Налоговый и отчетный периоды. Сроки и порядок уплаты налога. Изменение срока уплаты налога. Получатель суммы налога. Получатель налога
Налоговый и отчетный периоды. Сроки и порядок уплаты налога. Изменение срока уплаты налога. Получатель суммы налога.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 Налогового кодекса РФ). Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Отчетный период - срок подведения итогов, составления и представления в налоговый орган отчетности. В ряде случаев налоговый период и отчетный периоды могут совпадать.
Сроки уплаты налогов и сборов:
1.Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2.При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Существуют три основных способа уплаты налога:
- уплата налога по декларации;
- уплата налога у источника дохода;
- кадастровый способ уплаты налога.
1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении
Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.
15.Момент исполнения обязанности по уплате налога (при уплате в наличной и в безналичной форме, через налогового агента, при взыскании налога за счет имущества).
Четвертый раздел части первой Налогового кодекса РФ определяет общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем выполнить ее в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган производит принудительное взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика или его имущества. В бесспорном порядке налог взыскивается с юридических лиц. Взыскание налога с физического лица может быть осуществлено только в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога. Но лишь при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налога наличными деньгами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, в кассу органа местного самоуправления или в отделение связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком платежного поручения на перечисление налога в бюджет.
С учетом вышеизложенных положений при не поступлении денег на счет бюджета виновным может оказаться лишь кредитное учреждение. Банки согласно Налоговому кодексу несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщика, налогового агента или налогового органа. Их поручения выполняются в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнения поручений на перечисление налогов. Такое поручение, как и решение о взыскании налогов, как правило, исполняется банком в течение одного операционного дня следующего за днем получения поручения или решения.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся налоги и уплатить пени. В противном случае к банку могут быть применены меры бесспорного списания денежных средств или отнесения недоимки на имущество банка. Неоднократное нарушение в течение календарного года служит основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
Если обязанность по исчислению и взиманию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по его уплате считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Обязанность по уплате налога исполняется в рублях. В свободно конвертируемой валюте могут платить налоги иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Взимание недоимки за счет имущества налогоплательщика осуществляется по решению руководителя налогового органа. Оно передается судебному приставу, который обязан произвести необходимые исполнительные действия. Взысканное имущество не может превышать сумму недоимки. Установлена последовательность взыскания по видам имущества. Она начинается с изъятия наличных средств и рассчитана так, чтобы нанести минимальный урон реальному производству.
Взимание недоимки за счет имущества физических лиц, включая наличные денежные средства и деньги на счетах в кредитных учреждениях, производится только по решению суда.
Пени взыскиваются в таком же порядке, как и налоги, в том числе могут быть обращены на имущество должника.
Наиболее суровой мерой, применяемой к недоимщикам, является арест имущества, т.е. ограничение права собственности на имущество. Эта мера применяется с санкции прокурора в случае неуплаты налога и при наличии у налогового органа (или таможенного органа) достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество или скрыться самому.
Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
При частичном аресте владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Арест имущества производится с участием понятых. При этом составляется протокол об аресте имущества, где подробноперечисляется и описывается арестованное имущество с точным указанием наименования, количества, индивидуальных признаков предметов, при возможности их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика.
.
Читайте также:
lektsia.com
Бухгалтерия > Главное меню > Справочники > Получатели бюджетных платежей
В данном справочнике хранится информация о получателях налогов, взносов, пеней, штрафов и других получателей бюджетных платежей. Они используются при заполнении платежного поручения (бюджет) в журнале платежных документов.
Чтобы открыть список получателей налогов, выберите пункт главного меню программы «Справочники | Получатели бюдж.платежей».
Добавим нового получателя в данном справочнике. На экране появится окно ввода данных
Заполним в окне ввода необходимые поля:
•Счет в плане счетов — код счета в плане счетов, например, 68/ВМ — единый налог на вмененный доход выбирается из плана счетов. Рекомендуется, чтобы одному счету соответствовала одна запись в справочнике налоговых реквизитов.
•Название счета появится при выборе кода.
•Получатель налога, сбора — получатель, указываемый в платежном поручении. Можно ввести вручную или воспользоваться списком выбора.
•ИНН, КПП вводится вручную, но если воспользоваться выбором в предыдущем поле, ИНН подставится автоматически.
•КБК получателя налога вводятся вручную.
