Обязательно ли переходить на онлайн-кассу в 2017 году при оказании услуг населению, не перечисленных в ОКУН? Услуги населению без кассового аппарата перечень 2018
услуги населению, интернет-торговля, банковские переводы, спецрежимы — Бухгалтерия Онлайн
Большинство организаций и ИП, осуществляющих расчеты и не попадающие под льготы, определенные законом № 54-ФЗ, должны были перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. Однако некоторым категориям субъектов предпринимательской деятельности законодатель дал отсрочку на год — до 01 июля 2018 года. Кто и при каких условиях может не применять онлайн-ККТ до указанной даты? Давайте разбираться.
Вводная информация
В самом Федеральном законе от 22.05.03 № 54-ФЗ, который регулирует порядок применения ККТ, никаких отсрочек или рассрочек для перехода на онлайн-кассы не предусмотрено. Такая возможность закреплена в отдельном законе — от 03.07.16 № 290-ФЗ, статья 7 которого содержит своеобразные переходные положения. Именно эта норма и предоставляет обсуждаемую отсрочку.
Услуги населению
К первой группе субъектов, которым законодатель предоставил отсрочку от перехода на онлайн-ККТ до 01.07.2018, являются организации и ИП, оказывающие услуги населению. Они могут не применять онлайн-кассу при условии выдачи бланков строгой отчетности. Причем, речь идет не об электронных БСО, предусмотренных Законом № 54-ФЗ, а о старых, бумажных. Выдавать их, согласно п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, надо в порядке, который был предусмотрен Законом № 54-ФЗ в редакции до вступления в силу Закона № 290-ФЗ.
На что же следует обратить внимание при применении этой отсрочки?
Во-первых, на то, какие именно услуги признаются услугами населению для целей освобождения от онлайн-кассы до июля 2018 года. Ответ на этот вопрос находим в письме Минфина России от 27.01.09 № 03-01-15/1-29, где сказано: принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Однако с января 2017 года этот классификатор утратил силу. Его заменил Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст). Поэтому желающим использовать рассрочку придется воспользоваться переходными ключами, размещенными на сайте Минэкономразвития России.
С помощью этих ключей можно «перевести» коды ОКПД2 в коды ОКУН и удостовериться, что услуги все еще относятся к категории оказываемых населению. Также см. «Определены коды для видов деятельности, которые с 1 января 2017 года будут относиться к бытовым услугам».
Обратите внимание: право на эту отсрочку никак не связано с наличием или отсутствием того или иного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, хотя теперь и имеется прямая связь между кодами ОКПД2 и ОКВЭД по первым 4-м цифрам. Важно то, какие именно услуги фактически оказывает организация. Если эти услуги оказываются непосредственно населению, что подтверждается также переходными ключами ОКУН-ОКПД2, то право на льготу имеется, даже если такой вид деятельности организация или ИП не зафиксировали в ЕГРЮЛ. И наоборот, если фактически услуги оказываются не населению (а, к примеру, компаниям), то даже если у компании в ЕГРЮЛ есть вид деятельности, связанный с оказанием услуг населению, проводить наличные расчеты или расчеты банковскими картами без ККТ нельзя.
Второй момент, который нужно учитывать при применении рассматриваемой отсрочки — порядок оформления БСО. Дело в том, что отсрочка действует только при условии оформления БСО в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 290-ФЗ. Этот порядок, напомним, был утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359 и предусматривал оформление БСО исключительно в ситуации, когда расчеты производятся, что называется «очно». Возможности оформить БСО при оказании услуг через интернет и при их оплате банковской картой через интернет Постановление № 359 не давало.
Это означает следующее. Если компания оказывает услуги населению через интернет, то реальной возможности воспользоваться отсрочкой, установленной п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, у нее не имеется. Ведь она не сможет выполнить установленное для этого условие: оформить БСО в «дореформенном» порядке. Соответственно, такая организация (ИП) должна применять онлайн-кассу уже с 1 июля 2017 года.
Интернет-торговля
Раз уж мы коснулись вопросов торговли через интернет, давайте остановимся на этом вопросе подробнее. Тем более что в Законе № 290-ФЗ имеется норма, которая вроде бы дает таким операциям годовую отсрочку от онлайн-ККТ. Речь идет о положениях п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, которая разрешает до 01.07.18 не приобретать ККТ тем лицам, которых старая редакция закона № 54-ФЗ освобождала от обязанности применять ККТ.
