Каталог профессий (сельское хозяйство). Профессии работников сельского хозяйства: примеры. Переобучение работников фермерского хозяйства
Обобщающий тест по теме "Экономика"
1.Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ НАЛОГОВ
А)
подоходный
Б)
с продаж
В)
акциз
Г)
на наследство
Д)
на имущество
Е)
на добавленную стоимость
1)
прямые налоги
2)
косвенные налоги
2.Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
А)
увеличение посевных площадей
Б)
использование современных агротехнологий
В)
переобучение работников фермерского хозяйства
Г)
строительство дополнительных предприятий
Д)
увеличение численности обслуживающего персонала
1)
экстенсивные
2)
интенсивные
2.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1)
расширение сети продуктовых магазинов
2)
оказание населению услуг по ремонту бытовой техники
3)
открытие детской спортивной школы в областном центре
4)
анализ причин роста цен на молочную продукцию
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «факторы производства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства, и одно предложение, раскрывающее ограниченность любого фактора производства.
4.Какое из общественных благ (услуг) в рыночной экономике производит только государство?
1)
оказание медицинских услуг
2)
обеспечение обороноспособности страны
3)
страхование имущества
4)
проведение маркетинговых исследований
5.В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
преобладание интенсивных факторов экономического роста
2)
директивное ценообразование
3)
государственная собственность на большинство средств производства
4)
развитая инфраструктура
5)
необходимость решать проблему ограниченности ресурсов
6)
централизованное управление экономикой
6.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся __________(А) всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить. Ограниченность труда связана с тем, что число __________(Б) жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Кроме того, по своим __________(В), имеющимся навыкам лишь часть граждан пригодна для выполнения конкретных видов работ. Эти ограничения можно ослабить, например, за счёт приглашения рабочих из-за рубежа или переобучения и подготовки работников по наиболее __________(Г). Но на всё это нужно время, а моментального расширения рамок рабочей силы добиться невозможно. Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется __________(Д) страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых. Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем, какой __________(Е) она успела накопить».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть спользовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Перечень терминов:
1)
Торговля,
2)
способности
3)
география
4)
производственный потенциал
5)
ресурсы
6)
дефицитные специальности
7)
трудоспособные
8)
система образования
9)
демографические
Начало формы
7. Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения. (В.И. Кушлин и др.)
Конец формы
Начало формы
1.Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.
Конец формы
Начало формы
2.Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Проиллюстрируйте двумя примерами меры государственной политики по сокращению безработицы.
Конец формы
Начало формы
3. Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.
Конец формы
infourok.ru
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
Слайд 1
ДУХОВНАЯ СФЕРА © С.К. Свечников, 2006-2007 [email protected] наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людейСлайд 2
Культура лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности
Слайд 3
Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы
Слайд 4
Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая
Слайд 5
? Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная
Слайд 6
? К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль
Слайд 7
Формы культуры Народная Элитарная Массовая
Слайд 8
Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Слайд 9
Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное
Слайд 10
Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство
Слайд 11
Разновидности массовой культуры Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
Слайд 12
Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции
Слайд 13
? Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
Слайд 14
Специфика искусства Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА
Слайд 15
Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
Слайд 16
Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности
Слайд 17
Виды искусства Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада
Слайд 18
Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – колллаж
Слайд 19
Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений
Слайд 20
Социальные функции науки Познавательная Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила
Слайд 21
Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия
Слайд 22
Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию
Слайд 23
? Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка
Слайд 24
Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков
Слайд 25
Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности
Слайд 26
Основные направления развития современного образования Демократизация Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин) Гуманизация (усиление внимания к личности) Фундаментальность (выявление и изучение главного) Компьютеризация Интеграция (интернационализация)
Слайд 27
? Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
Слайд 28
Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное
Слайд 29
Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…
Слайд 30
Функции религии Мировоззренческая Утешительно-компенсаторная Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
Слайд 31
Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
Слайд 32
Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)
Слайд 33
Этапы эволюции религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) домашнее задание
Слайд 34
Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)
Слайд 35
Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?
