Проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ: к кому придут налоговики. Проверить сведения в егрюл
В налоговых органах продолжается проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ | ФНС
Дата публикации: 08.09.2017 01:17
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — это федеральный информационный ресурс, который содержит систематизированные сведения обо всех юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории страны. Ведением реестра занимается Федеральная налоговая служба.
В реестре содержатся данные об организациях с момента их создания до ликвидации: сведения об организационно-правовой форме, их местонахождении и смене адреса, информация об учредителях (участниках), уставном капитале, руководителях, держателях реестров акционеров, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества и др.
С 1 января 2016 года регистрирующие (налоговые) органы наделены правом проводить проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Такое право закреплено Федеральным законом от 30 марта 2015г №67-ФЗ.
Проверка сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц.
Проверка проводится путем изучения имеющихся документов и сведений, пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Если обнаружится несоответствие в тех данных, что уже включены в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом в адрес юридического лица направляется уведомление о необходимости предоставить достоверные данные. Если в течение 30 дней с момента направления уведомления изменения не будут внесены, то в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности представленных данных.
По результатам работы Межрайонной ИФНС России №5 по Белгородской области направлены материалы в регистрирующие органы в отношении 14 организаций, из них 14 регистрирующим органом направлены Уведомления о необходимости предоставить достоверные данные. По одной организации внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице.
Кроме того, инспекцией направлены письма в банки по всем открытым счетам в отношении указанных организаций для использования ими в своей работе.
Отметим, что запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений негативно скажется на работе любой организации. Это и возможные проблемы с контрагентами, блокировка банковских счетов, ограниченный доступ к тендерам и госзакупкам и многое другое.
Инспекция активизирует свою работу в этом направлении, обеспечивая тем самым качество информации, вносимой в реестр и возможность добросовестным организациям получать реальные сведения из ЕГРЮЛ.www.nalog.ru
Как проверяется достоверность сведений в ЕГРЮЛ?
Какие сведения содержатся в ЕГРЮЛ
Как делается проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ
Какие сведения содержатся в ЕГРЮЛ
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ведется в соответствии со ст. 4–7.1 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ):
- Реестр является федеральной информационной системой, в нем содержатся сведения о создании, реорганизации, ликвидации организации.
- Он ведется как в бумажной, так и в электронной форме.
- Для юридических лиц и ИП ведутся отдельные реестры. Причем в ЕГРИП содержатся сведения не только об ИП, но и о главах КФХ, не являющихся юрлицами.
Согласно ст. 5 закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должна быть такая информация:
- все названия организации, указанные в учредительных документах: полное, сокращенное, на русском и другом языке, если такое есть;
- организационно-правовая форма;
- адрес;
- об учредителях: кто ими является и каковы размеры их долей;
- Ф. И. О. руководителя организации и т. д.
Все эти сведения считаются открытыми и общедоступными, ограниченный доступ установлен только к информации о паспортных данных участников/руководителей организаций (п. 1 ст. 6 закона № 129-ФЗ). Как получить общедоступные сведения, имея только ФИО и ИНН лица, рассказано в статье ЕГРЮЛ - проверка контрагента по ИНН и получение выписки.
Как делается проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ
В 2015 году в ст. 9 закона № 129-ФЗ добавились положения, согласно которым у налогового органа появилось право проводить проверку по вопросу достоверности представленных юридическим лицом сведений.
В 2016 году работа ФНС стала акцентироваться на проведении таких проверок:
- определили основания и способы проведения мероприятий;
- указали последствия выявленной недостоверности;
- обозначили критерии отбора организаций, которые нужно проверить в первую очередь, и т. д.
Если у налогового органа появились сомнения в реальности сведений, а кроме того, им не был получен ответ от учредителей/руководителя организации по запросу в отношении этих сомнительных сведений, то в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений (п. 18 Оснований…, утв. приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@).
Эта запись, как и все другие, перечисленные в ст. 5 закона № 129-ФЗ, является общедоступной информацией.
Проверить ее наличие или отсутствие можно на сайте ФНС, в разделе «Риски бизнеса», в любое время неограниченное количество раз.
Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как проверить контрагента по ИНН в налоговой инспекции?».
***
В настоящее время налоговым органом проводится активная работа по проверке достоверности сведений в ЕГРЮЛ.
