Ограничения по енвд по выручке: Ограничения по применению ЕНВД — Контур.Экстерн — СКБ Контур

Содержание

Условия применения ЕНВД и ограничения по выручке

21 мая 2020

Тромбач Бэла Геннадьевна

3

Добавить в избранное
В избранное

Поделиться

Условия применения ЕНВД связаны с несколькими критериями и ограничениями деятельности плательщика. Во избежание неприятных последствий в виде доначисления налогов и штрафных санкций каждый вмененщик должен их знать и неукоснительно соблюдать. Об основных правилах применения ЕНВД читайте в нашем материале.

  • ЕНВД: кто может быть плательщиком
  • Какие критерии необходимо соблюдать плательщику ЕНВД
  • Ограничения, накладываемые на плательщиков ЕНВД
  • Новшества по ЕНВД

ЕНВД: кто может быть плательщиком

Плательщиком единого налога могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Плательщик обязан состоять на налоговом учете и осуществлять разрешенные режимом виды деятельности. Все виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ.

Общественное питание и торговля в розницу, предоставление бытовых, автотранспортных, ветеринарных и гостиничных услуг, деятельность по размещению рекламы — вот далеко не полный перечень работ и услуг, которые разрешено облагать единым налогом на вмененный доход. Применение единого налога является правом, а не обязанностью и носит заявительный характер.

Важно! Помимо федерального перечня услуг в каждом субъекте Федерации принимаются местные списки видов деятельности, налогообложение которых возможно по системе ЕНВД. Основное условие применения ЕНВД — власти субъекта Федерации должны одобрить вид деятельности на местном уровне.

Читайте подробнее о ЕНВД.

Какие критерии необходимо соблюдать плательщику ЕНВД

Единый налог является одним их самых популярных в сфере малого бизнеса, поскольку освобождает организацию или предпринимателя от необходимости вести налоговый учет. С целью предотвращения злоупотреблений со стороны налогоплательщиков законодательно установлены некоторые условия ЕНВД-режима.

Критерии ЕНВД несколько различаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Представим их в виде перечня.

Условия применения ЕНВД в зависимости от юридического статуса плательщика

Плательщик — юридическое лицо обязан соблюдать следующие условия:

  1. Совокупная средняя численность сотрудников организации за прошедший календарный год не должна превышать 100 человек.
  2. Доля других организаций в уставном фонде не более 25%.
  3. Вид деятельности плательщика должен присутствовать в законодательном акте муниципального образования, а на его территории разрешен режим ЕНВД.
  4. Не должен входить в число крупнейших налогоплательщиков.
  5. Не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций.
  6. Не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления.
  7. Не может оказывать деятельность по предоставлению услуг общественного питания и одновременно являться учреждением в сфере социального обеспечения, здравоохранения или образования.

Плательщик — индивидуальный предприниматель обязан соблюдать следующие условия:

  1. Совокупная численность наемных сотрудников не должна превышать 100 человек.
  2. Вид деятельности плательщика должен присутствовать в законодательном акте муниципального образования, а на его территории разрешен режим ЕНВД.
  3. Не может быть арендодателем автозаправочных и автогазозаправочных станций.
  4. Не может вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления.

Ограничения, накладываемые на плательщиков ЕНВД

Законодатель установил ряд ограничений ЕНВД-деятельности, которые обязательно должны быть соблюдены, иначе при проверке могут быть выявлены налоговые нарушения, что повлечет перерасчет уплаченного единого налога и штрафные санкции.

  1. Ограничение по видам деятельности. Налогообложению единым налогом подлежат только виды деятельности из закрытого списка, указанного в НК РФ. В случае выполнения иных работ и услуг плательщик обязан вести раздельный учет и уплатить налог по иным операциям в соответствии с действующим законодательством.
  2. Ограничение по кругу лиц, которым оказываются услуги. Плательщик обязан оказывать бытовые услуги в рамках вмененной деятельности исключительно физическим лицам. Операции, в которых получателями бытовых услуг являются юрлица, не могут облагаться единым налогом. Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств могут оказываться как физическим, так и юридическим лицам.
  3. Ограничение по физическому показателю. Площадь торгового зала при осуществлении торговли или предоставлении услуги общепита не должна превышать 150 кв. м. В том числе запрещено совокупное владение площадью свыше 150 кв. м взаимозависимыми лицами. Ограничение в 20 автомобилей установлено для плательщиков, оказывающих транспортные услуги.
  4. Ограничения по совмещению систем налогообложения. Плательщикам ЕНВД дано право совмещения ЕНВД с другими системами налогообложения. Однако установлен прямой запрет на совмещение деятельности по розничной торговле и предоставлению услуг общественного питания, облагаемых ЕНВД, и ЕСХН (единым сельскохозяйственным налогом).

