Содержание
Виды деятельности, подлежащие лицензированию — Полный перечень видов деятельности, требующих лицензию
« к списку статей
В Российской Федерации виды деятельности, подлежащие лицензированию, регламентируются Федеральным законом №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон также обозначает общие положения, касающиеся лицензирования, определяет порядок получения, отзыва и продления лицензий, указывает срок их действия, уточняет другие параметры системы лицензирования в России.
По каким критериям определяются виды деятельности, подлежащие лицензированию?
В соответствии с общемировой законодательной практикой, государство устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию, что влияют на:
- обороноспособность страны;
- уровень безопасности граждан и национальной безопасности в целом;
- здоровье людей;
- соблюдение конституционных прав и свобод граждан РФ;
- поддержание законности;
- сохранение культурного, исторического, духового наследия.
Как следствие, определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, выполняет задачи защиты интересов государства и потребителей от недостаточно качественных товаров/услуг повышенной важности.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в статье 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этот список входит:
- оказание медицинских услуг;
- образование;
- Продажа алкоголя;
- деятельность по проектированию, разработке, производству, ремонту, утилизации оружия и военной техники, торговля такой продукцией;
- деятельность по проектированию, разработке, производству, ремонту, испытаниям авиационной техники разного назначения;
- услуги в сфере шифрования и защиты данных;
- разработка, изготовление и продажа лекарств и медицинского оборудования;
- услуги перевозки людей и грузов;
- некоторые строительные, инженерные и изыскательные работы;
- производство некоторых видов продукции массового потребления;
- организация и проведение азартных игр, услуги тотализатора;
- обращение наркотических и психотропных препаратов различного назначения.
В соответствии с новейшей практикой и Правительственными указами, в закон могут вноситься изменения, а виды деятельности, подлежащие лицензированию, — исключаться или добавляться. Таким образом, для получения исчерпывающей информации о вопросе всегда предпочтительно обращаться к официальным источникам, содержащим свежие версии законодательных актов.
Какие нормативные документы определяют порядок осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию?
В дополнение к вышеуказанному Федеральному закону, который определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, в РФ действует ряд нормативно-правовых актов, уточняющих порядок получения, отзыва, пролонгации лицензий в отдельных сферах, указывающих конкретные службы, ответственные за эти процессы, регламентирующих права и ответственность лицензиаров и лицензиатов. Самые известные нормативно-правовые акты такого рода — это:
- Постановление Правительства РФ №277 от 31 марта 2009 года «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление Правительства РФ №30 от 22 января 2007 года «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»;
- Постановление Правительства РФ №451 от 27 июля 2007 года в редакции 2010 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторов».
Регулятивные документы, уточняющие порядок лицензирования и виды деятельности, подлежащие лицензированию, существуют практически в каждой сфере бизнеса. Как следствие, изучать законодательство на эту тему важно только в совокупности взаимодополняющих законов и Постановлений Правительства. В противном случае, всегда остается риск не обратить внимания на важные детали и допустить нарушения.
« к списку статей
Какие виды деятельности подлежат лицензированию — Финансовые советы
Перед тем, как начать ведение какого-либо бизнеса, прежде всего следует изучить законодательную базу. Знание законов и нормативных актов позволит своевременно подавать все отчеты и избежать многих проблем с контролирующими органами.
Одним из важных аспектов ведения какой-либо предпринимательской деятельности является лицензирование. Этот вопрос регулируется Федеральным законом 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем оговариваются основные правила лицензирования.
Лицензирование по сути является подтверждением права юридического лица или индивидуального предпринимателя заниматься тем или иным видом деятельности. Лицензированию подлежат те виды деятельности, которые могут причинить вред здоровью или жизни граждан, их законным интересам, или же культурному наследию и безопасности страны.
Оглавление:
- 1 Получение лицензии
- 2 Для чего нужна лицензия
- 3 Виды деятельности, подлежащие лицензированию
- 4 Каким образом получить лицензию
Получение лицензии
Получить лицензию не очень сложно. Необходимо своевременно собрать полный пакет документов и подать заявление в соответствующий орган. Перед получением лицензии необходимо четко обозначить для себя, какие виды деятельности будут осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Для чего нужна лицензия
Помимо видов деятельности, на которые необходима лицензия, существуют и такие, на которые достаточно лишь разрешения. Также есть ряд видов деятельности, которые вообще не подлежат лицензированию.
