Содержание
Ограничение при наличных расчетах свыше 1000 МРП в Казахстане
При приеме денежных средств за реализацию товара/услуги каждый предприниматель и бухгалтер должен помнить о том, что в Казахстане действует ограничение по расчетам за наличные.
Согласно пункту 9 статьи 25 Закона от 26.07.2016 № 11-VI «О платежах и платежных системах», платежи по сделке, сумма которой превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются индивидуальными предпринимателями, состоящими на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридическими лицами в пользу другого индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица только в безналичном порядке.
Давайте рассмотрим подробнее в Таблице, на примере 2-х участников сделки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметим, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 147 Гражданского кодекса Республики Казахстан).
При этом ограничение распространяется на осуществление платежа в наличном порядке по сделке на сумму свыше 1000 МРП независимо от срока его действия и периодичности.
Осуществление платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше 1 000 МРП лицами, на которые распространяется ограничение, является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 266 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП).
ВАЖНО! На практике часто встречается так называемое дробление сделки на несколько однородных договоров, сумма которых не превышает 1 000 МРП, по которым оплата производится за наличные. Данные факты искусственного дробления сделок подлежат привлечению к ответственности по статье 266 КоАП.
Рассмотрим на примере.
Вопрос: ТОО А оказало ТОО В услуги по предоставлению спецтехники на общую сумму 10 000 000 тенге. Покупатель хочет рассчитаться наличными и просит чек. ТОО А подписывает с ТОО В несколько Договоров, каждый из которых не превышает ограничение в 1 000 МРП (2 778 000 в 2020 году), на услугу по предоставлению спецтехники. Будет ли являться наличный расчет по таким договорам, не превышающим 1 000 МРП, нарушением пункта 9 статьи 25 Закона от 26.07.2016 № 11-VI «О платежах и платежных системах»?
Ответ: В данном случае, с большой долей вероятности сделки по разным Договорам будут объединены в 1 сделку в силу своей однородности, что будет трактоваться как нарушение пункта 9 статьи 25 Закона от 26. 07.2016 № 11-VI «О платежах и платежных системах», то есть – расчету в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше одной тысячи месячных расчетных показателей.
ВАЖНО! Обратите внимание на подпункт 4) пункта 1 статьи 402 НК РК, который гласит:
Налогом на добавленную стоимость, не относимым в зачет, признается налог на добавленную стоимость, который подлежит уплате в связи с получением:
4) товаров, работ, услуг, по гражданско-правовой сделке оплата которых произведена за наличный расчет с учетом налога на добавленную стоимость независимо от периодичности платежа и превышает 1 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа.
Следовательно, если сделка, совершенная за наличный расчет, превышает предел в 1000 МРП, НДС из зачета у покупателя убирается.
С уважением, Елена Баринова
Применение ККТ в рамках нового законодательства: вопросы по фискальным документам и работе с кассой
Стремительно меняющееся законодательство и правила применения контрольно-кассовой техники невольно заставляют нас ежедневно сталкиваться с вещами, которые могут быть непонятны или незнакомы — изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» вносятся довольно часто. Именно поэтому мы собрали для вас самые актуальные вопросы и ответы на них. Здесь вы найдете информацию как о формировании фискальных документов в тех или иных случаях, которые могли показаться вам спорными. На примерах рассказываем и помогаем разобраться с тем, что делать в сложной ситуации.
1. ИП на патенте поставил и зарегистрировал кассу до 1 июля 2019 года. С этого времени он начал использовать онлайн-ККТ, но недавно обнаружил, что в чеках неправильно отображалась система налогообложения (вместо ПСН указывалась УСН-доходы) по независящим от него причинам (из-за недоработок на стороне разработчика системы). Сейчас ситуация исправлена. Какими штрафными санкциями это грозит? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Нужно ли пробивать чеки заново с правильной системой налогообложения?
Согласно пункту 4 статьи 4.3 54-ФЗ, есть чек коррекции, который предназначен специально для того, чтобы исправить ошибку. Лицо, добровольно исправившее ошибку, освобождается от привлечения к административной ответственности, если сообщило об этом до того, как об этом узнали налоговые органы. Поэтому формируйте чек коррекции на такие расчеты. Также дополнительно через личный кабинет налогоплательщика сообщите в ФНС о произошедшем. Санкции к вам применяться не будут.
2. Неспециализированные организации, не относящиеся к управляющим компаниям и сфере ЖКХ, оказывающие по ГПД услуги, например, по вывозу мусора, могут также применять льготу по формированию одного чека по итогу месяца? Второй вопрос: по запросу физлица ему надо выдавать чек, так как это сделать, если организация формирует единый чек по всем пользователям?
Единый кассовый чек для организаций ЖКХ формируется на ранее выданные авансы, то есть только по зачетам авансов. Вы все равно формируете каждый раз чек при поступлении денег от клиента, просто зачитываете вы их единым чеком. Единый чек формируется именно на зачет авансов, а не на все поступившие авансы. В вашем случае касса не нужна: вы организация, осуществляющая деятельность с другими организациями. По безналичной оплате касса не требуется.
3. Работодатель производит удержание из зарплаты сотрудников за трудовую книжку. Выдавать ли чек?
Нет, не нужно. Это не составляет природу расчета.
4. 10 июля пришла оплата через банк, организация отбила чек как аванс, а 12 июля человек подал показания счетчика, и оказалось, что абонент должник. Изменился признак способа расчета. Необходим ли исправительный чек, либо чеком на зачет аванса ситуацию можно исправить?
Чек коррекции не нужен, а вот чек на зачет аванса ситуацию исправит. Аванс в понимании форматов фискальных документов может быть как за оказанную услугу, так и за услугу, которая будет оказана в будущем.
5. Если после отбития чека на зачет аванса выясняется, что изменились данные — количество и стоимость услуг — необходим ли исправительный чек?
Да, чек коррекции необходим.
6. Можно ли в одном чеке указать всех абонентов, которые оплатили услугу?
Нельзя. Можно указать разные услуги в одном чеке, если оплатил один абонент, но нельзя указать в одном чеке разных абонентов.
