Новое направление бизнеса — социальные услуги в России. Идеи общественных услуг
Частная социальная служба – ваш лучший помощник!
Что-томы все о деньгах, да о деньгах, а ведь как приятно, когда ты не только получаешь доход, но при этом оказываешься нужным людям, помогаешь им в сложной жизненной ситуации…
Помните, как в рассказе про «Тимура и его команду», ведь помогали же пионеры беспомощным бабушкам и дедушкам носить воду, колоть дрова, бегали в магазин за продуктами. А разве сегодня эта категория граждан не нуждаются в такой помощи?
Далеко не редкость, когда дети живут вдали от родителей и не в силах постоянно помогать им по хозяйству и решать бытовые проблемы. А ведь частенько пожилого человека нужно в поликлинику свозить на профилактический осмотр, заплатить за коммунальные услуги, прибраться в доме, навести порядок в огороде, к зиме дров наколоть, а после и хату вытопить.
Вы спросите, почему дети, чьи родители не в состоянии за собой ухаживать, не забирают немощных стариков с собой в большой город? А я задам вам встречный вопрос: а вы пробоваликогда-нибудьуговорить пожилого человека уехать из родной деревни, бросить хозяйство, дом, в котором он родился и вырос? Вот вы сами и ответили на свой вопрос…
Коль уж сложилось такая ситуация, то здесь лучше всего решать проблему не насильственным способом, а найти компромисс, который бы причинил минимальный вред обеим сторонам. Нередко родственники прибегают к помощи посторонних людей, нанимают сиделку или помощницу по хозяйству, которая за определенную плату выполняет ряд заранее оговоренных обязанностей. Но недостатки такого рода деловых отношенийвсе-такисуществуют, официально они не закрепляются и так называемая сиделка может в любой момент отказаться от работы. Тогда родственникам приходится срываться с работы, ехать за много километров к родителям и снова заниматься поиском человека, который ухаживал бы за нимикакое-товремя, но и здесь нет никаких гарантий, что снова не возникнут проблемы с новой сотрудницей.
Прекрасным выходом из сложившейся ситуации видится мне заключение договора с какой-нибудьфирмой, сотрудники которой периодически оказывали бы небольшую помощь престарелым гражданам и следили за их благополучием.
Помните, в советские времена существовали специальные социальные службы, которые решали бытовые проблемы немощных и неспособных себя обслужить людей.
Казалось бы, пережитки прошлого, но ведь потребность в таких услугахпо-прежнемусуществует. Сегодня государственные социальные службы есть далеко не везде, а если оникое-гдеи существуют, то заключать договоры с такими службами родственники, как правило, не спешат, предпочитая надеяться на авось и договариваться с частными лицами.
Дело в том, что люди, которые работают в таком учреждении, за свои услуги получают крайне небольшую заработную плату, и просто не хотят качественно выполнять, возложенные на них обязанности. А родственники, в свою очередь, не желают платить деньги за очевидную халтуру, да и пожилым людям не очень приятно лишний раз получать за свои же деньги очередную порцию грубости, поэтому они сами отказываются от помощи, предпочитаякое-каксправляться самостоятельно.
Так вот отличным способом заработать и при этом помочь людям, лично я вижу, создание частной структуры, которая специализировалась бы на помощи нуждающимся.
Особых затрат на оказание таких услуг не нужно, так же, как и навыков. Любой мужчина в состоянии наколоть дров, наносить воды и свозить старушку в поликлинику, а женщина вполне справится с мытьем посуды, походом в магазин за продуктами, приготовлением обеда или прополкой огорода. Думаю, что проблем с набором персонала у руководства новоиспеченной фирмы тоже не возникнет, ведь рабочий день ненормированный и только от работника зависит, как быстро он закончит работу и освободится.
Несколько часов в день такой работой могут заниматься и обычные домохозяйки, и студенты, и энергичные пенсионеры. Она будет неплохим приработком, а значит, персонал фирмы будет держаться за нее, а это гарантирует вежливое отношение к клиентам, то, чего так не хватает государственным организациям.
Кроме того, рейтинг агентов, который будет подводиться в результате опроса клиентов, сможет ежемесячно определять лучшего сотрудника фирмы и поощрять его премией или другими наградами. Это повысит стимул к работе и повысит её качество.
Думаю, проблем с клиентами у такой фирмы не будет, ведь родственники заключают с руководством фирмы договор, в рамках которого четко оговорены условия, перечень и сроки предоставляемых услуг.
Осталось только пожелать, чтобы в нашем государстве, как и на Западе, для предпринимателей, предоставляющих такого рода услуги, были определенные льготы по налогам, ведь, таким образом, они не только зарабатывают деньги и дают возможность получить дополнительный доход не очень состоятельным гражданам, но и помогают решать бытовые проблемы тем, кто в этом нуждается.
Специально для ХОБИЗ.RU
hobiz.ru
Новое направление бизнеса - социальные услуги в России
Жизнь прогрессирует, ускоряется, а социальные проблемы остаются. Более того в таких темпах существования они только обостряются. Поэтому получил развитие новый рыночный сегмент: социальные услуги в России.
Стоит сразу сказать, что комплекс таких услуг, включает в себя довольно широкий спектр социальной защиты населения. Если рассматривать бизнес, то здесь применимо содействие:
- в осуществлении реабилитационных мероприятий, имеющих социально-медицинский характер;
- в проведении мероприятий социально-бытового характера;
- в организации жилищно-коммунального обслуживания (водоснабжение, отопление, ремонт жилого фонда, благоустройство, обеспечение электроэнергией и т.д.).
