Государственное финансирование малого бизнеса (стр. 2 из 10). Финансирование малого бизнеса государством
Формы финансирования малого предпринимательства | Научно-исследовательский журнал
Белолипецкая Дарья Николаевна, Чеховская Ирина Александровна Волгоградский государственный технический университет Belolipetskii Darya, Chekhova Irina Volgograd State Technical University
Аннотация: Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования. Сферы малого предпринимательства нуждаются в активном финансировании и государственной поддержке.Abstract: Small business activities are focused mainly on the local market, on the solution of regional problems. They become the basis for the formation of a rational structure of the local economy and its financing. Small businesses need the funding and government support.
Ключевые слова: Малое предпринимательство, финансирование, внешнее, внутреннее, собственный капитал, заемный капитал, инвестиции, резерв, взнос, фонд, акции, акционерное обществоВ отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях. В связи с этим, предприятия малого бизнеса испытывают более высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования.
На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень различных способ привлечения финансовых ресурсов или форм финансирования. Традиционно финансовые ресурсы подразделяют на три основных вида:
Собственные средства (уставный капитал, накопленная чистая прибыль)
Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы)
Инвестиции (частные вложения, доли в уставном капитале, субсидии)
Обратимся к анализу основных форм финансирования, которые доступны предприятиям малого бизнеса. По конечному виду получения источников средств можно подразделить их на основные (прямые) и производные (косвенные). К прямым формам финансирования относятся договора, в результате заключения которых малое предприятие получает непосредственно денежные средства как источник обеспечения деятельности. К таким формам относятся:
банковские кредиты
государственные субсидии
накопленная чистая прибыль предприятия.
Под производными формами финансирования следует понимать формы обеспечения деятельности предприятия, получаемые не в виде непосредственно денежных средств, а в виде какого-либо актива или действия, оказывающего влияние на рост выручки предприятия.
К данным формам будем относить:
лизинг
факторинг
интеграция
кооперация.
Следует отметить, что перечисленные выше косвенные формы финансирования начали применяться в российской практике относительно недавно, таким образом, они составляют основу современных инструментов финансового менеджмента для малых предприятий.
В современной литературе такие явления как интеграция и кооперация напрямую не относят к формам финансирования. Хотя процесс реализации этих мероприятий оказывает влияние как на рост активов предприятия, так и на рост выручки от реализации продукции. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать интеграцию и кооперацию малых предприятий как формы финансирования.
Основные формы финансирования предприятия можно разделить по функциональной направленности, а также по конечному объекту обеспечения.
Таблица 1.
Основные формы финансирования малых предприятий.
Классификация форм финансирования | Формы финансирования | Объект обеспечения форм финансирования | |
Прямые | Банковский кредит | Основные средства, оборотные средства
| |
Государственные субсидии | |||
Накопленная чистая прибыль | |||
Косвенные | Лизинг | Основные средства | |
Факторинг | Оборотные средства | ||
Кооперация | Выручка | ||
Интеграция | Выручка, основные средства, оборотные средства |
Источник: по материалам [4]
На малых предприятиях в силу специфики их функционирования и наиболее распространенной отраслевой принадлежности к торговле могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность [6, с.15].
Основными источниками заемных средств являются коммерческие банки. Малый бизнес по ряду причин является привлекательной сферой деятельности кредитных организаций. С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий [2].
Однако, в то же время существует ряд серьезных проблем с получением кредита предприятием малого бизнеса. К примеру, большинство банковских программ кредитования малого бизнеса предполагает предоставление обеспечения по кредиту в виде залога или поручительства. Причем залоговым обеспечением должны выступать среднеликвидные активы (автотранспорт, недвижимость). Далеко не все предприятия малого бизнеса имеют данные активы в собственности. Однако, здесь на помощь малым предприятиям приходит такая форма финансирования как микрокредитование. Особенности функционирования микрофинансовых организаций заключаются:
в сокращении операционных затрат по оказываемым услугам;
в уменьшении времени обслуживания клиентов;
в использовании гибких требований по обеспечению кредита;
в увеличении суммы выдаваемого кредита на основании предоставляемого заемщиком баланса и наличия обеспечения, а также с течением времени при наличии положительной кредитной истории [3].
