Что такое кейс: как организовано обучение в бизнес-школах. Бизнес кейсы
Бизнес-кейсы, примеры решения бизнес-кейсов, решение бизнес-кейсов, консалтинг для руководителей
Пример решения бизнес-кейса № 1: Каких клиентов выбрать или битва «физиков» и «юриков»Пример решения бизнес-кейса № 2: Предательство сотрудников или внимание руководителяПример решения бизнес-кейса № 3: Идея бизнеса с нуля для наемного руководителя отдела продажПример решения бизнес-кейса № 4: Управление эмоциями: что вызывает и как справиться с негативными эмоциямиПример решения бизнес-кейса № 5: Как перейти с уровня специалиста на уровень хорошего управленца?Пример решения бизнес-кейса № 6: Главные задачи руководителяПример решения бизнес-кейса № 7: Как повысить личную эффективность руководителяПример решения бизнес-кейса № 8: Мотивация персонала - как мотивировать сотрудников
Примеры решения бизнес-кейсов...
Бизнес-кейсы подразумевают два варианта решения:
1. Я предлагаю вам рассмотреть бизнес-кейсы моих клиентов, что собственно и делаю. 2. Вы присылаете свои бизнес-кейсы и мы находим решения в режиме реального времени.
8 лет я работаю по запросу, когда клиент излагает бизнес-кейс, и мы совместно ищем несколько вариантов его решения.
Предложение такое: напишите свой вопрос, историю, бизнес-кейс, поделитесь ошибкой или счастьем. Я постараюсь привести примеры решения бизнес-кейса, в формате живого обмена опытом, которые мы вместе обсудим.
Смысл такого общения в рождении новых решений, идей, возможно и проектов, что уже многократно случалось. Не нужно думать, что ваш бизнес-кейс является пустым, а его решение никому не нужно. Практика консалтинга показывает, что бизнес-кейсы тысяч руководителей крутятся вокруг решения одних и тех же задач.
Я не собираюсь использовать в корыстных целях ваш опыт или пытаться вам что-то продать. Бизнес-кейсы помогают глубже понять ситуацию, и использовать мой опыт в решении подобных вопросов и консалтинга руководителей. Предлагаю просто так. По доброй воле.
Также бизнес-кейсы коллег-руководителей помогут увидеть вашу ситуацию с другой стороны, и найти примеры решений, проведя сжатый консалтинг текущей ситуации.
Счет консалтинговых сессий с руководителями переваливает за 3000 человек, поэтому я могу утверждать, что примеры решения бизнес-кейсов для одних руководителей, помогут находить правильные решения другим. А комментарии к каждому примеру решения всегда очень ценны.
Три подсказки к написанию бизнес-кейсов:
1, Бизнес-кейсы описываются просто, как есть. Без замудреностей и заумностей. 2. Бизнес-кейсы могут быть чужими. Это не обязательно ваша ситуация и не обязательно в текущем времени. Вы можете получить пример решения бизнес-кейса, который был в прошлом или намечается в будущем. 3. Бизнес-кейсы могут быть виртуальными. Иногда помогает отвлечься и размять мозги.
В свое время примеры решения бизнес-кейсов моих коллег-владельцев бизнеса помогли мне избежать крайне болезненных финансовых ошибок. Теперь я хочу отплатить добром на добро.
Наверху этой страницы вы можете прочитать примеры решения бизнес-кейсов, а в комментариях к этой странице разместить бизнес-кейсы свои. Пишите ваши бизнес-кейсы и пусть ваши решения помогут сделать ваш бизнес сильней и эффективней.
fintuning.ru
Как решить бизнес-кейс | Changellenge >>
Материалы для подготовки можно найти здесь
Бизнес-кейс — это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Размер бизнес-кейса может варьироваться от одной страницы до тридцати и более, но в основе каждого из них лежит следующая логика: история компании, ее место на рынке, описание проблемы, с которой компания сталкивается и основные финансовые показатели компании и отрасли в целом. Часто бизнес-кейс имеет четко поставленную задачу для решения, но порой ее может не быть, и идентифицировать ее необходимо самостоятельно.
Практика решения бизнес-кейсов уникальна тем, что позволяет получить опыт решения финансовых, маркетинговых и организационных проблем в различных отраслях, чего значительно сложнее добиться путем теоритического обучения. В относительно короткий период времени вам предоставляется шанс оценить и проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются множество компаний и понять, как их решать .
Как определить, что перед вами бизнес-кейс
Обычно, материалы для работы над конкретной ситуацией включают в себя:— описание самой ситуации (текст с последующими вопросами для обсуждения)— приложения с набором данных, призванных дополнить общую картину о ситуации (диаграммы, таблицы, копии финансовых документов, и т.д.)
Принято считать, что лишней информации в кейсах нет, но она может иметь разную степень важности. Если кейс написан несколько лет назад, случается, что нам известна какая-то дополнительная информация об описанной проблеме, однако ее применять в решении кейса не стоит.
Структурирование задачи
В первую очередь важно идентифицировать поставленную в кейсе проблему и вопросы, на которые нужно дать ответ. Составьте Ваш план решения проблемы, обозначьте ее границы и разбейте на компоненты. Не стоит ставить перед собой задачи, которые не имеют прямого отношения к кейсу — это может увести вас в сторону от основного вопроса.
Выдвижение гипотез
Формирование начальной гипотезы – базовый принцип решения проблемы.
Во-первых, потому что она сможет сэкономить ваше время.
Руководствуясь дедуктивным методом (если A, то Б; если Б, то В; если В, то Г), легче потом будет выстроить обратную логическую цепочку (от Г к А) и отбросить неверные предположения.
Во-вторых, потому что она поможет эффективнее в дальнейшем принять решение.
changellenge.com
Бизнес-кейсы, примеры, алгоритмы решения / WorldCompanyJob.com
Что такое бизнес-кейс?