Слайд 36
? Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации
Слайд 37
? К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая
Слайд 38
? Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм
Слайд 39
Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
Слайд 40
Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
Слайд 41
Единство морали и права Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
Слайд 42
Различия Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное
Слайд 43
? Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной
Слайд 44
Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
Слайд 45
Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое
Слайд 46
Средства массовой коммуникации передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта
Слайд 47
Функции СМК Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)
Слайд 48
? Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»
nsportal.ru
ВНИМАНИЕ! БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ
Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования приглашает к участию в курсах повышения квалификации по программе «Создание и эффективное функционирование КФХ и семейных животноводческих ферм».
Дата проведения: с 18 по 23 апреля 2016 года;
Место проведения: 431311, Московская область, Сергиево-Посадский район, село Глинково, дом 77, ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК»;
Цель: В процессе обучения слушатели курсов получат знания по вопросам юридического обеспечения создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования, предоставления земель для осуществления предпринимательской деятельности, разработки бизнес-планов и технико-экономического обоснования проектов развития сельскохозяйственного производства для малых форм хозяйствования, получения кредитных средств, разъясняются формы и механизмы государственной поддержки начинающих фермеров, применения Интернет-технологий в процессе деятельности начинающих фермеров, анализируются вопросы диверсификации деятельности фермерского хозяйства.
Приглашаются к участию: начинающие фермеры, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, консультанты в сфере аграрного бизнеса, специалисты сельского хозяйства, руководители ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств.
Срок обучения: 72 часа.
Программа курсов:
- Состояние, проблемы развития малых форм хозяйствования на селе и их роль в решении «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
- Юридическое обеспечение создания и эффективного ведения производства для малых форм хозяйствования;
- Формы и механизмы государственной поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм;
- Учет и оформление земель для крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого бизнеса на селе. Спорные вопросы и их решение. Опыт работы в Московской области и других регионах РФ;
- Разработка бизнес-планов и технико-экономического обоснования проектов развития с.-х. производства для малых форм хозяйствования. Примеры составления бизнес-планов в растениеводстве и животноводстве;
- Кредитование малых форм хозяйствования. Залоговое обеспечение получения кредитных средств;
- Ресурсосберегающие технологии как основа инновационной деятельности в растениеводстве и кормопроизводстве, в молочном и мясном скотоводстве;
- Интернет-технологии в информационной и технической поддержке обучения начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм;
- Управление предпринимательскими рисками;
- Программа самозанятости сельского населения и условия участия в программе;
- Выездное занятие: Ознакомление с передовым опытом работы КФХ в Московской области.
Обучение за счёт средств федерального бюджета. По окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в объёме 72 часов.
Слушатели курса обеспечиваются проживанием и питанием.
Дополнительно в программу входит экскурсия.
Заявку (анкету) на участие просим направить по e-mail: [email protected]
Дополнительная информация у ответственного сотрудника Федерального центра сельскохозяйственного консультирования Тютина Василия Васильевича по тел.: +7 (496) 549-97-60 и +7 – 952 45 77777.
Анкета - заявка (doc)
www.akkor.ru
Курсы фермеров. Обучение фермерству в СПб.
Прежде чем вы решите пойти на курсы фермеров ответьте на несколько вопросов. Вы любите работать на земле, выращивать сельскохозяйственную продукцию, ухаживать за скотом, жить подальше от города? А хотели бы вы превратить это в выгодный бизнес? Тысячи успешных фермерских хозяйств в России доказывают, что это возможно. Хотите стать одним из них? Это реально, однако, потребуются знания и опыт.
Сельское хозяйство никогда не было легким делом, и мы тоже не будем вас убеждать в том, что вы легко заработаете миллионы. Однако любовь к своему делу, соединившись со знаниями и опытом, приведет к успеху. В чем преимущества фермерских хозяйств:• это возможность жить и работать за городом;• способ обеспечить себя и свою семью натуральными здоровыми продуктами;• высокий спрос на качественную продукцию, люди сейчас намного внимательнее к тому, что попадает на стол;• возможность влиять на свои доходы самостоятельно, не надеясь на других;• возможность оставить своим детям прибыльное дело.
Финансовый кризис и отказ от импорта – факторы, которые помогают сельскому хозяйству становиться на ноги, создавая новые рынки сбыта. Это говорит о том, что именно сейчас удачное время для того, чтобы начать собственное дело, если вы мечтаете именно об этом. Воспользуйтесь этим удачным стечением обстоятельств, чтобы пройти обучение фермерскому делу, пока остальные тратят время на сомнения и страхи.
