Содержание
Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам | ФНС России
Оставить отзыв
О сервисе
Выберите вид налога, налоговый период и территорию:
Вид налога:
Транспортный налог |
Земельный налог |
Налог на имущество организаций |
Налог на имущество ФЛ |
Налоговый период:
20232022202120202019
Субъект Российской Федерации:
01 — Республика Адыгея (Адыгея)02 — Республика Башкортостан03 — Республика Бурятия04 — Республика Алтай05 — Республика Дагестан06 — Республика Ингушетия07 — Кабардино-Балкарская Республика08 — Республика Калмыкия09 — Карачаево-Черкесская Республика10 — Республика Карелия11 — Республика Коми12 — Республика Марий Эл13 — Республика Мордовия14 — Республика Саха (Якутия)15 — Республика Северная Осетия — Алания16 — Республика Татарстан (Татарстан)17 — Республика Тыва18 — Удмуртская Республика19 — Республика Хакасия20 — Чеченская Республика21 — Чувашская Республика – Чувашия22 — Алтайский край23 — Краснодарский край24 — Красноярский край25 — Приморский край26 — Ставропольский край27 — Хабаровский край28 — Амурская область29 — Архангельская область30 — Астраханская область31 — Белгородская область32 — Брянская область33 — Владимирская область34 — Волгоградская область35 — Вологодская область36 — Воронежская область37 — Ивановская область38 — Иркутская область39 — Калининградская область40 — Калужская область41 — Камчатский край42 — Кемеровская область43 — Кировская область44 — Костромская область45 — Курганская область46 — Курская область47 — Ленинградская область48 — Липецкая область49 — Магаданская область50 — Московская область51 — Мурманская область52 — Нижегородская область53 — Новгородская область54 — Новосибирская область55 — Омская область56 — Оренбургская область57 — Орловская область58 — Пензенская область59 — Пермский край60 — Псковская область61 — Ростовская область62 — Рязанская область63 — Самарская область64 — Саратовская область65 — Сахалинская область66 — Свердловская область67 — Смоленская область68 — Тамбовская область69 — Тверская область70 — Томская область71 — Тульская область72 — Тюменская область73 — Ульяновская область74 — Челябинская область75 — Забайкальский край 76 — Ярославская область77 — Г. Москва78 — Г. Санкт-Петербург79 — Еврейская автономная область83 — Ненецкий автономный округ86 — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра87 — Чукотский автономный округ89 — Ямало-Ненецкий автономный округ91 — Республика Крым92 — город Севастополь
Муниципальное образование:
ставка, сроки уплаты, как его рассчитать, от чего зависит налог на землю
Для ИП сумму земельного налога считает налоговая и присылает квитанцию на уплату. Компании же должны рассчитывать налог самостоятельно. В статье — особенности расчета и уплаты.
Кто платит земельный налог
Земельный налог должны платить компании и ИП, у которых есть в собственности земельный участок. Если же бизнес владеет землей по праву безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно.
Налогоплательщики — в ст. 388 НК РФ
В некоторых случаях бизнес может быть освобожден от уплаты налога или платить меньше:
- У него есть право на федеральную или местную льготу по налогу.
- Участок входит в список земель, которые не облагаются налогом.
Рассмотрим обе ситуации подробнее.
Льготы по земельному налогу
Льготы бывают федеральными и местными.
Федеральное законодательство освобождает от уплаты налога участки, которые принадлежат определенным категориям плательщиков и используются ими. Например, это общественные организации инвалидов, народные художественные промыслы, резиденты свободных экономических зон.
Налоговые льготы — в ст. 395 НК РФ
Местное законодательство может освобождать и другие категории плательщиков. Информацию можно уточнить на сайте налоговой службы в специальном сервисе.
Сервис на сайте налоговой службы
Если у налоговой есть сведения о праве на льготу, полученные по системе межведомственного взаимодействия, льготу предоставляют по умолчанию. Но надежнее подать в налоговую заявление и документы, которые могут подтвердить право на льготу. Это можно сделать через портал госуслуг, МФЦ или обратиться в налоговую напрямую.