Наибольшее развитие получили такие социальные услуги в России: оказание содействия пожилым людям, инвалидам, людям, неспособным самостоятельно полноценно осуществлять уход за собой и вести нормальную жизнь.
Естественно, чтобы подобные услуги приносили прибыль, необходима платежеспособность подопечных или их родственников. Поэтому услуги будут нацелены не на абсолютное большинство нуждающихся в них, а лишь на ту их часть, которая сможет их оплатить.
В связи с этим, первой разновидностью бизнеса может быть оказание коммерческих услуг по досмотру, уходу, медицинскому, бытовому, психологическому сопровождению пожилых лиц, инвалидов, больных.
Для этого вам потребуется квалифицированный штат персонала (медсестры, врачи, психологи). А также — ответственные работники, способные к уходу за стариками и тяжелобольными людьми (сиделки, домработницы).
Востребованный формат бизнеса — предоставление социальных услуг в России для пожилых людей и нетрудоспособных граждан, которые не могут в силу своего возраста, физических недостатков выполнить что-либо самостоятельно.
Так, например, можно организовать доставку продуктов, товара (согласно списку) на дом. Вывоз и сопровождение стариков, инвалидов в магазин, поликлинику, в госучреждение и т.п.
Кроме того, в социальные услуги в России, как отдельный вариант можно включить представление интересов пожилого человека, инвалида в госорганизациях, муниципальных, региональных органах, в различных общественных и коммерческих учреждениях.
Иными словами, услуга социального поверенного. Многие знают, что собрать все необходимые справки для оформления той же самой пенсии, субсидии иногда просто физически нереально. Особенно для пожилого человека или инвалида. Услуга этой направленности должна пользоваться большим спросом.
Можно также организовать торговый бизнес с сопутствующим социальным сервисом. Например, магазин для пожилых людей, который будет оборудован специальными атрибутами, облегчающими поиск товара данной категории граждан.
Там могут быть особые тележки, на которых можно при необходимости сидеть или передвигаться по магазину. Лупы для изучения ценников. Также особым образом может быть подобран и товарный ассортимент. То есть продукция, полезная или необходимая старикам.
Как еще один элемент списка социальные услуги в России, можно назвать вызов собеседника на дом. К сожалению, старикам, частенько, не с кем даже по душам поговорить, выплакаться, а ведь интернет освоили далеко не все из них.
Одним словом, организовать можно как узкопрофильный бизнес социальных услуг в России, так и широкопрофильный формат предпринимательства. Например, по аналогии с советскими тимуровцами, но только с коммерческой подоплекой. Помогать можно чем угодно и как угодно. Главное – чтобы эта помощь носила социальный характер.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
berichnow.ru
общественные услуги - это... Что такое общественные услуги?
公用事业
Русско-китайский юридический словарь.
- общественные работы
- общественный
Смотреть что такое "общественные услуги" в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА — (public goods) Товары и услуги, которые при их наличии доступны всем членам общества. К ним относятся национальная оборона, законы и порядок, общественные парки и монументы. Так как все без исключения пользуются общественными благами, поэтому их… … Экономический словарь
Общественные блага — Общественные блага [public goods] блага (товары и услуги), обладающие той особенностью, что потребление единицы этого блага одним индивидом не препятствует использованию этой же единицы другим индивидом (или другими индивидами). Можно скаать … Экономико-математический словарь
общественные блага — Блага (товары и услуги), обладающие той особенностью, что потребление единицы этого блага одним индивидом не препятствует использованию этой же единицы другим индивидом (или другими индивидами). Можно скаать, что они потребляются не… … Справочник технического переводчика
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование … Экономический словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — (social opportunity cost) Сумма товаров, от производства которых приходится отказываться по той причине, что ресурсы использованы для изготовления какого либо другого товара. Когда произведены какие либо товары или услуги, то ресурсы,… … Экономический словарь
Общественные блага — работы, услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими. Поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте. Примерами общественных благ являются свет маяка,… … Официальная терминология
УСЛУГИ — англ. service; нем. Dienst. Полезная целесообразная деятельность, выражение соц. экон. отношений в форме непроизводительного труда. У. делятся по характеру потребления на индивидуальные (напр., труд врача, учителя, портного) и общественные (труд… … Энциклопедия социологии
Общественные продукты — COLLECTIVE PRODUCTS Товары или услуги, которые предоставляются сразу всем членам общества, т.к. их количество, приходящееся на каждого в отдельности, установить невозможно. К общественным благам относятся товары и услуги, предоставляемые… … Словарь-справочник по экономике
Общественные взгляды на интеллектуальную собственность — Значок «Копирование не Кража!» Персонаж на картинке похож на Микки Ма … Википедия
Общественные фонды потребления — часть национального дохода социалистического общества, используемая для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и распределяемая в основном сверх доходов по труду. Посредством О. ф. п. социалистическое государство… … Научный коммунизм: Словарь
Общественные продукты/ блага — SOCIAL PRODUCTS/MERIT GOODS/PUBLIC GOODS Товары и услуги, которые предоставляются государством для всего или большей части населения (образование, здравоохранение, национальная оборона и т.д.). В отличие от товаров индивидуального потребления для … Словарь-справочник по экономике
law_ru_ch.academic.ru
Социальные идеи. Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше
Социальные идеи
Каждый социальный проект начинается с идеи по улучшению общества. Словарь Вебстера определяет идею как «неопределенную или неоформленную концепцию». Важно понимать, что идеи – всего лишь «отправная точка» предпринимательства. У них нет финишной черты, и это не позволяет выстроить вокруг них полноценное предприятие. Тиммонс и Спинелли утверждают, что идеи «инертны» и сами по себе не имеют никакой серьезной ценности. Возможно, они немного преувеличили, но очевидно, что идеи – это лишь «сырье» предпринимательского процесса, из которого создаются возможности и проекты. Но в этом качестве они важны и заслуживают более глубокого рассмотрения.
