Хоспис, что это такое: приют ожидающих чудо или больница для умирающих? Как открыть хоспис
Руководство по созданию хосписа "с нуля" переведено и опубликовано в России
Впервые на русском языке опубликована книга Дерека Дойла «С чего начать: руководство и предложения для планирующих организацию хосписа или службы паллиативной помощи». Об этом рассказали в Фонде помощи хосписам «Вера», разместившем текст издания на своем сайте.
«Книга обобщает многолетний зарубежный опыт организаторов здравоохранения в удобной форме, шаг за шагом описывая этапы создания хосписа, дневного стационара паллиативной помощи или выездной службы помощи на дому с нуля: от того, как спланировать работу, просчитать бюджет, и набрать команду, до организации работы волонтеров и общения с местным сообществом, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте фонда.
— Книга может стать подспорьем как для тех, кто только собирается создавать хоспис в своем городе, так и для администраторов существующих хосписов, для повышения эффективности работы и качества помощи пациентам».
«Автор начинает с объяснения сути паллиативной помощи и принципов ее оказания. В этом руководстве есть главы об общей структуре управления хосписа и каждого его подразделения по отдельности.
Книга обращает внимание на принципы обучения сотрудников будущего хосписа, а также на роль волонтеров в стационаре.
Отдельная глава посвящена также особенностям коммуникации организаторов здравоохранения с пациентами, профессиональным сообществом, прессой и представителями власти», — рассказали представители фонда.
По их словам, книга предназначена для руководителей и организаторов здравоохранения, сотрудников медицинских организаций, НКО, работающих в сфере паллиативной помощи, а также для преподавателей медицинских вузов и колледжей.
«Сегодня движению за паллиативную помощь в нашей стране более двадцати лет. Как никогда раньше нам нужна продуманная общероссийская стандартизация этого вида медицинской помощи.
Только тогда мы сможем говорить о реальной доступности паллиативных служб для населения. Даже в Москве паллиативная помощь пока доступна лишь четверти всех нуждающихся, и именно мы с вами эту ситуацию можем и должны изменить», — заявили авторы предисловия к книге, учредитель фонда «Вера», директор ГБЗУ «Центр Паллиативной медицины ДЗМ» Анна Федермессер и заместитель председателя профильной комиссии Минздрава России по паллиативной помощи Елена Полевиченко.
www.miloserdie.ru
что это такое, и какие услуги оказывают подобные учреждения?
Жизнь каждого человека складывается по-разному. И иногда приходится разбираться в вещах, о которых, конечно же, лучше никогда и никому не слышать. Сегодня мы поговорим о таком понятии, как хоспис: что это такое и для чего нужны подобные заведения.
История
Само слово «хоспис» имеет латинское происхождение и в чистом виде означает «гость», «чужестранец». Производное от него – «хоспиталис» – переводится как гостеприимный, дружелюбный. В 19 веке произошли некие трансформации в латинском эквиваленте слова, и в итоге, в англоязычном варианте, оно начало трактоваться как богадельня, приют. Изначально же хосписы принимали людей-странников, а также тех, кому негде было остановиться на ночлег. Заведения эти располагались вдоль дорог и оказывали помощь всем, кто в ней нуждался (даже местным жителям). Стоит отметить, что изначально данное понятие никаким образом не связывалось со смертью, однако несколько позже в подобных домах начали содержать преимущественно душевнобольных людей, которые там же и умирали. Это и есть краткая история возникновения современного слова «хоспис». Что это такое сегодня – рассмотрим ниже.
О понятии
Сейчас очень важно определить само понятие, чтобы полностью разобраться, о чем же идет речь. Итак, хоспис. Что это такое? Если говорить научным языком, то это медико-социальное учреждение, где бесплатно (!) оказывают необходимую помощь (медицинскую, юридическую, психологическую и т. д.) неизлечимым больным. Если говорить проще, это место, где обитают смертельно больные люди и им оказывают посильную помощь, чтобы хоть как-то облегчить боль и страдания. Примечательно то, что в данных заведениях с больным могут находиться родные 24 часа в сутки на протяжении всего пребывания там пациента.
Основные услуги
Разбираясь в понятии «хоспис» (что это такое и какие услуги предоставляют данные учреждения), стоит отметить, что подобные заведения широкофункциональны и чаще всего стараются как можно больше помочь не только пациенту, но и его семье, которой, к слову, совсем не легче, чем больному человеку. Тут оказывают любую медицинскую помощь (преимущественно – обезболивание и необходимое лечение медикаментами), юридическую (всевозможные консультации), психологическую (работают не только с умирающим человеком, помогая ему легче справиться с собственным состоянием, но и с его родными) и даже духовную (туда приглашают священнослужителей любой веры). В подобных заведениях постоянно обучают людей, как родственников (как ухаживать за больным человеком), так и персонал, который там постоянно меняется. Стоит отметить, что сама работа в хосписе довольно-таки тяжелая, причем не столько с физической, сколько с психологической точки зрения. И чтобы устроиться туда, нужно иметь определенные знания и навыки.
Виды
На сегодняшний день существует взрослый и детский хоспис. Разделения по самим заболевания практически нет, играет роль только возраст. В подобные учреждения попадают детки с такими болезнями, как рак, туберкулез, СПИД и т. д. Все желающие могут внести посильную лепту и поддержать пациентов и само заведение, но от родственников больных учреждение никакую материальную благодарность принимать не имеет права. Стоит отметить, что в последнее время даже практикуют хосписы на дому, когда к больному время от времени приходят работники заведения. Однако происходит это, к сожалению, не ежедневно.
fb.ru
Хоспис – что это такое
Родственникам больных с тяжелыми болями, чья жизнь поддерживается препаратами, пригодится информация про хоспис – что это такое. Медицина употребляет словосочетание «паллиативное лечение» (от латинского pallium – плащ), что означает помощь безнадежным пациентам, пребывание их внутри стационара с целью улучшения качества жизни и обеспечения ухода.
