Open Library - открытая библиотека учебной информации. Лицензионная деятельность в рф
Лицензирование в РФ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………2
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………3
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ……………10
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии……………………………12
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные понятия и определения……20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.
С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В зарубежной практике регулирование хозяйственной деятельности лицензионной право разработано с достаточной степенью детализации, действует на основаниях и в условиях, заданных правовыми нормами. При этом активно задействованы системы сертификации и стандартизации.
В российском законодательстве первое упоминание о лицензировании встречается в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 г., где предусматривалась лишь возможность государственного регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования отдельных ее видов , однако не был зафиксирован даже их перечень.
Складывавшаяся практика лицензирования отдельных видов деятельности имела ряд серьезных недостатков, обусловливающих необходимость введения единых норм правового обеспечения.
Принимаемые по инициативе федеральных министерств и ведомств правительственные постановления о введении лицензирования отдельных видов деятельности часто не предусматривали правовые нормы, детально регламентирующие процесс лицензирования, что позволяло трактовать эти постановления с позиции ведомственных интересов. Это касается, прежде всего, лицензионных требований, условий прекращения или приостановления действия лицензии, размера и порядка взимания лицензионного сбора и использования поступающих средств, сроков действия лицензии и ответственности органа, выдавшего лицензию.
Уже к концу 1994 года, лицензирование 33-х видов деятельности осуществлялось в соответствии с отдельными Законами и Указами Президента (например, банковская деятельность, телерадиовещание, нотариат, торговля подакцизными товарами, использование недр и природных ресурсов, частная сыскная и охранная, таможенная и др.). Порядок и полномочия по их регулированию определялись более чем 300-ми действующими законодательными и нормативно-правовыми актами федерального уровня. Еще более значительное количество актов принято на территориальном и ведомственном уровнях. Однако, ни в одном из правовых актов, предусматривавших лицензирование, не было дано обоснование, почему, в силу каких объективных причин этот вид деятельности необходимо лицензировать, что свидетельствовало об отсутствии в законодательстве критериев отнесения тех или иных видов деятельности к лицензируемым, легального определения самого понятия лицензирования, которое дало бы базу для всего правового режима.
Государство с большим опозданием взяло на себя функции по ограничению масштабов региональных и ведомственных инициатив, упорядочению хаотичного и неуправляемого процесса лицензирования.
24 декабря 1994 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Принципиальными положениями введенного Постановления N 1418 являлись:
1. Определение целей и критериев отнесения видов деятельности к лицензируемым. Установление единого порядка и исключительной прерогативы Правительства РФ на введение лицензируемых видов деятельности без передачи права определения основных процедурных вопросов на места, а также министерствам, ведомствам.
2. Сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, исходя из того, что должен быть осуществлен переход от лицензирования отдельных видов деятельности к системе сертификации, независимой потребительской экспертизы, а также усилению функций надзорных органов.
3. Установление минимального срока действия лицензии - 3 года, без ограничения сверху.
4. Определение, что порядок взимания платы за лицензию исходит из принципа бесприбыльности лицензионной деятельности.
5. Четкое разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти при осуществлении лицензирования видов деятельности.
Таким образом, введением Постановления N 1418 был сделан первый шаг на пути пресечения административного произвола на федеральном, региональном и местном уровнях.
Указанным Постановлением Правительства предусматривалась разработка в двухмесячный срок органами, уполномоченными на осуществление лицензионной деятельности, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, в которых, в зависимости от специфики, должны быть детализированы перечень документов, необходимых для получения лицензии, условия осуществления данного вида деятельности, порядок контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, право и порядок передачи федеральными органами исполнительной власти полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ.
Анализ разработанных уполномоченными ведомствами положений о лицензировании конкретных видов деятельности показывает, что ситуация в сфере лицензирования имеет тенденцию к улучшению, но еще далека от совершенства.
Особо следует остановиться на уровне подготовки и содержании положений о лицензировании. Данные положения, за редким исключением, не отражают специфику лицензируемого вида деятельности. Ни один из указанных выше моментов не раскрывается в должной мере, практически идет дублирование единого порядка лицензирования. Таким образом выхолащивается присущая каждому из видов деятельности специфика лицензирования. Практически единственным пунктом, вносящим что-то характерное для формирования условий осуществления конкретной деятельности, является пункт о перечне документов, необходимых для получения лицензии.
