Программа егаис как работать: Как работает ЕГАИС — Контур.Маркет — СКБ Контур

программа для кафе, баров и ресторанов — Interpos.pro

С 1 июля 2018 года всем участникам рынка полагалось фиксировать любые операции с алкоголем в новой версии ЕГАИС (ЕГАИС 3.0). Позднее, согласно 289-ФЗ, переход на помарочный учет был отложен до 1 октября 2018 года. Для алкоголя с марками старого образца правила учета остались прежними.

Однако, скоро учет алкогольной продукции придется вести помарочно, то есть поштучно, поэтому поставщикам и розничным магазинам необходимо разобраться, как изменились правила работы в ЕГАИС.

Как использовать ЕГАИС 3.0?

Единая государственная информационная система (ЕГАИС) ─ огромная база данных, в которой есть информация о движении всей алкогольной продукции от момента производства до продажи конечному потребителю.

Для работы в ЕГАИС розничным продавцам нужны:

  • программа УТМ (универсальный транспортный модуль) для передачи данных в Росалкогольрегулирование (ФСРАР)
  • компьютер с выходом в интернет для работы с УТМ (программу можно установить только на операционную систему Windows)
  • аппаратный крипто-ключ для работы с ЕГАИС, на который нужно записать сертификат электронной подписи
  • личный кабинет на сайте http://egais. ru
  • сгенерированный в личном кабинете RSA-ключ (ключ доступа)
  • совместимая с ЕГАИС касса и товароучетная система
  • 2D-сканер или терминалы для сбора данных (ТСД) для считывания акцизных марок

Для подключения к ЕГАИС заявление в РАР подавать не нужно, достаточно зарегистрироваться на сайте.

Регистры ЕГАИС:

№ 1 ─ складской регистр ЕГАИС. Продукция идентифицируется по наименованию, штрихкоду и хранится с сопроводительными документами.

№ 2 ─ остатки торгового зала. Продукция идентифицируется по наименованию и штрихкоду.

№ 3 ─ поштучный учет по отсканированным маркам.

Регистр № 3 был введен для того, чтобы дополнять первый. В первом регистре собирается агрегированная информация в разрезе товарных партий, в третьем ─ детализация этих партий до акцизных марок на каждой бутылке.

Количество продукции, полученной после 1 июля 2018 года, в Регистрах № 1 и № 3 должно быть одинаковым. В случае расхождения между Регистрами у покупателя есть 30 дней на то, чтобы найти причины и исправить их.  Если остатки не будут выровнены, партию заблокируют для продажи.

  • Учет продукции, оприходованной до 1 июля 2018 года, ведется по старым правилам вплоть до ее реализации, помарочный учет не требуется. Однако, Росалкогольрегулирование планирует установить предельный срок реализации старых партий алкоголя.

Для поштучного учета Регистр № 2 не используется, он нужен для немаркируемых товаров, например, пива и другой слабоалкогольной продукции.

КАК ОБНОВИТЬ ЕГАИС ДО ВЕРСИИ 3.0?

Для перехода на новую версию ФСРАР выпустила обновления для программы УТМ до версии 3.0.8.  

Поэтому первое, что нужно сделать, это загрузить обновления УТМ из личного кабинета на сайте http://egais.ru. Второе ─ убедиться, что установленное программное обеспечение для работы с ЕГАИС поддерживает работу в новой версии.

 

 

КАК РАБОТАТЬ В ЕГАИС 3.0 С МАРКИРОВАННЫМ АЛКОГОЛЕМ

 

Как принимать алкоголь в рознице в ЕГАИС 3. 0

При поступлении продукции получатель может:

  1. Полностью принять продукцию. В этом случае он подтверждает, что он проверил всю партию и берет к себе на баланс все акцизные марки, перечисленные в накладной. Продукция появится на остатках получателя в Регистре № 1 и помарочно ─ в Регистре № 3.
  2. Частично принять продукцию. Для этого нужно составить акт разногласий и указать те электронные идентификаторы, которые были в электронной накладной, но не приняты получателем.
  3. Не принимать продукцию.

Еще нужно знать, что в электронных накладных акцизные марки указаны на каждую бутылку, поэтому количество позиций в ней равно размеру партии. А в бумажных ТТН данные могут быть агрегированы, поэтому количество строчек в бумажной и электронной накладных может не совпадать.

Работа с пивом и некрепким алкоголем

ВАЖНО ПРИ РАБОТЕ С ЕГАИС!

Универсальный транспортный модуль (УТМ) — программное обеспечение, разработанное для передачи информации об обороте и розничной продаже алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС.

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Рутокен – это USB-токен с аппаратной реализацией сертифицированных криптографических алгоритмов семейства ГОСТ.

