Ндс с чего платится: Налог на добавленную стоимость (НДС) | ФНС России

Система европейского налога на добавленную стоимость

Система европейского налога на добавленную стоимость


Что такое НДС (VAT)


Как известно, налог на добавленную стоимость или НДС (Value Added Tax, VAT) относится к косвенным налогам, которые включаются в цену товаров и услуг и взимаются с конечных потребителей.


До 1967 года в странах Европы применялось две системы налогообложения потребления, а именно:


  • налог с оборота;
  • налог на добавленную стоимость.



Налог с оборота или налог с продаж взимается на каждой стадии процесса поставки товаров и услуг перед тем, как достигнуть конечных потребителей. Такой подход приводит к существенному удорожанию товаров и услуг, так как, фактически, налогообложение приобретает каскадный характер, при котором самое большое налоговое бремя ложится на плечи конечных потребителей. 


В тоже время VAT облагает исключительно добавленную стоимость, то есть разницу между ценой продажи и ценой покупки на каждой стадии процесса производства и поставки товаров или услуг.

  

Применение двух различных систем создавало много неудобств и препятствий в торговле между странами западной Европы.

   

В 1967 году были заложены общие принципы применения налога на добавленную стоимость в странах европейского пространства. Они были направлены на:


  • минимизацию рисков искажения конкуренции между государствами;
  • избежание обстоятельств, препятствующих свободному перемещению товаров внутри европейских стран;
  • создание единого рынка внутри сообщества.



Был пройден эволюционный путь промежуточных директив и, как результат, в 2006 году принята директива 2006/112/ЕС. Она устанавливает единые принципы и порядок налогообложения добавленной стоимости для всего Европейского сообщества, а также регулирует территориальные аспекты применения этого налога.




Территория применения директивы 2006/112/ЕС


Общее заблуждение заключается в том, что если страна входит в состав ЕС, то автоматически попадает под действие директивы 2006/112/ЕС. В действительности, следует учитывать ряд географических аспектов применения данной директивы, которые будут рассмотрены ниже. 


Итак, положения директивы определяют следующие важные понятия.


  1. «Сообщество» и «территория сообщества» – это территория 28 стран Европейского союза, которые являются частью таможенной территории и территорией применения VAT-директивы.
  2. «Третьи территории» не являются территориями, на которые распространяется действие VAT-директивы. Эта категория стран разделяется на две подкатегории: а) территории государств ЕС, которые являются частью таможенной территории ЕС, но не применяют VAT-директиву; б) территории государств ЕС, которые не входят в таможенную территорию и не попадают под действие VAT-директивы.
  3. «Третьи страны» не входят в список государств ЕС.
  4. «Не третьи страны» не являются частью Европейского сообщества, но являются частью таможенной территории ЕС и применяют VAT согласно законодательства соседних стран. Эта категория стран вынесена отдельным пунктом. Например, Княжество Монако в целях применения директивы 2006/112/ЕС применяет законодательство Франции.



Отметим интересный факт. Швейцария находится в самом центре Европы, но не является ни частью Таможенного союза, ни членом Европейского союза. Соответственно, при перемещении товаров между странами-членами ЕС и Швейцарией такие операции будут рассматриваться как импорт или экспорт товаров между ЕС и третьей страной.


Итак, определены территориальные границы применения европейского VAT. Разберемся, кто же все-таки платит VAT в ЕС.


Налоговое бремя по VAT ложится на плечи конечных покупателей или потребителей, но ответственность за его администрирование и уплату возложена на продавцов товаров и услуг. Согласно директиве, физические и юридические лица, осуществляющие независимую экономическую деятельность, облагаются налогом независимо от целей и результатов этой деятельности.  Использование материальных или нематериальных активов в целях получения дохода на длительной основе также может признаваться экономической деятельностью. 


Например, если физические лица в свободное время предоставляют услуги такси и используют личный автотранспорт для перевозки пассажиров с целью заработка, то при достижении определенного порогового значения суммы дохода они обязаны зарегистрироваться плательщиками VAT и получить VAT-номер. Пороговое значение дохода определяется согласно внутреннему законодательству их страны.


Общее правило, ответственность за администрирование и уплату VAT возложена на поставщика товаров или услуг. Но возможны ситуации, когда ответственность за перечисление налога государству ложится на покупателя. Такой механизм называется «Reverse Charge».


Например, компания «А» во Франции оказывает консалтинговые услуги компании «B» в Великобритании. И покупатель, и продавец являются плательщиками VAT. Согласно директиве, местом поставки таких услуг будет считаться страна регистрации получателя услуг. Соответственно, английская компания обязана отчитаться по этой операции по ставке своей страны с применением механизма Reverse Charge. Особенности применения Reverse Charge рассмотрим отдельно. 


Зарегистрироваться плательщиком VAT обязаны контрагенты, у которых оборот за 12 месяцев экономической деятельности превышает пороговое значение, установленное законодательством. Каждая страна самостоятельно устанавливает размер порогового значения и сроки, необходимые для регистрации в качестве плательщика VAT. Отдельные пороговые значения могут быть предусмотрены для дистанционных продаж при приобретении товаров и услуг между странами ЕС. 


Контрагент имеет право получить VAT-номер, не дожидаясь превышения порогового значения, и осуществить добровольную регистрацию.


Следующий блок вопросов, связанных с системой европейского VAT, будет посвящен налогооблагаемым операциям, которые попадают под действие директивы 2006/12/ЕС, и такому важному понятию как «место поставки».


В системе европейского VAT налогооблагаемыми операциями считаются: 



  • поставка товаров;
  • приобретение товаров или услуг внутри сообщества;
  • поставка услуг;
  • импорт товаров.

Подробнее рассмотрим каждую из операций.  


VAT при поставке товаров


Понятие «поставка товаров» возникает при рассмотрении сделок, связанных с материальным имуществом, при которых происходит переход права собственности на это имущество от одного контрагента к другому, а также сделок, которые приравниваются к поставке товаров. 