Насколько это положение применимо к продажам товаров, работ или услуг через интернет? Ответ на этот вопрос находим в письме ФНС России от 21.03.17 № ЕД-3-20/1911. Там сказано, что при интернет-торговле действительно можно воспользоваться этой льготой. Но только в отношении оплаты, которая поступает не с банковской карты.
Другими словами, компании, принимающие в качестве оплаты электронные деньги, могут еще год проводить расчеты без онлайн-кассы. А вот если клиент расплачивается через сайт своей банковской картой, то отсрочка уже не действует. Связано это с тем, что расчеты банковскими картами и ранее подпадали под действие Закона № 54-ФЗ. Его старая редакция не содержала положения, освобождающего расчеты картами, проводимые через сайт, от необходимости применять ККТ. Следовательно, при оплате товаров или услуг картой через сайт продавцу (исполнителю) придется применять онлайн-кассу.
Обратите внимание: с 1 июля продавцы обязаны выдавать чеки, которые содержат наименование товаров. Это требование введено законом № 261-ФЗ. Он дополнил федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 № 54-ФЗ статьей 4.7, которая устанавливает требования к содержанию чека. Чек должен будет содержать наименование товаров, их количество и цену единицы продукции. Эти и все остальные требования Закона 54-ФЗ (в том числе передачу данных о пробитых чеках в ИНФС через ОФД) позволяет выполнить сервис «Контур.Маркет». Кроме того, «Контур.Маркет» интегрирован с сервисом для ведения учета и сдачи отчетности «Контур.Бухгалтерия», что позволяет быстро и безошибочно отражать данные о продажах в налоговом и бухгалтерском учете.
Банковские переводы
Правом на отсрочку, которую Закон № 290-ФЗ дает лицам, не применявшим ККТ по старой редакции Закона № 54-ФЗ, могут воспользоваться и те организации (ИП), которые получают от физлиц оплату за товары, работы или услуги непосредственно на банковский счет путем безналичных переводов. Здесь необходимо отметить, что формально такие переводы, осуществляемые посредством смс- или интернет-банкинга относятся к электронным средствам платежа (информация Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ)»). Это означает, что названные переводы попадают в сферу действия Закона № 54-ФЗ (этот факт, кстати, подтверждает и п. 1 ст. 2 этого закона, где содержится специальное положение, освобождающее кредитные организации от применения ККТ при передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств).
Однако по прежней редакции Закона № 54-ФЗ безналичные переводы (вне зависимости от того как именно они совершаются — при личном визите в банк или дистанционно) «под ККТ» не подпадали. Соответственно, до 01.07.18 года их с полным правом можно проводить без применения онлайн-кассы. Заметим, что об этой особенности почему-то напрочь забыли упомянуть и Минфин (письмо от 28.04.17 № 03-01-15/26324, см. «Минфин: при безналичной оплате товара через банк продавец обязан применять ККТ»), и ФНС (письмо от 06.07.17 № ЕД-3-20/4592@, см. «Налоговики согласились с Минфином: продавцы обязаны применять ККТ при безналичной оплате товара через банк»). Минфин и ФНС пришли к выводу, что действующая редакция Закона № 54-ФЗ не освобождает «дистанционные» безналичные переводы от применения кассы.
Спецрежимы (ЕНВД и ПСН)
Еще одной категорией, получившей отсрочку, стали налогоплательщики ЕНВД, а также предприниматели, применяющие ПСН (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Названные лица могут не применять онлайн-кассу при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денег.
При применении этой отсрочки нужно учитывать, что она носит безусловный характер, то есть не поставлена в зависимость от совмещения ЕНВД или ПСН с другими режимами налогообложения, в рамках которых расчеты проводятся с использованием ККТ. Это означает следующее. Если компания или предприниматель занимаются несколькими видами деятельности и по одному из них вынуждены были приобрести онлайн-кассу, то в отношении расчетов в рамках ЕНВД (ПСН) они эту ККТ применять не обязаны. Взамен они должны по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий прием денег. Причем, это право за ними сохраняется даже в том случае, когда оба вида деятельности фактически осуществляются на одной площади. Главное — следить, чтобы без ККТ проводились расчеты именно по тем операциям, которые облагаются в рамках ЕНВД или ПСН.