Несмотря на достаточно широкий ряд законодательных запретов, для плательщиков практически отсутствует ограничение ЕНВД по выручке. Это связано с тем, что расчет налога основан не на реальных показателях хозяйственной деятельности организации или предпринимателя, а на потенциальном доходе, который зависит от физического показателя и базовой доходности. Единственное, о чем здесь стоит упомянуть, — для крупнейших налогоплательщиков переход на ЕНВД невозможен.

Важно! Размер базовой доходности по каждому виду деятельности установлен НК РФ в ст. 346.29.

Узнайте также, как отчитаться по ЕНВД за 1 квартал.

Новшества по ЕНВД

Помимо ограничений, указанных в предыдущей части статьи, в 2020 году появились новые лимиты. Изменения внесены законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Из-под понятия «розничная торговля» в целях применения ЕНВД выведена торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке. К таковым относятся:

  • лекарственные препараты;
  • обувные товары;
  • предметы одежды, принадлежности к одежде и другие изделия из натурального меха.

Таким образом, при продаже перечисленных товаров применять ЕНВД больше нельзя. Запрет начинает действовать для меховых изделий с 01.01.2020, для лекарств и обуви — с 01.07.2020.

Деятельность по продаже этих товаров переводится на ОСНО или УСН (если было подано уведомление о ее применении).

Еще о маркировке – в другой нашей статье.

Совмещение розничной торговли немаркированными товарами на ЕНВД и розничной торговли маркированными товарами на УСН допустил Минфин в своем письме от 13.11.2019 № 03-11-11/87500.

Мы уже рассказывали, как перейти с ЕНВД на другие системы налогообложения.

Запрет на продажу маркированных изделий на ЕНВД — только первый шаг к полной отмене этого спецрежима, которая планируется на 2021 год (закон от 29. 06.2012 № 97-ФЗ). Однако, учитывая большую популярность ЕНВД у малого бизнеса, в Госдуму был внесен проект закона о продлении действия этого налога до 2024 года. Мы будем следить за судьбой законопроекта и информировать вас в наших новостях о его продвижении.

Читайте подробнее о законопроекте.

***

Единый налог на вмененный доход широко распространен среди субъектов малого предпринимательства, занятых в сферах торговли, общепита и бытовых услуг. Государство установило ряд условий применения вмененки: они касаются численности наемных работников, территории осуществления деятельности, вида деятельности и состава учредителей юридического лица.

Чтобы иметь возможность уплачивать единый налог на вмененный доход, необходимо помнить о том, что наиболее серьезное ограничение установлено в отношении разрешенных видов деятельности, которые подпадают под единый налог на вмененный доход.

Однако скоро данный вид налогообложения может стать неактуальным, так как с 2021 года его планируется отменить на всей территории РФ.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «ЕНВД».

Источники:

  • Налоговый кодекс

  • закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

  • закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ

Добавить в избранное
В избранное

Поделиться

Предыдущий материал

Следующий материал

ЕНВД: что делать и какую систему налогообложения выбрать

Единый налог на вменённый доход – это льготная система налогообложения для налогоплательщиков, которые осуществляют определенные виды деятельности. До её отмены осталось чуть больше месяца – она действует в России до конца 2020 года. С 1 января 2021 года вменёнка официально прекратит своё существование.

ЕНВД могли использовать (и пока что продолжают использовать) организации и ИП, которые занимаются видами деятельности из п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Это оказание различных услуг и розничная торговля. Удобство ЕНВД – в том, что сумма налога фиксирована, она не зависит от выручки.

