Государственный бизнес. Государственный портал бизнес
Государственный бизнес
Как и другие прогрессивные страны, РФ занимается производством основных товаров потребления в промышленных масштабах. Нельзя не отметить и инвестиционную деятельность государства – страна активно вкладывает деньги в крупные предприятия, деятельность которых является приоритетной для успешного развития России.
Традиционно в России государство играет очень важную роль при развитии экономики страны. Причем государство не только регулирует экономические процессы, но также участвует и в деятельности предприятий, выступая в качестве держателя ценных бумаг. Впрочем, на данном этапе уровень участия государства в различных экономических секторах крайне различна – существует достаточно много отраслей, где государство практически не имеет рычагов воздействия как держатель акций.
На момент написания статьи множество компаний, в которые инвестируются бюджетные денежные средства, находятся в частном владении – однако их развитие и деятельность находится под неусыпным контролем правительства. Нередко государство имеет в собственности определенный процент активов или акций.
О позициях государства в различных экономических отраслях
Неудивительно, что самые сильные позиции государство сегодня сохраняет в транспорте – контролируется практически 73% от всей отрасли. Речь идет, главным образом, о железных дорогах, нефте-и газопровода (на них приходится практически 93% от суммарных объемов отечественного грузооборота).
Немного подробностей:
- О железнодорожном транспорте – в данный момент его контролирует РЖД (ОАО «Российские железные дороги»), которая полностью находится в собственности государства
- О нефтепроводах – обслуживает компания «Транснефть», на 100% принадлежит государству
- О магистральных газопроводах – обслуживает «Газпром» (более 50% акций в собственности государства).
В рамках нашей статьи допустимо использовать термин «огосударствление». 57% от всего производства летательных, космических аппаратов и водоплавающих судов контролирует государство. «Огосударствление» отрасли объясняется достаточно просто – в данный момент в отрасли господствуют ведущие предприятия аэрокосмического комплекса (подчиняющихся государству). Также правительство удерживает традиционно сильные позиции в самых крупных судостроительных активах. Приводим живой пример – очень сильно государственному влиянию подвержены следующие компании:
- Казанский вертолетный завод
- НПО «Сатурн»
- Объединенная судостроительная корпорация
- Улан-Удэнский авиастроительный завод
- РСК МиГ
Третье место по «огосударствлению» занимает газодобывающая промышленность. Как уже говорилось прежде, государство удерживает контрольный пакет акций «Газпрома», что позволяет контролировать 48% всей газодобывающей отрасли страны. Немаловажно и то, что «Газпром», помимо добычи 80% газа в стране, на данном этапе – монополист в сфере экспорта «голубого топлива».
Стабильно высокая доля удерживается государством и в электроэнергетической отрасли – 35%. Столь солидный показатель удается обеспечивать серьезными позициями на таких предприятиях:
- МОЭСК
- «РусГидро»
- ФСК КЭС
- Холдинг МРСК
Последние три предприятия являются структурами федерального значения и владеют крупными (зачастую и контрольными) пакетами акций в региональных ТГК, ОГК и МРСК.
Пятое место по уровню государственного участия приходится на отрасль производства электронных компонентов, а также оборудования для телевидения и радио (27%). Стабильно сильные позиции правительство удерживает в следующих предприятиях ВПК:
- Тамбовский завод «Октябрь»
- «Иртыш» - Омское производственное объединение
- «Купол» - Ижевский электромеханический завод
- Завод радиотехнического оборудования.
Удивительно, однако, в секторе нефтедобычи уровень государственного участия не так высок и составляет всего 23%. Сегодня в РФ практически 75% отрасли находится в частных руках, однако солидный пакет акций у государства есть в «Газпромнефти» и «Роснефти». А вот в отрасли нефтепереработки позиции государства минимальны – всего 8%.
Вопреки ожиданиям, высокого уровня «огосударствления» таких привлекательных отраслей, как металлургия и добыча руд металлов не произошло. Государство контролирует 3% отрасли – что стало возможным благодаря покупке «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА. Активов и ценных бумаг в отрасли черной металлургии и государства практически нет.
Стабильно высокая доля (практически пятая часть) сохраняется у государства в секторе организации перевозок, а транспортной обработке грузов. Такой показатель формируется государственными активами «Газпром ПХГ» (занимается обслуживанием системы подземных хранилищ газа), а также «огосударствлены» такие компании:
- «Росморпорт»
- Аэропорт Шереметьево
- Новороссийский морской торговый порт
Машиностроительный комплекс. Государство в секторе производства авто, полуприцепов, полуприцепов, сопутствующего оборудования уровень государственного участия составил 17 и 15%. Свое присутствие в отрасли автомобилестроения государство сумело обеспечить покупкой крупных пакетов в АвтоВАЗе и КАМАЗе.
