Содержание
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (N129-ФЗ)
Официальную электронную выписку из государственного реестра ЕГРЮЛ / ЕГРИП (вся Россия), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), на любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя можно получить здесь.
Документальную выписку из реестра ЕГРЮЛ/ЕГРИП можно получить за 1 рабочий день здесь. Размер платы за вышеназванные документы определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 №462. Выписка из ЕГРЮЛ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ
Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
Статья 5. Содержание государственных реестров
Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
Статья 11. Решение о государственной регистрации
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ
Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
Глава IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Переходные положения
Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ. ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИНЫХ ЗАПИСЕЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица
Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РЕШЕНИЮ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА И В СВЯЗИ С ПРОДАЖЕЙ ИЛИ ВНЕСЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО КО
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
Глава VII.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Статья 22. 2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Глава VIII. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 25. Ответственность заявителя июридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
Глава VIII.1. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ ОБ ОТКАЗЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Статья 25.1. Право на обжалование
Статья 25. 2. Порядок обжалования
Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы
Статья 25.4. Форма и содержание жалобы
Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
Статья 25.6. Рассмотрение жалобы
Анализ судебной практики применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Анализ судебной практики применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Дата:
03.09.2014
Анализ судебной практики применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
В практике работы Арбитражного суда Краснодарского края встречаются следующие основные категории споров, связанных с применением ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
- Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц;
- Об исключении недостоверной информации из ЕГРЮЛ;
- По искам налоговых органов о признании незаконными решений ИНФС о регистрации изменения места нахождения юр. лиц;
- По искам заинтересованных лиц об исключении из ЕГРЮЛ записей, внесенных на основании документов, не соответствующих закону или являющихся недостоверными.
Практика рассмотрения указанных споров сводятся к следующему.
1. Споры об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц;
Споры возникают по искам, как правило, членов некоммерческих организаций о признании незаконным исключения некоммерческой организации из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица на основании ст.21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).
В большинстве случаев исковые требования судом удовлетворяются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 21.1 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности двух признаков (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ). При отсутствии хотя бы одного из них юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Более того, из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Целью некоммерческой организации не является получение прибыли. По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации.
Следовательно, отсутствие открытых в банках счетов у некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица и, следовательно, основанием для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как правило, материалами дела подтверждается фактическое осуществление некоммерческой организацией уставной деятельности без открытия счетов, расчеты с контрагентами при этом осуществляются наличными денежными средствами.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Однако, как правило, налоговые органы не представляют доказательств опубликования сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
2. Споры об исключении недостоверной информации из ЕГРЮЛ.
Подобные споры возникают по искам юридических лиц об исключении из ЕГРЮЛ информации о нахождении данного юридического лица в стадии реорганизации. Вызваны подобные иски тем, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не устанавливает административный порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений о нахождении организации в стадии реорганизации.
В большинстве случаев исковые требования судом удовлетворяются по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
Статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Согласно статьям 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Из изложенного следует, что единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей должны содержать достоверные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.
Отказ регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ сведения об отмене решения о реорганизации порождает несоответствие записей в ЕГРЮЛ действительному юридическому статусу общества. Поскольку единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию.
Системное толкование норм законодательства о государственной регистрации дает основания для вывода о том, что регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения — соответствовать документам, которые являются основанием для внесения таких записей в государственный реестр.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 года № 5032/10.
Необходимо отметить, что при рассмотрении данной категории споров суд фактически вынужден восполнять существенный пробел в законодательстве, а именно отсутствие процедуры исключения из ЕГРЮЛ сведений о нахождении организации в стадии реорганизации.
3. Споры по искам ИФНС о признании незаконными решений ИНФС о регистрации изменения места нахождения юридических лиц
В подобных делах налоговые инспекции обращаются с заявлениями о признании недействительными решений ИФНС о регистрации изменений в учредительные документы юр. лиц, в соответствии с которыми меняется местонахождение организации и она становится на учет в ИФНС, выступающей истцом. Как правило, подобные иски предъявляются в отношении проблемных налогоплательщиков, фактически не находящихся по месту регистрации. Исковые заявления мотивируются тем, что новый адрес организации является недостоверным, фактически по данному адресу деятельность не осуществляется, что подтверждается актами проверок, пояснениями собственников помещений.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим причинам.
Для регистрации изменений места нахождения общества заявителем представлены все необходимые документы. Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых предусмотрен статьей 23 Закона о регистрации, у ИФНС не имелось имелось, в связи с чем, было принято соответствующее решение. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность предоставленных заявителем сведений законодательством не предусмотрена.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу № А32-10570/2012, от 25.06.2012 по делу № А32-37196/2011, от 12.10.2012 по делу № А53-20183/2012.