7. Поступает оплата из банка от просто физических лиц и физических лиц, которые платят за юридических лиц. Чек на зачет аванса должен быть за всех физлиц, включая тех, кто платит за юрлица?
Да. Это необходимо, поскольку, если физлицо платит за юрлицо, то ФНС трактует это как расчет между физлицом и организацией.
8. По договору с российским юридическим лицом агентство выписывает авиабилеты иностранных авиакомпаний. Касса зарегистрирована в налоговой с признаком «Агент». При пробитии чека указывается тег 1222, признак агента по предмету расчета — это правильно?
Да, признак «Агент» — это правильно.
9. Надо ли в теге 1226 указать ИНН представительства иностранной авиакомпании? Что указывать в теге 1226, если у иностранной компании нет представительства в России?
Да, ИНН указывать нужно. Если представительства в России нет, тогда ничего не указывать. ФНС будет при контрольной деятельности ориентироваться на название иностранной организации.
10. Нужно ли применять ККТ организацией при возврате беспроцентного займа учредителю — физическому лицу? Займ выдавался без указания цели.
Займы по 54-ФЗ должны быть связаны с оплатой товаров, работ и услуг. Другие займы (для иных целей) не попадают под действие закона, а значит, не требуют применения ККТ.
11. Если подотчетному лицу не дали чек, либо выдали его без указания наименования нашей фирмы и ИНН, должна ли организация пробивать чек на расход, и в какой момент?
Во-первых, возврат и выдача денег подотчетному лицу — это не расчет. А когда подотчетное лицо получает какой-либо товар или услугу, касса применяется только одной стороной — продавцом. Подотчетное лицо с кассой не ездит.
12. Наше предприятие — туристическое агентство, оказывает услуги по агентским договорам (договорам комиссии за вознаграждение). К примеру, клиент оплачивал турпутевку в три этапа: 10, 20 и 30 июня, а заезд состоялся с 1 по 8 июля. Какой признак способа расчета мы должны отразить в чеке? В какой момент мы должны сделать зачет аванса?
У вас будет признак способа расчета «Предоплата». Зачет аванса производится в момент окончания тура.
13. Какой признак способа расчета указывать, если клиент полностью оплатил путевку 1 июля, а заезд с 20 по 30 июля?
Указывать надо «Предоплата 100%», а зачет предоплаты будет 30 июля.
14. У нас сельхозпредприятие. Работники покупают молоко, оплата производится за счет удержания из заработной платы. Должны ли мы пробивать чек и в какой момент?
Да, обязаны в момент выдачи товара. Однако если в рамках трудового договора вы пропишите, что вы молоко выдаете работникам, например, раз в неделю, и потом плату за молоко вычитаете из зарплаты, то тогда ККТ не нужно.
15. Организация «А» покупает товар у организации «Б». В свою очередь «А» оказывает маркетинговые услуги «Б». Нужно ли пробивать чек при зачете встречных требований между данными ООО?
Если расчеты происходят в безналичном порядке без применения электронного средства платежа, то ККТ не требуется.
16. Я ИП без наемных работников, планирую оказывать туристические услуги. Надо ли мне устанавливать кассу при безналичном расчете? Могу ли я пользоваться бумажным БСО, если физлицо перечисляет деньги мне на расчетный счет?
До 2021 года вы вправе не использовать кассу. Вы имеете право выдавать бумажный БСО.
17. У директора ООО есть корпоративная карта на его имя, привязанная к расчетному счету его организации. Он ею пользуется для оплаты бензина и канцтоваров. В чеках печатаются последние номера карты и ФИО директора. По списанным суммам директором, как подотчетником, составляется авансовый отчет. Должны ли с 1 июля 2019 года продавцы выдавать ему чек с наименованием и ИНН нашей организации? Считается ли такая оплата с карты оплатой с предъявлением электронного средства платежа?
Да, должны. Корпоративная карта является электронным средством платежа.
18. Мы оказываем услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Большая часть операций осуществляется без непосредственного взаимодействия с физическими лицами. Документ присылается по почте, а оплата наших услуг осуществляется в безналичном порядке: прием наличных в банке на наш счет, либо перечисление через банкомат. Должны ли мы применять ККТ? Если да, то как вручить чек клиенту, если он не появляется в офисе?
Касса нужна, ведь взимается плата за оказываемые вами услуги. Отправить чек клиенту можно по e-mail или в виде SMS-сообщения. Для этого клиент указывает адрес или номер телефона в договоре.
19. Предприятие удерживает коммунальные услуги из заработной платы сотрудников. Нужно ли пробивать на эти операции чек?
Если все удержания зарплаты, питание, коммунальные услуги, проезд, прописаны в ваших трудовых отношениях, то есть в договоре с сотрудниками, то все это рассматривается ФНС как внутренние отношения внутри организации, и касса не нужна. Если это не прописано в трудовых документах, то касса нужна.
20. В чеке ИНН покупателя – обязательный реквизит или рекомендуемый?
Для расчета между юридическими лицами ИНН надо указывать. Однако, если расчет происходит в сфере игорного бизнеса, то ИНН покупателя (клиента) можно не указывать, а заменить его паспортными данными.
21. Компания периодически оказывает услуги по доставке мелких комплектующих покупателю. Можно ли принимать наличные средства у покупателя дома, используя расположенную в офисе кассу? При этом чек с QR-кодом отправляется клиенту по электронной почте.
При разностной торговле касса может располагаться не в месте расчета. Если комплектующие доставляются на дом покупателю, который рассчитывается наличными средствами, то находящуюся вне места передачи кассу надо использовать в режиме передачи информации. Чек в таком случае направляется на электронную почту. Либо клиенту можно показать QR-код и предоставить возможность для его считывания.
22. Интернет-магазин арендует кассу, которая фактически находится у арендодателя. При расчетах с физическими лицами, какой адрес должен быть в чеке: места нахождения кассы или интернет-магазина?
Адрес местонахождения кассы с фискальным накопителем указывается в заявлении на регистрацию кассы в налоговом органе. В кассовом чеке обозначается адрес места расчета, в данном случае, адрес сайта пользователя.