Телекоммуникации. Здесь государство имеет только 14%, которые основываются на активах «Ростелекома». Практически 50% от суммарных доходов отрасли сегодня контролирует так называемая «Большая Тройка» - «Мегафон», МТС, «Вымпелком».
Ключевые активы в целлюлозно-бумажной промышленности удерживается в частных руках, однако удается сохранять 12% государственное проникновение в отрасль. Подконтрольно государству только одно предприятие – ФГУП «Госзнак».
9% государство удерживает в строительной отрасли и отрасли производства алкогольных напитков. Активы государства в «алкогольной сфере» сосредоточены в предприятиях «Башспирт» и «Татспиртпром»
В завершении стоит отметить, что уровень государственного проникновения крайне незначителен в пищевой, а также легкой промышленности. В угледобывающей промышленности активов у государства нет.
Насколько эффективна деятельность госкомпаний?
Приводим показатели 201-2013гг. Среднегодовой рост секторов с очень высоким уровнем государственного присутствия (напомним, к ним относится: добыча газа, электроэнергетика, транспорт) составляют 1,8%.
Среднегодовой рост сектора отраслей, в которых государство практически не имеет активов (угледобывающая, легкая и пищевая промышленности) составил только 1,2%.
Однако дать однозначную оценку экономической эффективности самых крупных предприятий той или иной отрасли нельзя – по уровню рентабельности активов, а также размеру чистой прибыли могут занимать лидирующие позиции как частные, так и подконтрольные государству компании. Яркий пример: Новатэк и «Газпром»; «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Эти компании имеют примерно одинаковый уровень рентабельности активов.
На данном этапе развития РФ намного выгоднее иметь определенные доли в компаниях, которые работают в разных отраслях, чем полностью подчинять себе все отрасли (исключение, напомним, составляет: электроэнергетика, транспорт, добыча газа).
utmagazine.ru
Республиканский портал малого и среднего предпринимательства
Меры поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Республики Татарстан
Развитие предпринимательства
Министерство экономики Республики Татарстан
ПодробнееДепартамент развития предпринимательства
Министерство экономики Республики Татарстан
Агентство по госзаказу Республики Татарстан
Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
Центр поддержки предпринимательства
ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан»
Центр поддержки экспорта Республики Татарстан
Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан
Фонд поддержки предпринимательства
Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан»
Гарантийный фонд Республики Татарстан
Некоммерческая организация «Гарантийный фонд Республики Татарстан»
Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан
«ИННОКАМ»
smb.tattis.ru
Государственная информационная система промышленности - Государственная информационная система промышленности
Государственная информационная система промышленности —
Приглашаем к участию в Первой промышленной премии OEE Award!
Запущен сервис поиска финансирования инвестиционных проектов
Подробнее«С 1 июня 2018 года вступает в силу изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9»
ПодробнееГражданский арсенал - производство конкурентоспособной продукции оборонно-промышленным комплексом
ПодробнееВ ГИСП запущен Сервис анализа закупочных процессов TradeInspect. Для пользователей ГИС Промышленности доступ к сервису предоставляется бесплатно.
Подробнее5 сентября в 11:00 состоится бесплатный вебинар для участников торгов. На вебинаре вы узнаете как получить тендерный кредит и банковскую гарантию без выезда в банк
Подробнееgisp.gov.ru
Портал государственного учреждения
Создание портала государственного учреждения
В ходе успешной реализации Федеральной целевой программы«Электронная Россия (2002-2010 годы)», государством была создана развитая технологическая и коммуникационная инфраструктура. Органы власти и государственные учреждения начали вкладывать силы и средства в разработку, модернизацию и поддержку своих ресурсов.
В 2009 году системный интегратор «ARTWELL» подключился к процессу информатизации страны и на сегодняшний день может предложить широкий спектр услуг во всех сферах информационных технологий.
Обращаясь к нам, государственные заказчики получают комплексный подход к решению целевых задач, в числе которых: разработка АИС, ЦОД, ПАК, а также организация взаимодействия с системами электронного правительства.
Среди решений «под ключ» для органов государственного управления и государственных учреждений, отдельное место занимает услуга по созданию веб-порталов. Системный интегратор ARTWELL занимался разработкой более 50 государственных проектов. Сертифицированные специалисты и эффективный менеджмент дают нам возможность использовать лучшие мировые практики для достижения оптимального результата.
Основания для заказа работ
В настоящее время развитие информационных технологий в Российской Федерации во многом определяется Государственной программой«Информационное общество (2011-2020 годы)», принятой распоряжением Правительства России №2161-р от 2 декабря 2011 года.