Кейс-метод был разработан в Гарварде в 1924 году, а само название Business Case имеет латинское происхождение и берет свое начало от слова «casus» — запутанный и необычный случай. Студенты Гарварда разбирали кейсы в процессе обучения, чтобы приступая к непосредственной работе они могли применять уже готовые шаблоны поведения.
Метод бизнес-кейсов с успехом используется не только в обучении, его применяют и при тестировании, когда принимают на работу нового сотрудника. Кандидату предлагается определенная проблемная ситуация, в которой находится компания или сотрудник, либо задаются вопросы, требующие анализа и принятия конкретных решений. Результатом бизнес-кейса становится эффективное решение поставленной проблемы, найденное тестируемым, или ряд аналитических выводов, которые он должен сделать.
Цели бизнес-кейсов
В процессе интервью тестируются умственные и аналитические способности соискателя, его умение логически мыслить, а также связно излагать. Дается оценка стрессоустойчивости, уверенности в собственных силах и определяются коммуникативные способности кандидата в условиях давления. Изучается заинтересованность соискателя в решении поставленной проблемы. Проверяется стойкость кандидата к неопределенностям или переизбытку информации, а также оценивается сам процесс мышления будущего сотрудника.
Виды бизнес-кейсов
В основе большинства кейсов лежит реальная информация о событиях, имевших место, или ведущих деятельность организациях. При приеме на работу обычно предлагаются кейсы, разработанные на основе данных о собственной компании, в которую принимается соискатель. Иногда используются вымышленные компании, но такая информация не всегда бывает достаточно правдоподобной.
В зависимости от поставленной задачи кейсы могут быть:
- бизнес-кейс компании, когда даются характеристики конкретной организации и ставится задача проанализировать ее деятельность по каким-либо заданным параметрам. В процессе такого тестирования выявляются аналитические способности кандидата, должность которого не предполагает принятия важных решений. Например, HR-специалистов;
- бизнес-кейс ситуации. Предлагается проблемная ситуация, из которой нужно найти оптимальный выход. Причем принятое решение должно учитывать все возможные риски, препятствия, последствия и быть обоснованным. Такой кейс часто используется при приеме на работу будущего руководителя, от которого ожидается проявление инициативности и способности к принятию решений.
Также существуют специальные бизнес-кейсы по различным сферам деятельности: маркетингу, менеджменту, консалтингу, управлению персоналом и так далее. Кстати, когда медики разбирают болезнь и предлагают способы ее лечения — это тоже решение кейса.
Легко ли решить бизнес-кейс?
Бизнес-кейсы могут быть предложены как в виде ролевой игры (например, для менеджеров по продажам, когда кандидат исполняет роль продавца, и интервьюер — покупателя), так и в письменной или устной форме. В первом случае необходимо активно включаться в игру и входит в «образ». Второй вариант предполагает изложение решения проблемы либо в письменном виде, либо устном. Как правило, время на решение кейса строго ограничено. Писать следует по существу вопроса, не стоит слишком детализировать. И самое главное, не надо забывать, что от кандидата ждут конструктивных предложений по решению той или иной проблемы и обоснования, почему был выбран именно этот, а не другой путь. То есть интервьюер должен убедиться, что вы можете применять свои знания на практике, а значит готовы к работе.
Как подготовиться к бизнес-кейсу?
Практически ни одна из предлагаемых задач не имеет верного на 100% решения, и поэтому не стоит стремиться угадать правильный ответ, обычно его просто не существует. К бизнес-кейсам необходимо тщательно готовиться и хотя бы представлять их содержание. Выбирайте наиболее эффективное решение, которое подходит к изложенным в кейсе условиям и аргументируйте свой выбор. Интервьюеру важно понять ход ваших мыслей, увидеть ваши способности к анализу и умение добиваться поставленных целей, а также убедиться в вашей уверенности в собственных силах. Вот, что вы должны продемонстрировать на собеседовании.
Если вам удастся удивить и заинтересовать своим ответом и поведением интервьюеров, то можно считать, что работа у вас в кармане. А в том случае, если собеседование вы все-таки не пройдете, не стоит отчаиваться, ведь вы получили полезный опыт. Конечно, чтобы успешно пройти тест, нужна практика. Поэтому немаловажную роль играет подготовка к прохождению бизнес-кейсов, то есть к разбору уже готовых заданий. Их в большом количестве можно отыскать в интернете.
С уважением, команда WorldCompanyJob
worldcompanyjob.com
Что такое кейс: как организовано обучение в бизнес-школах
Не знаете, в чем польза бизнес-кейсов? Значит, они вам точно нужны, потому что эффективные предприниматели, живущие реалиями нынешнего времени и нацеленные на результат, в курсе, что это такое. Именно качественные и продуманные кейсы помогают им создавать и удерживать на плаву работающие компании. Кто и где сегодня пишет кейсы? Кто и как их решает? Рассказывает эксперт по проблемам построения эффективных организаций Евгений Зайцев.
Евгений Зайцев – кандидат исторических наук, имеет сертификаты по корпоративному и стратегическому управлению «Corporate Governance», School of Business York University, Toronto; «Negotiating with Strategic Investors», European Bank for Reconstruction and Development. В ключевые компетенции спикера входит управление проектами постановки систем стратегического планирования и контроллинга, участие в работе советов директоров в качестве независимого директора, а также реализация международных образовательных и консультационных проектов. Евгений Зайцев – преподаватель программ уровня ЕМВА в Институте нефтегазового бизнеса, Высшей школе бизнеса МГУ, Международной школе бизнеса и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Executive.ru: Какие бывают кейсы? Какие темы сегодня в них освещаются чаще всего?
Евгений Зайцев: Традиционная задача по физике или математике – тоже своего рода кейс, в условиях которого дается описание проблемы и требуется найти правильное решение. Так что в технических науках метод кейсов используется очень давно, просто его называли иначе. Еще в российской методической науке есть понятие так называемых «проблемных ситуаций» – описывается проблема и ставится задача найти управленческое решение.
