Шпоры для каждого!Информационные учебно-познавательные материалы. Решение вопросов гражданства рф
Органы РФ, принимающие решение по вопросам гражданства
Ключевые слова: орган, России, РФ, принимающие, решение, вопрос, гражданства
Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.
Этому посвящена значительная часть ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.
ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: 1) Президент РФ; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. "а" ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.
Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ; г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.
Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.
При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 - 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).
В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия (ст. 30 ФЗ): а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство РФ в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 ФЗ; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ.
Некоторые статьи ФЗ «О гражданстве РФ», необходимые для понимания вышеизложенного текста.
Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению
2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ
Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены
1. Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.
2. Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 ФЗ считается недействительным со дня принятия такого решения.
Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.
4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.
В соответствии со ст. 31 ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ относится: а) определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ; б) принятие от лиц, проживающих за пределами РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ; в) проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах; г) направление Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка), заявлений по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; д) исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ; е) рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, поданных лицами, проживающими за пределами РФ, и принятие решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведение учета лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства; з) оформление гражданства РФ в соответствии с частью второй статьи 26 ФЗ; и) отмена решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ. ... читать далее ...
Рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации
Общая информация
В настоящее время порядок приобретения российского гражданства регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Согласно части четвертой статьи 33 Федерального закона перечень необходимых документов для приема в российское гражданство определяется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325.
1. Основным условием приема в российское гражданство является проживание заявителя на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона без соблюдения этого требования с заявлением о приобретении российского гражданства в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации могут обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, которые:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Условием приема таких лиц в российское гражданство является отказ от имеющегося у них иного гражданства.
Других оснований для обращения с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом не предусмотрено.
В настоящее время действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В данной связи информируем, что в соответствии с частью седьмой статьи 14 упомянутого Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации. Дополнительная информация о Государственной программе размещена на сайте МИД России (ссылка: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.04).
2. Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке дети и недееспособные лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (если родители подают в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности).
Обращаем внимание, что при оформлении приобретения российского гражданства детям и нетрудоспособным лицам не требуется оформления выхода из имеющегося у них иного гражданства.
3. В соответствии со статьей 6 Федерального закона Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
4. При поездках в Российскую Федерацию гражданин Российской Федерации, независимо от наличия у него иного гражданства, обязан въезжать в Россию по действующему заграничному паспорту гражданина Российской Федерации.
5. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке на основании части 2 статьи 19 Федерального закона .
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
6. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя на основании части 3 статьи 19 Федерального закона .
7. Решение об изменении гражданства (прием/выход), а также заключение дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о наличии/отсутствии российского гражданства (либо его копия) на руки не выдаются.
Заявитель представляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение наряду с заявлением (в зависимости от оснований Приложения 2, 3, 5 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации) документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, и документы, соответствующие в каждом конкретном случае условиям приобретения, наличия или прекращения гражданства Российской Федерации.
Вместе с заявлением представляются три фотографии размером 3 х 4 сантиметра заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (для лиц старше 6 лет).
Заявление об изменении гражданства составляется в двух экземплярах. Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.
Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом или дипломатическим паспортом.
В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в загранучреждение представляется документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени или отчества.
В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью загранучреждения в присутствии ребенка.
Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.
Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, з
uruguay.mid.ru
Органы, принимающие решения по вопросам гражданства | Конституционное право
31.05.2002 — ФЗ «О гражданстве РФ» (в редакции от 02.11.2004)
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ:
- Президент РФ;
- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства РФ
Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; издает указы по вопросам гражданства РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории РФ;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство РФ;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ:
а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;
б) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами РФ;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за пределами РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство РФ;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.
www.shpora.su
24) Порядок решения вопросов гражданства рф.
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).
Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.
Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:
ь приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
ь восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;
ь разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;
ь разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
ь отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
ь предоставления почетного гражданства Российской Федерации.
По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.
Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании» Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» стр. 93.
При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.
Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
ь принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
ь проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
ь направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
ь определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
ь по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
ь принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
ь проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
ь направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
ь определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;
ь ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
ь по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
studfiles.net
Система государственных органов в решении вопросов гражданства в России
В ФЗ «О гражданстве РФ» указаны государственные органы, ведающие делами в данной сфере, состав их полномочий, порядок производства и обжалования решений по подобным делам.
Согласно положениям статьи 28 вышеуказанного ФЗ в состав полномочных органов, которые ведают делами о гражданстве России, входят:
– Президент РФ;
– федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен реализовывать функции по контролю и надзору в области внутренних дел, а также его территориальные органы;
– федеральный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами в сфере иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за границей.