Тем не менее, если вид деятельности имеет хоть одну из указанных характеристик, лицензия, вероятнее всего, понадобится. К ним относится:
- возможность причинения вреда людям, их правам и здоровью;
- возможность причинения вреда окружающей среде;
- возможность причинения вреда государству, обороне;
- деятельность связана с культурным наследием страны.
Только после получения лицензии можно начинать заниматься такими видами деятельности.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Все виды, подлежащие лицензированию, условно можно разделить на несколько групп. Поскольку на данный момент существует более пятисот таких видов деятельности, их классификация может помочь упорядочить данную информацию.
Итак, к лицензируемым видам деятельности можно отнести:
- деятельность, связанную с обработкой, выпуском и распространением любых средств защиты информации.
К такой же деятельности относится выпуск и обслуживание шифровальных устройств, а также распространение этих устройств или обеспечение защиты данных;
- все, что можно отнести к области авиации – проектирование, производство, выпуск, обслуживание. К этой области также можно отнести и действия с военной техникой;
- производство, продажа или обслуживание любого вида оружия;
- работа с взрывоопасными или химически опасными веществами, которые могут использоваться в результате производства;
- деятельность, связанная с тушением пожаров. В данном случае исключение составит лишь добровольная помощь при тушении пожаров другими организациями;
- деятельность по обслуживанию и монтажу средств для обеспечения пожарной безопасности в государственных, коммерческих или жилых помещениях;
- работа с лекарственными средствами, в особенности с наркотическими и психотропными веществами. К этой группе также относится деятельность, связанная с производством и обслуживанием медицинской техники;
- деятельность, связанная с генной инженерией;
- деятельность, связанная с перевозкой пассажиров или груза воздушным, водным или железнодорожным транспортом;
- перевозка пассажиров на автомобиле вместимостью более восьми посадочных мест;
- деятельность, связанная с утилизацией или хранением отходов, опасных для жизни или здоровья;
- деятельность по обслуживанию и организации азартных игр, а также тотализаторов;
- охранная деятельность, а также деятельность частных детективов;
- деятельность, связанная с работой с черным или цветным металлом, его переработкой, хранением, транспортировкой, реализацией;
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан за пределами Российской Федерации;
- услуги связи, работа с аудио или видео продукцией;
- учебная деятельность;
- деятельность, связанная с изучением космоса;
- работа с картами, имеющими государственное значение; деятельность, связанная с гидрометеорологией;
- проведение экспертиз на производстве;
- работа с взрывоопасными материалами.
Одним словом, лицензированию подлежат те виды деятельности, результаты которой могут быть опасны для окружающих или нанести какой-либо вред. Более подробно лицензируемые виды деятельности раскрыты в ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Перед началом работы необходимо обязательно уточнить, подлежит ли выбранный вид деятельности обязательному лицензированию.
Каким образом получить лицензию
В зависимости от вида деятельности процедура получения лицензии может отличаться. Так, для одних видов необходимо просто написать заявление, для других – необходимо собирать довольно внушительные пакеты документов. Например, для получения лицензии на деятельность фармацевтической компании необходимо пройти два этапа. В первую очередь получается санитарно-эпидемиологическое заключение. Только с этой справкой можно получать лицензию.
Самый простой вариант получения лицензии – обратиться к юристам. Они сделают все правильно и в кратчайшие сроки.
На сегодняшний день узнать информацию о перечне необходимых документов для получения лицензии можно во многих юридических компаниях. Они же могут помочь со сбором, проверкой документов и сдачей их в соответствующие инстанции. Несомненно, это оплачиваемая услуга. В этом случае следует определиться, что выгоднее – потратить время на сбор информации и пакета документов или оплатить услуги юристов.
При самостоятельном получении лицензии следует обратиться в лицензирующий орган. Вместе с заявлением следует подать свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП), а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и квитанцию об оплате лицензионного сбора. Остальной перечень документов определяется видом деятельности, на который получается лицензия.
Вид деятельности, подлежащий лицензированию Определение
означает любую деятельность в области автоспорта или рекреационные услуги, которые разрешены или утверждены, которые CAMS регулирует или администрирует CAMS или иным образом находится под ответственностью/контролем CAMS;
означает проект, использующий средства, выделенные под заголовком «Министерство энергетики — экологически чистые технологии угля», на общую сумму до 2 500 000 000 долларов США для коммерческой демонстрации чистых угольных технологий или аналогичные проекты, финансируемые за счет ассигнований Агентства по охране окружающей среды.
