От малюсенькой корзинки до огромного шкафа. Репортаж СТВ от том, как плетут из лозы. Заготовка лозы в беларуси
Мастер из Смолевичей: «Лозоплетение меняет характер: люди часто унывают, а здесь унывать некогда»
Общество6 июля 2017 в 12:13
Слово «ремесленник» звучит гордо — в этом уверен Александр Самойленко, который уже более 20 лет занимается древним ремеслом.
Слово «ремесленник» звучит гордо — в этом уверен народный мастер из Смолевичей Минской области Александр Самойленко. Уже более 20 лет он занимается древним ремеслом — плетением из лозы.
Из лозы Александр делает удивительные вещи, которые пользуются спросом как в Беларуси, так и далеко за ее пределами. Ведь лозоплетение как ремесло появилось даже раньше гончарного дела. Одно время о нем подзабыли, но благодаря таким мастерам, как Самойленко, сегодня это уникальное искусство обрело второе дыхание.
В жизнь нашего мастера-самоучки лозоплетение пришло, можно сказать, случайно.
– Понадобилось как-то подработать, и я сплел корзинку. Получилось, – рассказывает собеседник. – А потом жена подарила мне книгу о лозоплетении. С интересом прочитал и увлекся этим ремеслом. Сначала плел больше для себя. Учился по книгам, но строгих правил не придерживался. Увидел картинку с красивой рамкой для зеркала или необычной корзинкой – сплел. Все время экспериментировал.
Вот так из простого увлечения лозоплетение стало основным занятием, а потом – и образом жизни мастера. Александр даже начал передавать свой опыт младшему поколению.
– Мне стало интересно обучать этому ремеслу других. Какое-то время преподавал в Республиканском Дворце детей и молодежи в Минске. И сегодня уже мои ученики делятся своими навыками со своими воспитанниками. Я делаю то, что мне нравится, приносит радость и удовольствие. А это дорогого стоит! – признается он.
Когда видишь работы мастера, то кажется, что ему под силу сотворить из гибкого и одновременно капризного материала практически все: удивительной формы корзинки, колпаки для утепления растений, глобус, домики для кошек, люльки, мини-лукошки, куклы и даже воздушный шар.
– Из лозы я бы не советовал разве что пол стелить, – замечает Александр. – А так из нее можно изготовить практически любой элемент интерьера, мебель и так далее. Я удивляюсь, когда люди, к примеру, за табуреткой бегут в магазин. Понятно, что все развивается, модернизируется, но при этом многое и теряется.
Кстати, лозу умелец выращивает сам.
– Использую ивовую лозу. Она растет на специальных грядках, которые я регулярно пропалываю, получая и от этого удовольствие. Когда вижу, как весной набухают первые почки, чувствую безумную радость. Как будто инстинкт рыбака срабатывает, — улыбается Александр.
Официальный статус ремесленника, по его словам, многое упрощает.
– У меня есть возможность участвовать в специализированных выставках, продавать свои работы. При этом плачу одну базовую в год, что совсем не обременительно, – говорит он. – Правда, иногда случаются курьезы. Многие недопонимают, что ремесленничество – это и есть вид официальной деятельности. Как-то участвовал в социологическом опросе. У меня спросили: «Кем работаете?» Я ответил: «Ремесленником». Они удивились: «Что, так и писать?» – «Так и пишете», – сказал я. «А что это за профессия такая?» – услышал в ответ и объяснил: «Что-то среднее между обычным человеком и предпринимателем».
Любимое увлечение, как признался Александр Самойленко, сформировало в нем особое отношение ко многим вещам.
– Я работаю не только ради денег, а прежде всего – в свое удовольствие. Плетение меняет характер: люди часто унывают, а здесь унывать некогда. Надо жить сегодня, здесь и сейчас.
Юлия ГУНАШВИЛИ
Фото Валерия КАРТУЛЯ
1prof.by
как корреспондент «ВВ» училась плести изделие из лозы?
Изделия народных умельцев меня привлекали всегда. А получится ли у самой сделать что-то похожее? Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, я отправилась к мастерам Докшицкого районного Дома ремесел.