Если результат проверки показал несовпадение реальной ситуации с написанным в документах и ответственные лица никаких комментариев по этому поводу не дали, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности.
Последнее чревато неблагоприятными последствиями для бизнеса, поскольку контрагент может сделать вывод о неблагонадежности данного лица.
rusjurist.ru
Сведения о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Как проверить изменения в ЕГРЮЛ.
Юридическое лицо подаёт сведения в ЕГРЮЛ при регистрации, смене руководителя, адреса и т. п., а также при реорганизации. Частое обновление данных указывает на нестабильность компании. Проверьте перед сделкой, были ли внесены дополнения, и сколько раз.
Регистрация в ЕГРЮЛ
В ходе регистрации юридического лица информацию о нём вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Без этого новую компанию не зарегистрируют. Для отображения в ЕГРЮЛ компания, в частности, сообщает о себе название, адрес места нахождения, данные об учредителях и данные генерального директора, поскольку он является единоличным исполнительным органом юридического лица.
Когда компания вносит изменения в учредительные документы, меняет адрес, проходит реорганизацию или подвергается ликвидации, это также отмечают в реестре. Если на место прежнего директора приходит новый, в ЕГРЮЛ появится запись об этом руководителе. По реестру можно узнать не только актуальную информацию о контрагенте, но и узнать, что содержится в листе внесения изменений в реестр. Можно проследить некоторые аспекты развития компании и понять, насколько организация стабильна.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ
Перед заключением сделки с новым контрагентом, особенно если это масштабная сделка, юристам компании необходимо проверить благонадёжность будущего бизнес-партнёра. В том числе проверить изменения в ЕГРЮЛ: узнать, какие сведения содержит реестр и были ли внесены новые данные.
Первый признак неблагонадёжности – если у юридического лица место нахождения попало в список массовых адресов, а руководитель – в список массовых директоров. Каждый из этих факторов указывает на то, что организация может существовать только на бумаге. Или вести дела недобросовестно. У компании может быть неверный ИНН, или окажется, что ИНН принадлежит другому юридическому лицу. Это ещё более опасный признак. Такие детали могут указывать в том числе на фирму-однодневку, которая не ведёт реального бизнеса и служит недобросовестным предпринимателям для вывода активов и уклонения от налогов.
Если адрес компании не принадлежит к массовым, но его часто меняют, это тоже подозрительно. У надёжной компании с крепким бизнесом редко возникает необходимость сменить адрес места нахождения. Когда компания регулярно переезжает, это свидетельствует либо о её недобросовестности как арендатора, либо о затруднениях в бизнесе. Также за интенсивной сменой адресов может скрываться однодневка.
Ещё один признак неустойчивости компании – если в ЕГРЮЛ отражено, что за короткий период организацией руководили разные люди. Когда руководители – из списка массовых директоров, вероятнее всего, это однодневка. Но даже когда директор не фигурирует среди массовых, частая смена руководителей говорит о дисбалансе в компании. Вероятно, между участниками общества – корпоративный конфликт. В частности, появление нового человека на руководящей должности может говорить о рейдерском захвате компании и приглашении директора, которого не утвердили законным образом.
Когда участники корпорации ведут внутренний конфликт, часть из них даже может обратиться в суд и потребовать запрета на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Этот шаг служит защитой от неправомерного назначения нового директора и получения им полномочий на управление активами компании.
Опасно заключать договор с компанией, в которой есть такой конфликт. Если сделку подпишет неуправомоченное лицо, это способно повлечь негативные последствия: например, позже контрагент откажется исполнять обязательства или оспорит сделку. Если же корпоративного конфликта нет, и директоры не входят в список подозрительных, но тем не менее часто сменяются, это взывает опасения, что бизнесом компании управляют неудачно. Поэтому важно выяснить, внесены ли изменения в ЕГРЮЛ в отношении директора, и какие.
В ЕГРЮЛ отражают сведения о реорганизации юридического лица. Реорганизация юридического лица может заключаться в:
- слиянии обществ,
- выделении новых обществ,
- преобразовании общества,
- разделении обществ,
- присоединении новых обществ к прежнему.