Федеральный взнос для квалификационного проекта должен составлять не менее 20 процентов от общей стоимости демонстрационного проекта.
означает материнское предприятие, отличное от финансовой холдинговой компании или учреждения или смешанной финансовой холдинговой компании, в дочерние предприятия которой входит как минимум одно учреждение;
означает использование и практику в сельском хозяйстве, включая, помимо прочего: производство, разведение или увеличение сельскохозяйственной продукции; севооборот и смена сельскохозяйственных культур; разрешение земле, используемой для сельскохозяйственной деятельности, лежать под паром, когда она вспахана и вспахана, но не засеяна; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей в результате неблагоприятных условий сельскохозяйственного рынка; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей, потому что земля зарегистрирована в местной, государственной или федеральной природоохранной программе, или земля подлежит природоохранному сервитуту; ведение сельскохозяйственных работ; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственной техники; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственных объектов при условии, что новый объект находится не ближе к береговой линии, чем первоначальный объект; и содержание сельскохозяйственных земель в производстве или возделывании;
означает, что каждому произведенному изделию присваивается серийный номер, который уникален среди всех материальных предметов, производимых предприятием, и больше никогда не используется.
Предприятие несет ответственность за обеспечение уникальной сериализации в идентификаторе предприятия.
или «IADL» означает те виды деятельности, которые отражают способность пожилого человека выполнять домашние и другие задачи, необходимые для удовлетворения потребностей пожилого человека в обществе, которые могут включать, помимо прочего, покупки, ведение домашнего хозяйства, работу по дому и путешествия. внутри сообщества.
означает Поставщика инфузионной терапии на дому, у которого нет письменного соглашения с Администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield на предоставление вам услуг в момент их оказания.
означает демонстрационный проект экологически чистой угольной технологии, который осуществляется в течение пяти лет или менее и который соответствует SIP и другим требованиям, необходимым для достижения и поддержания национальных стандартов качества атмосферного воздуха во время проекта и после его завершения.
прекращено.
означает деятельность, конечным результатом которой является производство товара или предоставление услуги, которые будут продаваться на соответствующем рынке в количествах и по ценам, определяемым предприятием, и осуществляемая с ориентацией на получение прибыли -изготовление1.
означает поставщика инфузионной терапии на дому, у которого есть письменное соглашение с администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield на предоставление вам услуг в момент их оказания.
Законы о лицензировании и разрешениях | Энциклопедия Первой поправки
Чернокожие демонстранты окружены полицией Джексона, штат Миссисипи, в ожидании грузовиков, которые отвезут их в тюрьму после попытки массового марша в 1963 году. Несколько сотен чернокожих демонстрантов были арестованы за демонстрацию без разрешения. В Соединенных Штатах закон о лицензировании и разрешениях должен быть сбалансирован с защитой Первой поправки. (AP Photo/Bill Hudson, использовано с разрешения Associated Press)
Теория вседозволенности восходит к древности и является производной от власти суверена. Оксфордский словарь английского языка определяет лицензию как «разрешение органа власти владеть, использовать или делать что-либо». Традиция англо-американского общего права включает суверенную авторизацию исключительных прав посредством патентов, авторских прав, лицензий, выпусков, разрешений, прав собственности, прерогатив и других привилегий.
Законы о лицензировании в США должны быть сбалансированы с защитой Первой поправки
В Соединенных Штатах право выдавать и требовать лицензии уравновешивается конституционными гарантиями федерализма. Согласно Первой поправке, такие лицензии требуют тщательно разработанного законодательства и административных правил, чтобы свести к минимуму их посягательство на гарантированные права и обеспечить максимальное продвижение целенаправленной государственной политики.
Полномочия по лицензированию в Соединенных Штатах одновременно осуществляются федеральным правительством, правительством штата и местными органами власти. Лицензирование бизнес-операций посредством разрешений традиционно находится в ведении штата или местных властей, в то время как регулирование корпоративной деятельности в основном является федеральной властью на основании положения о торговле.
Регулирование изобретений и творческих произведений с помощью авторских прав и патентов является, прежде всего, федеральной властью, перечисленной в статье 1, разделе 8, Конституции. Эта федеральная власть дополняется государственным регулированием коммерческой тайны, права на гласность, а в пределах, не ограниченных федеральной властью, охраной авторских прав по общему праву. Товарные знаки и коммерческая тайна регулируются сочетанием федеральных и государственных органов. Федеральное правительство выводит из положения о торговле свои полномочия по регулированию этих видов интеллектуальной собственности.