Земли, освобожденные от налога
Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в ст. 389 налогового кодекса. Не облагаются налогом земельные участки, которые:
Земли, освобожденные от налога — в п. 2 ст. 389 НК РФ
- Изъяты из оборота. Это земли федеральной собственности. Такие участки нельзя купить или подарить. Полный перечень таких участков есть в земельном кодексе.
- Ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности: занятые объектами культурного наследия, музеями-заповедниками, земли из лесного фонда, земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища.
- Входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
Все земельные участки, которые не облагаются земельным налогом, налоговая служба заносит в специальную картотеку.
О картотеке — в письме ФНС № БС-4-21/6185
Формула для расчета земельного налога
Для ИП — владельцев земельных участков налог считает налоговая инспекция, поэтому им эта формула не понадобится. Организации рассчитывают размер земельного налога самостоятельно. Для этого нужно знать кадастровую стоимость участка и налоговую ставку.
Что такое кадастровая стоимость
Loading…
Если землю купили или продали в течение года, земельный налог рассчитывают с учетом коэффициента владения.
Loading…
Loading…
Количество полных месяцев считают так: месяц учитывают, если купленный участок зарегистрировали в ЕГРН с первого по 15‑е число включительно, или после продажи зарегистрировали переход права собственности к покупателю в ЕГРН с 16-го по последнее число включительно.
Дальше остановимся подробно на кадастровой стоимости, налоговых ставках, а также приведем пример расчета.
Кадастровая стоимость участка
При расчете земельного налога используют кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января в Едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН. Для вновь созданных участков используют кадастровую стоимость, установленную на дату внесения стоимости в ЕГРН.
Что такое кадастр
Узнать кадастровую стоимость участка можно тремя способами на сайте Росреестра:
- Запросить выписку из ЕГРН.
- В сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
- На интерактивной карте в разделе «Публичная интерактивная карта».
Выписку из ЕГРН обычно заказывают, если компании нужна кадастровая стоимость на определенную дату или понадобилось официальное подтверждение стоимости. Ее можно запросить только в электронном виде через сайт Росреестра, для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — КЭП.
Как получить КЭП
Чтобы получить справку, нужно зайти на сайт Росреестра в раздел «Получение сведений из ЕГРН», выбрать вид выписки «О правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости» и ввести кадастровый номер объекта недвижимости.
Запросить выписку из ЕГРН
В сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» кадастровая стоимость будет указана на день последнего обновления базы. Чтобы узнать стоимость участка, нужно ввести в специальное поле его адрес.
Справочный сервис на сайте Росреестра
На интерактивной карте в разделе «Публичная интерактивная карта» кадастровая стоимость будет также указана на день последнего обновления базы. Для определения стоимости понадобится адрес объекта или его кадастровый номер.
Карта на сайте Росреестра
Бывает, что в ЕГРН отображаются неверные данные. Например, это может быть техническая ошибка — описка, опечатка, арифметическая ошибка, или реестровая — ошибка в межевом или техническом плане, карте-плане территории или акте обследования по вине лица, проводившего кадастровые работы. Если нашли ошибку, нужно подать заявление на исправление ошибки на сайте Росреестра в личном кабинете.
Loading…
Порядок исправления ошибки зависит от ее вида. Например, для исправления реестровой ошибки нужны будут документы, которые подтвердят ее наличие и содержат правильные данные. А для исправления технической достаточно подать заявление
Об ошибке нужно также сообщить в налоговую. Налогоплательщик не должен доплачивать земельный налог, если он посчитал его по ошибочным или устаревшим данным из кадастра.
Еще компания может посчитать, что кадастровая стоимость ее участка завышена. Тогда можно потребовать ее пересмотра: обратиться в ведомство, уполномоченное региональными властями, и подать заявление об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости участка. Если не удалось добиться справедливости в региональном ведомстве, заявление можно подать в суд.
Особенности расчета кадастровой стоимости
Бывают ситуации, когда кадастровая стоимость участка изменилась в течение года, землю купили или продали в течение года или участок оказался вообще без кадастровой стоимости. Тогда кадастровую стоимость нужно определять в особом порядке.