Собственно кейсы как модель подготовки кадров в сфере бизнеса возникла в начале 1920-х годов в Гарвардской школе бизнеса. В то время там разрабатывалась аспирантская программа, и преподаватели увидели существенный недостаток обучения: традиционные лекции и семинары были нацелены, главным образом, на передачу знаний и проверку усвояемости материала. Метод же кейсов ориентирован на переход от знаний к умениям принимать управленческие решения. Суть бизнес-кейса – четкое описание проблемной ситуации и постановка задачи найти эффективное управленческое решение. Это и обеспечивает переход от знаний к конкретным умениям и навыкам.
Метод кейсов, безусловно, очень эффективен, и сегодня повсеместно используется практически во всех бизнес-школах.
Executive.ru:Как эволюционировали кейсы за эти сто лет? Сегодня они представляют собой наиболее эффективный формат?
Е.З.: Необходимо отметить, что существуют три основных типа бизнес-кейсов. Первый – достаточно объемные многостраничные описания в формате деловой литературы, где представлена проблемная ситуация. Этот тип кейсов можно найти в учебниках по менеджменту. Он делится на две части – дается четко структурированная информация, точные исходники, подходящие для количественного анализа, и ставится задача. Например, предлагается дать оценку эффективности инвестиционного решения и ожидается, что слушатель вычислит единственно правильный ответ. Такие кейсы часто используются для финансового и инвестиционного анализа. Они очень полезны, так как помогают избежать стандартных ошибок в бизнесе, которые, к сожалению, наши бизнесмены допускают часто. Например, если вы хотите увеличить объем продаж, то должны в обязательном порядке предусмотреть увеличение инвестиций в запасы дебиторской задолженности; захотите захватить чужой рынок – необходимо представлять, какие ресурсы для этого потребуются, и где вы их возьмете.
Вторая группа – это неструктурированные бизнес-кейсы. Они используются в ситуациях, когда вам необходимо выйти на новый рынок, в связи с чем возникают альтернативные сценарии. В этом случае кейс формирует навык работы с большим объемом неструктурированной информации. Огромное внимание на этот фактор обращают на программах MBA в США и Канаде: за отведенное время слушателю предлагается переработать большой объем информации и найти верное решение. Это очень полезный навык, который помогает быстро определить правильный вектор движения в условиях нестабильной и неопределенной экономической ситуации. Эти кейсы достаточно сложны. Они подразумевают формирование альтернативных вариантов действий и оценку стратегических рисков.
Третья группа кейсов связана с поиском бизнес-идеи. В 1990-е годы я проходил стажировку в Стокгольме и сам выполнял такие задания. Нас вывели на городские улицы и предложили оперативно поразмыслить над тем, какой бизнес можно открыть в столице Швеции. Мы пробежались по улицам и придумали кучу идей, которые шведы тут же забраковали: оказалось, что в городе практически все есть, и для того, чтобы сделать бизнес, ты должен занять место какого-то участника рынка. В другой раз шведы принесли нам обычную советскую двадцатилитровую канистру и предложили составить план продаж этих канистр в Швеции. Такие нестандартные задачи «взрывают» мозги и заставляют искать неожиданные решения. Именно поэтому они так важны сейчас.
Кейс, анализирующий прошлую ситуацию, позволяет избежать повторения шибок. Но это и его недостаток, который постоянно отмечают в западных бизнес-школах. Считается, что человек, прошедший обучение на основе кейсов, при возникновении нестандартной ситуации будет искать ответ в задачах, которые уже когда-то решил. В результате попытается применить прошлый опыт в новых условиях, а часто это совершенно бесполезно и таит в себе определенные риски и опасность для бизнеса.
Executive.ru: Американская школа кейсов делает ставку на нахождение единственно правильного результата, европейская – настроена на вариативность ответа. Какая из этих двух установок в современных бизнес-реалиях более эффективна?
Е.З.: Здесь все сводится к тому, что различные кейсы преследуют разные образовательные задачи. Американские бизнес-кейсы идеально подходят для стабильной прогнозируемой рыночной системы. Сам американский рынок играет по понятным и прозрачным правилам. В таких условиях очень удобно и полезно использовать прошлый опыт.
Что касается России, то правила игры в нашей стране меняются практически ежечасно да еще и задним числом, поэтому американские кейсы у нас, конечно, буксуют.
Я очень хорошо знаком с европейской школой кейсов. Я бы назвал эту школу «методом живых кейсов». В данном случае задаются реальные ситуации, например, на семинаре руководитель бизнеса ставит перед аудиторией актуальную задачу, и ее начинают решать в режиме реального времени. Причем работа проходит в формате заседания совета директоров компании. Я и сам часто использую этот метод в ходе преподавания на уровнях МВА и Executive МВА. Этот формат не подходит для студентов, так им не хватает практического опыта. А вот для бывалых бизнесменов, собственников и топ-менеджеров будет очень полезен: когда люди рассуждают о своих собственных проблемах, это создает дополнительную мотивацию.
Если говорить об особенностях современной разработки кейсов, то нельзя не отметить, что во многих стандартных кейсах бизнес-проблема формулируется изначально. Сейчас необходимо, в первую очередь, понять, в чем именно заключается проблема, является ли она внешней или внутренней проблемой бизнеса. Эти кейсы более сложные, они требуют от аудитории более серьезной подготовки, но и отдача от них существенная. Они активно способствуют формированию системного мышления, недостаток которого ощущается, когда мы проходим стандартные функциональные дисциплины.
Executive.ru: Россия вносит свой вклад в создание интересных и актуальных кейсов?
Е.З.: В нашей стране кейсовый метод стали активно использовать в начале 1990-х годов. Сначала это были, конечно, переводные кейсы. Их пытались адаптировать к российской действительности. Что касается целенаправленной подготовки собственных кейсов, то следует отметить, что это длительная и кропотливая работа. Чтобы написать бизнес-кейс на 20-30 страниц, профессионал должен потратить массу времени. На Западе этот труд оплачивается. У нас – нет. Но даже если такой ценный материал и будет создан, защитить его – еще одна проблема. Кейс уйдет в народ – и все. Так что никакой системной работы тут нет. Этим занимаются кафедры крупнейших учебных заведений России исключительно по своей инициативе.