Что такое хоспис
Под термином понимают медико-социальное учреждение для помощи неизлечимым больным на последней стадии заболевания. Возникло слово от французского hospice – гостеприимство. Под ним понималось место для уставших, заболевших или истощенных странников и местных жителей. По современной терминологии словом обозначается бесплатный благотворительный фонд, где проводится помощь онкологическим больным с последней стадией, сильными болями. Попасть туда можно по медицинским документам.
Основными положениями хосписной концепции называют следующие факторы – их стоит изучить внимательно:
- на первое место ставится больной с семьей;
- уход осуществляет специальный персонал, добровольцы;
- учреждение может оказывать амбулаторную и стационарную помощь на дому;
- открытость диагноза – больному сообщают прогноз при настаивании;
- помощь нужна для уменьшения боли, страха смерти, максимального сохранения сознания, интеллекта, физического и психологического комфорта.
На территории России первый профильный хоспис появился в Москве в ноябре 1903 года. Открыл его профессор МГУ, онколог Левшин. Позже данный московский хоспис стал полноценной клиникой (на фото). В новейшее время первое подобное российское учреждение открылось в 1990 году в Санкт-Петербурге, в 2010 – первый детский хоспис. Сегодня по стране работает более 70 таких учреждений в разных областях. Один хоспис должен обслуживать район с населением до 400 тысяч человек. Поэтому в России еще требуется около 400 таких больниц.
Услуги учреждения
Внутри учреждений работают медицинские сестры, волонтеры, сиделки, специалисты и врачи. Финансирование хосписов происходит за счет государства и взносов от благотворительных фондов. Медико-социальное учреждение помощи онкобольным оказывает следующие минимальные услуги:
- облегчение боли, симптомов болезни;
- достойный уход;
- медицинское обеспечение и оборудование;
- консультации, социальная поддержка;
- решение проблем после смерти больного;
- временный уход;
- круглосуточный уход;
- хоспис на дому;
- поддержка добровольцев.
Показания к пребыванию
У программы лечения нет различий по возрасту, полу, религиозным верованиям, диагнозам, этническим и культурным факторам. Хосписная помощь медицинским персоналом показана не всем, для отбора больных раком существует два важных критерия, являющихся основополагающими:
- смертельная неизлечимая стадия заболевания;
- жить пациенту осталось менее полугода, если болезнь будет развиваться так же.
Как попасть в хоспис
На территории России распространен такой вид учреждений, как хоспис для онкологических больных, их значение сложно переоценить. Туда пациентов направляют районные онкологи, социальные службы, выездные службы и дома сестринского ухода. По стране работает много государственных учреждений, частных с паллиативным уходом – мало. Отдельно выделяют частные дома сестринского ухода, специализирующиеся на обслуживании пожилых с онкологическими заболеваниями.
Для поступления требуется направление районного онколога или разрешение местного органа управления здравоохранения для иногородних. Может понадобиться заключение специалиста центра социального обслуживания. Для паллиативного лечения нужен паспорт, полис обязательного медицинского страхования с печатью учреждения, давшего направление, выписка из истории болезни с подтверждением клинической стадии рака или инкурабельности. Если у пациента отсутствуют родственники, при невозможности радикальной терапии из стационара, его переводят на паллиативный уход.
Видео
sovets24.ru
Первый в мире хоспис построил влюбленный человек
50 лет назад открылся первый в мире хоспис. Философия современного хосписного движения родилась из разговоров двух влюбленных
Скорбное место — печальная больница. Фото ок. 1900 года. Фото с сайта stjh.org.uk
Печальные больницы и богоугодные заведения, куда принимали лишь умирающих, существовали и раньше. Но лишь в 1967-м слово «хоспис» обрело значение, которое мы вкладываем в него сегодня. Основательница современного хосписного движения, англичанка Сисли Сондерс заставила весь мир по-другому взглянуть на смерть, боль и страдание.
На свете счастья нет
Сисли Сондерс, основательница современного хосписного движения. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Отец Сисли, преуспевающий торговец недвижимостью, был крайне недоволен, когда дочь не смогла поступить в Оскфордский университет. Престижная частная школа, элитный пансион для девочек – к чему все это? Видимо, тлетворное влияние легкомысленной мамаши всему виной. Мистер и миссис Сондерс в конце 30-х годов бурно и стремительно двигались по направлению к разводу.
Сисли не хотелось быть похожей на них. Не хотелось изучать политику с экономикой, как требовал папа. Но пришлось. Она поступила в колледж Святой Анны в том же Оксфорде и некоторое время была прилежной ученицей. Ей было 20, и одну вещь она знала точно: счастливой ей не быть никогда. Все просто: нет на свете никакого счастья, а есть лишь ссоры, страдание и скука.
Вторая Мировая война плавно вписалась в мрачную картину мира молодой девушки, ничуть не напугав, а наоборот – придав сил. У Сисли появился повод бросить ненавистный колледж: надо помогать раненым бойцам.
Она поступила в медучилище, блестящего его окончила, и почти до конца войны ухаживала за больными и раненными. А потом повредила спину, переворачивая тяжелого – во всех отношениях – больного. Больше работать медсестрой Сисли не могла, пришлось на радость папе возвращаться в колледж.
