Глава 1. Крупный и малый бизнес: понятие и особенности. Крупный бизнес
Крупный бизнес
Крупный бизнес способен функционировать не только в экономической системе в качестве одного из ее элементов, но и способен влиять на экономическое пространство вокруг себя. Другими словами, такой бизнес может влиять на экономическую ситуацию в области своей деятельности.
Сущность и понятие крупного бизнеса
Крупный бизнес, как и любой другой, предполагает следующие основные функции:
Но наряду с основными функциями крупный бизнес предполагает и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательству и связи с общественностью.
В России крупный бизнес представлен тремя основными формами: самостоятельное предприятие, компания и интегрированная бизнес-группа. Самостоятельное предприятие является неделимым хозяйственным объектом, в котором существует единая производственная структура. Такое предприятие не обязательно должно быть представлено одним юридическим лицом: их может быть несколько, однако в данном случае это номинальное деление.
Компания представляет собой объединение нескольких комплексов, которые сами по себе не являются юридическими лицами, а объединяются такие комплексы вокруг общей сферы деятельности. Тем не менее, компания имеет единый общий управленческий центр, при этом все предприятия контролируются одним собственником или их группой. Несмотря на это, каждое предприятие является самостоятельной единицей, которая при необходимости может вести свою деятельность отдельно от компании.
Интегрированная бизнес-группа – это совокупность предприятий, которые могут выступать, как единая группа, однако в основном такие предприятия работают самостоятельно и независимо друг от друга, нередко – в разных отраслях. Такое объединение в группы происходит из-за того, что все эти предприятия имеют общих собственников.
Главная особенность крупного бизнеса заключается в том, что для увеличения доходов масштаб деятельности такого вида бизнеса должен постоянно расширяться. Но при таком увеличении масштаба возникают как положительные, так и отрицательные эффекты. Если говорить об экономии и увеличении прибыли – это происходит за счет того, что с увеличением размеров предприятия появляются новые возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. При этом возможно развитие побочных производств, которые основываются на использовании отходов основного производства.
Но чем больше структура – тем труднее ею управлять, взаимодействие между разными подразделениями замедляется, в результате организация или фирма становится менее гибкой в экономическом отношении. Руководство не может осуществлять полноценный контроль за исполнением принятых решений, а в некоторых отдельно взятых подразделений нередко могут возникать свои интересы, которые не только не совпадают, но и могут противоречить политике всего предприятия в целом.
Деятельность крупного бизнеса: плюсы и минусы
Очевидно, что крупный бизнес оказывает значительное влияние на национальную экономику: он гораздо эффективнее среднего и малого бизнеса. Это приводит к тому, что именно в крупном бизнесе сконцентрированы основные денежные потоки. В России представители крупного бизнеса играют все более весомую роль по нескольким причинам.
Такие компании стремятся к экономии за счет увеличения масштабов производства: это достигается путем сокращения издержек на единицу выпускаемой продукции при увеличении объемов производства. Например, вместо старого затратного оборудования приобретается новое, более эффективное, также происходит перераспределение используемых ресурсов.
Вместе с тем компании-представители крупного бизнеса на определенном этапе выходят на международный рынок, где использование относительно дешевых ресурсов мировой экономики становится их преимуществом. При этом приходя на рынки развивающихся стран, такие компании способны воздействовать на их экономическую систему.
Но есть у крупного бизнеса и слабые стороны, к которым относятся:
- Избыточная концентрация экономики;
- Локализация хозяйственных отношений;
- Блокирование горизонтальных хозяйственных связей, которые не выходят за пределы определенной компании.
Крупный бизнес в современной экономике России
Место крупного бизнеса в современной российской экономике – краеугольный камень споров экономистов. Несмотря на некоторые отрицательные аспекты такого бизнеса, никто не оспаривает его функцию движущей силы экономики страны. Но противники этой точки зрения все же утверждают, что крупный бизнес – это скорее «трубопровод», который ничего не производит, но является «транспортером» денежных потоков в государственную казну. Такое мнение не лишено оснований, особенно если учесть, что главную роль в развитии экономики России сегодня многие возлагают на малый бизнес.
На практике ни одна из этих точек зрений не может быть правильной. Опыт других развитых стран со стабильной и растущей экономикой показывает, что там на крупном бизнесе держится все. При этом никто не умаляет роли среднего бизнеса, обеспечивающего значительную часть занятости населения, а значит и основным «поставщиком» налогов в казну. Что касается малого бизнеса – его функции не менее важны, и это в первую очередь обеспечения стабильного дохода населения.
Но если брать крупный бизнес именно в России – эта модель верна при двух оговорках. Во-первых, крупный бизнес является в России не только основным налогоплательщиком, но и своеобразным экономическим «донором». Во-вторых, ни в одной другой стране крупный бизнес не играет такую большую роль в процессах внедрения, как в России.
Крупный бизнес в других развитых странах
В России вся экономика основана на малом и крупном бизнесе, и если первый – это объемы, то второй – это качество (в данном случае – размер) доходов. В большинстве же других стран только крупный бизнес принимается в расчет, когда речь идет о стабильности экономики, при этом демократические страны поставили крупный бизнес в такое положение, что он должен договариваться с другими субъектами городской среды для успешного функционирования.
Для Запада и Европы крупный бизнес – это такие корпорации и компании, как GeneralMotors, Roal Dutch, Coca-Cola, Ford Motor, Mitsubishi и другие. Основу всего крупного бизнеса в развитых странах представляют корпорации, которые делят по принадлежности к экономическим моделям: англо-американская, японская и немецкая.
- Американская модель создавалась на основе капиталистического рынка, который позволяет использовать достаточно широкий диапазон финансовых инструментов.
- В японском варианте корпорации являются универсальными многоотраслевыми комплексами, самодостаточность которых обусловлена наличием в самой корпорации финансовых учреждений (в том числе – банковских структур), торговых компаний и производственных предприятий.
- Немецкая модель корпорации – это прежде всего связь банковской и производственной сфер.
Но такое деление не означает, что характерные для одной модели черты абсолютно исключены для другой, при этом ни одна из моделей не является универсальной и идеальной. Кроме того – практика показала, что в разных странах озможны комбинации моделей.
Крупный бизнес в России и его развитие
Принято считать, что крупный бизнес в России появился совсем недавно, а именно — после рыночных преобразований, произошедших по причине кризиса 1998 года. Но начало было положено немного раньше — в 1992-1993 годах, после издания президентских указов и постановлений правительства о формировании таких компаний, как «Газпром», РАО «ЕЭС России»,«ЛУКойл», ЮКОС и «Сургутнефтегаз».
Согласно указам президента происходит предельно быстрая приватизация предприятий, но в силу такой спешки некоторые шаги были непродуманными, и, как показала практика – неправильными. И если до 1995 года многие промышленные гиганты действительно держали на себе экономику страны, то впоследствии они перестали производить продукцию, а основной их доход составляла арендная плата от представителей малого бизнеса, которые платили за возможность использовать производственные мощности и площади бывших гигантов.
