Как произвести хромирование деталей в домашних условиях? Хромировка в домашних условиях
Хромирование деталей своими руками в домашних условиях (покрытие хромом)
Технология хромирования своими руками
Защитно-декоративное покрытие изделий различного вида тонким слоем металла широко используется в промышленности. Для этого обычно применяются хром или никель, образующие не только прочную и химически инертную, но и очень декоративную блестящую пленку.
Промышленная технология хромирования и никелирования довольно сложная и энергозатратная, зато полученное покрытие служит несколько десятков лет без малейших изменений внешнего вида.
Но часто возникают ситуации, когда необходимо покрыть декоративным слоем детали и изделия, которые производителем не предназначались под металлизацию. Например, вы желаете тюнинговать свой автомобиль или мотоцикл, изменить интерьер квартиры в ультрасовременном стиле, создать уникальное художественное произведение, где хромированными должны быть некоторые участки или фрагменты скульптуры.
Можно ли хромировать поверхность, не прибегая к сложным промышленным технологиям?
Ответ будет положительным. Существует несколько способов металлизации изделий хромом или другими металлами для получения прочного зеркального покрытия. Причем хромировать можно изделия любой конфигурации — от плоских, выпуклых или вогнутых, до обладающих сложной рельефной фактурой.
Способы хромирования
В промышленности используется четыре способа хромирования:
- вакуумное напыление;
- диффузия при высоких температурах;
- гальваника;
- химическая металлизация.
Первые два способа наиболее эффективные, но требуют сложнейшего оборудования и высоких затрат энергии. Создать условия для вакуумного напыления или диффузии в домашней мастерской невозможно. Поэтому такой способ хромирования рассматривать не будем.
Гальванический способ хромирования
Это относительно простой метод нанесения металлического хрома на поверхность детали из токопроводящего материала — стали, чугуна, меди, латуни. Пластик, дерево и другие диэлектрики тоже можно хромировать этим способом, но сделать это очень сложно и дорого.
Даже токопроводящие сталь и чугун при хромировании гальваническим способом предварительно необходимо покрыть латунью, медью или никелем. Это нужно сделать, чтобы слой хрома прочно держался на поверхности. Для выполнения процесса необходимо построить небольшую гальваническую установку с питанием от источника постоянного тока и запастись некоторыми реактивами:
- серной кислотой;
- ангидридом хрома CrO3;
- гидроокисью натрия;
- кальцинированной содой.
Подробности процесса описывать не будем. Достаточно сказать, что он требует точного соблюдения температурного режима на протяжении 5 – 8 часов, поддержания постоянной концентрации солей в растворе электролита и отсутствия перепадов силы тока. В домашних условиях добиться требуемой точности всех параметров очень сложно.
Хромирование способом химической металлизации
Метод химической металлизации наиболее подходит для хромирования деталей в домашних условиях. Здесь тоже присутствуют специальные реактивы, но другого сложного оборудования, кроме краскопульта и компрессора, не требуется. Во многом процесс хромирования напоминает обычную покраску изделий эмалью или акриловым цветным лаком, только результат получается другим. Вместо полимерной защитной пленки на поверхности образуется тонкий (0.075 - 0.25 мм) металлический слой с зеркальным блеском, не уступающий по физико-химическим характеристикам вакуумному напылению.
Существует два способа химической металлизации:
- восстановление хрома из солей в процессе прохождения химических реакций;
- покрытие специально подобранными химикатами, в результате взаимодействия которых на поверхности осаждается прочный мономолекулярный слой серебра или другого металла.
Для работы с солями хрома потребуются гипософит натрия, фтористый хромил, фосфат хрома, хлористый или уксуснокислый хром, едкий натр, уксусная кислота и другие химикаты. Большинство из них небезопасны для здоровья, некоторые очень ядовиты. Если вы намерились хромировать детали этим способом необходимо повторить курс химии. Даже при наличии тщательно расписанной инструкции, добиться желаемого результата сложно.
Более подробно о технологии химической металлизации - https://fusion-chrome.ru/chrome/
Готовые наборы для металлизации
Намного проще покрыть слоем блестящего металла любое нужное вам изделие, используя готовые наборы, которые купить можно на сайте компании FusionTechnologies - Пробный набор для хромирования
Их преимущество состоит в том, что хромировать можно любой материал:
- металлы;
- стекло;
- все виды пластика;
- керамику;
- дерево.
Вам не понадобятся гальванические установки и другое сложное оборудование. Основные инструменты — компрессор и распылитель для краски с набором сопел разного диаметра. Из химии — готовый набор реактивов и приличный запас дистиллированной воды. Также для работы нужно отвести специальное помещение — гараж, сарай, мастерскую, площадь которого достаточна для размещения оборудования. Еще будет нужна газовая горелка и баллон с пропан-бутаном.
Техника безопасности при работах по химической металлизации
Помещение в обязательном порядке должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Открытые двери и окна помогут только со сквозняками, лучше установить на форточку обычный вентилятор для кухонных помещений. При любительской работе — этого вполне достаточно. Но, если вы намереваетесь заняться хромированием автомобильных запчастей или деталей интерьерного декора в масштабах частного предприятия, то вентиляцию необходимо оборудовать более эффективную.
