Система налогообложения это: Полная информация для работы бухгалтера

1.2. Принципы налогообложения — НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В финансово-бюджетной системе существуют
отношения по поводу формирования и использования финансов
государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана
обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и
других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы
являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным
производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому
требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие
нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное
существование государства», —
подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений
значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих
завоевание новых территорий —
рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные
средства.

Исходя из необходимости наиболее полного
удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство
устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам
и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом,
который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»,
изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа
налогообложения.

Принцип равенства и справедливости:
все граждане обязаны участвовать в формировании
финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно
определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны
и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого
конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и
содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по
управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны
быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие
удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение
акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы,
Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных
основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил
перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах,
объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно
    быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство
    должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также
    варьировать налоговые ставки.

Экономике-хозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно
    иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями
    и условиями их предложения.

Этические принципы:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового
администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была
заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы
как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы
нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих
стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая
теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере
развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая
наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в
XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и
финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время
сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех
направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости.
Согласно этому принципу все юридические и физические
лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей
государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом
равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и
горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает,
что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают
    больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что
налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой
ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два
аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные
условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается,
что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает
большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать
развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации
и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать
экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и
последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных
элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и
для перспективного развития национальной экономики и воздействия на
хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для
проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во
внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя,
воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного
принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для
реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов,
позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и
получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся
организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения.
Его суть заключается в том, что нельзя допускать
установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок
налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых
форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а
также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне
зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для
налогоплательщика. Исходя из этого принципа при
введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога
должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а
организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко
времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на
потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой
товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти.
Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно
в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он
устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный)
наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов,
установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов
налогообложения.

Принцип единства налоговой системы.
Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги,
нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В
связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают
свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или
финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не
запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или
создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов,
нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя
из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о
действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке
исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается
обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и
тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за
определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая
налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны
толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого
действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем,
разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна
быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим
условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений
политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы
налогообложения.

Принцип законодательной формы установления.
Этот принцип предусматривает, что налоговое требование
государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика
должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя
допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их
конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное
ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности
государства.

Принцип приоритетности налогового
законодательства. Его суть заключается в том, что акты,
регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не
должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это
означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся
налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они
соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко
выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой
нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты
налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при
определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения
государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам
налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа
налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей
системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в
мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы
и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами,
которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются
принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов,
удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование
другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности,
невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении
эффективной налоговой системы.

Упрощенная система налогообложения — один из способов оптимизации налогообложения предприятия

Автор:

Сивашова Светлана Анатольевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано
в

Молодой учёный

№51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 20. 12.2019
2019-12-20

Статья просмотрена:

96 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:


Сивашова, С. А. Упрощенная система налогообложения — один из способов оптимизации налогообложения предприятия / С. А. Сивашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65459/ (дата обращения: 09.01.2023).



В России наряду с общей системой налогообложения существует возможность применения специальных налоговых режимов.

Ключевые слова: налог, система налогообложения, режим налогообложения, налоговая нагрузка, оптимизация налогообложения.

Законодательство РФ о налогах и сборах предоставляет налогоплательщикам возможность выбора режима налогообложения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает специальные налоговые режимы, которые «могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов» [1, с. 22]. Они могут либо заменять режим ОСНО, либо использоваться наряду с ним.

Согласно п. 1 ст. 341.11 НК РФ применение организацией упрощенной системы налогообложения возможно наряду с другими системами налогообложения. Предусмотрен также добровольный переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения.

Организации, применяющие в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, а также не признаются плательщиками НДС.

Использование УСН возможно, если налогоплательщик отвечает ряду показателей, ограничивающих возможность применения этой системы. Для 2019 года действуют ограничения по численности работников, доле участия в уставном капитале других юридических лиц, по остаточной стоимости основных средств и величине дохода.

Базу налогообложения при УСН выбирает сам налогоплательщик. При УСН доступны два режима — «доходы» или «доходы минус расходы». Ставки налога при УСН — 6 % и 15 %.

Налог, начисленный по ставке 15 %, не может быть меньше минимального. Даже если по результатам работы получен убыток, 1 % от дохода должен быть уплачен в бюджет. Налог, начисленный по ставке 6 %, может быть уменьшен, но не более чем на 50 %.

Организации, применяющие УСН, обязаны вести бухучет, составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях. Субъекты малого предпринимательства имеют право вести упрощенный учёт и составлять упрощенную отчётность. Однако акционерные общества, выплачивающие дивиденды, обязаны определять стоимость чистых активов и рассчитывать чистую прибыль по правилам бухгалтерского учёта.

Налогоплательщик при УСН не является плательщиком НДС. По просьбе контрагента организация на УСН может оформить НДС, но в этом случае необходимо сдать декларацию по НДС и заплатить сумму НДС в бюджет. При этом сумма НДС, перечисленная в бюджет, не будет учитываться в расходах при расчёте налога.

Перед организацией встаёт необходимость выбора того или иного режима налогообложения, поскольку учёт налогового фактора и эффективное управление налоговыми платежами способны высвободить дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства, инвестиционной деятельности и в целом для повышения конкурентоспособности предприятия.

В данной ситуации необходим сравнительный анализ ряда сопоставимых показателей по каждому из режимов. И только по его результатам можно выбрать режим налогообложения, предпочтительный для конкретного предприятия. Такими показателями может стать налоговая нагрузка и коэффициенты налоговой нагрузки и налоговой эффективности.

АО «Пестравское ХПП» имело право перейти на упрощенную систему налогообложения с 2018 года.

Проанализировав действующую систему налогообложения на ОСНО и смоделированную систему при УСН, можно сделать вывод о том, что предприятию выгоднее использовать упрощенную систему налогообложения, используя объект налогообложения доходы минус расходы. В среднем налоговая нагрузка для общей системы налогообложения находится в пределах 27 %, а при упрощенной системе 14 % — 15 %.

Для сравнения эффективности налогообложения хлебоприёмных предприятий проанализируем три предприятия Самарской области аналогичного вида деятельности: АО «Пестравское ХПП», АО «Большеглушицкое ХПП», ОАО «Большечерниговское хлебоприемное предприятие».

АО «Пестравское ХПП», АО «Большеглушицкое ХПП» используют основную систему налогообложения, а ОАО «Большечерниговское хлебоприемное предприятие» — упрощенную систему налогообложения.

Эффективность налогообложения предприятий с различными системами налогообложения представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели налоговой эффективности предприятий с разными системами налогообложения

На рисунке 1 видно, что налогообложение по упрощенной системе значительно эффективнее, чем по основной системе налогообложения.

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели налоговой нагрузки АО «Пестравское ХПП» при различных системах налогообложения.

Рис. 2. Коэффициенты налоговой нагрузки при различных системах налогообложения предприятия

На рисунке 3 представлены сравнительные показатели налоговой эффективности АО «Пестравское ХПП» при различных системах налогообложения.

Рис. 3. Коэффициенты налоговой эффективности при различных системах налогообложения АО «Пестравское ХПП»

Переход в 2018 году АО «Пестравское ХПП» на упрощенную систему налогообложения по системе доходы минус расходы при неизменных параметрах хозяйственной деятельности предприятия привёл бы к значительному снижению налоговой нагрузки и более эффективному использованию финансов предприятия.

Государство, совершенствуя законодательную базу в сфере налогообложения, пытается повысить эффективность налоговой системы в целом. Предприятиям же необходимо на локальном уровне максимально использовать все возможности снижения налоговых платежей посредством методов, предоставляемых государством в рамках законодательства РФ.