ФЗ «О гражданстве РФ» также определяет полномочия органов, ведающих делами о гражданстве России.
В системе государственных органов, деятельность которых связана с рассматриваемой сферой, ключевыми полномочиями наделен Президент России как глава государства, представляющий его.
В пункте «а» статьи 89 Конституции указано, что Президент РФ решает вопросы гражданства. В их состав входят: прием, восстановление, выход и отмена решений о приеме в гражданство.
Согласно положениям части 1 статьи 29 ФЗ «О гражданстве РФ» к полномочиям Президента РФ отнесены следующие вопросы:
– прием в гражданство России в общем порядке согласно статье 13 ФЗ;
– восстановление в гражданстве в общем порядке согласно статье 15 ФЗ;
– выход из гражданства РФ в общем порядке согласно части первой статьи 19 (самого лица) и части первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ;
– отмена решений по вопросам гражданства РФ согласно статье 23 ФЗ.
Президент РФ также утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов в данной области; обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование полномочных органов, занимающихся подобными вопросами; издает указы в этой сфере.
Для реализации полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент России формирует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. К её задачам относятся: подготовка предложений для Президента по данным вопросам, обеспечение разработки и проведения единой государственной политики в этой сфере, а также контроль за исполнением решений в указанной области. В Администрации Президента в качестве её структурного подразделения функционирует Управление Президента России по вопросам гражданства.
Остальные государственные органы, которые принимают участие в разрешении вопросов подданства либо непосредственно решают их, входят в состав системы органов исполнительной власти.
В их числе можно выделить: Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (образовано 5 апреля 2016 года вместо упраздненной ФМС), а также МИД, дипломатические представительства, консульские учреждения.
Согласно статье 30 ФЗ федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на реализацию функций по контролю и надзору в области миграции, и его территориальные органы отправляют следующие полномочия:
– устанавливают наличие гражданства России у лиц, проживающих на территории России;
– принимают от лиц, которые проживают на территории РФ, соответствующие заявления;
– оценивают факты и документы, представленные в качестве обоснования соответствующих заявлений, а в случае необходимости устанавливают дополнительные сведения в соответствующих органах государства;
– направляют Президенту в случаях, которые предусмотрены частью 1 статьи 29 ФЗ (касается общего порядка) заявления проблемам гражданства, представленные документы и заключения на них;
– выполняют принятые Президентом решения по соответствующим вопросам в отношении тех лиц, которые проживают на территории страны;
– рассматривают заявления по вопросам гражданства, которые поданы проживающими на территории РФ лицами, и решают соответствующие вопросы в упрощенном согласно статье 14, части 3 статьи 19 и части 3 статьи 26 ФЗ;
– осуществляют учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении их подданства;
– оформляют гражданство России согласно части 2 статьи 12, частями 2 и 4 статьи 26 ФЗ;
– отменяют решения по вопросам гражданства РФ согласно стати 23 ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 31 ФЗ в состав полномочий МИД и дипломатических представительств и консульских учреждений России включены:
– определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;
– принятие заявлений по вопросам гражданства РФ от лиц, проживающих за пределами России;
– проверка фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства России, а в случае необходимости оформление запроса на дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
– направление Президенту России в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 ФЗ (касается общего порядка), заявлений по соответствующим вопросам, представленные для их обоснования документы и заключения на них;
– исполнение решений, принятых Президентом России по вопросам гражданства в отношении тех лиц, которые проживают за пределами страны;
– рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России, которые поданы проживающими за пределами РФ лицами, и принятие решений по соответствующим вопросам в упрощенном порядке согласно статье 14, частям 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26 ФЗ;
– ведение учета лиц, в отношении которых консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами РФ, находящимися за пределами России, были приняты решения по вопросам изменения гражданства;
– оформление гражданства России согласно части 2 статьи 26 ФЗ;
– отмена решений по вопросам гражданства России согласно статье 23 ФЗ «О гражданстве».
Таким образом, в системе государственных органов в решении вопросов гражданства в России выделяют: Президента РФ, Главное управление по вопросам миграции МВД РФ и его территориальные органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения.
lecu.ru
Сроки получения гражданства России
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, принимая решение о приобретении гражданства Российской Федерации и выбирая для себя в соответствии с действующим российским законодательством при наличии определенных условий наиболее приемлемый вариант, наряду с другими факторами, влияющими на его выбор, учитывает срок, в течение которого он сможет стать гражданином России.
Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства РФ регламентированы статьей 35 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Необходимо отметить, что предусмотренные законодательством сроки рассмотрения материалов о гражданстве и принятия по ним решений, являются максимальными и не могут подлежать корректировке сотрудниками подразделений по вопросам миграции в сторону их увеличения. Уменьшение этих сроков вполне возможно при четкой организации работы указанных подразделений и осуществлении строгого контроля со стороны руководства за работой своих подчиненных сотрудников.
Зачастую, именно нарушение сроков рассмотрения материалов о приеме в гражданство РФ, а также сроков исполнения принятых по ним решений, становится причиной жалоб со стороны претендентов на получение российского гражданства.
В нашей статье мы рассмотрим сроки принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем и упрощенном порядке, предусмотренные законодательством основания для сокращения сроков, а также сроки, в течение которых решения о приеме в российское гражданство должны быть исполнены.
О том, какие меры следует предпринять заявителю в случае нарушения сроков рассмотрения заявления о приеме в гражданство и исполнения принятого решения, можно также узнать из содержания данной статьи.
Срок принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке
Срок рассмотрения документов о приеме в гражданство РФ и принятии по ним решений напрямую зависит от порядка и оснований приобретения гражданства.
Принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых надлежащим образом оформленных документов.
Процедура приема в гражданство РФ в общем порядке является наиболее сложной и длительной.
Подробно этот вопрос освещен в отдельной статье нашего сайта.
Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены основания для смягчения условий приема в гражданство РФ в общем порядке для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
Следует отметить, что предусмотренные законом основания, хотя и смягчают условия приема в гражданство РФ в общем порядке, но на сроки принятия решений не влияют.
Информация об обстоятельствах, смягчающих условия приема в гражданство РФ в общем порядке содержится в данной публикации.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.
Сроки принятия решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Указанный шестимесячный срок принятия решений сокращается до трех месяцев в следующих случаях:
-
Приобретение гражданства РФ участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона).
Общие сведения о Программе переселения, а также о преимуществах приобретения гражданства РФ в качестве участника Программы вы можете получить, ознакомившись с содержанием этой статьи.
Перечень документов, необходимых для участия в Программе, приведен здесь.
Категории граждан, которые могут стать участниками Программы рассмотрены в данной публикации.
Порядок получения гражданства РФ участниками программы переселения соотечественников рассмотрен здесь.
Перечень документов, необходимых для этого, приведен в данной статье.
-
Приобретение гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, признанными в установленном порядке носителями русского языка (часть 2.1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона).
О том, кто может получить статус носителя русского языка, о порядке его получения, а также о преимуществах и недостатках приобретения гражданства РФ в качестве носителя русского языка, вы можете узнать из содержания этой статьи.
Перечень документов, необходимых для получения вышеуказанного статуса, приведен в следующей публикации.
Порядок приема в гражданство РФ в качестве носителя русского языка нами рассмотрен здесь.
-
Приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.
Рассмотрению вопроса о порядке приема в гражданство РФ в соответствии с четырехсторонним Соглашением посвящена эта статья нашего сайта.
В соответствии с частью 3 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются территориальными органами по вопросам миграции МВД России.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.
Срок, в течение которого решения должны быть исполнены
О результатах рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ заявитель должен быть проинформирован в письменном виде путем направления по почте по месту его проживания извещения о принятом решении.
Для этого установлен месячный срок со дня издания указа Президента РФ о приеме иностранного гражданина или лица без гражданства в гражданство России в общем порядке либо принятия соответствующим территориальным подразделением по вопросам миграции решения о приеме заявителя в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Получив указанное извещение, иностранный гражданин или лицо без гражданства, приобретшие гражданство РФ, могут обратиться в подразделение по вопросам миграции с заявлением о выдаче внутреннего российского паспорта, если они приобрели российское гражданство на территории России.
В этом случае лица, достигшие 14-летнего возраста, документируются внутренними паспортами гражданина РФ.
Сведения о детях, не достигших указанного возраста, приобретших гражданство РФ, вносятся во внутренние российские паспорта их родителей, которые приобрели гражданство РФ вместе с ребенком или имели его ранее.
Сроки оформления внутренних российских паспортов установлены пунктом 16 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.
В соответствии с вышеуказанным пунктом Положения:
-
в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
-
в случае обращения гражданина в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства паспорт оформляется в 30-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приобретение гражданства РФ ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, может быть подтверждено проставлением штампа в свидетельство о рождении ребенка.