Это же касается и канализации — на каждом из этапов работы детали промываются большим количеством дистиллированной воды, которая должна беспрепятственно стекать в канализацию. Стоки химически инертны, поэтому дополнительной очистки жидкости не требуется.
Технология химической металлизации
В набор входят реактивы, которые наносятся на поверхность обрабатываемой детали в определенном порядке по специальной технологии. После окончания работы поверхность покрывается зеркальным слоем серебра. Этот металл выбран вместо хрома по причине его безопасности. Хром и практически все его соединения очень ядовиты. Серебро вреда причинить не может, а по характеристикам финишного слоя не уступает.
В набор входят три вида реактивов:
Перед началом работы они разводятся в дистиллированной воде в определенной пропорции и хранятся в холодном месте. Также понадобятся специальный лак и пигменты, которые продаются в том же магазине.
Этапы работы
Требование к поверхности перед хромированием (серебрением) довольно высокие — она должна быть идеально ровной и чистой. Это достигается полировкой и лакировкой. Причем лак используется специальный, базовый. После просушки лака, поверхность обрабатывается газовой горелкой. Это приводит к изменению молекулярной структуры лака, увеличению впитываемости и адгезии к металлизированному слою. После тепловой обработки на поверхность наносится активатор (при помощи распылителя). Выждав минуту, излишки активатора необходимо смыть водой под давлением.
Не дожидаясь высыхания поверхности, одновременно наносятся Модификатор и Восстановитель, также при помощи распылителей. Вступая в реакцию, они образуют покровный зеркальный слой. Он также немедленно промывается водой и сушится потоком воздуха. Окончательная металлизация длится около 6 часов, после чего деталь необходимо покрыть специальным лаком. Добавляя в лак разные пигменты, можно получить покрытие «хром», «золото» или «бронза».
Все химикаты для хромирования в домашних условиях можно заказать непосредственно на сайте компании. Если потребуется оборудование для мини-мастерской или цеха по декоративной обработке металлов и пластиковых деталей — вам предложат готовые решения с установками разной мощности.
Примеры наших работ
fusion-chrome.ru
Хромирование своими руками в домашних условиях
Если Вы хотите придать изделию благородный блеск, без хромирования здесь не обойтись. Покрытые слоем хрома, изделия смотрятся очень эффектно, и кроме того, защищены от различных воздействий и повреждений. Выполнение подобных работ в специальных сервисах — удовольствие не из дешевых, поэтому многие выбирают хромирование своими руками в домашних условиях. При соблюдении определенных правил и технологий этот процесс будет простым и не очень сложным. Главное, самому придерживаться мер безопасности и следовать нашим рекомендациям.
Хромирование изделий: особенности процедуры
Хромирование является физическим и химическим процессом, при выполнении которого обрабатываемая поверхность покрывается слоем такого элемента, как металлический хром.
Хромировать можно не только изделия из пластика, но и металлические предметы, особенно распространено хромирование дисков и хромирование отражателей фар.
Этот метод используется не только в декоративных целях. Гальваника значительно повышает свойства материала, улучшает его эксплуатационные характеристики:
- Защищает металл от коррозийных процессов и окисления,
- Делает изделие более прочным и долговечным.
Что касается хрома, то он не поддается агрессивному воздействию внешней среды, при соприкосновении с водой и на воздухе не теряет своего блеска и цвета.
Хромирование в домашних условиях может быть гальваническим и каталитическим, также возможно самостоятельно провести никелирование дисковых элементов и пластиковых изделий.
В последнее время, большую популярность приобрело декоративное хромирование, к примеру, корпуса часов, предметов интерьера, сувениров.
Важно! Напыление хрома наносится не на все материалы. Он может держаться на медных, никелевых и латунных изделиях. Поэтому, чтобы нанести финишный слой, необходимо сделать специальную подложку, для которого используют гальванический способ.
Подготовка к процессу хромирования
Если Вы решили осуществить химическое хромирование самостоятельно, следует знать, что нужно для этого процесса.
Прежде всего, необходимо:
- Выбрать помещение, в котором будут проводиться работы по хромированию. Дело в том, что при этой процедуре в воздух выделяется множество вредных испарения, которые при большой концентрации и плохом проветривании могут повредить дыхательные пути. Кроме того, они могут оседать на мебели и других изделиях и разрушать их. Поэтому, для этих целей следует выбрать гаражное, сарайное помещение или мастерскую с хорошей принудительной вентиляцией.
- Для хромирования в домашних условиях нужно предусмотреть наличие защитных средств — респиратора, специальных очков, прорезиненных перчаток, фартука.
- Позаботиться о том, куда деть отходы хромирования, поскольку из-за наличия в них кислот и химических соединений смывать в канализацию или выливать в водосточную трубу их нельзя.
- Подготовить все необходимое оборудование для хромирования в домашних условиях.
Так называемая гальваническая ванна состоит из:
- Емкости, которая устойчива к воздействию кислот. Она может быть выполнена из стекла, пластика, пропилена, полиэтилена. Размер зависит от величины изделия. К примеру, для хромирования часов в домашних условиях подойдет небольшая мисочка, а для дисков понадобится емкость побольше.
- Источника питания с общей мощностью не более одного киловатта. Для мелких деталей, к примеру, для хромирования фар в домашних условиях, можно пользоваться стабилизатором постоянного тока.