ЕНВД уплачивается на основании показателей, установленных в зависимости от вида деятельности: при торговле это площадь торговой точки, при оказании услуг — численность сотрудников.

Причина отмены ЕНВД

Отмена ЕНВД планировалась давно, с 2018 года. В 2020 году часть налогоплательщиков уже потеряла право применять ЕНВД из-за введения маркировки товаров (изделий из меха, обуви и лекарств). Окончательное решение об отмене вменённого налога было принято государством в связи развитием кассовой реформы, прошедшей уже несколько этапов в России. Благодаря онлайн-ККТ, контролировать выручку малого бизнеса стало гораздо проще.

Кого коснётся отмена ЕНВД

С 1 января 2021 года право применять ЕНВД утратят абсолютно все российские налогоплательщики на этом режиме – вне зависимости от региона и сферы деятельности. Утрата права применения касается всех: как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Что нужно сделать до 2021 года

Заявление о прекращении применения ЕНВД подавать никуда не нужно. Самое главное, что сначала необходимо сделать – это определиться с системой налогообложения, выбрав один из спецрежимов (УСН/ПСН/НПД для самозанятых) или ОСН. Далее действия налогоплательщика зависят от выбранного режима.

При выборе УСН до 31 декабря 2020 года нужно подать уведомление по специальной форме о переходе на другой режим в налоговый орган – по месту нахождения организации / по месту жительства ИП.

При выборе ПСН нужно отправить заявление по установленной форме на получение патента – не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН, но не позднее 17 декабря 2020 года. Это заявление можно подать в любой территориальный налоговый орган.

Отправить уведомление или заявление можно четырьмя способами:

Путём личного визита в налоговый орган;

Через личный кабинет налогоплательщика;

По телекоммуникационным каналам связи – через оператора ЭДО;

Почтовым отправлением с описью вложения.

При выборе НПД для самозанятых налогоплательщик должен зарегистрироваться в мобильном приложении или веб-кабинете «Мой налог».

При выборе общей системы налогообложения (ОСН) ничего подавать не нужно. Налогоплательщики на ЕНВД, не выбравшие до 31 декабря иной режим налогообложения, и не отправившие уведомление или заявление о переходе на него, автоматически будут переведены на ОСН. А это означает, что придётся платить налог на прибыль (организации) или НДФЛ (ИП), НДС и, при необходимости, другие региональные налоги. То есть не только повысится налоговая нагрузка, но и увеличится количество отчётов, которые надо будет сдавать в госорганы.

Поэтому рекомендуем ответственно подойти к выбору режима и успеть подать заявление заблаговременно. Чтобы помочь представителям бизнеса определиться, эксперты оператора ЭДО Такском подготовили сравнительные таблицы по всем режимам, на которые можно перейти плательщикам ЕНВД.

Налоговые режимы для ИП

У ИП больше вариантов режимов налогообложения, на которые они могут перейти, чем у организаций. Это ОСН и четыре спецрежима. Рассмотрим их особенности.

Налоговые режимы для организаций

У организаций вариантов перехода остаётся всего три: 2 спецрежима и ОСН. ПСН и НПД организации не могут использовать в принципе.

Итак, как видно из сравнительных таблиц, вариантов для перехода остаётся не так много. При выборе нового режима налогообложения стоит отталкиваться, в первую очередь, от ограничений – проходит ли ИП/организация по ним для применения режима. Из оставшихся вариантов уже можно выбирать по ставке налога и объёму сдаваемой отчётности.

Кстати, сама ФНС также разработала сервис для помощи налогоплательщикам с выбором налогового режима.

Отправка заявления о переходе на другой режим в электронном виде

В решениях компании Такском уже реализована возможность отправки уведомлений (заявлений) о переходе на другой режим НО. Организации и ИП, которые сдают отчётность через сервисы Такском, могут направить такие уведомления (заявления) по установленной форме, подписав электронной подписью. Подтвердить свой выбор новой системы НО электронно – самый надёжный способ. Передача документа в ФНС произойдёт мгновенно, при этом документ не потеряется.