В просторных светлых помещениях, украшенных сотнями различных поделок — свой особый таинственный мир. На выставочных стендах красуются декоративные валенки, панно, половички, механические игрушки, куклы и сумочки, изготовленные из соломки, лозовой коры… Смотрю на них не без сомнения в «правильности заточки» своих рук.— Сделать все это непросто, — директор Дома ремесел Инна Карпеко только усиливает мою тревогу. — В каждую работу мастер вкладывает свою душу. Одно и то же изделие два человека выполнить одинаково не могут. Поэтому интерес к предметам народного творчества был и остается неизменно высоким.
Важен творческий подход
Мастерская по лозоплетению была для меня в этот день основным пунктом назначения. Методист-мастер Татьяна Говорцова пригласила осмотреться, пока она подготовит материал для работы. Татьяна Петровна, кратко инструктирует по технике работы с лозой рассказывает о формах изделий, достает аккуратно сложенные пучки лозы. Только в этот момент за широкими корзинами я заметила ванночки с намоченными прутьями, свернутые в тугую косичку другие материалы.
— Это мои заготовки, плетенки — кукурузные листья, ситник, рогоза. Делаю их заранее, чтобы потом было проще, — пояснила Татьяна. — В работе можно и кору лозы применять, и ленты из лозы делать. Все это придает неповторимый образ и добавляет изящества любой поделке.
Совсем недавно Татьяна, к слову, она является членом клуба народных мастеров и самодеятельных художников «Докша», принимала участие в международном конкурсе «Лазовы прут-2016» и заняла первое место в номинации «Плетение лозы в сочетании с другими природными материалами». Как раз кукурузные плетенки и помогли одержать победу. Ее сундучок, сделанный из лозы и кукурузы, высоко оценили члены жюри.
— Конкуренция была сильная, — говорит Татьяна. — С рогозом я начала работать одной из первых в области. А теперь много мастеров, умело сочетающих лозу с иными материалами, на первый взгляд совсем неподходящими. Кто-то использует камыш, кто-то — ситник, кору.
Прутик к прутику
И вот начинается самое интересное. На стол Татьяна кладет шесть тонких прутиков. — В учебной литературе сказано, что начинать работу надо с шаблонов, отдельных упражнений, но, на мой взгляд, это излишне, — говорит Татьяна. — И пусть первая поделка будет не настолько ровной и красивой, но она будет самой дорогой. Например, у меня это плетеное донышко. Оно и поныне дома на видном месте.
Мастер закончила худграф ВГУ им. П. Машерова. Работала в школе, а в 1994 году пришла в Дом ремесел. И ничуть не жалеет. Коллектив хороший, а главное, есть возможность ежедневно заниматься тем, что по душе.
— Первое время было нелегко, не сразу, как и ты сейчас, почувствовала характер природного материала, — продолжала она. — Но потом все это настолько захватило, что стало частью жизни. Ктати, народными промыслами в нашей семье всегда занимались. Дед плел, бабушка и тетя ткали, а мама с ранних лет вязала и вышивала. Хорошо подготовленный для работы лозовый прут переломать достаточно сложно, поэтому нам потребовались специальные инструменты. Сделать первые надрезы и выемки оказалось непросто. Мокрые прутики, а их предварительно отмачивали в кипятке, в руках были словно каменные.
— Надо приловчиться, тогда получится, — подсказывала мастер. — Основа основ — заготовка лозы, ее подготовка к работе. Если лоза хороша, то плести ее одно удовольствие. А если нет, то намаешься.
В работе важна каждая мелочь
Осень — сезон заготовок не только для дачников-огородников. Лоза к этому времени вырастает до 2 метров в высоту. Собирать материал Татьяне помогают другие мастера. Каждый по 7-8 охапок принесет — надолго хватит. Кору нужно снять с каждого прутика. Для изготовления даже небольшой корзинки их понадобиться несколько сотен.
Беру прутики, накручиваю на заготовку. Честно говоря, смысл этого увлекательного действия понимаю плохо. Но успокаиваю себя тем, что — это отличная тренировка пальцев, а также фантазии, так как пытаешься представить конечный вид своего творения.