Предоставление в государственный орган в неполном объеме или искаженном виде сведений, наличие которых предусмотрено федеральным законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности либо применение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав государственного органа.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
ИФНС-истец, ссылаясь на необходимость соблюдения достоверности сведений федерального информационного ресурса и нарушение прав налоговых органов по осуществлению налогового контроля, не обосновала того, каким образом признание недействительной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, восстановит возможность осуществления налогового контроля и достоверность сведений о юридическом лице.
4. Споры по искам заинтересованных лиц об исключении из ЕГРЮЛ записей, внесенных на основании документов, не соответствующих закону или являющихся недостоверными.
В подобных делах заявляются требования об исключении (аннулировании, признании недействительной) записи в ЕГРЮЛ, внесенной на основании недостоверных или не имеющих юридической силы документов.
При доказанности и обоснованности довода о недостоверности или незаконности документа, являвшегося основанием для регистрации изменений в ЕГРЮЛ, суд обязывает ИФНС аннулировать соответствующую запись в ЕГРЮЛ. При этом не принимается во внимание довод ИФНС об отсутствии с её стороны обязанности проводить правовую экспертизу документов и проверять их достоверность. Отклоняя данный довод, суд исходит из следующего.
По смыслу статьи 4 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статей 13 и 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. В этой связи представление в регистрирующий орган документов, не соответствующих закону, не имеющих юридической силы, представление документов не в полном объеме или содержащих недостоверную информацию должно расцениваться как непредставление соответствующих документов. Аналогичный вывод в сходной правовой ситуации сделан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13. 10.2011 №7075/11.
В качестве примера можно привести дело №А32- 11704/2012, при рассмотрении которого суд признал незаконным решение ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении юр.лица в связи с реорганизацией в форме присоединения и обязал ИФНС аннулировать указанную запись. Решение суда мотивировано тем, что для регистрации прекращения Общества путем его присоединения в ИФНС были представлены документы, содержащие недостоверные данные (Передаточный акт не отражал в полном объеме кредиторскую задолженность), утратившие юридическую силу (Договор о присоединении), часть документов была представлена не в полном объеме (Передаточный акт без приложений №1 и №2). Вышестоящие судебные инстанции поддержали выводы суда первой инстанции. Кроме того, в рамках указанного судебного дела был сделан не предусмотренный прямо законом вывод о том, что не допускается регистрация реорганизации юр.лица, в отношении которого введена процедура банкротства.
В качестве обобщенного вывода из вышеизложенного следует отметить, что судебная практика по данной категории дел во многом направлена на восполнение пробелов в законодательстве о регистрации юридических лиц. Особенно это касается случаев исключения из ЕГРЮЛ сведений, не соответствующих действительности: административная процедура исключения таких сведений не установлена, в связи с чем суд вынужден подменять в этом вопросе административные органы.
Так же в судебной практике (на уровне некоторых округов) решен вопрос о недопустимости регистрация реорганизации юр.лица, в отношении которого введена процедура банкротства (для случаев, когда решения о реорганизации были приняты до возбуждения дела о банкротстве), хотя в законе такой запрет прямо не установлен.
В дополнение следует отметить, что на практике практически нивелировалась норма закона, не обязывающая налоговый орган проверять достоверность и законность документов, представляемых для регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Хотя такая обязанность в силу закона и отсутствует, несоответствие документов закону или их недостоверность влекут исключение в судебном порядке из ЕГРЮЛ записей, внесенных на основании таких документов.
Обзор изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Первым нормативным актом, с которым сталкивается любой участник предпринимательской деятельности (будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) в России, является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Наверняка у многих участников свежи воспоминания о том, как тяжело иногда приходилось «передавать» любые изменения в реквизитах юридического лица. Изюминкой всей процедуры стал отказ уполномоченного органа в регистрации изменений, что влекло за собой повторную уплату госпошлины за повторное обращение и, вопреки здравому смыслу, подготовку всего пакета документов, хотя неисправность была выявлена только в регистрационной форме.
Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа и многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг при Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вносит ряд изменений, упрощающих процесс государственной регистрации с 2018 года.
Изменения внедряются в два этапа. Первая часть изменений уже действует с 29 апреля., 2018.
Разъяснение определений
Законодатель разъясняет, что электронные документы, подаваемые на регистрацию, должны быть подписаны не только электронной подписью, но и усиленной заверенной электронной подписью. До сих пор этот пункт вызывал определенную путаницу. Раньше заявители подавали документы, подписанные обычной электронной подписью, в ИФНС и получали отказ. Однако сейчас это несоответствие устранено.