Для тех, кто пока только определяется с оператором по сдаче отчётности, Такском предлагает удобные сервисы и выгодные тарифы. Для сдачи отчётности у компании Такском есть три варианта решений.

Первый – это веб-кабинет «Онлайн-Спринтер», который работает через браузер. Для сдачи отчётности нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Сервис обладает интуитивно-понятным интерфейсом и не требует установки дополнительного ПО на ПК. Данные и документы хранятся в защищённом облачном архиве оператора.

Второй вариант для сдачи отчётности – это ПО «Доклайнер», устанавливаемое на ПК пользователя. В этом случае документы хранятся на компьютере пользователя.

В обоих продуктах предусмотрен многопользовательский режим для одновременной работы нескольких сотрудников с возможностью ограничения прав пользования.

Ну и, для тех, кто привык к работе в учётной системе 1С и не планирует устанавливать дополнительных программ, Такском предлагает сдавать отчётность из самой 1С. «1С:Электронная отчётность» работает из большинства конфигураций семейства «1С:Предприятие» версий 8.2 и выше.

Во всех сервисах Такском есть все актуальные формы отчётов для сдачи отчётности на любых режимах налогообложения.

При переходе с ЕНВД на любой другой режим необходимо перенастроить кассовые аппараты, чтобы  в кассовых чеках отображался новый налоговый режим. Сделать это необходимо до начала использования кассы в 2021 году. Перерегистрировать кассу в ИФНС не нужно.

Если вы используете фискальные накопители (ФН) со сроком 36 месяцев, то в некоторых случаях вам может понадобиться замена ФН и перерегистрация кассы.

Нужна помощь в перенастройке касс или консультация по фискальным накопителям? Обращайтесь в Центр технического обслуживания компании Такском:

в Москве и МО: 8 (495) 730-73-43;

в регионах (звонок бесплатный): 8 (800) 250-11-54

С действующими акциями вы можете познакомиться на нашем сайте.

ЕНВД

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

законов | Налоговая служба штата Мэн

  • Законы и правила
  • Налоговые уведомления штата Мэн

Налоговый кодекс штата Мэн:  Заголовок 36 | Изменения в налоговом законодательстве 2022 г. (PDF)

Действующие правила

Общие правила

Налог на имущество

Правило Дата вступления в силу
201 Процедуры, используемые для разработки государственной оценки (PDF)  17 июня 2021 г.
202 Оценки закона о налоге на прирост деревьев — 2022 (PDF) 6 апреля 2022 г.
205 Сертификация оценщиков (PDF) 13 апреля 2021 г.
207 Передача недвижимости (PDF) 24 августа 2022 г.
208 Руководство по переоценке (PDF) 24 августа 2022 г.
210 Акцизный налог на телекоммуникации 13 февраля 2022 г.
211 Отложенный сбор налогов на приусадебное имущество 24 августа 2022 г.

Налог с продаж/использования

Правило Дата вступления в силу
301 Перепродажа и продажа упаковочных материалов (PDF) 15 марта 2021 г.
302 Продажи государственным учреждениям и освобожденным организациям (PDF) 15 марта 2021 г.
303 Продажи промышленным пользователям (PDF) 29 января 2007 г.
304 Налоговые декларации и платежи (PDF) 19 августа 2019 г.
308 Разрешения на прямые платежи (PDF) 19 октября 2019 г.
318 Инструменты межгосударственной или внешней торговли (PDF) 19 августа 2019 г.
321 Питание в дикой природе (PDF) 12 ноября 2006 г.
323 Коммерческое производство, рыболовство и заготовка древесины (PDF) 22 января 2017 г.

Налог на поставщика услуг

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Налог на прибыль

Правило Дата вступления в силу
801 Распределение (PDF) 20 апреля 2022 г.
803 Отчеты об удержании подоходного налога и платежи (PDF) 6 апреля 2022 г.
805 Составной файл (PDF) 6 апреля 2022 г.
806 Индивидуальный подоходный налог с нерезидентов (PDF) 11 февраля 2017 г.
807 Резиденция (PDF) 26 декабря 2020 г.
808 Корпоративный подоходный налог Nexus (PDF) 10 мая 2022 г.
810 Мэн Налогооблагаемый доход унитарного предприятия, комбинированные отчеты и налоговые декларации (PDF) 20 апреля 2022 г.
812 Кредит на возможность получения образования (PDF) 28 января 2021 г.
813 Налоговая льгота по налогу на имущество (PDF)  8 мая 2022 г.
818 Налоговый кредит на возобновляемые химические вещества (PDF) 7 марта 2022 г.