Еще один нюанс заключается в том, что хороший кейс можно сделать только на примере какого-либо бизнеса. А реалии в нашей стране меняются настолько быстро, что сегодня готовить кейс на основе данных 2012-2013 года уже не актуально. Этот момент тоже имеет большое значение. То есть это должна быть более чем оперативная работа, заниматься которой нужно очень серьезно.
E-xecutive: Какие кейсы вы считаете наиболее полезными и предлагаете студентам в первую очередь?
Е.З.: Первый вид кейсов – те, которые учат избегать простых ошибок, которые наши бизнесмены совершают повсеместно. А это, между прочим, уже 80% успеха бизнеса. Например, часто наши бизнесмены пытаются использовать методы управления бизнесом растущего рынка в условиях падающего. Мы разбираем, что рост в условиях 2000-х годов и в нынешних обстоятельствах – две большие разницы, и сегодня нужно выбивать конкурентов, четко понимая, как это нужно делать. Второй момент: сегодня не стоит заниматься тем, где у вас не хватает профессиональных компетенций. Нынешний бизнес не терпит самодеятельности.
Второй тип бизнес-кейсов направлен на поиск эффективных идей. Это очень сложная работа. Здесь нет готовых решений. Для их поиска используется обширный инструментарий, и кейс обычно проходит в групповой форме. Человек описывает свою бизнес-идею, и группа начинает оценивать ее перспективы, разрабатывает стратегический план реализации.
На основе кейсов разработан ряд компьютерных программ, подразумевающий активное использование количественного анализа. Такие программы очень хорошо зарекомендовали себя в финансах и маркетинге. Многие бизнес-школы успешно их используют.
Executive.ru:: Какие кейсы лучше решать студенту индивидуально?
Е.З.: В первую очередь, связанные с количественным анализом, когда человек может проверить свои навыки, например, в оценке инвестиционного проекта. Это хороший шанс проверить личные компетенции.
Когда же бизнес-кейс нацелен на будущее и требует большого количества экспертных оценок, то здесь более эффективна командная работа. Каждый из ее участников выполняет определенную работу. Весь этот процесс напоминает интеллектуальную передачу «Что? Где? Когда?», где у каждого знатока есть своя функция. Предусмотрена даже роль «дурака» – знатока, задающего нестандартные вопросы и дающего таким образом возможность взглянуть на ситуацию с нестандартной стороны.
В целом форма и содержание бизнес-кейсов зависят от задач обучения и уровня подготовки. Так, бакалаврам и магистрам будут предложены стандартные задачи, а кейсы для топ-менеджмента, собственников и бизнесменов будут уже учитывать отраслевую специфику, требовать наличия конкретных рынков, знания бизнес-моделей и так далее.
Executive.ru:: Кому сегодня кейсы нужны больше всего?
Е.З.: Потребность в кейсах возникает в ситуациях, когда у людей нужно выработать навыки самостоятельного мышления и принятия важных стратегических решений в условиях высокой неопределенности внешней среды. В первую очередь это, конечно, собственники бизнеса и топ-менеджмент. Для среднего менеджмента кейсовый метод не столь актуален, так как эта категория сотрудников работает в рамках регламента и не отвечает за стратегические маневры в компании.
E-xecutive: Что такое «проблемные поля» в кейсе? Сколько таких полей может быть в кейсе? Один кейс равно одно поле? Или больше?
Е.З.: Суть любого кейса – бизнес-проблема, которая требует решения. Проблемное поле – это зона, к которой находится проблема. Зона может быть внешней (клиенты, поставщики) или внутренней (процессы, системы управления). В простых кейсах проблемное поле, как правило, одно. В сложных, уровня стратегии, их несколько. К примеру, выход на новый рынок требует решения проблем преодоления барьеров входа, создания системы дистрибуции, поиска финансовых ресурсов и так далее.
Executive.ru: В какой степени экономический кризис является кейсом? Чему он учит бизнесменов?
Е.З.: Если кризис и кейс, то очень жесткий. Но в любом случае кейс дает вам право на ошибку, а кризис – нет. Тот, кто этого не понял, вылетает из обоймы быстро и надолго, а часто и навсегда.
Но я бы не назвал кризис бизнес-кейсом. Хотя бы потому, что кейсы необходимо изучать до момента начала работы в реальных жестких условиях. Сейчас бизнесмену из любой сферы требуется четкий набор профессиональных компетенций. И кризис, конечно, учит их жизни. Наши предприниматели очень мобильны, у них высокая способность к выживаемости и адаптации к экстремальным условиям.
Я считаю, что в России сформировалась мощная сила предпринимательской мысли. И это не только мое мнение. Начиная с 1990-х годов мы только и делаем, что изучаем разные бизнес-кейсы и проходим проверку на прочность окружающей средой. На Западе бизнес рождается и живет в стабильной среде, там для него созданы условия приближенные к тепличным. Наши же предприниматели, повидавшие на своем веку трудности самого разного формата и сумевшие выжить, обладают действительно эффективными компетенциями и навыками.
Executive.ru: Обозначьте критерии эффективного кейса. Как вы отбираете кейсы для работы со студентами?
Е.З.: Эффективность любого кейса – и учебного и реального – определяется эффективностью конечного управленческого решения. Если дается кейс, связанный с точностью вычисления определенных финансовых показателей рынка, то определить правильность ответа и компетентность студента не составит труда.
Подбирая бизнес-кейсы, я отталкиваюсь от проблем, которые ставит тот или иной кейс. Работа у нас построена так – мы работаем в группах, но проблему каждый студент предлагает свою. Таким образом, кейс формируется в реальном времени. Я уверен, что в этом контексте очень важно давать людям то, на что они сами нацелены.
Executive.ru: Что сейчас волнует предпринимателей больше всего?