— Поначалу очень переживала из-за каждой ошибки. Расплетала, переделывала, — подбадривает собеседница. — Только потом поняла, что недочеты в большинстве случаев легко устраняются. Переломался прутик — добавь второй, укрепить, а если обломался — наждачной бумагой пригладь. Можно, конечно, свой «велосипед изобретать», но лучше спросить у других мастеров, почитать специальную литературу и не тратить время на долгое, раз за разом исправление неудачных попыток. И помнить: чем миниатюрнее работа, тем она сложнее, а значит, больше ценится.
Продолжаем перекручивать прутики. И если раньше работали с каждым по отдельности, теперь одновременно берем два и три. Натягиваем их, чтобы плетение было равномерным. Становится все интереснее и интереснее.
Мастера своего дела
Директор Дома ремесел предлагает и ознакомиться с изделиями других умельцев. К слову, в мастерской по керамике, где много лет проработал опытный гончар Александр Вишневский, собрана уникальная коллекция старинных глиняных сосудов, найденных на территории района. Она занимает почетное место рядом с чернодымленной, обожженной, жгутовой керамикой мастера.
— У наших работников уйма креативных идей, — резюмировала Инна Карпеко. — Участвуем в различных конкурсах, всегда занимаем призовые места. Не раз жюри высоко оценивало труд мастера по соломоплетению Татьяны Мартинович, которая массивным изделиям предпочитает миниатюрные со сложным рисунком. Очень тонкая работа. Ее кокошники — настоящий шедевр.
В соседней мастерской Наталья Петрович на ткацком станке заканчивает махровые половички. Выглядят они очень красиво.
Именно в день моего творческого дебюта в Доме ремесел открылась выставка работ трех прославленных местных мастеров, отмечающих юбилей в конце августа. В их числе и мой сегодняшний учитель Татьяна Говорцова, которая помимо плетения из лозы занимается росписью по стеклу, лепкой из соленого теста.
Вернувшись в мастерскую, вновь беремся за дело. Донышко диаметром 20 см практически готово, остается лишь сделать последние штрихи — украсить широкой косичкой, спрятать оставшиеся хвосты внутри изделия. Убираю кусачками ненужные прутики. Вот и все. Первая поделка из лозы готова. Начало положено. Одобрительная улыбка мастера — лучшая награда за старания.
vitvesti.by
Белорусская корзина. Изделия из лозы
Белорусская корзина
По принципу плетения белорусская корзина резко отличается от ранее описанных корзин. Для нее заготавливают два круглых обруча (рис. 26, а) одинакового диаметра и связывают их под углом 90°. Связывать лучше ленточкой, но можно и круглым прутиком (рис. 26, б, в). После связки подставляют дополнительные палочки каркаса по одной или по две в каждой четверти и оплетают их в обоих узлах (рис. 27, а). Затем подставляют еще палочки, вновь оплетают их, и так до получения каркаса, определяющего форму изделия (рис. 27, б, в). Плетение ведется поочередно с одной и другой стороны к середине.
Рис. 26. Заготовки для белорусской корзины
Рис. 27. Белорусская корзина
Для придания корзине устойчивости надо, чтобы нижняя часть вертикального обруча вместе с соседними палочками справа и слева от него образовала плоскость (рис. 27, г). При приближении к середине незаплетенное пространство принимает форму клина (у обруча уже, у дна шире), поэтому до соединения плетения по обручу нужно выровнять плетение путем дополнительных проходов.
Белорусская корзинка получается нарядной, если чередовать плетение из белых и цветных прутьев.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
diy.wikireading.ru
От малюсенькой корзинки до огромного шкафа. Репортаж СТВ от том, как плетут из лозы
Новости Беларуси. В Беларуси приступили к заготовке лозы. Мировая тенденция – повышенный интерес к этно- и эко-стилю – диктует и устойчивый на нее спрос, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Поймы белорусских рек – настоящий «лозяной Клондайк». Здесь произрастают десятки видов лозы с разными оттенками древесины и гибкостью. Самый ходовой товар – одно-двухлетние побеги.
