Гос поддержка предпринимательской деятельности 2018: Государственная поддержка предпринимательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

№3-4(10-11), 2009
Научная жизнь

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

  • Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
  • По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
  • Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.
  • В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.
  • Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
  • Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.
  • Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
  • Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.
  • Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
  • Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Соединённые Штаты Америки

Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В качестве других мер предложено следующее:

  • Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
  • Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
  • Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
  • Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
  • Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
  • Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.

Европейский союз

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?

  • Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
  • Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
  • Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
  • Помощь безработным в организации своего бизнеса
  • Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов

Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.

Заключение

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.

Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства \ КонсультантПлюс

Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2018 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 4.2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2023 в ч. 4 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 605-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39. 3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 — 10, 13 — 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2023 в ч. 4.2 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 605-ФЗ). См. будущую редакцию.

4.2. Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39. 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.

(часть 4.3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

4.4. Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, указанных в части 4 настоящей статьи, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(часть 4.4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.5. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2018 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом, может быть включено в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящей статьей, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

(часть 4.6 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

5. В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2023 в ч. 6 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 605-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. В случаях, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при прекращении в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки, решения о комплексном развитии территории нежилой застройки договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного с субъектом малого или среднего предпринимательства, указанный субъект малого или среднего предпринимательства имеет право на заключение в день прекращения такого договора аренды нового договора аренды иных здания, сооружения, нежилого помещения, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности и являющихся равнозначными в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом новый договор аренды заключается на тех же условиях, что и ранее действовавший договор аренды, и на срок, оставшийся до его истечения, без проведения торгов и с сохранением льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В случае, если оставшийся срок действия прекращаемого договора аренды составлял менее одного года, новый договор аренды заключается не менее чем на один год при наличии согласия арендатора на заключение договора аренды на указанный срок. В случае, если указанный в настоящей части субъект малого или среднего предпринимательства имел на дату принятия решения о комплексном развитии территории преимущественное право на приобретение предусмотренных настоящей статьей здания, сооружения, нежилого помещения в собственность в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», преимущественное право сохраняется в отношении равнозначного объекта недвижимости или нежилого помещения, предоставленного ему по новому договору аренды.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

Государственная поддержка, предпринимательская деятельность и рост фирм

Содержание

Авторы:
Халил Динсер Кая, доктор философии, профессор финансов, факультет бухгалтерского учета и финансов, Северо-восточный государственный университет, США
Страницы: 5-12
DOI: http://doi.org/10.21272/sec.3(3) .5-12.2019

Скачать: просмотров: Скачиваний:

Abstract

В данной статье обобщаются аргументы и контраргументы в рамках научной дискуссии по вопросу поддержки малого бизнеса правительствами штатов и местными органами власти в штатах США. Основная цель исследования — определить, оказывает ли поддержка государства или местных органов власти положительное влияние на предпринимательскую активность, рост фирмы и оптимизм владельцев бизнеса в США. В качестве методологической основы проведенного исследования были использованы непараметрические методы оценки и анализа статистических гипотез, на основе которых была проанализирована 41 страна. В качестве периода исследования был выбран 2013 год. Исследование влияния государственной поддержки на бизнес, рост компаний и оптимизм владельцев бизнеса проводится в следующей логической последовательности: каждое государство отнесено к одной из двух групп, исходя из их оценок уровня поддержки органов государственной власти. Во-первых, каждый штат распределяется в одну из двух групп в зависимости от их оценки государственной поддержки штата. Штаты, получившие балл выше среднего штата, были отнесены к группе «Высокая государственная поддержка», а остальные были отнесены к группе «Низкая государственная поддержка». Затем две группы сравнивались с точки зрения предпринимательской активности, производительности фирмы и оптимизма. Затем такая же процедура применяется для поддержки местных органов власти. Исследование эмпирически подтвердило, что большая поддержка со стороны государства или местного самоуправления положительно влияет на рост и оптимизм фирмы. В статье представлены результаты эмпирического анализа малых фирм в этих странах, которые показали, что государственная поддержка является важным драйвером роста компаний и оптимизма владельцев бизнеса. В статье представлены результаты эмпирического анализа малых фирм в этих штатах, которые показали, что государственная поддержка важна для роста фирмы и оптимизма владельцев. Исследование эмпирически подтверждает и теоретически доказывает, что усиление государственной или местной государственной поддержки положительно влияет на рост фирмы и оптимизм. Результаты исследования могут быть полезны для правительств, которые рассматривают возможность поддержки малого бизнеса в своем регионе/районе.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, государственная поддержка, рост, оптимизм, малый бизнес.