•ОКАТО, ОКТМО вводится вручную или выбирается из списка. Значение АВТО означает, что подстановку значения из реквизитов.
Замечание! Поле будет недоступно, если в качестве счета в плане счетов был выбран счет с аналитикой по филиалам. В этом случае код ОКАТО, ОКТМО берется из справочника филиалов (а если там стоит АВТО, то из реквизитов организации). Такое бывает для таких налогов, как НДФЛ, Имущество, Прибыль. |
•Код ИФНС — предназначено для указания ИФНС, код которого отличается от кода ИФНС организации (по умолчанию принимает значение АВТО). Данное поле используется для сдачи земельной декларации и декларации по налогу на имущество, в случаях когда данные по ОС следует предоставлять в ИФНС по месту нахождения ОС.
Замечание! Поле будет недоступно, если в качестве счета в плане счетов был выбран счет с аналитикой по филиалам. В этом случае код ИФНС берется из справочника филиалов (а если там стоит АВТО, то из реквизитов организации). Такое бывает для таких налогов, как НДФЛ, Имущество, Прибыль. |
•БИК банка получателя налога заполняется из справочника банков.
•Банк, Коррсчет получателя налога заполняются автоматически после указания БИК банка
•Расчетный счет получателя налога вводится вручную.
•Отделение банка вводится вручную.
•Пок-ль основания платежа выбирается из списка.
•Пок-ль налогового периода определяет период, за который наша фирма уплачивает налог или взнос. Он выбирается из выпадающего списка. Так, если здесь указать месяц, то при оплате налога, скажем 31.07.2010, в платежное поручение будет подставлен показатель налогового периода МС.07.2010. А если здесь указать предыдущий месяц, то при оплате 31.07.2010 программа в показатель налогового периода занесет уже МС.06.2010. Этот же период может быть использован при формировании назначения платежа платежного поручения.
•Пок-ль номер документа, Пок-ль даты документа указывается вручную.
•Пок-ль типа платежа, например, уплата взноса, уплата пошлины, налоговые санкции и пр. выбирается из списка типов платежей.
•Очередность платежа в банке, например, 04 — налоги, 06 — обычные платежи. Значение вводится вручную.
•Статус плательщика, например, налогоплательщик, налоговый агент, таможенный орган и пр. выбираются из списка со статусами плательщиков.
•Назначение платежа для платежного документа вводится вручную. Также при формировании назначения в платежных поручениях можно использовать формулы из выпадающего списка.
Пример
В поле Назначение платежа указана строка:
Перечисляется &[НАЛОГ] за &[НАЗВ_ПЕРИОДА], где:&[НАЛОГ] — название налога;&[НАЗВ_ПЕРИОДА] — название периода (месяц, квартал, год).
В итоге при формировании платежного документа, в поле Назначение платежа появится строка:
Перечисляется налог на добавленную стоимость за II квартал 2009 г.
www.infop.ru
Ошибки в платежном поручении на уплату налогов
Ошибки в платежном поручении при уплате налогов (страховых взносов) могут привести к достаточно серьезным последствиям. Рассмотрим, что это за ошибки и чем они чреваты.
Последствия ошибок в платежном документе
Когда налог считается неуплаченным?
Другие ошибки в платежном поручении
Позиция суда в отношении ошибок
Итоги
Последствия ошибок в платежном документе
К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью. Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:
- налог может не поступить в нужный бюджет;
- налог может быть признан неуплаченным;
- налог может быть признан уплаченным с нарушением срока.
Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.
Когда налог считается неуплаченным?
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.
О том, какие действия в подобной ситуации необходимо совершить, чтобы налог был уплачен, читайте в статьях:
Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).
В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.
Кстати, возможность уточнять неверный счет УФК скоро будет прямо закреплена в НК РФ.
Другие ошибки в платежном поручении
Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
О том, как составить такое заявление, читайте в материале «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)».
Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).
Позиция суда в отношении ошибок
Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:
- Неверный КБК:
- АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
- АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
- ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
- ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
- ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
- ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;
О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в статье «КБК в платежном поручении в 2017 году».
- Неверный ИНН, КПП, наименование налогового органа:
- Неверный ОКАТО:
- Ошибки в основании платежа:
- ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;
- ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;
- ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А;
- постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;
- АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;
- АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;
- ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;
- ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;
- ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;
- ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2;
- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 № А29-1642/2010.