Для корректной работы с ЕГАИС обязательно следите, чтобы компьютер, на котором работает УТМ был включен хотя бы в рабочее время и JaCarta была включена в USB порт. Если вы поняли, что ЕГАИС перестал работать — первым делом перезагрузите компьютер.

Как проверить, что УТМ от ЕГАИС работает корректно?

Зайдите по адресу http://localhost:8080 — вам должна открыться страница УТМ с российским гербом. Если страница не открылась, значит УТМ c ЕГАИС не работает.

Как проверить, что Subtotal получает данные от УТМ ЕГАИС?

Зайдите в раздел «Организация / Общие» и проверьте, что последнее время обмена данными по вашей точке продаж было в течении последних 10-ти минут. Убедитесь, что компьютер, на котором установлен УТМ, был включен и подключен к интернету более 10-ти минут.

Проверка наличия новых документов ЕГАИС система Subtotal проверяет в УТМ, каждые 20 минут и загружает их автоматически. Отправленная накладная, поступает в Subtotal в том виде, в котором ее сформировал поставщик.

КАК ПРИНИМАТЬ НАКЛАДНЫЕ С БУТЫЛОЧНЫМ/РАЗЛИВНЫМ ПИВОМ?

В разделе СКЛАД – Приход при закупке алкоголя у поставщика в Subtotal выгружается приход, сформированный ЕГАИС на основании товарно-транспортной накладной (ТТН).

Для подтверждения накладной необходимо:

1. Открыть приход (накладную).

2. Проверить точку продаж/склад на которую он попал. Именно на этой точке продаж должен быть настроен ЕГАИС.

3. Необходимо сверить количество и наименование фактически полученного от поставщика товара с информацией в накладной.

— Если в накладной есть разливное пиво в кегах (ед.измерения для такого товара должна быть в декалитрах) — необходимо внимательно заполнить пункт Объём.

— ЕГАИС автоматически заполняет пункт Количество и, при этом, не всегда исходит из того, что товар измеряется в декалитрах.

Пример: при поступлении 60 л пива кол-во уже указано – 3, то в объём нужно проставить 20, если поступило 90 л пива, а в кол-ве уже указано 3, в объёме необходимо проставить 30 и т.д..

4. Если всё указанно корректно, то нажимаете Оформить приход.

5. В приходе появляется информация о том, что Ожидается ответ от ЕГАИС:

6. Вернитесь на Склад в список Приходов. Наш новый оформленный приход теперь находится в ожидании ответа от ЕГАИС и отмечен часами.

7. Через некоторое время ЕГАИС пришлет Вам ответ, и статус накладной может смениться:

  • на если ответ положительный и по накладной получен акт подтверждения (откройте накладную, в нижней её части появится кнопка « ЕГАИС »).
  • на — пустое поле, если сигнал от ЕГАИС не поступил. В этом случае необходимо открыть приход и проверить статус ответа от ЕГАИС. Если:
  • есть Акт подтверждения и документ успешно принят, необходимо обратиться в техподдержку Subtotal.
  • есть Акт расхождения с описанием ошибки. Самые распространённые ошибки: не указана цена продажи или закупки, единица измерения товара. Необходимо проверить накладную, исправить ошибки и отправить её повторно.

8. Если Акт вовсе не поступил – необходимо пройти в Организацию – Настройки и проверить работу ЕГАИС по выбранной точке. Последнее время обмена данными не должно иметь большого расхождения с текущим моментом.

Если же есть расхождение времени, необходимо:

  • Перезапустить приложение Subtotal.
  • Проверить запуск УТМ. Перезапустить его при необходимости.
  • Проверить подключение Рутокен.
  • В кабинете Организация – Оплата Subtotal проверить оплату модуля ЕГАИС.

Так же возможна ситуация, в которой по ТТН от ЕГАИС не поступает никакого ответа, статус её не меняется и акт не поступает в приход.

В таком случае Вам необходимо произвести Поиск по Идентификатору накладной на сайте ФСРАР: https://check1.fsrar.ru/ где TTN-0000000000 – это номер накладной от поставщика и fsrar ID получателя – это Ваш номер, который присваивается при установке JaCarta и отображается в УТМ.

9. После подтверждения накладной в самом приходе в разделе ЕГАИС постепенно появятся отметки:

  • акт подтверждение накладной;
  • документ успешно принят;
  • акт передачи продукции в торговый зал;
  • документ успешно принят.

10. После этого товар попадает в Остатки на складе.

Теперь Вы можете приступить к Продаже пива и некрепкого алкоголя

ЕГАИС. Что это такое и где на винных бутылках появляются бренды / Хабр Исключительно для хабра ради шкурного вопроса — получи инвайт 🙂

Справка: ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащие продукты.