Предпринимателей часто превозносят за способность генерировать новые идеи, удовлетворяющие нужды потребителей. Один из авторов этой книги был знаком с предпринимателем с юга США, который ежемесячно выдавал по 100 новых идей для бизнеса. Известно, что Анита Роддик, основательница бренда The Body Shop, придумывала что-то новое, гуляя по улицам. Но где и как зарождаются идеи, направленные на удовлетворение общественных потребностей, у всех остальных?
Ниже приведен список наиболее распространенных источников идей. Большинство из них подходит как бизнесменам, так и социальным предпринимателям:
• личный опыт в быту или на работе;
• любая деятельность, которой людям нравится заниматься в свободное время;
• интуиция или случайное открытие во время поисков чего-то другого;
• систематический или намеренный поиск идеи путем исследований;
• знания, полученные благодаря СМИ, личным и профессиональным связям и т. д.
Личный опыт – один из самых популярных источников. Будущий предприниматель сталкивается с проблемой или неудовлетворенной потребностью в собственной жизни и думает, что такая же проблема имеется у многих и ее надо решать. Пример социальной идеи, возникшей на основе личного опыта, – кейс Madecasse из главы 2. Предприниматели-основатели сформулировали идею по производству шоколада на Мадагаскаре на основе опыта работы в этой стране и профессиональных знаний в этой области.
Иногда социальные предприниматели черпают идеи из хобби. Одна из наших бывших студенток была заядлой скалолазкой. Этот спорт помогал ей ощутить единение с природой. В какой-то момент ее осенило, что многие молодые горожане никогда не испытывали этого и новые эмоции могли бы оказаться для них приятными. Она предложила создать компанию, предоставляющую оборудование, обучение и транспортные услуги малообеспеченным молодым людям, желавшим попрактиковаться в скалолазании.
В мире бизнеса известно немало историй о предпринимателях, идеи к которым приходят по счастливой случайности. Изобретатели коагулянта крови Quick Relief изначально хотели разработать новый метод очистки воды, но совершенно случайно создали продукт, который ныне широко используется для остановки кровотечений при спортивных травмах. А в области социального предпринимательства есть пример Кейт Дэвенпорт, ныне возглавляющей программу Green Business – Green Jobs в Eco-Ventures International (группа, помогающая «зеленым» предприятиям). Несколько лет назад она отправилась послушать выступление Нельсона Манделы. Попав на мероприятие, она заметила там довольно много литературы об экологической устойчивости. Тема захватила ее, причем настолько сильно, что она, вернувшись в Вашингтон, тут же открыла компанию по переработке мусора.
Некоторые предприниматели генерируют идеи сознательно – иными словами, они постоянно их ищут. Кто-то изучает списки неиспользуемых патентов. Другие погружаются в так называемые «ванны идей» – в ходе этих мероприятий эксперты в определенной области или отрасли собираются вместе, обсуждают развивающиеся тенденции и постепенно формулируют идеи, которые затем могут быть реализованы компаниями.
Потенциальные предприниматели могут имитировать «ванны идей», самостоятельно анализируя тенденции. Для этого подходит метод наблюдений за «морскими изменениями». Когда-то в распоряжении моряков не было сложных систем навигации. Они постоянно отслеживали изменения скорости направления ветра, цвета неба, силы волн и прочее. «Морские изменения» позволяли мореходам прокладывать курс и удерживать его даже во время сильного шторма. Это отличная метафора размышлений о тенденциях и их анализе.
Внимательно отслеживая изменения в своей среде, предприниматели увидят закономерности, помогающие предсказать возникновение новых проблем или потребностей. И когда откроется «окно возможности» для удовлетворения потребности, они будут готовы и распорядятся имеющимся временем наиболее эффективно. Но на что нужно смотреть?
Специалисты в области стратегического планирования называют четыре основные области, на которые стоит обращать внимание. Они дали им общую аббревиатуру PEST. «P» описывает область политики – изменения режима, идеологии, смену лидера и т. д. «E» – область экономики, включающую в себя изменения в структуре, финансовой и торговой политике и т. д. Буква «S» означает «социальное», то есть демографические и культурные сдвиги. «T» – набор изменений, возникающих вследствие развития и реализации новых технологий. Анализируя каждую из этих областей, предприниматель ищет изменения в восприятии, процессе, структуре или объеме известного знания.
Источником идей могут выступать СМИ, сообщающие о социальных проблемах в разных регионах мира, а также профессиональные и социальные сети. Средства массовой коммуникации сделали мир меньше и помогли превратить проблему одной части мира в проблему, касающуюся всех жителей планеты. Житель Соединенных Штатов, услышав о нарушении прав человека где-то в Африке, может стать социальным предпринимателем, создающим проект для решения этой проблемы в месте ее возникновения.