Елена Анженко, начальник участка плетения РУП «Гомельская фабрика художественных изделий «Любна»:Сначала едем, вырезаем ее в поймах рек. Привозим, варим – лоза варится 4-5 часов. Потом есть специальные люди, которые ее ошкуривают.
Технология одного из древнейших белорусских ремесел не изменилась за тысячи лет. В эти дни на художественной фабрике вываренная лоза сохнет в каждом укромном месте. На год бесперебойной работы нужно заготовить 20 тонн сырья. Первая партия из нового урожая уже на столе мастера.
Ольга Коломиец, изготовитель художественных изделий из лозы РУП «Гомельская фабрика художественных изделий «Любна»:Да, хорошая. Лоза качественная, вот я даже сейчас делаю, ни одной практически еще не сломалось.
Ольга уверяет, что работу с лозой не променяет ни на что на свете. Теплое дерево дарит ей спокойствие и уют.
Александр Добриян, СТВ:Демонстрация для тех, кто, как и я, никогда не имел дела с лозой: материал удивительно гибкий. Когда-то белорусы могли изготовить из лозы что угодно, от малюсенькой корзинки до огромного шкафа. Пока изделие готовится, лоза успевает высохнуть. Когда этот поддончик будет готов, раскрутить обратно будет практически невозможно.
Этот участок – крупнейшее в стране производство плетеных изделий: современные мастера используют опыт, накопленный веками. Автоматизировать этот кропотливый труд не удалось еще никому на планете. 100 % ручная работа.
Василий Некрашевич, помощник директора РУП «Гомельская фабрика художественных изделий «Любна»:Очень много ее увозится иностранцами. Прорабатываем направления. Мы сегодня работаем и с Германией.
Интерес в той же России к изделиям из лозы огромный. Но объемы поставок пока сдерживает логистика. Дальние перевозки делают цену на легкие, но объемные изделия неконкурентоспособной. На фабрике работают над решением и этой задачи.
www.ctv.by
заготовка лозы | Виноград на Севере Беларуси
Для сведения. Виноград размножают двумя путями: cеменным и вегетативным способом – отводками, черенками (одревесневшими, зелеными) и прививкой.
Однако в практике виноградарства семенное размножение имеет ограниченное применение и используется лишь в селекционной работе при выведении новых сортов, т.к. растения, полученные из семян культурных сортов, не сохраняют хозяйственно-ценных признаков. Семенное потомство отличается большим разнообразием признаков и свойств, с проявлением в большинстве случаев свойств диких форм. Лишь отдельные из них могут выделиться хозяйственно-ценными признаками(иногда превосходящими по качеству свойства материнского растения).Кроме того, селекция- сложнейший процесс, требующий огромного объема специальных знаний, которыми ни вы, ни я не обладаем. Энтузиазм, желание и стремление людей к чему-то новому безграничны. Соблазн вывести свой сорт велик и присущ в разной степени каждому. Я предостерегаю Вас от такой непродуктивной траты времени. Виноград-культура места и времени. Предоставьте занятие селекцией и испытание сортов специалистам, воздержитесь от посевов семян и приобретения сортов, только что созданных случайными любителями. Не теряйте напрасно время и средства. Приобретайте известные, неоднократно проверенные в вашей местности сорта.Отводками называют приемы укоренения побегов без предварительного отделения от материнского куста.Этот самый древний способ размножения винограда, который используется с целью:— облегчения вегетативного размножения трудно укореняемых сортов;— реконструкции виноградников: заполнения пустых мест на плодоносящем винограднике; омоложения старых кустов; изменения расстояния между рядами и кустами и др.В практике виноградарства существует несколько способов отводков. Самые распространенные — отводка вызревшим однолетним побегом, отводка зеленым побегом, китайская (горизонтальная) отводка. В результате получаются мощные, качественные саженцы, с хорошо развитой корневой системой, которые могут дать урожай в год укладки отводков в землю.Однако в северном виноградарстве, в условиях уплотненной посадки (расстояние между кустами 1,5-1,7 м), такой способ размножения не нашел достаточного распространения.Прививка — это хирургическая операция на виноградном кусте или его частях.