  1. Передача товаров на основании договора финансовой аренды или договора купли-продажи товаров, в том числе на условиях отсрочки платежа.
  2. Передача товаров по договору комиссии, когда комиссионер выступает от своего имени и является частью цепочки поставки этих товаров.
  3. Использование имущества в личных целях, причем это имущество приобреталось для бизнес-целей и по нему частично или в полной мере был признан налоговый кредит.
  4. Поставки тепла, электричества и природного газа через распределительные системы так же приравниваются к поставке товаров.


Поставка товаров — широкое понятие. Операции по поставке товаров могут рассматриваться по-разному внутренним законодательством стран ЕС, поэтому остановимся на общих аспектах. 


По общему правилу операции по поставке товаров облагаются VAT по месту поставки, но определение места поставки зависит от целого ряда дополнительных условий и факторов. 

  1. Если есть транспортировка или пересылка товара, при этом не важно, кто осуществляет транспортировку или пересылку, покупатель, поставщик или третье лицо, местом поставки таких товаров считается место нахождение товаров в момент начала транспортировки или пересылки.
  2. Если транспортировка или перемещение товаров не предусмотрены, то местом поставки считается место их нахождения в момент поставки.
  3. Если поставщику необходимо провести установку или сборку, то местом поставки будет считаться место проведения работ. Если сборку или установку осуществляет сам покупатель, то местом поставки будет считаться территория поставщика.


Приобретение товаров внутри сообщества 


Операции по поставке товаров между странами ЕС принято называть «приобретением». Данное разделение необходимо для отдельного учета торговых операций между странами ЕС, если таможенные границы между странами отсутствуют. 


Местом приобретением товаров внутри сообщества считается место, где завершается отправка или транспортировка товаров покупателю.


Рассмотрим следующую ситуацию. Продавец в стране «А» осуществляет поставку товаров покупателю в страну «B». При этом транспортировка этого товара происходит на склад покупателя, который находятся в стране «С». В дальнейшем этот товар может использоваться для продаж конечным потребителям в стране «С». В такой ситуации местом поставки этого товара будет территория страны «С», так как в ней завершается транспортировка.  Покупатель должен стать на учет VAT в стране «С», начислить его и отобразить в отчетности вычет на эту же сумму. Фактической уплаты VAT не происходит.


Для того чтобы обосновать применение нулевой ставки при торговых операциях внутри сообщества, необходимо предоставить доказательства вывоза товаров из страны. Как правило, товар должен покинуть территорию страны в течении 90 дней с момента реализации. Если в течении этого срока продавец не сможет подтвердить факт получения товаров покупателем, то ему придется начислить и уплатить VAT по ставке своей страны.



Триангуляционные операции


Частая ситуация при приобретении товаров внутри сообщества, когда покупатель в стране «B» приобретает товары в стране «А» и продает их в страну «С». При этом товары перемещаются из страны «А» в страну «С». Такая операция называется триангуляционной. 


Для контрагентов определены следующие обязательные условия: 

  • все транзакции происходят внутри ЕС;
  • наличие трех контрагентов, зарегистрированных плательщиками VAT в трех разных странах;
  • транспортировка товаров осуществляется исключительно из страны «A» в страну «С»;
  • приобретаемые товары используются для перепродажи.

В международной практике для удобства отчетности по VAT эта сделка оформляется c применением упрощенной процедуры. При этом VAT в цену товара на всех этапах цепи поставки не включается, а посредник в стране «B» указывает в отчетности, что это триангуляционная сделка.


Принцип триангуляции и особенности ее применения будет подробно рассмотрен в отдельном блоке статей, посвященных европейскому VAT.




Импорт и экспорт товаров в ЕС


Импорт товаров на территорию стран ЕС происходит по аналогии с другими странами. Страна пересечения границы ЕС считается местом поставки, там же должен быть уплачен импортный VAT. Если товар до этого находился в одном из таможенных режимов, таких как таможенный склад, зона свободной торговли, временного импорта или внешнего транзита, то местом поставки будет признана страна, в которой они выходят из данных режимов. 


Сумма, с которой должен быть уплачен VAT, включает таможенную стоимость товаров, пошлины и налоги, кроме самого VAT.  Также в налогооблагаемую сумму может входить стоимость комиссий, упаковки, страхования и транспортировки до пункта назначения в стране-импортере. Скидки и дисконты, предоставляемые поставщиком покупателю, не влияют на налогооблагаемую базу.


Сумма импортного налога подлежит вычету, если импортер является плательщиком VAT.  Если импортер не является плательщиком VAT, импортный налог все равно придется заплатить. При этом право на налоговый кредит у такого плательщика не возникает, а сумма уплаченного VAT будет включена в цену товаров при их дальнейшей реализации.

Импортный VAT не уплачивается в следующих операциях:

  • импорт товаров, необлагаемых VAT в стране-импортере;
  • поставка товаров личного потребления, импорт которых не имеет коммерческого характера, а их особенности и перечень регулируется директивами 69/169/ЕЭС, 83/181/ЕЭС, 2006/79/ЕС;
  • поставка товаров в режиме реимпорта;
  • импорт товаров согласно дипломатическим и консульским соглашениям, а также товаров, освобожденных от уплаты импортных пошлин;
  • импорт товаров международными институтами в пределах лимитов, установленных для таких институтов.

Перечень товаров, освобожденных от налогообложения, определяется внутренним законодательством каждой страны. Директива диктует общие принципы применения VAT на территории ЕС. Ответственность за имплементацию этих принципов во внутреннее законодательство и разработку правил, необходимых для их выполнения, возложена на государства ЕС.


Если при экспорте товаров применяется нулевая ставка VAT, то контрагент получает право на возмещение или налоговый вычет. Документы, подтверждающие применение нулевой ставки, оформляются при пересечении границы в пунктах пропуска на территорию Европейского сообщества, их необходимо сохранять.




Поставка услуг


Последний блок информации, касающийся налогооблагаемых операций и определения места поставки, посвящен услугам. Учитывая нематериальную природу услуг, в определенных случаях, тяжело определить, где все-таки должен быть уплачен VAT и кто отвечает за его администрирование.  


При поставке услуг действуют базовые и специальные правила определения места поставки налогооблагаемых операций. Также очень важное значение имеет то, является ли получатель услуг плательщиком VAT или нет. 


Рассмотрим базовые правила.