Лонгнекер[29] предлагает еще одну точку зрения на процесс создания предпринимательских идей. Исследователи разбивают идеи на три категории. Идеи типа A – выявление нового рынка для существующего продукта или услуги. Идеи типа E связаны с созданием совершенного нового продукта или услуги, зачастую путем технологического прорыва. Идеи, предполагающие создание новых процессов производства или доставки до потребителей уже существующих продуктов или услуг, относятся к типу C. Такая концептуальная модель для размышлений о создании идеи предприятия основана на использовании инноваций, о чем мы поговорим прямо сейчас.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Социальное предпринимательство - это что такое? Примеры
Социальное предпринимательство – это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Доходы не распределяются между участниками хозяйствующих обществ, а вкладываются в такие сферы, как снижение безработицы, усиление защиты прав граждан, окружающей среды. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет социально-ориентированное предпринимательство.
Общие сведения
Социальное предпринимательство – это сфера, в которой деятельность осуществляется независимо от внешнего финансирования. Вся работа ведется на основе проверенных бизнес-схем. В связи с чем нельзя говорить, что социальное предпринимательство – это такая форма самодеятельности. В этой сфере применяются не только проверенные временем, но и новые, научно обоснованные подходы к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем.
Миссия
Субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные организации могут работать в самых разных сферах. Они реализуют общественно-направленные программы в рамках основной деятельности. Это может быть здравоохранение, сельское хозяйство, обслуживание, образование и так далее. В настоящее время точного определения социального предпринимательства нет, поскольку оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: "Зарабатывать, оказывая помощь другим". Социальное предпринимательство – это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом следует подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу "дать не рыбу, а удочку".
Историческая справка
Как зародилось социально-ориентированное предпринимательство? В России еще в 19 столетии существовали так называемые дома трудолюбия. Их можно назвать примером отечественной комплексной рабочей помощи. Эти дома были основаны отцом Иоанном Сергиевым в Кронштадте. Его основной идеей стала мысль о том, что зачастую обычная благотворительность, милостыня развращает человека, лишая его стимула к труду. "Дома" представляли собой центры, в которых работа велась по трем направлениям сразу. Здесь занимались благотворительностью, учебно-воспитательной деятельностью и трудоустройством. В середине 19 в. в Великобритании возникли кооперативы. Они являлись источником финансирования общественных нужд населения.
Развитие социального предпринимательства
Стоит отметить, что рассматриваемое явление было замечено за рубежом намного раньше, чем в России. Существует несколько исследований, которые иллюстрируют разнообразие содержания и форм организации социального предпринимательства. Само понятие впервые было введено в 60-х гг. 20-го столетия в Великобритании. Тогда получили распространение тенденции общественной свободы. На этой волне вопросы общественного значения широко освещались англоязычными изданиями. Более устойчивое употребление понятия социального предпринимательства относится к 70-80-м годам. Этому способствовали несколько выдающихся личностей. Так, Грегори Диз указывал в одной из своих статей, что причина возникновения малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций заключается в неэффективности работы отдельных общественных институтов. Здесь стоит отметить, что в передовых странах с довольно прогрессивными структурами рассматриваемая форма бизнеса более распространена. В этой связи для появления социального предпринимательства бывает достаточно появления субъективной оценки действующих институтов как неэффективных у отдельного члена общества.
Специфика
Очевидно, что проблемы социальной значимости присутствуют в любом обществе. Они обуславливаются невозможностью обеспечить удовлетворение нужд всех его членов. Субъект социального предпринимательства более требователен к соотношению между общественной справедливостью и эффективностью хозяйственной деятельности. В результате он решает вести самостоятельную борьбу с проблемой, являющейся для него определенным раздражителем. Это вовсе не означает, что существующие в стране общественные институты работают неэффективно. Напротив, они могут вполне соответствовать сложившимся условиям, отражать достигнутый политический компромисс. Сам субъект социального предпринимательства поднимает планку ответственности на более высокий уровень. Соответственно, он становится в определенной степени локомотивом эволюции понимания справедливости.
Особенности терминологии
Следует упомянуть, что некоторые люди имеют склонность излишне широко понимать суть социального предпринимательства и относить к нему любые некоммерческие предприятия. В своей работе Диз отмечает ряд важных обстоятельств. В первую очередь автор обращает внимание на то, что понятия "бизнес" и "предпринимательство" не тождественны. Диз описывает эволюцию последнего термина от Ж-Б. Сэя и Шумпетера. Они первыми указали на инновационный характер предпринимательства. Кроме этого, Диз упоминает П. Друкера и Г. Стивенсона. Они обратили внимание на тот факт, что истинным предпринимателем является субъект, обладающий складом ума, нацеленным на поиск возможностей. В такой интерпретации спектр возможных вариантов самовыражения не ограничивается открытием своего дела. Это обстоятельство позволяет использовать концепцию в решении общественно значимых задач. Диз предлагает рассматривать социального предпринимателя в качестве субъекта, имеющего особую миссию. При этом она должна быть основной и явной. Прибыль субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации воспринимают не как цель, а как средство для достижения нужного эффекта.