Кроме этого надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под более высокие проценты. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятия малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов [4, с.120-121].
Говоря об инвестициях в малый бизнес, следует отметить, что основным инвестором малого предприятия чаще всего выступает государство. Частные инвестиции более распространены в крупном бизнесе, т.к. инвестор планирует получать дивиденды от своих вложений, а в масштабах малого бизнеса их размер будет не так велик, да и сами инвестиции чаще всего носят венчурный характер. Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов [1, с.15-16]. Кроме этого к мерам государственной поддержки малого бизнеса относится субсидирование. В данном случае государство вкладывает средства в малые предприятия условно на безвозмездной основе. Свои «дивиденды» государство со временем получает в виде налоговых платежей.
Лизинг, или финансовая аренда, является наиболее удобной формой финансирования для производственных предприятий. Поскольку торговые предприятия не нуждаются в дорогостоящем оборудовании, для них лизинг представляет меньший интерес. У производственных предприятий набор возможных предметов лизинга гораздо шире. Это может быть и автотранспорт, и производственное оборудование, и спецтехника. Взяв оборудование в лизинг, фактические активы предприятия сразу увеличиваются, при этом отсутствует необходимость единовременных капитальных вложений [5].
Другим источником финансирования малых предприятий является факторинг. Факторинг – это финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов [6]. Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей, чем средний и крупный бизнес, следовательно, масштабы производства промышленных малых предприятий существенно меньше. В современной литературе выделяют два основных типа функционирования малых промышленных предприятий:
малые предприятия, осуществляющие деятельность, ориентируясь на крупный холдинг, по принципу вертикальной интеграции;
малые предприятия, осуществляющие самостоятельную деятельность на рынке свободной конкуренции.
Для предприятий первого типа характерны специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов, более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке [8, с.7].
Предприятия второго типа, которые осуществляют самостоятельную деятельность на рынке, имеют большую независимость, гибкость и маневренность. Они не связаны определенными требованиями к выпускаемой продукции, вследствие чего могут быстро перепрофилироваться в соответствии с изменяющимися потребностями рынка. Первоначальной и далее основной задачей менеджмента всегда является привлечение финансовых ресурсов, поскольку за счет источников средств осуществляется формирование всей остальной ресурсной базы предприятия.
Для наиболее эффективной работы предприятия необходимо выбирать формы финансирования. При необходимости единовременного вложения существенной суммы средств наиболее оптимальной формой финансирования является банковский кредит. При отсутствии активов, а также при потребности во вложениях возможно привлечение средств в форме микрокредитования. При потребности вложения небольшой суммы средств, отсутствии срочности или наличии возможности временного изымания из оборота собственных средств предприятие может воспользоваться государственной субсидией. При необходимости обновления основных средств, предприятие может воспользоваться лизингом. Для увеличения оборотных средств наиболее простым решением будет использование факторинга. При наличии узкоспециализированного производства для оптимизации финансовой устойчивости целесообразно применение принципа кооперации, т.е. вливания малого промышленного предприятия в структуру крупной компании, а при работе на конкурентном рынке возможно объединение нескольких малых предприятий.
Библиографический список
1. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 240с. – (Высшее образование).2. Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса – М., Научная книга, 2010. – 84с. 3. Королев Д. А. Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России. // Общество: политика, экономика, право. – 2013 – №2. – с.54-58.4. Организация предпринимательской деятельности: Учеб.пособие для вузов /Пол ред. проф. В.Я. Горфинкеля, акад. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 525 с.5. Сокольских Е.В. Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. — 2011. — № 4 Вып. 1 (88). — c. 47-50. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9811/6. Ладанов А.А. Использование факторинга для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. — 2012. — № 4 (202). — c. 30-34.7. Особенности финансов организации малого бизнеса. Образовательно-информационный портал ATEXNIK.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atexnik.ru/neopredeleno/osobennosti_finansov_organizacii_malogo.php8. Киперман Г.Я. Полное товарищество: удобная форма интеграции //Право и экономика. 2015. №5. С.1.9. Серебряков Н.В. Совершенствование управления малыми предприятиями деревообрабатывающей промышленности // Российское предпринимательство. — 2014. — № 7 Вып. 1 (93). — c. 38-43. — http://www.creativeconomy.ru/articles/10083/edrj.ru
ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - Международный журнал
Яруллин, Р. Р. Финансирование малого бизнеса / Р. Р. Яруллин, Е. К. Морозова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 279-282.
ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Р.Р. Яруллин, д-р экон. наук, профессор
Е.К. Морозова, студент
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
(Россия, г. Уфа)
Аннотация. В статье раскрывается экономическая сущность малого бизнеса в Российской Федерации, рассматривается классификация источников финансирования малого и среднего предпринимательства, организационные формы финансирования организаций. Определяются основные проблемы в финансовых вопросах малого бизнеса и возможные пути их решения.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, источники финансирования бизнеса, уставной капитал, самофинансирование, венчурное финансирование, акционерное финансирование, заемное финансирование.
Роль малого предпринимательства в национальной экономике занимает значительное место, его развитие оказывает влияние на: экономический рост, насыщение рынка товарами необходимого качества, ускорение научно-технического прогресса (НТП), создание новых дополнительных рабочих мест.
В России под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность физических лиц – индивидуальных предпринимателей и деятельность коммерческих организаций – малых предприятий.
Юридической базой малого бизнеса в России является Гражданский кодекс Российской Федерации (I часть). Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируются отношения, которые возникают в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Данный закон содержит определение субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).
Государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в следующих формах: финансовой, имущественной, информационно-консультационной, а также в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников и др. (рис. 1).
|
Рис. 1. Организационная система поддержки государством малого и среднего бизнеса |
Приоритетными направлениями в МСП, которым необходимо оказывать поддержку, по мнению Правительства, считается переработка и производство сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса; область здравоохранения; оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг; область строительства; сфера инновационных технологий.
Для обеспечения полноценной работы и развития МСП в России в 2017 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды – гарантийные фонды, венчурные фонды, центры занятости, МФЦ (рис. 2).
|
Рис. 2. Центры и фонды по поддержке малого бизнеса |
Источники финансирования МСП делиться на 4 группы по: отношениям собственности, виду собственника, отношению к субъекту, временным характеристикам (рис. 3).
|
Рис. 3. Классификация источников финансирования |
Первоначальным источником финансирования любой организации является уставный (складочный) капитал (фонд), образованный из вкладов учредителей (собственников). Способы формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы организации.
Наиболее распространенные организационно-правовые формы для МСП – индивидуальный предприниматель, общества с ограниченной ответственностью, реже публичные акционерные общества. Выбор организационно-правовой формы зависит от масштабов МСП.
В соответствии с п. 6 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации при создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть [1]:
1. Денежные средства в рублях и иностранной валюте, валюта и валютные ценности оцениваются по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на момент взноса указанных ценностей.
2. Различные виды имущества (здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам).
3. Нематериальные активы – исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель; компьютерные программы, базы данных; товарный знак и знак обслуживания; деловая репутация и др.
4. Производственные запасы – стоимость внесенных в счет вкладов сырья, материалов и других материальных ценностей, относящихся к оборотным активам.
5. Иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку.
Однако для ведения и развития бизнеса часто недостаточно первоначального капитала, внесенного учредителями (собственниками). В этой связи возникает необходимость аккумулировать доступные источники денежных ресурсов для осуществления необходимых инвестиций, выполнения обязательств, обеспечения потребностей социального характера и финансирования прочих нужд [3].
Существенное влияние на возможности и способы мобилизации финансовых ресурсов оказывает правовая форма ведения бизнеса. В зависимости от последней организация может использовать те или иные организационные формы финансирования.
Организационные формы финансирования – это конкретный способ или инструмент мобилизации/привлечения денежных ресурсов (рис. 4).
|
Рис. 4. Источники финансирования предприятий |
Под самофинансированием в общем смысле понимают финансирование деятельности организации с использованием только собственных средств организации (амортизации и прибыли) [4].
Акционерное финансирование – это форма получения дополнительных инвестиционных ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг (акций), является альтернативой кредитному финансированию.