- Нагревательного устройства для электролита. К примеру, ТЭН, имеющий защиту от воздействия кислот (керамический).
- Обычного термометра с диапазоном сто градусов по Цельсию.
Хромирование деталей в домашних условиях происходит со специальным электролитом, набор компонентов для которого нужно приобрести — дистиллированную воду, ангидрид хрома, концентрированную серную кислоту.
Хромирование деталей: поэтапная инструкция
Технология хромирования не отличается особой сложностью.
Для того чтобы приготовить электролит для небольшого изделия, нужно взять обычную стеклянную банку необходимых размеров или пластмассовое ведро и поставить его в специальный резервуар. Для этих целей можно воспользоваться бидоном. Чтобы электролиз был качественным, его, бидон, нужно теплоизолировать. А именно, взять ящик из дерева или коробку, утеплить его стеклотканью или пенопластом, а также дополнительно минеральной или стекловатой, песком и поставить резервуар туда.
Внутрь резервуара поместить элемент для подогрева и термометр. Сверху накрыть листом влагостойкой фанеры, которая выступит в роли герметизирующей крышки, и присоединить электроды. К изделию присоединить катод, анод (стержневой или пластинчатый) погрузить в емкость с образцом.
Деталь в банке должна удерживаться с помощью кронштейна, чтобы обеспечить хромирование со всех сторон.
Приготовление электролитного раствора
Чтобы осуществить хромирование деталей в домашних условиях, необходимо приготовить специальный раствор, состоящий из ангидрида хрома (250 г на литр дистиллированной воды) и серной кислоты (2,5 г на литр воды).
Для начала нужно налить до половины емкости нагретую воду (около шестидесяти градусов по Цельсию). Добавить необходимое количество (из расчета на общий литраж) ангидрида хрома, размешать, чтобы полностью растворился, и долить воду для получения нужного объема. Потом засыпать серную кислоту, перемешивая жидкость.
Полученный раствор необходимо проработать в течение трех с половиной часов, пропуская через него энергию тока (на 1 литр около 6 А). Когда электролит станет темно-коричневого цвета, его нужно будет отстоять не меньше суток.
Процедура подготовки образца
Прежде, чем подготовить деталь, нужно прогреть электролитный раствор до шестидесяти градусов по Цельсию и дать постоять ему три часа.
За это время необходимо:
- Очистить деталь от грязи, ржавчины, краски.
- Провести обезжиривание с помощью специального раствора, рецептов которого существует несколько. Например, он может состоять из 150 г едкого натра, 5 г силикатного клея, 50 г кальцинированной соды. Все брать на литр воды. Ингредиенты смешать, нагреть до девяноста градусов по Цельсию, опустить изделие и держать не меньше двадцати минут, а иногда и дольше, в зависимости от величины и степени очищения.
Непосредственное хромирование
Во время процедуры хромирования необходимо сохранять температурный режим электролитного раствора в среднем 53 С° (плюс-минус два градуса). Изделие поместить в электролит и через минуту, для выравнивания температур образца и раствора, подать напряжение. Вынуть деталь и просушить не меньше двух с половиной часов
Возникновение дефектов
При хромировании в домашних условиях могут возникнуть такие дефекты как:
- Поверхность блестит неравномерно. Происходит из-за большого тока или низкой температуры электролитного раствора.
- Отсутствие блеска — из-за неправильного количества ангидрида хрома, завышения тока, недостатка серной кислоты.
- Наличие коричневых пятен — переизбыток ангидрида хромового, мало кислоты.
- Слой неравномерный. Избыточность тока.
- Размягченность покрытия — высокая температура раствора, низкий ток.
- Хромировка отваливается — нестабильное напряжение, плохо проведенное обезвоживание, низкая температура раствора.
Хромирование в домашних условиях — это процесс, который требует определенной сноровки и четкого следования правилам и инструкциям. Любое нарушение может привести к некачественной хромировке. Поэтому стоит детально изучить технологию данного процесса и только тогда приступать к его осуществлению.
Химическое хромирование
kraskaved.com
Хромирование деталей своими руками в домашних условиях
Эффектный экстерьер автомобиля волнует практически каждого автолюбителя. Поэтому многие владельцы авто выполняют разнообразные виды тюнинга для того, чтобы сделать свою машину особенной, выделить из массы других, придать ей индивидуальности. Один из распространённых видов тюнинга — это блестящая плёнка, хром или никель, которой покрыты различные детали в конструкции автомобиля. На многих автомобилях мы можем увидеть дефлекторы с хромированным молдингом, хром в салоне и снаружи, блестящую радиаторную решётку и т. п. Поэтому хромирование в домашних условиях и заводским методом пользуется широким спросом в среде автолюбителей.
Технология хромирования деталей автомобляВ связи с широкой популярностью такого тюнинга у автолюбителей часто возникают вопросы о том, как восстановить хромированную поверхность, и где можно хромировать детали. Сделать хромирование можно, обратившись к специалистам в этой сфере — об этом известно каждому, кто сталкивался с подобной проблемой. Однако не каждый хочет отдавать такую работу в чужие руки. Причинами могут быть финансовые соображения или желание выполнить тюнинг своего авто самостоятельно. Поэтому есть категория водителей, которых интересует хромирование своими руками в домашних условиях.