В связи с тем, что у меня есть некоторый опыт внедрения этой системы, хочу рассказать о том, как появляется акцизная марка на бутылках с алкогольной продукцией. Процесс внедрения ЕГАИС в 2005 году был сопряжен с традиционным русским раздолбаем и поэтому был довольно веселым. У меня отношения с импортом, поэтому про производителей говорить не буду — у них своя история.

История из трех частей
1. Как было до ЕГАИС.
2. Внедрение ЕГАИС.
3. Что будет после ЕГАИС

1. Как было до ЕГАИС.

Готовые акцизные марки импортер заказывал в местной таможне и отправлял производителю для наклейки на бутылку, так как каждая бутылка должна была пересечь границу с Россией с уже существующей маркой. На заводе эти марки были наклеены (а многие заводы за свой счет закупили оборудование для автоматической наклейки этикеток специально для России) и отправлены нам. Существовало несколько видов клейм, в зависимости от степени и типа продукта. За много лет производители привыкли и процесс в меру логичен и отлично отлажен.

2. Внедрение ЕГАИС.

Слухи о якобы уродстве ходили давно и вот, весной 2006 года, начались первые пробные внедрения. Я прослежу, чтобы наша компания попала в группу тестирования, так что в Питере мы были одними из самых первых компаний, у которых появилось это чудо. Может быть, даже первые.

Для начала хочу привести некоторые характеристики технических средств, в которых средства фиксации и передачи информации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть установлены в единое государственное автоматизированное информационное система учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Да, мутно сказано 🙂 В общем, перевожу с госбюрократического на русский — характеристики компьютеров, на которых установлен ЕГАИС:

Сервер:
Процессор — 2 процессора Intel Xeon, не менее 2800 МГц
Память — 4 ГБ
SCSI RAID
Количество HDD: не менее 5 HDD SCSI 80GB
Тип стримера: Внешний HP-5687B
Модем (интересно, обязательно Zyxel или Courier)

Два обычных компьютера — обязательно Intel Pentium 4 с частотой не менее 3000 МГц и 1 Гб памяти.
Принтер д/к Datamax I-4208
Считыватель штрих-кодов PDF-417 HD 9Тип 0004 (высокая плотность) Welch Allen IT3800

Программное обеспечение:
Для Windows 2003 Server Std, MS SQL Server 2000 Standard Editions SP4, ViPNet (персональный брандмауэр).
Для заданий XP.

Сначала было несколько непонятно, зачем такая мощность нужна обычному, в общем-то, серверно-клиентскому приложению, пусть и использующему MS SQL. Но потом, в процессе тестирования, ситуация стала проясняться — глючила, писалась студентами на дольфе, на более слабых машинках просто безбожно тормозила. Как выяснилось еще позже, в процессе работы тормозила не только серверная часть программы, но и не очень продуманная sql-база. Впрочем, об этом позже.

Разработчиками данного комплекса выступило ФГУП «НТЦ Атлас ФСБ России», но установили и настроили все это дело ребята из «Кристал Сервис». Кстати, они действительно хорошо разбираются в продукте и поймали множество глюков.

И вот, наконец, комплекс установлен, более-менее настроен, можно работать. Но, как говорится, есть нюансы 🙂 Опишу процесс.

1. Есть доказательства —
1.1. Наименование производителя
1.2. Наименование товара и его характеристики
1.3. Сертификат на этот товар.
Все это дело нужно занести в ЕГАИС и налоговой в Москве присвоить уникальные коды.
2. После присвоения кодов создается заявление на штрих-кодирование в таможню.
3. Получаем подтверждение заявки и окончательно печатаем штампы.

Далее процесс почти ничем не отличается от до ЕГАИС времен.

Теперь о нюансах.
Пункт 1 необходимо выполнять последовательно — сначала запрос на присвоение кода производителю, затем код наименования и после прилагается сертификат. И все бы ничего, но Федеральное центральное управление по контролю и контролю, где присваиваются коды, — единственное на всю страну. А коды присваиваются чуть ли не вручную. Нет, он генерируется, конечно, автоматически, но оператору нужно каждый раз нажимать кнопку подтверждения. Представляете, сколько времени пришлось ждать?
Но это еще не все. Москвичи сразу направили свои запросы в федеральный ЦАУ, а регионы сначала прошли в местный ЦАУ, где операторам также нужно нажать на кнопку переадресации.
Если вы думали, что на этом проблемы первого пункта заканчиваются, то это далеко не так 🙂 Подразумевается, что некоторая информация может обмениваться между конечными пользователями в системе — один, например, находится в Санкт-Петербурге , другой во Владивостоке. Что это значит? Маршрутизация почты. К тому же кривая. Сообщения иногда приходят, иногда теряются целыми пачками, а иногда уходят в совсем левый ЦУ и оседают там. Ничего не напоминает? И меня посетили мысли, что комплекс ЕГАИС разработан ФИДОшниками, хотя бы в части маршрутизации 🙂 Это не в обиду ФИДОшникам (сам бывший фидошник, даже хаб), просто очень напомнило 🙂
Было очень забавно искать ваши сообщения во всех ЦКК страны, особенно когда контейнеры с товаром находятся где-то в транзитном порту (марки на бутылки можно клеить не только на заводе-изготовителе, но и на дорога в россию) и куча денег капает ежедневно на простое.
В начале была еще одна интересная проблема — если придет код имени, то сертификат может запросто куда-то исчезнуть. При этом пришлось руками лезть в базу, создавать сертификат и прикреплять его к продуктам.