Налоговые льготы

Текущая нормотворческая деятельность MRS

Предлагаемые новые правила

Правило Комментарии к оплате
   

Предлагаемые изменения — еще не вступили в силу

Правило Комментарии к оплате
   

Отменили правила

101 Расчет процентов (отменен 1/14/12)
203 Ставка капитализации для налогового закона о росте дерева (отменено 1/7/07)
313 Классифицированные разрешения (отменены 1/12/12)
313. 0251 322 Продажа пищевых продуктов (отменено 29 января 2007 г.)            
324 Возмещение налогов ConnectME (отменено 12 ноября 2016 г.)              504 Пособие на усадку для торговых дилеров бензина (отменено 19.10.16)
701 Искупление налоговых маркетов и измерительных впечатлений (отменено 2/5/07)
702 Продажа по продажам (отменено 2/5/07)
703 Продажа. Сигареты (отменено 19 октября/16)              
705 Потери или повреждения при транспортировке, а также в результате кражи, пожара или других несчастных случаев (отменено 05.02.07)

Для просмотра документов в формате PDF или Word вам потребуются бесплатные программы для чтения документов. Альтернативные форматы можно запросить по телефону (207) 626-8475 или по электронной почте.

Малый и средний бизнес в регионе: реалии и перспективы

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации и, в частности, в Чеченской Республике. Авторы анализируют особенности функционирования малых и средних предприятий в России. Они определили, что успешное функционирование МСП в регионах Российской Федерации является показателем стабильности экономики и политической ситуации в стране. Фактором успеха бизнеса для малых и средних предприятий является его способность приносить прибыль. А между тем успешность бизнеса МСП и уровень социальной ответственности их руководителей взаимосвязаны. В статье указано, что небольшая доля российских МСП обеспечивает исследования и разработку инноваций. Частный сектор мало инвестирует в инновации. На малых и средних предприятиях большинства регионов преобладает неформальная занятость и широко распространены нарушения трудового законодательства. Российские малые и средние предприятия не могут противостоять монополии в экономике и диктату фискальных органов. В статье представлены данные о количественном и качественном соотношении малых и средних предприятий за последние годы в Северо-Кавказском федеральном округе и Чеченской Республике, анализ их структуры, в частности организационных форм, среднесписочной численности работников и др. . В нем перечислены основные трудности, с которыми сегодня сталкиваются МСП, и намечены пути решения их проблем. В ходе исследования авторы применяли следующие методы научного исследования: анализ, синтез и индукция.

Ключевые слова: бизнеспредпринимательствоналогообложениефинансированиекредитование

Введение

Количество предприятий малого и среднего бизнеса в целом по стране резко сокращается. По данным Единого реестра малых и средних предприятий, с июля 2018 года по август 2019 года количество малых и средних предприятий уменьшилось на 432 тысячи, а их работников – на 510 тысяч. Минфин объясняет это падение обновлением Реестра малых и средних предприятий и успешной борьбой с фирмами-однодневками. Многие эксперты-экономисты указывают на снижение рентабельности малого и среднего бизнеса из-за снижения доходов и сложных условий ведения бизнеса в стране.