Если услуги оказаны плательщику VAT, то услуга облагается налогом по принципу назначения или Destination principle. Соответственно, местом поставки этих услуг будет место регистрации бизнеса покупателя. По принципу назначения облагаются налогом услуги «B2B».


Если услуги оказаны неплательщику VAT, то услуга облагается по принципу происхождения или Origin principle. То есть местом поставки услуг будет считаться место регистрации бизнеса поставщика. По принципу происхождения облагаются налогом услуги «B2C».


Рассмотрим следующую ситуацию. Компания в стране «А» предоставляет услуги по уборке офиса компании в стране «B», которая является плательщиком VAT в своей стране. Местом поставки услуги в данном примере будет считаться страна «B». Соответственно, компания в стране «А» выставит инвойс без VAT, а компания в стране «B» отразит VAT по ставке своей страны посредством механизма Reverse Charge. 


Если услуги по уборке офиса предоставляются физическому лицу в стране «B», то компания в стране «А» выставит инвойс с включенным в него VAT и отчитается по нему в своей стране. 


Следующие особые категории услуг подпадают под специальные положения директивы при определении места поставки услуг. 



  • Услуги, связанные с недвижимым имуществом, в том числе услуги брокеров, агентов, оценщиков, архитекторов и фирм, осуществляющих строительный контроль и надзор, облагаются VAT по месту нахождения недвижимого имущества. 
    Пример. Агентство недвижимости, зарегистрированное в стране «А», осуществляет брокерские услуги по продаже офиса для компании, зарегистрированной в стране «B». Офис находится в стране «С». Соответственно, местом поставки таких услуг будет считаться страна «С». Компании «А» необходимо получить VAT-номер в стране «С» и уплатить VAT.
  • Пассажирские перевозки как B2B, так и B2C облагаются VAT пропорционально расстояниям, пройденным по территории каждой из стран ЕС.
    Пример. Пассажир совершает автобусную поездку из Украины по странам Евросоюза. Европейский VAT будет начислен пропорционально пройденному расстоянию по дорогам каждой из стран, кроме Украины, так как Украина не является членом ЕС.
  • Услуги по транспортировке товаров внутри сообщества облагаются VAT там, где начинается транспортировка.
    Пример. Французский перевозчик доставляет товары из Великобритании в Германию. Соответственно, отчитываться по VAT за транспортные услуги нужно в Великобритании.
  • Культурная, артистическая, спортивная, научная, образовательная, развлекательная деятельность, услуги, связанные с движимым имуществом, например, услуги по разгрузке, погрузке или переносу, а также услуги, связанные с оценкой движимого имущества, облагаются VAT по месту их оказания.  
    Пример. Компания из Латвии организовывает выставку на территории Португалии. Участниками выставки будут представители из Испании и Италии. Соответственно, счет на оплату стоимости участия будет выставлен с учетом португальского VAT. Компания из Латвии должна получить VAT-номер в Португалии и отчитаться по операции в стране прохождения мероприятия.

При оказании следующих услуг местом поставки признается место регистрации их покупателя для контрагентов за пределами ЕС или для плательщиков VAT в стране ЕС, отличной от страны поставщика: 

  • передача и уступка авторских прав, патентов, лицензий, торговых марок и аналогичных прав;
  • оказание рекламных и консалтинговых услуг;
  • банковские, финансовые и страховые сделки, включая перестрахование, за исключением аренды сейфов;
  • предоставление персонала;
  • аренда движимого имущества, кроме транспортных средств;
  • предоставление доступа, транспортировка или передача посредством газораспределительных систем и систем распределения электричества.

При этом нерезиденты ЕС не обязательно должны быть плательщиками VAT, но обязаны предоставлять документы, подтверждающие их статус субъекта хозяйствования. В противном случае, предоставленные услуги будут расценены как оказанные конечному потребителю и VAT будет включен в стоимость услуг.


Отдельно стоит остановиться на процедуре Reverse Charge. 


Reverse Charge — это механизм учета VAT по операциям при поставке услуг, когда местом поставки таких услуг является страна получателя. 


Для применения этого механизма между контрагентами должны быть соблюдены следующие условия: 

  1. контрагенты должны быть из разных государств;
  2. место поставки услуг совпадает с местом регистрации получателя услуг в государстве, входящем в состав ЕС;
  3. получатель услуг должен быть плательщиком VAT.

При соблюдении этих условий поставщик услуг выставляет инвойс без VAT, а обязательство отчитаться по нему переходит к получателю услуг. Получатель на сумму услуги начисляет VAT по ставке своей страны и тут же указывает ее к налоговому вычету. Фактической уплаты налога не происходит, операция отражается исключительно в отчетности по VAT. 


Компания из Украины оказывает консалтинговые услуги компании из Великобритании. Английская компания является плательщиком VAT, место поставки — территория ЕС. Применяя механизм Reverse Charge, английская компания начисляет VAT по своей ставке, ставит сумму к налоговому вычету и отражает операцию только в учете. 

  

С 1 января 2015 года изменилось правило признания места поставки услуг конечным потребителям для таких видов услуг: 

  • телекоммуникационные услуги;
  • услуги телевидения и радиовещания;
  • услуги, поставляемые электронным способом.

Особенностью предоставления таких услуг является переход на принцип «по месту назначения», то есть местом поставки таких услуг считается место нахождение получателя услуг. Для упрощения администрирования и отчетности по VAT поставщик услуг не обязан получать VAT-номер в каждой стране, а имеет право зарегистрироваться и учитывать VAT по ставке только одной страны из числа тех, куда он поставляет свои услуги. Такой режим получил название MOSS (Mini-one-stop-shop). 


Для поставщиков услуг, бизнес которых учрежден за пределами ЕС, но которые предоставляют услуги внутри ЕС, возможность выбора страны регистрации плательщиком VAT вступит в силу только 1 января 2019 года. До этого времени нерезидент ЕС обязан получить VAT-номер в каждой из стран, куда он осуществляет продажи. 