Литература:

  1. Мочалова Л. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Л. А. Мочалова, А. В. Касьянова, Э. И. Рау; под ред. Л. А. Мочаловой. — 2-е изд., перераб и доп. — Москва: КноРус, 2016. — 378 с.;
  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по состоянию на 1 ноября 2019 г. — Москва: Проспект, 2019–1068 с.;
  3. Толмачёв И. А. Специальные налоговые режимы: ECXH, упрощенная система налогообложения, ЕНВД / Изд. 3-е, перераб. и доп. — Москва: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2017. — 657 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая нагрузка, упрощенная система налогообложения, режим налогообложения, различная система налогообложения, система налогообложения, налоговая эффективность, общая система налогообложения, основная система налогообложения, плательщик НДС, сумма НДС.

Ключевые слова

налоговая нагрузка,

налог,

система налогообложения,

оптимизация налогообложения,

режим налогообложения

налог, система налогообложения, режим налогообложения, налоговая нагрузка, оптимизация налогообложения

Похожие статьи

Проблемы выбора

системы налогообложения при ведении. ..

В статье рассматриваются особенности различных систем налогообложения, их преимущества и недостатки, производится выбор наиболее оптимального налогового режима путем расчета абсолютной и относительной налоговой нагрузки

Оптимизация

налоговой нагрузки при упрощенной системе

В данной статье рассмотрены схемы оптимизации налоговой нагрузки при использовании предприятием упрощенной системы налогообложения и специфика учета доходов и расходов при специальных налоговых режимах налогообложения.

Использование

упрощённой системы налогообложения малыми. ..

Упрощённая система налогообложения — это налоговый режим, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, а также упрощение ведения их бухгалтерского учёта. Налоговый период при упрощённой системе

Ключевые слова:

упрощенная система налогообложения

Проведено сравнение трех режимов налогообложения: общего режима

Попова Ю. В. Оптимизация налоговой нагрузки предприятия с применением УСН и освобождения от уплаты НДС

Рец В. В. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов. ..

Оптимальные

режимы налогообложения для предприятий…

Общий режим налогообложения применяется к любому предприятию, которым не был выбран специальный налоговый режим и предполагает уплату налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц своих сотрудников.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход…

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые

выделением общей системы налогообложения и систем налогообложения на специальных режимах

Так, внедрение автоматизированных систем налогового контроля АСК НДС-1 и АСК НДС-2 в. ..

Выбор оптимального

режима налогообложения для малого…

Варианты систем налогообложения на то и даны в законодательстве, чтобы малые

Одним из таких преимуществ малого бизнеса — упрощенная система налогообложения и специальные режимы

1. Общая система налогообложения (ОСНО). 2. Специальные налоговые режимы

налоговая база, упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения — это один из пяти функционирующих в РФ специальных налоговых режимов, уникален тем, что предоставляет право выбора, как самой системы налогообложения, так и ее объекта. Данный специальный режим стал…

Похожие статьи

Проблемы выбора

системы налогообложения при ведении…

В статье рассматриваются особенности различных систем налогообложения, их преимущества и недостатки, производится выбор наиболее оптимального налогового режима путем расчета абсолютной и относительной налоговой нагрузки

Оптимизация

налоговой нагрузки при упрощенной системе

В данной статье рассмотрены схемы оптимизации налоговой нагрузки при использовании предприятием упрощенной системы налогообложения и специфика учета доходов и расходов при специальных налоговых режимах налогообложения.

Использование

упрощённой системы налогообложения малыми…

Упрощённая система налогообложения — это налоговый режим, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, а также упрощение ведения их бухгалтерского учёта. Налоговый период при упрощённой системе

Ключевые слова:

упрощенная система налогообложения

Проведено сравнение трех режимов налогообложения: общего режима

Попова Ю. В. Оптимизация налоговой нагрузки предприятия с применением УСН и освобождения от уплаты НДС

Рец В. В. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов…

Оптимальные

режимы налогообложения для предприятий…

Общий режим налогообложения применяется к любому предприятию, которым не был выбран специальный налоговый режим и предполагает уплату налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц своих сотрудников.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход. ..

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые

выделением общей системы налогообложения и систем налогообложения на специальных режимах

Так, внедрение автоматизированных систем налогового контроля АСК НДС-1 и АСК НДС-2 в…

Выбор оптимального

режима налогообложения для малого…

Варианты систем налогообложения на то и даны в законодательстве, чтобы малые

Одним из таких преимуществ малого бизнеса — упрощенная система налогообложения и специальные режимы

1. Общая система налогообложения (ОСНО). 2. Специальные налоговые режимы

налоговая база, упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения — это один из пяти функционирующих в РФ специальных налоговых режимов, уникален тем, что предоставляет право выбора, как самой системы налогообложения, так и ее объекта. Данный специальный режим стал…

Налоговая система Южной Африки: нация в микрокосме

Мы были двумя из девяти иностранцев, приглашенных Министерством финансов Южной Африки для участия в недельном семинаре по продвижению длительного процесса налоговой реформы, начатого вскоре первым демократически избранным правительством Южной Африки. после захвата власти. Мы считаем, что потребуется необычайная бесчувственность — даже черствость — чтобы не быть эмоционально вовлеченным, а также интеллектуально приверженным успеху этих усилий по исправлению, без злобы или взаимных обвинений, последствий десятилетий систематической несправедливости.

Все развивающиеся страны сталкиваются с трудностями при попытках использовать ограниченные ресурсы для содействия экономическому росту. Немногие сталкиваются с сочетанием таких сложных проблем, как те, с которыми сталкивается Южная Африка. Экономические ограничения сочетаются с политическим наследием апартеида. Демократически избранным правительствам, пришедшим к власти в 1994 и 1999 годах, удалось при весьма ограниченных ресурсах сохранить значительную степень политической сплоченности и вывести Южную Африку относительно невредимой из азиатских экономических потрясений, которые угрожали распространиться на другие развивающиеся страны. Хотя для преодоления проблем, с которыми сталкивается Южная Африка, потребуется немалая удача, нынешние прогнозы обнадеживают.

Неравенство доходов в Южной Африке крайне велико. Стандартный индекс неравенства, коэффициент Джини, составляет 0,58, что выше, чем в любой другой стране (возможно, за исключением Бразилии и Колумбии), и уступает только общемировому коэффициенту Джини. Реальность неравенства очевидна. Убогие жилища — лачуги из гофрированного железа без воды и электричества и однокомнатные общежития, построенные для одиноких шахтеров, разлученных со своими семьями и теперь населенные семьями из 6, 8 или 10 человек, — существуют в поселках, граничащих с городами и пригородами, столь же богатыми, как и в любой другой стране. Соединенные Штаты. Различные поселки в Кейптауне, кишащие сотнями тысяч скваттеров, граничат с Кейптауном, городом, отличающимся богатством и красотой. Соуэто (юго-западный поселок), в котором проживает четыре миллиона человек и который по размерам соперничает с соседним Йоханнесбургом, представляет собой смесь лачуг, простых бетонных домов и просторных жилых помещений, роскошных по любым меркам.

Преступность омрачает жизнь всех — белых, черных или цветных (южноафриканский термин, обозначающий любого, кто принадлежит к смешанной расе или не является ни белым, ни черным). Это препятствует личному передвижению и деловым решениям о местоположении. Посторонний сначала шокирован, а затем оцепенел от вездесущей нормальности зарешеченных окон и дверей на первом этаже и стен с колючей проволокой наверху.

Экономика Южной Африки только начинает восстанавливаться после эпизода азиатского гриппа. Эта экономическая зараза, охватившая то, что когда-то называлось «азиатскими тиграми», породила опасения, что Южную Африку постигнет та же участь. Чтобы предотвратить обвал валюты, центральный банк ЮАР временно повысил реальные процентные ставки до 15 и более процентов. Устойчивая экономическая стагнация, вызванная скачком процентных ставок, продолжается с середины 1997. Защита валюты, несомненно, избавила владельцев капитала от значительных потерь, но потери для рабочей силы были огромными — по сообщениям, безработица достигает 30 процентов.