Заемное финансирование – это предоставление кредиторами денежных средств на условиях возвратности и платности.
Венчурное финансирование – это долгосрочное финансирование перспективных организаций, находящихся на ранних этапах своего становления, или действующих организаций для их расширения и модернизации.
Малый бизнес имеет отличительные особенности, и в связи с ними он постоянно нуждается во внимании и поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Многие проблемы в развитии МСП на сегодняшний день возникают из-за недостатков государственной экономической политики, несовершенной нормативно-правовой базы, чрезмерной фискальной нагрузки и недоступности банковского кредита.
Решением данных проблем будет являться:
– совершенствование условий в области налогообложения, путем введения налоговых каникул для начинающих предпринимателей;
– правового регулирования;
– кредитования, с помощью внедрения гарантийных схем и механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам;
– государственной финансовой поддержки малого бизнеса, которая, в свою очередь, должна быть направлена на улучшение факторов внешней и внутренней среды малого бизнеса.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
3. Пашковский М.Ю., Симоненко Н.Н. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и развитие производства // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. – 2014. – С. 78-81.
4. Мухина И.В. Проблемы финансирования и развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. №3. – С. 485-496.
FINANCING SMALL BUSINESS
R.R. Yarullin, doctor of economic sciences, professor
E.K. Morozova, student
Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation
(Russia, Ufa)
Abstract. The article reveals the economic essence of small business in the Russian Federation, considers the classification of sources of financing for small and medium-sized businesses, organizational forms of financing organizations. The main problems in financial issues of small business and possible ways of their solution are determined.
Keywords: small business, state support, sources of business financing, authorized capital, self-financing, venture financing, equity financing, debt financing.
intjournal.ru
Государственное финансирование малого бизнеса - часть 2
По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.
Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/13/.
Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:
- организационно-инфраструктурная;
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка/18/.
Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды,которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации/5/.
Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.
1.2 Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходном к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.
Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляют собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.
Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.
Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:
а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.
«Тем не менее, необходимо помнить, - говорит Л.В.Давыдова, - что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства».
Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности
Из таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
mirznanii.com
1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Государственное финансирование малого бизнеса
Похожие главы из других работ:
Государственная поддержка малого предпринимательства
1.1.3 Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства
Малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определенными стратегическими преимуществами...
Государственная поддержка малого предпринимательства
1.2.2 Реализация государственной поддержки малого предпринимательства на примере Москвы
Для содействия предпринимательству в Москве, начиная с 1993 г., - образован Департамент развития и поддержки малого предпринимательства...
Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности...
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
1. Теоретические основы государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса
...
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
2. Анализ государственной финансовой поддержки малого бизнеса на региональном уровне
...
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
3. Основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса
Главной задачей в настоящее время становится сохранение и развитие стабильно работающих производств, расширение их мощности и увеличение объемов выпускаемой продукции, а также создание дополнительных рабочих мест...
Законодательная основа предпринимательской деятельности
Вопрос 3: направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"...
Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы и методы государственной поддержки предпринимательства
В любой стране, при общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов...
Организация финансов на малом предприятиии ООО "Ольга"
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малый бизнес имеет весьма существенные особенности. Необходимо четко определить специфику функционирования малых предприятий, которая оказывает влияние на всю их деятельность. Как правило...
Роль государственного бюджета в расширении инвестиций в реальный сектор экономики
2.2 Оценка финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на примере бюджета города Москвы
Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России...
Финансовая деятельность малого предприятия
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
...
Финансы малого предпринимательства
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.
При написании данной курсовой работы были использованы методы и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы, метод наблюдения, метод экспертных оценок...
Финансы малого предпринимательства
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса...
Финансы малого предпринимательства РФ
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Деньги и кредит, 6/2009 Партнёрами РосБР являются 80 банков, которые в 2009 году получили 97% предусмотренных лимитами средств. Предприниматели...
Финансы некоммерческих организаций
3.1 Формы государственной поддержки
Повысить эффективность некоммерческого сектора также может увеличение доли финансирования его государством. В общем виде это могут быть: · оплата за оказание услуг...
fin.bobrodobro.ru