Немного общей информации
Хромирование — это насыщение хромом методом диффузии либо его осаждение на детали в электролите под воздействием электрического тока.
Это делается в декоративных целях или для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозии, увеличить твёрдость. Хромируют, как правило, металл и пластиковую поверхность — технология это позволяет.
Электролитическая ваннаяХромирование своими руками в домашних условиях — процедура сложная, трудоёмкая, но вполне выполнимая. Множество умельцев освоило хромирование дома. Они с успехом применяют его, тюнингуя детали в конструкции своего авто. Давайте разберём подробнее, как можно выполнить такую работу дома.
Готовим рабочее место и оборудование
Покрытие хромом в домашних условиях предполагает наличие специально оборудованного рабочего места. Перед тем как сделать первую попытку, вы должны полностью оборудовать место и убедиться, что оно соответствует всем требованиям безопасности.
Побочным результатом хромирования в домашних условиях являются испарения, вредные для человеческого организма. Поэтому очень важно позаботиться о наличии качественной вентиляции — она обязательно должна быть.
Хромирование в домашних условиях требует наличия следующих вещей:
- стеклянной банки на 3 литра;
- ведра или таза из пластмассы, куда вы сможете поместить банку;
- утеплённого ящика из дерева с термоизоляцией из минеральной ваты или стеклоткани;
- теплоэлектронагревателя;
- термометра, рассчитанного на температуру от 1С до 100С;
- листа дерева или фанеры;
- катода в форме зажима и анода в виде стержня или пластины;
- фиксатора, который поможет обеспечить «подвешенное» состояние детали в банке. Это необходимо для того, чтобы захромировать её равномерно на всех участках.
Перед тем как сделать первые шаги к приготовлению электролита, необходимо надеть спецодежду:
- плотный фартук;
- резиновые перчатки;
- защитные очки;
- респиратор.
Приготовление электролита
Поговорим о том, как сделать электролит. Для этого будет нужно следовать нижеприведённому алгоритму:
- наполнить банку водой, нагретой до 60С;
- засыпать и тщательно размешивать хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды;
- налить и размешать серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды;
- прогнать раствор через электрическое поле на протяжении 3 ч. Сила тока должна составлять 6,5 А на 1 л. О готовности раствора скажет его бордовый цвет;
- отстаивать электролит на протяжении 24 часов.
Готовим поверхность
Перед тем как хромировать детали, их следует должным образом подготовить. Для этого каждую деталь подвергнуть следующим операциям:
- счистить пыль, грязь и ржавчину;
- тщательно вымыть и высушить;
- выполнить полное обезжиривание, протирая поверхность бензином.
Процесс хромирования
Хромирование пластика в домашних условиях ничем не отличается от работы с металлическими поверхностями.
Хромирование деталей своими руками происходит по следующему алгоритму:
- нагреть электролит до 50—60С;
- поместить в него детали так, чтобы они были «подвешены» и нигде не касались краёв ёмкости;
- подать напряжение;
- после того как процесс завершён, готовые изделия вымыть и тщательно высушить.
Заключение
Покрывать изделия хромом можно не только на заводе, но и дома. Технология непроста, процесс очень трудоёмкий, однако это возможно. Хромировать пластик в домашних условиях не сложнее, чем металл — об этом знает каждый, кто самостоятельно занимался тюнингом своего автомобиля.
Чтобы работа увенчалась успехом, нужно до мелочей соблюдать технологический процесс и требования безопасности. Если вы допустили ошибку, это скажется на качестве покрытия. Но вы сможете это исправить, проведя работу повторно.
okuzove.ru
Хромирование в домашних условиях
Сегодня очень часто можно встретить в сети сайты, рассказывающие о хромировании в домашних условиях. Хочу высказать свое скромное мнение на этот счет не только как специалиста, создавшего гальваническое предприятие, но и как эколога, в первую очередь.
Начнем с того, что многим гальваника кажется делом легким и дешевым. Бытует мнение, мол, макнул бампер в раствор - вот тебе и идеально блестящее, прочное покрытие. А так как не у многих найдется лишняя сотня квадратных метров бесхозной площади, то первым в очереди на заселение становится гараж. Оттого домашнюю гальванику называют еще "гаражной".
Сейчас не проблема найти мало-мальски профессиональную литературу по электрохимическим покрытиям в интернете. Однако мало знать технологию. Тем более, многое, что написано в книгах зачастую вообще не работает. Какие же проблемы сразу должны насторожить Вас?