Постановка проблемы

Малому и среднему бизнесу по-прежнему приходится составлять огромное количество отчетности по самым разным инстанциям в зависимости от вида деятельности. Количество справок, согласований, требований и норм, требуемых различными инстанциями, настолько велико, что, наверное, никто не знает их точного количества. Задержка подачи очередной партии документов часто приводит к остановке предприятия. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено приостановление деятельности проверяемой организации на срок до 9 лет.0 суток как одна из мер административного наказания (Абдулгалимов, Арсаханова, Филина, Ахмедова, 2019). Если в 2005 году аналогичная мера предусматривалась в отношении 35 правонарушений особенной части КоАП РФ, то в 2018 году наказание применялось уже к 115 административным правонарушениям. Внешне статистика по административному приостановлению деятельности идет на спад. По данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, с 2014 по 2018 год количество судебных решений о применении такой меры сократилось вдвое с 27 315 ​​до 13 538. Однако аналогичный результат обусловлен работой МЧС России, которая расширяет профилактику и борьбу с нарушениями, а также перевод трудовых отношений с мигрантами в современную и удобную форму патентов. Но, например, Роспотребнадзор и Ростехнадзор приостанавливают деятельность проверенных предприятий еще чаще, чем раньше. В 2018 году, по данным Минэкономразвития, каждая пятидесятая проверка Роспотребнадзора заканчивалась приостановкой, 4011 приостановок – по 219тысяч проверок. Для сравнения: в 2013 году в результате почти 300 тысяч проверок было отстранено 4020 человек. По мнению бизнес-сообщества, необходимо сократить максимальный срок приостановления деятельности предприятий в случае нарушения Кодекса об административных правонарушениях с 90 до 30 дней. Действительно, приостановка деятельности предприятия – это несколько месяцев простоя, приводящие к срыву выплаты кредитов, невыполнению госзаказа, банкротству и потере рабочих мест.

Исследовательские вопросы

Каково текущее состояние малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе?

По состоянию на 10.09.2019 по данным Федеральной налоговой службы (данные Единого реестра малых и средних предприятий) количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в Едином реестре малых и средних предприятий за 2016–2019 годы в Северо-Кавказский федеральный округ составляет: всего – 195 892 в том числе юридических лиц – 45 702, индивидуальных предпринимателей – 150 190 человек. Сумма среднесписочной численности работников составляет 349 378 человек, юридических лиц – 269 317 человек, индивидуальных предпринимателей – 80 061 человек (табл.
01
). Всего вновь созданных предприятий 33 167, в том числе 4 298 юридических лиц и 28 869 индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1 —
Посмотреть полный размер >

За эти же годы в Чеченской Республике субъекты малого и среднего предпринимательства представлены следующим образом: всего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектов малого и среднего предпринимательства по области 13 160, в том числе 3 066 субъектов и 10 094 индивидуальных предпринимателя. Сумма среднесписочной численности работников составляет 13 331, юридических лиц – 11 512, индивидуальных предпринимателей – 1 819. Всего вновь созданных предприятий 3 270, в том числе 555 юридических лиц и 2 715 индивидуальных предпринимателей (табл.
02
).

Таблица 2 —
Посмотреть полный размер >

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, участвующие в партнерских программах, в Северо-Кавказском федеральном округе и Чеченской Республике отсутствуют.

Согласно приведенным выше цифрам, предприниматели не потеряли ни количественно, ни качественно, несмотря на трудности в функционировании малого и среднего бизнеса в последние годы в Чеченской Республике и Северо-Кавказском федеральном округе в целом. Заключение основано на данных Единого реестра малых и средних предприятий и сопоставлении этого реестра за 2016–2018 годы и первые 8 месяцев 2019 года.. Хотим отметить, что работать стало намного сложнее по сравнению с прошлыми годами, но малый бизнес не сдается, ведь для многих жителей региона это вопрос выживания.

Цель исследования

Сегодня у бизнес-сообщества есть проблемы с государственной налоговой политикой, в частности, с НДС, страховыми взносами для сотрудников, онлайн-кассами и специальной оценкой условий труда (СОУТ).

Казалось, что повышение ставки НДС с 18 до 20 % почти не затронет тех же ИП на льготном налоговом режиме, не уплачивающих НДС. Однако ситуация стала развиваться по принципу домино: их поставщики подняли цену на свою продукцию до 15 %. Так, у этой категории предпринимателей меньше покупателей и значительно меньше выручки и прибыли в этом году, даже без повышения цен (Тавбулатова, Булуева, 2016б).

Плательщиками страховых взносов за работников являются предприниматели, применяющие упрощенную и патентную системы налогообложения, а также предприниматели, осуществляющие аптечную деятельность и уплачивающие ЕНВД. Для этих категорий налогоплательщиков взносы в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования увеличены с 20 до 30 %.