JEL Классификация: G38, L25, L26.

Цитировать как: Кая, Х.Д. (2019). Государственная поддержка, предпринимательская активность и рост компаний. Социально-экономические проблемы, 3 (3), 5-12. http://doi.org/10.21272/sec.3(3).5-12.2019.

Ссылки


  1. Acs, Z.J., Braunerhjelm, P., Audretsch, D.B., Carlsson, B. (2009). Теория распространения знаний в предпринимательстве. Экономика малого бизнеса, 32, 15-30.
  2. Acs, ZJ, Szerb, L. (2007). Предпринимательство, экономический рост и государственная политика. Экономика малого бизнеса, 28, 109-122.
  3. Айдис Р., Эстрин С., Мицкевич Т. (2008). Институты и развитие предпринимательства в России: сравнительный анализ. Журнал Business Venturing, 23, 656-672.
  4. Айдис Р., Велтер Ф., Смоллбоун Д., Исакова Н. (2007). Женское предпринимательство в странах с переходной экономикой: пример Литвы и Украины. Феминистская экономика, 13, 157-183.
  5. Ахметшин Е.М., Коваленко К.Е., Голощапова Л.В., Полякова А.Г., Эрзинкян Е.А., Мурзагалина Г.М. (2018). Подходы к социальному предпринимательству в России и зарубежных странах. Журнал предпринимательского образования, 21, 1–10.
  6. Бергманн, Х., Штернберг, Р. (2007). Меняющееся лицо предпринимательства в Германии. Экономика малого бизнеса, 28, 205-221.
  7. Блок, Дж. Х., Коломбо, М. Г., Камминг, Д. Дж., Висмара, С. (2018). Новые игроки в предпринимательских финансах и почему они там. Экономика малого бизнеса, 50, 239-250.
  8. Бранстеттер, Л., Лима, Ф., Тейлор, Л.Дж., Венансио, А. (2014). Сдерживают ли правила въезда предпринимательство и создание рабочих мест? Данные недавних реформ в Португалии. Экономический журнал, 124, 805-832.
  9. Битценис, А., Нито, Э. (2005). Препятствия для предпринимательства в бизнес-среде с переходной экономикой: пример Албании. Журнал развития малого бизнеса и предприятий, 12, 564-578.
  10. Бок, BB (2004). Приспособление и многозадачность: стратегии голландских фермерских женщин в сельском предпринимательстве. Сельская социология, 44, 245-260.
  11. Дреер, А., Гассебнер, М. (2013). Смазать колеса? Влияние регулирования и коррупции на вход фирмы. Общественный выбор, 155, 413-432.
  12. Гарсия-Посада, М., Мора-Сангвинетти, Дж.С. (2015). Предпринимательские и правоприменительные учреждения: дезагрегированные данные по Испании. Европейский журнал права и экономики, 40, 49-74.
  13. Гани, Э., Керр, В.Р., О’Коннелл, С. (2014). Пространственные детерминанты предпринимательства в Индии. Краеведение, 48, 1071-1089.
  14. Гхаус, С. М., МакЭлви, Г., Дарра, О. (2019). Предпринимательский успех женщин-предпринимателей из коттеджей в Омане. Международный журнал предпринимательского поведения и исследований, 25, 480-498.
  15. Hechavarría, DM, Ingram, AE (2019). Условия предпринимательской экосистемы и гендерная предпринимательская деятельность на национальном уровне: 14-летнее панельное исследование GEM. Экономика малого бизнеса, 53, 431-458.
  16. Хольтбрюгге, Д., Бернинг, Южная Каролина (2018). Стратегии выхода на рынок и результаты деятельности китайских фирм в Германии: сдерживающий эффект поддержки правительства страны происхождения. Международное обозрение менеджмента, 58, 147–170.
  17. Hoque, ASMM (2018). Смягчает ли политика государственной поддержки взаимосвязь между предпринимательской ориентацией и эффективностью бангладешских малых и средних предприятий? СЭМ-подход. Международный журнал исследований в области экономики бизнеса и управления, 6, 37–59.
  18. Клэппер, Л., Лавен, Л., Раджан, Р. (2006). Регулирование входа как барьер для предпринимательства. Журнал финансовой экономики, 82, 591-629.
  19. Крефт, С.Ф., Собел, Р.С. (2005). Государственная политика, предпринимательство и экономическая свобода. Катон Журнал, 25, 595.
  20. Манолова Т.С., Ынни Р.В., Гешев Б.С. (2008). Институциональная среда для предпринимательства: данные из стран с формирующейся рыночной экономикой в ​​Восточной Европе. Теория и практика предпринимательства, 32, 203–218.
  21. Навасер К., Хаксар С.М.С., Шаксиан Ф., Джаханшахи А.А. (2011). Мотивационные и правовые барьеры развития предпринимательства. Международный журнал бизнеса и менеджмента, 6, 112.
  22. Нистрём, К. (2008). Институты экономической свободы и предпринимательства: данные панельных данных. Общественный выбор, 136, 269-282.
  23. Оваска Т., Собель Р.С. (2005). Предпринимательство в постсоциалистической экономике. Журнал частного предприятия, 21, 8-28.
  24. Паркер, Южная Каролина (2007). Право и экономика предпринимательства. Журнал сравнительного трудового права и политики, 28, 695.
  25. Сабери, М., Хамдан, А. (2019). Сдерживающая роль государственной поддержки в отношениях между предпринимательством и экономическим ростом: исследование стран Персидского залива. Журнал предпринимательства в странах с развивающейся экономикой, 11, 200–216.
  26. Сонглинг Ю., Иштиак М., Анвар М., Ахмед Х. (2018). Роль государственной поддержки в устойчивой конкурентной позиции и эффективности фирмы. Устойчивое развитие, 10, 3495.
  27. Спигель, Б., Харрисон, Р. (2018). К процессной теории предпринимательских экосистем. Журнал стратегического предпринимательства, 12, 151-168.
  28. Стефан, У., Уланер, Л. М. (2010). Культура, основанная на производительности, и культура, поддерживающая общество: межнациональное исследование описательных норм и предпринимательства. Журнал международных бизнес-исследований, 41, 1347-1364.
  29. Teixeira, SJ, Casteleiro, CML, Rodrigues, R.G., Guerra, MD (2018). Предпринимательские намерения и предпринимательство в европейских странах. Международный журнал инновационной науки, 10, 22-42.
  30. Вальдес, М.Е., Ричардсон, Дж. (2013). Институциональные детерминанты макроуровня предпринимательства. Теория и практика предпринимательства, 37, 1149-1175.
  31. Ван Стел, А., Стори, Д.Дж., Турик, А.Р. (2007). Влияние регулирования бизнеса на зарождающееся и молодое деловое предпринимательство. Экономика малого бизнеса, 28, 171–186.
  32. Велтер, Ф. (2004). Условия для женского предпринимательства в Германии. Журнал развития малого бизнеса и предприятий, 11, 212-221.
  33. Веннекерс, С., Турик, Р. (1999). Связь предпринимательства и экономического роста. Экономика малого бизнеса, 13, 27-56.