Эти процессы не обязательно связаны с корпоративными противоречиями. Реорганизация может быть объективно необходима. Но если подобные изменения происходят часто, это говорит о нестабильности внутри компании. В том числе, служит признаком конфликта. Если вероятный бизнес-партнёр заключит сделку, а потом его преемником станет другая организация, это может отразиться на исполнении обязательств. А если недобросовестный контрагент ликвидируется, придётся обращаться в суд, привлекать ликвидатора и прилагать другие усилия, чтобы защитить свои интересы. Поэтому нужно обратить внимание, внесены ли какие-либо изменения в реестр, и как часто это происходило.
Скачать образец юридического заключения по итогам проверки контрагента
Повышение квалификации. Смотрите курс видеолекций о проверках компании в Высшей школе юриста.
Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС.
Проверить контрагента
Памятки для сотрудников юридических отделов
Все платные и бесплатные сервисы по проверке контрагента >>
Как самостоятельно и бесплатно проверить контрагента. 15 ключевых источников >>
Скачать образец юридического заключения по итогам проверки контрагента >>
![]() |
Найдите контрагента для проверки |
Анализ изменений в ЕГРЮЛ
Сведения по контрагенту, в частности, лист внесения изменений в ЕГРЮЛ юрист компании может проверить на сайте налоговой. Нужно ввести ИНН контрагента в строку поиска на странице https://egrul.nalog.ru/. Пользователь получит доступ к файлу в формате pdf, где содержатся сведения о юридическом лице. В том числе здесь можно проверить изменения в ЕГРЮЛ, которые совершала данная организация. Также на сайте можно получить электронную выписку с усиленной квалифицированной электронной подписью. Но чтобы оценить контрагента, нужно проанализировать не только данные о нём из реестра юридических лиц. Необходимо узнать:
- есть ли у него долги перед бюджетом,
- в каком состоянии финансы,
- ведёт ли он судебные процессы,
- есть ли претензии со стороны других компаний и т. д.
Анализ разных сторон деятельности контрагента позволит оценить, стоит ли с ним заключать сделку. Поэтому нужно узнать о контрагенте как можно больше. Если нужно сэкономить время, воспользуйтесь сервисом «Проверка контрагентов».
Сведения о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сервисе «Проверка контрагентов»
Сервис «Проверка контрагентов» предоставляет пользователям возможность провести всестороннюю проверку работы той или иной организации. В частности, ознакомиться с листом внесения изменений в ЕГРЮЛ. Сведения о юридическом лице представлены на одной из вкладок электронного досье, которое сервис формирует по запросу пользователя. Кроме того, есть специальная услуга – «Отслеживание изменений по контрагенту». Если вы постоянно пользуетесь сервисом и добавили каких-либо контрагентов в «Избранное», система будет автоматически сообщать о любых изменениях в отношении таких контрагентов. В том числе это позволить быстро проверить изменения в ЕГРЮЛ.
www.law.ru
Семь причин проверки сведений в ЕГРЮЛ
Налоговые органы могут проверить сведения, которые компания направляет для регистрации в ЕГРЮЛ, и в случае обнаружения недостоверности сведений приостановить регистрацию или отказать в ней.
С начала 2016 года у налоговых органов серьёзно расширился круг полномочий по проверке достоверности сведений о компаниях (см. Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 67-ФЗ). В июне 2016 года начал действовать приказ ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, который содержит широкий перечень критериев недостоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ. Если у налогового органа появятся сомнения в достоверности сведений, которые компания вносит в ЕГРЮЛ, это может повлечь приостановку регистрационных действий или отказ в регистрации.
О юридических лицах:
Многие компании столкнулись с приостановкой регистрационных действий и проблемами в осуществлении своей обычной деятельности. Например, по закону руководитель организации назначается решением соответствующего исполнительного органа, а подтверждением полномочий директора для третьих лиц является наличие сведений о нем в ЕГРЮЛ. Приостановка регистрации сведений о новом руководителе приводит к тому, что организация на месяц лишается оперативного управления. Прежний директор уволен — его полномочия прекращены, а новый не может осуществлять взаимодействие с третьими лицами: проводить операции по расчетному счету, сдавать отчетность, выдавать доверенности, заключать договоры, осуществлять представительские функции, в том числе в суде и государственных органах. Это влечет за собой существенные убытки для компании.
Сейчас обозначено семь причин, по которым налоговая может инициировать дополнительную проверку сведений реестра. Они перечислены в п. 2 приказа ФНС № ММВ-7-14/72@.