Связанные книги

  • Сделано в Африке

    Кэрол Ньюман, Джон Пейдж, Джон Рэнд, Абебе Шимелес, Монс Сёдербом и Финн Тарп

Постепенное ослабление валютного контроля переместит Южную Африку в ряды малых стран с открытой экономикой. Риск бегства финансового капитала серьезен. В 1976, беспорядки в Соуэто усилили сомнения относительно устойчивости старого режима апартеида. С 1994 года некоторые инвесторы были обеспокоены тем, что демократически избранное правительство может оказаться негостеприимным для капитала. Южная Африка долгое время страдала от утечки мозгов, сначала из-за бегства противников апартеида, затем из-за того, что белые опасались потерять положение при всенародно избранном правительстве, и в более общем плане из-за того, что тонкий слой высококвалифицированных специалистов часто может найти более высокую заработную плату за границей. Риск бегства как финансового, так и человеческого капитала серьезно сдерживает экономическую политику, направленную на смягчение неравенства в целом, и налоговую политику, в частности. Иммиграция преимущественно бедных людей из африканских стран с меньшими экономическими возможностями также становится серьезной проблемой, увеличивая бремя подъема ранее обездоленных общин.

Налоговая реформа: общая информация

Стул Брюса и Вирджинии МакЛори

Старший научный сотрудник — экономические исследования

При апартеиде существовало пять различных налоговых администраций, в том числе по одной для каждого из «государств» происхождения Транскея, Бопутатсваны, Венды и Сискея. Правительство после 1994 года упразднило хоумленды и разделило страну на девять провинций. Большая часть полномочий по сбору доходов принадлежит национальному правительству, но провинции имеют значительные полномочия в отношении государственных расходов. Поскольку Южная Африка является большой и разнообразной в экономическом, социальном и этническом отношении страной, управление фискальным федерализмом столкнется с трудными проблемами в будущем. Однако в настоящее время основные вопросы налоговой политики касаются того, следует ли и каким образом перестраивать национальную налоговую систему.

Хотя демократически избранное правительство внесло скромные изменения в налоговое законодательство, нынешний налоговый режим принципиально не отличается от системы, унаследованной от времен апартеида. Доходы от основных налогов показаны в Таблице 1. Общие налоговые сборы в 1999 финансовом году составили немногим более 27 процентов ВВП, но доля налогов имеет тенденцию к снижению, и правительство обязалось сократить ее до 25 процентов. Налоги на доходы физических лиц и корпораций, а также налог на добавленную стоимость на широкой основе являются основными источниками доходов. Налоги на горнодобывающую промышленность, которые когда-то были одним из самых важных источников государственных доходов, снизились до менее 1 процента доходов, поскольку падение цен на золото и другие полезные ископаемые и очень щедрые налоговые преференции для горнодобывающей промышленности привели к сокращению налогооблагаемой прибыли.

Таблица 1: Доходы Южной Африки, 1999-2000 гг.

Источник дохода
Доход в процентах от
 
Валовой внутренний продукт
Общий доход

ОБЩИЙ ДОХОД

27,1
100,0*
Подоходный налог с населения
11,7
43,1
Налог компании
3,0
11,2
Налог на добавленную стоимость
6,7
24,6
Акцизы
3,4
12,5
Налоги на добычу полезных ископаемых
0,3
1,0
Прочие доходы
2. 1
7,6

* детали не добавляются к итогу из-за округления
Источник: Южно-Африканская Республика, Министерство финансов, Обзор бюджета, 1999 г., Претория, 17 февраля 1999 г.

Налоговые проблемы Южной Африки возникают из-за сил, знакомых налоговым политикам во всем мире. В список шести основных угроз налогу на доходы физических лиц, составленный Налоговой службой Южной Африки (SARS), входят дополнительные льготы, независимые подрядчики и сложность налогового законодательства. Местные условия — особенно крайнее экономическое неравенство, политическая необходимость что-то с этим делать, а также высокая мобильность капитала и рабочей силы — усложняют усилия по решению этих и других проблем. В первые годы после апартеида основной проблемой для налоговых органов была потеря персонала, что вызывало сомнения в способности поддерживать доходы. Многие налоговые чиновники ушли в отставку, а другие предпочли выходное пособие продолжению службы при новом правительстве. При апартеиде немногие черные или цветные платили подоходный налог, и ни один из них не играл значительной роли в управлении. Большинство чернокожих и цветных работали в неформальной экономике, а те, кто работал в формальной экономике, обычно имели доход ниже уровня, при котором уплачивался подоходный налог с населения. Хотя расовый баланс политической власти уже не так перекошен, как раньше, экономическая власть остается примерно такой же сосредоточенной в 19 веке.99, как это было до 1994 года.

Столкнувшись с безвыходным положением налоговой службы, с популистскими призывами к перераспределению или даже экспроприации, а также с очевидным фактом, что отдельные таблицы подоходного налога для мужчин и женщин нарушают запрет новой Конституции на дискриминацию в зависимости от пола правительство, избранное в 1994 году, объявило о назначении комиссии из семи человек для изучения налоговой системы Южной Африки и выработки рекомендаций по реформе. Официально известная как Комиссия по расследованию некоторых аспектов налоговой структуры Южной Африки, вскоре она стала известна как Комиссия Каца по имени ее председателя Майкла Каца, частного корпоративного юриста. Комиссия опубликовала девять промежуточных отчетов от 19 ноября.94 по февраль 1999 г. Ожидается еще два доклада.

Налоговый семинар собрался в Айрине, тихом городке в фермерском районе между Преторией и Йоханнесбургом, который безжалостно поглощается зарождающимся мегаполисом. Тексты для симпозиума состояли из девяти промежуточных отчетов Комиссии Каца; справочные документы, подготовленные Главным управлением налоговой политики Бюджетного управления Департамента финансов, SARS, и Сэмюэлем Томпсоном, профессором права Университета Майами, находящимся в отпуске в Южной Африке в рамках Консультативной программы по вопросам налогообложения Министерства финансов США, и документы, подготовленные каждым из девяти приглашенных иностранцев.

В аудитории присутствовали несколько членов Комиссии Каца, другие сотрудники Главного управления налоговой политики и SARS, профессора экономики, бухгалтерского учета и права из различных южноафриканских университетов, а также представители юридических и бухгалтерских фирм, привлеченных в основном из ранее неблагополучных группы. Комиссар SARS и заместитель генерального директора Бюджетного управления посетили большую часть семинара, а недавно назначенный заместитель министра финансов посетил почти все семинары. С заключительными речами приехал министр финансов Тревор Мануэль. По сравнению с аналогичными встречами в Соединенных Штатах, посещаемость была гораздо более разнообразной, поскольку в нее входили как высокопоставленные правительственные чиновники, для которых налоговая политика является вопросом большой политической чувствительности, так и руководители и специалисты частного сектора, на которых любая политика будет непосредственно влиять. изменения.

Текущая налоговая система

Поскольку неравенство в доходах крайне велико, весь подоходный налог и большая часть доходов собирается с небольшой части населения. Доходность нынешней системы — более одной четверти ВВП — означает, что налоговые политики должны реформировать активно функционирующую налоговую систему, а не разрабатывать новую систему, начиная с чистого листа. В результате они должны тщательно учитывать существующие налоговые правила, договорные обязательства и проблемы перехода.