Статья 22 «Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности и промышленного производства» Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в редакции от 2 августа 2019 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указывается, что оказываемая органами государственной власти поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности и промышленного производства и органы местного самоуправления могут быть реализованы в форме:

1) создание организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечение деятельности таких организаций;

2) содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственная регистрация иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) создание условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению субподрядов в сфере инновационного и промышленного производства;

4) создание акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

С другой стороны, когда мы говорим о финансировании и кредитовании малого и среднего бизнеса в регионах, то можем сказать, что региональная банковская система находится в сложных условиях по известным причинам и не может эффективно кредитовать малый и средний бизнес. малого бизнеса в текущих условиях повышенных кредитных рисков (Абдулгалимов и др., 2019). Анализ ситуации с кредитованием и микрофинансированием малого и среднего бизнеса по регионам показал, что ограниченный доступ к финансовым ресурсам накладывает ограничения на процесс их динамичного и эффективного развития (Тавбулатова, Булуева, 2016а).

Еще одна тенденция, наблюдаемая в кредитовании малого и среднего бизнеса, заключается в следующем: заемщикам и банкирам выгодно выдавать кредиты физическим лицам, а не юридическим лицам. Ситуация с банками понятна, у них процент здесь выше до 17–18 % годовых. Почему на него идут заемщики, физические лица, являющиеся руководителями малых и средних предприятий? Кредит выдается не на само МСБ, а на руководителя как физическое лицо. Их логика проста и примитивна: у них меньше сбор документов, меньше процедурных и прочих заморочек, а для юридического лица это долгая процедура и не всегда успешная, она не гарантирует кредиты и требует доказывания кредитоспособности и состоятельности как бизнес-структуры . Индивидуалу проще. Хотя риск выше, чем в случаях с юридическими лицами (Алклычев, 2009 г.).

Методы исследования

В исследовании использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, описание, сравнение. Важной частью исследования стал структурно-логический метод, системный анализ и пространственный подход, позволившие выявить и проанализировать численность и структуру субъектов малого предпринимательства на Юге России, установить особенности и особенности экономического развития как внутри, так и вокруг макрорегиона, охарактеризовать особенности локализации субъектов и уровень их экономического развития. Рассчитаны макроэкономические показатели и пропорции экономики России, а также показатели, характеризующие финансовое состояние субъектов малого бизнеса и предпринимательства в регионах Северо-Кавказского федерального округа на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориальных органов. в субъектах Юга России (Кострова, Шибаршина, 2018).

Находки

В связи с этим хотелось бы внести ряд предложений по повышению эффективности кредитования малого и среднего бизнеса:

1. Банкам необходимо изыскать резервы для снижения кредитных ставок, а региональные власти должны этому способствовать не только административными, но и экономическими мерами.

2. Основным препятствием для развития инвестиционно-кредитной деятельности банков является структура пассивов коммерческих банков, непригодная для долгосрочных вложений. Большая часть привлекаемых ресурсов является краткосрочной (до полугода). Собственные средства большинства банков обычно невелики (Белоглазова, Кроливецкая, 2016).

3. Необходимо ужесточить требования к региональным филиалам ОАО «Россельхозбанк» — крупнейшей кредитной организации сельскохозяйственных МСП, которая, на наш взгляд, недостаточно ответственна за выявление и дальнейший контроль целевого характера использования выданных кредитов в регионах.

4. Сегодня никем не оспаривается монопольное положение ОАО «Сбербанк России» за счет конкретного сокращения коммерческих банков в регионах. Используя государственную поддержку, Сбербанк Российской Федерации, помимо доминирующего положения на рынке вкладов физических лиц, активизирует работу с юридическими лицами. В этом есть свои преимущества, но монопольное положение Сбербанка приводит к удорожанию кредитов для малого и среднего бизнеса республики.

Отмечаем, что региональные власти оказывают посильную поддержку малому и среднему бизнесу в Чеченской Республике. Сегодня Корпорация МСП оказывает множество мер поддержки в курируемой сфере. Работа также ведется через МСП Банк.