Рассматриваемая в этой главке отсрочка действует и при торговле через интернет (причем, даже в случае оплаты картой), и при торговле любыми товарами на рынках и ярмарках, и в любых других ситуациях (письмо Минфина России от 09.06.17 № 03-01-15/36249). Также напомним, что совсем недавно в пользу налогоплательщиков была разрешена ситуация с применением рассматриваемой отсрочки при реализации алкогольной продукции. Согласно поправкам в Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ о регулировании оборота алкогольной продукции, с 31 июля применение ККТ при розничной продаже алкоголя регулируется профильным законодательством о ККТ (п. 13 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.17 № 278-ФЗ). Сказанное означает, что компании и предприниматели на ЕНВД (ПСН) получили законное право не применять онлайн-кассы и при реализации алкоголя, если на спецрежим переведена именно эта деятельность. Подробнее см. «Предприниматели на ЕНВД и ПСН могут не применять онлайн-кассы при торговле пивом до 1 июля 2018 года».
www.buhonline.ru
новые разъяснения ФНС, можно ли торговать без кассового аппарата
Аббревиатура ККМ расшифровывается как контрольно-кассовая машина. Ее предназначение обусловлено необходимостью механизации операций и транзакций, проводимых в рамках организации. Это требуется для учетных действий по финансовым поступлениям, а также регистрации факта покупки товаров.
Посредством ККМ происходит печать документа, подтверждающего транзакцию – чека. В Российской Федерации применение кассовых аппаратов имеет и иные цели, в частности – контроль со стороны государства нюансов налично-денежного оборота.
Ключевая задача, которой наделен каждый подобный механизм – фиксация на бумаге (кассовом чеке) факта проведения сделки, связанной с куплей-продажей.
Содержание статьи
В каких случаях организации и ИП обязаны применять ККМ
Сегодня, наверное, каждый наслышан о том, что при ведении хозяйственных операций в торговле необходимо применять контрольно-кассовый аппарат. Ведь абсолютно каждый является покупателем товаров и потребителем услуг, и именно через подобные единицы оборудования происходят подобные сделки.
Именно чек – явное доказательство факта оплаты товарной позиции, услуги, работы. Если впоследствии возникнут какие-то проблемы, трудности и разбирательства, именно кассовый чек станет подтверждением правоты клиента, а также его способом рассчитывать на гарантийное обслуживание.
Однако следует посмотреть на кассовую технику с позиции не только потребителя, но и владельца бизнеса. В каких ситуациях покупка устройства обязательна, а когда можно без него обойтись? На территории России есть огромный перечень документов, которые регулируют необходимость обязательного использования устройства на территории страны. Основной из них – ФЗ №54 от 22.05.2003 г. «О применении ККТ», где сказано, что предприниматели в процессе проведения финансовых расчетных операций наличностью и картой обязуются применять данный вид техники.
Предусмотрено несколько ситуаций, когда применение контрольно-кассового оборудования не является обязательной мерой.
- До 01.07.2018 лица, уплачивающие временный налог – компании и ИП, а также предприниматели, которые ведут деятельность на основании патентной системы, могут принимать оплату наличными без применения ККТ. Если взамен на деньги со стороны покупателя будет затребован подтверждающий документ, вместо кассовой квитанции можно выдать товарный чек.
- До 01.07.2019 предприниматели и организации могут не применять ККО, вне зависимости от режима налогообложения, если они занимаются оказанием населения услуг. При всем этом не только по требованию клиента, а в обязательном порядке требуется выдача бланка строгой отчетности, порядок оформления которого выражен в Постановлении Правительства РФ №359 от 06.05.2008.
- Юридические лица на основании специфики работы или нюансов местоположения вправе осуществлять наличные или карточные расчетные операции без использования кассового оборудования, если их силами осуществляются определенные разновидности и направления деятельности.
Более детальный перечень видов деятельности нашел отражение в рамках ст. 3 ФЗ №54.