И вот на этом фоне создалась тупиковая ситуация: в те времена создать собственный бизнес без помещения не разрешалось законом, в результате чего спрос на недвижимость в те годы значительно вырос. Бывшие предприятия-гиганты первое время исправно платили налоги с денег, взятых за аренду, но этот процесс не мог быть вечным, так как прибыльность аренды со временем падала. В то же время крупные предприятия не могли больше производить товары без собственного оборудования и помещений.
Неизвестно, к чему бы такая ситуация привела, если бы не кризис 1998 года: выход из него по чистой случайности оказался не только безболезненным, но и спровоцировал экономический рост, который пошел на пользу всем формам бизнеса. Далее потекли двухтысячные годы, которые были противоречивыми, порой сложными, но часто и удачными для российской экономики. В результате не только крупный, но и весь бизнес в целом признали на Западе, и уже в 2009 году Россия вошла в список 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации.
Несмотря на колебания экономики за прошедшие несколько лет и на два последних финансовых кризиса (2008 и 2015 годов) в целом положение России в экономическом плане заметно улучшилось, если сравнивать с девяностыми. Это проявляется в положительном балансе государственного бюджета и в соотношении экспорта и импорта. Кроме того – явно прослеживаются тенденции к восстановлению промышленности, и в целом экономика России является привлекательной для инвесторов.
Будущее крупного бизнеса, проблемы и перспективы
Необходимо признать, что в России крупный бизнес развивается недостаточно успешно. Но улучшить ситуацию – можно. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующие условия развития, к которым относятся следующие шаги.
- Объединение малых организаций, фирм и компаний в крупные отраслевые предприятия.
- Каждой фирме необходим тщательно продуманный бизнес-план как минимум на ближайшие три года: такая мера поможет крупным предприятиям эффективно работать, делать правильные прогнозы и вовремя реагировать на различные неблагоприятные ситуации.
- Крупные предприятия не должны пренебрегать участием в различных конкурсах, так как это – отличный способ показать свои профессиональные достижения. Кроме того, в случае победы или хотя бы получения призового места не исключено мировое признание, или по крайней мере, компания или предприятие не останется незамеченным. Одни из наиболее известных крупных конкурсов – «Лучшее российское предприятие», «Менеджер года", «Товар года», премия «Бизнес-Олимп». Также необходимо проявлять активность при участии в выставках инвестиционных проектов и ярмарках: это позволит привлечь новых клиентов и сотрудников.
Также стоит перенять такой опыт западных и европейских предприятий, как обучение сотрудников в компании (впрочем, подобная практика уже довольно успешно начинает внедряться в России). Так предприятие сможет повышать уровень профессионализма своих сотрудников, а значит и свой профессиональный уровень тоже: ведь на предприятии будут работать обученные специалисты и профессионалы.
Дополнительно рекомендуется проводить разного рода акции, которые помогут достичь сразу двух целей: во-первых, потребители смогут научиться использовать товары и продукцию, которые производит предприятие, а во-вторых акции помогают существенно увеличить объемы продаж. Говоря об акциях, нельзя не упомянуть о рекламе, которая, как известно – двигатель торговли. И это не только способ привлечь новых клиентов, но и возможность обратить на себя внимание потенциальных солидных инвесторов.
В качестве рекламных инструментов стоит использовать как можно больше способов: от уличной рекламы, раздачи листовок и расклейки объявлений до рекламы на радио, телевидении и в интернете. Последнее очень важно именно для предприятий, работающих в сфере крупного бизнеса.
При возможности использовать все вышеперечисленные способы и при удачном стечении обстоятельств любая крупная фирма имеет большие шансы добиться успеха. А главное – такие компании не только обретают собственную выгоду, но и вносят свой вклад в рост экономики страны.
Крупный бизнес
Бизнес является предпринимательской деятельностью. Ее ведут субъекты рыночной экономики, государственные органы при помощи заемных средств под свою ответственность либо своих средств. Главная цель вышеуказанной деятельности состоит в получении прибыли на дальнейшее развитие своего предприятия.
Крупный бизнес – это сегодня одна из основ экономики. Большие фирмы за счет своих ресурсов зависят от рыночной конъюнктуры в меньшей степени. Другими словами, крупный бизнес обладает резервом (запасом) ресурсов, который может быть использован в случае наступления неблагоприятных рыночных условий. Кроме того, многие большие фирмы за счет своей высокой доли влияют на рынок (например, изменением цен). Это, в свою очередь, приводит к попыткам монополизации, так как ослабляет конкуренцию. В связи с этим проводится антимонопольная политика по отношению к самым большим компаниям.
Крупный бизнес – определение достаточно объемное. Данным понятием характеризуют объединение нескольких предприятий вокруг определенной технологической цепочки, товарной группы или общей группы высших менеджеров и собственников. Основным количественным показателем крупного объединения считается объем реализации услуг и товаров (оборот), так как размер рыночной капитализации и прибыли в большой степени зависит от принятого поведения игроков на фондовом рынке или системы учета.
Следует отметить, что большие фирмы вносят значительный вклад в развитие многих производств, в частности, наукоемких (сложных) и капиталоемких (требующих больших затрат капитала). Часто, оценивая показатели производства определенных товаров, видно, что наибольшего прогресса смог добиться именно крупный бизнес. Большие концерны оказываются в состоянии развить разработку и массовый выпуск судов, автомобилей, энергетического оборудования, сельскохозяйственных машин, полуфабрикатов и материалов (пластмассы, алюминия, стали). Кроме того, крупные предприятия могут организовать массовую добычу руды, нефти, газа и прочего сырья. Все это обуславливает некое двойственное отношение государства к большим предприятиям. С одной стороны, их пытаются ограничить посредством антимонопольной политики. А с другой, крупный бизнес поддерживается как основа капиталоемких и наукоемких сфер.
Во многих развитых государствах крупномасштабные предприятия занимают в экономике ведущее место. Обычно, на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП (валового внутреннего продукта). Безусловно, большие предприятия доминируют во многих машиностроительных отраслях (приборостроении, электротехнической промышленности, транспортном машиностроении), химической промышленности, топливно-энергетическом комплексе, цветной и черной металлургии, добывающей отрасли.
Крупный бизнес способствует росту концентрации производства и в ряде отраслей сферы услуг. В частности, это касается высшего образования, производства программного обеспечения, финансов, здравоохранения, торговли и прочих областей. Например, в Америке на долю масштабных предприятий приходится порядка 47% рабочей силы и 60% ВВП.
В России большие формы считаются более эффективными, нежели основная масса мелких и средних компаний, и по темпам роста, и по производительности, и по рентабельности. Особое положение российского крупного бизнеса позволило за период реформ сконцентрировать основные финансовые потоки. Вследствие чего, большие фирмы смогли организовать достаточно сильные команды высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров. Вместе с этим, размер крупных предприятий России заметно меньше, нежели в других развитых странах.
fb.ru
Крупный и малый бизнес — Википедия
Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение доход и развитие собственного дела.