Возражение против регистрации
Причина 1: письменное возражение заинтересованного лица против предстоящей госрегистрации. Возражение должно быть обосновано заявителем и составлено по форме, указанной в приложении к приказу. Кроме того, к нему должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя. Такие возражения могут быть заявлены руководителями, членами коллегиальных исполнительных органов, участниками или акционерами, в том числе бывшими, а также иными лицами, если внесение сведений в ЕГРЮЛ может повлиять на их права и обязанности.
Несоответствие сведений ЕГРЮЛ сведениям ФНС
Причина 2: несоответствие сведений, представленных для регистрации, сведениям, имеющимся в ФНС. Такие ситуации могут случиться из-за ошибок заполнения формы или из-за того, что в налоговую не была своевременно представлена информация о произошедших изменениях.
Недостоверный юридический адрес компании
Причина 3: путаница с информацией об адресе компании.
- Новый адрес является адресом пяти и более юридических лиц. В первую очередь с приостановкой регистрации по этому основанию столкнутся организации при переезде в крупные бизнес-центры. Поэтому при регистрации по новому адресу лучше представлять гарантийное письмо от собственника здания, в котором будут содержаться сведения об общем количестве площадей, предоставляемых в аренду, а также информация о числе арендаторов с указанием на то, что все они действительно осуществляют деятельность по указанному адресу.
- Объект недвижимости, находящийся по новому адресу, разрушен.
- По адресу размещены органы государственной власти, воинские части и т. д. Учитывая то, что перечень организаций, указанных в данном пункте, не является исчерпывающим, есть вероятность того, что проверки будут проводиться в отношении всех зданий, где располагаются государственные, муниципальные или ведомственные предприятия и учреждения. Поэтому при регистрации по такому адресу обществу также нужно заранее представить в ФНС согласие собственника объекта недвижимости.
- Собственник объекта недвижимости, находящегося по новому адресу, возражает против осуществления регистрационных действий.
- В отношении переезжающего юридического лица не завершена выездная налоговая проверка либо не вступил в силу акт, вынесенный по ее результатам.
- У компании есть недоимка или задолженность перед бюджетом по пеням и штрафам.
Для предотвращения приостановки регистрационных действий по последним двум основаниям вместе с комплектом документов в регистрирующий орган могут быть представлены доказательства завершения процедуры налоговой проверки, а также справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Директор присутствует в «черном списке»
Причина 4: заявление о смене директора или участника, который у налоговой на плохом счету.
Это может быть лицо, в отношении которого в реестр уже вносились недостоверные сведения или же это лицо было наказано за их непредставление и в отношении него не окончен период дисквалификации либо не истек год со дня уплаты штрафа. В этом случае в налоговую лучше представить документы, которые подтвердят отсутствие оснований для проверки.
Нарушение процедуры передачи доли в ООО
Причина 5: при внесении в ЕГРЮЛ сведений о переходе доли в ООО к обществу представлено заявление участника о выходе, оформленное до 1 января 2016 года и не заверенное нотариально.
Реорганизация множества юридических лиц
Причина 6: реорганизация двух и более юридических лиц (кроме преобразования).
Реорганизация юридического лица, находящегося под проверкой
Причина 7: заявление о реорганизации, в результате которой прекратит свою деятельность лицо, в отношении которого не завершена выездная налоговая проверка, либо не вступил в силу акт, вынесенный по ее результатам, или у такого лица есть задолженность по налогам.
Читайте в журнале «Корпоративный юрист»
Читайте на тему
www.law.ru
Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ
Источник: http://www.klerk.ru/buh/
С 1 января 2016 года налоговый орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц), вправе осуществить проверку этих сведений посредством проведения определенных мероприятий. Данное право контролеров закреплено в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ[1].Для реализации обозначенного права в полном объеме принят подзаконный акт – Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ № ММВ-7-14/72@), в котором конкретизированы основания, условия и способы проведения подобных мероприятий. Комментируемый приказ действует с 5 июня 2016 года.
Итак, одним из оснований для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в Законе № 129‑ФЗ и Приказе № ММВ-7-14/72@ названо заявление заинтересованного лица (таковым в силу п. 6 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо). Возражения заинтересованного лица, приводимые им в заявлении, должны быть аргументированы и документально подтверждены. В приложении к Приказу № ММВ-7-14/72@ приведен рекомендованный образец заявления. Несмотря на то, что форма заявления носит рекомендательный характер, изменять ее заинтересованному лицу не следует. В противном случае (если заявление подано не по форме или в нем содержится ссылка на неподтвержденные факты) налоговый орган может отклонить заявление и не проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Это следует из пп. 2 п. 5 Приказа № ММВ-7-14/72@.