Стройка начинается с окна
Сисли Сондерс и её диплом медсестры, полученный в 1944 году. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Но с отвлеченными науками было покончено. Сисли стала учиться на медицинского соцработника, а после устроилась в онкологическую больницу Святого Томаса, вечерами подрабатывая в доме для умирающих бедняков Святого Луки. Там она познакомилась с христианами – странными людьми, работавшими в этом мрачном месте совершенно безвозмездно.
Считавшая себя атеисткой Сисли была поражена их самоотверженностью, дошла до присущей всем идущим к вере мысли «что-то там такое есть», но дальше раздумывать о религии было некогда. Она влюбилась. В 30 лет, впервые в жизни.
Его звали Дэвид Тасма. Во время войны он умудрился сбежать из варшавского гетто, а сейчас умирал в больнице Святого Томаса от рака легких. Больной очень страдал, и, конечно, социальному работнику приходилось навещать его чаще, чем остальных. Впрочем, в той больнице страдали все. Но Дэвид был особенным. Он говорил Сисли, что в страдании тоже можно найти смысл, как и в смерти.
Дэвид Тасма. Фото с сайта endoflifestudies.academicblogs.co.uk
Они вместе вспоминали книгу доктора Франкла, пережившего концлагерь и учившего мир «Сказать смерти нет». Но не все таковы, не у всех хватит силы и мудрости принять страшное и увидеть в нем свет. И потому кто-то должен помогать пациентам умирать достойно – без страха и боли. Но как это сделать? Сисли и Дэвид беседовали часами, каждый день, и в этих разговорах двух влюбленных рождалась философия современного хосписного движения.
Первое, что поняла тогда Сисли — хоспис должен быть отдельным учреждением. Не отделением больницы, не частью монашеского ордена, а чем-то совершенно особенным. Не местом смерти, нет! Местом, где люди – в покое, заботе, комфорте — проводят определенный период жизни, очень важный, ответственный, наполненный огромным количеством смыслов, чувств, событий.
Она уже принялась набрасывать на бумаге план будущего дома: что-то рисовать, составлять списки.
Дэвиду тогда стало совсем плохо, но он смеялся: «фантазерка». Он завещал Сисли 500 фунтов стерлингов (примерно 13 тысяч в наше время) и пошутил: «Сделаешь там окно. Чтобы я мог видеть, все ли у тебя получается так, как мы задумали».
Любовь и тотальная боль
Хоспис Святого Христофора. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
В хосписе Святого Христофора при входе установлена необычная мемориальная доска: простой кусок толстого стекла. Окно Дэвида Тасмы. Если бы не те 500 фунтов, как знать, возможно, Сондерс и отказалась бы от своей затеи и не построила бы хосписа. Но завещание любимого обязывало: она должна сделать для него окошко, но прежде нужно построить сам дом.
Последующие девять лет Сисли занималась тщательным планированием будущего хосписа. Для начала нужно было получить диплом врача: ни медсестра, ни соцработник не имеют права руководить таким учреждением.Она поступает в медицинскую школу и устраивается на работу в католический хоспис Святого Иосифа.
Именно там бывшая атеистка становится христианкой, там она усваивает главную истину: забота об умирающем невозможна без любви.
Но одной любви мало – как бы ни была она огромна. Человек – целостное существо. Страдает душа, страдает тело. Чтобы облегчить физические страдания, необходимо применять в хосписе последние достижения медицины – к сожалению, в существовавших тогда приютах для умирающих это было невозможно.
Фердинанд Ходлер, «Валентина Годе-Дорель за день до смерти» (1914). Изображение с сайта nokert.hu
Несколько лет спустя доктор Сисли Сондерс введет в медицину понятие «тотальной боли». Страдание многосоставно. Тело умирающего страдает не только от боли, симптомов множество: удушье, тошнота, ломота, жар… И каждый из них необходимо снять или хотя бы облегчить.
Душа мучается ничуть не меньше. В своих статьях Сондерс пишет о чувствах потери, горя, одиночества, цитируя при этом не самых традиционных для медицины авторов – Клайва Льюиса, Александра Солженицына… И этим не исчерпываются страдания.
Есть еще духовная жизнь, есть социальные проблемы. Она скрупулезно исследует все аспекты мучений умирающих и пытается найти способ борьбы с каждым из них.
Морфин по расписанию
Медсестры за работой. Фото с сайта workingnurse.com
Но для начала ей пришлось бороться с больничной бюрократией. Получив в 1957-м году диплом доктора медицины, Сондерс становится младшим научным сотрудником лондонской больницы Святой Анны, где изучает все то же – боль. Параллельно она ведет пациентов онкологического отделения.
В то время в ходу было принято выдавать пациентам обезболивающие препараты, когда те, цинично выражаясь «хорошенько попросят». Человек кричал от боли, но врач констатировал: «Вы можете еще потерпеть».
Морфин давали тогда, когда боль становилась по-настоящему нестерпимой, а определяли это доктора. Они вовсе не были садистами. Они, во-первых, экономили лекарства, а во-вторых… спасали умирающих людей от наркотической зависимости.
Фото с сайта collectionsonline.nmsi.ac.uk
Сисли не могла мириться с таким положением вещей. По натуре очень нежная и чуткая, она буквально физически ощущала боль, слыша, как кричит человек на больничной койке. Но эта нежность не помешала ей внедрить в больнице систему выдачи обезболивающих по часам. Едва устроившись в больницу, новоиспеченная докторша принялась убеждать администрацию внедрить такой график.