Следует обратить внимание на то, что при аренде кассы фискальный накопитель должен быть в собственности интернет-магазина. Он должен храниться в течение пяти лет для предъявления в налоговый орган при возникновении каких-либо вопросов.
23. Компания реализует билеты на мероприятия по агентским договорам. При продажах билетов чек БСО должен выдаваться на каждое отдельное место или можно в одном чеке указать несколько мест. Если в чеке можно указать несколько мест, то какое максимальное количество допустимо в одном чеке?
Количество чеков зависит не от мест, а от расчетов клиентов. Если покупатель оплачивает сразу несколько мест, то выдается один чек. Если за одно место, то в БСО значится одно место. Кроме количества купленных билетов в чеке указывается название мероприятия, цена за указанную услугу и, например, зону зала.
24. Можно ли продавать билеты на мероприятия в режиме «чек», если этот чек содержит все параметры БСО?
По закону 54-ФЗ, кассовый чек выдается при продаже и товаров, и услуг. Бланк строгой отчетности выдается только на оказанные услуги. Следовательно, при реализации билетов на мероприятия можно выдавать кассовый чек.
25. Если мы хотим продавать билеты с сервисным сбором, то можем ли мы в кассовом аппарате в режиме БСО пробивать чек на сервисный сбор? Или необходимо приобретать дополнительный кассовый аппарат?
Дополнительный кассовый аппарат приобретать не нужно. При продаже кассовых билетов в бланке строгой отчетности отдельной строкой следует размещать стоимость билетов и сервисный сбор.
26. Нужно ли указывать в чеке размер комиссионного вознаграждения?
Денежный расчет производится с клиентом, и если комиссия тоже удерживается с него, то в кассовом чеке необходимо указывать размер комиссионного вознаграждения.
По итогам реализации билетов агенту определяется итоговая сумму его вознаграждения. Если агент – индивидуальный предприниматель или юрлицо, то вознаграждение перечисляется безналичным способом оплаты, и чек не формируется. Если оплата происходит наличными средствами, то на эту сумму формируется кассовый чек с наименованием услуги по реализации билетов.
27. Согласно Федеральному закону 129 ФЗ от 6.06.19, ИП без работников при реализации билетов с лотка и с рук в государственные и муниципальные театры освобождены от применения ККТ. А если организатор коммерческая компания, то применение ККТ обязательно?
Обязательно. Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей.
28. В шиномонтаже не выдан чек. Как отразить оплату за данную услугу в затратах?
Обратиться в территориальную налоговую инспекцию. Будет проведена проверка, в ходе которой сотрудника привлекут в качестве потерпевшей стороны. Материалы дела могут быть использованы в качестве документов, подтверждающих расходы.
29. Можно ли закрыть смену раньше окончания рабочего дня, если точно известно, что поступлений денежных средств точно не будет?
Если понимаете, что расчетов до конца рабочего дня не будет, конечно, можете ее закрыть. В течение дня можно открывать несколько рабочих смен без ограничений. А если расчетов и вовсе не предвидится, то смену можно и совсем не открывать.
30. Будет ли считаться нарушением пробитие кассового чека на следующий день после платежа, если денежные средства поступили нам после рабочего дня?
Если расчеты безналичные, то кассовый чек формируется в электронном виде. Если известен электронный адрес клиента, то чек следует отправить на него. Если электронный адрес не известен, то чек можно передать при личной встрече, но уже на бумажном носителе. Для таких ситуаций можно сформировать кассовый чек не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета.
31. Организация арендует для своих сотрудников у арендодателя квартиры. И оплачивает помимо арендной платы коммунальные расходы по счетам, предъявляемым арендодателям, которые возмещаются сотрудниками. Возникает ли обязанность применения ККТ, в том числе с 1.07.2019, при удержании из заработной платы сотрудников: арендной платы, возмещения коммунальных расходов, стоимости питания сотрудников, стоимости превышения лимита по сотовой связи?
Следует посмотреть разъяснение ФНС РФ от 14. 08.2018 АС-4-20/15707. Это разъяснение по применению контрольно-кассовой техники в случае, если денежные средства удерживаются именно из зарплаты сотрудников.
Общий подход такой: если трудовым договором предусмотрено, что у сотрудника будут по его расходам удерживаться такие денежные средства, то в пределах установленного лимита (до 20%) не требуется применение ККТ.
32. Освобождаются ли все жилищные объединения (товариществ собственников жилья) — ТСЖ, ЖСК и ЖК — от применения ККТ при осуществлении прямых, т.е. осуществленных в присутствии физлица и сотрудника ТСН, наличных и эквайринговых платежей за коммунальные услуги и содержание жилья, в том числе за взнос на капремонт, вне зависимости от того, все собственники или не все являются членами ТСН?
ККТ не применяется
• товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами),
• жилищными, жилищно-строительными кооперативами,
• иными специализированными потребительскими кооперативами
за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, кроме расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением ЭСП при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.
Относительно привязки к членству, то здесь официальных разъяснений пока нет — нужно их дождаться. Следует отправить запрос в ФНС РФ и получить ответ.
33. В случае, если онлайн-касса используется при расчетах с пассажирами на борту автобуса, обязательно ли при регистрации ККТ указывать государственный номер транспортного средства? Или этот номер может задаваться для вывода в чек в ПО кассы динамически при открытии смены?
Есть два адреса, которые указаны в 54-ФЗ. Первый — это адрес места установки, места регистрации ККТ, который указывается в заявлении о регистрации. Второй — адрес места расчета, который указывается в кассовом чеке.
В данном случае вы указываете адрес места регистрации, например, место стоянки ТС. Но когда формируете чек и применяете кассу в автотранспорте, то там формируете в кассовом чеке в адресе места расчета номер транспортного средства. Поэтому там можете указывать динамически и выводить его каждый раз.
То есть для какого-то одного ТС местом расчета будет автобус номер 1, а для какого-то на этой же кассе можно формировать кассовый чек с другим госномером.
Так что этот вопрос полностью зависит от автоматизации.