Предпринимательство в США — GEM Global Entrepreneurship Monitor

Предпринимательское поведение и отношение

Последние данные: 2021 г.

  • США 2021
  • США 2020
  • Глобальный средний показатель
  • Среднее по региону
  • Средний уровень дохода

Самовосприятие

  • Воспринимаемые возможности Rate1

  • Воспринимаемые возможности Rate2

  • Уровень страха неудачи*3

  • Предпринимательские намерения Rate4

  • 1. Оценка предполагаемых возможностей
  • 2. Оценка воспринимаемых возможностей
  • 3. Страх неудачи*
  • 4. Уровень предпринимательских намерений:

Деятельность

  • Всего ранняя предпринимательская деятельность (TEA)1

  • Установленная доля владения бизнесом2

  • Уровень предпринимательской активности сотрудников3

  • 1. Общая ранняя предпринимательская деятельность (TEA)
  • 2. Установленный уровень владения бизнесом
  • 3. Коэффициент предпринимательской активности сотрудников

Мотивация

  • 1. Индекс мотивации

Гендерное равенство

  • 1. Соотношение TEA женщин и мужчин
  • 2. Соотношение TEA женщин и мужчин, ориентированное на возможности

Воздействие

  • Высокий уровень ожидаемого создания рабочих мест1

  • Норма инноваций2

  • Ставка сектора деловых услуг3

  • 1. Высокий уровень ожидаемого создания рабочих мест
  • 2. Норма инноваций
  • 3. Ставка сектора деловых услуг

Социальные ценности

  • 1. Высокий статус успешных предпринимателей Рейтинг
  • 2. Предпринимательство как хороший выбор карьеры Рейтинг 90 060

Предпринимательские рамочные условия

Последние данные: 2021 г.