«Зависимость от препарата разовьется скорее, если человек будет ждать его приема, корчась от нестерпимой боли, — внушала Сисли руководству. – Зная, что таблетка придет в свое время, возможно, опередив наступление страданий, он не будет ждать ее так яростно. К тому же, таким образом мы сможем снизить дозы препаратов».
Самое удивительное, что руководство больницы, а после и вся система паллиативной помощи Великобритании – и не только — вняла доводам доктора Сондерс.
Горе как источник вдохновения
Антон Мисневич. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
В той же больнице она знакомится со второй любовью своей жизни — Антоном Мисневичем. Тоже поляк, тоже ее пациент, а значит – умирающий от рака. Психологи, специалисты по системной семейной терапии без труда объяснят, отчего в жизни Сисли случались только такие «романы», но мы не станем обсуждать это здесь. Так случилось. Главное, что в жизнь доктора Сондерс любовь приходила не только в своем высочайшем облике милосердного служения ближнему, но и в более будничном, земном, исполненном своими тихими и практически незаметными радостями.
Это была любовь на краю пропасти, на краю трагедии. Она знала это – и все равно любила. Но когда в 1960 году Антон умер, все оказалось гораздо страшнее, чем она могла предположить. Буквально через несколько дней скончался отец Сисли, а вслед за ним – одна из ее немногочисленных подруг (отчего-то она очень трудно сходилась с людьми).
Сисли погрузилась, по собственному выражению, в состояние «патологического горя». И чтобы выйти из него … начала, наконец, строить свой хоспис, который уже практически облек плоть на бумаге, в ее бесчисленных записях.
Деньги, спонсоры, земля и прочая ненужная ерунда
Хоспис Святого Христофора: план. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Прежде всего, нужно было найти деньги (500 фунтов от Дэвида было явно маловато), участок для строительства и высоких покровителей. Сисли не слишком волновалась по этим трем поводам. «Возведи на Господа печаль твою, и Тот тебя не оставит», — цитировала она 54 псалом, когда кто-то называл ее мечтательницей. Она знала: все будет, главное: грамотно сформулировать задачу.
Сондерс потихонечку собирает деньги, издает две брошюры с лаконичными названиями «Нужды» и «Схема». В первой она излагает свою концепцию, во второй – подробно описывает, как та должна быть воплощена в жизнь.Что поразительно, в обеих брошюрах больше всего говорится о духовных аспектах страдания и помощи. Хоспис на сто коек предназначался для людей, умирающих от рака и других терминальных заболеваний. В нем непременно должна была быть часовня и штатные священнослужители.
В хосписе. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
«Хоспис – это философия, — утверждала Сондерс, — из которой следует сложнейшая наука медицинской помощи умирающим и искусство ухода, в котором сочетается компетентность и любовь».
Сисли Сондерс хотела смягчить кризис конца жизни, сделать его «временем настоящей жизни, принятия мира, а также временем отдыха».
Новый дом должен был служить тому, чтобы поменять чувства человека. Время страха и одиночества, самое тяжелое время в жизни, трансформируется здесь в мирное, спокойное, безопасное, наполненное смыслом – время возвращения домой.
На первый план здесь выходили духовные аспекты. «Победа Христа над смертью и болью – вот главное, — писала Сондерс. — Особые нужды умирающего пациента и его семьи делают вопросы религиозных и философских взглядов первостепенными. Мы хотим создать атмосферу, где каждому – словами или без слов – помогут найти свой смысл жизни и способ совладать с ситуацией».
Мелочей нет
В хосписе. Фото из архива Сисли Сондерс. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Начинание поддержала заместитель министра здравоохранения Албертин Виннер, впоследствии ставшая председателем правления хосписа. Нашлись и спонсоры. Власти предложили ей участок под строительство, от которого Сондерс сразу отказалась. Во-первых, слишком маленький (негде будет разместить театр и отделение физиотерапии – разве что в подвалах), во-вторых, чересчур близко от муниципальной больницы (участок первоначально предназначался для одного из ее отделений) с ее бюрократией, а в-третьих, недостаточно красив. Пришлось искать другой.
В том, что касалось хосписа, мелочей не было вообще. Впрочем, красота и атмосфера – это не мелочь. Это одни из самых важных вещей, когда речь идет о последних месяцах и днях жизни человека. «Здание может помочь человеку в его страдании, — говорила Сисли. – Красота обладает целительными свойствами. Пациенты видят, что пребывают в очень хорошем, на совесть сделанном месте – и ему можно доверять».
Огромное значение Сондерс придавала окружающему пейзажу, считая, что на фоне смерти каждый кустик и каждая травинка способны превратиться для пациента в нечто, наделенное смыслом и важностью.
«Нечто среднее между больницей и домом». Фото с сайта stchristophers.org.uk
Хоспис был задумал как гибрид – «нечто среднее меду больницей и домом». В нем должен был сочетаться уют и последние достижения современной медицины. Эту концепцию отражал и дизайн Св.Христофора, созданный архитектором-модернистом Питером Смитом. Хоспис состоял из трех частей – общественной, домашней и клинической.
Одноместные палаты, в которых жили люди, уже вплотную приблизившиеся к смерти, не были скрыты от взглядов остальных. (Только морг располагался в уединенном месте на территории хосписа. В нем, с согласия родственников, проводились исследования – связанные исключительно с природой боли и посвященные тому, чтобы еще эффективнее бороться с ней).
Кровати в палатах стояли так, чтобы у больного было ощущение пространства, чтобы он мог видеть и окно, и входную дверь. Сидевший у его постели родственник мог расположиться с комфортом в кресле и читать книгу или любоваться пейзажем, думая свои печальные думы. Окна в палате располагались под таким углом, чтобы из каждой открывался красивый вид и в палате в любое время дня было максимально светло. Вечером зажигался мягкий желтый электрический свет – никакого бездушного неона, он только в медицинских кабинетах!
