Налоговая система Российской Федерации. Налоговая система рф 2018
Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. №46. С. 239-241. URL https://moluch.ru/archive/180/46515/ (дата обращения: 26.08.2018).
Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения. Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии. Для каждого налога различны налоговые ставки, налоговая база, налоговый период и кем будет являться налогоплательщик. В Российской Федерации существует два вида налогоплательщиков — юридические лица и физические лица. Юридические лица подразделяются на государственные, частные, коммерческие, некоммерческие, и многие другие, в зависимости от вида их деятельности. Физическое лицом является каждый гражданин Российской Федерации, или же лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Каждое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, несет на себе обязанность уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, вне зависимости от того является он физическим лицом, юридическим лицом, или же индивидуальным предпринимателем. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги также являются основной формой доходов государства. Налоговые поступления в бюджет составляют основную часть всех доходов государства. Также помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. При наличии профицита бюджета большее количество средств можно направить на улучшение какой-либо отрасли. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. За последние 20 лет налоговая система Российской Федерации постоянно изменялась под влиянием множества факторов и условий, таких как социально-экономических, так и политических. Хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих налоговой системы Российской Федерации — ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них — отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является главным инструментом государственного регулирования экономики. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Говоря о проблемах в современной налоговой системе Российской Федерации, следует отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов -федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно. Из-за огромного количества документов и процедур, необходимых налогоплательщику для того чтобы, например, сделать налоговый вычет, тратятся часы, перезаполняются декларации, а в итоге человек срывается на сотрудников налоговой инспекции. Также этой ситуацией пользуются сторонние коммерческие фирмы — за определенную сумму денег они сами заполняют декларацию, и налогоплательщику не придется тратить ни сил, ни своего времени. В результате государство теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан.
В данной ситуации мы получаем огромные очереди в налоговых инспекциях, очень большое количество людей, которые просто не понимают, за что им был начислен тот или иной налог, но в конечном итоге данные проблемы никого не волнуют. Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.
Несовершенство налогового администрирования, некоторые аспекты при осуществлении налогового контроля и другие проблемы, связанные с налоговым законодательством, часто обсуждаются специалистами. Если провести анализ множества точек зрения по данному вопросу в области налогового администрирования, то все выявленные проблемы можно распределить по группам:
- Проблемы правового характера. Налоговое администрирование имеет перед собой такую цель, как соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса, будь то налоговый орган, или же налогоплательщик, вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом. Основная проблема заключается в том, что налоговое законодательство Российской Федерации, слишком неустойчиво и запутанно. Кроме того, на данный момент в налоговом законодательстве Российской Федерации существует определенное количество неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию старых налоговых схем.
- Проблемы, связанные с организационной частью. Для надлежащего и качественного исполнения функции администрирования налогов требуется:
‒ наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
‒ наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;
Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт Федеральной налоговой службы для работы с налогоплательщиками. На данном сайте существует весьма продуманная схема помощи по определенным вопросам как налогоплательщикам, так сотрудникам налоговых инспекций, и работникам схожих отраслей. После введения электронного доступа, как и сайте Федеральной налоговой службы, так и с помощью терминалов в самих налоговых инспекциях существенно упростился прием налогоплательщиков и скорость, с которой происходит обслуживание. Если раньше налоговые инспекции работали по принципу «живой очереди» в разные кабинеты, то теперь достаточно просто подойти к терминалу, выбрать необходимый вид услуги и получить чек с примерным временем вызова. После этого на большом экране и с помощью голосовой команды подойти к названному окну, где высококвалифицированный сотрудник решит ваш вопрос.
- Проблемы социального и психологического характера. На данный момент налоговая культура в Российской Федерации остается крайне невысокого уровня. Проблемы социально-психологического характера складываются из множества факторов, например таких как:
‒ менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов. По статистике каждый второй налогоплательщик относится крайне негативно к налоговым органам. Вероятнее всего, это связано с недоверием, подозрениями в коррупции и другими факторами. Как не печально признавать, но на данный момент практически в каждой отрасли существует коррупция. На данный момент существуют специализированные органы, которые борются с коррупцией, проводятся специальные тренинги в государственных органах о противодействии коррупции. Также среди некоторых неплательщиков налога греет мысль о том, что именно они избегут наказания.
