Налогообложение прибыли предприятия (стр. 1 из 5). Налогообложение прибыли
Налогообложение прибыли
Не вся получаемая прибыль остается в распоряжении предприятия, так как подвергается обложению налогом. Субъектами (плательщиками) налога на прибыль организаций являются российские, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных предприятием доходов нужно вычесть необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением этих доходов.
При определении прибыли исчисляется разница между доходами и расходами, относящимися к текущему периоду.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Налоговым периодом по налогу на прибыль считается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Следует отметить, что на предприятиях РФ существует система ведения параллельного бухгалтерскому учету автономного налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.
Вместе с тем в связи с необходимостью перехода на Международную систему финансовой отчетности стран Европы устанавливают порядок исчисления налога на прибыль на основе моделей бухгалтерского учета, используя различные системы корректировок. При этом чем эффективнее экономика страны, тем меньше различие между прибылью, сформированной по данным бухгалтерского учета, и прибылью для целей налогообложения. Например, согласно шведским правилам налогообложения бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, за исключением сверхнормативных расходов на представительские цели.
В случае отказа при составлении налоговой отчетности от данных бухгалтерского учета, которые формируются на принципах системного подхода и требования полноты отражения фактов хозяйственной жизни, налоговый учет лишается и присущего бухгалтерскому учету одного из важнейших механизмов – механизма самоконтроля и обеспечения достоверной итоговой информации.
Развитие налогового законодательства по налогу на прибыль организаций объективно должно ориентироваться на совершенствование системы бухгалтерского учета, так как это отвечает одному из главных принципов налогообложения – экономической обоснованности налога.
Поэтому в области налогообложения прибыли необходимо уточнить принципы создания налоговой системы, внести изменения в главу 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль», определить модель взаимодействия бухгалтерского учета и системы налогообложения.
Модель налога как элемента системы налогообложения должна по мнению ученых и практиков строиться по принципу отклонений (корректировок) показателей, сформированных в бухгалтерском учете.
Такая модель экономичнее и разумнее, проще для понимания и исполнения, чем параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.
Поэтому во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 2003 г. в РФ введено ПБУ №18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Данное положение определяет взаимосвязь бухгалтерской прибыли (убытка) и налогооблагаемой прибыли (убытка).
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Постоянные разницы возникают в результате:
превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;
непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей и др.
Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.
Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, под которым понимается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются:
Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Они образуются в результате:
применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;
применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения и др.
Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периодом или в последующих отчетных периодах.
Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:
применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;
отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль;
применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения и прочее.
Вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно.
Итак, при формировании налогооблагаемой базы необходимо учитывать следующие условия:
не все доходы и расходы учитываются в целях налогообложения; их перечень соответственно определен статьями 251 и 270 НК РФ;
налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от стандартной (2003 г., 2004 г. – это 24%), определяется налогоплательщиком отдельно.
Расчеты по налогу на прибыль осуществляются в следующем порядке:
в соответствии с методологическими подходами бухгалтерского учета и отчетности формируется прибыль до налогообложения, включающая в себя прибыль от продаж продукции, операционной и внереализационной деятельности;
полученная прибыль в связи с различиями в методологии составления бухгалтерской и налоговой отчетности корректируется на величину постоянных и временных разниц, в результате этих корректировок рассчитывается налогооблагаемая прибыль;
определяется налоговая база по прибыли, облагаемой по стандартной ставке. Для этого налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по иным ставкам (полученных в виде дивидендов по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру; от долевого участия в деятельности других организаций; в виде процентов по долговым обязательствам, включая ценные бумаги, в том числе государственные; доходов игорного бизнеса и т.д.)
Кроме того, с целью недопущения двойного налогообложения, из налогооблагаемой прибыли вычитаются налоги, источником выплаты которых является общая прибыль предприятия (налоговые пошлины на экспорт и импорт, налог на имущество, налог на рекламу и др.).
Рассчитывается налог на прибыль путем умножения налоговой базы на ставку налога на прибыль. В 2004 г. ставка налога на прибыль составляла 24%.
При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, зачислялась в федеральный бюджет; в размере 16% – в бюджеты субъектов РФ, в размере 2% – в местные бюджеты.
Отдельно в особом порядке рассчитывается налог на прибыль по определенным видам деятельности, на доходы от которых установлены иные ставки (выплата дивидендов и процентов по ценным бумагам и др.)
studfiles.net
Налогообложение прибыли
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРТСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов, денежного обращения и кредита
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ
Автор работы:
студентка ОЗО ФФ
________ Мамонтова Е.И.
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Ляпина Т.М.