Сисли Сондерс с пациентом хосписа. Фото с сайта stchristophers.org.uk
На столах – цветы, на окнах – занавески, сестринский пост, не навевающий ассоциаций с больницей.
Сисли продумывала форму балконов и целесообразность установки крытых прогулочных галерей, размеры ванных комнат (они были огромны, так, чтобы удалось вкатить кровать на колесиках).
Особое внимание уделялось чистоте: существовавшие тогда хосписы, мягко говоря, не славились этим.
«Мелочи» можно перечислять бесконечно, ведь они составили целую брошюру. И все в итоге были воплощены в жизнь.
Как много нужно успеть! Открыть хоспис, выйти замуж…
Сисли Сондерс с пациенткой хосписа. Фото с сайта workingnurse.com
В 1967 году хоспис Святого Христофора – первый хоспис нового типа — принял первых пациентов. Это было не просто место, где люди могли умирать без страданий. Это было даже не просто место, где пациенты и их родственники получали всю необходимую помощь и поддержку, касающуюся самых разных аспектов ухода из жизни.
Хоспис являлся одновременно и больницей, и научным, и учебным заведением. Здесь проводились исследования, учили будущих специалистов паллиативной медицины.
«Святой Христофор» стал образцом для хосписов нового поколения.
Пациенты Святого Христофора занимались садоводством и музыкой, писали картины и стихи (их Сисли публиковала и читала о радио), участвовали в театральных постановках, ходили в церковь, делали прически и макияж в парикмахерской, общались, сидя в большом уютном зале с камином, гуляли.
«Нам очень много нужно успеть сделать», — вот каким был главный девиз Сисли Сондерс и ее хосписа. Одно из самых главных занятий – исследовать собственные чувства, научиться делать это без страха – обитателям Св.Христофора помогали в этом священники, психологи, врачи и занятия творчеством.
Большое внимание в хосписе уделялось арт-терапии. Многие художники дарили хоспису свои полотна. Особенно много работ на стенах «Святого Христофора» принадлежало кисти Марьяна Бохужа-Жижко, последней любви Сисли Сондерс.
Сисли Сондерс у себя в кабинете в Хосписе св. Христофора. 1970 год. Фото с сайта ehospice.com
Как ни удивительно, он тоже был поляком. Но в отличие от первых двух возлюбленных нашей героини, судьба его не была трагической. Преуспевающий художник, Марьян преподавал теорию изобразительных искусств в университете. Он был старше Сисли на 18 лет. Но любовь такими мелочами не интересовалась. Одна печаль: в Польше у художника осталась жена. Марьян был католиком, глубоко верующим человеком. Ни развестись, ни забыть о ней он не мог. Вернуться – не хотел, лишь посылал супруге порядочную материальную помощь каждый месяц. И даже когда она умерла, долго не решался сделать предложение Сисли.
Она ждала, годы, которых и так было немало, шли. Она уходила головой в работу – единственное средство от печали. Лишь через пять лет после смерти пани Бохуж-Жижко сыграли свадьбу.
Сисли Сондерс с Марьяном Бохуж-Жижко. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Доктор Сисли была счастлива. Под венец она пошла в 61 год.
Супруги прожили 15 лет – прекрасных лет. Сисли – тогда уже Дейм Сисли Сондерс, кавалер ордена Британской империи – постепенно отдавала управление хосписом своим преемникам. Если дело нельзя продолжить и тиражировать – в чем тогда смысл? Она ездила по свету с лекциями, писала книги и статьи (всего на ее счету 220 публикаций).
Хорошая смерть
Сисли Сондерс. Фото с сайта thefamouspeople.com
В 1984 Сондерс написала коротенькую статью для Cambridge Review под названием «Хорошая смерть», где представила исторический обзор подходов к умиранию (не спасать, а помогать) и эволюции паллиативного ухода. Ей удалось свести свою работу к трем главным принципам:
— внимание ко всем симптомам пациента, а не только к боли;
— необходимость уменьшать его душевные страдания;
— создание безопасной и комфортной обстановки.
Ее, адвоката «хорошей смерти», часто обвиняли в том, что она пропагандирует эвтаназию. Но взгляды Сондерс на сей счет были очень определенными и определялись ее верой. Она была уверена, что в большинстве случаев можно достичь «безболезненной и мирной кончины», была категорически против легализации эвтаназии, писала об этом статьи, выступала с докладами в Парламенте.
В ее архиве осталась обширная переписка со сторонниками добровольного ухода из жизни, включая печально знаменитого доктора Джека Кеворкяна, прозванного Доктор Смерть.
«Если вы сделаете активную эвтаназию правом, скоро она станет обязанностью, — писала Сондерс.
— Пациент, зная, что может выбрать смерть, будет делать это, чтобы избавить родственников от «тягостной обузы». Едва мы достигнем этой ступени, никакой речи о выборе и свободе пациента уже не идет».
Хоспис Святого Христофора. Фото с сайта cicelysaundersarchive.wordpress.com
Сисли Сондерс умерла в возрасте 85 лет в своем хосписе – от рака. О ней и ее достижениях можно говорить еще долго, но вряд ли есть слова лучше тех, что принадлежат безвестной монахине, работавшей с Сондерс в хосписе. «Мы всегда говорили пациентам, что будем стараться сделать все, что в наших силах, чтобы облегчить их страдания. Благодаря доктору Сондерс мы можем сказать иначе: мы непременно сделаем все, чтобы он не страдал».