1. Кроме непосредственно покрытия (возьмем пример более известного в широких массах хромирования по стали) требуется большое число подготовительных операций. Качественное декоративное покрытие невозможно получить без полировки поверхности. Легко ли отполировать до блеска автомобильный диск? Даже для обработки того же бампера требуется умение. После мехобработки потребуется обезжиривание, затем травление (после всех операций придется делать минимум 3 промывных ванны), которое не всегда проводится в серной кислоте. Положим, что аккумуляторную кислоту достать можно. С соляной и азотной кислотой дело обстоит сложнее, как и со всеми последующими реактивами по той простой причине, что легально реактивы могут продаваться ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ или на худой конец ИП. И уж точно никто в здравом уме не продаст левому человеку хромовый ангидрид, являющийся основным компонентом ванны хромирования. А серная кислота в этой ванне потребуется уже не аккумуляторная, техническая, а чистая, определенной квалификации. Даже приготовление электролита - сложная задача, которая включает в себя проработку током в нужном режиме
2. Электролит хромирования требует определенной температуры, соотношения ангидрид/кислота и плотности тока. Для такой ванны необходим высоковольтный, по сравнению с обычной гальваникой, выпрямитель тока большой мощности. Посчитайте площадь поверхности покрываемого диска (всю, так как нормально заизолировать ненужные части не удастся - выделяющийся на катоде водород сорвет любой лак или пленку) - плотность тока для хромирования может достигать 30 А/дм2. Теперь умножьте площадь в дм2 на эту величину. Это потребный для покрытия ток. Если умножить этот ток на напряжение для хромирования, то Вы получите мощность выпрямителя и она окажется немаленькой. Скорее всего, выпрямитель будет трехфазным, а такая сеть есть не во всех гаражах.
3. Теперь - ванны. На все операции может потребоваться до 12 ванн, если используется 1 ванна хромирования. В электролизной ванне придется ставить свинцовые аноды и медные штанги большого сечения. Эти вещи тоже нелегко достать, так как нужно их относительно немного, а продавать их поштучно почему-то не хотят. В основном - мелкий опт. В каждой ванне нужна будет дистиллированная вода. Если принять примерный объем одно ванны 250 л, то, умножив эту цифру на 12 ванн, получим 3 кубометра дистиллированной воды. Это 3000 л. Согласитесь, покупать 3000 бутылок дистиллята в автомагазине - не лучшая идея. Дистиллятор же потребует много денег и обязательно наличия холодного водоснабжения, которое есть не во всех гаражах.
4. Хромовый электролит не предусматривает использования расходуемых анодов. Это означает, что концентрации компонентов в нем постоянно меняются. Добавим сюда низкий выход по току и получим, что корректировка электролита потребует целой аналитической лаборатории. А там - приборы и специфические реактивы. И навыки. Без опытного технолога будет очень непросто обойтись.
5. Отдельно поговорим про экологию. Помним, что хромовый ангидрид - сильнейший яд и канцероген. Промывную воду после хромирования придется менять часто. Куда девать весь этот объем стоков? Слив на улицу - последнее, что должно придти в голову, за это можно загреметь по уголовному делу и сильно, не говоря про штрафы. Вывозить за город - не навывозишься. А если электролит выйдет из строя? За выброс такого количества канцерогенов в окружающую среду можно смело приписывать статью "терроризм". И это на самом деле так - это тяжелейшее преступление против тех, кому в питьевую воду потом попадет этот источник рака.
Из всего этого заключу, что организация гальваники в домашних условиях - дело не только сложное, рискованное, малорентабельное, но и НЕЛЕГАЛЬНОЕ и УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ. Затрат придется внести куда больше, чем кажется, проблем - не оберешься. И если даже что-то получится, конкурировать с профессиональной гальваникой "гаражная" вряд ли сможет. Стоит ли браться? Решайте сами. В конце концов, если Вы решили зарабатывать, то можно найти много более выгодных способов вложения денег, а если вам нужен конкретный продукт - обратитесь к профессионалам. Только имейте в виду, что кроме гальванического хромирования есть еще другие виды: мета-хром, напыление, трибо-гальваника. Все они НЕ ДАЮТ КАЧЕСТВЕННО СЦЕПЛЕННОГО покрытия и ваш блестящий повод для гордости на копытах железного коня очень скоро может стать поводом для покупки колпаков, чтобы закрыть обсыпавшееся и прокорродировавшее непотребство. И это на стальном диске. А если диск алюминиевый или титановый? Такие материалы даже гальванически ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложны для покрытия и требуют куда более сложной обработки. Из чего вытекает, что качественное хромирование будет по карману далеко не каждому.
Данная статья является интеллектуальной собственностью ООО "НПП Электрохимия" Любое копирование без прямой ссылки на сайт www.zctc.ru преследуется по закону. Текст статьи обработан сервисом Яндекс "Оригинальные тексты"
zctc.ru
Хромирование в домашних условиях: приготовление и использование
Если вы хотите произвести хромирование в домашних условиях, нужно заранее подготовить рабочее место и все элементы, которые могут пригодиться в процессе:
- Емкость для раствора (можно использовать кастрюлю).
- Стеклянная 3-х литровая банка.
- Электролит (в его состав входят следующие компоненты):
а) СrO3 – 150 г/л.
б) h3SO4 – 1,5 г/л.
в) Дистиллированная вода.
- Катод (стальная пластина)
- Анод (свинец).
Как приготовить электролит?
Прежде всего, необходимо подобрать емкость для приготовления электролита с учетом того, что его необходимо будет подогревать, перемешивать и совершать другие манипуляции. Также вам понадобится прибор, который позволит в процессе приготовления регулировать и поддерживать температуру раствора.
Сперва нужно нагреть воду, когда будет достигнута температура в 70 °С, необходимо разделить воду и в 2/3 этой воды растворить СrO3, и только затем добавить оставшуюся воду в емкость с раствором.