Кадастровая стоимость участка изменилась в течение года. Это может произойти в таких случаях:
- Изменились характеристики участка. Например, его площадь или разрешенный вид землепользования.
- Региональное ведомство или суд установил кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости участка.
- Владелец участка исправил ошибку в ЕГРН.
По общему правилу изменения нужно учитывать с 1 января следующего года. Но из этого правила есть исключения. Пересчет налога за текущий или предыдущие налоговые периоды возможен, если кадастровая стоимость снижена до рыночной по решению уполномоченного регионального ведомства либо суда или в результате исправления технической ошибки.
Если кадастровая стоимость меняется из-за изменений характеристик земельного участка, налоговую базу за периоды до и после изменений рассчитывают с учетом специальных коэффициентов.
Участки без кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена или о ней нет информации в ЕГРН, платить земельный налог не нужно.
В Крыму и Севастополе другие правила. Если кадастровую стоимость земельных участков не утвердили, налог платят по нормативной оценке земли. Как только утвердят кадастровую стоимость, с 1 января нужно считать налог по ней.
Налоговые ставки
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают города федерального значения, а за их пределами — муниципалитеты, самостоятельно, но в пределах установленного лимита. Ставки зависят от категории земель и вида использования участка.
Налоговые ставки — в ст. 394 НК РФ
Максимальные ставки земельного налога
Ставка налога | Типы земель |
---|---|
0,3% | Сельскохозяйственные Занятые жильем и объектами инженерной инфраструктуры. Исключение — земельные участки, на которых размещены объекты, не относящиеся к жилью и объектам инженерной инфраструктуры Купленные для жилищного строительства. Исключение — земельные участки, которые выделены для жилищного строительства, но используются в предпринимательской деятельности Ограниченные в обороте из-за использования в обороне, безопасности и таможенных нужд. Статус таких участков устанавливает Минэкономразвития |
1,5% | Для остальных земельных участков |
Все ставки по земельному налогу, действующие в муниципалитете, можно найти на сайте в сервисе налоговой службы. Если на местном уровне налоговые ставки не утверждены, налог рассчитывают по максимальным ставкам — 0,3 или 1,5%.
Ставки и льготы по земельному налогу
Пример расчета земельного налога
Рассчитаем налог на земельный участок, который был в собственности неполный год.
Компания «Альфа» зарегистрирована в Москве. Ей принадлежит земельный участок, который находится в городе Сергиев Посад Московской области и занят цехом. Кадастровая стоимость участка на 1 января 2021 года — 10 000 000 ₽.
23 марта 2021 года компания продала земельный участок.
Ставка земельного налога в Сергиевом Посаде по этой категории земли — 1,5%.
Размер земельного налога за 2021 год бухгалтер «Альфы» рассчитал с учетом коэффициента владения.
Расчет коэффициента владения и налога
Показатель | Как рассчитать |
---|---|
Коэффициент владения | 3 мес. / 12 мес. = 0,25 Право собственности на земельный участок утрачено после 15-го числа месяца, поэтому март 2021 года бухгалтер посчитал как полный месяц |
Земельный налог за 2021 год | 10 000 000 ₽ × 1,5% × 0,25 = 37 500 ₽ |
Расчет налоговых платежей рекомендуем оформлять бухгалтерской справкой. Этот документ будет основанием для отражения налога в бухгалтерском и налоговом учете. Еще он пригодится, чтобы сравнить суммы налога, начисленные компанией, с расчетом налоговой инспекции.
Шаблон бухгалтерской справки
Как и куда платить налог и сроки его уплаты
Налоговый период по земельному налогу — календарный год. Предприниматели всегда платят земельный налог раз в год: до 1 декабря текущего года — за предыдущий год.
Отчетные периоды у компаний — первый, второй и третий кварталы календарного года. Компании платят налог либо один раз в год, либо четыре раза в год. Все зависит от того, установлены ли в городе федерального значения или муниципалитете отчетные периоды — узнать это можно на сайте налоговой службы.
Отчетные периоды в регионе
Если отчетные периоды установлены, в течение года компания должна рассчитывать авансовые платежи: годовой земельный налог делят на четыре и платят его равными частями раз в квартал.