О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в статье «Указываем налоговый период в платежном поручении — 2017».
Итоги
Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.
nalog-nalog.ru
Торговый склад > Главное меню > Справочники > Дополнительно > Получатели налогов
В данном справочнике хранится информация о получателях налогов, взносов, пеней, штрафов и других получателей бюджетных платежей. Они используются при заполнении платежного поручения (бюджет) в журнале платежных документов.
Чтобы открыть список получателей налогов, выберите пункт главного меню программы «Справочники | Получатели бюдж.платежей».
Добавим нового получателя в данном справочнике. На экране появится окно ввода данных
Заполним в окне ввода необходимые поля:
•Счет в плане счетов — код счета в плане счетов, например, 68/ВМ — единый налог на вмененный доход выбирается из плана счетов. Рекомендуется, чтобы одному счету соответствовала одна запись в справочнике налоговых реквизитов.
•Название счета появится при выборе кода.
•Получатель налога, сбора — получатель, указываемый в платежном поручении. Можно ввести вручную или воспользоваться списком выбора.
•ИНН, КПП вводится вручную, но если воспользоваться выбором в предыдущем поле, ИНН подставится автоматически.
•КБК получателя налога вводятся вручную.
•ОКАТО, ОКТМО вводится вручную или выбирается из списка. Значение АВТО означает, что подстановку значения из реквизитов.
Замечание! Поле будет недоступно, если в качестве счета в плане счетов был выбран счет с аналитикой по филиалам. В этом случае код ОКАТО, ОКТМО берется из справочника филиалов (а если там стоит АВТО, то из реквизитов организации). Такое бывает для таких налогов, как НДФЛ, Имущество, Прибыль. |
•Код ИФНС — предназначено для указания ИФНС, код которого отличается от кода ИФНС организации (по умолчанию принимает значение АВТО). Данное поле используется для сдачи земельной декларации и декларации по налогу на имущество, в случаях когда данные по ОС следует предоставлять в ИФНС по месту нахождения ОС.
Замечание! Поле будет недоступно, если в качестве счета в плане счетов был выбран счет с аналитикой по филиалам. В этом случае код ИФНС берется из справочника филиалов (а если там стоит АВТО, то из реквизитов организации). Такое бывает для таких налогов, как НДФЛ, Имущество, Прибыль. |
•БИК банка получателя налога заполняется из справочника банков.
•Банк, Коррсчет получателя налога заполняются автоматически после указания БИК банка
•Расчетный счет получателя налога вводится вручную.
•Отделение банка вводится вручную.
•Пок-ль основания платежа выбирается из списка.
•Пок-ль налогового периода определяет период, за который наша фирма уплачивает налог или взнос. Он выбирается из выпадающего списка. Так, если здесь указать месяц, то при оплате налога, скажем 31.07.2010, в платежное поручение будет подставлен показатель налогового периода МС.07.2010. А если здесь указать предыдущий месяц, то при оплате 31.07.2010 программа в показатель налогового периода занесет уже МС.06.2010. Этот же период может быть использован при формировании назначения платежа платежного поручения.
•Пок-ль номер документа, Пок-ль даты документа указывается вручную.
•Пок-ль типа платежа, например, уплата взноса, уплата пошлины, налоговые санкции и пр. выбирается из списка типов платежей.
•Очередность платежа в банке, например, 04 — налоги, 06 — обычные платежи. Значение вводится вручную.
•Статус плательщика, например, налогоплательщик, налоговый агент, таможенный орган и пр. выбираются из списка со статусами плательщиков.
•Назначение платежа для платежного документа вводится вручную. Также при формировании назначения в платежных поручениях можно использовать формулы из выпадающего списка.
Пример
В поле Назначение платежа указана строка:
Перечисляется &[НАЛОГ] за &[НАЗВ_ПЕРИОДА], где:&[НАЛОГ] — название налога;&[НАЗВ_ПЕРИОДА] — название периода (месяц, квартал, год).
В итоге при формировании платежного документа, в поле Назначение платежа появится строка:
Перечисляется налог на добавленную стоимость за II квартал 2009 г.
www.infop.ru
Разъяснение ФНС России по вопросам применения концепции фактического получателя дохода
07.06.2017

Основные положения Письма заключаются в следующем.