Теперь получившийся раствор нужно тщательно перемешать, а затем проверить раствор на наличие в нем ионов SO4 (они должны быть видны в растворе в виде примесей). Теперь в емкость можно добавить последний компонент — h3SO4. Нужно снова перемешать раствор и опустить температуру до 40 – 50 °С. На этом этапе необходимо измерить катодную плотность тока, показатель должен быть в приделах от 4 до 6 а/дм2.
После всех манипуляций раствор должен постоять 5 -6 часов. Именно это время требуется для того чтобы в нем накопились ионы Сr. Этот процесс можно наблюдать и невооруженным глазом, так как цвет раствора постепенно будет меняться от темно-красного до темно-коричневого.
В кастрюлю можно установить анод и катод. После чего раствор должен отстояться. Применить его можно не ранее чем через сутки.
Как понять, что электролит уже можно использовать?
По истечению суток после приготовления электролита его можно испытать. Делается это достаточно просто. Сначала весь раствор разогревается до температуры 50 градусов, а затем при этой же температуре отстаивается 3 часа. И только после этого можно погрузить латунную деталь в ванночку.
Через час нужно проверить качество покрытия на детали, если покрытие легло хорошо, то можно начинать использовать раствор.
Как должна выглядеть деталь с правильным хромированным покрытием?
У детали с хромовым покрытием должны быть видны блестящие кристаллики. Что же касается механических свойств, то проведение острым стальным предметом по хромированной поверхности не должно оставить никаких следов на детали автомобиля.
Что же делать, если при осмотре были выявлены дефекты?
Если покрытие хромированной детали оказалось слишком мягким. То деталь нужно поместить в электролит еще раз на 2 часа. После этой манипуляции деталь необходимо прокипятить в большом объёме воды. Время кипячения – 1 – 1.5 часа. А после кипячения поместить в сушильный шкаф на 3 часа. Температура при этом должна держаться на уровне 130 градусов.
Можно ли использовать в качестве анода другой сплав?
Да, в качестве анода можно использовать не только чистый свинец, а и сплавы. Но сплав должен содержать не менее 80% свинца.
Также стоит обратить внимание на правила хранения анодов. Аноды, подготовленные для хромирования, необходимо держать в подогретой воде до самого начала процесса. В противном случае на них может появиться корочка налета.
Как своими руками сделать ванну для хромирования?
Безусловно, ванну для хромирования можно изготовить и самостоятельно. В первую очередь необходимо найти 10 литровую кастрюлю и 3 литровую банку или что похожее на нее (следует избегать пластиковых конструкций, так как они не выдержат контакта с электролитом). Лучше не использовать для изготовления ванны емкости меньших размеров, поскольку это может усложнить сам процесс, да и места в ванне будет очень мало.
В первую очередь необходимо изготовить корпус ванны. Его можно склеить из фанеры, толщина которой должна колеблется от 1 до 1,5 мм., также возможно использование пластиковой обшивки. Также необходимо изготовить фанерное кольцо, которое будет накрывать всю конструкцию.
В кастрюлю монтируются тэны и градусник. Питание для установки можно использовать любое, на выходе нужно подключить электрический конденсатор.
Также следует внимательно отнестись к выбору проводов питания, они должны быть не менее 2,5 мм в диаметре.
Также понадобится регулятор силы тока или регулятор силы напряжения. Его нужно подключать последовательно с гальванической ванной.
Нужно установить на панели блока питания две 15А розетки, одна из которых должна иметь обратную полярность. Это решение поможет быстро совершить анодную обработку изделия, а затем простым переключением розетки приступить непосредственно к процессу хромирования.
Для регулировки температуры в ванной есть градусник, однако он не может самостоятельно регулировать температуру, так как тот слишком высок. Но можно изготовить специальное устройство для этих целей. Его схему можно увидеть ниже:
Теперь, когда ванна готова, можно добавить в нее все компоненты и приготовить раствор по указанному выше составу.
Немного о режимах хромирования
Внешний вид покрытия детали, его механические характеристики сильно зависят от температурного режима, выбранного при процессе хромирования, от плотности тока. Так что управляя этими параметрами можно полностью контролировать не только сам процесс, а и исходный результат.
Важно! Если температура раствора возрастет, то выход по току падает; если же плотность тока повышается, то и выход по току возрастает.
Таким образом, при повышении температуры в процессе хромирования можно получить изделия с молочным оттенком, а если эти величины опустить, то изделия приобретут серый оттенок.
Чтобы деталь автомобиля имела нужный оттенок, можно поэкспериментировать с уровнем температуры и плотности тока на пробных образцах. В ходе таких экспериментов можно получить точные цифры, изменение которых приводит к изменению характеристик детали.
Характеристики покрытия во многом зависят от материала, из которого изготовлена деталь автомобиля. Важно понимать, что для каждого из них нужно подбирать свой режим хромирования. Поэтому для получения желаемого результата можно хромировать несколько пробных образцов.
ilovekiario.ru
Хромирование деталей в домашних условиях
Есть один способ хромирования в домашних условиях, который не требует специальной ванны, очень компактен и позволяет контролировать качество поверхности уже в процессе хромирования. Речь идет о так называемой «гальванической кисти». Для ее изготовления понадобится щетина от обычной художественной или малярной кисти, пучок которой в диаметре будет составлять 2-2,5 см. Щетину плотно обматываем свинцовым проводом (сгодится и луженый медный) оставляя немного места для вставки в корпус. Корпус кисти изготовляется из оргстекла или аналогичного материала. Это пустотелый цилиндр или усеченный конус, с одного торца которого вставляется щетина, а на другом крепится диод Д303-Д305. Кроме того в корпусе есть отверстие, в которое заливается электролит.