Е.З.: В первую очередь, сжатие бизнеса, ведь до недавнего времени бизнес был настроен на рост, а нынешние условия заставляют пересматривать данную стратегию. Поэтому мы часто проводим кейс в виде стресс-теста. Например, нужно вычислить самые болевые точки бизнеса в условиях падения продаж на 40% и выработать единую систему решений, которая помогла бы сохранить бизнес на плаву. Эти кейсы, конечно, бодрят, хотя не всегда собственникам нравится решать подобные задачи – очевидно, что куда приятнее размышлять о росте и просчитывать его. Тем не менее, учитывая плачевное состояние нынешнего российского бизнеса и то хрупкое дно, от которого всем придется оттолкнуться, заниматься анализом таких перспектив необходимо. Мы воспитываем так называемую стратегическую готовность к передрягам, которые у нас еще впереди.
Executive.ru: Какие кейсы у студентов самые любимые?
Е.З.: Конечно, те, что посвящены поиску новой бизнес-идеи. Любому хочется найти такую красивую «фишку», которая даст быструю прибыль. Кроме того, всех интересуют реальные живые ситуации из российского бизнеса, а также злободневные проблемы собственных компаний.
Executive.ru: Часто ли такие идеи удачно воплощаются в жизнь?
Е.З.: Таких примеров очень много. Это проекты разного уровня, и, конечно, далеко не всегда такие идеи являются инновационными. В основном они относятся к малому и среднему бизнесу. Например, одна наша студентка хорошо шьет и теперь создает одежду под своим брендом. Другой студент придумал, как наладить бизнес за счет размещения рекламы на флешках и мобильной гарнитуре.
Задача считается выполненной, если бизнес начинает приносить реальные деньги.
Executive.ru: Какой интересный кейс вы решаете со студентами в настоящее время?
Е.З.: Часто со студентами прогоняем какую-нибудь бизнес-идею через десять фильтров. Первые пять из них касаются непосредственно условий рынка, еще пять – возможностей для построения бизнес-модели. Каждый фильтр ставит перед аудиторией определенные вопросы, например, в чем заключается ценность товара или услуги для потребителя? Каковы бренд-каналы дистрибуции?
Берем, например, всем известный YotaPhone и прогоняем его через все 10 фильтров и делаем вывод, насколько вообще эта идея жизнеспособна. К сожалению, подавляющее большинство российских бизнес-идей проходят только первые два фильтра. Студентам очень нравится этот формат – разворачивается живая, интересная и полезная дискуссия.
Один студент как-то предложил идею создания фермы для разведения страусов. Выглядело все заманчиво, ведь страус – это мясо, пух и перо, крупный яйца, кроме того, из кожи страусов даже шьют куртки. Начали прогонять эту идею через фильтры, и заминка возникла уже на первом вопросе – кто будет потребителем этой продукции в России? После еще нескольких подобных вопросов пришло понимание, что идея не жизнеспособна.
Еще один пример из практики. В ноябре прошлого года к нам приехала студентка из Казахстана, одержимая идеей создания фермы по разведению верблюдов. Изначально она планировала продавать верблюжье мясо. Но с учетом того, что растет верблюд медленно, от этой идеи пришлось отказаться и перепрофилировать ферму под молочную. Как оказалось, верблюжье молоко очень востребовано на местном рынке. Хозяйка фермы, будучи финансистом, сделала колоссальный инвестиционный анализ. Бизнес-идея прошла все десять фильтров. И сейчас верблюжья ферма развивается более чем успешно.
Executive.ru: Какие еще фильтры значатся в списке десяти ключевых? Расскажите о них подробнее.
Е.З.: Все фильтры делятся на две части. Пять первых относятся к конкурентной стратегии, остальные – к ресурсным возможностям.
Фильтр первый – ценность для потребителя. Самое главное условие успеха здесь – точно определить целевой сегмент и те ценности, за которые потребитель готов платить. Второй фильтр предполагает оценку рынка. Причем здесь важны даже не показатели роста или падения. Определите – рынок уже существует и структурировался, находится в фазе зарождения или же еще не сформирован? Третий фильтр подразумевает анализ каналов продвижения потенциального продукта или услуги. Есть ли они в наличии и полностью контролируются или же являются чужими? Или их необходимо создавать с нуля? Четвертый фильтр – брэнд. Каково его содержание? Нуждается ли продукт в рекламе или нет? Какая стратегия позиционирования и продвижения будет для продукта самой эффективной? Фильтр пятый – собственно продукт. Здесь есть жесткое правило: продукт надо создавать при наличии понимания рынка, ценности для потребителя и содержания брэнда. Если эти три фактора учтены – есть хорошие шансы на то, что продукт или услуга будут успешными.
Шестой фильтр – технологии. Определите, есть ли они в наличии? Нуждаются ли в модификации уже имеющиеся или есть смысл создавать новые? Седьмой фильтр касается такого ресурса как активы. Какие из них есть в наличии? Каких на руках нет, но они доступны? Есть ли потребность в новых активах? Ресурсы внешней поддержки – фильтр восьмой. Здесь также важно определить те, что уже есть в наличии, а также вычислить потенциально доступные и проблемные. Эти же самые действия применимы к девятому и десятому фильтру, в их фокусе – компетенции и финансы предпринимателя.
Executive.ru: Как со временем будут меняться кейсы?
Е.З.: Думаю, вопрос надо ставить шире – что вообще будет с российской системой бизнес-образования? От этого будет зависеть вектор развития бизнес-кейсов и их востребованность учебными заведениями.
Я думаю, что конкуренция среди бизнес-школ в России будет расти, потому что такого наплыва и ажиотажа среди студентов, какие были в 2000-х годах, уже не будет. Кроме того, сыграет роль ограничительный фактор – преподавателей, которые умеют эффективно работать с бизнес-кейсами, не так много. Эти люди обязательно должны работать либо в реальных проектах, либо быть эффективными управленцами или консультантами в настоящее время. Но таких специалистов мало – сказывается высокая занятость в других сферах деловой активности.
Сама система бизнес-образования находится в жестких условиях выживания. Каким-то игрокам рынка придется уйти, а останутся те, кто, помимо прочего, смогут эффективно работать с методом кейсов. А они, в свою очередь, будут нарабатываться и усложняться.
www.e-xecutive.ru
КЕЙС - это... Что такое БИЗНЕС-КЕЙС?