Нормативная база
Существует огромное количество нормативно-правовых актов, контролирующих применение контрольно-кассового оборудования на территории РФ:
- ФЗ №54 от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при проведении расчетов»;
- ФЗ №68783-5 от 25.03.2009, связанное с работой по приему платежных средств от физических лиц, если деятельность осуществляется платежными агентами;
- Постановление Правительства РФ №470, принятое 23.07.2007 г., «Об утверждении положения, связанного с регистрацией и применением контрольно-кассовой техники, используемой ИП и фирмами»;
- Письмо ФНС РФ №ШС-22-2/181@, связанный с фактом утверждения образца марки-пломбы контрольно-кассовых механизмов;
- работа в сфере торговли с применением ККТ или без нее регулируется также Положением №135н, от 18.12.2007 г. «Об утверждении образца знака сервисного обслуживания»;
- немаловажную роль в процессе регламентирования работы играет Письмо от управления федеральной налоговой структуры по Москве от 20.12.2005 №22-08/94593, в котором фигурирует порядок активизации, замены и хранения;
- список-перечень моделей контрольно-кассовых машин, которые пребывают в государственном реестре или налоговых органах, дозволенных в настоящее время к регистрации;
- комментарий к Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 №470;
- ФЗ от 03.07.2016 №290.
Торговля без кассового аппарата и перечень услуг
Вот основной перечень видов деятельности, которые предполагают возможное отсутствие необходимости применения кассовой техники:
- реализация газет, журналов, сопутствующих товарных позиций в рамках специализированных киосков, если доля в товарообороте составляет от 50%, а ассортиментный перечень прошел утверждение со стороны органов местной власти;
- продажа проездных документов – билетов и талончиков для городского транспорта общественного значения;
- если деятельность подразумевает распространение ценных бумаг, квитков для принятия участия в лотерее;
- обеспечение едой сотрудников и учащихся в стенах образовательных учреждений;
- торговая деятельность, предполагающая продажу мороженого и разливных безалкогольных напитков, а также пива и кваса из цистерн, масла растительного, молока и молочной продукции, живой рыбы;
- мелкорозничные операции по реализации продовольственных и непродовольственных товаров;
- пребывание в отдаленных или труднодоступных территориях, которые указаны в списке, утвержденном органами местной власти.
В остальных случаях предприятия нуждаются в приобретении ККТ и применении ее в соответствии с базовыми правилами и условиями.
Особенности использования
Чтобы со стороны налоговых структур в адрес предпринимателя не последовало никаких претензий и вопросов, необходимо снять ККТ с налогового учета. Пока процесс снятия не пройден, представители налоговой службы вправе осуществлять проверку правильности использования данной техники, совершать контрольные закупки и выписывать штрафы при обнаруженных нарушениях.
Отказ от использования является не обязательством, а правом.
Ответственность за нарушения
Работа без кассовой техники грозит штрафными санкциями, которые для каждого региона различны и представлены немалыми суммами.
Дополнительная информация — на видео.
znaybiz.ru
Онлайн кассы для услуг населению: обзор 7-ми моделей онлайн-ККМ
Большинство предприятий и предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги населению, перейдут на онлайн кассы с 1 июля 2018 года. Тем организациям, которые и ранее были вынуждены работать с кассовым оборудованием, придется перейти на новую схему учета уже 1 июля 2017 года. При выборе ККМ для сферы услуг необходимо обращать внимание на возможность правильного формирования БСО и срок действия ключа ФН.
Сроки перехода на онлайн кассы сферы услуг
После внесения поправок (п. 8 ст. 7 ФЗ 290) в основной Федеральный закон 84, регулирующий применение контрольно-кассового оборудования, предприниматели и организации, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, получили законную отсрочку.
Окончательный срок перехода на онлайн кассы для сферы услуг – 01.08.2018 года.
Такая льгота распространяется на организации сферы услуг, которые:
- имели право не применять кассовое оборудование до вступления в силу правок ФЗ-290;
- обязаны выдавать бланки строгой отчетности клиентам, соответствующие требованиям ФЗ-84 в старой редакции (до 15.07.2016 г.).
Так как выдавать БСО при расчетах наличными или пластиковыми картами при оказании услуг имели предприятия, независимо от системы налогообложения, регистрировать до 01.08.2018 года новую ККТ придется:
Важно! После перехода на онлайн кассы услуги населению предприниматели будут оказывать, оформляя БСО в виде бумажного или электронного чека, который нужно будет выдавать клиентам и передавать в адрес налоговой инспекции.