- При решении вопроса о ФПД Модельная конвенция и Комментарии к ней будут рассматриваться налоговыми органами в качестве дополнительного источника толкования соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН). При применении термина ФПД налоговые органы должны будут исходить из целей и задач СОИДН.
- Для доказывания наличия или отсутствия ФПД налоговые органы должны использовать информацию, полученную не только из иностранных юрисдикций, но и из коммерческих баз данных, открытых реестров иностранных компаний, а также из общедоступных источников.
- Для отказа в применения льготной ставки налогообложения в случае, если будет установлено, что непосредственный получатель дохода не является ФПД, налоговый орган не обязан устанавливать, кто в действительности обладает таким статусом – автоматически будет применена ставка налога, установленная НК РФ. В то же время, ФНС России поясняет, что этого можно будет избежать, если налогоплательщик (налоговый агент) предоставит до вынесения решения по налоговой проверке документальное подтверждение того, кто является фактическим получателем дохода.
- Концепция ФПД будет применяться не только к пассивным доходам, выплачиваемым иностранным компаниям (в виде дивидендов, процентов и роялти). Поскольку концепция ФПД, по сути, является механизмом по борьбе с неправомерными злоупотреблениями льготными условиями СОИДН, она применяется «в отношении различных видов выплачиваемых иностранной организации доходов», то есть к активным доходам тоже. Таким образом, налоговые органы будут проверять ФПД в отношении любых выплаченных доходов из источников в РФ. В связи с этим российским налогоплательщикам нужно быть готовыми иметь и своевременно предоставить налоговому органу подтверждения не только о резидентстве получателя дохода, но и о том, что именно это лицо - ФПД*, при этом по каждому доходу, выплаченному иностранной компании.
- ФНС России на основе анализа судебной практики определила критерии ФПД, которыми будут руководствоваться налоговые органы при проведении проверок. Льготы будут предоставлены лишь тем компаниям, которые подтвердят (а) экономическое присутствие получателя дохода в стране резидентства, (б) наличие у него широких полномочий по распоряжению полученным доходом и (в) то, что это лицо использовало выплаченный ему доход в своей предпринимательской деятельности.
Помимо этого, налоговым органам предложено при проверке анализировать получателей дохода с учетом следующих обстоятельств:
- самостоятельность принятия директорами иностранных компаний решений,
- осуществление предпринимательских функций,
- наличие признаков ведения деятельности (персонал, офис, общехозяйственные затраты),
- несение коммерческих рисков,
- наличие или отсутствие юридических и фактических обязательств по дальнейшему
- перечислению дохода,
- наличие или отсутствие системности транзитных платежей по перечислению дохода от лица резидента-участника соглашения в адрес лица, не имеющего льгот по соглашению.

Перечисление в Письме этих критериев будет иметь двоякое значение для налогоплательщиков. С одной стороны, названы признаки ФПД, на которые следует ориентироваться и налоговым органам, и налогоплательщикам. Это позволяет налоговому агенту в случае сомнений в фактическом праве получателя на этот доход запросить больший объем информации, исследуя в первую очередь названные ФНС России критерии.
С другой стороны, если выплата дохода происходит не взаимозависимому лицу, у налогового агента может и не быть возможности получить ту информацию, которую в рамках налоговой проверки могут в последующем получить налоговые органы. При этом законодательно не разрешен вопрос об ответственности налогового агента в случае ошибочной оценки им имеющейся у него информации о получателе дохода, а также вопрос о том, должен ли он вообще эту информацию собирать и анализировать. На данный момент такой обязанности Налоговый кодекс не предусматривает (отметим, как и права налоговых органов взыскивать с него неудержанные налог и пени).
Однако мы можем предположить, что налоговые органы на местах воспримут Письмо как руководство к действию и будут считать названные в Письме критерии обязательными для определения фактического права на доход, а вопрос вины налогового агента за неудержание налога при выплате дохода исследоваться по-прежнему не будет.
Кроме того, и сами названные ФНС России критерии неоднозначны или, во всяком случае, могут быть неверно поняты нижестоящими налоговыми органами. В частности, такой критерий как экономическое присутствие в стране резидентства может быть истолкован инспекциями на местах как необходимость ведения активной предпринимательской деятельности, требующей наличия активов, существенного количества персонала, крупного офиса, общехозяйственных расходов.