Расчет налога — в ст. 396 НК РФ
Если отчетные периоды не установлены, перечислять авансовые платежи не нужно.
Куда платить. Земельный налог и авансовые платежи по нему платят в налоговую по местонахождению земельного участка.
Сроки уплаты. Земельный налог перечисляют до 1 марта года, следующего за истекшим. Например, налог за 2021 год нужно уплатить до 1 марта 2022 года. Авансовые платежи перечисляют до последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Порядок и сроки уплаты налога — в ст. 397 НК РФ
В 2022 году авансовые платежи с учетом выходных дней нужно уплатить:
- до 4 мая — за первый квартал;
- до 1 августа — за второй квартал;
- 31 октября — за третий квартал.
Декларацию по земельному налогу не сдают. После уплаты налога за год нужно дождаться сообщения от налоговой с ее расчетом. Если данные совпали, больше ничего делать не надо.
Если нет, то у компании есть два варианта:
- В течение десяти рабочих дней отправить в налоговую инспекцию свой расчет налога и пояснения по нему в произвольной форме. Налоговая инспекция рассмотрит пояснения и, возможно, сделает перерасчет.
- Согласиться с инспекцией и оплатить налог. Потом в зависимости от того, больше получилась сумма или меньше, погасить недоимку с пенями либо заявить налог к возврату.
Если компания и инспекция не смогут договориться, придется обжаловать решение по налогу в управлении налоговой службы по региону, а затем обращаться в суд.
Несвоевременная уплата или неуплата налога
Если земельный налог или авансовые платежи были перечислены с опозданием, налоговая может начислить пени. Пени рассчитывают за каждый день просрочки платежа по налогу исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ за первые 30 дней, а потом по 1/150 за все последующие.
Пеня — в ст. 75 НК РФ
Если неуплата земельного налога выявлена по результатам проверки, компании придется заплатить штраф — 20% от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что компания умышленно занизила налог, то штраф возрастет до 40%.
Неуплата налога — в ст. 122 НК РФ
Оштрафовать организацию могут только за неуплату или неполную уплату налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются.
Порядок уплаты налогов — в п. 3 ст. 58 НК РФ
Loading…
Земельный налог в России | Справочник по налогам в России
Следующая статья представляет собой выдержку из Справочника по налогам и сборам в России Awara, первой всеобъемлющей книги, предлагающей полный обзор всех налоговых законов и правил России. Awara Russian Tax Guide дает представление об общей структуре российского налогового законодательства, Налогового кодекса и его принципов. В нем описаны общие правила части I Налогового кодекса и каждого вида налогов и налоговых режимов части II Налогового кодекса, в том числе: налог на прибыль, НДС, подоходный налог с населения, налог на имущество, социальные отчисления работодателя. Книга также охватывает столь важные теперь прецедентное право и принципы налогообложения, установленные судебными прецедентами.
Открыть полное содержание российского налогового справочника Awara
- Исследование Awara Group о влиянии путинских налоговых реформ 2000-2012 гг. на государственные налоговые поступления и ВВП
- Общие сведения о российском налоговом законодательстве
- Судебная система России
- Налоговая регистрация (учреждения) и региональная регистрация подразделений в России
- Бухгалтерский учет и аудит в России
- Налоговые правонарушения и меры воздействия в России
- Соглашения об избежании двойного налогообложения в России
- Постоянное представительство в России
- Налоговые льготы и субсидии в России
- Налог на прибыль организаций в России
- Налог на добавленную стоимость (НДС) в России
- Трансфертное ценообразование в России
- НДФЛ в России
- Социальные отчисления работодателя и социальное медицинское и пенсионное обеспечение работников в России
- Налог на имущество организаций в России
- Налог на имущество физических лиц в России
- Земельный налог в России
- Транспортный налог в России
- Налогообложение нефти, газа и других природных ресурсов
- Налогообложение малых и средних предприятий (МСП) и отдельных видов деятельности индивидуальных предпринимателей в России
Земельный налог является местным налогом, регулируемым главой 31 Налогового кодекса.
Налогоплательщики
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, владеющие землей или имеющие право наследуемого пожизненного владения либо право постоянного (бессрочного) пользования.