Начальные условия действительно суровы и иногда неожиданны. Отток обученного персонала стал первоначальной проблемой, и меры по решению возникших проблем были отмечены в первом промежуточном отчете Комиссии Каца. Поскольку чернокожее и цветное население рассматривало налог на добавленную стоимость, введенный в последние дни апартеида, как попытку белых переложить на них налоговое бремя, повышение ставки НДС или сокращение количества товаров с нулевой ставкой имеет высокую политическую цену. Контрабанда является особенно серьезной проблемой, отчасти потому, что она была вопросом выживания как для Африканского национального конгресса в его борьбе с апартеидом, так и для самого правительства апартеида в его усилиях уклониться от международных санкций, а отчасти потому, что акцизные сборы Южной Африки на алкоголь и табачные изделия высоки по сравнению с соседними странами.

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог взимается по резко прогрессивным ставкам с доходов из внутренних источников индивидуальных податных единиц. В 1999-2000 налоговом году налогооблагаемый доход имеет резко градуированные ставки, начиная с 19 процентов с первых 33 000 южноафриканских рандов налогооблагаемого дохода [6 рандов = 1 доллар США], затем 30 процентов с дохода до 50 000 рандов и достигая максимума в 45 рандов. процентов, начиная со 120 000 южноафриканских рандов (20 000 долларов США). Невозмещаемая скидка в размере 3 710 южноафриканских рандов (6 485 южноафриканских рандов для лиц в возрасте 65 лет и старше) снижает обязательства. Налоговое обязательство лица моложе 65 лет с налогооблагаемым доходом в размере 50 000 южноафриканских рандов, например, составляет 7 660 южноафриканских рандов (19процентов от 33 000 рандов плюс 30 процентов от 17 000 рандов минус 3 710 рандов), или средняя ставка 15,32 процента. Различные вычеты и исключения, которые имеют особое значение для работников со средним и высоким доходом, которые могут договориться о структурированных компенсационных пакетах, несколько улучшают эти ставки. Несмотря на низкий уровень необлагаемого дохода, только 5,8 миллиона человек, или около 23 процентов взрослого населения, подали декларации в 1998 году, и менее одного миллиона имели доход в размере 80 000 южноафриканских рандов (13 333 долларов США) или выше. Самые обеспеченные 20 процентов населения получают 74,3 процента дохода домохозяйства и платят 94,3 процента подоходного налога с населения.

Налоговая база включает все доходы за вычетом большей части отчислений в пенсионные фонды, плюс проценты, превышающие 2000 южноафриканских рандов. Дивиденды и прирост капитала не облагаются налогом на уровне домохозяйств. Не допускаются никакие вычеты процентов по ипотечным кредитам, налогов на имущество или благотворительных взносов, за исключением ограниченных подарков образовательным учреждениям. Люди, чей доход в основном состоит из заработка и чей доход составляет менее 60 000 южноафриканских рандов (SARS предложил увеличить порог до 80 000 южноафриканских рандов), облагаются SITE — стандартным подоходным налогом на заработок — системой точного и окончательного удержания, взимаемого на рабочем месте. и переведены на ОРВИ работодателями. Физическим лицам не нужно подавать декларации. В этой системе участвуют две трети плательщиков подоходного налога.

Пенсионные фонды

В Южной Африке нет системы накопительного социального страхования. Пенсионеры получают поддержку в виде фиксированного пособия, основанного на проверке дохода, одного или нескольких различных защищенных от налогов пенсионных фондов, в которые могут вносить взносы отдельные лица или их работодатели, или обычных сбережений. Депозиты (за исключением резервных фондов) подлежат вычету, и существует 25-процентный налог на валовые проценты и чистый доход от аренды, начисляемый пенсионным фондам. Аннуитеты облагаются налогом как обычный доход, но люди также могут получать единовременные выплаты, часть которых полностью освобождается от налога (4 500 рандов, умноженных на количество лет членства в фонде, или 120 000 рандов, в зависимости от того, что меньше) и большая часть которых облагается налогом по сниженной ставке. тарифы. Сообщается, что фиксированное пособие, единое по всей стране, является щедрым для сельских жителей, но скудным для городских жителей.

Налог на прибыль корпораций

Ставка налога на прибыль корпораций была снижена с 35 до 30 процентов в 1999 году. Дивиденды облагаются дополнительным налогом в размере 12,5 процентов, вторичным налогом на корпорации. В сочетании с освобождением дивидендов и прироста капитала от налога на доходы физических лиц эта система представляет собой частично интегрированную систему. Как правило, Южная Африка облагает налогом как входящие, так и исходящие транзакции на основе источника. Налоговые каникулы более ранней эпохи теперь отменены, и нет инвестиционного налогового кредита. Хотя инфляция была довольно высокой, в среднем около 8 процентов в середине 1990-х годов законодательной индексации в налоговой системе нет.

Налог на добавленную стоимость

НДС в Южной Африке напоминает новозеландскую модель. Это широко распространенный сбор в размере 14 процентов на товары и услуги, включая государственные и финансовые услуги; 19 Основные продукты питания, на долю которых приходится около 10 процентов базы, облагаются нулевой ставкой, как и экспорт. Освобожденные товары включают товары, непропорционально потребляемые бедными, в том числе кукурузную (мясную) муку, рис, молоко, яйца, овощи и фрукты, но разница между классами доходов в доле потребления товаров с нулевой ставкой невелика. Преимущество административной простоты в результате отмены нулевого рейтинга было бы значительным. Кроме того, если бы дополнительные доходы расходовались примерно пропорционально другим государственным расходам, бедные в совокупности получили бы гораздо больше от дополнительных общественных услуг, чем потеряли бы от дополнительного налогового бремени. Тем не менее, группы, представляющие малообеспеченных и других лиц, яростно сопротивляются сокращению или отмене нулевого рейтинга.

Другие источники доходов

Помимо личных и корпоративных подоходных налогов и налога на добавленную стоимость, Южная Африка получает деньги от различных таможенных и акцизных налогов. Эти налоги приносят немногим более 10 процентов от общего дохода. Южная Африка также вводит налог на наследство по фиксированной ставке 25 процентов для имущества стоимостью более 1 000 000 южноафриканских рандов, с освобождением от активов, переданных дважды в течение 10-летнего периода, и налогом на пожертвования при передаче имущества in vivos. Переводы в размере 25 000 южноафриканских рандов в год на одного дарителя на одного одаряемого не облагаются налогом. Налога, по-видимому, легко избежать с помощью механизмов, которые легко распознаются американскими планировщиками недвижимости, и уклонение, похоже, не обременено ограничениями, введенными в Соединенных Штатах за последние два десятилетия. Тот факт, что налог на наследство приносит лишь одну восьмую процента от общего объема налоговых поступлений, свидетельствует о том, с какой легкостью его можно избежать.

Как страна, богатая алмазами, золотом и другими природными ресурсами, Южная Африка в разное время получала значительные доходы — до 10 процентов от общего объема налоговых поступлений в начале 1980-х годов — от налогообложения добывающих отраслей, несмотря на чрезвычайно щедрые уступки. . Поступления от этих налогов упали до менее 1 процента от общего объема налоговых поступлений, поскольку цены на золото и, в меньшей степени, другие природные ресурсы упали.

Промежуточные отчеты Комиссии Каца

Отчеты Комиссии Каца отражают огромный объем работы и содержат сложный анализ правовых и экономических аспектов налогообложения. Эти отчеты выгодно отличаются от классических всесторонних обзоров налогообложения, таких как отчет Мида в Соединенном Королевстве, отчет Комиссии Картера в Канаде, планы базовой налоговой реформы Министерства финансов США и трехтомный отчет 1984 года, который привел к Налоговой реформе. Закон о реформе 1986 г.