Крупный бизнес.[править]
Крупный бизнес - это бизнес на целую страну, континент или мир. Его выручки исчисляются миллиардами, именно в нём сконцентрированы основные денежные потоки. Цель крупного бизнеса – работать десятки лет и приносить стабильную прибыль, несмотря на различные ситуации, складывающиеся на рынке. Он гораздо эффективнее среднего и малого бизнеса, поэтому он оказывает значительное влияние на национальная экономика. Продукцию крупных фирм знает множество потребителей, так как люди часто слышат о них по радио и телевидению. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов (стали, алюминия, пластмассы). Крупный бизнес в целом определяет экономическую и техническую мощь страны, так как именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсы, поэтому государство поддерживает данный бизнес, также он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных специалистов.
Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Фирмы следует относить к малому бизнесу, если численность сотрудников не более 50 человек. Работников мало, поэтому они тесно взаимодействуют. Под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации. Большинство людей, мечтающих открыть свой бизнес, начинают именно малый бизнес, поэтому малый бизнес – это чаще всего встречающийся вид бизнеса. Но такие фирмы чаще разоряются, поскольку они сильно зависят от неблагоприятной ситуации, которая складывается на рынке и не имеют возможности её изменить, а также приспособиться. Во многих странах малый бизнес развит слабо из-за незначительной поддержки со стороны государства, но существуют и такие, где государство активно принимает участие в развитие данных фирм. В основном формой организации малого бизнеса является ИП, ООО, реже используется ЗАО и АО. Маленькие фирмы действуют на небольшой территории и их целью является определённая аудитория клиентов.
Экономическая роль бизнеса в современном обществе.[править]
Экономическая роль малого бизнеса заключается в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания, а главное – опыт. Они развиваются как специалисты. Таким образом, предприятия малого и крупного бизнеса, влияют на уровень доходов населения, уменьшают процент безработицы, формируют средних класс. Несмотря на то, что основная масса специализируется на торговле, роль бизнеса в развитии инновационных технологий высок, что способствует подъёму национальной экономики. Велика роль бизнеса и в государственном бюджете, поскольку организации постоянно платят налоги. Развитие конкуренции, изучение потребительского спрос, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательство – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике. Но организации малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования со стороны государства, высокой конкуренции и больших расходов. Помощь государства в деятельности различных организаций положительно влияет на роль бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Мир не стоит на месте, постоянно разрабатываются теории различного вида бизнеса, которыми занимаются не только ведущие экономисты во всех странах, но также и социологи, и филологи, и психологи.
- Б.Д.Бадаев Экономическая теория:учеб. пособие - Иваново "Ивановский государственный университет" 2008.-572с.
- С.С.Носов Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. – М.: КНОРУС 2008. – 383 с.
- А.С.Булатов Экономика:учебник -3-е изд.,перераб. и доп. - М.:Юристъ,2002.-896с.
wp.wiki-wiki.ru
Глава 1. Крупный и малый бизнес: понятие и особенности
Крупный бизнес: понятие, функции и причины
Понимание роли бизнеса требует ясного представления, какое место он занимает в развитии рыночных отношений в России и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.
Среди форм собственности можно выделить три группы предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия.
Каждая из групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности.
4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечественной продукции; на них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.
Располагая значительными материальными и финансовыми активами, крупный бизнес имеет благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителем которых он является. Доля акций государства на предприятиях крупного бизнеса составляет не менее 51,0 %, что позволяет контролировать развитие ведущего производственного сектора экономики России.
Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Можно выделить три основных фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций:
Первая - стремление к получению экономии на уровне производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объёма выпуска данной продукции за счёт сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию много заводских и отраслевых монополий.
Вторая причина - стремление к экономии на уровне сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с оновным производством фирмы. Благодаря экономии на уровне сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.
Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объёма рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Малый бизнес: понятие, функции и причины
Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Подробнее см. заметку о причинах роста малого бизнеса
В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия. См. заметку о типичном американском малом предприятии
Экономические функции малого бизнеса:
Придаёт рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).
По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.
Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.
Обеспечивает рост налоговых поступлений.
Социальные функции малого бизнеса:
Обеспечивает рост занятости.
Снижает социальную напряжённость.
Стабилизирует уровень доходов населения.
studfiles.net
СТАНОВЛЕНИЕ КРУПНЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РОССИИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ
Гигантский нефтехимический комбинат. Ночью размеры такого предприятия особенно впечатляют.
В ежедневной работе по распределению многих миллионов тонн нефти участвует огромное количество предприятий - от нефтедобычи до транспортировки: трубопроводов, танкеров и нефтяных терминалов. На фото: танкер у причала, а следующий - на подходе.
Идет разработка основной алюминиевой руды - бокситов.
На снимке: один из процессов выплавки алюминия. Осуществлять его экономически выгодно только в больших объемах на крупных заводах.
‹
›
В экономической системе любой страны сосуществуют предприятия и частная собственность разных уровней. Подавляющее большинство составляют средние и малые предприятия - индивидуальные, партнерства, разнообразные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества. Крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике. Большие объединения (корпорации, особенно транснациональные) - это и инвестиции, и новейшие технологии, и инновационная деятельность. По своим размерам крупнейшие российские бизнес-группы далеко уступают международным гигантам (исключение составляет лишь Газпром), тем не менее на долю 23 крупнейших собственников России приходится около 36% совокупного объема продаж и 38% всех работающих в стране. В 2003 году 60,2% российского фондового рынка находилось под контролем всего десяти его игроков. Это очень высокий уровень концентрации капитала, намного больше, чем в странах континентальной Европы, где доля капитализации десяти крупнейших холдингов не превышает 30% (21% - в Германии, 29% - во Франции и несколько больше - в США и Великобритании). И свидетельствует такое положение об однобокости структуры нашей экономики. Но предмет данной статьи - именно крупный российский бизнес и его отношения с государством.
Почему эти отношения так важны? Крупный бизнес для государства - прежде всего основа экономической мощи, а сегодня - еще и половина бюджетных доходов. Поэтому государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы. Но и у бизнеса есть свои интересы, которые он осуществляет не только с помощью экономической деятельности, но и используя давление на государство - механизм лоббирования, различные формы политического влияния, вплоть до проникновения во властные структуры. Перекосы в любом направлении отрицательно влияют и на особенности формирования рыночной системы, и на развитие демократических институтов страны. Выправление перекосов зависит от того, насколько согласованы интересы обеих сторон, достигнуто ли понимание важности цивилизованного разрешения возникающих между ними противоречий.
1990-Е ГОДЫ: КРУПНЫЙ БИЗНЕС ОТПРАВЛЯЕТСЯ В "СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ"
В России, как и в других развивающихся и трансформирующихся странах, государство сыграло важнейшую роль в рождении крупного частного бизнеса. Именно оно в 1991-1992 годы преобразовало громоздкие, управляемые из центра министерства и ведомства СССР в автономные, действующие по законам рыночной экономики субъекты, но которые по-прежнему оставались подконтрольными государству (со временем они могли обрести независимость).
Тогда появились крупнейшие государственные компании. В них были включены предприятия нефтегазового сектора, научно-производственные объединения, предприятия машиностроения, естественные монополии, весьма и весьма важные для функционирования всей экономики страны. Появились государственные компании и на уровне отдельных регионов, которые, по сути, тоже играли роль естественных монополий.