Источники:
thefamouspeople.com
Cicely Saunders Archive
en.wikipedia.org
www.miloserdie.ru
Что такое хоспис и для чего он нужен?
В последние десятилетия в нашу жизнь вошло много новых слов и понятий. Хоспис – одно из них. Проблема достойного ухода из жизни тяжелобольных людей здесь решается на совершенно новом, качественно ином уровне.Здесь умирающий перестает тяготиться тем, что обременяет близких своей беспомощностью и страданиями, а родственники получают психологическую помощь и возможность примириться с неизбежным.
Что означает слово «хоспис»?
В средневековом обществе хосписами называли дома, предназначенные для ночевки паломников, идущих поклониться одной из христианских святынь. Это слово образовано от латинского «hospes», что означает «гостеприимство».
Сегодня же так называют специальные медицинские учреждения, организованные для тех, чье заболевание неизлечимо и причиняет огромные страдания как самим больным, так и их близким. В хосписе они получают надлежащий уход, своевременное обезболивание и, что самое важное – психологическую поддержку. Пациент хосписа проживает свои последние месяцы без ненужных мучений, достойно, получив возможность подвести итог своей жизни и примириться с неизбежным.
Для чего нужны хосписы?
Каждый, кому приходилось несколько месяцев или даже лет подряд ухаживать за неизлечимо больным родственником, знает, насколько тяжелой становится атмосфера в доме, где присутствует умирающий. Понимание неизбежного конца нередко делает больного раздражительным и капризным.
Его родственники, на плечи которых, помимо обычных забот, ложится непростой уход за лежачим больным, через некоторое время начинают исподволь желать, чтобы все это закончилось побыстрее, и испытывают чувство вины за такие мысли. К тому же часто уход из жизни предваряют сильные, порой невыносимые боли, а врачи не всегда выписывают для таких больных анестетики в должном количестве.
Если же больной последние месяцы своей жизни проводит в хосписе, то персонал учреждения берет на себя основную часть забот. Пациенты хосписа получают обезболивающие препараты и качественный уход, что само по себе является существенным облегчением как для них самих, так и для членов их семей.Но намного важнее, что в хосписе и им, и их близким оказывается психологическая помощь и поддержка. В свои последние дни жизнь умирающего не омрачена болью и осознанием того бремени, которое он невольно взвалил на своих детей или внуков. Достойное завершение жизненного пути – вот главная цель хосписа для каждого пациента.
Кто может попасть в хоспис?
Подавляющее большинство пациентов хосписов – это онкологические больные в терминальной, т.е. неизлечимой стадии. Статистика онкозаболеваний во всем мире растет год от года, и хосписы становятся все более востребованными.
Девизом любого хосписа являются слова: если больного нельзя излечить, это не означает, что ему нельзя помочь. Поэтому в хосписы попадают только те, чей уход из жизни не вызывает сомнений, и кому необходима паллиативная медицинская помощь. Работа хосписов не только гуманна, но и экономически оправдана, так как их пациенты не занимают места в обычных больницах, освобождая их для тех, кому медики еще могут помочь.
Какие услуги оказывают больным в хосписе?
Основные направления помощи пациентам хосписа – это уменьшение или снятие болевых ощущений, поддержание угасающей жизни и функций организма.Для этого персонал проводит:
— обезболивающую терапию, в том числе при помощи наркотических препаратов по назначению врача;
— питание при помощи зонда для тех, кто не может принимать пищу обычным способом;
— при необходимости подачу кислорода из кислородной подушки.
Кроме того, в хосписах больные и их родственники получают социально-психологическую помощь и поддержку, которая выражается в:
— общей доброжелательности, терпеливом и сочувственном отношении персонала;
— беседах с квалифицированными психологами, помогающими уменьшить у больного страх перед смертью, а родственникам – избавиться от чувства вины и примириться с неизбежным;
— общении с людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации, что позволяет больному не замыкаться в собственном негативном восприятии мира, жить полноценной жизнью до последних минут;
— усилиях врачей как можно дольше сохранять сознание и интеллектуальные способности пациента.Вся обстановка в хосписах направлена на создание для больных как можно более комфортных условий. Как правило, вход для посетителей открыт в любое время, при необходимости они могут оставаться на ночь. В палатах нередко есть телевизор, холодильник, установлены функциональные кровати и удобные тумбочки для личных вещей.
Интерьер обычно оформлен так, чтобы как можно меньше напоминать больничную обстановку. Помимо штатных врачей и медсестер пациентам оказывают помощь волонтеры, прошедшие специальное обучение.
www.mnogo-otvetov.ru
приют ожидающих чудо или больница для умирающих? :: SYL.ru
Эта статья посвящена такой структуре, как хоспис. Что это такое, многие знают только приблизительно: большинство обычных людей — случайно прочитав или услышав где-то и что-то, врачи – из опыта американских или европейских коллег, а журналисты – из различных источников. Подобная ситуация неслучайна и вызвана она неправильным пониманием задач, решаемых хосписными учреждениями. Когда и как возникли первые хосписы? Какие цели и задачи они решают? Что такое детский хоспис? Постараемся подробно ответить на все эти вопросы.
Зачем они нужны?
Довольно часто понятие «хоспис» ассоциируется с изоляцией и местом, где свои последние дни вдали от всего мира проживают тяжелобольные и умирающие люди. Однако это неверно. Символом хосписа является гаснущая в человеческих руках свеча. Именно этот символ помогает раскрыть суть помощи, оказываемой тяжелобольным, и объяснить наглядно: хоспис - что это такое. В таких клиниках бережно и трепетно относятся к больным и умирающим людям, сострадают и, сопереживая, обеспечивают им достойный уход и обезболивание, помогают преодолеть духовные, физиологические и психологические проблемы, вызванные недугом.