34. Нужно ли применять ККТ при приеме денежных средств от дольщиков за квартиры? Деньги принимает заказчик-застройщик.
Минфин несколько раз давал разъяснения по этому поводу в прошлом году. Если идет реализация квартир, то касса применяется. А если идет прием денег от дольщиков (по закону о долевом строительстве), то касса не применяется.
35. Какой датой необходимо оформлять кассовый чек при реализации физлицам услуг в случае, если дата отражения реализации в учетной системе позже, чем дата хозяйственной операции? Например, задержка получения расчетных данных.
Здесь нет никаких исключений — у вас есть момент расчета, и есть один рабочий день после.
36. Возможно ли формировать кассовый чек позже или раньше, чем дата реализации?
В момент расчета его необходимо формировать. Если у вас идет реализация, передача товара сегодня, то и чек надо формировать сегодня.
37. В какой момент должен быть отправлен чек физлицу при формировании и реализации на конец отчетного периода календарного месяца, например, за аренду коммунальной услуги, если последнее число месяца приходится на выходной день?
Если расчет происходит в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, то есть 10 календарных дней на формирование чека по окончанию расчетного периода. Если даже десятый день приходится на выходной, то можно, например, сформировать на восьмой день.
То есть максимум 10 календарных дней и никаких исключений насчет выходного дня.
38. Наше учреждение имеет статус казенного. Одновременно мы являемся администратором дохода по следующим видам: расчеты по приему платежей за наем жилья от граждан, оказание услуг ООО, ТСН по предоставлению информации, оказание услуг по приватизации жилых помещений в собственность граждан. Необходимо ли учреждению применять ККТ по всем трем видам доходов, или только в отношении первого и третьего?
Если вы оказываете услуги и осуществляете расчеты, то по общему правилу вы обязаны применить ККТ.
Однако по второму виду доходов, действительно, касса может не применяться, но только если расчет по таким услугам осуществляется с расчетного счета юридического лица на ваш расчетный счет, и без применения электронного средства платежа (ЭСП).
В первом же и третьем случае, если расчет происходит с физическим лицом, то применение ККТ обязательно.
39. Компания на УСН оказывает физлицам услуги по управлению дачными поселками. Получает плату за уборку территории, охрану, водоснабжение, электричество и так далее. Счета жителям выставляются ежемесячно, жители оплачивают услуги в следующем месяце за отчетный. Кто-то платит округленную сумму, чуть большую, чем выставлена к оплате. Сколько чеков мы должны пробить на поступившую сумму, включающую в себя оплату за услуги предыдущего месяца и «хвостик» аванса за услуги следующего месяца?
Достаточно пробить два чека: на оплату ранее оказанных услуг и на аванс. Вы оказали услуги и представили покупателю счет, он его оплатил, соответственно здесь можно сформировать кассовый чек — полная оплата, услуги. Если сумма платежа превышает, то формируете чек на аванс. Но в последующем нужно формировать чеки на зачет этого аванса.
В данной ситуации расчеты с клиентами будут индивидуальны.
Он заплатил — вы сформировали чек. Дальше учли ранее внесенную оплату в счет каких-то потребленных услуг, тоже сформировали кассовый чек.
Отправить
Запинить
Твитнуть
Поделиться
Информационный бюллетень по правилу регистрации MSB
Сегодня Казначейство публикует окончательное правило, касающееся применения Закона о банковской тайне («BSA») к тем небанковским финансовым учреждениям, которые называются «предприятиями, предоставляющими денежные услуги» (или «MSB»). Правило (i) пересмотрит определение некоторых предприятий для целей BSA и (ii) потребует от MSB регистрации в Министерстве финансов.
Правило основано на уведомлении о предлагаемом нормотворчестве, выпущенном 21 мая 1997 г. См. 62 FR 27890. Регистрация MSB требуется в соответствии с Законом о борьбе с отмыванием денег от 1994, который также требует от MSB вести список своих агентов, который будет доступен регулирующим органам и следователям по запросу.
Правило обычно применяется к пяти классам финансового бизнеса. Этими предприятиями являются (1) торговцы или обменники валюты, (2) обналичивающие чеки, (3) эмитенты дорожных чеков или денежных переводов, (4) продавцы или выкупщики дорожных чеков или денежных переводов и (5) денежные переводы.
В соответствии с окончательным правилом —
- MSB должны зарегистрироваться в Министерстве финансов и продлевать свою регистрацию каждые два года.
- Агенты MSB теперь не обязаны регистрироваться независимо от долларового объема их деятельности по обслуживанию денег (в отличие от предлагаемого правила), если только они не участвуют в деятельности по обслуживанию денег как от своего имени, так и в качестве агента для других.
- MSB должны вести список своих агентов и ежегодно обновлять этот список.
- Первоначальная регистрационная форма должна быть подана до 31 декабря 2001 г., а первоначальный список агентов должен быть подготовлен до 1 января 2002 г.
- Термин «бизнес по оказанию денежных услуг» не включает банк или лицо, зарегистрированное и регулируемое или проверенное Комиссией по ценным бумагам и биржам или Комиссией по торговле товарными фьючерсами.
- Определение перевода денег поясняет, что деятельность, которая делает лицо переводом денег, должна осуществляться как бизнес, и что, как правило, прием и передача средств являются неотъемлемой частью исполнения и расчета по операции, отличной от сама по себе передача денежных средств (например, в связи с добросовестной продажей ценных бумаг) не приведет к тому, что лицо будет осуществлять денежные переводы.
- Эмитенты и продавцы хранимой стоимости включены в список MSB, но в настоящее время от них не требуется регистрация.
- Казначейство также объявляет о своем намерении ввести требования к отчетности о подозрительной деятельности для денежных переводов, дорожных чеков и денежных переводов в отрасли. В ближайшие месяцы Министерство финансов и FinCEN будут работать с отраслью над разработкой руководства по выявлению подозрительной деятельности.
- Для обеспечения эффективной реализации Казначейство не будет требовать сообщения о подозрительных транзакциях до завершения процесса регистрации.