Допустить к защите в ГАК
’’___’’_________1998г.
Зав. Кафедрой финансов,
денежного обращения и кредита:
к.э.н., доцент
__________ Жукова С.С.
Тюмень, 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава I. Сущность налогообложения прибыли на
современном этапе.
I.1. Сущность прибыли предприятий и социально-
экономически предпосылки налогообложения
прибыли.
I.2.Становление и развитие порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.
I.3. Роль и место налога на прибыль в налоговой системе
Российской Федерации.
Глава II. Анализ действующего порядка налогообложения прибыли на территории г. Урая.
II.1. Анализ порядка взимания налога на прибыль.
II.2. Анализ контрольной работы налоговых органов за соблюдением (исполнением) налогоплательщиками законодательства по налогообложению прибыли.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Тема налогообложения прибыли в настоящее время является весьма актуальной и определяется следующими решающими факторами:
во-первых, само налогообложение прибыли предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности играет немаловажную роль в условиях рыночных отношений в России, так как оказывает огромное влияние на всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
во-вторых, налог на прибыль (доходы) предприятий, учреждений, организаций в системе налогов Российской Федерации занимают важное место, являясь одним из наиболее доходных налоговых источников.
Одной из главных целей, поставленных при выполнении данной дипломной работы, является исследование влияния различных факторов на налогообложение прибыли, для достижения которой считаю целесообразным раскрыть социально-экономические предпосылки налогообложения прибыли в России, исследовать развитие налогообложения прибыли в условиях становления рыночной экономики, раскрыть его сущность; определить место и роль налога на прибыль в системе налогов России, отразить проблемы налогообложения прибыли на современном этапе и возможные пути их решения, провести анализ действующего порядка налогообложения прибыли на современном этапе на территории г. Урая.
Глава I . Сущность налогообложения прибыли на
современном этапе.
I .1. Сущность прибыли предприятий и социально-
экономические предпосылки налогообложения
прибыли.
1)характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
2)является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия, и та часть прибыли, которая изымается государством в форме налога на прибыль, является источником финансирования государственных расходов.
С середины 80-х годов эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьёзная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.
14 июля 1990 года был принят Закон СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций»- первый унифицированный нормативный акт, регулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.
В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между президентом СССР М.С. Горбачёвым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения- Верховный Совет РСФСР принимает Закон « О порядке применения Закона СССР « О налогах с предприятий, объединений и организаций» , согласно которому для предприятий, находящихся под российской , а не союзной , юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направления всех налоговых потоков в российский , а не в союзный , бюджет.
«....В 1990 году в России началась радикальная налоговая реформа, являющаяся составной частью общегосударственной программы перехода к рыночной экономике и обеспечивающая нормализацию рыночных отношений...»[Статья «Общие вопросы совершенствования налоговой системы и проблемы налогообложения физических лиц.» Налоговый вестник. Ежемесячный журнал № 12 за 1997г.-стр.25.]
Существовавшая ранее система планового распределения прибыли, в период строительства социалистической экономики в России, предполагала изъятие в бюджет той части прибыли, которая оставалась после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных фондов.
В условиях рыночной экономики в России данная система становится неприемлема, так как при сформировавшемся многообразии различных организационно-правовых форм собственности не обеспечиваются равные условия их хозяйствования.
Практика осуществления финансирования государственных расходов в административном порядке практически становится невозможна и только посредством налогообложения осуществляется формирование доходной части бюджета.
Кроме того, у государства остается меньше возможности оказывать влияние на развитие тех или иных процессов в обществе путём прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние всё больше осуществляется косвенно, путём налогообложения.
Переход социалистической экономики в рыночную экономику и происходящие в связи с этим экономические преобразования, а также ломка политических отношений и становление демократической системы диктуют в России необходимость налоговой реформы.
Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.
27 декабря 1991 года вышел в свет Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов ( прибыли ) , регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся . В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.
Формирование и распределение прибыли в условиях рыночной экономики в нашей стране предусматривает законодательство по налогообложению прибыли предприятий , в соответствии с которым «...на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.»[ Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995г.-стр.419]. Причем каждая из прибылей имеет свой экономический смысл и влияет на налоговую базу предприятий.
Налогообложению подлежит валовая (балансовая) прибыль предприятий, представляющая собой сумму прибылей от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов и иного имущества предприятия, прибыли от внереализационных операций, уменьшенная (увеличенная) на сумму доходов (расходов), предусмотренных действующим законодательством.
I .2. Становление и развитие порядка исчисления
и уплаты в бюджет налога на прибыль.