В случае приобретения российского гражданства путем обращения с заявлением в консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации за пределами РФ заявителю, в качестве документа, подтверждающего прием в гражданство РФ, выдается заграничный паспорт гражданина РФ.
При этом, заграничный паспорт может быть выдан, в том числе и ребенку, не достигшему 14-летнего возраста.
Что делать, если сроки приема в гражданство РФ нарушены
Нарушение сроков рассмотрения и исполнения решений по материалам о приеме в гражданство Российской Федерации является нарушением действующего российского законодательства о гражданстве.
При нарушении сроков рассмотрения материалов о приеме в гражданство РФ заявитель должен знать и уметь применить на практике меры по защите своих законных прав.
Причем, начинать действовать нужно сразу же, как только установленный законом срок хотя бы незначительно, но нарушен.
Нарушение может произойти на любом этапе рассматриваемой процедуры: вынесения решения, информирования заявителя о принятом решении, оформления и выдачи документа, подтверждающего гражданство РФ.
Не нужно следовать указаниям чиновников, которые советуют «прийти примерно через недельку или две» либо «ожидайте, мы вам позвоним».
Ничего не следует ожидать. Если имеет место нарушение срока на любом этапе, нужно сразу же обратиться к сотруднику, принявшему документы, и заявить о своем намерении, в случае продолжения нарушения срока обратиться с заявлением на имя вышестоящих руководителей, вплоть до Министра внутренних дел РФ.
Если со стороны сотрудника не последовало никакой реакции, есть необходимость обратиться к руководителю этого подразделения на личный прием, подготовив при этом письменные заявления на имя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России, прокурора и в администрацию Уполномоченного по правам человека.
Копии этих обращений адресуйте начальнику территориального управления по вопросам миграции.
Зачастую этих мер достаточно для устранения допущенных нарушений сроков.
Если меры по устранению нарушений в разумные сроки не приняты, следует обратиться к руководителю территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России в соответствующем субъекте РФ (крае или области).
Сделать это можно любым удобным для заявителя способом: по телефону, почтовым отправлением, по электронной почте, а также обратившись на личный прием.
На официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России можно узнать адреса (в том числе адрес электронной почты) и номера телефонов (в том числе «Горячей линии»).
Как свидетельствует практика, в настоящее время наиболее эффективным является направление через официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России письменного обращения в форме электронного документа.
Защищая свои законные права, заявитель может воспользоваться не только перечисленными выше способами.
В зависимости от конкретных жизненных обстоятельств (длительности нарушения, поведения чиновников, их отношения к конкретному заявителю) есть необходимость воспользоваться возможностью обратиться любым удобным способом в прокуратуру, в Администрацию Президента РФ, к Уполномоченному по правам человека в РФ.
В настоящее время без особых сложностей можно найти нужные адреса и телефоны на официальных сайтах государственных структур и ведомств.
Защищая свои права и требуя от сотрудников подразделений по вопросам миграции исполнения предусмотренных действующим законодательством сроков приема в гражданство РФ нужно действовать активно и настойчиво.
Надеемся, что содержание данной статьи поможет вам аргументировать ваши требования и пройти процедуру приема в гражданство РФ в установленные законом сроки.
grazdanin-rf.ru
2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве рф.
2.1. Порядок решения дел о гражданстве.
«Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте». То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей – консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается письменно и удостоверяется нотариально.
Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течении шести месяцев.
Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
2.2. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве.
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).
Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.
Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:
ü приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
ü восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;
ü разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;
ü разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
ü отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
ü предоставления почетного гражданства Российской Федерации.
По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.
Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании».
При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.
Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
ü принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
ü проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
ü направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
ü определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
ü по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
ü принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
ü проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
ü направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
ü определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;
ü ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
ü по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
Заключение
Итак, я рассмотрела основные положения, касающиеся гражданства Российской Федерации. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме, но такая задача и не ставилась.
Подводя краткий итог своей курсовой работы, хочется дать краткое определение понятию «гражданство» Российской Федерации. Так что же такое гражданство? Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы, признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.
Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.
2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 17. 10. 2003 г.
3. Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» 2001г.
4. Козлова Е.И. «Конституционное право России» 2001 г.
5. Чиркин В.Е. «Конституционное право» 2003г.
6. Миронов В.Ф. «Гражданство в Российской Федерации»
studfiles.net