Положения, подготавливаемые федеральными органами исполнительной власти по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют субъекты РФ, разрабатывались зачастую без участия или без учета замечаний органов исполнительной власти субъектов РФ. В ряде случаев, несмотря на целесообразность этого, отсутствовала передача федеральными органами полномочий по осуществлению лицензионной деятельности субъектам РФ. И ни в одном из положений не даны порядок или конкретные механизмы передачи полномочий.
В целом же, Постановление Правительства Российской Федерации N 1418 способствовало нормализации ситуации в области лицензирования.
Очевидные недостатки действующей в РФ системы лицензирования, а также требования Гражданского Кодекса РФ (ст.49), стимулировали создание цивилизованной законодательной базы государственного лицензирования на территории всей Российской Федерации. Федеральный закон должен закрепить следующие основные принципы:
- установление критериев отнесения того или иного вида деятельности к категории лицензируемых;
- установление закрытого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление и обеспечение соблюдения на всей территории России единых основополагающих принципов лицензирования, определяющих единую государственную политику в области лицензирования отдельных видов деятельности;
- соблюдение прав и полномочий субъектов Российской Федерации по предметам ведения, отнесенным к их компетенции ст.73 Конституции РФ;
- установление минимального состава пакета документов, представляемого для получения лицензии;
- определение действенного механизма контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности, позволяющего выявлять недобросовестных, неквалифицированных производителей товаров и услуг и оперативно устранять их с рынка.
Основанная на этих принципах система лицензирования была бы направлена на реализацию интересов предпринимателя, потребителя, государства и обеспечила:
1. Субъекту предпринимательства:
- простоту выхода на рынок максимального числа новых предпринимательских структур;
- снижение до минимума лицензионных сборов и других расходов, связанных с получением лицензии;
- все виды поддержки и защиты законопослушного, цивилизованного предпринимателя со стороны государства, в том числе, защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции.
2. Потребителю:
- гарантии защиты от проникновения на рынок опасных для жизни и здоровья, некачественных товаров и услуг;
- возможность досудебного рассмотрения и решения спорных вопросов, максимально сжатого по срокам возмещения причиненного ущерба.
3. Государству:
- развитие и цивилизованное функционирование рынка;
- создание благоприятных условий для соблюдения баланса интересов предпринимателя, потребителя, государства;
- прямое и косвенное увеличение налоговых поступлений в бюджет.
mirznanii.com
Какие виды деятельности подлежат лицензированию
Перечень лицензируемых видов деятельности закреплен в законе № 99-ФЗ, который был принят в мае 2011 года. Также данным законодательным актом учреждены основные принципы в сфере выдачи лицензий:
- Принцип единого пространства в сфере экономики.
- Фиксация всех видов деятельности, по которым необходимо получение лицензии.
- Закрепление единого порядка для выдачи лицензий.
- Установление единых требований к лицензиатам.
- Информация о выдаче лицензий – открытая и доступная.
- Запрет на оплату лицензирования (помимо взымания госпошлины).
Выдачей лицензий занимаются исполнительные органы госвласти субъектов, существляющие надзор в сфере деятельности, подлежащей лицензированию (Ространснадзор, Рособрнадзор и другие). В отдельных случаях, подобные полномочия могут быть переданы органам госвласти субъектов или местным властям.
Что такое лицензионные требования
Лицензионные требования – это требования, которые предъявляются как к лицу, подающему заявление на получение лицензии (лицензиату), так и к объекту, на который планируется получить разрешение. Для каждого вида деятельности законодательством РФ установлены свои требования. К основным из них можно отнести:
- Наличие у заявителя помещений, в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность.
- Наличие работников, имеющих соответствующее образование, квалификацию, стаж работы.
- Наличие системы контроля за осуществляемой деятельностью.
- Отсутствие задолженностей перед третьими лицами.
- Соответствие заявителя требованиям закона по форме осуществления деятельности, размеру уставного капитала, уровню материального обеспечения и др.
Подробнее о том, какие могут быть предъявлены лицензионные требования, вы сможете прочитать в других наших статьях о лицензировании.
Действие полученной лицензии
Если вам удалось получить лицензию на определенный вид деятельности, то ее действие будет распространяться на территории всей России, а также там, где имеет место юрисдикция российского законодательства.
Ранее, срок лицензии был ограничен – до 5 лет. В настоящее время выданное разрешение начинает действовать со дня, следующего за днем выдачи лицензии и временными рамками не ограничено (т.е. действует бессрочно).