Руководство, относящееся к правилу регистрации MSB
Это руководство предназначено для ответов на общие основные вопросы, касающиеся реализации новых правил. Он не претендует на то, чтобы быть всеобъемлющим и не заменяет собой правила.
1. На чем основано окончательное правило?
Окончательное правило основано на одном из трех предложенных правил, касающихся предприятий, предоставляющих денежные услуги, опубликованных 21 мая 1997 года. См. 62 FR 27890-27917. Уведомление о предлагаемом нормотворчестве, к которому относится окончательное правило, в свою очередь, было основано на полномочиях, предоставленных министру финансов в соответствии с Законом о банковской тайне, разделы I и II публикации. L. 91-508 с поправками, кодифицированный в 12 U.S.C. 1829b, 12 USC 1951–1959 и 31 USC. 5311-5330. Закон о банковской тайне уполномочивает министра финансов , в частности , для издания правил, требующих от финансовых учреждений вести учет и подавать отчеты, которые, как определено, имеют высокую степень полезности в уголовных, налоговых и нормативных вопросах. Раздел 5330, который был добавлен Законом о борьбе с отмыванием денег 1994 года, требует, чтобы предприятия, предоставляющие денежные услуги, регистрировались в Министерстве финансов и составляли список своих агентов.
2. Что предусматривает последнее правило?
Окончательное правило пересматривает определения некоторых небанковских финансовых учреждений для целей Закона о банковской тайне и объединяет пересмотренные определения в отдельную категорию, называемую «предприятия, предоставляющие денежные услуги» или «MSB». MSB обычно представляет собой любой бизнес, связанный с переводом денег (кроме банков, брокеров-дилеров и комиссионных торговцев фьючерсами), выпуском, продажей или погашением денежных переводов и дорожных чеков, обналичиванием чеков или обменом валюты.
Окончательное правило также требует, чтобы некоторые MSB регистрировались в Министерстве финансов и вели текущий список своих агентов для проверки, по запросу, любым соответствующим правоохранительным органом.
3. Чем окончательное правило отличается от уведомления о предлагаемом нормотворчестве?
FinCEN получил более шестидесяти комментариев, многие из которых были достаточно объемными и подробными и полностью или частично касались вопросов, поднятых предлагаемым правилом. На основе тщательного изучения этих замечаний и после дальнейшего обсуждения в предложенное правило были внесены следующие принципиальные изменения, которые отражены в окончательном варианте правила.
Во-первых, окончательное правило временно отменяет правила регистрации агентов с большими объемами. FinCEN получил много негативных отзывов о предложенном требовании о регистрации агента.
Во-вторых, и как следствие первого изменения, описанного выше, последнее правило добавляет один дополнительный элемент к информации, которая должна быть включена в список агентов, – обозначение каждого месяца за предыдущие 12 месяцев, в течение которых валовая сумма агента от продажи продуктов или услуг, предлагаемых бизнесом денежных услуг, который ведет список агентов, превышает 100 000 долларов США.
В-третьих, в окончательное правило добавлена формулировка, предусматривающая, что запросы на предоставление информации о списке агентов должны координироваться через FinCEN в порядке и в объеме, определенных FinCEN.
В-четвертых, эмитенты и продавцы хранимой стоимости, которые по-прежнему определяются как финансовые учреждения для целей Закона о банковской тайне, были освобождены от требований регистрации и списка агентов, содержащихся в окончательном правиле.
Наконец, первоначальная регистрационная форма должна быть подана до 31 декабря 2001 г., а первоначальный список агентов должен быть подготовлен до 1 января 2002 г.
4. Как определяются предприятия, предоставляющие денежные услуги?
MSB специально определены для включения каждого агента, агентства, филиала или офиса в Соединенных Штатах любого лица (за исключением банка или лица, зарегистрированного, регулируемого или проверенного Комиссией по ценным бумагам или Комиссией по торговле товарными фьючерсами) ведение бизнеса в одном или нескольких из следующих направлений:
- валютный дилер или обменник;
- кассир чеков;
- эмитент дорожных чеков, денежных переводов или сохраненных ценностей;
- продавец или комиссионер дорожных чеков, денежных переводов или сохраненных ценностей;
- денежный передатчик; и
- Почтовой службы США (за исключением продажи почтовых отправлений или филателистической продукции).
Несмотря на вышеизложенное, лица, которые не обменивают валюту, денежные чеки или не выпускают, не продают или не выкупают дорожные чеки, денежные переводы или сохраненные ценности на сумму, превышающую 1000 долларов США, любому лицу в любой день в рамках одной или нескольких транзакций, не MSB для целей Закона о банковской тайне.
5. Кто должен регистрировать и хранить списки агентов?
Как правило, каждый MSB, кроме Почтовой службы США, федерального, государственного или местного правительственного учреждения или эмитента, продавца или выкупа хранимой стоимости, должен зарегистрироваться в Министерстве финансов и вести список своих агентов. .
Агенты MSB не обязаны регистрировать или вести список своих собственных агентов, если они являются MSB исключительно потому, что они служат агентами других компаний, предоставляющих денежные услуги. Таким образом, лицо, которое занимается деятельностью MSB как от своего имени, так и в качестве агента для других, должно зарегистрироваться. Например, корпорация супермаркетов, которая действует в качестве агента эмитента денежных переводов и не оказывает никаких других услуг такого характера и стоимости, которые могли бы сделать корпорацию MSB, не обязана регистрироваться. Однако регистрация потребуется, если корпорация супермаркета, помимо действий в качестве агента эмитента денежных переводов, обналичивания чеков или обмена валюты (кроме агента другого бизнеса) на сумму, превышающую 1000 долларов США в наличной или денежной форме. или другие инструменты для любого лица в любой день, в одной или нескольких транзакциях.
Хотя эмитенты и продавцы хранимой стоимости включены в список MSB, в настоящее время от них не требуется регистрировать или вести список своих агентов.
6. Как регистрируется предприятие по оказанию денежных услуг?