‒ экономическая неграмотность налогоплательщиков;
Налогоплательщики в большинстве своем экономически неграмотны, но в тоже время делают все, чтобы налоговая нагрузка оказалась минимальной. Экономическую неграмотность налогоплательщиков можно оценивать с двух сторон. С одной стороны можно смело утверждать, что налоговые органы не в полном объеме или же недоброкачественно исполняют свои обязанности по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах (или же изменению вышестоящих). С другой же стороны большинство налогоплательщиков игнорируют установленные правила и нормы в сфере налогообложения.
В настоящее время Министерство финансов совместно с Федеральной Налоговой Службой в качестве основной цели ставит перед собой формирование и функционирование эффективной налоговой системы. Одной из важнейших целей в формировании идеальной налоговой системы в Российской Федерации будет являться снижение налоговой нагрузки (налогового бремени) на тех налогоплательщиков, которые своевременно выполняют свои обязанности по исчислению и уплате налогов. Налоговая система должна постоянно совершенствоваться, и настраиваться на запросы и современные реалии существующей в данный момент экономической действительности, так, чтобы при максимальном наполнении бюджета права любого из субъектов налоговых отношений не были ущемлены. В связи с этим улучшать и подстраивать систему можно практически до бесконечности.
За прошедшие годы налоговая система Российской Федерации стремительно развивалась и продолжает развиваться. Каждый год поступают сотни предложений от депутатов по поводу ее реформирования и улучшения. В конечном итоге это приведет к упрощению налоговой системы и увеличению ее эффективности, что позволит собирать большее количество доходов в бюджеты всех уровней, и соответственно грамотней распределять их. Помимо создания соответствующей мощной информативно — правовой базы в основе совершения налоговой системы должны быть усовершенствованы налоги и сборы. Еще одним немаловажным шагов в улучшение всей системы должны стать поправки в Налоговый Кодекс, дабы исключить возможность «двойного» трактования какого-либо закона или налога. Но естественно для подобных улучшений должны пройти месяцы, или даже годы, только после этого можно будет сказать о том, какие улучшения привели к положительным результатам, а какие требуют более глубокого внимания на различных уровнях всей системы.
- Налоговый кодекс РФ;
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, конечный итог, индивидуальный предприниматель.
moluch.ru
Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Библиографическое описание:
Ткач Е. В. Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Вопросы экономики и управления. 2018. №2. С. 9-12. URL https://moluch.ru/th/5/archive/83/3086/ (дата обращения: 26.08.2018).
В статье рассматриваются перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Отмечается, что основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Делается вывод, что устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране, а работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.
Ключевые слова: налоговая политика, фискальная политика, налогообложение организаций, налоговые расходы, налоговые льготы, налоговое бремя, фискальная консолидация.
Российская налоговая система, как известно, развивается в русле тех доктринальных направлений, которые закрепляются ежегодно в документах, ранее именованных «Основными направлениями налоговой политики». Эти документы принимаются Министерством финансов РФ по результатам широкого межведомственного диалога, с привлечением Федеральной налоговой службы РФ. Публикация проекта документа, которая происходит ежегодно в 3–4 кварталах, вызывает широкий общественный и исследовательский резонанс; на основе системного анализа положений документа делаются попытки уточнить перспективы налогообложения по направлениям и секторам, в частности, развития налогообложения коммерческих организаций.
Конец 2017 года был ознаменован публикацией Проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также «Основные направления...» [1] (как показывает опыт, данный документ будет утвержден без существенных изменений). Кардинальным отличием документа от его предшественников стала попытка объединить все направления фискальной политики нашего государства в единый документ. Однако, данный аспект вовсе не исчерпывает новации, предлагаемые «Основными направлениями...», которые, помимо прочего, затрагивают фундаментальные основы фискального управления на государственном уровне.
Как отмечается в документе, «формирование федерального бюджета на 2017–2019 гг. осуществлялось на основе программы фискальной консолидации, предусматривающей постепенное сокращение ненефтегазового дефицита (на 2,8пп до 6,6 % ВВП в 2019 году). При этом, в соответствии с лучшей мировой практикой, причем меры по мобилизации доходов не предусматривают роста налоговой нагрузки, а сосредоточены на повышении собираемости и отдачи от государственных активов. Такая структура программы консолидации минимизирует возможные отрицательные последствия в краткосрочной перспективе и способствует ускорению потенциальных темпов роста на среднесрочном горизонте» [1].