Государственные концерны создавались на основе постановлений правительства и указов президента РФ: в этих документах обозначались состав и структура компании, особенности управления ею.
Наиболее характерный пример - компании нефтяного сектора, особенно три крупнейшие из них: Лукойл, Сургутнефтегаз и ЮКОС. Не подчиняясь напрямую создавшим их ведомствам, они располагали значительной свободой в выборе стратегии и тактики поведения на рынке. Структура компаний (созданных по принципу вертикального интегрирования) подбиралась таким образом, чтобы в них входил полный цикл добычи, производства и переработки. Это ограждало их от возможного захвата конкурентами какого-либо звена всей цепи. Кроме того, вертикально интегрированные компании избавлялись от лишних расходов на выстраивание подходящей им структуры.
В отличие от нефтяной промышленности, где государство все же создало предпосылки для рыночной конкуренции, в ряде отраслей реформирование шло иным путем. На железнодорожном транспорте, в энергетике и газовой промышленности оно выразилось, скорее, в номинальной передаче рычагов управления существующими комплексами. Реальную трансформацию указанных отраслей отнесли на более поздний срок. Этот подход можно было бы назвать горизонтальной интеграцией (с образованием компаний, охватывающих целые отрасли). На самом же деле здесь произошла банальная консервация уже сложившихся монополистических структур.
Решение о приватизации государственной собственности, принятое в августе 1994 года, стало поворотным моментом в самостоятельном развитии крупных предприятий. Напомним, что в течение 1992-1994 годов прошла ваучерная приватизация. Каждый из 150 миллионов граждан России получил ваучер, то есть право на часть государственных фондов (по сути дела - акцию). Но вопреки ожиданию обширного слоя акционеров ваучеры не создали. Их низкая рыночная оценка, непонятное значение для большинства населения, наконец, то, что многие вложили ваучеры в частные инвестиционные фонды (ЧИФы), которые быстро исчезли, - все это привело к тому, что подавляющая часть ваучеров очень быстро сконцентрировалась в руках управленческого ядра предприятий. Так появился первый слой крупных, хотя и необязательно эффективных собственников.
Следующий этап (1994-1996 годы) получил название денежной приватизации. Началась продажа пакетов акций предприятий, ранее закрепленных за государством, и предприятий топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Именно в это время в нефтяной отрасли появились новые, так называемые юридические лица, то есть компании, предприятия, ставшие наиболее лакомым куском для многих близких к правительственным кругам лиц. Цены были крайне занижены, конкуренция со стороны иностранного капитала не допускалась. Но уже существовали достаточно крупные банки, способные профинансировать подобные покупки.
Наиболее широко процесс пошел, когда государство стало проводить залоговые аукционы . Для банков то был хороший способ вложения накопленного капитала, и они активно его использовали, стремясь войти в состав владельцев новых предприятий. На банки, заинтересованные в нормальном функционировании подконтрольных предприятий, ложились и функции чисто управленческого характера - разработка стратегии развития для всей компании, выстраивание интегрированных цепочек: поставщик - производитель - покупатель. Основные функции банка (кредитование, управление счетами клиентов, проведение расчетов) отходили на второй план, что конечно же сказывалось на качестве работы банка. Снижение уровня специализации повышало риск выполняемых операций: менеджеры, пользуясь своим положением, часто инвестировали временно свободные средства в краткосрочные высокодоходные, но крайне рискованные проекты. Кстати, наряду с другими причинами и эта серьезно повлияла на то, что после кризиса 1998 года роль банков в структуре собственности крупнейших российских компаний заметно уменьшилась.
Еще одна разновидность бизнес-групп, получившая большое распространение на начальных этапах реформирования экономики, - торговые дома. Они специализировались на посреднических операциях и главную свою задачу видели в поиске покупателя на продукцию сразу нескольких поставщиков. Такие организации располагали большим объемом информации о рынке конкретной продукции, имели множество связей внутри страны и за рубежом, обладали "административным ресурсом", то есть возможностью лоббировать свои интересы в государственном аппарате. Эти и другие особенности торговых домов наделили их определенными преимуществами на начальной стадии трансформации государственного сектора экономики.
Так сформировался крупный частный сектор в ведущих - прежде всего сырьевых - отраслях экономики. Следует отметить, что "новорожденный" с самого начала стал проявлять признаки enfant terrible (в переводе с французского - "ужасный ребенок"), стремившегося все делать по-своему и даже использовать "родителей", то есть государственные структуры, в своих корыстных интересах. Этот период в становлении капитализма в России (до дефолта 1998 года) часто называют олигархическим из-за огромного влияния магнатов финансового капитала на властные элиты, а фактически - из-за взаимопроникновения финансовой и политической элит. (Пресса использовала более хлесткие термины, вроде "семибоярщина" или "семибанкирщина".)
Многое изменил кризис, или дефолт, 1998 года. Девальвация национальной валюты крайне негативно сказалась на всех юридических лицах, имевших крупные активы в рублях или в рублевых ценных бумагах. Рухнули крупнейшие банки (из первой двадцатки российских банков свои операции сохранили лишь четыре - Сбербанк, Внешэкономбанк, Межпромбанк и Автобанк). За два послекризисных года число действующих кредитных организаций сократилось на 267. На 60% обновился состав группы десяти крупнейших банков. Сошли со сцены империи крупнейших олигархов - Гусинского и Березовского. Их место начали занимать новые промышленные группы. Особенно улучшилось положение компаний, занимавшихся вывозом своей продукции за границу, прежде всего нефтяных, металлургических, лесоперерабатывающих, получавших колоссальные сверхприбыли от экспортных операций.
Смещение акцентов в размещении экономического потенциала неизбежно должно было заставить эти компании выбрать иную стратегию развития. А именно - интегрированные бизнес-группы (ИБГ), включившие в свою орбиту многие недостающие им производства. Те, кому в свое время не удалось выстроить внутреннюю технологическую цепочку, теперь получили возможность докупить недостающие звенья и тем повысить эффективность производства, усовершенствовать сбыт, взять под контроль поставщиков ресурсов. Те же, кто с подобными задачами уже справился, смог выйти за рамки сложившихся границ и попробовать свои силы в других отраслях. Одним из наиболее ярких примеров такой интеграции стала развернувшаяся в 1998-2002 годах экспансия крупнейших бизнес-групп в область машиностроения.
Наибольший интерес к этой отрасли проявили группы Базовый элемент, Интеррос, Северсталь -групп и МДМ. И сразу же доля машиностроительной продукции в суммарной выручке названных компаний стала быстро расти, причем проявился этот рост в момент, когда вся российская экономика еще находилась в глубоком кризисе. Начиная с 1998 года каждая из таких групп настойчиво скупала активы обрабатывающей промышленности, и практически каждые два года суммарная выручка, получаемая от этих активов, удваивалась. В холдинге Базовый элемент до 35% выручки давали предприятия "Русского алюминия". В составе Северстали доля собственно металлургического производства (по данным 2002 года) составляла около 60%. ГМК Норильский Никель, контрольный пакет акций которого находился в руках группы Интеррос, обеспечивала ей до 85% денежных поступлений.