Кому подойдет такая профессия? Безусловно, фермерское хозяйство подойдет далеко не всем. Нужно обладать определенным складом характера, трудолюбием, организованностью, целеустремленностью. Нужно любить землю и работу с ней, интересоваться сельским хозяйством, потребуется многому учиться, много работать.
Статистические исследования показывают, что чаще добиваются успеха те люди, для которых фермерское дело стало семейным бизнесом. Нужно будет научиться разбираться в бухгалтерии и налогообложении, управлении персоналом, продажах, маркетинге и многом другом. Для развития дела потребуются люди, искать профессиональных, ответственных и грамотных сотрудников нужно тоже уметь. Все это делает фермерское дело непростым, но интересным. Узнаете в этом портрете себя? Добро пожаловать на курсы «Фермерское дело».
В чем особенность нашего обучения? Особенность наших курсов фермеров в том, что мы обучаем на практике и только тому, что проверили на собственном опыте. Мы предлагаем для своих выпускников сотрудничество с нашими партнерами. Это значит:• сбыт продукции через сети;• совместный закуп кормов;• обмен племенными животными для разведения;• бухгалтерская и юридическая поддержка;• аренда сельскохозяйственной техники.
Мы заинтересованы в вашем успехе, поэтому готовы оказать вам всестороннюю поддержку. Мощная практическая часть позволит вам освоить новое дело быстрее и качественнее.
Что входит в обучение фермерскому делу? Вы научитесь особенностям ведения сельского хозяйства, научитесь разбираться в видах сельскохозяйственных животных, их преимуществах и недостатках. Вы научитесь разбираться в кормах, их видах и качестве, выбирать для себя наиболее оптимальные по стоимости, получите информацию о сельскохозяйственном оборудовании и технике. Вы узнаете о том, как выбирать сельскохозяйственные культуры для посева, как оптимально использовать территорию. Познакомитесь с техникой безопасности. Следующий блок информации связан с подготовкой продукции на продажу, хранением и транспортировкой.
Полученные на курсе знания и навыки позволят вам начать свое дело, сделать первые самостоятельные шаги. В дальнейшем вам потребуется уделять время самообразованию, это единственный путь добиться действительно высоких результатов.
procrafts.ru
Необходимость развития регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств при Андижанском сельскохозяйственном институте
В условиях перехода к рыночным отношениям у сельских товаропроизводителей Андижанской области Республики Узбекистан возникает потребность в получении новой информации, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Как показывает зарубежный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. В статье рассматривается необходимость развития регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств при Андижанском сельскохозяйственном институте.
Андижанская область — самая восточная область Узбекистана, занимающая восточную часть Ферганской долины, является крупным аграрно-индустриальным регионом Республики Узбекистан. В области, занимающей менее 1 % территории республики, проживает около 9 % всего населения Узбекистана [4]. Принимая во внимание то, что в Андижанской области нет лишних земельных площадей, сельское хозяйство может развиваться за счет повышения эффективности производства. Учитывая то, что она является одной из самой густонаселѐнной в Республике Узбекистан, необходимо дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры и сферы приложения труда вне аграрного сектора. В сложившихся условиях ощущается острая потребность в рабочих местах, в создании мощностей по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья, с последующим предложением готовой продукции на внутренний и внешний рынок. Труд сельскохозяйственного товаропроизводителя уникален, ведь он предполагает, что человек, занимающийся выращиванием сельскохозяйственных культур и их переработкой, должен обладать обширным кругом знаний не только в областях, напрямую связанных с сельским хозяйством: агротехнике, селекции, растениеводстве, почвоведении, но и знать основы предпринимательства, маркетинга и менеджмента, налогообложения и других наук.
Успеха в современных условиях добивается только тот, кто вооружен знаниями и самыми современными технологиями. По мере развития рыночных отношений у сельских товаропроизводителей Андижанской области Республики Узбекистан возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. По данным статистики Республики Узбекистан в настоящее время в Андижанской области функционируют 13896 фермерских хозяйств [4]. При постоянно возрастающих информационных потоках фермеры и другие сельские товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Возникает вопрос, как можно решить эти проблемы товаропроизводителей. Как показывает зарубежный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения [1].