Помимо этих уточнений, закон вводит более детальный порядок взаимодействия заявителя, МФЦ, нотариуса, портала госуслуг и самого налогового органа.
Кроме того, во всем нормативном акте слова «учредительные документы» заменены на слова «учредительные документы». В 2001 году (когда был принят закон) в учредительные документы включались соглашения участников. Сейчас единственным документом такого рода является Устав, поэтому законодатель отменил множественное число термина.
Юридические лица могут быть зарегистрированы через МФЦ
С 29 апреля 2018 года налоговые органы и МФЦ обязаны перейти на электронное общение при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без изготовления бумажных копий. Это ускорит получение заявителями результатов регистрации, так как процесс не будет зависеть от того, насколько быстро многофункциональный центр сможет доставить документы в налоговый орган и потом получить ответ. Таким образом, заявитель, обращающийся в многофункциональный центр государственной регистрации, может рассчитывать на получение ответа в те же сроки, что и при обращении в налоговый орган (три рабочих дня при первичной регистрации).
Электронное сообщение
Одно из наиболее существенных изменений, вступивших в силу с 29 апреля 2018 года, касается порядка получения документов после государственной регистрации. Так, теперь документы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляются заявителю регистрирующим органом в форме электронного документа.
Предусмотрена отправка электронных документов, подписанных усиленной заверенной электронной подписью, на адрес электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в соответствующем государственном реестре, либо на адрес электронной почты, указанный заявителем при подаче документов в регистрирующий орган.
Понятие соответствующего государственного реестра не уточнено ни законодателем, ни самим налоговым органом. Мы полагаем, что адреса электронной почты по-прежнему будут храниться в государственных реестрах юридических лиц/индивидуальных предпринимателей и использоваться в качестве контактной информации. Законодатель не устанавливает обязательств по регистрации такого адреса в каких-либо ресурсах или регистрации адреса на имя юридического лица.
Также следует отметить, что практика подачи решений о государственной регистрации юридических лиц в форме электронных документов налоговым органом уже изложена в ряде судебных актов:
В частности, указано, что при поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных федеральным законом 1 , в форме электронных документов, подписанных электронной подписью с использованием общедоступных сетей передачи данных и связи, в том числе сети Интернет, и Портала услуг Российской Федерации, а также при включении информации, предусмотренной подпунктом «в.1» пункта 1 или подпунктом «д.1» пункта 2 статьи 5 Федерального закона 2 в заявление о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации направляются в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный заявителем. При этом регистрирующий орган обязан предоставить указанный в нем документ на бумажном носителе по запросу соответствующего заявителя 3 .
Также отметим, что хотя прямого обязательства по регистрации сведений об адресе электронной почты в ЕГРЮЛ не установлено, существует вероятность того, что в будущем такие сведения потребуются для регистрации для обеспечения эффективного взаимодействия с налоговой власть. Однако отсутствие такого юридического адреса пока не критично, так как после государственной регистрации документы будут направляться в том числе на адрес электронной почты, указанный заявителем при подаче документов в регистрирующий орган 4 .
В случае подачи документов в регистрирующий орган по почте, собственноручно или в виде электронных документов, подписанных усиленной заверенной электронной подписью, регистрирующий орган по запросу заявителя предоставляет бумажные копии, удостоверяющие содержание электронных документов. документы о государственной регистрации заявителю (представителю заявителя). Учитывая отсутствие сложившейся судебной практики, считается целесообразным истребовать бумажные копии до внесения налоговым органом соответствующих разъяснений.
Кроме того, в случае подачи документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр или в случае предоставления документов нотариусом по запросу заявителя, они дополнительно направляются в виде электронного документа, подписанного усиленной заверенной электронной подписью, на адрес многофункциональный центр или нотариус соответственно. По запросу заявителя многофункциональные центры также предоставляют заявителю бумажную копию, удостоверяющую содержание электронного документа, полученного от регистрирующего органа. Нотариус также по требованию заявителя предоставляет заявителю документы, полученные от регистрирующего органа в связи с государственной регистрацией, в виде бумажной копии, после нотариального удостоверения равной силы бумажной копии и электронного документа в соответствии с законодательством. на нотариусов.
Одной из приятных новостей является то, что с 1 октября 2018 года при повторном обращении за государственной регистрацией в связи с неправильным комплектом документов или ошибками в оформлении документов государственная пошлина не взимается.