Быстрее всего объемы продукции машиностроения росли у группы Базовый элемент. Проникновение ее в новую отрасль началось в 1999 году с покупки авиационных предприятий ОАО "Авиакор" и ОАО "Гидроавтоматика".
ОТ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ К УСИЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Отношения между государством и бизнесом в период с 1998 по 2000 год нередко называют периодом равноудаленности, когда, казалось, достигнуто определенное "соглашение" между бизнесом и государством о невмешательстве каждой из сторон: бизнеса - в политику, в управление страной, а государства - в сферу компетенции бизнеса. Однако длилось это недолго. С 2000 года власти повели активное наступление на бизнес, которое облегчалось тем, что постоянно возникал вопрос о легитимности его собственников. И неудивительно: ведь они получили собственность не путем постепенного накопления капитала и "правильного" инвестирования, а в результате проведенного в весьма сжатые сроки передела государственной собственности, широко используя при этом недостатки существующего законодательства, особенно в налогообложении.
Начало наступлению положило дело ЮКОСа - крупнейшей нефтяной компании страны. Затем последовало усиление налогового пресса на богатейшие холдинги, научившиеся за годы реформ ловко уводить свои доходы от налогообложения, и, наконец, стремление государства вернуть в лоно своей собственности некоторые важные, но ранее приватизированные сферы производства. Появились даже ретивые деятели, призывавшие к пересмотру итогов приватизации, к реприватизации. Подобные действия имели бы плачевные результаты. В известном докладе Счетной палаты (2004 год), когда были выдвинуты серьезные обвинения против залоговых аукционов и последующих перепродаж крупной собственности, тем не менее говорилось, что никакие претензии к действовавшей тогда нормативной базе "не являются основанием для отмены результатов приватизации... Ответственность за имевшие место негативные последствия приватизации полностью лежит на публичной власти".
Наступил как бы третий период в развитии российского капитализма. Многие экономисты и политологи склонны называть его тенденцией к государственному капитализму .
Отношение к происходящим событиям двойственное. В одном лагере ликование. Наконец-то государство всерьез взялось за проведение промышленной политики: собирается строить нефтяные трубопроводы в Азию и газопроводы в Европу, отстаивает позиции национальной газовой компании за рубежом, развивает машиностроение, консолидирует национальный банковский капитал, оберегая его от засилья филиалов зарубежных банков. Список крупнейших компаний изменился не сильно, однако если посмотреть на такой показатель, как "торгуемость на фондовом рынке", то увидим, что сегодня среди наиболее ликвидных и признаваемых "фишек" уже не столько частные, сколько государственные компании, такие, как Сбербанк, Газпром, РАО "ЕЭС России".
В другом лагере с осторожностью оглядываются и спрашивают: а куда ведет эта дорога? Не возвращаемся ли мы туда, откуда начинали, то есть к жесткому ведомственному планированию с установленными нормами выработки, единой системой управления и прочими атрибутами социалистического государства?
Государство в последнее время действительно серьезно нарастило свое влияние в ряде отраслей и планирует продолжать эту стратегию. Приведем некоторые примеры.
Наиболее яркий - Газпром, где государство получило контрольный пакет акций компании. Затем началась либерализация ее рынка акций. Их стали свободно продавать на бирже как резидентам, так и нерезидентам. В результате Газпром оказался среди десяти крупнейших по капитализации компаний в мире, что, несомненно, можно считать серьезным прорывом. Другим серьезным достижением газовый монополист обязан целенаправленной государственной политике, изменившей ценовую стратегию по отношению к странам Восточной Европы, традиционно получавшим российский газ по ценам, существенно более низким, нежели потребители дальнего зарубежья. Отход от прежней системы требовал не просто экономической обоснованности, которая всегда существовала, но политических шагов, подразумевающих изменение сложившихся отношений со странами-соседями по региону. И то, что теперь у Газпрома заключены новые договора с основными потребителями газа, странами Центральной и Восточной Европы, стало результатом не только увеличения монополистической надбавки к цене, но и долгих переговоров, которые велись на межправительственном уровне.
Оба эти события показали, что существует серьезная политическая поддержка Газпрома со стороны как органов власти, так и других государственных компаний, таких, как Роснефть, часть денег от первичного размещения акций которой (около 7,6 млрд долларов) была направлена на возврат средств, использованных для выкупа акций Газпрома.
Государственная поддержка Газпрома несомненно необходима, учитывая его масштаб и важность для экономики страны (доля выручки компании в ВВП составила в 2005 году около 7,8%). Она важна и для обеспечения энергетической безопасности всего европейского континента (крупнейшие страны Европы до половины своих потребностей в газе удовлетворяют благодаря Газпрому).
Еще один пример консолидации некоторых стратегически важных отраслей экономики - решение о создании под эгидой государства "Объединенной авиастроительной корпорации" (OAK), в которую войдут все отечественные производители самолетов независимо от формы собственности. Участие государства в капитале компании вначале составит 60-70%, а позднее снизится до 51%. Только так в современных условиях можно создать гигантскую компанию, способную конкурировать на международной арене. Предполагается, что к 2015 году объем инвестиций в нее достигнет 20 млрд долларов, причем половина из них придется на долю частных, в том числе и иностранных.
Руководство новой компании с самого начала настаивает на том, чтобы чиновники были отделены от участия в создании самолетов, в определении их "продуктового ряда". Как сказал по этому поводу директор ильюшинского комплекса Виктор Ливанов, "его определяет только заказчик и производитель, а поддержка государства должна быть такой, чтобы в авиабизнес пошел частный капитал".
Государство овладело высотами и в важнейшей стратегической отрасли - в нефтяной. После разгрома ЮКОСа и продажи по низкой цене самой эффективной его компании Юганск-Нефтегаз некой подставной фирме Юганск-Нефтегаз оказался в собственности государственной компании Роснефть, которая до того влачила довольно жалкое существование. Присоединение новой компании и последующее размещение крупного пакета акций вывели Роснефть в число крупнейших предприятий нефтяной отрасли. На повестке дня стоит вопрос о возможности объединения государственной Роснефти и все еще частной компании Сургутнефтегаз.
Расширяется империя Рособоронэкспорта, который выступил с идеей объединить крупные автомобилестроительные предприятия России, включая ВАЗ, КаМАЗ и ГАЗ. Создается впечатление, что у государства наконец появилось серьезное отношение к российскому автопрому и желание инвестировать в его развитие, чтобы добиться главного - поднять долю новых российских машин на рынке. Правда, есть большие сомнения, что государственная организация Рособоронэкспорт (она создана для координации экспорта российских военных технологий) способна решить задачу восстановления престижа отечественных автомобилей. Пока наблюдаются лишь серьезные проблемы в уже начатых проектах по производству совместно с "Дженерал Моторс", автомобилей марки Chevrolet, проблемы, уже приведшие однажды к временной остановке производства. И, может быть, не зря новое руководство начало свою деятельность с заявлений о намерении построить завод с нуля. Это может оказаться проще, чем переоборудовать существующие мощности, ориентированные на выпуск нынешнего семейства вазовских моделей.