Директива была изменена путем имплементации стандартного определения услуг, предоставляемых электронным способом. Электронные сервисы предоставляются за плату и базируются на следующих критериях:

  1. услуга отличается от физической поставки товара;
  2. основана на информационных технологиях;
  3. предоставляется электронным способом, через Интернет, медный или оптоволоконный кабель, а также по радиоканалу или через спутники;
  4. поставка полностью автоматизирована, человеческое вмешательство сведено к минимуму.

Электронные услуги (e-services) разделены на 5 категорий.


1. Поставка видео, музыки, игр, лотерей и других азартных игр.

  • Загрузки фильмов или трансляций на ПК, ноутбуки и телефоны.
  • Онлайн или загрузки игр, в том числе для удаленных игроков.
  • Поставка музыки, фильмов, ставок, их трансляции.
  • Мелодии, рингтоны, музыкальные произведения.

2. Услуги веб-сайтов.

  • Услуги веб-сайтов самопомощи.
  • Автоматическое обслуживание и поддержка сайтов.
  • Хостинг сайтов.
  • Интернет-провайдеры.
  • Онлайн-хранилища данных и службы памяти.
  • Блокировщики рекламных баннеров.

3. Программные услуги.

  • Программные услуги, предоставляемые через Интернет, например, программное обеспечение как услуга «SaaS» посредством загрузки через облачные сервисы.
  • Загрузки драйверов для принтеров и прочих периферийных устройств.
  • Брандмауэры и другие фильтры для компьютеров.
  • Загрузка антивирусного программного обеспечения.
  • Бухгалтерия и антивирусные пакеты.

4. Поставка дистанционного обучения.

  • Автоматизированное дистанционное обучение.
  • Автоматизированные учебные программы через Интернет.
  • Учебники, подготовленные студентами в Интернете.

5. Предоставление текста, изображений и баз данных.

  • Загрузки дизайн-компонентов и т. д.
  • Электронные книги, например, Amazon Kindle.
  • Рекламные баннеры в Интернете.
  • Подписка на онлайн-блоги, журналы или газеты.
  • Членские взносы в онлайн-клубы, журналы или сайты знакомств.
  • Интернет-площадки для товаров и услуг, объявления.
  • Изображения, скринсейверы и фотографии, загруженные с помощью телефона или ПК.
  • Загрузки отчетов, финансово-аналитических, рыночных данных и руководств.
  • Обработка данных и расчеты через Интернет или другие электронные сети.



Европейская комиссия также представила некоторые рекомендации относительно того, что не является электронным сервисом. Существенно то, что использование электронной почты для доставки услуги автоматически не квалифицирует услугу как электронную.


Следующие услуги не являются электронными услугами для нового MOSS-режима:

  • услуги, предоставляемые предприятиям, зарегистрированным плательщиками VAT в ЕС;
  • физические товары, заказанные через Интернет или по электронной почте;
  • DVD, CD-ROM, компакт-диски, карты памяти;
  • профессиональные советы, предоставляемые по электронной почте или в Интернете;
  • разработка обложек или содержимого для электронных книг, брошюр и другой литературы;
  • «живое» обучение через Интернет;
  • автономные службы передачи данных;
  • билеты на «живые» культурные мероприятия, театральные представления, спектакли, шоу, приобретенные через Интернет.



Ставки 


Директива ЕС определяет правила применения ставок налога на добавленную стоимость. 


Страны-члены ЕС могут самостоятельно определять стандартную ставку VAT на своих территориях, но, согласно директиве, она не может быть меньше 15%. Пониженные ставки применяются к таким категориям товаров и услуг, определенных в приложениях к директиве: 

  • продукты питания для людей и животных;
  • поставка воды;
  • медицинское оборудование и фармацевтические препараты;
  • услуги перевозки пассажирским транспортом.

Пониженные ставки могут применяться только к категориям товаров и услуг, зафиксированным в данной директиве. Их перечень и характеристики устанавливает государство в рамках своей юрисдикции. Пониженная ставка не может быть менее 5%. 

Стандартные ставки VAT в государствах ЕС приведены в таблице. 
































Государство ЕС

Стандартная ставка VAT, %

Австрия

20

Бельгия

21

Болгария

20

Великобритания

20

Венгрия

27

Германия

19

Греция

24

Дания

25

Ирландия

23

Испания

21

Италия

22

Кипр

19

Латвия

21

Литва

21

Люксембург

17

Мальта

18

Нидерланды

21

Польша

23

Португалия

23

Румыния

19

Словакия

20

Словения

22

Финляндия

24

Франция

20

Хорватия

25

Чехия

21

Швеция

25

Эстония

20

В данной статье сделан общий обзор европейской системы налогообложения добавленной стоимости. При структурировании бизнеса и международном налоговом планировании необходимо учитывать размер VAT в конкретной стране, а также особенности применения VAT-директивы в конкретном случае. 

Особенности и важные аспекты применения VAT-директивы будут рассмотрены в следующих материалах, посвященных системе европейского VAT. 


Заказать услугу

c нашими специалистами

Только буквы и пробелы (от 2 до 30 символов)

Используйте формат [email protected]

Только буквы, цифры и пробелы (от 2 до 30 знаков)

Остались вопросы?

Запишитесь на профессиональную консультацию

Ваше имя:Только буквы и пробелы (от 2 до 30 символов)

Ваш телефон:Введите номер, пример +380777777777

Международный НДС — рекомендации для повседневной работы

Ниже приводится краткое изложение международного руководства по НДС для поставок и услуг: требования к местному номеру НДС, обратная оплата, международный НДС и НДС для электронной торговли. Здесь вы найдете ответы на большинство повседневных вопросов, но мы советуем обсудить ваши транзакции с вашим налоговым консультантом более подробно.

Европейская директива по НДС 2006/112/EC представляет собой обязательную основу для национального законодательства Европейского Союза. Однако, хотя Европейская комиссия пытается достичь гармонизации, существуют национальные различия в интерпретации, применении, национальных правилах НДС и ставках НДС.

Налог оплачивается потребителем и полностью направляется государству через цепочку поставщиков. Поставщик получает налог с продаж, применяет предварительный налог в декларации по НДС и уплачивает оставшуюся разницу в налоговую администрацию.

Во избежание того, чтобы иностранный поставщик, осуществляющий поставки из-за границы, не платил НДС, последний местный покупатель должен декларировать и уплатить налог с продаж вместо себя (система обратных начислений для НДС на импорт или услуг).