Остается открытым вопрос, какой же порядок перехода на новую кассовую дисциплину компаний, которые оказывают услуги, но не соответствуют условиям, указанным в законе.
Если бизнес оказывает услуги и занимается одновременной торговлей сопутствующих товаров или видом деятельности, требующим оплаты через кассовое оборудование до того, как вступили в силу новые поправки, то сроки перехода будут следующими:
- Согласно ст.2 ФЗ-84 предприниматели на ПСН и вмененщики могут осуществлять наличные расчеты с клиентами без применения онлайн касс до 01.07.2018 г.;
- Организации и предприниматели на УСН, ОСНО обязаны переходить на новые кассы до 01.07.2017 г.
Важно! В законе прописан строгий порядок перехода на новые ККМ организаций, реализующих алкоголь на разлив в рамках оказания услуг общественного питания. Для них предусмотрен обязательный срок – 31.03.2017 г.
Таблица 1. Сроки перехода организаций, оказывающих услуги населению, на ККМ
Срок перехода | Тип налогообложения, вид деятельности |
31.03.2017 г. | Реализующие пиво, другой алкоголь |
01.07.2017 г. | УСН, применяющие кассы раннее, торгующие сопутствующими товарами |
01.07.2018 г. | на УСН без касс |
на ПСН | |
на ЕНВД |
Кто освобожден от применения онлайн касс в сфере услуг
Устанавливаться специализированные автоматические системы для формирования бланков строгой отчетности должны во всех точках, салонах, магазинах, где предоставляются услуги или проводятся работы без исключения.
Законно осуществлять свою деятельность без применения кассовой техники нового образца имеют право предприниматели, которые:
- Осуществляют услуги общественного питания в учебных заведениях во время учебного года;
- Занимаются ремонтом и окраской обуви;
- Изготавливают и ремонтируют галантерею, ключи;
- Присматривают и ухаживают за престарелыми, больными, инвалидами и детьми;
- Занимаются вспашкой огородов и распиловкой дров;
- Сдают в аренду жилые помещения;
- Занимаются услугами носильщиков на вокзалах, портах.
Предприятия, оказывающие услуги населению в труднодоступных местах освобождены от применения онлайн касс косвенно. Так как они при расчетах обязаны выдавать клиентам по требованию должным образом оформленные БСО.
Как выбрать онлайн кассу для сферы услуг
При выборе онлайн кассы для сферы услуг многих предпринимателей останавливает требование закона по поводу применения автоматизированных систем для формирования БСО нового образца (ст. 1.1 ФЗ-84).

Фото 2. Кассовая техника нового образца
Но как показала практика, использовать можно любые ККМ, адаптированные под требования ФЗ-84. То есть для оказания услуг населению подойдут кассы, которые:
- Способны формировать БСО, приравненный к чеку, для печати на бумажном носителе и передачи в электронном виде;
- Оснащены фискальным накопителем;
- Имеют возможность передавать данные через интернет в адрес фискального оператора и ИФНС.
Важная деталь! Отличительная особенность онлайн касс для сферы услуг – это наличие фискального накопителя со сроком действия 36 месяцев (п. 6 ст. 4.1 ФЗ-84).
Приобретая технику, предприниматель, оказывающий услуги, должен обращать внимание на наличие ФН 2-го типа, в котором ключ рассчитан на 3 года. Если не учесть эту деталь, придется дополнительно тратиться на приобретение подходящего ФН и адаптацию его под конкретную модель ККТ. В итоге касса становится в разы дороже, чем затраты на приобретение техники с ключом на 36 месяцев.
Многие производители кассового оборудования учли такие требования и предлагают кассы, предназначенные для работы в сфере оказания услуг населению.
Таблица 2. Обзор онлайн касс для парикмахерской
Вывод:
- Малому и среднему бизнесу, оказывающему услуги населению, идеально подойдут автономные компактные онлайн-кассы, которые работают от аккумуляторов, отличаются простотой управления, невысокой стоимостью.
- Крупным организациям, специализированным салонам лучше рассмотреть варианты фискальных регистраторов.