Изначально предполагалось, что администраторы компании-импортера не будут иметь доступа к серверу и базе данных, но учитывая включенность в группу бета-тестеров, наличие постоянных сбоев, а также хорошие отношения с Кристаллитами , я имел полный контроль над сервером и хорошо изучил структуру базы и принципы работы всего комплекса, что положительно сказалось на дальнейшей работе. Впоследствии я даже написал небольшую программу (исключительно для внутреннего пользования), которая выполняла необходимые действия в базе данных.

И, наконец, мы готовы к пункту 2 и 3. Проблем с маршрутизацией почти не было, т.к. мы связывались с таможней в лучших традициях FIDO — по модему. А «почти» потому, что заявки тоже могли исчезнуть на любом этапе прохождения таможни. Я бы даже не сказал «могли исчезнуть», а именно исчезли. Как приложение может пропадать на прямом маршруте из пункта А в пункт Б, не знали даже Кристаллиты. Но разработчики наверняка знали (правда молчали, как партизаны), т.к. в одном из комплексных обновлений проблема была исправлена. Обновления, кстати, это отдельная песня — их жутко боялись, потому что с каждым обновлением обязательно что-то ломалось. То приложения перестали уходить, то просто ничего не запускалось, то еще что-то. Потом, правда, привыкли.

Что ж, подтверждение заявки на штрих-код получено, можно печатать марки. Странно получилось, но факт — печать штампов поручили отделу ИТ. С одной стороны вроде логично — проблемы с системой постоянные, их надо решать оперативно, а с другой… Вонючие бренды, шум от термотрансферных принтеров офигенный, да и времени уходит много основная работа — в общем это был хороший повод расширить отдел и значительно повысить уровень зарплат в отделе 🙂

Что такое марки? Вот такая катушка заготовок, объемом 5000 штук, изготовленная на Госзнаке. Пустые марки наклеиваются на полоску бумаги и сворачиваются в рулон. Принтер шустрый, печатает штрих-код, определяет границу марки, листает до следующего, печатает следующий штрих-код и т.д. до конца шпульки. Каждый бренд уже имеет уникальный номер, этот номер есть в приложении для штрих-кодирования.
И все бы ничего, но — Госзнак тоже любит косить (интересно, а как печатают деньги?). Например — нет свободного места между марками, марки без номера, отсутствие марок, неправильно наклеенные марки, перепутанные номера, грубая склейка посередине шпульки и прочие косяки. К чему это приводит — принтер печатает полностью на тех марках, на которых нужна нумерация и в базе. Или просто жует эту бобинку и портит марку. И все бы ничего, если бы можно было взять и исправить нумерацию. Но нет, в системе есть защита — ибо если бы ломаную нумерацию можно было исправить, то можно было бы точно так же печатать и оставленные метки. Поэтому был предусмотрен механизм возврата испорченных марок.
Как всегда оговорка — этот механизм не работал 🙂 Гораздо позже мы узнали, что механизм работал, даже подробно описали как им пользоваться в документации, но к тому времени привыкли просто — ручками в базу данных 🙂 Честно говоря, я просто не представляю, что бы мы делали, если бы не было прямого доступа к базе данных.

3. Что будет после ЕГАИС

Наконец-то работа отлажена, почти ничего не глючит, эпопея закончилась. Было много чего — работа была по 16 часов в сутки, были ночи на работе, нервы были на пределе… Может все было бы гораздо проще, если бы я не полез в первые ряды с бета-тестером …

И почему я решил написать об этом? Потому что через три года после мучительного внедрения ЕГАИС от Атласа подоспела новая система — ЕГАИС от ГНИВЦ. Сейчас как раз заканчиваю внедрение этой системы. Больной, как говорится 🙂

PS Инвайт, собственно, и получил, спасибо.
ПГА ЕГАИС от ГНИВЦ тоже реализовал, если будет интересно, расскажу.