Информационно-консультационная служба (ИКС) — это система, с помощью которой обеспечивается повышение эффективности АПК и рост национального дохода страны путем распространения знаний и передового опыта, содействия распространению прогрессивных технологий в АПК, повышения обоснованности решений, принимаемых сельскими товаропроизводителями.
Страны, создающие и оказывающие поддержку информационно-консультационным службам, рассматривают ИКС как один из важнейших инструментов аграрной политики государства. Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта.
В настоящий момент существует несколько основных подходов к разработке концепции формирования информационно-консультационной службы. Первый подход основан на безоговорочном признании преимуществ ИКС, созданных и успешно функционирующих в зарубежных странах с развитым сельским хозяйством. При этом делается вывод о необходимости полного копирования организации, структуры, форм и методов работы этих служб без критического анализа и соответствующей адаптации к местным условиям.
Второй крайний подход полностью отрицает возможность эффективного использования чьего-либо опыта, провозглашая «свой» особый путь.
Различия в построении ИКС сводятся к следующему:
– структурные построения;
– разная доля государственной поддержки;
– дифференциации оплаты услуг;
– формирование инновационной информации;
– методы и способы распространения информации [2].
Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве страны является выбор модели (нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.
Во многих зарубежных странах уже в течение многих лет функционируют консультационные службы, распространяя знания среди сельхозпроизводителей.
В одних странах, как, например, Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она представлена двумя уровнями: общенациональным и местным. В США созданию такой службы (extention service) послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного кризиса правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования, образование (повышение квалификации) и внедрение (освоение научно-технических достижений). Ведущая консультационная служба Англии была создана более 70 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий. В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети прошлого столетия.
Наиболее значимым в создании информационно-консультационных служб в России стал проект ARIS Минсельхозпрода России и Всемирного банка 1996 года, который предоставил возможность 36 регионам России решить целый ряд организационно-экономических вопросов и вопросов технического оснащения ИКС. В настоящее время в агропромышленном комплексе Российской Федерации формируется и развивается система сельскохозяйственного консультирования, в ряде публикаций и документов именуемая как информационно-консультационная служба (ИКС), включающая в себя федеральный, региональный и районный уровни [1].
Исходя из многолетнего опыта зарубежных стран и учитывая свои особенности в Андижанской области Республики Узбекистан в целях обеспечения выполнения Указа № 311 от 3 ноября 2015 года Кабинета Министров Республики Узбекистан и по приказу № 282-В от 19 ноября 2015 года ректора института был подписан приказ об организации Государственного унитарного предприятия «Регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств» при Андижанским сельскохозяйственном институте (ГУП «Региональный центр ПиПКРиСФХ» при АндСХИ). Основными задачами данного предприятия являются повышение профессиональных знаний специалистов и руководителей фермерских хозяйств, углубление интеграции науки, образования и сельскохозяйственного производства, обеспечения внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, а также применения современных методов управления и маркетинга фермерскими хозяйствами, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей фермерскими хозяйствами [3].
В целях обеспечения выполнения Указа Кабинета Министров Республики Узбекистан № 118 от 21 апреля 2016 года на основе учебного проекта, плана и графика утверждённого Министерством Сельского и Водного хозяйства, были организованы учебные семинары для обучения специалистов в сфере сельского хозяйства, преподавателей сельскохозяйственных профессиональных колледжей, научных работников и специалистов научно-исследовательских институтов, что в дальнейшем обеспечит специалистами курсов переподготовки руководителей и специалистов фермерских хозяйств, специализирующихся по направлению «Садоводство и овощеводство». Учебные семинары были проведены с 15.08.2016 по 20.08.2016 года для слушателей Андижанской области в Андижанском сельскохозяйственном институте, а с 22.08.2016 по 27.08.2016 года — в Кувинском сельскохозяйственном социально-экономическом профессиональном колледже для слушателей Ферганской области.