- Бизнесу, задействованному в сфере общественного питания, идеально подойдут многофункциональные POS-системы.
onlainkassy.ru
услуги населению, которые не перечислены в ОКУН

Новая редакция закона №54-ФЗ предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы. Но не все предприятия, оказывающие услуги, понимают: имеют ли они право на этот постепенный переход?
Узнайте, нужно ли Вам переходить на онлайн кассу.
Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и проконсультируем!
Распространяется ли поэтапный переход на онлайн-кассы на тех, кто оказывает услуги населению
Закон №290-ФЗ, который внес изменения в закон №54-ФЗ от 22.05.2003, предоставляет льготу организациям и предпринимателям (далее по тексту – компании) на основании п. 8 и п. 9 своей статьи 7, - он разрешает им до 01 июля 2018 года не использовать кассовую технику при расчетах. Но при этом есть определенные условия, ограничивающие возможность не применения ККТ, которые должны быть соблюдены одновременно:
- право не применения контрольно-кассовой техники для компании должно быть предусмотрено старой редакцией закона №54-ФЗ;
- компании, оказывающие услуги, могут не применять кассовую технику при расчетах с клиентами, только если выдают бланки строгой отчетности;
- выдача бланков строгой отчетности (дальше в тексте - БСО) должна осуществляться в порядке, который действовал до вступления в силу новой редакции закона №54-ФЗ, т.е. до 15.07.2016 г.
В старой редакции закона №54-ФЗ порядок работы с БСО был следующим:
- п. 2 статьи 2 данной редакции закона предоставлял право организациям (юридическим лицам) и предпринимателям только при оказании услуг вместо кассового чека выдавать БСО. При этом сами БСО приравнивались к кассовым чекам, т.е. были обязательны к выдаче клиенту, даже если он не просил документов. А в случае не выдачи БСО - это приравнивалось к неприменению кассовой техники и наказывалось в том же порядке, что и не пробитие кассового чека;
- требование по поводу выдачи БСО при расчетах распространялось на наличные платежи и на расчеты, которые производились платежными картами в форме эквайринга, т.е. при непосредственном участии продавца и клиента. Либо при комбинированных расчетах, т.е. с использованием и наличных средств, и платежных карт;
- выдавать БСО могли все компании, которые оказывали населению услуги, независимо от применяемой ими системы налогообложения;
- оформлять с помощью БСО можно было только те расчеты, какие производились между компанией-продавцом и ее клиентами, в качестве которых выступало население. Т.е. простые физические лица. Однако п. 4 Пленума ВАС РФ № 16 от 31.07.2003 г. указал, что население – это граждане, которые, в том числе, могут иметь статус индивидуального предпринимателя. Поэтому компании могут оформлять БСО при оплате услуг, оказанных, как предпринимателям, так и простым гражданам. Причем, не имеет значения, для предпринимательской деятельности или для себя лично заказывает услугу предприниматель. В любом случае при расчетах с ним должен был оформляться БСО;
- сами БСО, а также порядок их хранения, оформления и выдачи были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 06.05.2008 г. № 359. В частности, этот документ закреплял перечень обязательных реквизитов БСО (п.3, 4, п.5.1, 5 и 6), а также возможность их выпуска либо типографским способом, либо с помощью автоматизированной системы (п. 4 Постановления). Кстати, и к данной системе предъявлялись свои требования, перечисленные в п. 11 Постановления.
Соблюдение всех вышеуказанных условий позволяет предпринимателям и организациям не применять ККТ вообще и не осуществлять обязательный переход на онлайн-кассы до 01 июля 2018 года.
Однако до сих пор остается спорным один вопрос: в старой редакции закона №54-ФЗ нет четкого указания на то, что оказываемые компаниями услуги должны быть поименованы в ОКУН. Т.е. в Общероссийском классификаторе услуг населению (утвержден Госстандартом РФ в Постановлении №163 от 28.06.1993г.).
А потому не понятно, можно ли выписывать БСО при расчетах с населением за те услуги, которых в ОКУН нет? Этот вопрос влечет за собой еще один: придется ли компаниям в этом случае с 2017 года ставить онлайн-кассы или они могут подождать до 01 июля 2018 года?
Научим кассиров работать с ККТ и оформлять чеки и БСО.
Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!