MSB должен зарегистрироваться, заполнив форму, указанную FinCEN, в Вычислительный центр предприятия в Детройте Службы внутренних доходов (или в другом месте, указанном в форме). Информация, требуемая 31 U.S.C. 5330(b) и любая другая информация, требуемая формой, должна сообщаться в порядке и в объеме, требуемом формой. FinCEN планирует продолжить работу с индустрией денежных услуг для разработки регистрационной формы. В рамках этого процесса FinCEN опубликует в Федеральном реестре отдельное уведомление о форме.
7. Какая информация должна храниться в списке агентов?
В список агентов должна быть включена следующая информация:
- имя, адрес и номер телефона агента;
- тип услуги или услуг, которые агент предоставляет от имени MSB, поддерживающего список агентов;
- список месяцев в течение 12 месяцев, непосредственно предшествующих дате самого последнего списка агентов, в которых валовая сумма сделки агента от продажи продуктов или услуг, предлагаемых MSB, поддерживающим список агентов, превышает 100 000 долларов США;
- название и адрес банка, в котором агент ведет расчетный счет для всех или части средств, полученных от продажи продуктов или услуг, предлагаемых MSB, поддерживающим список агентов;
- год, когда агент впервые стал агентом MSB, поддерживающим список агентов; и
- количество филиалов или субагентов, которые есть у агента.
8. Когда вступают в силу требования к регистрации и списку агентов?
MSB должен быть зарегистрирован в течение первоначального периода регистрации и каждого периода продления. Как правило, первоначальная регистрационная форма должна быть подана до 31 декабря 2001 г.; первоначальная регистрация действительна в течение периода первоначальной регистрации, который представляет собой двухлетний календарный период, начинающийся 1 января 2002 г. Каждый двухгодичный период, следующий за периодом первоначальной регистрации, является периодом продления.
Первоначальный список агентов, как правило, должен быть подготовлен к 1 января 2002 г. и должен пересматриваться 1 января каждого года за непосредственно предшествующий 12-месячный период. Для MSB, созданных после 31 декабря 2001 г., первоначальный список агентов должен быть подготовлен до истечения срока подачи первоначальной регистрационной формы и должен пересматриваться каждого 1 января за непосредственно предшествующий 12-месячный период.
9. Каковы последствия несоблюдения требований регистрации или списка агентов?
Любое лицо, не выполнившее требование о регистрации или списке агентов, может быть подвергнуто административному штрафу в размере 5000 долларов США за каждое нарушение. Каждый день, в течение которого происходит нарушение, является отдельным нарушением. Кроме того, министр финансов может подать гражданский иск о продолжении нарушения. Наконец, лицо, не прошедшее регистрацию в соответствии с окончательным правилом, может быть привлечено к уголовной ответственности.
10. Каков статус других ожидаемых предложенных правил, касающихся предприятий денежных услуг?
Второе предлагаемое правило, опубликованное 21 мая 1997 г., см. 62 FR 27900-27909, требует от отправителей денег, а также от эмитентов, продавцов и выкупателей денежных переводов и дорожных чеков сообщать о подозрительных транзакциях. Сообщения о подозрительной деятельности всех классов финансовых учреждений, подпадающих под действие Закона о банковской тайне, являются важной частью усилий правительства по борьбе с отмыванием денег в целом и его усилий по усилению контроля за отмыванием денег в MSB в частности. Министерство финансов стремится создать наиболее экономичный режим отчетности как для правоохранительных органов, так и для задействованных отраслей. Чтобы обеспечить эффективную реализацию, отчеты о подозрительной деятельности соответствующими классами MSB не будут начинаться до окончания первоначального периода регистрации.
Третье предлагаемое правило, опубликованное 21 мая 1997 г., см. 62 FR 27909-27917, добавит специальное правило отчетности для денежных переводов, участвующих в переводе средств лицам за пределами Соединенных Штатов. Принятие решения по предложенному правилу откладывается, но в настоящее время предложение не отзывается.
11. К кому следует обращаться в компанию, предоставляющую финансовые услуги, с дополнительными вопросами, касающимися требований к регистрации и списку агентов?
Любая компания, предоставляющая денежные услуги, может связаться с отделом разработки программ FinCEN по телефону (703) 9.05-3975 или в офис главного юрисконсульта FinCEN по телефону (703) 905-3590 по вопросам, касающимся правил Закона о банковской тайне.
Федеральная торговая комиссия США (FTC) налагает штраф в размере 5 миллиардов долларов США и вводит новые масштабные ограничения конфиденциальности на Facebook. Смотрите архивное видео пресс-конференции.
Среди участников были: председатель Федеральной торговой комиссии Джо Саймонс, уполномоченные Федеральной торговой комиссии Ноа Джошуа Филлипс и Кристин С. Уилсон, а также Густав В. Эйлер, директор Отдела защиты прав потребителей Департамента юстиции по гражданским делам.
Facebook, Inc. заплатит рекордный штраф в размере 5 миллиардов долларов и подчинится новым ограничениям и измененной корпоративной структуре, которая будет привлекать компанию к ответственности за решения, которые она принимает в отношении конфиденциальности своих пользователей, для урегулирования Федеральной торговой комиссии. обвинения в том, что компания нарушила приказ Федеральной торговой комиссии от 2012 года, обманув пользователей относительно их способности контролировать конфиденциальность своей личной информации.
Штраф в размере 5 миллиардов долларов против Facebook является крупнейшим из когда-либо наложенных на какую-либо компанию за нарушение конфиденциальности потребителей и почти в 20 раз превышает самый крупный штраф в отношении конфиденциальности или безопасности данных, когда-либо наложенный в мире. Это один из крупнейших штрафов, когда-либо наложенных правительством США за любое нарушение.
Объявленный сегодня приказ об урегулировании также налагает новые беспрецедентные ограничения на деловые операции Facebook и создает несколько каналов соблюдения. Приказ требует от Facebook реструктурировать свой подход к конфиденциальности с уровня корпоративного совета и устанавливает новые надежные механизмы, гарантирующие, что руководители Facebook несут ответственность за решения, которые они принимают в отношении конфиденциальности, и что эти решения подлежат осмысленному надзору.