nordvin.by
"Союз" побывал в гостях у мастера плетения из лозы
Виктор Давидович: За 25 лет я сделал лишь седьмую часть того, что хочу сделать. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ
Виктор Николаевич согласился приветить, однако место встречи предложил другое:- Все мое "хозяйство" - работы, лоза, инструменты - в агрогородке Красный Берег, что в 30 минутах от Жлобина. В старинной усадьбе Козел-Поклевских XIX века.
Я даже присвистнула от удивления:
- Неужели прикупили памятник архитектуры?!
- Нет, что вы! В усадебном доме - экспозиции, филиал Жлобинского историко-краеведческого музея. И у меня там мастерская по лозоплетению, ученики.
Поезд из Гомеля домчал до станции "Красный Берег" за полтора часа с небольшим. Еще минут 20 ходу - и вот она: красная ограда, сложенная в позапрошлом веке, за которой расположился государственный аграрный колледж, а в глубине - усадьба в облаках желтых листьев старинного английского парка.
Открыли ее после реконструкции весной прошлого года. Виктор Давидович, встретив меня с плетеным абажуром в руках (привез из Жлобина одну из ранних работ), готов рассказывать о Козел-Поклевских, к слову, известных сибирских олигархах-меценатах того времени, бесконечно. Но я потихонечку вывожу разговор на его творческую биографию:
- А как вас из электриков в ремесленники забросило? Наверное, были в роду мастера?
- Как раз нет. Разве что дядя столярничал. Помню, забирался я к нему в мастерскую, а там такой обалденный запах стружки... Конечно, по жизни я человек природы. Река, лес - моя стихия. Чувствовал все это, только не знал, до какой степени, пока не случились 90-е. Как-то зашли с супругой в магазин. И приглянулась ей там плетеная вазочка. Купили. Покрутил-повертел, и подумалось мне: "Неужто я так не смогу?" Отправился в библиотеку за обучающей литературой. Тогда ведь не было интернета.
На этом пути судьба свела Давидовича с еще одним увлеченным человеком - Ильгизаром Халилуллиным, у которого теперь в Татарстане бизнес: делает и продает предметы интерьера из лозы. Вдвоем организовали мастерскую в школе N 12 Жлобина, где плели бра, светильники, корзины... Потом жизнь изменилась к лучшему. Халилуллин уехал на родину в Татарстан. Давидович вернулся на завод. Однако лозу не бросил. Говорит, совпал с ней на сто процентов: "Не могу не плести". Более того, не так давно полностью решился посвятить себя ремесленничеству как творчеству. Теперь он - мастер.
Поднимаемся по витой лестнице усадьбы. Виктор Николаевич распахивает музейные двери:
- Вот оно - наше рукотворное царство. Здесь работаю вместе со своими учениками. Сейчас познакомитесь. Здесь же выставлены мои труды.
Ожидаю увидеть детвору, а меня встречают пожилые люди. Оказывается, в музейной мастерской Виктор Николаевич учит ремеслу сельчан солидного возраста. Среди его подопечных, например, супруги-пенсионеры Александр и Валентина Киселевы. Наставник представляет местные таланты: меньше года занимаются, а уже показывают высший пилотаж творчества.
Корреспондент «СОЮЗа» подошла к делу творчески. Фото Виктории Кацевич Оглядываю выставку. Сказка, да и только - ивовые переплетения в десятках интерпретаций. От мельчайших бытовых подробностей вроде изысканных тарелочек, подносов и шкатулок до детской люльки, домика для кота и плетеной мебели. И все теплое, живое. Мастер уточняет: на это 20 часов ушло, на это - 60, а здесь месяц работал. Так и тянет рассмотреть, как же устроено витиеватое чудо. Сдается мне, чистая математика. Прут к прутику, в точной последовательности, в безупречном рисунке. Хмурю брови. С математикой у меня не очень. Давидович смеется:- Да просто это. Весной и по осени заготавливаем прут, снимаем кору, кипятим 3,5 часа. От этого цвет зависит...