Кроме этого нам нужен трансформатор на 12 вольт с током 0,8-1 А – пойдет китайский блок питания для мелких приемников. Плюс с трансформатора идет на анод диода, катод диода соединяется с обмоткой щетины. Минус – на зажим-крокодильчик, который будет крепиться на хромируемую деталь. (Кстати, в случае, если трансформатор заменить аккумулятором, то диод не нужен).
Перед хромированием детали обязательно нужно очистить и обезжирить. От качественности проведенной очистки полностью зависит качество покрытия. Итак, краску снимаем шкуркой, удаляем грязь, жир и ржавчину сначала механически, потом обезжириваем в растворе едкого натра (100-150 г), кальцинированной соды (40-50 г), канцелярского клея («жидкое стекло», силикатный клей – 3-5 г) на 1 литр воды. Обезжиривающий раствор нагревают до 80-100 градусов и, в зависимости от степени загрязненности, держим деталь от четверти часа до одного часа. Чем ровнее и чище поверхность, тем прочнее сцепка с покрытием.
Закрепив крокодильчик на детали, залив в кисть электролит, начинаем равномерно перемещать кисть по поверхности детали. Имейте в виду, что покрытие достаточной толщины получится, если пройтись по одному и тому же месту раз 20-25. Следите при этом за степенью расхода электролита и доливайте по мере расходования.
По окончании работ промойте деталь под проточной водой, отполируйте влажной тряпкой и снова промойте под водой. Просушите.
Вот рецепты электролитов в зависимости от задач (все в граммах!):
Электролит для меднения:Медный купорос (сернокислая медь) 200Серная кислота 50Этиловый спирт или фенол 1-2
Электролит для никелирования:Сернокислый никель 70Сернокислый натрий 40Борная кислота 20Хлористый натрий 5
Электролит для хромирования:Хромовый ангидрид 250Серная кислота (уд. в. 1,84) 2,5
Электролит для цинкования:Сернокислый цинк 300Сернокислый натрий 70Алюминиевые квасцы 30Борная кислота 20
Электролит для серебрения:Хлористое серебро свежеосажденное 3—15Железосинеродистый калий 6—30Сода кальцинированная 20—25
Электролит для золочения:Хлорное золото 2,65Железосинеродистый калий 45—50Сода кальцинированная 20—25
Приготовляется электролит так: в 200-300 мл дистиллированной воды растворяем первое по рецепту вещество, потом второе, третье… и доливаем раствор до 1 литра (все той же дист. водой). Храните электролиты в хорошо укупоренных бутылках с притертыми пробками. Да, и учтите, что иногда нужен промежуточный слой – например, чтобы никелировать сталь, нужно сначала покрыть ее тонким слоем меди. То же относится к бронзе.
Related posts:
domashnih-usloviyah.ru
Хромирование деталей в домашних условиях
Хромирование своими руками в домашних условиях стало реальностью. Раньше блестящие детали автомобиля и элементы кузова лишь притягивали взгляды водителей, а теперь они задумались о самостоятельной обработке. Для нее придется подготовить материалы, а потом познакомиться с подробной инструкцией. После чего человек получит достаточные знания, чтобы полностью изменить машину.
Зачем нужно хромирование?
О хромировании люди задумались давно. Водителей всегда привлекала подобная обработка, превращающая детали в изящные блестящие модели. Хотя это нисколько не нарушало их технических характеристик и долговечности. Покрытие обладает рядом преимуществ, которые нужно учитывать при выборе.
- Эстетический вид;
- Защита от ржавчины;
- Увеличение срока службы.
Хромирование деталей автомобиля доступно всем
Каждая деталь должна получить надежную защиту. Об этом забывают автомобилисты, которые продолжают использовать заводскую обработку. Им стоит познакомиться с подробностями плюсов, чтобы принять правильное решение.
Эстетический вид
Готовое покрытие обладает исключительным серебристым блеском. Глянцевая поверхность ослепляет своей красотой, что делает ее прекрасным дополнением двигателя или кузова. Долгое время приходилось отказываться от привлекательности, так как даже полировка не давала такого эффекта. Больше не потребуется сложная полировка, ведь обслуживание будет ограничиваться несложными действиями.
Водители признают, что хромированные диски намного красивее литых. Раньше это казалось невозможным, но даже в домашних условиях можно легко справиться с необходимыми действиями. Потратив немного времени, удастся сделать любую деталь яркой.
Защита от ржавчины
Хромирование деталей в домашних условиях позволит создать надежный защитный слой. Он обеспечивает фантастическую влагостойкость, которая исключает коррозию. По этой причине двигатель автомобиля перестает ежедневно страдать от потенциальной опасности.