Признаки
Критерии, по которым определяются социально-ориентированные субъекты малого предпринимательства, выдвинуты Дизом с оговоркой на то, что их совокупность в определенной степени идеализирована и сложно достижима. Автор допускает частичное соответствие признакам. Такая "неполнота" не должна означать безусловного непризнания субъекта социальным предпринимателем. Диз предложил формулировку, в соответствии с которой предприятия выступают в качестве агентов перемен благодаря тому, что:
- Определяют собственную миссию так, чтобы она позволяла обеспечивать достижение и стабильное поддержание общественного эффекта.
- В состоянии распознавать и непрерывно использовать новые возможности для решения проблем.
- Включены в постоянный процесс адаптации, обучения, создания инноваций.
- Действуют решительно, не учитывая фактор ограниченности ресурсов, которыми располагают на настоящий момент.
- Проявляют большую ответственность за свою целевую аудиторию и достигнутые результаты.
Диз, как и прочие его коллеги, акцентирует внимание на необходимости наличия инновационного характера деятельности социального предпринимателя. При этом нужно понимать, что нововведения не всегда будут носить исключительно хозяйственный характер.
Государственная поддержка
В настоящее время на необходимость расширять социально-экономическое предпринимательство указывают многие чиновники. Это вполне объяснимо. Ведь эта сфера деятельности направлена на решение конкретных и наиболее актуальных общественных проблем. По инициативе Минэкономразвития началось формирование региональных центров инноваций. Целью этих институтов выступает привлечение предприятий к общественной работе, помощь в создании своего дела, реализации программ. Создаются различные образовательные проекты, в числе которых и адаптированные для людей с ограниченными возможностями, организуются круглые столы, конференции. Департамент промышленной политики, науки и предпринимательства Москвы выразил готовность поддержать приоритетные проекты.
Усиление заинтересованности
Социальный предприниматель готов работать на грани убытка и прибыли, действовать настолько долго, насколько ему позволяет желание разрешить проблему. Предприятие, функционирующее в обычном режиме, в случае возникновения потерь просто закрывается. Социальный предприниматель, в отличие от него, будет бороться до конца. Как показывает мировой опыт, подходы к ведению бизнеса со временем изменяются. Все больше экономических субъектов понимает, что нужно не только извлекать прибыль, но и решать социальные проблемы. В последнее время существенно увеличилось количество инвесторов, финансирующих компании, реализующие общественно-значимые проекты. Для этого создаются специальные инфраструктурные системы. Сегодня существуют агентства, биржи, которые формируют рейтинги и проводят отбор предприятий, осуществляющих социальное предпринимательство. Закон, регулирующий эту деятельность в России, на настоящее время отсутствует. Однако на министерском уровне утверждаются нормативные акты, регламентирующие те или иные направления работы таких компаний. Кроме этого, правовые документы принимаются и на региональном уровне.
Уильям Дрейтон
Этот человек является создателем некоммерческой организации "Ашока". Дрейтон пришел в бизнес США с революционной этикой и идеологией. Он активно продвигал концепции по охране природы, которые не были популярными в период правления Рейгана. В настоящее время "Ашока" работает более чем в 60 странах мира, поддерживает более 1800 стипендиатов в сфере предпринимательства, социального управления. На момент основания (в 1980 г.) стартовый капитал предприятия был 50 тыс. долл. США. В 2006 году сумма увеличилась до 30 млн долл. "Ашока" оказывает консалтинговую и финансовую поддержку социальным предпринимателям, создает тематические сообщества, содействует формированию необходимой инфраструктуры для распространения инновационных продуктов.
Майкл Янг
Этот человек не только создавал социальные предприятия по всему миру. Майкл Янг всерьез занялся образовательными программами. Благодаря ему возникли Колледж предпринимательства (социального), Университет 3-го тысячелетия, Институт по изучению сообществ и многие другие учреждения. Один из профессоров Гарварда назвал Янга самым успешным бизнесменом в сфере общественных инициатив. Благодаря его деятельности реализовалось множество идей по защите потребителей. Янг выступал и писал книги. Основной мыслью его трудов была идея оценивать людей не только по образованности, заслугам, умственным способностям, роду деятельности, но и по уровню их честности, способности сочувствовать, проявлять доброту и щедрость.
Современные реалии
В настоящее время коммерческие компании активнее участвуют в социальных реформах. При этом общим у всех предприятий является стремление внедрять инновационные подходы в бизнесе. Отмечается возрастающий интерес к социальному предпринимательству со стороны академического сообщества. В Гарвардской бизнес-школе в 1989 г. был открыт специальный курс. Обучение шло непосредственно по программе социального предпринимательства. С того времени ведущие школы бизнеса Америки стали включать дополнительные курсы в свои учебные планы. В 2004 г. около четверти выпускников Стенфорда имели диплом специалистов социального предпринимательства. В начале 21 века было открыто несколько крупных компаний. Среди них:
- Банк "Гремин" (Бангладеш). Его основателем является Мухаммад Юнус. В 2006 г. он получил Нобелевскую премию мира. Банк оказывает финансовые услуги гражданам, входящим в категорию малоимущих. Компания помогает не только преодолеть бедность, но и основать свой бизнес.
- Египетский холдинг "Секем". Это многопрофильная компания, начавшая свою деятельность со снижения применения на хлопковых полях пестицидов. Со временем на базе предприятия были открыты медицинский центр, школы, университет, центр образования для взрослых.
- Офтальмологическая больница "Аравинд" (Индия). Клиника предоставляет профильные услуги бедным гражданам.
- Британский фонд UnLtd. Он был основан семью некоммерческими организациями. Фонд предоставляет гражданам гранты и оказывает практическую поддержку в виде разнообразных тренингов.