«Несмотря на неоднократные обещания миллиардам пользователей по всему миру, что они могут контролировать, как передается их личная информация, Facebook подорвал выбор потребителей», — сказал председатель FTC Джо Саймонс. «Масштаб штрафа в размере 5 миллиардов долларов и широкомасштабная помощь в связи с поведением беспрецедентны в истории Федеральной торговой комиссии. Послабление предназначено не только для наказания за будущие нарушения, но, что более важно, для изменения всей культуры конфиденциальности Facebook, чтобы снизить вероятность повторения нарушений. Комиссия серьезно относится к конфиденциальности потребителей и будет обеспечивать соблюдение распоряжений FTC в полном соответствии с законом».
«Министерство юстиции стремится защищать конфиденциальность данных потребителей и следить за тем, чтобы компании социальных сетей, такие как Facebook, не вводили людей в заблуждение относительно использования их личной информации», — заявила помощник генерального прокурора Джоди Хант из Гражданского отдела Министерства юстиции. «Историческое наказание и условия соблюдения этого мирового соглашения принесут пользу американским потребителям, и Департамент ожидает, что Facebook будет относиться к своим обязательствам в отношении конфиденциальности со всей серьезностью».
Более 185 миллионов человек в США и Канаде ежедневно используют Facebook. Facebook монетизирует информацию о пользователях с помощью целевой рекламы, которая принесла большую часть дохода компании в размере 55,8 млрд долларов в 2018 году. Чтобы побудить пользователей делиться информацией на своей платформе, Facebook обещает пользователям, что они могут контролировать конфиденциальность своей информации через настройки конфиденциальности Facebook.
После годичного расследования, проводимого Федеральной торговой комиссией, Министерство юстиции подаст жалобу от имени Комиссии, утверждая, что Facebook неоднократно использовал вводящие в заблуждение раскрытия информации и настройки для подрыва предпочтений пользователей в отношении конфиденциальности в нарушение приказа Федеральной торговой комиссии от 2012 года. Эта тактика позволила компании делиться личной информацией пользователей со сторонними приложениями, которые были загружены «друзьями» пользователя в Facebook. FTC утверждает, что многие пользователи не знали, что Facebook делится такой информацией, и поэтому не предпринимали шагов, необходимых для отказа от обмена.
Кроме того, FTC утверждает, что Facebook предпринял неадекватные шаги для борьбы с приложениями, которые, как ему было известно, нарушают правила его платформы.
В рамках связанного, но отдельного события Федеральная торговая комиссия также объявила сегодня о разделении правоохранительных органов против компании по анализу данных Cambridge Analytica, ее бывшего главного исполнительного директора Александра Никса и Александра Когана, разработчика приложений, который работал с компанией, утверждая, что они использовали ложные и вводящие в заблуждение методы сбора личной информации миллионов пользователей Facebook. Коган и Никс договорились об урегулировании с FTC, которое ограничит их ведение любого бизнеса в будущем.
Новые требования к распоряжению Facebook
Чтобы Facebook не обманывал своих пользователей в отношении конфиденциальности в будущем, новый 20-летний порядок урегулирования FTC пересматривает способ, которым компания принимает решения о конфиденциальности, повышая прозрачность принятия решений и привлекая Facebook к ответственности. через перекрывающиеся каналы соответствия.
Приказ создает большую ответственность на уровне совета директоров. Он учреждает независимый комитет по конфиденциальности совета директоров Facebook, лишая генерального директора Facebook Марка Цукерберга беспрепятственного контроля над решениями, затрагивающими конфиденциальность пользователей. Члены комитета по конфиденциальности должны быть независимыми и назначаются независимым комитетом по выдвижению кандидатур. Члены могут быть уволены только квалифицированным большинством членов совета директоров Facebook.
Приказ также повышает ответственность на индивидуальном уровне. Facebook будет обязан назначить сотрудников по соблюдению требований, которые будут нести ответственность за программу конфиденциальности Facebook. Эти специалисты по соблюдению требований подлежат утверждению комитетом по конфиденциальности нового совета директоров и могут быть уволены только этим комитетом, а не генеральным директором Facebook или сотрудниками Facebook. Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг и назначенные сотрудники по соблюдению требований должны независимо друг от друга представлять в FTC ежеквартальные подтверждения того, что компания соблюдает программу конфиденциальности, предусмотренную приказом, а также ежегодное подтверждение того, что компания в целом соблюдает приказ. Любая ложная сертификация повлечет за собой индивидуальную гражданскую и уголовную ответственность.
Приказ также усиливает внешний надзор за Facebook. Приказ расширяет возможности независимого стороннего оценщика оценивать эффективность программы конфиденциальности Facebook и выявлять любые пробелы. Проводимые раз в два года оценки программы конфиденциальности Facebook оценщиком должны основываться на независимом сборе фактов, выборке и тестировании оценщиком и не должны основываться главным образом на утверждениях или свидетельствах руководства Facebook. Приказ запрещает компании делать какие-либо искажения перед оценщиком, который может быть утвержден или удален FTC. Важно отметить, что независимый оценщик должен будет ежеквартально отчитываться непосредственно перед новым комитетом совета по вопросам конфиденциальности. Приказ также разрешает FTC использовать инструменты обнаружения, предусмотренные Федеральными правилами гражданского судопроизводства, для контроля за соблюдением Facebook этого приказа.
В рамках обязательной программы конфиденциальности Facebook, которая распространяется на WhatsApp и Instagram, Facebook должен проводить проверку конфиденциальности каждого нового или измененного продукта, услуги или практики до их внедрения и документировать свои решения о конфиденциальности пользователей. Назначенные сотрудники по соответствию должны составлять ежеквартальный отчет о проверке конфиденциальности, который они должны предоставлять генеральному директору и независимому оценщику, а также FTC по запросу агентства. Приказ также требует, чтобы Facebook документировала инциденты, когда данные 500 или более пользователей были скомпрометированы, и свои усилия по устранению такого инцидента, а также предоставила эту документацию Комиссии и оценщику в течение 30 дней с момента обнаружения компанией инцидента.