Оценки экспертов: 1 = крайне недостаточно, 5 = очень достаточно

  • Паук
  • Бары
  • США 2021
  • США 2020
  • Среднее по региону
  • Средний уровень дохода
  • Глобальный средний показатель

    Обзор предпринимательской деятельности за 2021 год

    Первоначальная серьезность COVID-19 в Соединенных Штатах заставила многих экономистов сформировать ожидания, сравнив этот момент с Великой рецессией 2008–2009 годов. . Во время этого экономического спада ставка TEA в США резко снизилась, и потребовалось некоторое время, чтобы восстановиться. Однако опыт COVID-19 оказался совсем другим. Хотя в 2020 году TEA страны немного снизился, в 2021 году он быстро восстановился, достигнув почти допандемического уровня 16,5%. Уровень регистрации новых предприятий, по подсчетам Бюро переписи населения США, также резко вырос за это время, превысив допандемический уровень. Хотя регистрация предприятий не является идеальной мерой предпринимательства, это еще одно свидетельство того, что Соединенные Штаты испытывают сильную предпринимательскую реакцию.

    Хотя некоторые предприниматели в Соединенных Штатах, возможно, выбрали этот путь из-за экономической необходимости, многие сделали это из-за возможности. Это становится очевидным при первом рассмотрении данных за 2020 год, когда лишь немногие из респондентов из США, собиравшихся вскоре начать свой бизнес, сказали, что это произошло из-за пандемии (36 %), что является одним из самых низких показателей среди сопоставимых экономик в то время. Сейчас, в 2021 году, многие предприниматели рассматривают COVID-19 как возможность: 52,6% респондентов TEA видят новые возможности в результате пандемии.

    Кроме того, 60,8% этих респондентов планируют использовать больше цифровых технологий для развития своего бизнеса в следующие шесть месяцев, что указывает на готовность скорректировать стратегию и инвестировать в новые потребительские запросы, вызванные пандемией. Отличительной чертой предпринимательства эпохи COVID-19 является то, что оно, по-видимому, ускоряет рост числа компаний с одним сотрудником, известных как «индивидуальное предпринимательство»: тенденция, начавшаяся несколькими годами ранее. Как правило, это индивидуальные консультанты, профессиональные специалисты по обслуживанию или контрактники.

    В 2021 году доля взрослых американцев, которые рассчитывают остаться единственными работниками в своем бизнесе, выросла почти на 20 % по сравнению с 2020 годом. Как и в предпринимательстве в целом, некоторые из этих индивидуальных предпринимателей начинают свой бизнес из-за экономической необходимости, но многие делают это возможности. Это может означать деловые возможности или возможность более гибкого рабочего графика, что стало более важным во время COVID-19. Разработчики политики на федеральном уровне и уровне штата должны учитывать эти факторы при разработке политики. В то время как многие стремятся подтолкнуть работодателей к тому, чтобы классифицировать подрядчиков как льготных работников, политики могли бы вместо этого помочь этим предпринимателям-одиночкам, предоставив достойные варианты медицинского обслуживания, сбережений и других привилегий. Все больше американцев отдают предпочтение гибкой работе, но текущая политика лишает этих потенциальных предпринимателей стимулов.

    Обзор рамочных условий на 2021 год

    Соединенные Штаты улучшили многие базовые условия в 2021 году. К сожалению, многие баллы страны остаются ниже среднего в аналогичной группе экономик GEM уровня A. Но были и положительные моменты. Оба его условия, связанные с финансированием, получили достаточные баллы для обеспечения предпринимательской деятельности, а это означает, что предприниматели, как правило, могут получить доступ к вариантам финансирования, хотя есть возможности для улучшения, особенно для тех предпринимателей, которые не работают в определенных областях, таких как технологии или цифровые медиа.