Российские компании
В РФ наиболее существенным можно назвать вклад фонда "Наше будущее". Его основал совладелец и президент компании "ЛУКойл" В. Алекперов. Фонд оказывает информационную, финансовую и консультационную помощь социальным предпринимателям, организовывает конкурсы проектов, осуществляет анализ эффективности поддерживаемых предприятий по конкретным показателям. Кроме "Нашего будущего", стоит отметить "Школу фермеров" в Пермском крае, мастерскую "Веселый войлок", действующую при Женском обществе в Рыбинске, салон бытового обслуживания "Березень" в Туле, ООО "Доспехи" в Москве, научно-социальный центр в Екатеринбурге "Эльфо", общественное объединение "Забота" в Нижнем Новгороде, фонд "Надежда" в Санкт-Петербурге. В 2010 г. в нормативные акты Минэкономразвития было официально включено понятие "социальное предпринимательство". За счет этого к данному общественному явлению начали проявлять больше внимания региональные власти. Активнее стали развиваться образовательные учреждения. Среди них, например, можно выделить новосибирскую школу "Территория развития".
Заключение
Социальная проблема, на решение которой направлены действия предпринимателя, является отправной точкой его бизнеса. Если не будет актуального вопроса, требующего вмешательства, то и не будет специальной работы. Будет существовать обычное предприятие с традиционными целями. Социальное предпринимательство представляет собой баланс общественных задач и бизнес-составляющей. Здесь деньги являются не целью, а средством, позволяющим не только решать проблемы, но и оставаться независимым от постоянных инвестиций со стороны. С точки зрения мировой истории социальное предпринимательство считается явлением довольно молодым. За рубежом оно существует чуть более 30 лет, а в России – около 10. Тем не менее, несмотря на это, социальные предприятия сегодня стоят в одном ряду с благотворительностью, некоммерческими инициативами, корпоративной ответственностью. На правительственном уровне прорабатываются проекты нормативных актов, в которых был бы четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих общественные проблемы, с гражданами и госструктурами. Сегодня социальное предпринимательство основывается на общих правилах хозяйствования. При этом компании постоянно внедряют инновационные методы работы. Несомненно, этот сектор должен расширяться.
fb.ru
123
123. Общественные товары и услуги
Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества - совместное потребление и неисключаемость из потребления, - считаются чистыми общественными товарами и услугами.
Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:
признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1]
признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим[2]
признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы
Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами:
маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет.
обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.
Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.
Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций
Построение гражданского общества подразумевает переосмысление статуса, положения и относительного влияния всех уровней власти. Поэтому не удивительно, что одним из характерных моментов эволюции финансовой системы в России явилось изменение соотношения функций и расходных полномочий в бюджетах центрального правительства, правительств территорий, а также местных органов власти. Речь идет не просто о перераспределении финансовых потоков внутри системы государственных финансов, а о пересмотре места и роли двух основных уровней вовлеченности государства в экономику и социальную сферу - централизованного и децентрализованного, локального. В результате происходящих изменений часть бремени ответственности за размеры и формы предоставляемых выплат и услуг почти повсеместно переносится от общегосударственного на местный уровень. Финансовая практика, и в этом особенность ситуации, значительно опередила отечественные теоретические исследования по данному вопросу. Приходится констатировать, что теоретический анализ назначения расходов местных органов власти оказался малоразвит. Может, поэтому процесс делегирования полномочий приобрел отчасти стихийный характер. Исходя из сказанного, на наш взгляд, целесообразно критически переоценить имеющийся теоретический фундамент, на который опирается финансовая политика государства, с целью поиска новых подходов.
В качестве теоретической основы анализа расходных полномочий местных органов власти, по нашему мнению, как никакая другая подходит концепция “общественного товара”. В соответствии с этой концепцией “главной задачей” всех уровней власти является обеспечение населения “общественными товарами и услугами” (речь идет о таких понятиях, как национальная оборона, судебная система, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, информация и др.), без которых не мыслима жизнь общества и которые, в силу их специфики, не могут быть предоставлены рынком.
Общественный товар определяется как товар или услуга, которые обладают следующим свойством: если их потребляет любое лицо из группы, то их могут потреблять в том же количестве и качестве и все остальные участники группы. Первое и наиболее очевидное условие потребления общественного товара в том, что если любая данная единица товара произведена, она может в равной степени использоваться всеми. Это условие известно как несоперничество при потреблении. Несоперничество подразумевает, что использование товара одним человеком не препятствует использованию этого же товара другими людьми, причем в неизменном количестве и качестве. Поставка одному индивиду и поставка этого же товара другим в данный, конкретный момент, приводит к одному результату, а именно - к совместному равному потреблению. В качестве альтернативы мы могли бы описать это свойство как специальный тип неделимости товара. Применительно к общественным товарам можно утверждать, что они не делимы на единицы для индивидуального потребления и их не возможно распродать отдельным пользователям.
На первый взгляд, имеется немало товаров, у которых можно обнаружить наличие такого свойства. В качестве примера можно привести радио- или телевещание. Впрочем, в реальной жизни для большинства общественных товаров численность потребителей, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат. Такие товары принято называть убывающими общественными товарами, их не хватает на всех потребителей. До определенного уровня снабжения убывающий общественный товар обладает свойством несоперничества - полезность этого товара у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. За пределами же этого уровня он теряет это свойство. Муниципальная автодорога находится в совместном пользовании, однако соперничество здесь налицо: рост числа пользователей вызывает издержки и создает неудобства.