к содержанию ↑Заявление на выдачу лицензии
Заявление на выдачу лицензии подается в орган власти, осуществляющий лицензирование. Данный документ должен быть составлен по всем требованиям закона и включать в себя:
- Наименование и остальные регистрационные данные юридического лица или ИП. Если заявление подает физическое лицо – ФИО и паспортные данные.
- ИНН и другие сведения, подтверждающие регистрацию в Налоговой.
- Указание на вид деятельности, который подлежит лицензированию.
- Реквизиты квитанции по оплате госпошлины.
- Для отдельных видов деятельности могут быть затребованы иные сведения.
К заявлению в обязательном порядке прилагается пакет документов, состав которого определяется исходя из того, какой деятельностью будет заниматься лицензиат.
к содержанию ↑Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию
Какие виды деятельности подлежат лицензированию? Исходя из анализа законодательства РФ, лицензированию подлежат действия, тем или иным образом связанные с
- Объектами, ограниченными в обороте (оружие, лекарства, наркотики и др.).
- Образованием.
- Перевозками.
- Металлами.
- СМИ.
- Медициной.
- Культурным и историческим наследием и др.
Всего, в законе № 99-ФЗ можно насчитать около 50 видов деятельности, на осуществление которых необходимо получить разрешение. Почти для каждого из них есть свой, узконаправленный законодательный акт (в большинстве случаев – постановление Правительства). Для того, чтобы разобраться в таком объеме законов, необходимо не только быть юристом, но и иметь большой опыт работы в данной сфере. Юристы нашего портала уже много лет занимаются вопросами лицензирования.
arenaprava.ru
Open Library - открытая библиотека учебной информации
Дом Лицензионная деятельность в РФ, порядок выдачи лицензии. Документы, предъявляемые при лицензировании
просмотров - 31
Согласно статьи 13 Федерального закона «О лицензировании различных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа͵ подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа͵ удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа͵ подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
5) реквизиты документа͵ подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
6) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата͵ номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) опись прилагаемых документов.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа͵ подписанного электронной подписью.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований, и (или) документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о крайне важности устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия требованиям о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на крайне важность предоставления лицензии в форме электронного документа͵ лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа͵ подписанного электронной подписью, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о крайне важности устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.
Положения о порядке принятия решения о выдаче лицензии содержатся в статье 14 Федерального закона: в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения:
1) наименование лицензирующего органа;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа͵ удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
6) номер и дата регистрации лицензии;
7) номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
oplib.ru
Лицензирование отдельных видов деятельности
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Юридический факультет
Реферат на тему:
«Лицензирование отдельных видов деятельности»
Выполнила:
студентка 2 курса группы 5
Силко Н.О.
Проверил:
Загоруйко И.Ю.
Пермь, 2009
Введение
В Российской Федерации провозглашена свобода предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, осуществление предпринимательской деятельности может требовать от предпринимателя соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для жизни и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).
Поэтому предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, подлежат дополнительной проверке со стороны органов государственной власти.
При этом для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.
Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными законами и подзаконными актами.
В настоящее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может повлечь неблагоприятные последствия.
Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования данного вида деятельности.
Учитывая, что в последнее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности, вопрос о необходимости отдельных видов деятельности является актуальным на современном этапе.
Глава 1. Объект лицензирования
1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности
Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.
Исходя из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.
Анализ истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим количеством разноуровневых нормативных актов. Так, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предоставил свободу субъектам предпринимательства, в том числе и в выборе сфер деятельности. Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь небольшого перечня видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий (п. 3 ст. 21 Закона). Перечень лицензионных видов деятельности и порядок получения лицензии определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами. Последующие корректировки законодательства, уравнявшие в правах субъекты РФ, распространили названные права на исполнительные органы власти краев, областей и городов федерального значения. В тот период в лицензионном нормотворчестве принимали участие и Верховный Совет СССР, и Президент, и Правительство Российской Федерации. Большую активность во внедрении системы лицензирования проявили отраслевые министерства. Таким образом, к началу 1993 г. были изданы более ста документов по вопросу лицензирования. В результате сложилась ситуация, при которой лицензированию подлежали почти все виды деятельности. Бессистемное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий привело к тому, что арбитражные суды начали рассматривать иски об отмене актов, вводящих лицензирование, участились случаи обращения в суд предприятий, которым было отказано в выдаче лицензий.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.
В п.1 ст.1 Закона № 128-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.
Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.
В РФ отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии – специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.06.2008 г.
Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.
С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
mirznanii.com