Позиция №1: переход на онлайн-кассы должен быть обязательно произведен в 2017 году
Данная позиция существует для тех компаний, которые не собираются вступать в спор с налоговыми органами.
Дело в том, что, несмотря на отсутствие в старой редакции закона №54-ФЗ четкого указания на принадлежность услуг к ОКУН, по этому поводу и не в пользу компаний часто высказывались налоговые органы и сам Минфин РФ.
Они всегда делали уточнение, что применять БСО можно только, если оказываемая услуга есть в ОКУН. Подобное мнение прописано в их письмах, в частности:
- №03-11-11/43794 от 21.10.2013г., Минфин РФ;
- №17-26/100951 от 19.10.2011г., УНФС РФ по г.Москве;
- №03-01-15/1-29 от 27.01.2009г., Минфин РФ;
- №АС-4-2/14961@ от 10.09.2012г., Минфин РФ, ФНС РФ.
Во всех этих документах ведомства указывали, что для целей не применения ККТ принадлежность деятельности к услугам, которые оказываются населению предпринимателями и организациями, определяется только с помощью ОКУН.
Т.е. если компания оказывает услуги, которые не указаны в данном классификаторе, то на основании п.1 и п.2 статьи 2 закона №54-ФЗ (в старой редакции) у нее возникает обязанность использования при расчетах с населением контрольно-кассовой техники вместо БСО.
Это означает, что если компания придерживается подобной позиции, то ей придется осуществить в 2017 году в общеустановленном порядке обязательный переход на онлайн-кассы.
Но есть и иная позиция, которая позволяет компаниям не применять ККТ и не переходить на онлайн-кассы до 01 июля 2018 года.
Позиция №2: переход на онлайн-кассы с 2017 года – это право, а не обязанность
Эта позиция основана на том, что в старой редакции закона №54-ФЗ все-таки нет прямого указания на обязательное определение услуг с помощью ОКУН для целей применения БСО вместо контрольно-кассовой техники. В том числе, нет подобного разъяснения и в Постановлении Правительства РФ №359, которым уточняется порядок использования бланков строгой отчетности.
Более того, в ряде своих писем и Минфин РФ, и ФНС РФ, высказывались в пользу того, что отнесение деятельности как таковой к услугам, оказываемым населению, действительно осуществляется на основании классификатора ОКУН.
Однако представленные в данном классификаторе перечни услуг не являются закрытыми, исчерпывающими. Дело в том, что во многих их классификациях содержится наименование «прочие услуги».
Например, «прочие услуги, связанные с финансовым посредничеством» (код 801300), «прочие услуги по страхованию» (код 802205), и т.д. Это говорит о возможности более широкой трактовки ОКУН. А значит, позволяет не применять ККТ, используя вместо кассового аппарата бланки строгой отчетности.
Однако при наличии противоположного мнения, высказанного по поводу применения БСО теми же ведомствами, вопрос об определении услуг с помощью ОКУН остается спорным.
Но в качестве защиты точки зрения о возможности применения БСО в случае, когда услуги не поименованы в ОКУН, можно воспользоваться следующими письмами:
- №03-01-15/39118 от 20.09.2013г., Минфин РФ;
- №03-01-15/8-213 от 10.2012г., Минфин РФ;
- №03-01-15/3-74 от 04.04.2012г., Минфин РФ;
- №ЕД-4-2/4329@ от 07.03.2014г., ФНС РФ.
В этих письмах утверждается, что главное условие для применения БСО – это:
- характеристика деятельности, как услуги;
- и оказание услуги именно населению, даже если эта услуга не указана в классификаторе ОКУН.
И, если придерживаться данной позиции, то компания может использовать свое право на поэтапный переход на онлайн-кассы. Т.е. за ней остается льгота, разрешающая ей до 01 июля 2018 года не пользоваться контрольно-кассовой техникой вообще и не переходить на онлайн-кассу.
Причем, исходя из анализа статьи 7 закона №290-ФЗ, который внес изменения в закон №54-ФЗ, организации и предприниматели, даже если придерживались иного мнения, т.е. применяли ККТ вместо БСО, могут воспользоваться уже сейчас льготой для поэтапного перехода на онлайн-кассы.
У Вас остались вопросы?
Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!
Видео - кому можно было работать без кассовой техники по старой редакции 54-ФЗ:
online-kassa.pro