уплаченный НДС из начисленного НДС. Например, если вы были розничным продавцом, продавшим колье, купленное у ювелира, вы можете вернуть 23% НДС (230 евро), которые вы заплатили ювелиру. Когда вы подаете декларацию, вы платите только разницу между НДС, уплаченным конечным покупателем (345 евро), и тем, что вы изначально заплатили (230 евро), что составляет 115 евро.
Формы возврата и частота подачи различаются в зависимости от страны. Как часто вам нужно подавать документы, также может зависеть от вашего годового дохода от продаж. Например, в Германии стандартный период подачи составляет ежеквартально, но продавцы, чей налог к уплате превысил 7500 евро в предыдущем году, должны подавать ежемесячно, а продавцы с налогом, подлежащим уплате менее 1000 евро, должны подавать ежегодно.
Если вы выбрали регистрацию OSS, вы должны подавать ежеквартальную декларацию OSS в вашей стране регистрации. Эта декларация должна быть представлена в дополнение к любым внутренним декларациям по НДС, которые вам, возможно, придется подавать. В своей декларации OSS вы укажете свои продажи, отвечающие требованиям OSS, клиентам во всех странах ЕС и соответствующие суммы НДС. После того, как вы уплатите весь НДС в стране, где вы зарегистрировались для НДС OSS, ваш местный налоговый орган перераспределит доход от НДС в другие страны от вашего имени.
Если вы не укажете правильную сумму НДС, вы можете столкнуться с процентами и штрафами в каждой стране, где вы должны были собирать и перечислять налог. В Португалии, например, вы можете быть оштрафованы на сумму до 3750 евро за неправильную подачу НДС. В Германии несвоевременная подача НДС влечет за собой штрафы в размере до 10% от суммы НДС с лимитом в 25 000 евро.
Как Stripe Tax помогает
Stripe Tax упрощает соблюдение налогового законодательства, поэтому вы можете сосредоточиться на развитии своего бизнеса. Он автоматически рассчитывает и собирает налог с продаж, НДС и налог на товары и услуги (GST) как для физических, так и для цифровых продуктов и услуг в Европе (ЕС, Великобритания, Норвегия и Швейцария), США, Австралии и Новой Зеландии. Stripe Tax изначально встроен в Stripe, поэтому вы можете быстрее приступить к работе — сторонняя интеграция или плагины не требуются.
Stripe Tax может помочь :
- Понять, где зарегистрироваться и собирать налоги: Посмотреть, где вам нужно собирать налоги на основе ваших транзакций Stripe, и включить сбор налогов в новой стране или штате за считанные секунды. Вы можете начать собирать налоги, добавив одну строку кода в существующую интеграцию Stripe; или добавьте сбор налогов к продуктам Stripe без кода, таким как выставление счетов, одним нажатием кнопки.
- Автоматический сбор налогов: Полосатый налог всегда рассчитывает и собирает правильную сумму налогов, независимо от того, что и где вы продаете. Он поддерживает сотни продуктов и услуг, а также постоянно отслеживает и обновляет налоговые правила и ставки.
- Упрощение подачи и перечисления: Stripe создает детализированные отчеты и налоговые сводки для каждого места подачи, помогая вам легко подавать и перечислять налоги самостоятельно, с вашим бухгалтером или с одним из партнеров Stripe по подаче документов.
Чтобы получить дополнительную информацию о Stripe Tax, нажмите здесь.
Возврат НДС в Германии — Федеральное министерство иностранных дел
В Германии сумма, уплаченная за товар, включает налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 19 %. НДС может быть возмещен, если товар куплен и вывезен покупателем, чье место жительства находится за пределами Европейского Союза. Обратите внимание, что для того, чтобы иметь право на возврат налога, товар должен быть экспортирован в течение трех месяцев с момента покупки.
Прежде чем покупать какие-либо товары в Германии, вы должны сообщить продавцу, что собираетесь экспортировать товары в Соединенные Штаты Америки. Вместе с квитанцией вы получите так называемый «Ausfuhrbescheinigung» (экспортные документы) или чек Tax Free Shopping.
При выезде из Европейского Союза – только через Германию – документы на вывоз или чек Tax Free Shopping плюс
- оригинал чека магазина
- купленный товар (неиспользованный/неношеный в оригинальной упаковке и с ценником)
- и ваш паспорт с указанием проживания за пределами ЕС
должны быть представлены в Таможенную службу в аэропорту (вы должны вылететь из Германии беспосадочным рейсом в страну за пределами ЕС ). Экспортные документы будут проштампованы после проверки товара. Так как вам нужно предъявить товар, пожалуйста, убедитесь, что он находится в вашей ручной клади (ваши чемоданы уже зарегистрированы!).
После возвращения в США счет-фактура с печатью должен быть отправлен обратно в магазин в Германии, где был приобретен товар. Для Tax Free Shopping Check вы можете получить возврат наличными, если у них есть офис в аэропорту. В противном случае чек следует отправить по адресу, указанному на обратной стороне чека Tax Free Shopping, где вы найдете подробные инструкции по возврату средств.
В очень редких исключительных случаях возможно заверение дипломатическим или консульским представительством Германии. Должно быть дано письменное правдоподобное объяснение, почему не было возможности получить экспортную марку в порту отправления из Германии.
Применяется тот же порядок, что и на таможне:
- оригинал чека
- экспортные документы или чек Tax Free Shopping
- приобретенный товар (неиспользованный/неношеный в оригинальной упаковке и с ценником)
- и ваш паспорт вместе с подтверждением места жительства
должны быть представлены сотруднику консульства для проверки.
Обратите внимание, что сертификация может быть выдана только для товаров, приобретенных в Германии (для товаров, приобретенных в других странах-членах ЕС , обратитесь в соответствующее посольство/консульство).
Убедитесь, что товары переданы правильному немецкому представительству. Есть девять немецких миссий в Соединенных Штатах. Каждая из них охватывает определенную географическую область. Чтобы узнать, кто из них может вам помочь, воспользуйтесь нашим поиском консульства.
Обратите внимание, что одним из критериев для получения освобождения от налогов является то, что товар должен быть вывезен до конца третьего календарного месяца, следующего за месяцем покупки.
Если приобретенные товары будут представлены компетентному представительству Германии позже этого времени, время вывоза должно быть подтверждено соответствующей документацией (например, авиабилетом, въездным штампом в вашем паспорте).
За печать на каждой отдельной экспортной бумаге взимается сбор в размере 34,07 евро.