Льготы в виде пониженных налоговых ставок устанавливаются в отношении некоторых социально защищенных категорий лиц, таких как инвалиды (статья 391(5). Некоторые организации полностью освобождены от уплаты земельного налога (статья 395) среди них резиденты особых экономических зон (на ограниченный срок) и религиозных организаций Некоторые дополнительные льготы по налогу могут быть установлены локальными нормативными актами (пункт 2 статьи 387)
Отдельные виды земель освобождаются от налога, такие как:
(i) земли, на которых расположены объекты культурно-исторического наследия
(ii) земли, находящиеся в ведении органов обороны, безопасности и таможенных органов
(iii) земли, официально признанные лесными
(iv) земли, находящиеся под государственной водой бассейны (с некоторыми исключениями)
(v) земля, которая не может свободно продаваться или передаваться по наследству из-за ограничений, установленных законом. (В российской юриспруденции это именуется «земелью, изъятой из гражданско-правового оборота»).
Налоговая база
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка. Данная стоимость определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 66) и Законом «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества» от 24 июля 2007 г.
Кадастровая стоимость рассчитывается на основании либо государственной кадастровой стоимости, либо самостоятельного земельного участка. оценка (статья 66 Земельного кодекса).
Решением Конституционного Суда от 2011 года (N 281-О-О) установлено, что для определения рыночной стоимости земли кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости.
Высший Арбитражный Суд (№ 913/11 от 28.06.2011) указал, что если налогоплательщик не согласен с кадастровой оценкой земли, то налогоплательщик может рассмотреть возможность инициирования самостоятельной оценки земли. В этом случае кадастровая стоимость будет равна стоимости независимой оценки (должен быть оформлен официальный отчет независимой оценки земли). Суд пояснил, что в случае, когда кадастровая стоимость будет значительно выше оценки, полученной независимым оценщиком, кадастровая стоимость действительно может быть изменена. Однако изменение должно быть внесено в кадастровый реестр. Другая судебная практика поддерживает эту тенденцию. (Например, Федеральный арбитражный суд по Волго-Вятскому округу № А29-9636/2010 от 11.10.2011; Федеральный арбитражный суд в Восточно-Сибирском округе № А74-300/2011 от 08.09.2011; Федеральный арбитражный суд в Приволжском округе № А55-24797/2010 от 04.10.2011; Федеральный арбитражный суд в Уральском федеральном округе № Ф09-7091/11 от 03.11.2011).
Помимо кадастровой стоимости и рыночной стоимости существует также понятие «нормативная стоимость земли», которая ежегодно определяется соответствующим региональным правительством и включает в себя соображения о качестве и местоположении земли, а также экономическая окупаемость. Методика определения нормативной величины установлена постановлением Правительства (№ 319«О порядке определения нормативной цены земель» от 15.03.1997).
Как отмечено в Постановлении N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда России, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то для целей налогообложения применяется нормативная цена земельного участка.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны исчислять налоговую базу, представлять налоговые декларации и уплачивать налоги по собственной инициативе, а в отношении физических лиц налоговая инспекция обязана выдать налоговую справку и потребовать ее уплаты.
Налог уплачивается ежегодно с ежеквартальными авансовыми платежами (статьи 393 и 396 НК РФ).
Ставки налога
Предельные ставки установлены Налоговым кодексом (статья 394). Местные органы власти могут устанавливать любые ставки для различных видов земель в этих пределах.
Специальная налоговая ставка в размере 0,3 % установлена для следующих видов земель (статья 394):
а) Земли, отведенные для сельскохозяйственного и фермерского хозяйства
б) Земли, предоставленные для целей личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества , или животноводство
в) Земли под жилищное строительство и инженерную инфраструктуру коммунального хозяйства.
Прочие земли облагаются налогом по общей ставке 1,5%.
Земельный налог в Москве и Санкт-Петербурге
Закон Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 г. устанавливает некоторые особые правила. Например, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) не обязаны вносить авансовые платежи. Он предусматривает более низкую ставку для земель, используемых под жилищное строительство (0,1%). Предусмотрены и некоторые другие исключения, в том числе для земель, используемых государственными и научными учреждениями.