Беспошлинная доставка товаров или услуг должна осуществляться только предприятиям. Статус предпринимателя (подрядчика) в ЕС определяется международным номером плательщика НДС. Власти других государств могут представить другой сертификат для подтверждения предпринимательства вместо номера плательщика НДС.

Если есть национальная доставка из другой страны в пункт назначения в той же стране, требуется национальный номер плательщика НДС этой страны.

Правила об НДС касаются не только декларирования и налогообложения, но и юрисдикции, в которой исполняются решения.

Поставки товаров: движение товаров определяет, какая форма НДС применима (международная или местная доставка), но место выставления счет-фактуры или получателя счет-фактуры не имеет значения для целей НДС.

  • Товары остаются физически в той же стране: национальная доставка (национальный номер НДС, даже если счет-фактура отправляется за границу)
  • Трансграничная экспортная доставка для предпринимателей за пределами ЕС: без НДС
  • Трансграничная экспортная доставка в другие страны ЕС:
    • Принцип места назначения для доставки предпринимателям (оба номера НДС; нулевая ставка, оговорка об обратном начислении)
    • Принцип назначения для поставок в частный сектор в сфере почтовых
    • Принцип происхождения для других поставок в частный сектор
  • Трансграничная импортная доставка от предпринимателей за пределами ЕС: НДС облагается на таможне в стране, где товары ввозятся в Европейский Союз (стандартная ставка или сниженная ставка в зависимости от законодательства этой страны).
  • Трансграничная импортная доставка от предпринимателей в других странах ЕС: номер НДС, нулевая ставка.

Услуги:

Трансграничные услуги компаниям в ЕС:

  • Принцип назначения при поставках предпринимателям, (оба номера НДС; нулевая ставка, оговорка об обратном начислении)
  • Национальные исключения
  • Транспортные услуги: где осуществляется транспорт.
  • Услуги частным клиентам: по месту нахождения, по месту жительства заказчика.
  • Услуги, связанные с недвижимостью: место нахождения недвижимости.

IOSS и MOSS:

  • IOSS (Import One Stop Shop): с 01.07.2021 НДС уплачивается за все коммерческие товары, импортируемые в ЕС, бесплатный порог в 22 евро отменяется. Если поставщики из ЕС или из стран, не входящих в ЕС, используют электронный интерфейс для продажи импортных товаров стоимостью менее 150 евро покупателям в ЕС. Организация, имеющая интерфейс, считается объектом налогообложения. В IOSS НДС для всех таких продаж покупателям в ЕС может быть зарегистрирован на одной платформе в одном государстве-члене. Для продаж должна применяться налоговая ставка каждой страны назначения. Поставщики, не базирующиеся в ЕС, обычно должны назначить учрежденного в ЕС посредника для выполнения своих обязательств по НДС в рамках IOSS.
  • MOSS (Mini One Stop Shop): также позволяет подавать декларацию по НДС для нескольких стран ЕС только в одной стране ЕС без регистрации в странах назначения. Целевая группа – поставщики услуг, которые предоставляют цифровые услуги лицам, не облагаемым налогом.
  • Существуют особые правила для деятельности с низким годовым оборотом (менее 10 000 евро в текущем и предыдущем году): для уменьшения бюрократического бремени им разрешено взимать НДС со своих клиентов по ставке своей страны, декларировать и оплачивать его там.

Для поставок компаниям внутри ЕС поставки и перевозок товаров за границу внутри компании требуются:

  • НДС номер поставщика в стране отправления и НДС номер получателя в стране назначения.
  • Доказательства того, что номер плательщика НДС делового партнера был проверен
  • Примечание «Исключенные (нулевые) поставки внутри ЕС»
  • Книга и документальные свидетельства (включая подтверждение отгрузки)
  • Сводный отчет (ежеквартально)
  • Внутригосударственные отчеты, если лимиты достигнуты
  • Предупреждение: если номер плательщика НДС, используемый покупателем, не из страны назначения, по мнению Европейского суда от 22. 4.2010 (C-536/08 и C-539/08), вычеты не допускаются. В третьей стране НДС взимается и может быть возвращен только при наличии доказательства налогообложения в стране назначения.

Транзакции в цепочке:

  • Если есть одна поставка в сочетании с несколькими транзакциями, только одна доставка квалифицируется как трансграничная поставка внутри Европейского Сообщества. Остальные должны квалифицироваться как национальные транзакции

Треугольные сделки:

  • Требования: 3 стороны, номера НДС из 3-х разных стран-членов ЕС, ссылка на статью 141 Директивы по НДС
  • Первый поставщик осуществляет поставку, освобожденную от НДС, посреднику внутри Европейского Сообщества, кроме того, имеется подтверждение доставки конечному получателю. Для упрощения, НДС должен заплатить конечный получатель, а не посредник, чтобы последний мог избежать нескольких регистрационных процедур.
  • Внимание: в некоторых юрисдикциях трехсторонние сделки запрещены, если сторона Б учреждена в стране назначения C, даже если товары перемещаются между 3 странами.

Услуги и выполнение работ (обратная оплата):

  • Принцип назначения, номера НДС, пункт «Обратный платеж»
  • Услуги для лиц, не являющихся предпринимателями: место оказания услуг. Исключение: электронные услуги (место получателя)
  • Некоторые детали обработки обратных платежей регулируются по-разному в разных странах. Обычно налоговое обязательство передается получателю, который одновременно декларирует предварительный налог.
  • Если получатель услуги, предоставленной из другой страны, не зарегистрирован должным образом для НДС отчётности и если сумма превышает ту, что определена местным законодательством, то НДС платится основываясь на цене импортируемых услуг без требования добавления входящего налога
  • Аналогичная ситуация имеет место с освобожденными от налогов предпринимателями, которые не могут требовать никакого предварительного налога или требовать только его часть.

Поставка работ:

  • Если работа завершена в начале перевозки: налогообложение в стране отправления в качестве поставки
  • Производство, отделка, основная сборка у заказчика: налогообложение в стране назначения. Часто существуют разные национальные правила: либо обратная оплата (например, Австрия), либо регистрация для национального НДС.
  • В некоторых странах части работы, завершенной в стране назначения, должны быть импортированы поставщиком, а не заказчиком, чтобы иметь право на предварительный налог.