Но такое ведение бизнеса характерно не для каждой компании. Так, например, холдинговой компании, деятельность которой заключается во владении акциями дочерних компаний, для признания ее ФПД не обязательно иметь персонал, офис и другие атрибуты, которые для такой деятельности не характерны. То, что такие компании могут обладать статусом ФПД, подтверждает практика стран ОЭСР**. В п.14 б) Доклада ОЭСР 1986 г. о кондуитных компаниях (на который ссылаются и сами Комментарии) прямо указывается: то, что основной функцией компаниии является владение активами и правами, само по себе не говорит об ее кондуитности (то есть не лишает ее статуса ФПД). Российские суды также в ряде дел подтвердили наличие фактического права на доход у холдинговых компаний***.
Некоторые критерии и вовсе не соотносятся с требованиями положений Комментариев к Модельной конвенции, как, например, критерий о наличии юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода. В Комментариях к Модельной конвенции (п. 12.4 к ст. 10) сказано, что лицо не обладает статусом ФПД, если его право использовать и распоряжаться доходом ограничено договорным или законодательно установленным обязательством**** по передаче другому лицу. При этом Комментарии поясняют, что для целей определения лица как ФПД значение будут иметь лишь те ограничивающие обязательства, возникновение которых непосредственно обусловлено поступлением спорного платежа. Примером являются взаимоотношения агента и принципала – обязанность агента передать полученный доход принципалу возникнет только после того, как он сам получит этот доход, непосредственно обусловлено получением этого платежа.
Как подчеркивается в Комментариях, обязательство не признается ограничивающим права получателя дохода по его распоряжению и использованию, если это обязательство существует юридически независимо от поступления спорного дохода, даже если это обязательство получатель исполняет за счет выплаченного ему дохода. Например, получение арендатором платы от своего субарендатора, с немедленным платежом в адрес арендодателя-собственника не означает, что арендатор не имеет фактического права на доход.
Соответственно, вопреки Письму, «транзит денежных средств» или наличие юридических обязательств по дальнейшему перечислению средств получателем спорного дохода не говорят об отсутствии у лица права на этот доход. Применение Комментариев, на которые ФНС России ссылается в первой части своего Письма, позволяет прийти к другим выводам или, во всяком случае, требует более внимательного изучения всех фактических обстоятельств конкретного случая выплаты дохода.
О чём подумать, что сделать
В связи с применением понятия ФПД, исходя из целей и задач СОИДН, налоговые органы будут рассматривать концепцию фактического получателя дохода как механизм по борьбе с неправомерным применением льготных положений международных налоговых соглашений, распространяя ее действие на любые виды выплат иностранным лицам, источником которых является РФ. Это повлечет за собой проведение налоговых проверок российских компаний, выплачивающих не только пассивный доход, но и активный. Таким образом, расширится круг субъектов, которые будут проверены на соответствие критериям ФПД, и которым при выплате активных доходов могут предъявляться претензии по формальным основаниям – ввиду отсутствия подтверждения фактического права на доход, как того требует ст.312 НК РФ.Критерии предполагают анализ иностранного лица по различным вопросам и с разных точек зрения, поэтому в целях минимизации рисков предъявления претензий налоговым агентам следует запрашивать и анализировать информацию и документы на предмет соответствия этим критериям.
Так как критерии неоднозначны, а в некоторой части и не соотносятся с положениями Комментариев к Модельной конвенции, налоговым агентам необходимо обдуманно подходить к каждому из названных критериев, учитывать специфику и особенности ведения бизнеса. Налоговые проверки не ограничатся анализом лишь операции по перечислению дохода от российского лица иностранному – оценка будет дана в отношении всей экономической деятельности группы. Следовательно, налоговым агентам целесообразно самим, не дожидаясь начала налоговой проверки, проанализировать структуру организации бизнеса на наличие риска применения концепции ФПД и при необходимости принять решение о ее реструктуризации.В отношении прошлых периодов следует подготовить аргументированную позицию по обоснованию применения той или иной ставки СОИДН с учетом фактических обстоятельств выплаты каждого дохода и специфики той или иной структуры.
Помощь консультанта
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» оказывают широкий спектр услуг в области комплексной поддержки бизнеса по международным налоговым вопросам. Мы готовы оказать помощь в анализе ситуаций выплаты дохода иностранным лицам с точки зрения применения международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ.Наши специалисты обладают богатым опытом по разрешению различных вопросов налогообложения и готовы оказать помощь в подготовке необходимых документов, информации, а также в выработке аргументированной позиции и отстаиванию интересов налогоплательщиков как перед налоговыми органами, так и в дальнейшем в суде.