В случае избытка потребителей подобные товары и услуги подвержены деградации или эрозии качества, если только их предоставление не претерпит изменений в соответствии с новыми требованиями. Количество убывающего общественного товара, доступного для потребления, обычно поддается увеличению, например, перегруженную дорогу можно расширить. Однако избежать затрат можно с помощью установления платы за предоставление убывающих общественных товаров. Через оплату регулируют предложение и спрос на эти товары и услуги, обеспечивают их рациональное использование и высокое качество. Следовательно, плата за пользование убывающим общественным товаром необходима для нормирования числа потребителей после достижения точки перегрузки. Если количество потребителей ожидается менее критического уровня, для обеспечения эффективности цена должна быть равна нулю.
Несоперничество, таким образом, остается существенной характеристикой общественного товара, хотя теперь должна быть понята в менее чрезвычайном смысле - если данная единица товара произведена, то число пользователей, извлекающих равную выгоду, может увеличиваться только до определенного уровня. Охрана общественного порядка, противопожарная служба, спортивные сооружения - примеры услуг, обладающих этим свойством.
Вторым важным условием потребления общественного товара является неосуществимость исключения такого товара из потребления потенциальных его пользователей. Как только будет выпущена “порция” такого товара, нет возможности воспрепятствовать получению выгод теми, кто не заплатил за нее, поскольку невозможно ограничить потребление общественного товара определенным кругом лиц. Исключаемость практически невозможна при отсутствии средств для деления товара на единицы для индивидуального потребления или для контроля над доступом к нему потенциального потребителя. В качестве примера можно привести программы борьбы с насекомыми.
Однако для большинства общественных товаров такое исключение из потребления физически возможно. Так, парки и дороги вполне можно сделать недоступными для некоторых граждан, но если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить и сделать парковые услуги объектом потребления и пользования только платежеспособными группами населения. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть затрат по ограничению доступа к нему. Следовательно, достижение исключаемости общественного товара в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразным. Подобные общественные товары называются исключаемыми, т.е. доступ к ним может быть физически ограничен.
Таким образом, разным общественным товарам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, принято называть чистыми общественными товарами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, смешанными общественными товарами. Для смешанных общественных благ как неисключаемость, так и совместность потребления являются скорее сравнительными, а не абсолютными характеристиками.
Теория общественных расходов, основанная на этом менее ограничительном и, следовательно, более реалистичном подходе, приобретает большую практическую значимость. Целое множество действий местных властей может быть обоснованным, поскольку удовлетворяет этим менее жестким требованиям.
Общественные товары как блага, обладающие несоперничеством при потреблении и неисключаемостью, создают определенные проблемы для организации человеческого взаимодействия по их производству.
Поставка общественного товара на свободном рынке никогда не приносит прибыли, поскольку он доступен и без непосредственной продажи.
В случае, если товар продается, покупатель делает его доступным не только для своего личного пользования, но также и для использования любым другим человеком. Подобные обстоятельства приводят к тому, что рационально поступающая фирма станет производить только те товары, на которые имеется определенный покупатель, а покупатели не станут платить за товар, который может быть им предоставлен бесплатно. Следствием станет неудовлетворительный уровень обеспечения общественными товарами и, соответственно, совокупное общественное благо будет неумолимо ухудшаться.
Подобный вид услуг не вписывается в рыночной механизм, его обеспечение возможно, только если все будут обязаны вносить определенный вклад. Таким образом, для предоставления общественных товаров необходима поддержка организаций, наделенных правом налагать санкции и использовать методы принуждения. Это обуславливает объективный характер появления и деятельности особого коллективного органа, ответственного за обеспечение общественными товарами населения страны в целом либо данной, конкретной местности, и наделенного соответствующими фискальными полномочиями.
В свете сказанного логичным представляется следующая позиция местных органов власти: во-первых, установить перечень общественных товаров, обеспечение которых в компетенции конкретного муниципалитета; во-вторых, выявить спрос населения на данный общественный товар. И наконец, определить: в состоянии ли муниципалитет обеспечить население этим общественным товаром.
Ошибочно полагать, что любой общественный товар, предоставляемый муниципалитетом, доступен любому гражданину в границах юрисдикции данного органа власти и недоступен для других за пределами данной юрисдикции. В действительности некоторые общественные товары доступны одновременно целой нации; потребителями других выступают жители определенного региона либо нескольких регионов; наконец, иные предоставляются населению отдельного населенного пункта. Этот аспект теории общественных товаров включает то, что можно называть сферой действия или масштабом общественного товара.
Выделить границы действия общественного товара можно с помощью модификации его свойств, т.е. распространения принципа неисключаемости и несоперничества товара (не на каждого индивидуального потребителя - как в случае с чистым общественным товаром, а только на жителей определенной ограниченной территории).
Общественные товары, которые предназначены для сравнительно небольших групп, например, для населения определенного административного округа, характеризуются сравнительно узкими границами несоперничества, а неисключаемость не распространяется на тех, кто в группу не входит. В этих товарах больше свойств частного и меньше характерных свойств чистого общественного товара. Такие товары можно определить как общественные товары локального пользования.
Общественные товары локального пользования в масштабах небольшого жилого района или иного локального сообщества можно “расфасовать” - выразить в определенных количественных показателях и заключить в соответсвующие границы, с тем чтобы исключить посторонних, внешних по отношению к данным границам лиц, из пользования этими товарами.