Закон Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012 не требует от физических лиц уплаты авансовых платежей. Ставка налога на землю сельскохозяйственного назначения составляет 0,3% от кадастровой стоимости, а ставка налога на землю под жилищное строительство и жилую недвижимость установлена в размере 0,01%; и 0,042% для земли для натурального хозяйства.
Открыть полное содержание Awara Russian Tax Guide
- Исследование Awara Group о влиянии путинских налоговых реформ 2000-2012 гг. на государственные налоговые поступления и ВВП
- Общие сведения о российском налоговом законодательстве
- Судебная система России
- Налоговая регистрация (учреждения) и региональная регистрация подразделений в России
- Бухгалтерский учет и аудит в России
- Налоговые правонарушения и меры воздействия в России
- Соглашения об избежании двойного налогообложения в России
- Постоянное представительство в России
- Налоговые льготы и субсидии в России
- Налог на прибыль организаций в России
- Налог на добавленную стоимость (НДС) в России
- Трансфертное ценообразование в России
- НДФЛ в России
- Социальные отчисления работодателя и социальное медицинское и пенсионное обеспечение работников в России
- Налог на имущество организаций в России
- Налог на имущество физических лиц в России
- Земельный налог в России
- Транспортный налог в России
- Налогообложение нефти, газа и других природных ресурсов
- Налогообложение малых и средних предприятий (МСП) и отдельных видов деятельности индивидуальных предпринимателей в России
налогообложение в россии
Массовая оценка земли в Российской Федерации
Крах коммунизма в начале 1990-х годов положил начало эре политических и экономических реформ в России и на всем постсоветском пространстве, которые привели к демократии и свободному рынку экономики для стран, которые ранее не имели опыта ни с одной из этих концепций. В России приватизация земли была одним из первых пунктов программы реформ, и к концу 19 в.92 российский парламент принял федеральный закон «О плате за землю». Этот закон устанавливает нормативную стоимость земли, дифференцированную по регионам, для целей налогообложения, а также основу для аренды и покупки земли. В то время в стране не было рынка земли, поэтому это считалось очень прогрессивной мерой. Земли, которые ранее находились в государственной собственности, были быстро переданы частным лицам, и к 1998 году около 129 миллионов гектаров земли находились в частной собственности около 43 миллионов землевладельцев. Введение права частной собственности на землю означало также введение земельного налога, поскольку собственники или пользователи земельных участков получили право платить за свои недвижимое имущество.
Экономические реформы в России сопровождались инфляцией, исчислявшейся тысячами процентов ежегодно. Чтобы сохранить доходность, местные и региональные власти соответствующим образом скорректировали нормативную стоимость земли. Когда в середине 1990-х годов рынок земли начал развиваться, некоторые из этих органов власти использовали информацию о рыночных ценах для корректировки стоимости земли. В результате земельные налоги стали абсолютно не соответствовать экономической ситуации, а суммы налогов несопоставимы для аналогичных объектов, находящихся в разных юрисдикциях.
К концу 1990-х годов в системе земельного налога появились недостатки, которые потребовали проведения налоговой реформы в общенациональном масштабе. Основные черты налоговой реформы включали следующие черты:
- Земельный налог станет местным налогом.
- В то время как плавающие налоговые ставки будут устанавливаться органами местного самоуправления, максимально возможные налоговые ставки будут устанавливаться федеральным законодательством.
- Федеральное правительство разработает правила и процедуры массовой оценки земельных участков.
- Налоговой базой будет являться кадастровая стоимость земельных участков.
- Органы земельного кадастра будут предоставлять информацию об объектах налогообложения и стоимости их налогооблагаемой земли налоговым и налоговым органам.
Реформа земельного налога рассматривается как часть более широкой реформы налога на имущество. Действующая система налога на имущество в России включает ряд налогов: налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; земельный налог; и налог на недвижимость. В то время как первые три действуют, четвертый налог тестируется в качестве эксперимента с 1997 в двух городах, Новгороде Великом и Твери (Мальме и Янгман 2001, глава 6). Ожидается, что когда Россия будет в состоянии ввести налог на недвижимость на национальном уровне, первые три налога будут отменены.