При этом, в качестве одного из принципов фискальной консолидации, который обеспечил успешное преодоление кризисных явлений в финансовой системе отдельных государств выступило положение о том, что оптимизация расходов всегда менее болезненна и наносит меньший ущерб социально-экономической системе страны, нежели чем повышение налоговой нагрузки. Как отмечается, «увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности» [1].
Помимо сокращения бюджетных расходов, обеспечить фискальную консолидацию применительно к налогообложению коммерческого сектора экономики также призвана оптимизация налогового администрирования. Работа по совершенствованию налогового администрирования ведется также и в отношении администрирования налогов и сборов с физических лиц, однако именно в сфере администрирования налогов и сборов с коммерческих организаций, оптимизация позволит обеспечить приток дополнительных средств в бюджет.
В данной части уже сделано множество перспективных шагов, включая введение института контролируемых иностранных компаний, внедрение автоматизированного комплекса «НДС-2», развертывание системы ЕГАИС, обустройство и функционирование не имевших прежде аналогов центров обработки данных. Следует отметить, что на текущий период намечена полная синхронизация процедур и процессов налогового администрирования, осуществляемого Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и Федеральной таможенной службой РФ (ФТС РФ) [5]. Речь идет о сфере, где пересечение контрольных функций двух ведомств, несовершенство законодательство и другие негативные процессы приводили к недополучению колоссальных сумм налогов и сборов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ [6].
Параллельно осуществляется, и подлежит совершенствованию, работа по снижению уровня коррумпированности среди налоговых служащих.
Что же касается собственно налогообложения коммерческих организаций, то «Основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Принципиально важными в контексте налогообложения коммерческих организаций представляются положения документа, связанные с пересмотром системы налоговых льгот. «Основные направления…» содержат достаточно объемное приложение, в котором детально проанализированы налоговые расходы бюджета РФ, их влияние как на развитие экономики, так и на бюджетную устойчивость, и сделаны многочисленные рекомендации по поводу политики государства по установлению налоговых льгот и преференций (налоговых расходов бюджета), реализация которых, безусловно, приведет к значительной трансформации фискальных условий ведения бизнеса в России.
При этом, как отмечается в «Основных направлениях...», для бизнес-сообщества «помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи и налоговые льготы» [1].
В этой связи, в части неналоговых платежей совместно с деловым сообществом будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил их установления и взимания — своего рода кодекс неналоговых платежей (разработан проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2]). Это должно, с одной стороны, сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой — повысить эффективность администрирования таких платежей. По результатам создания нормативной базы, регулирующей такие платежи, планируется, по возможности, сократить количество неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования.
В «Основных направлениях» также отмечается, что оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. В этом году уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов по отдельным госпрограммам. Следующая задача — внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы [1].
Обсуждая предлагаемые новации в части пересмотра системы налоговых льгот для организаций, представляется целесообразным присоединиться к мнению ряда исследователей о том, что декларируемые в предыдущих «Основных направлениях налоговой политики» мероприятия по «упорядочению налоговых льгот» неизменно вели к скрытому росту налогового бремени, поскольку настоящие «уклонисты» от налогов и сборов под такие сокращения не подпадали [4].
В самом документе отмечается, что в 2016 году внесены изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ограничения переноса убытков по налогу на прибыль организаций, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 % налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в том числе для налогоплательщиков консолидированной группы налогоплательщиков. Кроме того, введен мораторий на увеличение количества действующих консолидированных групп налогоплательщиков, что обеспечивает большую стабильность доходной базы субъектов Российской Федерации.
Отменена льгота по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, установленная на федеральном уровне. Ее применение с 1 января 2018 года на территории субъекта Российской Федерации возможно только по решению этого субъекта Российской Федерации (так называемое «правило 2 ключей»). Этот же подход применен в отношении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море.
Что же из конкретных мер по упорядочению льгот по налогам и сборам, взимаемым с коммерческих организаций предлагается в новых «Основных направлениях…»? В частности, предлагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года. Кроме того, предлагается установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам» [1].
Важно отметить, что оценка параметра налоговой нагрузки на бизнес в результате реализации приведенных мероприятий в «Основных направлениях» не приводится, что выглядит особо странным на фоне масштабного исследования других вопросов, связанных с функционированием существующей системы налоговых расходов бюджета. Необходимость пересмотра данной системы представляется нам безусловной, о ней говорилось многими специалистами [3]. Однако, хотелось бы верить, что установление мораториев на налоговые льготы, их масштабная отмена, не приведут к скрытому повышению налоговой нагрузки на бизнес. Как известно, отсутствие единой методологии определения налоговой нагрузки (налогового бремени), дает возможности манипулировать данным показателем в любых целях; не хотелось бы, чтобы ужесточение налоговой среды функционирования бизнеса было оправдано ложными утверждениями о сохранении налогового бремени на прежнем уровне.