Что значит это слово?
Первоначально слово «хоспис» возникло в латинском языке от слияния двух корней – hospitium и hospes – «гостеприимство». В дальнейшем слово перешло в старофранцузский язык как hospice и сохранило то же значение, что имело и на латыни. В Средние века так называли дома, где во время паломничества в Иерусалим останавливались на отдых странники. Во время длительных путешествий пилигримы болели, и в таких хосписах им оказывали посильную медицинскую помощь. Вместе с паломниками слово «хоспис» попало на Британские острова и в английский язык, откуда перешло в XIX веке в другие европейские языки.
История появления
Гиппократ, которого считают «отцом медицины», считал, что врачи должны помогать только тем, у кого есть шанс на выздоровление, а безнадежные больные должны доживать свой век без участия и внимания. Подобный подход к умирающим практиковался в Европе вплоть до широкого распространения христианства.
Во французском городе Лион в 1842 году Жанной Гарнье, молодой женщиной, потерявшей всю свою семью, был организован первый хоспис. Что это такое было в то время? Хоспис «Голгофа», именно так он назывался, впервые предоставил возможность неизлечимым больным достойно жить и умереть. Ирландские монахини поддержали идею Жанны Гарнье и открыли в Дублине хоспис Божьей матери в 1879 году. В 1948 году в лондонский госпиталь Святого Фомы пришла работать Сесилия Сандерс, благодаря деятельности которой хосписное движение распространилось по всему миру. В том числе были открыты и действующие сегодня хосписы Москвы.
Современная история
Довольно длительное время ни врачи, ни средний медицинский персонал, ни волонтеры не знали, каким должен быть правильный уход за хосписными пациентами, а почерпнуть подобную информацию было неоткуда. Только в 1935 году вышла, ставшая впоследствии классикой паллиативной медицины, написанная семейным доктором Альфредом Ворчестером брошюра «Уход за больными и умирающими». Целенаправленное обучение медицинских сестер работе с неизлечимыми и умирающими больными стало проводиться сотрудниками фонда Марии Кюри только в 1952 году.
В 1967 году созданный Сесилией Сандерс хоспис святого Кристофера открыл в Англии свой стационар, а с 1969 года стал оказывать выездные услуги. В этом же году была издана книга «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, сумевшая перевернуть представления медиков того времени о состояниях умирающего человека.
Среди социалистических стран только в польском Кракове в 1972 году появился первый хоспис.
Хосписы в дореволюционной России
Впервые подобное медицинское учреждение было открыто в Москве в 1903 году. Инициатором его создания выступил профессор МГУ, практикующий онколог Л. Л. Левшин, организовавший сбор средств на его строительство. Наибольший финансовый вклад в его организацию внесли известные российские меценаты Морозовы. Именно поэтому это заведение на протяжении многих лет носило их имя. Этот хоспис онкологический принимал только раковых больных на последнем, терминальном этапе развития этого заболевания. Однако со временем он потерял свои функции и переродился в научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами онкологии.
А что сегодня?
Вплоть до 1990 года советские люди не знали про хоспис, что это такое и зачем он нужен. Тяжелобольные умирали дома, на руках родственников, не знающих, как облегчить им страдания, или на больничных койках, практически забытые медицинским персоналом. Первый хоспис в современной России был открыт в поселке Лахты под Санкт-Петербургом в 1990 году по инициативе английского журналиста В. Зорзы, исполнившего таким образом предсмертное желание своей дочери Джейн, умершей в 25 лет. Большое участие в этом принял врач-психиатр А. В. Гнездилов, чтобы в городе Санкт-Петербург хоспис открылся и начал свою работу.
В начале 90-х годов XX века в Советском Союзе был создан специальный Попечительский совет по созданию хосписов, председателем которого был академик Д. С. Лихачев. В октябре 1993 года в Москве, по инициативе Е.И. Моисеенко, работавшего в институте Детской онкологии и гематологии, был создан первый надомный детский хоспис для детей с раковыми заболеваниями.
В 1994 году благодаря усилиям В. Зорзы был создан возглавляемый сегодня В. В. Миллионщиковой Первый московский хоспис.
Сколько их?
Сегодня у нас приблизительно сто хосписов, что очень мало для такой большой страны, как Россия. Согласно расчетам ВОЗ, на каждые 400 000 человек населения должен приходиться один хоспис. То есть, если посчитать, в нашей стране не хватает как минимум 250 таких медицинских учреждений. Те, что есть, далеко не всегда отвечают требованиям и стандартам. Лучше всего обустроены хосписы Москвы и Санкт-Петербурга, да и их количество в этих городах практически соответствует расчетам ВОЗ. Деревенским жителям и тем, кто живет в провинции, попасть в такое учреждение сложно, практически невозможно.
www.syl.ru
как и где появились, зачем нужны
Создание хосписов не новое дело. Идея эта известна ещё с давних времён и непременно связана с медицинским разделом философии. Существует мнение, что умирающему человеку нужно и можно помочь. Этот мнение абсолютно верное.
Содержание
- Помощь умирающим больным в древности
- Зарождение хосписов
- Средневековье и хосписы
- Что значит слово «хоспис»?
- Когда стали употреблять слово «хоспис» в его теперешнем значении?