При принятии Закона № 2116-1 от27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт. С 01.01.95года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;
в) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее- иностранные юридические лица).
При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются: филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.
mirznanii.com
Налогообложение прибыли предприятия
Министерство образования
Российской Федерации
Тульский колледж технологий, экономики и права
Работа защищена
с оценкой ____________
________ М.В. Вахорина
«__» ___________ 2007г.
Курсовой проект
по дисциплине «Налоги и сборы с юридических лиц»
Тема: «Налогообложение прибыли предприятия»
Выполнила:
студентка группы 3-04 «Ф»
Щукина Е.С.
Проверила:
Вахорина М.В.
2006/2007 уч. год
г. Тула
Министерство образования Российской Федерации
Тульский колледж технологии, экономики и права
Согласовано
Протокол № 4 «9» января 2007 г.
Председатель ________ Н.А. Сидякова
Задание
к курсовому проектированию по дисциплине:
«Налоги и сборы с юридических лиц»
студентки группы 3-04 «Ф» Щукиной Екатерины Сергеевны
1. Тема работы: Налогообложение прибыли предприятия
2. Срок сдачи законченной работы: 10 марта 2007 г.
3. Календарный план выполненной работы: 12 января – 12 марта 2007 г.
4. Содержание курсового проекта:
Введение
Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации
1.1. Налоги в системе рыночных отношений.
1.2. История возникновения налога на прибыль.
Глава 2. Характеристика налога на прибыль.
2.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на прибыль.
2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц.
Заключение
Список литературы
Приложения
Графическая работа по теме «Налогообложение прибыли предприятия»
Студентка _______________ Е.С. Щукина
подпись
Руководитель _______________ М.В. Вахорина
подпись
Содержание
Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации................................. 6
1.1. Налоги в системе рыночных отношений....................................................... 6
1.2. История возникновения налога на прибыль................................................ 14
Глава 2. Характеристика налога на прибыль..................................................... 17
2.1. Плательщики, объект обложения и налоговая база налога на прибыль.... 17
2.2. Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.................................................................................................................... 23
Глава 3. Практическое налогообложение юридических лиц.............................. 36
Заключение............................................................................................................ 54
Список литературы............................................................................................... 55
Приложения.......................................................................................................... 56
Графическая работа по теме: «Налогообложение прибыли предприятия»
Введение
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Налог на прибыль юридических лиц установлен налоговым законодательством всех развитых стран мира. В настоящее время он является самым существенным источником пополнения государственной казны, на долю которого приходится около 30 % доходов федерального бюджета.
Этими причинами подтверждается актуальность данной темы исследования.
Объектом настоящего курсового проекта является налог на прибыль организаций и предприятий Российской Федерации.
Цель работы заключается в рассмотрении принципа налогообложения прибыли и подробном изучении данного налога по каждому из элементов.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить исторические предпосылки возникновения налога на прибыль в России и проследить этапы его развития.
2. Рассмотреть основные характеристики и значение налога на прибыль в современной экономике.
3. Произвести анализ расчета налогов, взимаемых с юридических лиц на примере предприятия ЗАО «Стройсервис».
Данная курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе будут приведены основные налоговые термины, а также функции и классификация налогов и сборов. Здесь же будет рассматриваться экономическая природа и история развития налога на прибыль в России.
Вторая глава полностью посвящена изучению самого налога на прибыль, а именно в ней раскрываются основные элементы налога: плательщики, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Третья глава является расчетной. В ней приводится практическое налогообложение юридического лица, а также сравнительный анализ перехода предприятия на упрощенную систему налогообложения.
В качестве приложений в данном курсовом проекте используется налоговая декларация по налогу на прибыль. Кроме того, к данному проекту прилагается графическая работа, выполненная в виде схемы по элементам изучаемого налога.
Глава 1. Общие понятия налогов в Российской Федерации
1.1. Налоги в системе рыночных отношений.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Выделяют три важнейшие функции налогов: фискальную, регулирующую, или распределительную и социальную.
Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
Выделяют следующие юридические признаки налога:
· публичность;
· законность установления;
· процедурный характер взимания;
· абстрактность;
· индивидуальная безвозмездность;
· безвозвратность;
· принудительность изъятия.
Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).
Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических ли, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, сбор не является налогом. Это плата за право пользования или право осуществления деятельности.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов.
Большое количество налогов группируют по следующим основным признакам:
- административный признак;
- назначение;
- место взимания;
- способ взимания;
- источник платежа;
- степень обложения.