Производство в стране ЕС:

  • Контрактное производство и последующая доставка получателю: обычная доставка.
  • Поставки с производственной площадки могут осуществляться с учетом национального НДС (доставка внутри страны) или внутри Европейского Сообщества.
  • Для местных покупок часто требуется местный номер НДС. Для покупок внутри Европейского Сообщества требуется международный номер НДС.

Торговые условия доставки (доставка физическим лицам, не являющимся предпринимателями):

  • Порог доставки: расчет в стране назначения, если этот порог превышен поставками для этой страны.
  • Порог приобретения: обязательство по регистрации при достижении определенной суммы покупок внутри Европейского Сообщества.

(Обновлено в июле 2021 г.)

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Португалии

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это налог, взимаемый с продаж или поставки услуг в Португалии.

НДС уплачивается потребителем при оплате поставленных товаров или услуг. Продавец или поставщик услуг получает НДС, а затем платит его в Налогово-таможенное управление (AT).

На этой странице представлена ​​следующая информация:

  • Регистрация для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС)
  • Расчет налогооблагаемой суммы при торговле товарами и услугами
  • Архивирование операций по налогу на добавленную стоимость (НДС)
  • Ставки налога на добавленную стоимость (НДС)
  • Освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС)
  • Уплата налога на добавленную стоимость (НДС).

Регистрация для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС)

Физические лица (самозанятые) или юридические лица (компании), которые производят, продают или предоставляют услуги в Португалии, должны платить налоги и должны предоставить заявление о начале деятельности.

Самозанятые лица не обязаны декларировать начало своей деятельности, если они выставляют только один счет (один раз в течение года за продажу товаров или оказание услуг), который не превышает 25 000 евро.

Для получения дополнительной информации см. статью 2 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Отчет о начале деятельности

Перед началом деятельности самозанятое лицо или компания должны подать декларацию о начале деятельности.

Для компаний, зарегистрированных в торговом реестре, декларация о начале деятельности должна быть подана не позднее 15 дней после регистрации.

Декларация должна быть подана:

  • самозанятым лицом, компанией или налоговым представителем, если у них нет организованной отчетности
  • сертифицированным бухгалтером самозанятого лица или компании, если у них есть организованная отчетность .

Бухгалтерский учет необходимо вести каждый раз, когда годовой доход оценивается более чем в 200 000 евро. Если прогнозируется более низкий доход, вы можете выбрать организованный учет в любое время.

Дополнительную информацию о схемах бухгалтерского учета см. в информационной брошюре налоговых и таможенных органов.

Декларацию можно подать:

  • через веб-сайт налогового и таможенного управления
  • в любом отделении налогового и таможенного управления
  • в Бюро граждан (Loja de Cidadão), если оно подается самозанятым лицом.

Дополнительную информацию можно найти на странице «Часто задаваемые вопросы» веб-сайта Налогово-таможенного управления или в руководстве по началу деятельности.

Назначение налогового представителя для подачи декларации

Самозанятые лица или компании без постоянного адреса в Португалии, но имеющие постоянный адрес в другом государстве-члене Европейского Союза, могут подать декларацию о начале деятельности через представитель с налоговым адресом в Португалии.

Самозанятые лица или компании без постоянного адреса в Португалии или в государстве-члене Европейского Союза обязаны назначить налогового представителя в Португалии.

Для получения дополнительной информации посетите страницу часто задаваемых вопросов веб-сайта Налогового и таможенного управления.

Отчетность об изменениях в деятельности

Компании, не зарегистрированные в коммерческом регистре или внесенные в центральный регистр юридических лиц

При изменении данных, представленных в декларации о начале деятельности, самозанятые лица или компании должны подать декларацию об изменениях в деятельности в течение максимум 15 дней со дня, когда произошло изменение.

Компании, зарегистрированные в торговом реестре

Компании, зарегистрированные в торговом реестре, освобождаются от подачи декларации об изменении деятельности в Налогово-таможенный орган (АТ), если изменения относятся к:

  • запись в коммерческий регистр
  • поправки к уставу в отношении юридического статуса, названия компании, зарегистрированного офиса или основного места деятельности, капитала и объекта надзорные органы
  • слияние и разделение
  • назначение и прекращение полномочий ликвидаторов до завершения ликвидации
  • назначение и увольнение арбитражного управляющего
  • закрытие и завершение ликвидации.

Компании, внесенные в центральный реестр юридических лиц

Компании, внесенные в центральный реестр юридических лиц, которые не подлежат торговому реестру, освобождаются от подачи декларации об изменении деятельности в налоговую и таможенную службу ( ТА) в следующих случаях:

  • первоначальная регистрация
  • изменение названия компании
  • изменение местонахождения зарегистрированного офиса, места жительства или почтового адреса
  • завершение ликвидации.

Как подать декларацию

Декларацию об изменении вида деятельности должны подать:

  • самозанятое лицо или компания, если у них нет организованной отчетности
  • сертифицированный бухгалтер самозанятого наемное лицо или компания, если они имеют организованные счета.

Декларацию об изменении деятельности можно подать:

  • через веб-сайт Налогово-таможенной службы
  • в любом отделении Налогово-таможенной службы
  • в Гражданском бюро (Loja de Cidadão), при подаче самостоятельно -занятое лицо.

Для получения дополнительной информации см. страницу «Часто задаваемые вопросы» веб-сайта Налогового и таможенного управления или руководство по внесению изменений в деятельность.

Сообщение о прекращении деятельности

Когда самозанятые лица и компании перестают совершать налоговые действия, они должны подать декларацию о прекращении деятельности.

Декларация о прекращении деятельности должна быть представлена ​​в течение 30 дней после окончания налогооблагаемой деятельности.

Компании, зарегистрированные в торговом реестре или зарегистрированные в центральном реестре юридических лиц, освобождаются от подачи заявления о прекращении деятельности в Налогово-таможенный орган (АТ).