Чем плоха или вредна подобная тенденция? - спросит читатель. Дело не в том, что государство, его налоговые органы начали более эффективно собирать налоги, что какая-то часть экономики находится или окажется под контролем государства, что государство найдет способы эффективно финансировать и стимулировать развитие высокотехнологичного бизнеса. В этой связи стоит привести высказывание крупного французского экономиста Жака Сапира, сделанное им в интервью журналу "Эксперт": "Меня обнадеживает рыночная экспансия таких компаний, как Рособорон-экс порт и Газпром. Подобное укрупнение игроков во многих отраслях совершенно необходимо, если страна хочет продолжать быстрый рост. Мелкие игроки просто не смогут позволить себе такого объема инвестиций, особенно в условиях еще слабой банковской системы и отсутствия специализированных финансовых институтов, поддерживающих долгосрочные инвестиции".
Следует подчеркнуть и другое. Избранная стратегия превращения России в энергетического лидера мировой экономики требует от государства колоссальных инвестиций в нефтегазовый сектор, в разработку новых месторождений, в трубопроводный и железнодорожный транспорт. Все это будет способствовать увеличению веса государства прежде всего в этих отраслях, хотя и не исключает привлечения в них частного капитала, в том числе иностранного.
Если же говорить о минусах наметившейся тенденции, то главный из них состоит в том, что она появилась (особенно на начальной стадии) как результат борьбы за новый передел собственности, в которую включились чиновничьи, бюрократические структуры, тесно связанные с силовыми ведомства ми. Этот новый передел грозит серьезными политическими последствиями для страны, дестабилизацией экономической обстановки, снижением притока капитала, а в конечном счете - ослаблением роста экономики.
Опасно и другое. Там, где государство усиливает контроль над стратегически важными сферами экономики, способствуя консолидации бизнеса, усилению его конкурентоспособности, направляя в него инвестиционные ресурсы, такой контроль оправдан. Но беда в том, что начавшийся процесс инерционен, он продолжает набирать силу и без посредства государства. Как отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин, "правительство, похоже, не контролирует процесс расширения и госсектора, и скупки госпредприятиями рыночных активов. Между тем причины и мотивация такой экспансии должны быть обоснованы и понятны и бизнесу, и обществу".
Но главный риск, которому может быть подвержена современная экономическая политика, заключается в неверной расстановке приоритетов развития. Иначе говоря, в концентрации активности на направлениях, которые приносят наибольшую отдачу сегодня и вполне могут обходиться без государственного вмешательства, и в забвении тех отраслей, где государственное участие действительно нужно и где частная инициатива не вполне справляется.
Попробуем дать общую характеристику процессов, происходящих в компаниях, находящихся под государственным контролем. Эти процессы близки по своей сути к первому этапу формирования крупных частных компаний, который проходил в середине девяностых годов прошлого века. Сегодня государство действует подобно первым интегрированным бизнес-группам, стремясь в короткий срок охватить своим контролем возможно более широкий круг активов, порой не отдавая себе полного отчета, как с ними дальше работать. Логично предположить, что государство будет повторять стратегию тех групп, которые в свое время занялись выстраиванием вертикально интегрированных холдингов. Как примеры назовем Северсталь-групп, Базовый элемент, Интеррос. Уже говорилось, что в их структуру входили сотни компаний, занимающихся добычей сырья, его переработкой, выпуском машиностроительной продукции, транспортом, банковскими операциями, - фактически они, являясь моделью государства в государстве, заменяли его в тех областях, где оно не справлялось с возлагаемыми на него задачами. Но впоследствии многие из этих групп изменили тактику, отказались от части непрофильных активов, которые могли бы с бoльшим успехом функционировать самостоятельно в условиях рыночной конкуренции.
И сегодня государство находится на начальной стадии формирования подобных вертикально интегрированных структур. Вопрос заключается лишь в том, каким окажется дальнейший вектор развития воскрешаемого государственного сектора. Сможет ли государство эффективно управлять обретенной собственностью?
Сегодня государство достигло первого крупного успеха, выведя национальную газовую компанию на уровень крупнейших мировых игроков. И он дал основание многим наблюдателям, включая тех, кто стоит у руля страны, считать, что государственный контроль над собственностью - залог будущего успеха на рынке. Между тем, как показывают зарубежные исследования, да и наш собственный опыт, такая последовательность возникает далеко не в каждом случае. Мало купить компанию, надо еще наладить в ней систему управления, выстроить отношения с поставщиками, регулярно инвестировать в модернизацию производства. Через это уже прошел наш крупный частный капитал, и теперь, видимо, через это предстоит пройти государственным компаниям.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В последние годы характер ведения бизнеса в нашей стране сильно изменился. Большая часть этих изменений носит положительные черты. Трансформируется формат крупнейших бизнес-групп. Стремление заимствовать капитал на западных рынках дисциплинировало многие из них - сделало более прозрачными, более специализированными, научило контролировать свое поведение, аккуратно обращаться с кредиторами и миноритарными акционерами*.
Логика естественного развития рынка такова, что когда-то должен наступить предел расширения бизнеса в рамках одной организации, поскольку издержки дальнейшего расширения оказываются выше издержек инвестирования в развитие. Эта тенденция наблюдается в течение последних двух-трех лет, когда многие группы сменили стратегию расширения концентрацией усилий на развитии ключевых направлений, приносящих наибольший доход. Примерами могут служить российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР, планомерно избавляющаяся от ненужных нефтяных месторождений, или Северсталь-групп, которая постепенно выделила из своего состава подразделения, занимающиеся производством автомобилей и перевозками. По этому же пути пошел Лукойл, избавившийся от части своих буровых мощностей, а сегодня мы наблюдаем тот же процесс в Норильском Никеле: он отделяет от себя золотодобывающий бизнес.
Другой качественный признак, характеризующий особенности современной структуры собственности, - снижение максимального пакета акций в руках мажоритарного владельца, дающего ему гарантии сохранения контроля над активами. Иначе говоря, снизился риск несанкционированного отъема собственности. Если раньше для такой гарантии был необходим 100-процентный контроль (даже 85% акций не всегда давали гарантии от конфликта с миноритарным захватчиком), то в последнее время этот показатель снижался, и у крупных игроков, таких, как Альфа-групп, появилась возможность ограничиваться блокирующим пакетом (51%). Такое положение вещей свидетельствует и о другом положитель ном изменении: растет значимость фондового рынка в финансировании деятельности компаний.
Сам тот факт, что публичное размещение акций становится все более принятым способом привлечения инвестиций, говорит об изменении приоритетов развития бизнеса - от строительства корпоративной структуры к увеличению акционерной стоимости корпорации. А это, в свою очередь, требует соблюдения определенных стандартов ведения бизнеса. Есть и иные положительные сдвиги, произошедшие в эволюции частного российского капитала, которые, несомненно, играют важную роль в постепенном превращении российской экономики в подлинно рыночную.