Но этого недостаточно для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса региона. Малый и средний бизнес должен более эффективно вписываться в существующую и планируемую инвестиционную инфраструктуру Чеченской Республики (Абдулгалимов, Арсаханова, 2019).).

Планируется создание особых экономических зон: «Серноводск-Кавказский» туристско-рекреационного типа в Сунженском районе, пос. Серноводск; «Аргун-Черкесск-Ставрополь» промышленно-производственного типа, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Ставропольский край, в промзоне г. Аргун; «Кавказ» портового типа в районе аэропорта г. Грозный (Северный).

В этом случае необходимо ввести льготы по страховым взносам в фонд оплаты труда (7,5 %), налог на прибыль до нуля, ускорение амортизации собственных основных средств, освобождение от налога на имущество, земельных и таможенных платежей в отношении товаров, в части тоже малый и средний бизнес.

Завершение строительства Грозненского индустриального парка позволит сформировать в Чеченской Республике готовую индустриальную площадку с четкими правилами оказания государственной поддержки потенциальным резидентам. И это также окажет серьезную поддержку малому бизнесу республики.

Технопарки Чеченского государственного университета и Грозненского государственного нефтяного технического университета совместно с бизнес-инкубаторами и инвестиционными площадками будут серьезно поддерживать стартап-проекты молодых предпринимателей на всех этапах развития, от разработки идеи до ее коммерциализации.

Заключение

Отдельно вносим предложения по ЕНВД, так как этот налог очень востребован и эффективен для системы малого бизнеса:

1) Отмена ЕНВД с 2021 года станет сильным ударом для малого бизнеса и приведет к уходу в тень или его закрытию сотен тысяч субъектов хозяйствования (Бобков, 2019). По этой причине мы предлагаем продлить ЕНВД до 2024 года и начать поэтапный переход на новую систему упрощенных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает принцип единого упрощенного режима налогообложения для одной категории бизнеса. В частности, необходимо модифицировать патентную систему налогообложения, предусмотрев возможность считывания части уплаченных страховых взносов и передачи определения ее параметров муниципалитетам. Для организаций органы власти могут ввести упрощенную систему налогообложения с возможностью установления льгот на уровне органов местного самоуправления, с пониженными ставками.

2) Распределение поступающих налогов также требует изменений в пользу муниципалитетов. На наш взгляд, это повысит мотивацию местных органов власти к созданию привлекательных условий для предпринимательства.

3) Необходимо доработать систему ЕНВД на переходный период, установив лимиты доходов, сделав широкую дифференциацию деятельности и исключив возможность для высокомаржинальных предприятий платить налоги близкие к нулю, тем самым повысив налоговую эффективность для государства.

4) Также предлагаем пересмотреть категории деятельности, подпадающие под запрет применения ЕНВД при реализации товаров, подлежащих маркировке.

С другой стороны, в каждом регионе есть свои специфические проблемы малого бизнеса, однако ни у кого не должно быть иллюзий, что они смогут решить их самостоятельно, без применения совместных усилий: сила в единстве. И только такой подход является правильным способом снижения административной нагрузки на бизнес, расширения имущественной поддержки, а также создания благоприятных условий для деятельности самозанятых граждан.

Ссылки

  • Абдулгалимов А. М. и Арсаханова З. А. (2019). Развитие внешнеторгового оборота как фактор экономического роста на Кавказе. Европа. проц. соц. и поведенческие науки. Конф. EpSBS. (SCTCGM 2018) Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма (стр. 2734–2743).
  • Абдулгалимов А.М., Арсаханова З.А., Филина М.А. и Ахмедова З.А. (2019). Методологические проблемы налогообложения дополнительных затрат в российской экономике. Европейский протокол социальных и поведенческих наук, конф. (SCTCGM 2018) Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма (стр. 2726–2733). https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.02.318
  • Алклычев А.М. (2009). Малый и средний бизнес в строительстве, есть ли перспективы? ЭКО, 4, 107–113
  • Белоглазова Г. Н. и Кроливецкая Л. П. (2016). Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Москва: Юрайт, Высшее изд.
  • Бобков, И. (2019). Отмена ЕНВД с 2021 года станет сильным ударом для малого бизнеса и приведет к его уходу в тень.