Кроме того, будут внесены некоторые изменения в отношении уведомления о будущей регистрации. На данный момент для того, чтобы проследить, подавало ли какое-либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель документы на регистрацию в налоговый орган, необходимо зайти на сайт ФНС России и ввести необходимые реквизиты. С 1 октября 2018 года на сайте появится возможность оформить подписку и получать эту информацию по электронной почте. Новая функция позволит заинтересованным лицам своевременно подавать в налоговый орган возражения против будущей регистрации сведений в ЕГРЮЛ.
Новые дополнения в перечень оснований для отказа в регистрации
В перечень оснований для отказа в регистрации внесены два новых пункта, которые вступают в силу с 1 октября 2018 года.
Прежде всего, это несоблюдение соблюдение (нарушение) требований к оформлению документов, установленных Федеральной налоговой службой Российской Федерации. В первую очередь это касается формата заявок/уведомлений и их содержания. Например, неуказание адреса электронной почты, номера телефона, ИНН, паспортных данных, строчных букв и т. д. 5 .
Кроме того, в качестве причины отказа в регистрации законом вводится введение в заблуждение. Это может быть любое искажение или ошибочная информация, т.е. ошибки в датах и месте выдачи паспорта, неправильное написание имен или фамилий, неправильный код документа и т. д. 6 .
Отказ в удовлетворении жалобы
С 1 октября 2018 года расширяется перечень оснований для отказа в удовлетворении жалобы на действия территориальных ИФНС. Однако этот пункт сформулирован очень расплывчато. Таким образом, вышестоящая налоговая служба отклонит жалобу, если заявитель исправит ошибки и повторно подаст те же документы без уплаты государственной пошлины после отказа в государственной регистрации.
Учитывая вышеуказанные изменения, можно сделать вывод, что с этого года процесс общения между налоговым органом и заявителем значительно упростился. Теперь все документы можно получить по электронной почте.
Сокращено количество учредительных документов, представляемых для регистрации и реорганизации юридического лица, при этом расширен перечень оснований для отказа (при представлении документов, нарушающих требования, или документов, содержащих недостоверные сведения).
Закон впервые вводит возможность повторной подачи документов в течение трех месяцев после отказа, при этом государственную пошлину повторно платить не требуется. При этом нет необходимости заново подавать полный комплект документов, так как подаются только те документы, в которых были выявлены ошибки, что значительно экономит время и снижает расходы заявителя.
В части грядущих изменений в типовые формы регистрации изменений реквизитов юридического лица (Р13001, Р14001) подтверждаем, что изменений налоговым органом пока не поступало. Между тем, мы считаем, что другие изменения могут быть введены, но только после того, как все вышеперечисленные изменения вступят в силу.
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу № А48-5411/2014.
- Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, вступившей в силу с 29.04.2018).
- Подпункт «Ц» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Подпункт «Ч» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Другие статьи по теме
Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Москве
Первым этапом является подготовка письменного заявления участника общества, в котором сообщается причина прекращения деятельности. Данное заявление подается в уполномоченный орган для внесения в государственный реестр сведений о том, что субъект хозяйствования находится в стадии ликвидации.
Вторым шагом является созыв ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора. Это ответственность участников общества. Они также устанавливают сроки, в течение которых компания будет ликвидирована.
Третий шаг – освещение в СМИ. Сообщение о ликвидации юридического лица публикуется в СМИ. Как правило, эта информация представляется в «Вестнике государственной регистрации». В примечании должны содержаться сведения о порядке и сроке предъявления требований кредиторами.
Четвертым этапом ликвидации юридических лиц индивидуальных предпринимателей является расчет задолженности перед контрагентами и кредиторами по обязательным платежам в бюджет. Речь идет об отчислениях в такие организации, как ФНС, Пенсионный фонд, ФМС, ФСС, а также о погашении долгов перед спонсорами, инвесторами, кредиторами и другими лицами, предоставляющими средства для развития вашего бизнеса.
Это один из ключевых шагов, от которого зависит репутация компании. Если «списать» долги или избежать неуплаты, можно значительно затянуть процесс ликвидации бизнес-структуры.
После выплаты долга составляется промежуточный ликвидационный баланс. Это делается для того, чтобы понять, сколько денег осталось на счету компании. На этом этапе также рекомендуется взять документ из Пенсионного фонда, который подтверждает, что вы предоставили всю необходимую информацию в территориальный орган Пенсионного фонда.
Пятый шаг — увольнение сотрудников, если таковые имеются. Вам необходимо расторгнуть трудовые договоры, погасить задолженность по зарплате, закрыть расчетный счет и уничтожить печати. После этого ликвидационная комиссия направляет в налоговые органы ряд документов:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.