- Это же какая парилка в квартире!
- Зато хвори не возьмут при такой ароматерапии. А потом в работу. Расщепляем на ленты колунком. Смачиваем. Самое трудное во время плетения - натягивать пруты-ленты. Тут нужна сила. Руки потом прилично болят.
Когда дело доходит до последовательности действий, теряю связь, еще не оторвавшись от донышка корзины. Зато в руках у Давидовича прутья мелькают с ошеломляющей скоростью. На глазах вырастает ивовая красота. Мастер подбадривает:
- Не все сразу. Нужно время. Усидчивость, терпение. Я поначалу освоил основные техники. Теперь вот плетение восточным узелком - очень красиво получается, объемно, выпукло. Мало кто в этой технике работает. Что-то свое привношу. Идей и планов - море. За 25 лет я сделал лишь седьмую часть того, что хочу сделать. Так что будет тяга к лозе - и у вас все получится.
- Так же впечатляюще, как у вас?
- Непременно, когда вложите душу, тепло, мысли...
А что? Может, попробовать в свободное от работы время? По совету мастера дождусь, когда деревья сбросят листву, куплю секатор в хозяйственном магазине и вперед - на пойму реки за ивовой лозой. Нарежу, начищу, накипячу - и буду плести себе в удовольствие долгими зимними вечерами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Понравился материал? Поставьте ему оценку.www.sb.by
Производство плетеной мебели » Next24
Этот бизнес стар, как мир. Плетеные кресла находят в египетских пирамидах. В Древней Руси плетеная мебель была столь же популярна, как лапти. Позже плетеная мебель незаслуженно забылась.
С недавних пор мода на мебель из лозы стала вновь возвращаться. Причем плетеную мебель к нам начали завозить из Европы и продавать по сумасшедшим ценам. Изящные плетеные кресла и столики со стеклянной столешницей расходились по цене в тысячи долларов за набор.
«Этот бизнес является идеальным для людей, ограниченных в деньгах, - убежден предприниматель Егор Козлов из Вологды. - Здесь не нужны хитроумные машины и технологии. Всё делается так же, как двести лет назад. Но дело в том, что этот промысел основывается на ручном труде, который не поддается автоматизации. Ручной труд в эпоху машин всегда будет в цене».
Иначе говоря, есть все предпосылки, что, начав бизнес на плетение мебели из лозы, можно неплохо заработать.
Поиск и сбор лозы
Для изготовления плетеной мебели нужна лоза. Специалисты советуют обратить внимание на иву. Благо, что она растет почти повсеместно. Правда, срезать прутья для плетения нужно с умом. Дабы сохранить их возрождение без ущерба дереву или кустарнику.
«Прут надо срезать серпом или ножом под углом 30-60 градусов к оси ветки, а не топором, - советует Егор Козлов. - И поближе к пеньку, оставляя на каждом пеньку по два прута. После не трогать их два-три года, пока не прорастут новые. Комелёк (остаток прута) должен быть небольшим, сантиметра два.
Хорошим материалам для плетения является прут ивы конопляной, которая растет вдоль рек, озер или в заливных поймах. На каркас мебели обычно используются трехлетние пруты, а на само плетение идет однолетняя лоза. Удачей считается найти иву заостренную, известную как гибрид козьей и прутовидной ив. Её лоза считается очень качественным материалом.
Заготовку ивовой лозы следует начинать во второй половине октября. Заканчивают сбор лозы весной, когда появляются белые пушистые почки.
Резать иву весной и летом не рекомендуется по экологическим соображениям. Ранка на комельке долго не заживает и сочится. В этом случае на появление новых веток можно не рассчитывать.
«Здесь есть нюансы, - советуют Егор Козлов. - Зимняя заготовка дает лозу кремового цвета, а летняя – белого, наиболее востребованного. Прежде, чем резать лозу, необходимо оценить её на крепость. Для этого нужно согнуть ветку на 90 градусов. Если лоза не сломалась, т
n24.by