Наиболее заметным недостатком отчетов Комиссии Каца по сравнению с отчетами, подготовленными за границей, является относительное отсутствие количественного обоснования. По сравнению с отчетами Министерства финансов США, Бюджетного управления Конгресса или Объединенного комитета по налогообложению соотношение таблицы и текста в отчетах Комиссии Каца мизерно, а нечастость количественных доказательств, подтверждающих аргументы или даже иллюстрирующих масштабы, поразительна. Правительство имеет ограниченные возможности в области оценки и моделирования доходов — ему не хватает персонала для проведения анализа на основе микроданных либо доходов корпораций, либо налога на добавленную стоимость, — но в настоящее время оно находится в процессе значительного расширения своих возможностей. Такое положение вещей существует отчасти потому, что ресурсы ограничены, а другие приоритеты вытеснили анализ. Кроме того, отношения между Главным управлением налоговой политики Департамента финансов и SARS плохо организованы для поощрения сбора и обмена данными. Эти отношения чувствительны с бюрократической точки зрения, но все еще развиваются.

Комиссия Каца избегала призывов к фундаментальным реформам, таким как замена подоходного налога налогом на потребление или резкое изменение налоговых ставок. Тем не менее, он разработал сотни рекомендаций, начиная от технических исправлений и заканчивая предложениями относительно серьезных структурных изменений. Некоторые рекомендации уже реализованы. Другие были отложены по разным причинам. Десятки предложений остались на столе, поскольку Табо Мбеки стал президентом второго демократически избранного правительства 19 июня.99.

Семинар

В преддверии окончательных отчетов Комиссии Каца Главное управление налоговой политики (при поддержке Агентства США по международному развитию) запросило мнения налоговых аналитиков из-за рубежа по основным налоговым проблемы политики, стоящие перед Южной Африкой. Группу экспертов не просили давать рекомендации по реформе политики, хотя каждый член сделал заключительные комментарии, содержащие более или менее конкретные предложения по налоговой политике. Выявилось несколько общих тем, хотя ничего из того, что следует ниже, не было официально одобрено группой или одобрено налоговыми органами Южной Африки.

Мы начали с того, с чего начала и Комиссия Каца — с администрации. Мы согласились, что в краткосрочной перспективе главным принципом должно быть максимальное упрощение налоговых правил с учетом требований современной торговли. В среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо приложить значительные усилия для создания довольно ограниченных административных возможностей SARS. Однако проблема лежит глубже, чем разработка законопроектов и бюрократические возможности. Большая часть экономики работает без официальных счетов. Значительная часть населения неграмотна. Эти условия в настоящее время препятствуют эффективному и справедливому применению сложных налоговых правил. Повышение грамотности и распространение современного бухгалтерского учета будут сопровождаться экономическим развитием. Между тем советники подчеркнули важность введения системы идентификационных номеров налогоплательщиков и увеличения финансирования Налоговой службы Южной Африки.

В отношении структурной реформы налоговой системы единого мнения было меньше, хотя большинство консультантов советовали Южной Африке сохранить единую ставку НДС, сохранить или сократить количество статей с нулевой ставкой и очень чувствительные политические ограничения, рассмотрите возможность небольшого повышения ставки. Некоторые консультанты призвали рассмотреть вопрос о замене налога на доходы физических лиц с несколькими ставками (шесть скобок) шкалой налога на доходы физических лиц с двумя скобками, в которой максимальная ставка близка к единой ставке налога на прибыль корпораций и, возможно, также к ставке налога на доходы физических лиц. пенсионное накопление. Из-за угрозы бегства капитала и квалифицированной рабочей силы, а также давления международной и особенно региональной налоговой конкуренции никто не выступал за повышение максимальной корпоративной ставки или максимальной индивидуальной ставки. Профессор Сайбрен Кноссен возражал, отдавая предпочтение двойному подоходному налогу, используемому в настоящее время в Скандинавии. В соответствии с этой системой доход от труда облагается дифференцированным налогом, а доход от капитала и бизнеса облагается отдельным фиксированным налогом. Было достигнуто единодушное соглашение о том, что Южной Африке следует избегать специальных налоговых преференций для привилегированных секторов и налоговых каникул.

Многие консультанты выразили озабоченность по поводу узости налоговой базы как в верхней, так и в нижней части распределения доходов. Отсутствие налога на прирост капитала дает огромные возможности избежать налогообложения, характеризуя трудовой или коммерческий доход как прирост капитала. Без более точных данных, чем те, которые сейчас имеются в Южной Африке, невозможно узнать, какая часть дохода преобразуется в необлагаемый налогом прирост капитала и в какой степени такое уклонение от налогообложения снижает эффективные налоговые ставки для домохозяйств с более высокими доходами. Хотя большинство налогов собирается лишь с небольшой доли домохозяйств с более высокими доходами, а общие доходы составляют более одной четверти ВВП, возможности уклонения от уплаты налогов, в отличие от прямого уклонения от уплаты налогов, ограничены для лиц с низким и средним доходом и многочисленны для получателей дохода от капитала и высокооплачиваемых лиц, которые в состоянии организовать компенсацию, состоящую из необлагаемых налогом дополнительных льгот. Повсеместное уклонение от налогов не только приводит к очевидным распределительным последствиям, но и угрожает моральному духу налогоплательщиков, создавая ощущение, что богатые могут избежать бремени налогообложения.

Перемещение большего числа малых предприятий в налоговую сеть является еще одним важным вопросом. Предприятиям с годовым оборотом менее 150 000 южноафриканских рандов не нужно регистрироваться в качестве поставщиков НДС, и большинство таких предприятий также не платят подоходный налог. Профессор Амареш Багчи рассказал об индийском опыте условного налогообложения, и некоторые из нас поддержали рассмотрение системы, в соответствии с которой условное налоговое обязательство на основе легко наблюдаемых исходных данных оценивается в отсутствие деловых документов, устанавливающих истинный доход. В идеале такой подход обеспечивает административно осуществимый способ расширения налоговой базы. Тем не менее, некоторые южноафриканцы жалуются, что такое предполагаемое налогообложение было бы несправедливым, потому что оно расширило бы налоговую сеть только сейчас, когда возможности для бизнеса, в которых чернокожие исторически были недоступны, открыты для всех.

Давление региональной и международной налоговой конкуренции лежит в основе консенсуса относительно того, что налоги на мобильный капитал должны оставаться довольно низкими. Тем не менее, иностранные консультанты согласились с тем, что Южной Африке необходимо усилить свою защиту от трансфертного ценообразования и других механизмов вывода налогооблагаемого дохода из казначейства, хотя они не согласились с тем, как эта цель должна быть достигнута в рамках действующей территориальной системы. По этой и другим причинам большинство консультантов предложили Южной Африке рассмотреть возможность перехода к консолидированному налогообложению корпораций и их дочерних компаний; в настоящее время каждый отчитывается отдельно.

Заключительные перспективы

Проблемы налоговой политики, стоящие перед Южной Африкой, интеллектуально увлекательны, но найти способ их решения гораздо более чем интересно: это жизненно важно для успеха усилий Южной Африки по поддержанию многорасовой демократии. Нежелание черного и цветного большинства отомстить за дикое угнетение, которому они подвергались от рук белого меньшинства, впечатляет и унизительно. Но терпение не может продолжаться, если участь некогда бесправного населения не улучшится. Учитывая низкие средние доходы, такое улучшение не может быть политически и экономически устойчивым путем перераспределения, а должно проистекать из устойчивого и широкомасштабного экономического роста.

Инвестиции в человеческий капитал и общественную инфраструктуру для поддержки такого роста и государственная социальная поддержка, чтобы сделать терпимым ожидание, пока эти инвестиции принесут плоды, ложатся тяжелым и противоречивым бременем на правительство. Увеличение доходов жизненно важно для выживания нации. В своих усилиях по увеличению доходов правительство Южной Африки сталкивается с давлением всех малых открытых экономик, а также с глубокими шрамами и незаживающими ранами апартеида.

Положительным моментом является большой опыт и искушенность в налоговых вопросах, а также большая энергия и добрая воля. Но ставка в успехе высока, а цена неудачи ужасна. В какой-то момент во время семинара мы прочитали загруженную из Интернета новость о бюджетных маневрах в Соединенных Штатах и ​​посмеялись над шумихой по поводу, казалось бы, тривиального спора. Это напомнило комментарий, сделанный южноафриканцем американскому журналисту: «Я не хочу жить в захватывающей стране. Я хочу жить в такой красивой скучной стране, как ваша».