Кабель Кеннана №21: Бизнес в российской провинции: игра в кошки-мышки с государством

С точки зрения деловых кругов российское правительство иногда кажется раздвоенным. Однажды государство демонстрирует поддержку бизнес-сообществу как столпу величия России. На следующий день государство, похоже, рассматривает бизнес как не более чем налогооблагаемую дойную корову для покрытия потребностей бюджета. В «основные» дни власти создают программы стимулирования, снижают налоги и реализуют политику и инициативы в интересах бизнеса. В дни «дойной коровы» они вводят новые правила и налоги, выпускают волны инспекторов и игнорируют отзывы бизнес-сообщества. Путаница усугубляется отсутствием координации между центром и регионами, что создает ошеломляющую путаницу помощи и правил.

Наиболее негативно это сказывается на микро-, малом и среднем бизнесе, не имеющем финансовых ресурсов для лоббирования своих интересов в российском парламенте. Для бизнес-сообщества в провинции российское государство, федеральное и региональное, напоминает многорукого Шиву, бога, который одними руками дает, а другими забирает.

Хрестоматийный пример такой динамики можно увидеть в Саратовской области, крупном регионе размером примерно с Австрию с населением 2,5 млн человек и развитой промышленностью. В Саратове предприниматели пытаются, и часто терпят неудачу, договориться о федеральных и региональных лоскутах государственных стимулов, правил и сборов в погоне за прибылью, избегая при этом штрафов (или даже тюремного заключения).

Саратов Бизнес, прошлое и настоящее

В течение 2000-х Саратов пережил свою долю экономических взлетов и падений. Но за последнее десятилетие его экономика значительно выросла: производство сельскохозяйственной продукции выросло с 550 миллионов долларов до 1,1 миллиарда долларов; производство выросло с 600 миллионов долларов до 2,5 миллиардов долларов, а транспорт и связь выросли с 3,7 до 9,45 миллиардов долларов. В отличие от национального экономического роста России, обусловленного экспортом энергоносителей, Саратовская область стала центром малого и среднего бизнеса с растущим предпринимательским сообществом. Но это было тогда — это сейчас.

«На рубеже веков деловая жизнь была проще, несмотря на процентные ставки выше 20% и отсутствие программ государственной поддержки, — говорит саратовский предприниматель Роман Репин. «Конечно, мы находились под государственным контролем и давлением, но в те времена у инспекторов было более «лояльное» отношение к мелким правонарушениям. Тогда мы могли прийти к пониманию с ними. Я имею в виду не коррупционные схемы между бизнесменом и инспектором, а человеческий разговор!»

Выжить в государстве: проблема №1 для бизнеса

Российское правительство полагается на бизнес-сообщество в плане уплаты налогов для финансирования внешних и внутренних обязательств Кремля. Тот факт, что предприятия также нанимают людей и обеспечивают жизненно важную корпоративную социальную поддержку регионов, в которых они работают, важен для государства, но не так важен, как выполнение требований бюджета. Со своей стороны, предприятия и предприниматели понимают, что налоги необходимы для оплаты дорог и основных услуг. Они признают, что правила необходимы для безопасности потребителей и регулирования торговли. Но эти налоги и правила слишком часто достигают уровня уничтожения тех самых предприятий, которые поддерживают экономику и обеспечивают нацию и регионы налоговой базой.

Например, национальная индустрия грузоперевозок платит налоги на топливо и мощность транспортных средств. Когда российское правительство ввело систему «Платон», предназначенную для контроля и начисления налога на километры, пройденные каждым грузовиком, водители протестовали. Новый налог мог сократить их доходы вдвое. В качестве федерального налога эти средства не могли помочь улучшить региональные дороги, остро нуждавшиеся в ремонте. С ноября 2015 года по ноябрь 2016 года Платон собрал почти 20 млрд рублей, на которые было отремонтировано всего 1000 км дорог, по данным СМИ и Российской ассоциации перевозчиков. Не в последнюю очередь система была продуктом политического инсайдера Игоря Ротенберга. Водителей возмутила идея платить дополнительный налог для обогащения олигарха.

Другой пример касается производства спирта. Предприниматели, конечно, признают, что отрасль должна регулироваться, но недавно правительство ввело требование к производителям устанавливать специальное оборудование и программное обеспечение, чтобы соответствовать российской системе ЕГАИС. Стоимость соответствия ЕГАИС может составлять от 30 000 до 200 000 рублей. Правительство не предлагает поддержку компаниям для покрытия этих новых расходов.