Лицензирование, связанное с правами на выражение мнения, может привести к судебному пересмотру.
Лицензирование действий, обычно не связанных с выражением мнений, практически не рассматривается в соответствии с Первой поправкой, если вообще проводится.
Как отметил Верховный суд в деле City of Lakewood v. Plain Dealer Publishing Co. (1988):
«Законы общего применения, которые не направлены на поведение, обычно связанное с выражением мнений, и не позволяют принимать решения о лицензировании на основе продолжающегося выражения или слова, которые должны быть сказаны, несут небольшую опасность цензуры».
Лицензирование выразительных действий, однако, должно быть тщательно пересмотрено. В тех случаях, когда правила дискриминируют на основе содержания речи, Суд будет применять стандарт строгой проверки, который не будет применяться в случае правил, нейтральных к содержанию.
Федеральный апелляционный суд, таким образом, отметил в деле Бери против города Нью-Йорка (2-й округ 1996 г.):
«Независимое от содержания постановление может ограничивать время, место и способ защищенной речи, при условии, что оно «узко адаптировано к служат значительным государственным интересам» и «оставляют открытыми широкие альтернативные каналы связи» »9. 0005
Суд поддержал право федерального правительства регулировать свободу слова, но законы должны иметь гарантии
Верховный суд поддержал право федерального правительства регулировать предприятия и отдельных лиц, участвующих в межгосударственных и международных коммуникациях, несмотря на озабоченность Первой поправкой.
В деле Федеральная комиссия по связи против Pottsville Broadcasting Co. (1940 г.) Суд поддержал регулирование радиочастот на основании «общественного удобства, интереса или необходимости», а также в деле National Broadcasting Co. против Соединенных Штатов (1943) утверждал: «Возможности радио ограничены и поэтому ценны; их нельзя оставлять для расточительного использования без ущерба для общественных интересов». Аналогичное регулирование теперь распространяется на телевидение, проводную, спутниковую и кабельную связь.
Государственные и местные органы установили право регулировать книжные магазины для взрослых и связанные с ними предприятия, занимающиеся изобразительной деятельностью, путем выдачи лицензий, хотя такие предприятия явно защищены Первой поправкой.
Однако это право на регулирование не является беспрепятственным. Законы о лицензировании должны предусматривать процессуальные гарантии против цензуры.
Как постановил суд в деле FW/PBS, Inc. против города Даллас (1990 г.):
, «лицензиар должен принять решение о выдаче лицензии в течение определенного и разумного периода времени, в течение которого сохраняется статус-кво». , и должна быть возможность незамедлительного судебного пересмотра в случае ошибочного отказа в лицензии».
Кроме того, правительства «не могут проводить произвольные различия на основе манеры речи или средств массовой информации, используемых для публикации», как указано в деле Forsalebyowner.com против Департамента недвижимости Калифорнии (E.D. Cal. 2004).
Власти могут регулировать только время, место и порядок проведения публичных демонстраций
Сцена в кампусе Калифорнийского университета в Беркли во время демонстрации протеста против присутствия США во Вьетнаме в 1965 году. Полиция отказала в выдаче разрешения на проведение марша против армии Окленда терминал, но лидеры антивьетнамских групп заявили, что они все равно выйдут. Разрешительные законы, ограничивающие права Первой поправки, не должны основываться на содержании речи и могут регулировать только время, место и манеру речи. (Фото AP, использовано с разрешения Associated Press)
Государственные органы также могут потребовать лицензии, регулирующие деятельность отдельных лиц, участвующих в явно выраженных действиях, таких как парады и другие публичные демонстрации.
Но, как постановил Верховный суд в деле Шаттлсворт против Бирмингема (1969 г.), «закон, ставящий в зависимость осуществление свобод, закрепленных в Первой поправке, к предварительному ограничению лицензии, без узких, объективных и определенных стандартов, которыми мог бы руководствоваться лицензирующий орган, является неконституционным». Лицензии не должны «зависеть от бесконтрольной воли должностного лица», и «лицо, столкнувшееся с таким неконституционным законом о лицензировании, может игнорировать его и безнаказанно заниматься осуществлением права на свободное выражение мнений, для которого закон требует лицензия. »
Суды признают, что существует законный интерес государства в контроле доступа и движения транспорта на улицах и тротуарах, но, как определено в деле Кокс против Луизианы (1965 г.), лицензирующий орган просто имеет право указывать «время, место, продолжительность или способ» парада или публичной демонстрации.