Библиография

Гудман, Дэвид, Линии разлома, Беркли: University of California Press, 1999. Винтаж 1991 года.

Мандела, Нельсон, Долгий путь к свободе: автобиография Нельсона Манделы, Little Brown & Co., 1995.

МакЛур, Чарльз (1999), «Финансирование провинциального правительства в Южной Африке: краткосрочные решения, которые Сохраняйте долгосрочные варианты», неопубликовано (июнь).

Томпсон, Леонард, История Южной Африки, пересмотренное издание, Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995.

Ван дер Берг, Серваас, «Перенаправление государственных расходов», Питер Молл, Николи Натрасс и Либ Лутс, ред. . Перераспределение: может ли это работать в Южной Африке? Cape Town: David Philip, 1991.

Не покупайте налог с продаж

Несколько лет назад панацеей от налоговой реформы был единый налог. Это обходной путь, это налог с розничных продаж. Сторонники хвалят простоту, потенциал экономического роста, правоприменимость и справедливость налоговой системы, основанной на потреблении. Но при внимательном рассмотрении простота нарушается, платежи собрать практически невозможно, а справедливость налога в лучшем случае вызывает сомнения. Тем не менее, более правдоподобные планы реформы налога на потребление и подоходного налога не следует игнорировать.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛИТИК #31

Политика налоговой реформы циклична, и мы снова слышим призыв к радикальным переменам. Единый налог и идея фундаментальной налоговой реформы доминировали в политических дискуссиях в 1995 г. и в начале 1996 г. Эти предложения были направлены на замену подоходного налога, радикальное упрощение налогов и стимулирование экономического роста за счет выравнивания налоговых ставок, отмены налоговых преференций и налогообложения. потребления, а не дохода. Однако в 1997 г. Конгресс и президент двинулись по существу в противоположном направлении. Закон об освобождении от налогов от 19 годаЗакон № 97 обрушил новые вычеты и кредиты на различные группы налогоплательщиков, усложнил налоги и повысил эффективные предельные налоговые ставки для многих людей.

Сейчас, когда начинается 1998 год, снова звучат призывы отменить подоходный налог и начать все сначала. Хотя фиксированный налог, безусловно, не исчез, новейшим планом, привлекающим значительное внимание, является национальный налог с розничных продаж. Представители Дэн Шефер (республиканец от штата Колорадо) и Билли Таузин (республиканец от штата Луизиана) предложили ввести 15-процентный налог с продаж, который, как они утверждают, заменит подоходный налог с физических лиц и корпораций, а также налог на наследство. Группа под названием «Американцы за справедливое налогообложение» запустила многомиллионную кампанию по замене подоходного налога, налога на имущество и заработной платы 23-процентным налогом с продаж. Эти планы будут облагать налогом почти все частное потребление и все государственные расходы. Председатель Ways and Means Билл Арчер (R-Texas) выразил общую поддержку налога с продаж, но на сегодняшний день официально оставил свои варианты открытыми.

Сторонники налога с продаж заявляют, что их планы значительно улучшат перспективы экономического роста, упростят налоговую систему до такой степени, что штаты смогут взимать налог, а IRS можно будет отменить, сократят затраты на соблюдение требований на порядок и предоставят американцам справедливая, наглядная и понятная налоговая система. Все достойные голы, но это очень сложная задача. Можно ли его заполнить?

A Национальный налог с розничных продаж

Родственные книги

Розничные продажи имеют место, когда предприятия продают товары или услуги домашним хозяйствам. Операции между предприятиями не являются розничными продажами, потому что покупка используется как вход, а не как потребление домохозяйства. Продажа товаров или услуг между домохозяйствами также не включена, поскольку налог уже должен был быть уплачен, когда товар был первоначально продан домашнему хозяйству от предприятия. Например, продажа недавно построенного дома семье, которая будет в нем жить, является розничной продажей. Но продажа того же недавно построенного дома бизнесу, который планирует сдавать его в аренду другим, не является розничной продажей. Также нельзя продавать уже существующий дом от одного жильца к другому.

Измерение ставки налога с продаж кажется простой задачей. Предположим, что товар стоит 100 долларов, и на него наложен налог с продаж в размере 30 долларов. Большинство людей, вероятно, сочли бы это 30-процентным налогом с продаж, поскольку налог составляет 30 процентов от продажной цены. Это известно как налоговая ставка без учета налогов. В качестве альтернативы можно разделить налоговый платеж в размере 30 долларов на общую стоимость для потребителя (100 долларов + 30 долларов), что составит 23 процента. Это известно как налоговая ставка с учетом налога. Налоги с продаж обычно указываются без учета налогов. Однако ставки подоходного налога обычно указываются с учетом налогов. Например, домохозяйство, которое зарабатывает 130 долларов и платит 30 долларов в виде налогов, обычно считает, что оно платит подоходный налог по ставке около 23 процентов (30/130).

Хотя не существует единственно верного метода сообщения ставки, очень важно понимать, какой подход используется, поскольку ставка с учетом налогов всегда будет ниже ставки без учета налогов, а разница растет по мере роста ставок. При ставке в 1 процент разница незначительна, но 50-процентная ставка без учета налогов соответствует 33-процентной ставке с учетом налогов.

И план Шефера-Таузина (S-T), и план «Американцы за справедливое налогообложение» (AFT) будут пытаться облагать налогом все товары или услуги, приобретаемые или используемые в Соединенных Штатах. Исключения будут предоставлены для коммерческих закупок для перепродажи, закупок для производства облагаемого налогом имущества или услуг и экспорта. Расходы на образование будут исключены на том основании, что это инвестиции. Продажа недавно построенных домов на одну семью будет облагаться налогом, как и улучшения существующих домов на одну семью. Исключением станет уже существующее жилье, занимаемое владельцами. Все услуги финансового посредничества будут облагаться налогом. Налог освобождает от уплаты налогов резидентов США за границей и половину поездок за границу, но облагает налогом внутренние расходы нерезидентов. Примечательно, что предложения будут облагать налогом все предметы потребления федерального правительства, штата и местного самоуправления, а также государственные инвестиции в оборудование и конструкции.

Планы предусматривают предоставление демогрантов, или скидок, для каждой семьи, равных ставке налога, умноженной на черту бедности, сумму дохода, которая официально необходима семье, чтобы избежать бедности. Оба плана позволят предприятиям, перечисляющим налоги правительству, удерживать небольшой процент доходов, собранных в качестве компенсации затрат на сбор.

Национальный налог с розничных продаж, построенный по этой схеме, представляет собой резкий отход от существующей налоговой системы. Во-первых, изменится налоговая база. В настоящее время наша система облагает налогом нечто, слабо связанное с доходом. При чистом налоге с продаж базой будет потребление. Во-вторых, предельные налоговые ставки в настоящее время растут вместе с доходом, но в случае налога с продаж они будут одинаковыми. В-третьих, по причинам социальной политики, налогового администрирования и политики подоходный налог содержит ряд вычетов, освобождений и налоговых кредитов. В соответствии с предлагаемым налогом с продаж все это будет устранено. Наконец, налог с продаж внес бы огромные изменения в администрирование налоговой системы, правоприменение и точки сбора.

Уроки штатов

Налоги с продаж уже существуют в 45 штатах, округе Колумбия и более чем в 6000 населенных пунктов. Ставки государственных налогов варьируются от 3 до 7 процентов. Хотя налоги штата с продаж считаются успешными, они являются очень плохой моделью для федеральной реформы.