Заявление о прекращении деятельности должно быть представлено:

  • самозанятым лицом или компанией, если они не имеют организованных счетов
  • сертифицированным бухгалтером самозанятого лица или компании, если у них есть организованные счета

Декларацию о прекращении деятельности можно подать:

  • через веб-сайт Налогово-таможенной службы
  • в любом отделении Налогово-таможенной службы
  • в Гражданском бюро (Loja de Cidadão), при подаче занятое лицо.

Для получения дополнительной информации см. страницу «Часто задаваемые вопросы» на веб-сайте Налогово-таможенного органа или руководство по прекращению деятельности.

Расчет налогооблагаемой суммы при торговле товарами и услугами

Налогооблагаемой суммой при реализации товаров и оказании услуг является стоимость, полученная продавцом или поставщиком в обмен на поставленные товары или услуги без налога на добавленную стоимость ( НДС).

Налогооблагаемая сумма включает:

  • налоги, пошлины, сборы и другие сборы
  • взимаемые непредвиденные расходы, напр. комиссионные, упаковка, транспорт, страхование и реклама
  • субсидии, привязанные к цене сделки, устанавливаемые до продажи или оказания услуг и устанавливаемые на основе количества переданных единиц или объема оказанных услуг.

Налогооблагаемая сумма не включает:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • проценты за уплату в рассрочку и суммы, полученные в качестве компенсации, определенной в судебном порядке, за невыполнение обязательств
  • скидки, уступки и бонусы, предоставленные
  • суммы, уплаченные покупателем товара или услуги, учитываемые продавцом или поставщиком услуг на соответствующих счетах третьих лиц
  • стоимость упаковки, при условии, что счет-фактура содержит информацию о возврат был согласован.

Если информация, необходимая для определения налогооблагаемой суммы, представлена ​​не в евро, используется последний обменный курс, опубликованный Европейским центральным банком, или курс продажи, используемый любым банком, учрежденным на территории страны.

Если платеж произведен не полностью или частично наличными

Налогооблагаемая сумма представляет собой сумму, уплаченную наличными, плюс рыночную стоимость товаров или услуг, поставляемых взамен.

Стоимость товаров или услуг на открытом рынке – это стоимость, которая была бы уплачена за товары, за предоставление услуги или за аналогичные товары или услуги.

При отсутствии аналогичной ситуации рыночная стоимость не может быть ниже покупной цены товара. При отсутствии покупной цены рыночная стоимость не может быть ниже цены производства товара.

При отсутствии аналогичной услуги рыночная стоимость не может быть ниже стоимости предоставления услуги.

Для получения дополнительной информации см. статью 16 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Архивирование транзакций по налогу на добавленную стоимость (НДС)

Срок для архивирования записей транзакций

Владельцы бизнеса должны хранить записи транзакций в течение 10 лет.

Если расчетный период превышает 10 лет, учет операций должен вестись до конца расчетного периода.

Если бухгалтерский учет или выставление счетов осуществляются в компьютеризированной форме, обязательно хранить документацию, касающуюся анализа, программирования и реализации компьютерной обработки, а также резервного копирования данных для программ выставления счетов и учета в течение периода, для которого обязательны записи транзакций.

Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте налогового и таможенного управления.

Местонахождение архивных записей транзакций

Компании или самозанятые лица с адресом в Португалии

Если счета-фактуры, книги, отчеты и другие документы доступны на бумаге, они должны храниться в Португалии.

Если владельцы предприятий имеют более одного учреждения, они могут централизовать документы всех учреждений в одном архиве.

Если счета-фактуры, книги, записи и другие документы существуют в электронной форме, они должны храниться в любом государстве-члене Европейского Союза.

Местонахождение архива в бумажной или электронной форме должно быть указано в декларации о начале деятельности или декларации об изменении деятельности.

Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте налогового и таможенного управления.

Компании или самозанятые лица без адреса в Португалии

Компании или самозанятые лица без адреса в Португалии могут хранить счета-фактуры, книги, реестры и другие документы в бумажной или электронной форме в любом государстве-члене Европейский Союз.

Местонахождение архива в бумажной или электронной форме должно быть указано в декларации о начале деятельности или декларации об изменении деятельности.

Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте налогового и таможенного управления.

Хранение архивов за пределами Европейского Союза

Любая компания или самозанятое лицо, желающее хранить записи о транзакциях в бумажной или электронной форме за пределами Европейского Союза, должны запросить предварительное разрешение от Налогового и таможенного управления (AT) через сайт Налогово-таможенной службы.

Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте налогового и таможенного управления.

Возврат налога на добавленную стоимость (НДС) в Португалии

В Португалии существует три ставки налога на добавленную стоимость (НДС):

  • сниженная ставка 6% в материковой части Португалии, 4% в автономном регионе Азорских островов и 5% в Автономном регионе Мадейра для товаров и услуг, включенных в Список I Налога на добавленную стоимость Кодекса
  • , промежуточная ставка 13% в материковой части Португалии, 9% в Автономном районе Азорских островов и 12% в Автономный регион Мадейра для товаров и услуг в Списке II Кодекса налога на добавленную стоимость
  • стандартная ставка 23% в континентальной Португалии, 16% в автономном районе Азорских островов и 22% в автономном районе Мадейра для всех остальных товаров и услуг.

Для получения дополнительной информации см. статью 18 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) в Португалии

Освобождение для сектора торговли и услуг

Торговля и поставка определенных товаров и услуг освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в Португалии. Некоторые примеры:

  • оказание услуг медицинскими работниками
  • оказание услуг детскими садами, центрами досуга, домами-интернатами и центрами дневного ухода за престарелыми
  • оказание услуг некоммерческими организациями, действующими учреждениями или помещения для художественных, спортивных или развлекательных мероприятий.

Список всех видов деятельности, освобожденных от налога на добавленную стоимость (НДС), можно найти в статье 9 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС)

Компании или самозанятые лица освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), если их оборот составляет менее:

  • 10 000 евро, если деятельность началась до 31 марта 2020 г.
  • 11 000 евро, если деятельность началась после 1 апреля 2020 года
  • 12 500 евро, если деятельность началась с 2021 года.

превышать 12 500 евро независимо от даты начала деятельности.