КЕЙС-МЕТОД — Техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации,… … Словарь бизнес-терминов
бизнес-портфель — сущ., кол во синонимов: 2 • атташе кейс (2) • дипломат (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кейс — В Викисловаре есть статья «кейс» Кейс (англ. case) может принимать следующие значения: Кейс небо … Википедия
Кейс-метод — Метод кейсов (CS) (англ. Case study, метод конкретных ситуаций) техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные… … Википедия
атташе-кейс — сущ., кол во синонимов: 2 • бизнес портфель (2) • дипломат (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Метод кейсов — (англ. Case method, кейс метод, кейс стади, case study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес ситуаций. Обучающиеся должны… … Википедия
Business FM — ООО «Медиа Новости» Страна … Википедия
Case Champ — Case Champ всеукраинский студенческий чемпионат по решению бизнес кейсов. Впервые проведен осенью 2010 года, участие приняла 231 команда. В чемпионате имеют право принимать участие студенты 4 6 курсов любых украинских вузов и выпускники… … Википедия
Идальго Имидж — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим ре … Википедия
Альтман, Егор Ильич — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
dic.academic.ru
Бизнес-кейсы применения smart-контрактов | ПрофитГид

В период активного развития технологий, человеческая жизнь сама по себе меняется стремительными темпами. Нововведения делают наше существование интереснее, проще, комфортнее. Однако иногда кажется, что некоторые технологии могли быть реализованы на порядок быстрее. Это обычная ситуация, когда о новых возможностях говорят и обсуждают на разных конференциях, и форумах перед тем, как их реализовать.
Дело в том, что новые технологии – это всегда что-то неизведанное. Люди лишь предполагают, как они будут работать, и какие преимущества смогут дать. Но конкретного видения функционирования и применения новых технологий нет.
Так было и с паровыми машинами, когда люди всё никак не могли отказаться от использования лошадей, которые еще некоторое время после этого тягали по рейкам вагоны. Аналогичная ситуация была и с первой электронно-вычислительной машиной, которая занимала несколько комнат. Также общественность не могла понять перспектив и предназначения интернет-протоколов, которые появились еще до первых сайтов.
У каждого нововведения и передовой технологии есть свои приверженцы и скептики. Они много дискутируют на предмет возможностей ее реализации, и из-за этого внедрение новых технологий всегда задерживается. Такой период сейчас переживают и смарт-контракты.
Кажется, что они уже довольно широко используются в обыденной жизни. Но это далеко не так. О них много говорят – это да. Собираются конференции, создаются межведомственные группы, ведутся исследования на государственном уровне. При этом активно технология смарт-контрактов и блокчейна реализуется только в сфере криптовалют. Другие сегменты глобального рынка пока не торопятся ее применять, и планируют это делать дозировано в будущем.
Бизнес-кейсы
В контексте возможного применения технологии умных контрактов все чаще упоминают бизнес-кейсы. Многим может показаться, что это синоним бизнес-портфелям, но это не так. Бизнес-кейсы – учебный материал, который был подготовлен специально под конкретную ситуацию или явление. Он требует серьезных управленческих навыков и серьезной коллективной работы для поиска верного решения.
Этот метод изначально стал применяться в университетах США вначале ХХ столетия. Тогда преподаватели обратили внимание на то, что нет специальной литературы для обучения студентов по предметам, касающихся ведения бизнеса. Поэтому они обратились к ведущим бизнесменам с тем, чтобы они описали свои реальные практики и проблемные ситуации. Студентов знакомили с такими историями и предлагали самостоятельно найти выход из ситуации и определить одно или несколько верных решений.

В последствии бизнес-кейсы обрели популярность не только в университетах США, но и западной Европы. В России бизнес-кейсы в обучении стали использовать только в 90-х годах, и преимущественно это были переводы уже готовых европейских или американских проблемных ситуаций в бизнесе.
На сегодняшний день такой метод обучения активно используется в кейс-клубах ведущих университетов России: МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НИУ-ВШЭ и во многих других.
Решение бизнес-кейса
Бизнес-кейсы могут быть разных размеров. Они могут варьироваться от нескольких страниц до сорока и более. Каждый бизнес-кейс состоит из следующих составляющих:
- история предприятия;
- ее позиция на локальном и международном рынке;
- финансовые показатели организации;
- описание проблемной ситуации;
- иногда указывается задача.
Что касается задач, то они могут ставиться перед слушателями или же они должны ее определить самостоятельно. Все зависит от конкретного бизнес-кейса.
Сначала необходимо определить основную задачу кейса, если она не поставлена в условии. Нужно выделить ключевые компоненты кейса и задачи, а также составить план по решению проблемы.
Выдвижение гипотез
После составления плана необходимо сформулировать основную гипотезу – это первый шаг в решении проблемы. Гипотеза поможет уменьшить время на поиск решения. Основную задачу необходимо разбить не несколько подзадач, решение которых ведет к основной проблеме. Нужно начинать с самых простых задач и, решая их, продвигаться вперед.
Такой способ решения проблемы позволяет намного быстрее достигнуть конечного результата. Параллельно необходимо просматривать альтернативные варианты. Наибольшая эффективность решения любой проблемы достигается после того, как правильно идентифицируется настоящая проблема. Построение гипотезы – это только начало, которое поможет быстрее разобраться с поиском ключевой проблемы.
Подготовка анализа и интерпретация данных
После того, как будет определена основная рабочая гипотеза и проблема, необходимо обозначить основные факторы, оценить масштабы всей ситуации, провести специальный анализ, при этом не уходить в сторону и не делать лишней работы.
Для решения бизнес-кейсов применяют следующие анализы:
- анализ конъюнктуры;
- анализ деятельности организации;
- анализ предложений, который в свою очередь состоит из матрицы BCG, матрицы McKinsey и модели жизненного цикла продукта.