Получается, что каждому общественному товару соответствует своя “общность”. Это обстоятельство предполагает разграничение ответственности за предоставление указанных товаров в соответствии с “зоной пользования”.
Так, блага, являющиеся “общественными” для всех граждан, к примеру национальная оборона, являются сферой деятельности центрального правительства, а услуги, “общественность” которых распространяется только на несколько населенных пунктов, например, строительство междугородных шоссе, должны обеспечиваться областными или районными властями. Услуги, которыми пользуются в основном жители местной общины, например, освещение и уборка улиц, парковка машин, местные парки, спортивные площадки, должны находиться в ведении местных властей.
Наибольшей эффективности в предоставлении общественных товаров можно добиться, если та или иная расходная функция делегирована на наиболее низший из тех уровней власти, которые могут ее выполнить надлежащим образом. В этом истинный смысл демократии. Чем меньше коллективный орган, тем меньше избирателей за него голосуют. Чем меньше избирателей, тем большей властью обладает каждый из них. Тогда местное население получит общественные услуги только в соответствии со своими предпочтениями.
В то же время избиратели должны осознавать связь между стоимостью, качеством и количеством получаемых услуг. Поэтому услуги, предоставляемые на местном уровне, должны финансироваться также на местном уровне, чтобы тесно увязать общественные затраты и их результаты: когда “платит тот, кто пользуется”, повышается и эффективность реализации услуг, и ответственность за принятие решений.
Способность местной власти выполнять возложенные на нее функции во многом определяется достаточной величиной ресурсов, находящихся в ее распоряжении. На практике мы часто сталкиваемся с фактом, что для небольших муниципалитетов многие виды местных услуг просто непосильны или невозможны. Отсутствие возможностей у муниципалитетов, в конце концов, вынуждает местных жителей обращаться за решением своих проблем к вышестоящему уровню власти. Это приводит к дискредитации самой идеи самоуправления.
По нашему мнению, наилучший способ эффективно обеспечить население общественными товарами - создать комбинацию разных систем управления, при которой часть услуг будет предоставляться органами власти общего назначения как на местах, так и в центре, а часть - органами власти специального назначения. Таковыми могут быть территориально-административные единицы, обеспечивающие услуги определенного вида. К примеру, в США, распространенным видом регионов специального назначения являются школьные округа. В границы специальных регионов входят один или несколько районов, находящихся в юрисдикции органов власти общего назначения, однако если происходит такое совпадение юрисдикции, у каждой из властей имеются свои собственные, отдельно определенные, полномочия по обеспечению общественными товарами и услугами.
Итак, с позиции концепции “общественного товара” местное самоуправление можно рассматривать как осознание обществом определенных коллективных потребностей и организацию системы их удовлетворения. Местному самоуправлению и вместе с ним идее местной власти как самоопределяющейся и самоорганизующейся целостности, сформированной для удовлетворения потребности в общественных товарах и услугах, предстоит долгий и трудный путь развития, где будут взлеты и падения. Но только осознав задачи местных органов власти, можно четче осуществлять практические шаги в развитии местных финансов.
studfiles.net
27. Возможности маркетинга в некоммерческой сфере. Продвижение идей и формирование общественного мнения.
Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров, и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи.
Услуги ¾ это действия или выгоды, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Услуги неосязаемы, неотделимы от своего источника, непостоянны по качеству и несохраняемы. Услуги можно классифицировать по признаку того, являются ли их источником люди или машины, обязательно ли присутствие клиента в момент их оказания, приобретает ли их клиент для удовлетворения личных или деловых нужд и является ли поставщик услуг коммерческой или некоммерческой организацией частного или общественного сектора. Фирмы услуг, как правило, отстают от фирм-производителей в восприятии и использовании концепции маркетинга. Однако рост издержек и обострение конкуренции вынуждают фирмы услуг изыскивать пути повышения производительности своей деятельности. Маркетинг вносит свой вклад, требуя более системного подхода к планированию замысла услуг, установлению цен, организации системы распределения и стимулирования.
Объектом маркетинга могут быть и организации. Маркетинг организаций ¾ это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям. Он требует оценки существующего образа организации и разработки плана маркетинга по улучшению этого образа.
Маркетинг отдельных лиц ¾ это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам. Двумя наиболее распространенными формами маркетинга отдельных лиц являются маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
Маркетинг мест ¾ это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест. Четырьмя наиболее часто встречающимися типами маркетинга мест являются маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность и маркетинг мест отдыха.
Маркетинг идей ¾ это деятельность по предложению на рынке идей. Если речь идет об идеях общественного характера, такой маркетинг называют общественным, и заключается он в разработке, претворении в жизнь и контроле за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественной идеи, движения или практики. Общественный маркетинг идет дальше рекламы с обращениями к общественности, поскольку он координирует усилия рекламы и всех остальных составляющих комплекса маркетинга. Деятель общественного маркетинга формулирует цели общественных перемен, анализирует отношения потребителей и факторы конкурентного противодействия, разрабатывает и опробует варианты замысла, формирует соответствующие каналы распространения коммуникации и, наконец, постоянно контролирует достигнутые результаты. Общественный маркетинг нашел применение в таких сферах, как планирование семьи, защита окружающей среды, борьба с курением и прочие проблемы общественной жизни.
studfiles.net