Государства облагают налогом только около половины личного потребления товаров и услуг. Многие штаты освобождают от налога такие товары, как продукты питания, электричество, телефонная связь, лекарства, отпускаемые по рецепту, и так далее. Большинство штатов не облагают налогом услуги очень хорошо, если вообще облагают налогом. Кроме того, от 20 до 40 процентов доходов штата от налога с продаж приходится на коммерческие закупки, которые не являются розничными продажами. Это приводит к каскадному введению налога с продаж, который произвольно искажает относительные цены и дает фирмам стимулы для слияния с другими фирмами, чтобы избежать уплаты налога. Штаты часто не требуют, чтобы их собственное правительство платило налоги с продаж. А штаты не предоставляют демогрантов; вместо этого они помогают бедным, освобождая их от определенных предметов, таких как продукты питания. Эти данные свидетельствуют о том, что использование чистого налога с продаж на широкой основе, как это предусмотрено ST и AFT, на практике может быть довольно сложным.

Какая скорость?

Определение соответствующей налоговой ставки в национальном налоге с продаж может быть сложной задачей. Например, если (а) уклонение от уплаты налогов равно нулю, (б) государственные и местные налоги не меняются, (в) налоговая база не уменьшается под влиянием политических или других факторов, (г) номинальные государственные расходы остаются постоянными, и (e) вопросы перехода и экономический рост игнорируются, предложение AFT требует 23-процентного налога с учетом налогов или 30-процентной налоговой ставки в более привычном подходе без учета налогов. (Все следующие ставки указаны без учета налогов.) Но реалистичные корректировки для каждого из строгих условий, перечисленных выше, повышают предполагаемую налоговую ставку.

Уровень уклонения от уплаты налога на прибыль составляет от 15 до 20 процентов. Вопросы уклонения обсуждаются в следующем разделе; здесь мы просто отмечаем, что 15-процентная ставка уклонения от уплаты налога с продаж, что, вероятно, является консервативным, повысила бы ставку до 35 %.

При отсутствии федерального подоходного налога штатам, вероятно, придется преобразовать свои собственные подоходные налоги в налоги с продаж и приблизить их к федеральной налоговой базе. Добавьте к этому доходы от существующих налогов штата с продаж, и общая ставка налога с продаж на федеральном уровне и уровне штата вырастет до 45 процентов.

Предположим, что налоговая база была уменьшена на одну треть от предложенного чистого налога на потребление. В свете всех преференций в текущем подоходном налоге и освобождении от налога с продаж штата это, вероятно, не является необоснованным предположением. Это произошло бы, например, если бы только продукты питания и здравоохранение были освобождены от налога или если бы были освобождены только государственные расходы. Сокращение базы таким образом повысит требуемую ставку до 67 процентов.

Поскольку налог с продаж, скорее всего, повысит цены, номинальные государственные расходы на товары и услуги, потребляемые правительством, и на трансфертные платежи должны будут возрасти, чтобы сохранить постоянными последствия государственной политики с поправкой на инфляцию. Это может добавить еще 10 процентных пунктов к требуемой налоговой ставке.

Любое облегчение перехода, предоставляемое домохозяйствам, уменьшит налоговую базу и еще больше повысит требуемую ставку. Например, план S-T будет производить выплаты тем, кто получает фиксированный аннуитетный доход, чтобы учесть любое повышение цен. Экономический рост может снизить требуемую налоговую ставку, но, как обсуждается ниже, возможно, не очень сильно. И если сбережения вырастут после введения налога с продаж, потребление должно будет упасть, что сократит налоговую базу и еще больше повысит требуемую налоговую ставку.

Очевидный результат, таким образом, состоит в том, что любой реалистичный план налога с продаж будет иметь налоговые ставки намного выше, чем 23-процентная ставка, обещанная AFT. Налоги с продаж по таким высоким ставкам поднимают важные вопросы о правоприменении.

Правоприменение и простота

Простота налогообложения и налоговое правоприменение должны анализироваться вместе — любой налог может быть простым, если он не применяется. Если бы его можно было ввести в действие, налоги с продаж были бы довольно простыми для типичного домохозяйства, но возникли бы проблемы для предприятий.

Вероятность уклонения от уплаты налога с продаж является ключевым вопросом. Сторонники налога с продаж признают, что уклонение от налогообложения неизбежно, но не учитывают его в своих оценках и надеются, что чувство справедливости побудит налогоплательщиков не обманывать. Они также указывают на низкие предельные налоговые ставки как на стимул не мошенничать, но, как показано выше, налоговая ставка вряд ли будет низкой.

Еще одно утверждение состоит в том, что выявление мошенничества резко возрастет, поскольку аудиту придется подвергать только розничных продавцов, но это заблуждение. В соответствии с налогом с продаж предприятия, осуществляющие розничные продажи, будут нести ответственность за отправку налоговых платежей правительству, если только покупатель не воспользовался сертификатом об освобождении от уплаты налога, и в этом случае налог не взимается. Но покупатель будет нести юридическую ответственность за определение того, используется ли товар в качестве ресурса для бизнеса или в качестве предмета потребления. Это означает, что аудит и правоприменение должны быть сосредоточены не только на розничных продавцах, но и на всех предприятиях, которые покупают у розничных продавцов, чтобы гарантировать, что сертификаты освобождения бизнеса используются надлежащим образом. Одно исследование показало, что во Флориде, где налоги с продаж никогда не превышали 6 %, 5 % всех покупок, совершенных с использованием свидетельств об освобождении от уплаты налогов, использовались ненадлежащим образом для освобождения от налогов личного потребления. При гораздо более высокой налоговой ставке, необходимой для федерального налога с продаж, можно ожидать, что гораздо больший процент продаж предприятиям попадет в эту категорию.

Самое главное, налог с продаж создает огромные возможности для уклонения. Например, в подоходном налоге уровень уклонения составляет около 15 процентов. Но процент уклонения от уплаты налогов составляет около 5 процентов. Для доходов, по которым не удерживаются налоги и не ведется перекрестная отчетность, уклонение составляет около 50 процентов. Поскольку налог с продаж не предусматривает удержания и перекрестной отчетности, следует очень серьезно относиться к возможности высоких показателей уклонения от уплаты налога.

Адвокаты также утверждают, что налог с продаж был бы более эффективным, чем существующая система, для получения доходов от теневой экономики. Классический пример — наркоторговец, который в настоящее время не платит подоходный налог с заработанных денег, но был бы вынужден платить налоги по налогу с продаж, если бы взял деньги от наркотиков и купил, например, «Мерседес». Проблема с этим аргументом лучше всего изложена членом палаты представителей Ричардом Арми (R-Texas): «Если существует подоходный налог, он [торговец наркотиками] не будет сообщать о своих доходах. Если есть налог с продаж, он не будет собирать налоги со своих клиентов» и отправлять налоги правительству. В конце концов, ни одна из систем не облагает налогом торговлю наркотиками.

Многие другие страны пытались ввести налог с розничных продаж или его варианты, и почти все они отказались от налога и перешли на налог на добавленную стоимость. Правительства официально отметили, что при ставках более 12 процентов налогов с продаж слишком легко избежать. Наиболее оптимистичной оценкой было бы то, что в истории страны не было прецедента введения в действие высокой ставки, обязательного национального налога с продаж. Это не означает, что это невозможно, но следует проявлять крайнюю осторожность.

Наконец, некоторые защитники налога с продаж упразднили IRS и предоставили штатам управлять налогом. Даже если штаты оставят себе 1 процент собираемых ими доходов, у них будет мало стимулов для адекватного сбора федеральных налогов. Даже Wall Street Journal, не являющийся поклонником крупного правительства, отмечает, что «думать об избавлении от IRS — просто фантастика».

широкая налоговая база является ключевым элементом предложений по налогу с продаж. Чем шире база, тем ниже может быть ставка. Как показывает подоходный налог, предоставление особых льгот создает политический уклон. Лазейки, предоставленные одной группе, порождают дополнительные лазейки, подпитывая спрос со стороны других групп на равное привилегированное обращение и ослабляя решимость Конгресса остановить поток особых запросов.