Вытеснение в тень

Практический результат для многих малых компаний заключается в том, что они вытеснены в теневую экономику. В России теневая экономика или черный рынок не обязательно относятся к незаконной деятельности, такой как продажа наркотиков или оружия. Чаще под ним понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в ФНС России. В нее могут входить такие лица, как водители Uber, декораторы интерьеров или репетиторы. Он также может включать в себя то, что обычно является общественным бизнесом, например, грузовые перевозки или рестораны. Привлекательность работы в теневой экономике легко понять: правительство не может облагать налогом, проверять и штрафовать вас, если оно не знает о вас. Тем не менее работа в теневой экономике имеет свои недостатки, в том числе ограничения экономического роста и возможностей, а также риск возможного ареста местным или федеральным правительством. Многие, если не большинство предпринимателей и владельцев бизнеса, предпочли бы работать открыто, если бы им была предоставлена ​​управляемая нормативная и налоговая среда со стороны государства.

Привлекательность работы в теневой экономике становится еще сильнее, если сравнить стоимость соблюдения закона, а не его нарушения. Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность составляет всего 2500 рублей (около 40 долларов). Наем бухгалтера для заполнения сложных налоговых форм может стоить не менее 3000 рублей (около 48 долларов США), а штраф за отсутствие заполненной налоговой формы составляет всего 1000 рублей (около 15 долларов США). Предприниматели смотрят на эти цифры и часто приходят к выводу, что работать в тени проще, чем иметь дело с государством.

Примечательно, однако, что даже когда проверяющие органы получают информацию о незаконной предпринимательской деятельности, у них мало способов оштрафовать нарушителей из-за сочетания бюрократической сложности и нехватки персонала. Например, по закону только УИАП имеет право инициировать процесс закрытия незаконного бизнеса, а в одном из центральных районов Саратова есть только один такой сотрудник милиции. Понятно, что на территории с населением в 300 000 человек один офицер не может обеспечить соблюдение закона, регулирующего столь массовую проблему. Другой абсурдный эпизод касается главы местной администрации, оштрафованного прокуратурой после жалоб нелегалов на его «самовольные» попытки закрыть их незаконные предприятия.

От национальной политики до регионального правоприменения правительство часто становится «проблемой № 1» для предпринимателей и владельцев бизнеса. Проблема только усугубляется, отодвигая все больше экономической активности в тень. Согласно статистике Саратовского управления Федеральной службы государственной статистики, за период с декабря 2015 по сентябрь 2016 года закрылось почти 31% малых предприятий Саратова. Эксперты считают, что многие, если не большинство из этих закрытий связаны с предприятиями, перешедшими в теневую экономику.

Саратовское правительство установило, что наиболее эффективным методом сокращения теневой экономики является не наказание незаконных предпринимателей, а поощрение их к получению легального статуса путем покупки специального «патента». Патент — это специальный документ, который позволяет физическому лицу вести бизнес, не регистрируясь в качестве юридического лица и не платя регулярные налоги. Достаточно приобрести годовой патент и перечислить платеж в Пенсионный фонд. В рамках этой инициативы количество теневых предпринимателей, приобретающих патенты, выросло с 180 до 730 с 2013 по 2016 год. Сумма налоговых поступлений этих патентов от новых легальных предпринимателей в региональный бюджет выросла за этот период в 3,7 раза, со 120 000 до 448 000 долларов США.

Кто инспектирует инспекторов?

Крупнейшая в России общественная группа по защите интересов бизнеса «Опора России» сообщает, что существует не менее 30 проверяющих органов на федеральном уровне (плюс еще несколько на региональном/местном уровнях), которые имеют полномочия проводить плановые проверки. или внеплановые проверки предприятий. Бизнес-сообщество признает необходимость проверок, но, учитывая, что у каждого ведомства свои правила, предприниматели просто не в состоянии успевать за многочисленными изменениями в нормативных актах, выпускаемыми каждым государственным органом. Более того, время от времени эти правила вступают в противоречие друг с другом, что приводит к абсурдным последствиям. Например, в одном офисе пожарный инспектор настаивал на том, чтобы входная дверь открывалась наружу, чтобы в случае пожара можно было легко покинуть помещение. Позже сотрудник службы безопасности потребовал установить в здании дверь, открывающуюся внутрь, чтобы полиции было легче взломать здание в случае захвата заложников. Поэтому владелец здания должен перевернуть входную дверь в зависимости от того, кто будет проводить следующую проверку.

Еще одной головной болью саратовского бизнеса является областное управление труда. Нынешний директор откровенно заявил, что его отдел «всегда на стороне сотрудников». Как следствие, любая жалоба работника (даже необоснованная) часто приводит к проверке и, в конечном итоге, к штрафу. В другом случае Роспотребнадзор оштрафовал предприятие за неправильный размер большой вывески, которая всего на пару сантиметров меньше, чем требуется по нормам Роспотребнадзора. Инспекторы обосновали штраф тем, что люди не смогут прочитать всю необходимую информацию о предприятии на такой маленькой табличке и «могут быть обмануты».

У этих эпизодов может быть общее объяснение. Об этом заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. «Если чиновник проверит предприятие и не оштрафует его, начальник его отдела может обвинить его в коррупции. Вот почему инспекторы говорят, что «лучше поставить квитанцию, чем рисковать».