В дополнение к лимиту оборота компании и самозанятые лица должны:

  • не иметь и не обязаны иметь организованные счета для целей подоходного налога с населения
  • не импортировать и не экспортировать продукцию
  • не продавать и не предоставлять услуги в секторе отходов, лома и переработки.

Для получения дополнительной информации см. статью 53 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Освобождение для мелких торговцев

Специальная схема для мелких розничных торговцев, предназначенная для мелких торговцев, предоставляет освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) самозанятым лицам, которые должны соответствовать следующим условиям:

  • не иметь и не обязаны иметь организованные счета для целей подоходного налога с населения; счета должны вестись всякий раз, когда годовой доход оценивается более чем в 200 000 евро; если прогнозируется более низкий доход, вы можете выбрать организованный учет в любое время
  • не приобрели у поставщиков более 50 000 евро в предыдущем году (если деятельность только начинается, следует использовать прогноз на текущий год)
  • не менее 90% объема закупки должно приходиться на товары, предназначенные для продажи без дальнейшей переработки
  • не импортировать и не экспортировать товары или услуги в пределах Европейского Союза
  • не более 250 евро в не освобожденной от налогов деятельности
  • не продавать и не предоставлять услуги в секторе отходов, лома и переработки.

Для получения дополнительной информации см. статью 60 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Уплата налога на добавленную стоимость (НДС)

Для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в Португалии компании или самозанятые лица должны периодически подавать декларацию.

Декларация подается:

  • ежеквартально для компаний или самозанятых лиц с оборотом менее 650 000 евро в предыдущем календарном году
  • ежемесячно для компаний или самозанятых лиц с оборотом более 650 000 евро в предыдущем календарном году.

Компании или лица, работающие не по найму, подающие ежеквартально (оборот менее 650 000 евро), могут в своем заявлении о начале или изменении деятельности выбрать ежемесячную подачу.

Если выбрана ежемесячная подача, эта схема должна поддерживаться не менее 3 лет.

Квартальные декларации должны быть представлены до 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, к которому относится декларация.

Ежемесячные декларации должны быть представлены до 10 числа второго месяца, следующего за месяцем, к которому относится декларация.

Периодические декларации подаются через сайт Налогового и Таможенного Управления.

Для получения дополнительной информации см. статью 41 Кодекса о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Служба поддержки

Для получения дополнительной информации или если вам нужна помощь, пожалуйста, свяжитесь с Autoridade Tributária e Aduaneira (AT):

  • телефон: 217 206 707, в рабочие дни с 9:00 до 19:00
  • онлайн контактная форма.

Short & Sweet № 4 | Что означает «НДС уплачен»?

  • Уплачивается ли НДС со всех импортируемых самолетов?

  • Как обеспечить правильную уплату НДС с воздушного судна?

  • ЕС НДС не является разовой операцией

Термин «НДС уплачен» обычно используется   , когда воздушное судно полностью импортировано в ЕС, однако часто используется неправильно и вводит в заблуждение, вводя в заблуждение продавцов и покупателей самолетов относительно термина «НДС уплачен».

Мы часто слышим следующее заявление от потенциальных покупателей самолетов: «Я предпочитаю покупать самолет с так называемым НДС, поэтому мне не нужно платить НДС ЕС». Однако это редко возможно. Путаница может быть вызвана тем фактом, что многие брокеры рекламируют воздушные суда как НДС, уплачиваемый в ЕС. Неверно истолкованное понимание состоит в том, что «после импорта НДС уплачивается за товар». Однако такое использование термина просто некорректно. Только если   продавец  является частным лицом и уже уплатил НДС, то повторно НДС начислять не нужно. В этом контексте также важен статус воздушного судна с уплатой НДС.

НДС ЕС не является разовой операцией
Есть лишь несколько примеров, когда выходной НДС ЕС не подлежит уплате при повторной продаже самолета. Одним из примеров, как упоминалось выше, является продажа самолета частным лицом. Такой продавец фактически заплатил и не мог вычесть и вернуть НДС при покупке или ввозе самолета, однако необходимо учитывать и многие другие факторы, такие как место доставки, периоды пребывания за пределами ЕС и т. д. ЕС НДС – это не разовая операция. Это система, основанная на транзакциях, и любая смена владельца или оператора, скорее всего, будет означать, что НДС ЕС должен каким-то образом снова учитываться, если изменение произойдет в ЕС. Мы сделали несколько примеров, чтобы проиллюстрировать необходимый шаблон транзакции.

Пример A: освобождение от НДС (0%)
Освобождение от НДС часто предоставляется коммерческим операторам или авиакомпаниям, если эксплуатант выполняет определенные предварительные условия и конкретное использование воздушного судна. Любая смена оператора или операции всегда потребует переоценки сценария, поэтому 0% НДС не предоставляется навсегда. Если воздушное судно передано, а новый эксплуатант из ЕС не имеет права на освобождение от НДС, эксплуатант должен взимать НДС в соответствии с нижеприведенными принципами.

Пример B: НДС вычитается (ставки от 17 до 27%)
НДС, взимаемый при импорте, может быть полностью вычтен, если воздушное судно используется исключительно в служебных целях. При повторной продаже такого самолета продавец должен взимать НДС в соответствии с нижеизложенными принципами.

Как обеспечить правильную уплату НДС с воздушного судна?
Статус уплаченного НДС может сохраняться только после продажи и быть действительным для следующего владельца или оператора, если юридическое лицо, зарегистрированное в ЕС, взимает НДС в местном счете-фактуре или использует действительный номер НДС ЕС, а также выставляет счет-фактуру, которая была зарегистрирована в системе НДС ЕС как приобретение внутри Сообщества.

Экспортная продажа
Если самолет, импортированный из ЕС, продается или доставляется за пределы ЕС, например, в Великобританию, США или Швейцарию, статус плательщика НДС в ЕС теряется, и это не зависит от того, является ли самолет официально экспортируется через таможенную процедуру ЕС. Экспортируемый самолет может быть возвращен в свободное обращение в ЕС, если он никогда не находился за пределами ЕС более трех лет подряд, но статус свободного обращения относится только к таможенной пошлине, а не к НДС, который необходимо пересчитать.