Проведенные анализы позволят собрать ряд важных данных. Следующей задачей будет их интерпретация. Именно полученные данные подтвердят или опровергнут начальную гипотезу. На этой стадии очень важно не подгонять имеющиеся данные под уже готовую гипотезу. Нужно отталкиваться от имеющихся данных, которые довольно часто противоречат гипотезе.
Проблема использования умных контрактов
Технологии блокчейна и умных контрактов сегодня еще не используются повсеместно. Более того, варианты их использования находятся на стадии обсуждения и исследования. Если брать во внимание только блокчейны, то в данный момент известно несколько вариантов их использования. Пока планируется их применение в трех сферах:
- отслеживании истории происхождения;
- хранении документации предприятия;
- упрощении и ускорении ведения финансовых операций.
Эти сценарии использования смарт-контрактов рассматриваются для блокчейна Биткоина, однако их функционал сильно ограничен. Что касается Эфириума, то на его платформе у смарт-контрактов намного больше возможностей.
Проблема реализации потенциала умных контрактов состоит из двух компонентов. Во-первых, большинство людей не понимают, что такое умные контракты, для чего они нужны, и как их использовать. Во-вторых, те, кто понимает, что такое смарт-контракты, вкладывают в них слишком большой смысл, и связывают их с такими проектами, которые на сегодняшний день просто неосуществимы.

Применение умных контрактов намного прозаичнее. По сути, это часть общего кода, которая содержится в единой системе – блокчейне. Функции смарт-контракта заключаются в чтении данных блокчейна, записи новых данных и осуществлении транзакций в системе. Никаких других сверхъестественных возможностей умный контракт не имеет.
Умные контракты могут писаться разными языками программирования, в зависимости от блокчейна. Для их создания могут использовать Питон, Паскаль, PhP, Java, C++ или другие. При этом неважно, на каком языке написаны умные контракты, их функции отличаться не будут.
Основные бизнес-кейсы для умных контрактов
К умным контрактам предъявляют слишком завышенные требования. В этом заключается их главная проблема. Компании тратят огромные средства и большое количество времени на разработку разных вариантов использования умных контрактов, многие из которых оказываются непригодными для использования на практике.
Для того чтобы пройти полный путь и понять, какие максимальные возможности умных контрактов и где находятся пределы их функциональности, нужно вложить сотни миллионов долларов на исследования и разработки. Такие финансовые затраты могут себе позволить только крупнейшие компании мира.
Регулярно появляются новые предположения касательно того, как можно использовать умные контракты. Со всего количества вариантов можно выделить три основных бизнес-кейса применения смарт-контрактов. Каждый из них имеет серьезные проблемы в реализации, которые в данный момент очень сложно решить. Самые перспективные варианты использования умных контрактов:
- взаимодействие с внешней средой;
- платежи внутри системы;
- защита конфиденциальных данных.
Взаимодействие с внешней средой
Один из самых популярных бизнес-кейсов – это использование смарт-контрактов, которые будут адекватно реагировать на изменения внешней среды. Например, если рассмотреть страхование сельского хозяйства, то здесь изменения могут касаться размера выплат, которые будут уменьшаться или увеличиваться в зависимости от жары, заморозков, количества осадков или других негативных погодных условий, влияющих на урожай.
Для реализации этой идеи умный контракт должен быть подключен к внешним сервисам, таким как метеорологические службы, информацию с которых они обрабатывают, и анализируют уровень последствий. Эту же идею можно реализовать и в других сферах жизнедеятельности человека.

При всей простоте данной задачи, реализовать ее практически нереально на сегодняшний день. Принцип работы блокчейна требует одинакового состояния каждого узла после обработки всех транзакций и блоков. Блокчейн основывается на том, что все блоки должны подтверждать одну информацию, если в системе появятся разные варианты состояния внешней среды, то она перестанет работать и будет бесполезной.
Система блокчейна построена так, что для получения информации все блоки будут делать запросы одновременно, при этом нет никакой гарантии, что ответы будут идентичными. А если появится различие, то работоспособность всего блокчейна будет нарушена. Гарантировать же идентичную информацию при обращении к внешним сервисам никто не может. В этом и заключается проблема данного бизнес-кейса.
Платежи внутри системы
Эта функция в первую очередь ориентирована на финансовые операции, такие как выплаты процентов по облигациям. Умные контракты в блокчейне автоматически будут проверять возможность выдачи облигаций и начисление процентов по ним. Это полностью избавит систему от человеческого фактора, и гарантирует держателю облигаций получение процентов в полном объеме и в срок.
Однако при детальном рассмотрении данная идея тоже оказывается малоперспективной. Выпуск облигаций подразумевает, что компания-эмитент пытается таким образом привлечь средства инвесторов для реализации запланированных проектов.
Новые проекты всегда имеют определенный допустимый уровень риска. Другими словами всегда есть небольшой шанс того, что реализовать новую идею не получится в полной мере или же, что весь проект окажется неудачным.
В таком случае блокчейн-система просто не выдаст облигации, так как при наличии даже минимального риска она не сможет гарантировать конкретный процент прибыли держателю облигаций. Это будет внутренним противоречием, которое блокчейн не может решить.
Защита конфиденциальных данных
Блокчейн-система призвана обеспечить максимальную прозрачность. Это один из самых главных плюсов, но в то же время и очень существенный недостаток. Вопрос о конфиденциальности всегда очень важен, особенно в финансовом секторе.
Конфиденциальность данных в блокчейнеК примеру, в любом объединении финансовых учреждений, которые используют совместный блокчейн, операции конкретного участника сразу же доступны всем другим. Конечно же, бизнес-кейс подобного применения умных контрактов многих настораживает, но внедрение возможности конфиденциальной защиты данных внутри блокчейна будет противоречить политике всей децентрализованной системы.
Заключение
Необходимость использования умных контрактов сегодня практически не оспаривается во многих крупных компаниях и даже на государственном уровне. Однако разные варианты применения блокчейн-системы и умных контрактов являются еще недоработанными, и требуют более детально рассмотрения специалистами.