Еще одна важная тенденция - улучшение отношений между властью и крупным бизнесом, появление первых признаков сотрудничества между ними. И та и другая сторона все более убеждаются, что без такого сотрудничества наш бизнес в условиях глобализации останется неконкурентоспособным. Неслучайно все большее внимание специалистов привлекает такая форма сотрудничества, как государственно-частное партнерство - ГЧП, то есть способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которая формально остается в руках государства. Выгода здесь обоюдная - и для бизнеса, и для государства, а следовательно, и для граждан.
Различные виды ГЧП получили огромное распространение в развитых странах Запада, прежде всего в инфраструктурных отраслях экономики - в коммунальном хозяйстве, транспорте и связи. Теперь их стремятся внедрять и у нас. Правда, такая форма взаимодействия государства и бизнеса требует огромной законодательной работы (необходимо четко определить все аспекты контрактов, заключаемых между сторонами). Можно надеяться, что именно на этой основе государство начнет наконец активно вкладывать деньги в инфраструктуру: в строительство дорог, каналов, мостов, портов, в трубопроводный транспорт...
Огромное значение будет иметь создание особых экономических зон (ОЭЗ) с участием государственного финансирования - зон, которые станут "инкубаторами" технических нововведений и изобретений.
Особое значение в связи с ГЧП приобретает разработка концессионных соглашений, очень важных для привлечения долгосрочных инвестиций в страну. Закон о концессиях принят в 2005 году. Однако, по мнению некоторых специалистов, главный его недостаток в том, что из объектов концессионных соглашений исключены природные ресурсы, в том числе в области недропользования. Не решены многие проблемы и с магистральным трубопроводным транспортом, в создании которого может участвовать частный капитал (необходимость и возможность такого участия в принципе уже признаны).
Особой формой ГЧП в сфере нефтяного бизнеса стали соглашения о разделе продукции, названные СРП и широко используемые в мировой практике. Иначе говоря - это соглашение между государством и частной компанией, по которому последняя расплачивается с государством частью добытой продукции (после возмещения всех затрат). Подобная форма партнерства особенно важна для России при переходе к освоению новых районов нефтедобычи, особенно на арктическом шельфе. К сожалению, нынешние процедуры достижения подобных соглашений предельно забюрократизированы. Приводится, к примеру, такая устрашающая цифра: по оценкам Министерства природных ресурсов, сегодня до начала реализации любого СРП необходимо пройти 28 этапов подготовки и согласований. Процедура растягивается на два-три года. "Создана своеобразная турникетная система, - замечает один автор, - где на каждом углу инвестор должен поклониться чиновнику или депутату, - система насквозь коррупционная и потому недееспособная". Сегодня на условиях раздела продукции в России работают три проекта: Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьяга. В некоторые годы они обеспечивали почти половину прямых иностранных инвестиций в страну.
***
Подводя итог, можно сказать, что за время реформ российский крупный бизнес, образовав вполне современный корпоративный сектор экономики, пережил много преобразований, пройдя через дезинтеграцию, интеграцию, кризис. То, что он не только успешно прошел через эти стадии, но и сумел выйти на внешний рынок, а в ряде отраслей научился на равных конкурировать с ведущими западными компаниями, свидетельствует о значении крупного частного капитала в развитии российской экономики. И неслучайно в самые высокие правительственные делегации, отправляющиеся на важные торгово-экономические переговоры со странами Запада, Востока или Африки, включают руководителей крупных корпораций.
Статья подготовлена на основе работ, выполненных при финансовой поддержке РГНФ (Российского государственного научного фонда) в рамках проекта "Российская переходная экономика в зеркале мировой экономической мысли", проект № 06-02-02043а.
Комментарии к статье
*Акционеры с небольшой долей акций.
www.nkj.ru
Миф о малом бизнесе
27 мая 2015 15:47 Олег Комолов
Этот материал посвящен актуальной теме, часто поднимаемой в СМИ и в заявлениях высших чиновников. Её регулярно затрагивают составители всевозможных стратегий развития и антикризисных планов. Речь о малом и среднем бизнесе (СМБ). Миф о его сакральной роли в экономическом прогрессе настойчиво тиражируется в России уже много лет. Адепты либерализма часто выставляют СМБ в качестве драйвера технологического роста и даже локомотива экономики, призывая к активной поддержке малого и среднего предпринимательства. Однако реалии таковы, что системообразующими для современной экономики являются не малые, а крупные корпорации, роль которых растёт год от года. Попытаемся доказать это на примере экономики США.
Американская статистика относит к СМБ частные коммерческие учреждения с количеством работников менее 500 человек. В 2012 году в экономике США действовали 5 млн. 700 тыс. компаний. 99,7% из них являются предприятиями среднего и малого бизнеса. Крупных компаний – не более 0,3%. Доля активов крупнейших компаний США в обрабатывающей промышленности постоянно растёт. И мы можем констатировать, что несколько сотен гигантов сконцентрировали у себя 90% всех активов отрасли. Соответственно, доля самых малых предприятий продолжает падать.
Источник: Quarterly Financial Report for Manufacturing, Mining, Trade, and Selected Service Industries 1970-2014; United States Census BureauТеперь о занятости. В течение последних 20 лет роль СМБ в обеспечении занятости населения стабильно падала, а роль крупного бизнеса так же стабильно росла.
Источник: US Census Bureau, 2012 Statistics of US BusinessesИ всё же доля малых предприятий по этому показателю остаётся ещё достаточно высокой (ок. 48%). И в этом кроется важная социальная роль малых форм предпринимательства – обеспечение занятости в т.ч. в осложнённых экономических условиях. Малые предприятия способны создать рабочие места в отдалённых малонаселённых территориях. Индивидуальное предпринимательство (а его доля в СМБ США составляет почти 80%) позволяет улучшить материальное положение наименее защищённым слоям населения: пенсионерам, инвалидам, матерям-одиночкам, мигрантам. А вот как выглядит ситуация с распространённостью СМБ в мире.
Источник: Global Entrepreneurship research associationГистограмма сортирует страны по такому показателю, как доля начинающих предпринимателей в возрасте до 64 лет. В первой десятке можно встретить Уганду, Камерун, Анголу и прочие страны, не входящие даже в первые 50 строчек мирового рейтинга по уровню развития экономики. В последнем десятке перечня – такие мировые лидеры как Германия, Швеция, Франция и др.
Менее развитым странам малое предпринимательство помогает отчасти решить проблему занятости, однако большая часть человеческого потенциала в сфере СМБ задействована в архаичных формах хозяйствования, представляющих наиболее отсталую и консервативную часть экономики: извоз, мелкая торговля и общепит, ремесло, бытовые услуги и т.д.
Впрочем, малый бизнес действительно может быть инновационным. Изрядная доля новых технологий появилась именно в этой среде. Но мы не найдём примеров того, как в современной экономике фирма численностью в 150 человек разработала новый двигатель для ракеты, процессор или автомобиль. На такое способны лишь крупные корпорации, имеющие для этого соответствующее возможности. Так, в 2014 году компания Volkswagen приняла решение в ближайшие 5 лет вложить в развитие новых технологий 85,6 млрд. евро — сумму, сравнимую с годовым ВВП небольшого европейского государства.