По смыслу п. 7, 9 Приказа № ММВ-7-14/72@ проверка достоверности сведений на основании заявления заинтересованного лица может быть проведена в двух случаях:
1. При подаче сведений для их внесения в реестр (в случае внесения изменений в устав, в уже имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения), при их подаче в налоговый орган.
В этом случае проверка достоверности сведений осуществляется в пределах срока, установленного для соответствующей государственной регистрации вносимых изменений, словом, в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129‑ФЗ). Но если для полноценной проверки названного срока окажется недостаточно, налоговики вправе принять решение о приостановлении регистрации на срок не более одного месяца. Причем решение о приостановлении они могут принять лишь в течение срока, установленного для регистрации (п. 7 Приказа № ММВ-7-14/72@). Следовательно, такое решение, принятое за пределами названного срока, будет незаконным.
В решении о приостановлении регистрации должны быть указаны (абз. 4 п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ):
- основания, по которым она приостановлена;
- срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Названный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее пяти дней.
Обратите внимание
Решение о приостановлении регистрации выдается или направляется заявителю одним из способов, поименованных в п. 4 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ. В какой срок юридическому лицу, сведения которого решено проверить, должно быть направлено такое решение, в п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ не уточняется. В то же время наличие в нем перекрестной ссылки на п. 4 ст. 23, который определяет не только способ представления «отказного» решения, но и срок (в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия), свидетельствует о том, что решение о приостановлении должно быть направлено юридическому лицу также в течение одного рабочего дня.
Проверка сведений в обозначенной ситуации может быть осуществлена способами, определенными п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ, механизм реализации каждого из которых уточнен положениями комментируемого приказа:
- изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Для дачи пояснений п. 12 Приказа № ММВ-7-14/72@ разрешено вызывать любых физических лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проверки сведений;
- получение справок и сведений по вопросам возникающим при проведении проверки. В силу п. 13 Приказа № ММВ-7-14/72@ налоговики вправе направить запросы в органы государственной власти и местного самоуправления юридическим лицам, нотариусам и иным лицам;
- осмотр объектов недвижимости Согласно п. 14 Приказа № ММВ-7-14/72@ осмотр должен проводиться при участии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты осмотра отражаются в протоколе, который должны подписать все участники осмотра;
- привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Специалист или эксперт должен обладать специальными знаниями и навыками и не иметь заинтересованности в результате мероприятий (п. 15, 16 Приказа № ММВ-7-14/72@). В постановлении на проведение экспертизы должны быть указаны данные эксперта, вопросы, поставленные перед ним, а также приведен перечень материалов, представленных на экспертизу.
2. После отражения сведений о юридическом лице (подчеркнем, любом лице) в ЕГРЮЛ.
В этом случае проверка проводится не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица, посредством любого из перечисленных выше способов (от «а» до «д»). Однако, если проверка осуществляется способами «б», «в» или «д», срок ее проведения может быть увеличен с одного месяца до двух (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).
Если по результатам проверочных мероприятий сомнения налогового органа (или претензии заинтересованного лица) о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, окажутся обоснованными, то налоговики могут поступить так:
1) отказать в регистрации представленных сведений. В этом случае принимается соответствующее решение с указанием основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, поименованные в п. 1 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ[2];
2) направить уведомление о необходимости представления достоверных сведений.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129‑ФЗ уведомление будет направлено, если у регистрирующего органа вызовут сомнения следующие сведения:
- адрес юридического лица;
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о держателе реестра акционеров, размерах и номинальной стоимости долей в ООО, передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
- Ф. И. О. директора его паспортные данные или ИНН.
Для представления новых достоверных сведений или доказательств достоверности поданных ранее сведений, вызвавших сомнения у инспекторов, юридическому лицу отведено 30 дней с момента направления уведомления. Если он этого не сделает, то контролеры внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице (пп. з.1 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129‑ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).