По административному признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют, естественно, федеральные налоги (устанавливаются Федеральным Собранием РФ): налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и другие. Только перечисленные выше четыре федеральных налога дают 50% поступлений в федеральный бюджет. Всего насчитывается 16 федеральных налогов. Статус федеральных налогов определяется федеральным законодательством, хотя строгого разграничения налогов по рассматриваемому признаку нет. К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, спецналог, транспортный налог с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных) и другие.
mirznanii.com
Налогообложение прибыли предприятия
Работа на тему:
Налогообложения прибыли предприятия
2006
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Общие основы налогообложения предприятий. 6
§ 1.1 Причины налогообложения на уровне предприятий. 6
§ 1.2. Налогообложение выигрыша предприятий от институциональных особенностей и существующей инфраструктуры общества. 7
§ 1.3. Важный источник доходов для переходных экономик. 8
Глава 2. Налог на прибыль как элемент налоговой системы.. 10
§ 2.1. Плательщики налога на прибыль. 11
§ 2.2. 0бъекты налогообложения. 12
§ 2.3 Налог на прибыль в зарубежных странах. 15
Глава 3. Предложения по совершенствованию налога на прибыль в России. 19
§ 3.1. Валовой доход. 21
§ 3.2. Условия начисления амортизации. 23
§ 3.3. Элиминирование влияния инфляции на налогооблагаемую прибыль. 26
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением. В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает настолько важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США. [1]
Рационально разработанный налог на прибыль является налогом на отдачу от капитала, инвестированного в корпоративный сектор, и, кроме того, налогом на дополнительную отдачу от инвестиций, скорректированную на риск. То есть налог на прибыль в действительности представляет собой предварительную оплату части налога на полный доход индивидуума.
Если налог взимается со скорректированной на риск экономической отдачи от инвестиций, то перераспределение дохода от индивидуума государству осуществляется без потерь в эффективности. Налог на прибыль предприятий - важный источник бюджетных доходов для экономик в стадии становления или развития. Предприятия располагают значительным запасом капитала, сформированным за счет инвестиций предшествующих периодов, причем, помимо того, что издержки ранее сделанных инвестиций в каждый момент времени в краткосрочном контексте являются необратимыми, формирование этого запаса капитала было осуществлено за счет государственных средств, а не средств новых владельцев предприятий. Таким образом, имеется потенциальная возможность с помощью налога на прибыль охватить налогообложением отдачу от прошлых инвестиций в секторах, где эластичность предложения мала, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Заработная плата на душу населения может быть низка и таким образом доля дохода, относящегося к капиталу, может быть выше в экономиках, находящихся на стадии становления, чем в более развитых экономиках. Кроме того, предприятий меньше, чем индивидуумов, и налоговая администрация, может сконцентрировать усилия на меньшем количестве налогоплательщиков. Опасность, которая возникает при высоком налогообложении отдачи уже функционирующего капитала, состоит в том, что такое налогообложение может дестимулировать новые инвестиции. Поэтому сохранение чрезмерно высокого налогообложения отдачи капитала в поздние периоды перехода к рыночной экономике может быть нецелесообразным.
По мере продолжения реформирования экономики следует ожидать снижения доли налога на прибыль в доходах бюджета.
Заработная плата по мере развития экономики обычно растет быстрее, чем прибыль, поэтому персональные налоги имеют тенденцию к росту относительно других налогов. Развитие пенсионных схем и методов сбережения с льготным налогообложением, также сокращают налог на доход от капитала с течением времени. В силу указанных причин наблюдается рост базы других налогов, например, базы налога на добавленную стоимость, относительно базы налога на прибыль.
Наконец, правила бухгалтерского учета со временем совершенствуются, и в частности, в находящихся на стадии становления экономиках.
Такая эволюция должна привести к снижению доходов бюджета от налога на прибыль в постсоветских экономиках, в частности, в российской, если правила налогообложения будут развиваться в соответствии с реформой учета. Такая тенденция возникает вследствие применения для определения прибыли общепринятых международных стандартов, которые более согласованы с экономическими критериями функционирования предприятия и используют более либеральные системы вычетов и начисления амортизации в сравнении с правилами учета в командной экономике. Чтобы исполнять перечисленные выше функции и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, налог на прибыль должен быть тщательно разработан.