Среди мероприятий, предусмотренных в «Основных направлениях», которые следует оценить положительно в контексте создания фискальных условий для развития российского бизнеса, особо отметим предложения по налоговому стимулированию инвестиционной активности бизнеса.
Как отмечается в документе, сейчас в российской экономике наблюдается скромное начало восстановительной фазы инвестиционного цикла, что делает особенно актуальными меры и стимулы, направленные на ускорение инвестиционных программ (отложенных в период кризиса). В этой связи предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет — то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Такой налоговый вычет будет предоставляться по решению субъекта Российской Федерации по принципу «двух ключей» [1].
Хотелось бы, опять же, верить, что соответствующие мероприятия удастся реализовать, и поддержку получат именно те бизнес-субъекты, которые в ней нуждаются.
Таким образом, «Основные направления» предусматривают ряд кардинальных перемен, прежде всего, в философии бюджетной и налоговой политики. Устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране. Положительно оценивая ряд рекомендаций, изложенных в документе, представляется целесообразным высказать умеренную настороженность по поводу влияния практической их реализации на налоговый климат в нашей стране и ведение бизнеса в целом. Так, имеются сомнения в том, что кардинальный пересмотр системы налоговых льгот не будет сопровождаться ростом налоговой нагрузки на бизнес, а бенефициарами соответствующих мероприятий выступят предприятия, которым действительно отведена роль драйверов российской экономики. В связи с этим, как думается, работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.
Литература:- Основные направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Проект//Сайт Минфина РФ. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695, дата обращения 20.12.2017.
- Проект Федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подготовлен Минфином России) [Электронный документ]. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Голицынская Ю. Д. Налоговые льготы как средство достижения целей налоговой политики: проблема понимания с точки зрения концепции налоговых расходов//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 2–1 (29). — С. 44–49.
- Круговцова Е. В. Влияние уровня налогового бремени на экономическую привлекательность страны//Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). -С. 1–3.
- Кузьменко А. С. Пути совершенствования налогового администрирования: опыт российских налоговых органов и стран-членов ОЭСР//Вестник научных конференций. — 2017. — № 2–4 (18). — С. 66–70.
- Мантусов В. Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей//Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 2 (39). — С. 22–29.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, направление, льгота, РФ, фискальная консолидация, налоговая политика, государственная политика, Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование.
Похожие статьи
Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...
налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые отчисления, регулирование экономики.
налоговый потенциал, бюджетная система, поступление, налоговое планирование, налоговая система, Российская Федерация, налоговая нагрузка...
Налоговая политика России и основные направления ее развития
Российская Федерация, налоговая система, налоговая политика, патентная система налогообложения, налоговая нагрузка, недвижимое имущество, двойное налогообложение, экономическая система, Россия... Налоговый контроль как элемент управления...
Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...
налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор.
российская налоговая система, прибыль организаций, эффективность налогообложения, налог, доход, консолидированная...
Развитие системы налогового администрирования...
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое
Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1. Рис. 1. Место налогового администрирования в налоговой системе РФ.
Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики
налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение. Понятие, признаки налоговых льгот | Статья в журнале...
Совершенствование реализации налоговой политики РФ
налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение.
Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты
Ключевые слова: отраслевая налоговая политика, налоговая политика, налоговая нагрузка. Как известно, налоговая политика государства ориентирована не только на фискальные цели, но и на решение социально-экономических задач...
Систематизация и классификация налоговых льгот
льгота, налоговая система, специальный налоговый режим, налоговая амнистия, налоговое льготирование, налоговый кредит, отдельная категория налогоплательщиков, Россия, РФ, категория граждан.
К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового...
налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Совершенствование налогового администрирования как метод...
moluch.ru
Налоги федеральные, региональные и местные (таблица 2018)
Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.
Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018
Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:
- Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
- Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
- Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.
Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.
Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль. По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.
Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.
Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.
Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:
№ п/п | Наименование налога |
Федеральные налоги | |
1 | Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) |
2 | Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) |
3 | Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) |
4 | Акцизы (гл. 22 НК РФ) |
5 | Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) |
6 | Водный налог (гл. 25.2 НК РФ) |
7 | Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ) |
8 | Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ) |
9 | Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ) |
Региональные налоги | |
1 | Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) |
2 | Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ) |
3 | Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) |
Местные налоги | |
1 | Земельный налог (гл. 31 НК РФ) |
2 | Торговый сбор (гл. 33 НК РФ) |
3 | Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) |
Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).
Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.
Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения
Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.
Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.
Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.
На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):
- либо увеличить общую ставку налога для всех плательщиков;
- либо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным введением налоговых послаблений для физлиц, получающих минимальные доходы.
Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.
Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.
Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.
spmag.ru
Налоговая система рф 2018 | obpotrebnadzor.ru
Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет
- Кто выиграет, а кто проиграет в 2018 году от новой налоговой системы
- Почему в 2018 году поменяют налоговую систему
- В чем суть главных обсуждаемых концепций
Четыре концепции изменения системы в 2018 В правительстве обсуждают такие варианты налогового маневра. 21/21 или 21/20. Варианты Миэкономразвития.
Налоговая политика РФ на 2018 годы — виды, принципы
политика РФ на 2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два от Министерства финансов РФ.
политика — это очень важная часть жизни нашего государства.
Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень
С 1 января 2018 в России появятся новые налоги и сборы, нагрузка на бизнес возрастет.
Законы о росте налоговой нагрузке на бизнес Госдума приняла в ноябре. Мы собрали полный перечень налогов, которые вырастут с 1 января 2018 году.
Смотрите наш список роста налогов в России с 1 января 2018 года прямо сейчас. Напомним, ранее Путин обещал не повышать налоги до 1 января 2019 года.
Налоговая система РФ (виды налогов, законодательство, налоговые органы, налоговая политика на 2018 гг
.) Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков. Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня: федеральный, региональный, местный. Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне.
Налоги в 2018 году
Другие возможные варианты – ветки «21/21» или «21/20», при которых налоги в 2018 году разрастутся не качественно, а количественно. К уже существующим взносам планируется добавить торговый сбор, а также увеличить НДФЛ с 13% до 15%.
Последний вектор развития, «22/20», предполагает следование концепции Торгово-промышленной палаты, при которой льготы будут распространяться только на детские и продовольственные товары.
Налоги в 2018 году Другие возможные варианты – ветки «21/21» или «21/20», при которых налоги в 2018 разрастутся не качественно, а количественно. К уже существующим взносам планируется добавить торговый сбор, а также увеличить НДФЛ с 13% до 15%. Последний вектор развития, «22/20», предполагает следование концепции Торгово-промышленной палаты, при которой льготы будут распространяться только на детские и продовольственные товары.
Налоговая система РФ (виды налогов, законодательство, налоговые органы, политика на 2018 гг.) Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков. Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня: федеральный, региональный, местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне.
Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет
- Почему в 2018 году поменяют налоговую систему
- Кто выиграет, а кто проиграет в 2018 году от новой налоговой системы
- В чем суть главных обсуждаемых концепций
Четыре концепции изменения налоговой системы в 2018 году В правительстве обсуждают такие варианты маневра.
21/21 или 21/20. Варианты Миэкономразвития.
Законы РФ 2018
Новый год принесет не только новые ожидания, но и одобренные поправки в действующее законодательство.
Одним из важных изменений стали налоги – в 2018 году какие-то из них увеличатся, какие-то облегчат, а некоторые и введут. Уже с нового года индивидуальные предприниматели начнут делать обязательные взносы на соцстрахование в фиксированном размере.
Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2018 года в России
В этом году чиновники рассмотрели и приняли немало законопроектов, поэтому в работе бухгалтеров уже по традиции снова многое поменялось.
Расскажем о самом важном. Изменения по страховым взносам с 2018 Новая форма расчета по страховым взносам (ЕРСВ) ФНС меняет форму расчета по страховым взносам и порядок его заполнения В форму внесут изменения, не связанные с изменениями в законодательстве.
obpotrebnadzor.ru
Налоговая система Российской Федерации | Современный предприниматель
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.
В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.
Налоговая система РФ кратко
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Принципы построения налоговой системы РФ
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
- Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
- Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
- Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
- Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
- Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы РФ
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Уровни налоговой системы РФ
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Налоговая система: классификация налогов в РФ
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
- Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
- Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
- Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.
Элементы налоговой системы
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
- Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
- Способы и виды контроля в налоговой сфере.
- Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
- Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
- Принципы установления налогов.
- Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
- Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Функции налоговой системы
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
- Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
- Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
- Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
- Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
- Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.
spmag.ru