Кроме того, приказ налагает важные новые требования к конфиденциальности, в том числе следующие:
- Facebook должен осуществлять более строгий надзор за сторонними приложениями, в том числе путем прекращения работы разработчиков приложений, которые не могут подтвердить, что они соблюдают политику платформы Facebook, или обосновать свою потребность в конкретных пользовательских данных;
- Facebook запрещено использовать телефонные номера, полученные для включения функции безопасности (например, двухфакторной аутентификации) в рекламных целях;
- Facebook должен предоставить четкое и заметное уведомление об использовании технологии распознавания лиц и получить положительное прямое согласие пользователя до любого использования, которое существенно выходит за рамки предыдущего раскрытия информации пользователям;
- Facebook должен разработать, внедрить и поддерживать комплексную программу защиты данных;
- Facebook должен шифровать пароли пользователей и регулярно сканировать, чтобы определить, хранятся ли какие-либо пароли в виде открытого текста; и
- Facebook запрещено запрашивать пароли электронной почты для других сервисов, когда потребители регистрируются в его сервисах.
Предполагаемые нарушения распоряжения 2012 года
Урегулирование связано с предполагаемыми нарушениями распоряжения FTC от 2012 года об урегулировании с Facebook. Среди прочего, приказ 2012 года запрещал Facebook делать ложные заявления о конфиденциальности или безопасности личной информации потребителей, а также о том, в какой степени она делится личной информацией, такой как имена и даты рождения, с третьими лицами. Это также потребовало от Facebook поддерживать разумную программу конфиденциальности, которая защищает конфиденциальность и конфиденциальность информации о пользователях.
FTC утверждает, что Facebook нарушил приказ 2012 года, обманув своих пользователей, когда компания передала данные друзей пользователей Facebook сторонним разработчикам приложений, даже если эти друзья установили более строгие настройки конфиденциальности.
В мае 2012 года Facebook добавила на свою центральную страницу «Настройки конфиденциальности» информацию о том, что информация, предоставленная друзьям пользователя в Facebook, также может быть передана в приложения, используемые этими друзьями. Федеральная торговая комиссия утверждает, что через четыре месяца после того, как приказ от 2012 года был завершен в августе 2012 года, Facebook удалил это раскрытие с центральной страницы «Настройки конфиденциальности», хотя он по-прежнему делился данными друзей пользователя приложения в Facebook со сторонними разработчиками.
Кроме того, Facebook запустил различные службы, такие как «Быстрые команды конфиденциальности» в конце 2012 года и «Проверка конфиденциальности» в 2014 году, которые, как утверждается, помогают пользователям лучше управлять своими настройками конфиденциальности. Эти сервисы, однако, якобы не сообщили, что даже когда пользователи выбирали самые ограничительные настройки общего доступа, Facebook по-прежнему мог делиться пользовательской информацией с приложениями друзей пользователя в Facebook, если только они также не перешли на «Страницу настроек приложений» и не отказались от такой обмен. FTC утверждает, что компания нигде на странице «Настройки конфиденциальности» или в разделе «О программе» страницы профиля не раскрывала информацию о том, что Facebook по-прежнему может делиться информацией со сторонними разработчиками на платформе Facebook о друзьях пользователей приложения в Facebook.
Facebook объявил в апреле 2014 года, что он прекратит позволять сторонним разработчикам собирать данные о друзьях пользователей приложения («данные затронутых друзей»). Несмотря на это обещание, компания отдельно сообщила разработчикам, что они могут собирать эти данные до апреля 2015 года, если у них уже есть существующее приложение на платформе. FTC утверждает, что Facebook ждал по крайней мере до июня 2018 года, чтобы прекратить делиться информацией о пользователях со сторонними приложениями, используемыми их друзьями в Facebook.
Кроме того, в жалобе утверждается, что Facebook неправильно контролирует разработчиков приложений на своей платформе. FTC утверждает, что, как правило, Facebook не проверяет разработчиков или их приложения, прежде чем предоставить им доступ к огромному количеству пользовательских данных. Вместо этого Facebook якобы требовал от разработчиков согласия с политикой и условиями Facebook только при регистрации своего приложения на платформе Facebook. Компания утверждала, что полагалась на управление последствиями нарушений политики, которые впоследствии привлекли ее внимание после того, как разработчики уже получили данные о пользователях Facebook. В жалобе, однако, утверждается, что Facebook не применяла такие политики последовательно и часто основывала соблюдение своих политик на том, получал ли Facebook финансовую выгоду от своих договоренностей с разработчиком, и что эта практика нарушала требование приказа 2012 года о поддержании разумной программы конфиденциальности.
Федеральная торговая комиссия также утверждает, что Facebook искажал возможности пользователей контролировать использование технологии распознавания лиц в своих учетных записях. Согласно жалобе, политика данных Facebook, обновленная в апреле 2018 года, вводила в заблуждение десятки миллионов пользователей, у которых есть настройка распознавания лиц Facebook под названием «Предложения тегов», поскольку эта настройка была включена по умолчанию, а обновленная политика данных предполагала, что пользователи должны будут включить распознавание лиц для своих учетных записей.
В дополнение к этим нарушениям своего приказа от 2012 года FTC утверждает, что Facebook нарушил закон FTC о запрете на обман, когда сообщил пользователям, что будет собирать их телефонные номера для включения функции безопасности, но не сообщил, что он также использовал эти номера в рекламных целях.
Комиссия проголосовала за передачу жалобы и вынесла окончательный приказ в Министерство юстиции для подачи: 3–2. Департамент подаст жалобу и вынесет окончательный ордер в Окружной суд США по округу Колумбия. Председатель Саймонс вместе с комиссарами Ноем Джошуа Филлипсом и Кристин С. Уилсон выступили с заявлением по этому поводу. Комиссары Рохит Чопра и Ребекка Келли Слотер выступили с отдельными заявлениями по этому поводу.
ПРИМЕЧАНИЕ: Комиссия подает жалобу, когда у нее есть «основания полагать», что названные ответчики нарушают или собираются нарушить закон, и Комиссии кажется, что судебное разбирательство отвечает общественным интересам. Предусмотренные окончательные постановления имеют силу закона, если они утверждены и подписаны судьей районного суда.