Но обложить налогом широкую базу будет сложно. Некоторые статьи довольно сложно облагать налогом, например вмененные финансовые услуги. Другие предметы могут не облагаться налогом по соображениям социальной политики. В эту категорию могут попадать детские кредиты, арендные платежи и некоторые или все продукты питания. Наконец, некоторые сектора могут не облагаться налогом из-за сильного политического влияния — например, жилье и здравоохранение, хотя исключения здесь также могут быть связаны с социальной политикой.

Эти проблемы приводят к серьезным компромиссам. Например, налогообложение медицинского страхования увеличит число незастрахованных примерно на 6–14 миллионов человек. Отсутствие налогообложения повысит ставку налога с продаж на несколько пунктов.

Даже при крайней политической дисциплине, направленной на избежание субсидий, будет трудно обложить налогом более 80 процентов личного потребления. Сохранение некоторых основных преференций в подоходном налоге могло бы сократить базу личного потребления примерно до 60 процентов личного потребления.

Наиболее противоречивой и интересной особенностью предлагаемой базы налога с продаж является положение об обложении налогом всех потребительских и инвестиционных покупок, совершаемых федеральными, государственными и местными органами власти. Эти положения увеличивают налоговую базу более чем на 40 процентов. Но налогообложение правительства помогает удерживать ставку налога с продаж на низком уровне только тогда, когда правительству не разрешено увеличивать дополнительную сумму доходов, которые оно собирает для уплаты налога. Если это ограничение вступит в силу, реальные государственные расходы должны будут резко сократиться.

Экономический рост

Налоговая реформа может ускорить экономический рост несколькими способами. Более широкая налоговая база, устраняющая лазейки, поможет направить активы и усилия на их наиболее продуктивное экономическое использование. Более низкие налоговые ставки стимулировали бы работу, сбережения и инвестиции, а также уменьшали бы стимулы избегать или уклоняться от уплаты налогов. Более простые налоги снизят затраты на соблюдение требований. Изменение базы с дохода на потребление увеличило бы прибыль после уплаты налогов на сбережения и инвестиции.

Но в прогнозах роста также необходимо учитывать облегчение переходного периода. Рассмотрим 65-летнего человека, который выходит на пенсию в день вступления в силу налога с продаж. Пока она работала, ее доход превышал ее потребление, и она платила подоходный налог. Теперь на пенсии — когда ее потребление превысит доход — ее попросят заплатить налоги на потребление. Должна ли она получить налоговые льготы на потребление, финансируемое за счет использования ее активов? Предоставление таким людям налоговых льгот на их накопленные активы значительно повысит ставку налога с продаж и снизит рост, но не предоставлять налоговые льготы кажется несправедливым. В политическом плане какое-то облегчение кажется почти неизбежным.

Оценки показывают, что хорошо функционирующий налог на потребление на широкой основе с ограниченными персональными льготами и ограниченными переходными льготами может повысить доход на человека до 2 процентов в течение 10 лет. Но более щедрые льготы в переходный период или сокращение налоговой базы довольно быстро сведут эффект роста к нулю. Эти результаты резко контрастируют с утверждениями AFT о том, что после 10 лет введения налога с продаж типичное американское домохозяйство будет как минимум на 10% и «вероятно, на 15% лучше», чем в противном случае.

Будет ли налог с продаж справедливым?

Вопрос о справедливости налогообложения часто является спорным и всегда субъективным. Налог с продаж будет облагать потребление по фиксированной ставке по сравнению с нынешней системой, которая облагает налогом доход по прогрессивной ставке. Налогообложение потребления вместо дохода часто оправдано тем, что потребление может быть лучшим показателем способности платить налоги в долгосрочной перспективе, поскольку доход значительно варьируется от года к году. Но для людей, которые сталкиваются с ограничениями в отношении того, что они могут взять взаймы, долгосрочный период может быть не самым важным периодом времени. Ясно, что нет ничего изначально справедливого (или несправедливого) в том, чтобы иметь только одну ставку.

Если домохозяйства классифицировать по годовому доходу, налог с продаж имеет резко регрессивный характер. Согласно предложению AFT, налоги вырастут для домохозяйств с нижними 90 процентами распределения доходов, в то время как домохозяйства из верхнего 1 процента получат среднее снижение налогов более чем на 75 000 долларов. Если домохозяйства классифицировать по уровню потребления, получается несколько иная картина. Домохозяйства в нижних двух третях распределения будут платить меньше, чем сейчас, домохозяйства в верхней трети будут платить больше. Тем не менее, домохозяйства на самом верху будут платить гораздо меньше, опять же получая снижение налогов примерно на 75 000 долларов. Представляется, что существует мало веских мотивов для того, чтобы обрушить огромные налоговые льготы именно на те группы, чьи доходы и богатство больше всего выиграли от недавних событий, и значительно увеличить бремя для других.

Предлагаемый налог с продаж также содержит потенциально серьезные штрафы за брак. Напомним, что демогрант будет равен ставке налога, умноженной на черту бедности. Черта бедности составляет 7890 долларов на одного человека плюс 2720 долларов на каждого дополнительного человека. При ставке налога с продаж в размере 30 процентов, по самым скромным оценкам, два одиноких человека будут иметь право на скидку в размере 2367 долларов каждый, что в сумме составит 4734 доллара. Если они поженятся, они получат 3183 доллара, поэтому их ежегодный штраф за брак составит 1551 доллар. При более высоких ставках штраф будет расти.

Правозащитники любят утверждать, что налоги с продаж служат в интересах семьи по сравнению с подоходным налогом. Однако дети и семьи несоразмерно выигрывают от многочисленных особенностей нынешней системы, включая льготы для иждивенцев, кредиты на детей, кредиты по уходу за детьми, кредиты за трудовой доход и кредиты на образование. И льготный режим жилья, медицинского страхования и государственных и местных налогов также, вероятно, помогает семьям, поскольку они потребляют относительно больше жилья, медицинских услуг и государственных услуг, таких как образование. Все эти преференции будут устранены при введении налога с продаж.

Кроме того, по сравнению с бездетными парами, семьи с детьми, как правило, имеют более высокий уровень потребления по отношению к доходу, поэтому переход от подоходного налога к налогу на потребление приведет к дальнейшему увеличению налогового бремени в годы, когда потребности семьи наиболее высоки. Основываясь на данных 1996 года, недавнее исследование показало, что введение широкомасштабного фиксированного налога на потребление, такого как налог с продаж или фиксированный налог, нанесет ущерб семьям с доходом менее 200 000 долларов США из-за потери налоговых преференций, но поможет семьям. с доходом выше 200 000 долларов США из-за резкого снижения максимальной ставки налога. Включая 1997 налоговые изменения — особенно кредиты на детей и образование — только усугубили бы эти результаты.

Заключение

В качестве замены существующей федеральной налоговой системы национальный налог с розничных продаж не подходит. После учета уклонения, преобразования государственных и местных налогов, корректировок для сохранения государственных пособий на неизменном уровне и правдоподобных сокращений налоговой базы требуемая ставка будет достаточно высокой, чтобы сделать принудительное исполнение слишком трудным, а уклонение слишком заманчивым. Исторические записи должны предполагать большую осторожность в этом отношении.

Даже если бы налог был применим при таких ставках, предполагаемое влияние на экономический рост было бы в лучшем случае небольшим, а некоторые секторы экономики, такие как медицинское страхование, предоставляемое работодателем, могли бы существенно пострадать. Налог с продаж увеличит нагрузку на домохозяйства с низким и средним уровнем дохода и резко сократит налоги для 1% самых богатых людей.

Противодействие налогу с продаж не является партийным вопросом. Роберт Макинтайр из Citizens for Tax Justice осуждает налог с продаж как неработоспособный. The Wall Street Journal называет налог с продаж «НДС [налог на добавленную стоимость] в бремени» и подчеркивает озабоченность по поводу администрирования и правоприменения.