Раньше у владельцев бизнеса были проблемы с проверками, но сегодняшняя растущая бюрократия делает отслеживание всех изменений в правилах и законах практически невозможным. Чтобы решить эту проблему, в январе 2016 года российское правительство выступило с инициативой по стимулированию деловой активности, введя трехлетнюю «надзорную паузу», которая освобождает микро- и малый бизнес от плановых проверок (остаются внеплановые проверки или проверки по жалобам). В целом бизнес-сообщество сочло эту меру относительно эффективной, хотя Калинин из «Опоры России» утверждает, что ничего не изменилось — плановые проверки просто превратились во внеплановые. Он прогнозирует, что общее количество проверок будет продолжать расти.

Чтобы защитить себя от проверок, предприниматели могут обратиться к закону «О саморегулируемых организациях», который позволяет им создавать профессиональные объединения (СРО). В соответствии с законом предприниматели, входящие в СРО, регулируют сами себя, а государственные органы проводят плановые проверки не более 10 процентов членов СРО. Однако польза от этого закона ограничена, поскольку обычно СРО создают только средние и крупные предприятия, а микро- и малые предприятия по-прежнему «прячутся в тени», не доверяя чиновникам и законам. Исполнительный директор «Опоры России-Саратов» Николай Асафьев заметил, что российская система пытается регулировать экономику с помощью проверок и бюрократии, но в конечном итоге жесткий контроль, который она стремится осуществить, ничего не значит: «Русский писатель Салтыков-Щедрин однажды сказал: строгость российских законов смягчается тем, что подчиняться им необязательно», а это значит, что нелегальный бизнес может работать в полной безопасности, потому что у властей нет ресурсов контролировать даже легальный бизнес».

Взаимодействие с государством

Помимо механизма СРО, российское бизнес-сообщество также создает неправительственные организации (НПО), которые позволяют руководителям бизнеса коллективно взаимодействовать с чиновниками. Наиболее известные бизнес-НПО включают «Опору России», «Деловую Россию» и «Торгово-промышленную палату». Эти группы регулярно проводят встречи с государственными органами и отдельными должностными лицами для обсуждения деловых проблем или экономических программ. Правительство использует эти консультации с НПО, чтобы корректировать и улучшать свои текущие и будущие планы и политику.

В Саратове, например, очень активная ячейка «Опоры России», финансируемая за счет членских взносов, стремится установить прочные связи с органами власти и поддерживать бизнес-члены через образовательные мероприятия, стипендии и программы, юридическую помощь, взаимовыгодное сотрудничество между своими членами. , а также оказание поддержки в предвыборной кампании дружественным к бизнесу кандидатам в региональный парламент. В самых богатых российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург или Владивосток, у «Опоры России» есть свои юристы и эксперты, которые следят за проверками предприятий своих членов. В небольших городах немногочисленное население предпринимателей, как правило, больше беспокоится о своем личном выживании, чем о проблемах бизнес-сообщества в целом. В результате в малых городах влияние таких НПО гораздо меньше. Николай Асафьев из «Опоры России-Саратов» сообщает, что НПО в Саратове раньше славились тем, что не противостояли чиновникам. Активные граждане, которые пытались добиваться участия в различных государственных инициативах, не приветствовались в этих НПО, которые были больше озабочены защитой отношений с государственными чиновниками. «Однако, — говорит Асафьев, — указ президента Путина об оказании государственной поддержки наиболее активным НПО может превратить эту «улицу с односторонним движением» в реально работающий механизм — союзный с Кремлем, но действующий. Это внушает надежду, ведь раньше эти НКО больше напоминали клубы по интересам и дискуссионные клубы, а не эффективные группы».

Следуя указаниям Путина, местные чиновники стараются поддерживать бизнес и соблюдать надлежащий баланс между соблюдением налогов и правил и реализацией программ поддержки бизнес-сообщества. В Саратове, например, правительство области предлагает несколько очень интересных и перспективных проектов для помощи местному бизнесу. Однако у каждой программы есть проблемы:

  1. Микрокредитный фонд — государственная финансовая организация, предоставляющая микрокредиты для бизнеса (до 50 000 долларов США) по относительно низкой процентной ставке 9-11 процентов в год. Многие предприниматели без особых проблем получили кредиты, но те, кому отказали, утверждают, что от них требовали найти двух поручителей с официальным доходом в 300 000 рублей (средняя зарплата в Саратове — 25–30 000 рублей). Хотя фонд хорошо выдает кредиты предприятиям, ходят слухи, что большая часть денег фонда распределяется среди «кредитных рантье», которые возвращаются и выдают заемные средства по более высокой ставке (20 процентов и более). Некоторые предприятия готовы платить такую ​​ставку, особенно большинство малых предприятий, работающих в теневой экономике, которые не могут предоставить официальные документы. При этом процентная ставка, взимаемая банками, может достигать 25-35 процентов годовых (с учетом покупки дополнительных услуг, таких как страхование или аудит).
  2. Бизнес-инкубатор Программа состоит из специализированных офисных зданий, предлагающих помещения за небольшую арендную плату, бесплатную юридическую помощь и гранты для начинающих предпринимателей. Аренда офиса в Инкубаторе кажется выгодной сделкой для предпринимателей, желающих сэкономить, но расположение не идеальное, и в целом мало кто знает, что программа вообще существует.
  3. Должностные лица работают с банками, чтобы сделать «льготные кредиты» доступными для бизнеса. Проблема в том, что банки очень осторожно относятся к кредитованию после банковского краха в конце 2000-х годов. Федеральное правительство реализует новую перспективную программу «6,5», в рамках которой Банк России распределяет кредиты, предназначенные для малого и среднего бизнеса, через сеть одиннадцати крупнейших банков России. Эти кредиты предлагаются банкам по ставке 6,5 процента, и банкам разрешено взимать с предприятий 10-11 процентов, что по-прежнему является самой низкой ставкой на рынке. Проблема в том, что минимальная доступная кредитная линия составляет 50-55 миллионов рублей (почти миллион долларов). Типичный малый и средний саратовский бизнес просто не в состоянии получать прибыль, покрывая 10-11% годовых по кредитной линии такого размера.

Получить обычный банковский кредит также очень сложно. Мало того, что процентные ставки высоки, банки теперь регулярно отказывают в кредитах даже известным компаниям, которые продемонстрировали способность погашать кредиты. В прошлом году саратовские банки приостановили практически все кредиты строительным фирмам. Многие банки вообще прекратили кредитную деятельность после чистки Центральным банком банков с высоким риском. Количество местных банков в регионах сократилось, часто в некоторых регионах оставались только филиалы одного из ведущих национальных банков. Из соображений предосторожности большинство национальных банков передали кредитные полномочия от филиалов к центральным администрациям в Москве, менеджеры которых не имеют представления о ситуации на местах и ​​отказывают в просьбе даже самым надежным компаниям.

Принимая во внимание эти многочисленные барьеры на кредитном рынке, процесс получения кредита для бизнеса кажется невыполнимой миссией. Среди предпринимателей распространено мнение: «Лучше продать бабушкину квартиру на стартовый бюджет, чем связываться с банками». Более продвинутые предприниматели идут дальше: они покупают квартиры в Европе в качестве залога по контрактным кредитам в европейских банках под 3-4 процента.

Один бизнесмен, с которым я разговаривал, не доверял усилиям государства по оказанию помощи бизнесу: «Бизнес-инкубаторы и микрозаемные фонды — это капля в море. Даже если они кому-то и помогли, это мало повлияло на общий деловой климат. Так что о серьезной поддержке бизнеса в Саратовской области говорить не приходится. Мы можем надеяться, что в других регионах дела обстоят лучше».

Кремль и местные власти также рассматривают госконтракты как средство поддержки бизнеса. В то время как российское государство обычно надежно платит своим подрядчикам, ситуация в регионах и городах может быть совершенно иной.

Российские компании в регионах знают, что существует определенный риск того, что региональное или муниципальное правительство не произведет оплату по контракту, что потребует от подрядчика обращения в суд для обеспечения судебного решения об оплате. Даже при наличии судебного решения у подрядчика могут возникнуть проблемы с получением оплаты. Региональные и муниципальные органы власти часто выделяют бюджет для погашения таких судебных решений, и когда этот бюджет исчерпывается в течение года, те, кто все еще имеет судебные решения против этого правительства, должны ждать до следующего года. В 2016 году прокуратура РФ работала над тем, чтобы заставить органы местного самоуправления быстрее погасить эти долги, но это остается существенной проблемой.

В случае долгосрочных контрактов поставщики должны быть готовы к неожиданным изменениям бюджета со стороны парламента, которые могут перенаправить деньги с подписанного контракта на «более важные» задачи. Это ставит подрядчиков в ловушку — они знают, что им не заплатят, но не могут прекратить работу по контракту из-за страха, что их занесут в черный список как «ненадежного партнера». Единственным выходом для них является завершение контракта и попытка добиться принудительного платежа через решение суда. Хотя такие случаи очень редки, предприниматели должны дважды подумать, прежде чем участвовать в торгах по контрактам с местными или региональными властями.

Заключение

Российское правительство пытается как на федеральном, так и на местном уровне создать благоприятную деловую среду для малого бизнеса с помощью новых программ, льготных кредитов и «надзорных каникул».