В целом же наблюдается хорошо прослеживаемая зависимость между размером компании и уровнем её инновационной активности.
Источник: The National Science Foundation, USAНа диаграмме представлены категории компаний, ранжированные по количеству работников (2012 г.) . Как мы видим, лишь чуть более 14% малых предприятий сумели предложить экономике новый товар. А новую технологию в производстве смогли разработать только 9% компаний. В то же время 40% крупнейших корпораций представили обществу новую продукцию, а 34% разработали новые технологии, алгоритмы и методы.
В России роль малого предпринимательства невысока. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость – порядка 25%. Связано это в первую очередь с наследием экономики СССР. Но возникает вопрос: стоит ли сейчас прилагать большие усилия к тому, чтобы искусственно, с помощью активного государственного вмешательства специально развивать этот сегмент экономики?
В условиях общей экономической стагнации и усиления антироссийских санкций малые предприятия, пожалуй, способны лишь смягчить последствия растущей безработицы. Но какие рабочие места создаст малый бизнес? Опыт США показывает, что лишь небольшая часть из них будут относиться к области инновационного предпринимательства. Нашей стране нужна реиндустриализация с господством крупных высокотехнологичных промышленных предприятий.
И только после того, как будет создан этот мощный промышленный, технологический фундамент, малый бизнес сможет заполнить оставшиеся ниши, нетронутые гигантами. Рассчитывать на то, что данный алгоритм можно запустить в обратной последовательности, было бы, на наш взгляд, глубоким заблуждением.
Другие материалы по теме:
comstol.info
Виды бизнеса и бизнес услуг
Виды бизнеса
виды бизнеса
С момента появления и введения денег, в мире появилась финансовая система. Финансовая система представляет собой организацию денежных отношений как отдельно взятого государства, так и мировой экономики в целом.
В рамках этой финансовой стемы существуют различные виды бизнеса и бизнес услуг.
Для общего понимания картины бизнеса в целом, рассмотрим такие понятия, как малый бизнес, средний бизнес, большой или крупный бизнес.
При организации нового начинания, было бы неплохо определиться, какой вид бизнеса вы хотите создать.
Рассмотрим отличия микро бизнеса, малого бизнеса, среднего бизнеса и большого бизнеса.
В чем отличие разных видов бизнеса?
Если сравнивать виды бизнеса между собой, то основным критерием отличия будет величина прибыли.
Еще одним критерием принадлежности к виду бизнеса является величина производства или реализации товара.
Стоит также обратить внимание на количество сотрудников, филиалы и их количество, а также оборот.
В традиционном понимании очевидно, что все эти критерии отличия малого бизнеса от большого и среднего бизнеса базируются в основном на величине того или иного фактора.
Следует также взять в расчет и то, что с появлением интернет технологий и других средств связи, вести бизнес можно не выходя из дома, причем при грамотной организации бизнес процессов и автоматизации бизнеса, достигается величина прибыли большого бизнеса с минимальным персоналом, используя чужое производство, чужую доставку, чужие склады и т.д
Какой бизнес принято считать малым?
Малый бизнес - это чаще всего встречающийся вид бизнеса. Большинство людей, мечтающих открыть свойбизнес, начинают именно малый бизнес.
В основном формой организации малого бизнеса является ИП, ООО, реже используется ЗАО и АО.
Если среднегодовая численность сотрудников не более 50 чел, то такие фирмы следует относить к малому бизнесу.Малый бизнес - это чаще всего встречающийся вид бизнеса. Большинство людей, мечтающих открыть свойбизнес, начинают именно малый бизнес.
В основном формой организации малого бизнеса является ИП, ООО, реже используется ЗАО и АО.
Если среднегодовая численность сотрудников не более 50 чел, то такие фирмы следует относить к малому бизнесу.
малый бизнес
Малый и микро бизнес могут осуществлять свою деятельность в любой сфере. Это могут быть розничные магазины, салоны красоты, турфирмы, пекарни, стоматологические клиники и даже крохотные производства и т.д
Цель этих компаний в основном строго определенная аудитория клиентов, действуют маленькие фирмы на небольшой территории. Работников мало, поэтому они тесно взаимодействуют.
Вид бизнеса - средний бизнес.
Годовой оборот компаний среднего бизнеса исчисляется уже миллионами, персонал от 100 до нескольких тысяч человек, у среднего бизнеса возможностей и ресурсов уже больше, чем у малого бизнеса.
Средний бизнес -это уже не просто какой то там маленький магазинчик, а целая сеть, которая может охватывать целые город и даже области. Если компания организует свой бизнес в пределах одной области, у нее есть сеть, то это уже средний бизнес.
В отличие от малого бизнеса, для которого работники - один из самых важных звеньев бизнес процесса, средний бизнес уже основную ставку делает на качество своих товаров и услуг. Большую роль для среднего бизнеса играет менеджмент. Хотя организация менеджмента намного проще, чем в крупном бизнесе, этим фирмам удается быть маневренными и легко подстраиваться под изменчивый рынок.
Что такое крупный бизнес?
Крупный бизнес - это бизнес на целую страну, континент или мир. Всем нам известны такие корпорации, о них мы чаще слышим по телевидению и радио, их продукцию знает множество потребителей.
крупный бизнес
Обычно компании большого бизнеса транслируют свою рекламу по центральным каналам в самое дорогостоящее время вещания. Такие гиганты, как Apple, Google, Ford, Nokia, D&G и подобные - это крупный бизнес. Соответственно и выручки у крупного бизнеса исчисляются миллиардами.
Корпорации крупного бизнеса основной упор в построении своей бизнес модели делают на создание стабильной системы, основная задача которой работать десятки лет и приносить стабильную миллиардную прибыль, не смотря на постоянно изменчивые условия рынка.
Бизнес модели. Виды бизнес услуг.
Помимо определения видов бизнеса по масштабам их можно также классифицировать по видам бизнес услуг.
Бизнес модель определяет, каким образом предприятие будет создавать ценность для потребителей.
Различают следующие бизнес модели:
B2B- это бизнес для бизнеса. Предприятия b2b обслуживают юридических лиц. Примером данной модели могут быть рекламные услуги, программное обеспечение 1С, изготовление частей какого либо оборудованич и т.д.
Франчайзинг- тиражирование успешных малых предприятий. К примерам относится Макдоналдс, Инвитро, Старбакс и др.
Прямые продажи- это организация розничной торговли конечному потребителю вне стационарных торговых точках. продажи от человека к человеку. Примером такого бизнеса является Орифлейм, пылесосы Кирби, Nl International и др сетевой маркетинг.
B2C- бизнес, направленный на конечного потребителя. К такой модели бизнеса относятся интернет магазины.
B2G- бизнес модель, направленная на работу с государством. Примером могут служить Госзакупки.
G2B- Это программные средства для взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур онлайн. К виду G2B можно отнести информационные веб-сайты органов власти, системы электронных закупок и пр.
Поделись этой статьей с друзьями:
evgeniyafirsova.ru