- Открытия учреждений для умирающих
- Современное паллиативное движение
- Паллиативная помощь детям в Беларуси
Умирающий человек должен находиться в условиях, которые обеспечивали бы достойное существование, дабы не испытывать унижение страхом, болью, обречённостью. Эти условия должны помочь сохранить ценности человека до его ухода в лучший мир.
Помощь умирающим больным в древности
Как только на европейском континенте начало зарождаться христианство, вместе с ним и пришло сострадание к больному и умирающему. Древние медики считали, что умирающему не стоит протягивать руки. Это мнение культивировал в них Гиппократ. Считалось, что помогать тем, кого уже болезнь победила, дело не богоугодное. Если человек умирает, значит, так распорядились боги и перечить их воле нельзя.
Зарождение хосписов
Первые упоминания о хосписах мы встречаем в Восточном Средиземноморье, а уже в IV веке н.э. эта идея достигла и Латинского мира. Открыла первый хоспис для больных и паломников Фабиола, римская матрона, которая училась у святого Иеронима. С данного случая хосписы стали появляться во многих монашеских орденах Европы.
Средневековье и хосписы
Ночлежки и богадельни в те времена и были хосписами. В них останавливались паломники, направляющиеся в Святую землю. Эти заведения обычно располагались вдоль дорог и становились прибежищем для страждущих, уставших, заболевших людей. Несмотря на это, хосписы помогали и местным жителям.
Что значит слово «хоспис»?
Мы говорим хоспис, а что это такое в большинстве своём и не догадываемся. Не догадываемся именно о первоначальном смысле этого слова. В латинском языке слово «hospes» означало гость. К мы видим, хоспис не был связан со смертью в этимологическом смысле.
Годы шли и значения слова менялось и, в конце концов, оно стало означать и хозяина, и «гостеприимный, дружелюбный к странствующим». С течением времени появилось слово «hospitium» -тёплые дружеские отношения между гостем и хозяином, а затем и место развития таких отношений.
В древнееврейском значение слова «хоспис» то же – гостеприимство. В основном в раннехристианские времена работники хосписов заботились о душевном состоянии страждущего, однако, скоро начали появляться и наметки на помощь телу. Нет никаких сомнений, что первый хосписы не были созданы именно для ухода за умирающими больными, но то, что они были окружены вниманием и всяческой заботой, неоспоримый факт.
Когда стали употреблять слово «хоспис» в его теперешнем значении?
Употребление слова «хоспис» в том ключе, в каком используем мы его сегодня, началось только в XIX веке. Многие средневековые хосписы в связи с Реформацией были закрыты. Иные стали домами для присмотра над престарелыми. Большая часть работы хосписов перешло к «больницам», врачи которых занимались только пациентами, имевшими шансы на выздоровление. В те времена невылеченный или безнадёжный больной приводили к резкому падению авторитета врача. Практически никогда врачи не приходили к умирающим пациентам, даже для того, чтобы констатировать смерть. Констатация смерти выполнялась только чиновниками или священниками.
Открытия учреждений для умирающих
В 1842 году француженка Жанн Гарнье открыла хоспис для умирающих пациентов в Лионе. Этот хоспис назывался «Голгофа». По примеру молодой женщины во французских провинциях стали открываться подобные учреждения. Некоторые из них функционируют и на сегодняшний день.
В Дублине в 1879 году сёстрами милосердия был открыт Хоспис Богоматери для умирающих. Затем ими же был открыт хоспис в 1905 году в лондонском Ист-Энде. В этом временном промежутке открылись ещё три протестантских хосписа для умирающих и бедных людей. «Дом Святого Луки для больных и умирающих» предоставлял годовые отчёты, в который врач Баррет описывал уникальные и немыслимые истории о своих пациентах. В отчётах было мало о медикаментозном лечении, но очень много о характере и мужестве умирающих больных.
В хосписе Святого Луки в 1948 году было введена новая форма работы в виде установления постоянного приёма наркотического анальгетика морфина, который применялся в медицине только для снятия сильного болевого синдрома. В других же больницах пациенты сходили с ума от боли и умоляли медицинский персонал избавить их от невыносимых страданий - они боялись, что пациенты станут наркозависимыми. В хосписе же Святого Луки пациенты физической боли не испытывали.
Современное паллиативное движение
1967 год становится годом начала современного паллиативного движения. В этот год открылся новый хоспис Святого Кристофера, который представлял собой сочетание больницы и дома.
В 1972 году хоспис появился в Кракове, а в 1975 году в канадском Монреале. Хоспис включал в себя нескольких специалистов стационарной и выездной службы. Здесь в Канаде слово «паллиативный» было употреблено впервые, поскольку слово «хоспис» означало недостаточную помощь и опеку.
В 1990 году первый хоспис появился и России, однако в 1903 году самый первый хоспис функционировал в течение менее чем 20 лет, а в последующие годы на его базе открылась онкологическая лечебно-исследовательская клиника. На данный момент это Московский научно-исследовательский институт имени П.А. Герцена. На данный момент в России более 100 хосписов.
Паллиативная помощь детям в Беларуси
На данный момент в Беларуси действует ОБО «Белорусский детский хоспис», под опекой которого находится более 200 семей неизлечимо больными детьми в год. Организация занимается не только исключительно паллиативной помощью детям, но и обеспечивает информативно-образовательный процесс как родителей, так и медицинского персонала.
Помимо ОБО «Белорусский детский хоспис» в Беларуси существуют и другие общественные организации, которые оказывают услуги населению в направлении паллиативной помощи детям.
Литература:
А.Г. Горчакова, Л.Ф. Газизова "Психологические аспекты оказания паллиативной помощи детям".
www.childrenspace.by