Другими законодательными основаниями для заказа работ по разработке сайта и портала государственного учреждения являются:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 1187-р «Перечень общедоступной информации, размещаемой в сети «Интернет».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 года № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 (ред. от 06.11.2013) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, а также Федеральные законыи постановления, привязанные к конкретной отрасли или целевой программе.
Порядок заказа работ по созданию государственного портала регламентируется Федеральным законодательством:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Поддерживая комплексный подход в создании государственных порталов, «ARTWELL» предлагает Государственным Заказчикам содействие в оформлении тендерной и проектной документации. За более подробной информацией обращайтесь по телефону (495) 287-87-00 или в один из наших офисов в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Караганде.
Государственный портал или сайт?
Портал – это информационная система, объединяющая тематические сайты и официальные ресурсы органов власти и государственных учреждений в единую платформу с общим интерфейсом пользователя, контролем доступа к приложениям и базам данных.
В отличие от сайта государственного учреждения, государственный портал – это полноценная Автоматизированная Информационная Система, которая объединяет в себе как доступ к информации граждан, так и функционал, автоматизирующий ряд обязанностей персонала.
Обычный сайт прекрасно подойдет для муниципальных образований, небольших бюджетных учреждений, а также коммерческих организаций, находящихся в собственности государства. Для их нормальной работы необходим сравнительно небольшой функционал – лента новостей, информация об учреждении и его деятельности, страница с контактами и обратной связью. Организациям федерального масштаба, которые сами по себе являются крупнейшими поставщиками и потребителями услуг, стоит обратить внимание на необходимость разработки веб-портала.
Основные задачи, реализуемые на порталах органов государственной власти:
- информирование общества о деятельности организации;
- информация о предоставляемых услугах;
- порядок обращения в государственные учреждения и органы власти;
- укрепление сотрудничества государства и общества;
- поощрение инициативности граждан в вопросах участия в деятельности государственных органов;
- оперативное реагирование на обращения граждан;
- содействие социальному и экономическому развитию;
- развитие кадрового состава;
- оптимизация бюджетных расходов на управление.
Разработка портала существенно отличается от создания сайта. Сайт может функционировать как сам по себе, так и быть частью другого ресурса. При разработке портала государственного учреждения необходимо осуществить ряд комплексных мероприятий по аудиту, оптимизации бизнес-логики и маркетинговому анализу. Кроме того, необходимо заранее продумать принципы проектирования серверной архитектуры, а в некоторых случаях – создания центра обработки данных.
Основываясь на собственном опыте, системный интегратор ARTWELL определил ряд основных задач, возникающих перед порталом государственного учреждения:
- повышение информационной открытости;
- проведение единой информационной политики открытости в рамках государственных программ;
- обеспечение государственных органов информационной средой и стандартами публикации информации о своей деятельности;
- возможность поиска информационных и справочных материалов;
- интерактивный прием обращений граждан;
- проведение голосований и опросов;
- получение доступной информации о деятельности органов государственного управления;
- общественное обсуждение документов, разрабатываемых государственными учреждениями;
- размещение фотогалерей, слайд-шоу, видеосюжетов.
Помимо массива различной информации, рассчитанной на посетителей извне, портал может располагать внутренней интранет-частью – персонализированным рабочим местом сотрудника государственного учреждения. Права доступа и функции, доступные сотруднику, определяются его служебными обязанностями. Авторизуясь в личном кабинете, он получает доступ к необходимым информационным источникам. Такие многофункциональные порталы позволяют проводить виртуальные совещания, ставить перед сотрудниками задачи и контролировать ход их выполнения.
Методика разработки государственного портала
Ключевая особенность портала государственного учреждения – структурирование информации, поступающей из множества источников. Государственная организация, как потребитель и поставщик услуг, нуждается в оптимизации своей деятельности для сокращения расходов на осуществление основных задач.
Типовые коммуникации:
- Граждане: обсуждения, документы, справки, лицензии, социальные программы, справки, налоги, пенсии, страховки;
- Бизнес: нормы, законы, инструкции, налоги, лицензии, гранты, субсидии, поставки;
- Государственные учреждения: координация и кооперация, законы, нормы, инструкции, вакансии, социальная защита, документооборот.
Чтобы четко определить, какие именно функции необходимо реализовать на портале, специалисты компании ARTWELLпроводят предпроектный анализ. В результате определяются ключевые требования и состав объектов автоматизации. На основе этих данных формируется концепция проекта, которая содержит общее описание будущего портала. Совместно с представителем государственного заказчика мы формируем основной список задач, выявляем возможные допущения и риски.
После утверждения основной концепции наступает черед создания технического задания. На этом этапе разрабатывается детальное описание портала, приводится исчерпывающий список его функций и правил их работы. Кроме того, техническое задание содержит макеты интерфейсов и страниц портала, представляющих, по сути, его каркас.