Лицензии, защищающие интеллектуальную собственность, могут ограничивать свободу слова других лиц.
Государственные органы также могут предоставлять лицензии или права собственности отдельным лицам, что позволяет им исключать использование определенных произведений другими лицами. Хотя такие исключительные права подразумевают права на свободу слова других лиц, объем таких лицензий должен быть ограничен и тщательно адаптирован для продвижения определенной государственной политики, такой как продвижение науки и искусства, защита потребителей и предотвращение недобросовестного бизнеса. практики.
Конгресс разработал различные своды законов, касающихся различных видов интеллектуальной собственности. Владельцу патента предоставляется право исключать других из продажи, создания или использования изобретения в течение срока действия патента. Хотя выдача патентов может вызвать озабоченность по поводу Первой поправки, интерес государства к продвижению изобретений и научного прогресса перевешивает такие опасения.
Конгресс тщательно разработал ряд административных правил, которые Управление США по патентам и товарным знакам (USPTO) использует для всех патентных заявителей, чтобы оно могло подтвердить, что все выданные патенты действительно способствуют интересам государства. USPTO требует, чтобы все патентные заявители сначала продемонстрировали достаточную новизну, полезность и возможности и тщательно соблюдали подробные административные процедуры и требования для выдачи патента.
Закон об авторском праве имеет исключение для защиты слова о добросовестном использовании
Закон об авторском праве предоставляет авторам и их наследникам или правопреемникам право контролировать воспроизведение или использование их произведений в течение ограниченного периода времени. Этот грант ограничен рядом законодательных и юридических концепций, включая исключение добросовестного использования, дихотомию идея-выражение (признание того, что идеи не могут быть защищены авторским правом, но их конкретное выражение может быть защищено), доктрину первой продажи и некоторые принудительные лицензии.
Исключение о добросовестном использовании позволяет общественности получать выгоду от использования произведения, защищенного авторским правом, в определенных ограниченных целях, включая право комментировать, критиковать или пародировать произведение, защищенное авторским правом, как показано в деле Sony Corp. против Universal City Studios. (1984). Доктрина первой продажи позволяет владельцам копии произведения, защищенного авторским правом, продавать, сдавать в аренду или уничтожать свою копию произведения без получения разрешения владельца авторских прав. Принудительные лицензии, которые позволяют использовать защищенный владельцем материал без разрешения владельца при определенных обстоятельствах в обмен на лицензионные платежи или плату, применяются к механическому воспроизведению музыкальных композиций и к некоторым жизненно важным фармацевтическим препаратам.
Киберсквоттинг задал вопросы по защите товарных знаков
Защита товарных знаков включает еще одну категорию лицензий, которые выдаются правительствами штатов и федеральным правительством. Законы, как правило, позволяют владельцам товарных знаков предотвращать использование их товарного знака таким образом, который может ввести потребителей в заблуждение. Однако не все названия или логотипы могут быть защищены в качестве товарных знаков. Товарные знаки должны быть либо «сильными», то есть отличительными по своей сути, либо иметь достаточную осведомленность потребителей или иметь вторичное значение, связанное с продажей и рекламой конкретных товаров или услуг.
Затем владелец товарного знака должен соблюдать различные федеральные и государственные законодательные и административные требования, включая фактическое или предполагаемое использование в коммерческих целях, чтобы сохранить права на товарный знак. Как и в случае с законом об авторском праве, владельцы товарных знаков также подлежат законодательным и судебным ограничениям, таким как доктрина добросовестного использования.
Постановления суда по делам KP Permanent Make-Up, Inc. против Lasting Impression I, Inc. (2004 г.) и TMI Inc. против Maxwell (5-й округ, 2004 г.) иллюстрируют эти моменты, и холдинг TMI отмечает, что Anticybersquatting Consumer Закон о защите от 1999 не препятствует защите добросовестного использования чужого товарного знака в некоммерческих целях в имени домена в Интернете.
Охрана коммерческой тайны является еще одной государственной лицензией
Охрана коммерческой тайны представляет собой еще одну форму государственной лицензии.
В большинстве штатов принят Единый закон о коммерческой тайне. Это позволяет организациям пожинать плоды своего труда и поддерживать стандарты деловой этики. Калифорнийский суд постановил в деле DVDCopyControl Association, Inc. против Баннера (2003 г.), что «коммерческая тайна не затрагивает вопросов, представляющих общественный интерес, и не затрагивает основную цель Первой поправки». Соответственно, государственные суды предписали неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.