* С 01.01.2017 наличие подтверждения от иностранного лица о ФПД является обязательным условием для применения налоговыми агентами пониженной ставки налога по СОИДН.
** См, например, Решение Верховного Суда Италии по делу №. 27113/2016 от 28.12.2016 в отношении концепции ФПД при получении дивидендов холдинговой компанией по СОИДН между Францией и Италией. *** См. например, дела ЗАО «Вотек Мобайл» (№А14-13723/2013) и ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (№А40-187121/14).
**** Комментарии поясняют, что договорное или законодательно установленное обязательство возникает как из соответствующего юридического документа, так и из совокупности фактов и обстоятельств (но никак не обязательств, о чем пишет ФНС России), анализ которых будет свидетельствовать о том, что право получателя дохода по его использованию и распоряжению им юридически ограничено.
www.pgplaw.ru
01 | Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица. |
04 | Налоговый орган |
05 | Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности- юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц. |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей. |
19 | Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке. |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица. |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
bankirsha.com
Налоговый и отчетный периоды. Сроки и порядок уплаты налога. Изменение срока уплаты налога. Получатель суммы налога.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 Налогового кодекса РФ). Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Отчетный период - срок подведения итогов, составления и представления в налоговый орган отчетности. В ряде случаев налоговый период и отчетный периоды могут совпадать.
Сроки уплаты налогов и сборов:
1.Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2.При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Существуют три основных способа уплаты налога:
- уплата налога по декларации;
- уплата налога у источника дохода;
- кадастровый способ уплаты налога.
1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении
Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.
15.Момент исполнения обязанности по уплате налога (при уплате в наличной и в безналичной форме, через налогового агента, при взыскании налога за счет имущества).
Четвертый раздел части первой Налогового кодекса РФ определяет общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем выполнить ее в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган производит принудительное взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика или его имущества. В бесспорном порядке налог взыскивается с юридических лиц. Взыскание налога с физического лица может быть осуществлено только в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога. Но лишь при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налога наличными деньгами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, в кассу органа местного самоуправления или в отделение связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком платежного поручения на перечисление налога в бюджет.
С учетом вышеизложенных положений при не поступлении денег на счет бюджета виновным может оказаться лишь кредитное учреждение. Банки согласно Налоговому кодексу несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщика, налогового агента или налогового органа. Их поручения выполняются в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнения поручений на перечисление налогов. Такое поручение, как и решение о взыскании налогов, как правило, исполняется банком в течение одного операционного дня следующего за днем получения поручения или решения.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся налоги и уплатить пени. В противном случае к банку могут быть применены меры бесспорного списания денежных средств или отнесения недоимки на имущество банка. Неоднократное нарушение в течение календарного года служит основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
Если обязанность по исчислению и взиманию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по его уплате считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Обязанность по уплате налога исполняется в рублях. В свободно конвертируемой валюте могут платить налоги иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Взимание недоимки за счет имущества налогоплательщика осуществляется по решению руководителя налогового органа. Оно передается судебному приставу, который обязан произвести необходимые исполнительные действия. Взысканное имущество не может превышать сумму недоимки. Установлена последовательность взыскания по видам имущества. Она начинается с изъятия наличных средств и рассчитана так, чтобы нанести минимальный урон реальному производству.
Взимание недоимки за счет имущества физических лиц, включая наличные денежные средства и деньги на счетах в кредитных учреждениях, производится только по решению суда.
Пени взыскиваются в таком же порядке, как и налоги, в том числе могут быть обращены на имущество должника.
Наиболее суровой мерой, применяемой к недоимщикам, является арест имущества, т.е. ограничение права собственности на имущество. Эта мера применяется с санкции прокурора в случае неуплаты налога и при наличии у налогового органа (или таможенного органа) достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество или скрыться самому.
Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
При частичном аресте владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Арест имущества производится с участием понятых. При этом составляется протокол об аресте имущества, где подробноперечисляется и описывается арестованное имущество с точным указанием наименования, количества, индивидуальных признаков предметов, при возможности их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика.
.
Читайте также:
lektsia.info