Следующий этап – непосредственно разработка портала. Создается дизайн страниц и пользовательских интерфейсов, разрабатываются программные модули. Государственный портал может содержать сотни модулей и подсистем, для примера приведем несколько типовых вариантов:
- «Поиск» Поиск по всем материалам, размещенным на портале, с учетом прав доступа пользователей. Включает функцию расширенного поиска для указания дополнительных параметров искомой информации – тип, раздел, дата публикации, другие значимые поля данных и поисковые маски.
- «Мобильная версия» Адаптация интерфейсов и функций внешнего и внутреннего портала для мобильных устройств.
- «Версия для слабовидящих» Адаптация информационных материалов и интерфейсов государственного портала для граждан с ограниченными возможностями.
- «Архив новостей/документов» Организация доступа к архиву новостей и документов. Как правило, содержит портлеты «Лента новостей», «Последние документы» и другие, с возможностью их публикации на страницах портала и внешних сайтах.
- «Опросы» Обеспечение обратной связи с посетителями портала с функциями накопления и анализа собранной информации.
- «Обращения граждан» Автоматизирует процесс получения обращений от граждан к государственному учреждению или органу власти. Возможна интеграция с сайтом обращений к Президенту РФ.
- «Государственные услуги» Интеграция предоставляемых учреждением услуг с сайтом государственных услуг через систему межведомственного электронного взаимодействия.
- «Телефонный справочник» Этот модуль дает возможность управлять базой телефонных номеров и контактной информацией сотрудников государственных органов. Возможно установление прав доступа для различных категорий пользователей.
- «Интерактивные карты» Инструмент для создания и управления картами городов и регионов с географической привязкой любых объектов и информации.
- «Рассылка» Модуль дает возможность подписаться на рассылки новостей и обновлений документарной базы по электронной почте.
- «Общественная экспертиза» Организация публичных и закрытых обсуждения документов, событий и инициатив государственного учреждения.
- «Документооборот» Интегрирует интерфейс служебной части портала с системой документооборота учреждения.
- «Почта» Интеграция почтовой системы учреждения с интерфейсом служебной части портала.
- «Управление пользователями» Комплекс средств, обеспечивающих регистрацию, авторизацию, поддержание рабочей сессии и восстановление паролей пользователей портала.
- Подсистема защиты доступа и распределения прав пользователей Единый интерфейс разграничения прав доступа к различным категориям информации и функциям портала, с возможностью задавать пользовательские роли с типовыми наборами прав доступа.
- Подсистема управления содержимым Дает возможность публиковать, редактировать и хранить материалы. Предоставляет другим модулям и подсистемам инструменты для навигации по информационным рубрикаторам.
- Подсистема сбора и анализа статистики Сбор и хранение данных о посещениях страниц портала, дает доступ к информационным материалам и функциям. Генерирует отчеты о наиболее востребованной информации, количестве обращений граждан, посещаемости портала и другим аспектам функционирования информационной системы.
Полный список функциональных модулей задается техническим заданием и может содержать узкоспециализированные программные элементы, востребованные конкретным государственным учреждением.
Финальный этап разработки - тестирование функциональных модулей, корректности отображения и работы интерфейсов во всех браузерах и на всех типах устройств. Кроме этого, проводится нагрузочное тестирование с эмуляцией одновременного пребывания на портале нескольких тысяч посетителей.
Сдача портала и гарантии
Готовый портал необходимо наполнить контентом. Опытные редактор компании ARTWELL подготавливают текстовые материалы, размещают документы, фото и видео на портале в соответствии с требованиями заказчика.
В процессе сдачи работ, компания «ARTWELL» предоставляет Заказчику следующую проектную документацию:
- общее описание/презентация портала;
- руководство пользователя;
- руководство администратора.
Техническая и эксплуатационная документация
Документация оформляется в соответствии ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» на листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68 «Единая система конструкторской документации. Форматы», а также на электронных носителях. Техническая и эксплуатационная документация соответствует требованиям:
- РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»;
- в части терминологии – ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения»;
- в части обозначения и наименования документов – ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем».
Как правило, после подписания акта приемки-сдачи работ следует период поддержки портала и предоставления гарантий на программные средства, продолжительностью от 12 месяцев.
Гарантийные обязательства «ARTWELL» соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Информационная технология. Сопровождение программных средств» (Постановление Госстандарта России от 25 июня 2002 г № 248-ст.). В ряде случаев осуществляется организация Call-центра по поддержке пользователей, проводятся обучающие семинары среди администраторов государственного портала.
Узнать больше о предоставляемых нами услугах можно по телефону (495) 287-87-00 или в одном из наших офисов (Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Караганда).
www.artwell.ru