Обратите внимание
Закон № 129‑ФЗ и Приказ № ММВ-7-14/72@ определяют порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в нем. И только. Порядок аннулирования такой записи упомянутыми документами не определен. Следовательно, появление (однажды) в ЕГРЮЛ подобной записи станет своеобразной черной меткой для юридического лица, которая впоследствии может осложнить ему жизнь. Выход из данной ситуации очевиден: получив от налоговиков вышеупомянутое уведомление, нужно в установленный срок представить новые достоверные сведения.
[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[2] Кстати, с 2016 года этот перечень дополнен еще одним основанием (пп. х): несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, определенных настоящим федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
otchetonline.ru
Проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ — Бухгалтерия Онлайн
Федеральная налоговая служба письмом от 03.08.16 № ГД-4-14/14127 поручила своим региональным управлениям провести проверку достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно указаниям, налоговики проверят «сомнительные» организации, зарегистрированные до 1 августа 2016 года. Узнать, попадет ли организация под подозрение, можно, в частности, с помощью сервиса «Контур.Фокус», который позволяет проверить ее по критериям, которые будут использовать налоговики.
Вводная информация
Напомним, что налоговые органы получили возможность проверять сведения в ЕГРЮЛ, внесенные при регистрации организаций, сравнительно недавно — с 1 января 2016 года. Соответствующими полномочиями налоговиков наделил федеральный закон от 30.03.15 № 67-ФЗ (см. «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»). В настоящее время инспекторы вправе проверять либо информацию, которая уже есть в ЕГРЮЛ (например, данные об адресе или руководителе), либо сведения, которые планируется внести в ЕГРЮЛ (например, при поступлении документов на реорганизацию, ликвидацию, внесение изменений в ЕГРЮЛ или учредительные документы).
Какие признаки указывают на недостоверность сведений в ЕГРЮЛ
В комментируемом письме налоговики очертили круг «сомнительных» юридических лиц. В ФНС намерены проверить те организации, у которых наблюдается хотя бы один из следующих признаков:
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых более чем в пятидесяти юридических лицах;
- участники юридического лица являются таковыми более чем в пятидесяти юридических лицах;
- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем пятидесяти юридических лиц;
- наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Как будут действовать налоговики
При проведении проверок территориальные налоговые органы, прежде всего, будут изучать имеющиеся у них документы и сведения о регистрации юрлиц. В случае каких-либо сомнений в имеющейся информации проверяющие будут запрашивать документы и пояснения у самой организации, а также у лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. И, наконец, инспекторы могут осмотреть объекты недвижимости проверяемой организации и привлечь к этой работе специалистов и экспертов. При этом такой осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Что грозит «сомнительным» организациям
Если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, будет установлена недостоверность содержащихся сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, то регистрирующий орган направит в адрес такого юрлица, учредителя или лица, действующего без доверенности, уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Если такие сведения не будут получены в течение тридцати дней с момента направления уведомления, то налоговики внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице (также см. «Что грозит организации, которая отсутствует по «юридическому» адресу»). В ФНС планируют завершить проверочную кампанию уже к 1 сентября 2016 года.
www.buhonline.ru
Проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ на основании заявления заинтересованного лица
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/
Комментарий к Приказу ФНС РФ от 11.02.2016 № ММВ -7-14/72@.С 1 января 2016 года налоговый орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц), вправе осуществить проверку этих сведений посредством проведения определенных мероприятий.
Данное право контролеров закреплено в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ[1].
Для реализации обозначенного права в полном объеме принят подзаконный акт – Приказ ФНС России от 11.02.2016№ ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ № ММВ-7-14/72@), в котором конкретизированы основания, условия и способы проведения подобных мероприятий. Комментируемый приказ действует с 5 июня 2016 года.
Итак, одним из оснований для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в Законе № 129-ФЗ и Приказе № ММВ-7-14/72@ названо заявление заинтересованного лица (таковым в силу п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо). Возражения заинтересованного лица, приводимые им в заявлении, должны быть аргументированы и документально подтверждены. В приложении к Приказу № ММВ-7-14/72@ приведен рекомендованный образец заявления. Несмотря на то, что форма заявления носит рекомендательный характер, изменять ее заинтересованному лицу не следует. В противном случае (если заявление подано не по форме или в нем содержится ссылка на неподтвержденные факты) налоговый орган может отклонить заявление и не проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Это следует из пп. 2 п. 5 Приказа № ММВ-7-14/72@.