Хромирование деталей в домашних условиях позволит создать надежный защитный слой
Отсутствие ржавчины исключает ее распространение по отдельным узлам. Хватает маленького пятнышка на кузове, чтобы через несколько месяцев он был полностью испорчен. Подобные неприятности исключаются дополнительной обработкой, помогающей избавиться от всех повреждений.
Увеличение срока службы
Покрывая хромом поверхность, автовладелец одновременно справляется с несколькими проблемами. Одной из них являются механические повреждения, влияющие на срок эксплуатации. Особенно ярко это видно на примере колесных дисков, которые из-за мелких камешков быстро разрушаются.
После нанесения хрома детали становятся незаменимыми и долго сохраняют свой блеск. Достаточно протереть их сухой тряпкой, чтобы вернуть яркий вид.
По этой причине обработка остается незаменимой, так как альтернативных вариантов найти не получится.
Для чего подойдет хромирование?
Нанесение хрома на поверхность металла применяется давно. Для автомобилей он широко применяется при обработке дисков и деталей двигателя. Обладая небольшими познаниями, можно свободно выполнить нужные работы, поэтому беспокоиться о дополнительных затратах не приходится.
Готовое покрытие обладает исключительным серебристым блеском
На самом деле нанести хром можно на любой металлический элемент. Единственной проблемой остаются его габариты, которые должны подходить для ванны с электролитом. Не забывая об этом, можно подготавливаться к проведению несложных работ.
Что потребуется для хромирования?
Хромировать детали в домашних условиях легко. Главное, сначала подготовить все необходимое, чтобы потом не прерываться на поиски материалов или оборудования. Для этого не придется долго бегать по магазинам и пытаться заказать что-то невероятное. Практически все продается в общем доступе, так что можно беспрепятственно подготовиться к действия.
- Пластмассовая ванна;
- Выпрямитель на напряжение 50 ампер и 12 вольт;
- Калорифер для электролита;
- Термометр с максимальной температурой 100 градусов Цельсия.
Сейчас металлические элементы свободно хромируют без сложного оборудования. Вышеуказанный список подсказывает, что приобретение всего необходимо потребует небольших денег и времени. Из-за чего человек быстро приступит к работам и достигнет отличного результата.
Как правильно хромировать детали?
Как хромировать металлические детали? Для этого можно посмотреть видео или воспользоваться подробным поэтапным описанием. На практике оба варианта одинаково полезны, поэтому отказываться от них не следует. Как нужно поступать, чтобы не ошибиться?
- Подготовка деталей;
- Активация поверхности;
- Погружение в ванну;
- Окончательная обработка.
Хромирование своими руками в домашних условиях стало реальностью
Процесс делится на несколько этапов. Их тонкости подскажут водителю, как правильно справиться с трудностями, возникающими во время работы. Так что без подобных данных обойтись не получится.
Подготовка деталей
Собираясь захромировать любую деталь, ее нужно подготовить. Для этого поверхность тщательно отмывается от всех видов загрязнения, а потом обезжиривается ацетоном. Этот этап может занять некоторое время, но к нему серьезнее всего относятся профессионалы, регулярно выполняющие обработку в мастерских.
Поверхность тщательно отмывается от всех видов загрязнения, а потом обезжиривается ацетоном
Только на абсолютно чистую и обезжиренную поверхность свободно наносится слой металла. Пусть действия заставят потратить некоторое время, но без этого не обойтись. Если совершить ошибку, впоследствии не удастся добиться подходящей адгезии, что выльется в значительные повреждения блестящей поверхности.Активация поверхности
Активация поверхности – вторая часть подготовки. Она осуществляется при помощи раствора соляной кислоты концентрации 100 г/л, который отлично подходит для обработки поверхности металла. После высыхания деталь полностью погружают в нее, чтобы не упустить ни одного квадратного сантиметра поверхности.
Время обработки зависит от металла и колеблется в пределах от 5 до 20 минут. Воспользовавшись простым оборудованием, людям удается исключить ошибки, но при слишком долгом воздействии поверхность становится пористой. Этот момент необходимо заметить, чтобы своевременно перейти к следующему этапу.
Погружение в ванну
Далее хромируемая деталь помещается в ванну с электролитом. Перед этим необходимо тщательно просушить поверхность, чтобы на ней не остались следы соляной кислоты, способной изменить движение ионов. Это важный момент, который необходимо учитывать перед началом работ.
В ванной металлический элемент крепится на медной проволоке, куда впоследствии подключается катод. Рядом в ванну помещается свинцовая полоса или брусок, куда подводится анод. За счет этого осуществляется движение ионов хрома, которые за несколько минут полностью покрывают поверхность.
Окончательная обработка
Процесс займет всего 20-40 минут. Этого хватает, чтобы получить надежный слой, способный выдержать серьезное механическое повреждение. После чего необходимо поместить деталь в дистиллированную воду, чтобы полностью удалить электролит.
После высыхания допускается тщательная полировка. Она значительно повышает привлекательность металла, придавая ему изящный серебристый блеск. Из-за этого лучше потрудиться, чтобы получить идеальный результат, который впоследствии украсит автомобиль.
Хром – один из самых прочных металлов. Его тончайший слой не только обладает привлекательным блеском, но и отлично защищает от разного рода повреждений. Стоит задуматься о простейшей методике, которая впоследствии может оказаться спасением для автомобиля.
www.avtokrasim.ru