Бизнес-кейсы использования смарт-контрактов анализируются многими экспертными группам в крупных компаниях, однако пока их работа не дает должного результата. Она показывает, что все основные предположения касательно расширения функционала умных контрактов, плохо совместимы с принципами работы блокчейна.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
profitgid.ru
кейс - игра по правилам бизнеса
Автор: Марина Борисова | Источник: DW-World. de
Бизнес-кейс - это не портфель делового человека. Это поиск эффективного решения задачи в соответствии с поставленными условиями, своего рода игра, позволяющая применить академические знания в реалиях настоящего бизнеса.
Бизнес-кейс (от англ. business case - "экономическая модель") - это не только элемент обучения, но и один из популярных методов отбора персонала. Его применяют в "центрах оценки" - Assessment-center, к нему прибегают рекрутеры на индивидуальных собеседованиях. "90 процентов практики, 10 процентов теории", - такое определение дает бизнес-кейсу Андрей Середа.
Немецкий подход
25-летний студент программы MBA Высшей школы управления в Лейпциге (Leipzig Graduate School of Management или HHL) стал одним из победителей конкурса "Лидерский минимум", проведенного недавно журналом Harvard Business Review в России. Перед 136 участниками состязания были поставлены различные задачи. Так, Андрею предстояло решить, как увеличить доходы и прибыль российского оператора мобильной связи на рынке телекоммуникаций Индии, не пожертвовав при этом динамикой роста абонентов.
"В ответах своих конкурентов я заметил, что они не пытаются показать все возможные пути решения. А в Германии именно этот момент очень важен - показать, что вы понимаете задачу и все возможности ее решения", - делится своими впечатлениями студент MBA. По словам Андрея, нередко ответы при решении бизнес-кейсов ошибочно начинаются уже с выбранного варианта решения, в то время как важно показать все возможности компании и доказать правильность того или иного пути.
Решений может быть множество
На первый взгляд, бизнес-кейс, который Андрею предстояло решить в рамках конкурса "Лидерский минимум", был ему не по плечу. Казалось бы, откуда у российского студента, проходящего обучение в Германии, могут быть знания о ситуации на телекоммуникационном рынке Индии? Однако у Андрея есть свое объяснение успеха, а именно: тот факт, что 70 процентов студентов в его бизнес-школе - иностранцы.
"В ходе всей учебы мы делились опытом работы в бизнесе в разных странах. В моей группе были и ребята из Индии, так что знания о стране и рынке у меня были "из первых рук", - поясняет он. В России, где молодой человек получил первое высшее образование, по его словам, ощущался дефицит международного опыта. "В моем университете большинство иностранных учащихся были из стран Африки и Азии. В Германии же я познакомился с ребятами со всего мира - из Латинской Америки, Канады, США, Италии, Испании", - говорит студент программы делового администрирования.
Наряду с международным опытом к главным преимуществам немецкого подхода к преподаванию бизнеса, по словам Андрея, можно отнести и "любовь немцев к упорядочиванию". Умение четко структурировать пути решения задачи, приобретенное им во время занятий, - это несомненное преимущество при решении бизнес-кейсов.
Главное - логика
Бизнес-кейсы не только помогают студентам проверить теорию на практике. Поломать голову над решением той или иной бизнес-задачи полезно и с точки зрения развития личных качеств, ведь приобретаемые навыки и опыт могут оказать хорошую услугу в дальнейшем при трудоустройстве. "Бизнес-кейс - это одна из самых известных методик отбора персонала в консалтинговых компаниях", - подчеркивает Андрей Середа. В Assessment-center или на собеседовании менеджеры по персоналу могут предложить соискателям за полчаса решить бизнес-кейс. При этом от кандидата не потребуют ни черновиков, ни записей.
Другое дело - экзамен. Разыгрывание бизнес-ситуаций входит в программу всех "продвинутых" университетов и бизнес-школ. "Нам давали два-три часа на решение, объем доходил до трех страниц, - рассказывает Андрей Середа. - На дом же приходилось брать тексты объемом в 30-40 страниц, тогда и ответ получался не меньше шести листов".
Главное правило в бизнес-кейсах - это четкая постановка цели и ее последовательное достижение. Из ценных подсказок преподавателей за время учебы в Лейпциге Андрею больше всего запомнились слова руководителя его программы: "Если в вашем решении изначально нет правильной логики, то бизнес-кейс будет провален". "В решении бизнес-кейса однозначно больше логики, чем вычислений, - добавляет Андрей. - Ведь современная вычислительная техника позволяет получить любые цифры и модели".
Теорию можно перенести на практику
А всегда ли есть единственно правильное решение? Этот вопрос студенты бизнес-школ нередко задают своим преподавателям. Обсуждал его со своими профессорами и однокурсниками и Андрей. "Один из бывших консультантов McKinsey, а ныне преподаватель университета в Нюрнберге сказал нам, что решения, которые предлагают авторы, не всегда самые правильные, а студентов обычно оценивают по изобретательности и пониманию сути проблемы", - говорит Андрей.
Бизнес-кейс - это все-таки выдуманная ситуация, хотя и придумывают ее, как правило, люди с практическим опытом. Универсального решения нет, для бизнес-кейсов надо запастись терпением и креативностью, сделал для себя вывод Андрей. Правильность этих выводов он проверил в рамках жесткой конкуренции, приняв участие в конкурсе Harvard Business Review. По его бизнес-ситуации были отмечены решения еще семи конкурсантов, многие из которых - это "матерые" менеджеры, главы представительств крупных компаний.
Сейчас Андрей проходит стажировку на предприятии, основанном выпускником Высшей школы управления в Лейпциге, и вместе с коллегами составляет бизнес-план для развития нового направления его бизнеса. "Мы применяем методику, с которой познакомились на занятиях при решении кейса про франчайзинг. Разумеется, кейс, который мы решали в классе, отличается от реальной ситуации, однако 50 процентов академических знаний стали для меня основой для решения в бизнесе", - подводит итоги Андрей.
hr-portal.ru