По смыслу п. 7, 9 Приказа № ММВ-7-14/72@ проверка достоверности сведений на основании заявления заинтересованного лица может быть проведена в двух случаях:
1. При подаче сведений для их внесения в реестр (в случае внесения изменений в устав, в уже имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения), при их подаче в налоговый орган.
В этом случае проверка достоверности сведений осуществляется в пределах срока, установленного для соответствующей государственной регистрации вносимых изменений, словом, в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ). Но если для полноценной проверки названного срока окажется недостаточно, налоговики вправе принять решение о приостановлении регистрации на срок не более одного месяца. Причем решение о приостановлении они могут принять лишь в течение срока, установленного для регистрации (п. 7 Приказа № ММВ-7-14/72@). Следовательно, такое решение, принятое за пределами названного срока, будет незаконным.
В решении о приостановлении регистрации должны быть указаны (абз. 4 п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):
- основания, по которым она приостановлена;
- срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Названный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее пяти дней.
Обратите внимание
Решение о приостановлении регистрации выдается или направляется заявителю одним из способов, поименованных в п. 4 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В какой срок юридическому лицу, сведения которого решено проверить, должно быть направлено такое решение, в п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ не уточняется. В то же время наличие в нем перекрестной ссылки на п. 4 ст. 23, который определяет не только способ представления «отказного» решения, но и срок (в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия), свидетельствует о том, что решение о приостановлении должно быть направлено юридическому лицу также в течение одного рабочего дня.
Проверка сведений в обозначенной ситуации может быть осуществлена способами, определенными п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, механизм реализации каждого из которых уточнен положениями комментируемого приказа:
а) изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Для дачи пояснений п. 12 Приказа № ММВ-7-14/72@ разрешено вызывать любых физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки сведений;
в) получение справок и сведений по вопросам возникающим при проведении проверки. В силу п. 13 Приказа № ММВ-7-14/72@ налоговики вправе направить запросы в органы государственной власти и местного самоуправления юридическим лицам, нотариусам и иным лицам;
г) осмотр объектов недвижимости Согласно п. 14 Приказа № ММВ-7-14/72@ осмотр должен проводиться при участии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты осмотра отражаются в протоколе, который должны подписать все участники осмотра;
д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Специалист или эксперт должен обладать специальными знаниями и навыками и не иметь заинтересованности в результате мероприятий (п. 15, 16 Приказа № ММВ-7-14/72@). В постановлении на проведение экспертизы должны быть указаны данные эксперта, вопросы, поставленные перед ним, а также приведен перечень материалов, представленных на экспертизу.
2. После отражения сведений о юридическом лице (подчеркнем, любом лице) в ЕГРЮЛ.
В этом случае проверка проводится не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица, посредством любого из перечисленных выше способов (от «а» до «д»). Однако, если проверка осуществляется способами «б», «в» или «д», срок ее проведения может быть увеличен с одного месяца до двух (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).
Если по результатам проверочных мероприятий сомнения налогового органа (или претензии заинтересованного лица) о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, окажутся обоснованными, то налоговики могут поступить так:
1) отказать в регистрации представленных сведений. В этом случае принимается соответствующее решение с указанием основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, поименованные в п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ[2];
2) направить уведомление о необходимости представления достоверных сведений.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ уведомление будет направлено, если у регистрирующего органа вызовут сомнения следующие сведения:
- адрес юридического лица;
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о держателе реестра акционеров, размерах и номинальной стоимости долей в ООО, передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
- Ф. И. О. директора его паспортные данные или ИНН.
Для представления новых достоверных сведений или доказательств достоверности поданных ранее сведений, вызвавших сомнения у инспекторов, юридическому лицу отведено 30 дней с момента направления уведомления. Если он этого не сделает, то контролеры внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице (пп. з.1 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).
Обратите внимание
Закон № 129-ФЗ и Приказ № ММВ-7-14/72@ определяют порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в нем. И только. Порядок аннулирования такой записи упомянутыми документами не определен. Следовательно, появление (однажды) в ЕГРЮЛ подобной записи станет своеобразной черной меткой для юридического лица, которая впоследствии может осложнить ему жизнь. Выход из данной ситуации очевиден: получив от налоговиков вышеупомянутое уведомление, нужно в установленный срок представить новые достоверные сведения.
[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[2] Кстати, с 2016 года этот перечень дополнен еще одним основанием (пп. х): несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, определенных настоящим федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
otchetonline.ru