В 1999 году Службе земельного кадастра России, органу управления земельными ресурсами федерального правительства, была поручена разработка методов массовой оценки и проведение первой в стране массовой оценки всей земли. Правительство выбрало массовую оценку, определив сравнение продаж, доходный и затратный подходы в качестве основных моделей оценки, которые необходимо было разработать. Земля оценивается по стоимости ее участка, как если бы она была свободна.
Однако внедрение системы массовой оценки сдерживается отсутствием надежных данных о рынке земли. Рынок жилья является единственным развитым рынком в России, который характеризуется большим количеством сделок купли-продажи. Эти сделки распределены по стране неравномерно: для крупных городов характерно большое количество сделок и высокие цены на квартиры, тогда как для малых городов и поселков примеров реализации недвижимости немного. На национальном земельном рынке ежегодно регистрируется около 5,5 млн сделок, из которых лишь около 6% приходится на сделки купли-продажи. Официальные данные органов земельной регистрации не могут быть использованы в качестве источника данных, поскольку стороны сделки часто скрывают истинную рыночную цену, чтобы избежать уплаты налогов на передачу.
Отсутствие надежных рыночных данных вынудило разработчиков моделей массовой оценки определить другие факторы, которые могут влиять на рынок земли. Модель, разработанная для оценки городских земель, включала около 90 слоев информации, географически привязанных к цифровым земельно-кадастровым картам городов и поселков. Помимо доступной рыночной информации, эти слои данных включали характеристики физической инфраструктуры, такой как транспорт, коммунальные услуги, школы, магазины и другие структуры. Факторы окружающей среды также принимаются во внимание.
Методами массовой оценки в России выделено 14 видов использования городских земель, которые могут быть отнесены к каждому кадастровому кварталу. Таким образом, модель может установить налоговую базу в соответствии с текущим или наиболее эффективным землепользованием. Фактическая налоговая база, устанавливаемая по каждому земельному участку, рассчитывается как произведение цены квадратного метра земли в кадастровом квартале на площадь участка.
Потребовался один год разработки и испытаний модели и два года дальнейшей работы, чтобы завершить кадастровую оценку городских земель по всей России. Фактические результаты оценки показывают, что модель точно работает с землями, занятыми под жилищный сектор. Корреляция между фактическими рыночными данными и результатами массовой оценки составляет от 0,6 до 0,7 по шкале от 0 до 1,0 с большей точностью в районах, где рынок земли лучше развит.
Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения производится на основе доходного подхода, поскольку доступность информации о рынке земель сельскохозяйственного назначения крайне ограничена. Законодательство, разрешающее продажу сельскохозяйственных земель, вступило в силу в начале 2002 года. Данные, используемые для оценки сельскохозяйственных земель, включали информацию о почвах и фактические показатели сельскохозяйственного производства за последние 30 лет. Массовая оценка лесных земель также основывалась на доходном подходе. В российском земельном законодательстве также выделяется особая группа земель промышленного назначения, расположенных за чертой города, в которую входят промышленные объекты, автомобильные и железные дороги, объекты энергетики и транспорта. Эти земли оказались сложным объектом для массовой оценки, потому что на них очень много уникальных типов строений и объектов; вместо этого к ним часто применяется индивидуальная оценка.
За последние четыре года около 95 процентов территории России было оценено с использованием методологии массовой оценки. Федеральная служба земельного кадастра продолжает совершенствовать и совершенствовать свои методы подготовки к вступлению в силу соответствующего законодательства, разрешающего введение нового земельного налога, основанного на стоимости. В этот период Кадастровая служба организовала Семинар по системам массовой оценки земли (недвижимости) для целей налогообложения в Москве в 2002 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Он также собрал делегацию для участия в курсе Института Линкольна «Внедрение системы массовой оценки на основе рыночной стоимости для налогообложения недвижимого имущества» в Вильнюсе в 2003 году (см. соответствующую статью).
Оверчук Алексей Леонидович является заместителем начальника Федеральной службы земельного кадастра России и заместителем председателя Рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).