Кроме того, желательно, чтобы налог на прибыль был интегрирован с подоходным налогом уже на ранней стадии функционирования налоговой системы, чтобы обеспечить гарантию однократного налогообложения прибыли. Это приведет к осознанию налогоплательщиками и налоговыми администраторами того, что налог на прибыль фактически является предварительной оплатой персонального подоходного налога дохода, и поэтому при корпоративной интеграции на раннем этапе переходный период пройдет более гладко. Налоговые доходы от традиционного двойного налогообложения дивидендов не слишком высоки на ранних стадиях переходного периода и понижающее влияние корпоративной интеграции на доходы бюджета должно быть незначительным.[2]
Целесообразность налога на прибыль в налоговой системе подвергается сомнению, как некоторыми исследователями, так и рядом политиков. Налог на прибыль, как правило, характеризуется низкими поступлениями в бюджет и высокими издержками соблюдения законодательства.[3] Другая причина для критики следует из того, что, в конечном счете, налоги платятся не юридическими, а физическими лицами. Хотя корпорация обладает юридическим правом владения собственностью и заключения контрактов с продавцами и покупателями и является субъектом уголовного и гражданского права, в результате ее деятельности доход получают владельцы капитала фирмы и работники. Любой налог, уплачиваемый фирмой, перемещается на индивидуумов посредством роста цен, снижения заработной платы или снижения доходности капитала. Поэтому кажется логичным облагать доходы только на уровне индивидуумов. Отличие корпорации от не корпорации в ограниченной ответственности владельцев первой по ее обязательствам. Почему именно особенности такой формы организации бизнеса порождают проблемы, требующие для своего решения введения особого налога? Исходя из этого, решению вопроса о том, каким должен быть налог на прибыль должен предшествовать вопрос о том, зачем он нужен, какие проблемы, возникающие в случае налогообложения на уровне индивидуумов исключительно, позволяет решить обложение корпораций. Рассмотрим наиболее существенные из возможностей, которые предоставляет введение налога на прибыль.
Компании получают выгоду от функционирования общественного сектора в экономике, от деятельности государственных институтов, а также от созданной в обществе инфраструктуры. Развитие общественного сектора, инфраструктуры, обеспечение деятельности институтов требуют от общества издержек. Кроме того, предприятие, если оно не участвует в этих затратах, может использовать общественные блага в количестве, превышающем общественно оптимальное. Но при этом налоги, которые платит предприятие, вообще говоря, не соответствуют тем выгодам, которые оно получает.
Важным преимуществом является также сама возможность ограниченной ответственности по обязательствам «ограниченная ответственность за возможности раздела собственности и переуступки долей этой собственности более чем компенсируют недостатки, связанные с налогообложением».[4] Общество, предоставляющее эту возможность инвесторам, по-видимому, может потребовать долю в полученных от этих инвестиций доходах, причем при отсутствии двойного налогообложения дивидендов эта доля не взимается. Возможно, при точном установлении денежного эквивалента такой выгоды, было бы целесообразным двойное налогообложение дивидендов (которое и практикуется во многих странах, в частности в России), но неискажающим оно могло бы быть только при точном соответствии ставки дополнительного налога указанным выгодам, оценить которые не представляется возможным.
В переходных экономиках, в российской в частности, существуют значительные сложности с формированием доходной части бюджета.[5]
Кризис системы, предшествующий, как правило, началу перехода к рынку, структурная перестройка во всех областях деятельности, отсутствие у большинства населения адекватной реакции на меняющиеся экономические условия или навыков поведения в новой экономической среде являются в краткосрочном периоде причинами снижения реальных доходов большинства населения и, следовательно, причинами снижения доходов бюджета. Следует отметить, что фактическая продолжительность такого периода может варьироваться в зависимости от институциональных аспектов, темпов снижения инфляции и эффективности проводимой правительством политики макроэкономической стабилизации. Кроме того, формирующаяся и многократно изменяющаяся в процессе формирования налоговая система требует адаптации к новым правилам, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, что также порождает проблемы с взысканием налогов. Значительные масштабы распространения наличных расчетов облегчают уклонение от налогообложения, которое в переходной экономике может иметь широкое распространение (а в России принимает угрожающий характер). В этих условиях кроме теоретических причин введения того или иного налога, большое значение приобретает его собираемость. При довольно высоких издержках определения и взыскания налога на прибыль, он имеет ряд преимуществ как источник налоговых доходов. Количество предприятий значительно меньше, чем число индивидуумов- налогоплательщиков, отношения предприятий между собой документально оформляются, поэтому контроль над правильностью исчисления налогов и их уплаты проще, чем в случае налогообложения физических лиц. Предприятия располагают имуществом, на которое может быть наложено взыскание, а подавляющее большинство населения не унаследовало от командной экономики ничего, кроме единственного и часто бедного жилья. Налогообложение лиц с высокими доходами является проблемой в силу значительных масштабов уклонения, распространения коррупции, неразвитости законодательства.
mirznanii.com