В настоящее время сохраняются проблемы финансирования ГУП «Регионального центра ПиПКРиСФХ» при АндСХИ. Законодательством, определено что источниками финансирования деятельности региональных центров могут быть средства, поступающие за обучение на курсах по переподготовке руководителей и специалистов фермерских хозяйств на договорной основе, отчислений базовых профессиональных коллежей от поступлений за обучение на курсах по повышению квалификации специалистов фермерских хозяйств на текущее содержание региональных центров, а также средств из других, не запрещённых законодательством источников. В настоящее время в результате проблем, связанных с финансированием, возникают сложности развития центра [3].
При решении вопроса финансирования консультационной службы необходимо учитывать тот факт, что сельский товаропроизводитель по множеству причин экономического, социального и психологического характера пока не готов платить за советы и консультации. А чтобы соответствующим образом подготовить производителя, доказав его явную выгоду от консультационной деятельности ИКС, необходимо само существование службы и ее активное функционирование.
Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности [2].
В большинстве стран мира консультационная служба создавалась инициативой государства, и долгое время содержалась за счет налогоплательщиков. Разнообразие источников финансирования консультационных служб возникло не так давно и, главным образом, в результате приватизации государственных организаций и возрастающей роли коммерческих компаний, занимавшихся научными исследованиями и распространением знаний в аграрной сфере.
Государственное финансирование информационно-консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии ее формирования. Причем данная форма предполагает не только простое перераспределение бюджетных средств, она направлена на развитие отрасли с целью повышения ее эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютной величины налогов. Другими словами, вложение средств в формирование и развитие ИКС предусматривает соответствующую отдачу. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений [2].
Имеется много исследований, доказывающих, что финансирование исследований в аграрной сфере и консультационной деятельности обычно дает большую отдачу. Высокая рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в странах с развитой ИКС означает, что инвестиции в эту сферу сокращают удельные затраты на производство продовольственных товаров, но, в свою очередь ведет к снижению потребительских цен и дает товаропроизводителям дополнительные возможности выхода на мировой рынок. Государству это к тому же облегчает задачу поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию.
Государственные программы развития сельского хозяйства могут быть более эффективными при подключении к их выполнению консультационной службы. В частности, многие государства, осуществляя инвестиционные программы, например, ирригационные, тем самым стимулируют развитие сельскохозяйственного производства. Такие проекты направлены на увеличение производства и доходов производителей [2].
Система сельскохозяйственного консультирования может играть роль действенного инструмента реализации аграрной политики государства, направленной на дальнейшее развитие сельского хозяйства на основе достижений научно-технического прогресса. В условиях перехода к рыночным отношениям в Андижанской области необходимо, основываясь на опыте зарубежных стран, а также учитывая свои условия и особенности, разработать эффективную систему развития и финансирования центра сельскохозяйственного консультирования.
Литература:- Коллектив авторов. под ред. Кошелева, «Основы организации и функционирования ИКС в АПК», Учебное пособие. Издание, Издательство МСХА, 2000 г. 113 с.
- Ториков В. Е., Мальцев В. Ф., Квитко Б. И., «Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве»,Учебное пособие., Брянск, 2004 г. 276 с.
- Отчёты ГУП «Регионального центра ПиПКРиСФХ» при АндСХИ.
- Государственный комитет по статистики Республики Узбекистан, http://www.stat.uz/STAT/index.php.
- Указ № 311 от 3 ноября 2015 года Кабинета Министров Республики Узбекистан http://www.lex.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-консультационная служба, Узбекистан, Андижанская область, сельское хозяйство, эффективное использование, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственное консультирование, сельскохозяйственная продукция, консультационная служба, Андижанская область Республики.
moluch.ru
Каталог профессий (сельское хозяйство). Профессии работников сельского хозяйства: примеры :: BusinessMan.ru
Сельским хозяйством называют отдельную отрасль экономики, направленную прежде всего на обеспечение людей продовольствием. Важность этой отрасли переоценить трудно. Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений.
Какие существуют профессии сельского хозяйства: список
Самыми востребованными в этой сфере специальностями являются:
- агроном;
- механизатор;
- оператор машинного доения;
- животновод;
- птичник;
- ветеринар.
На вопрос о том, какие профессии относятся к сельскому хозяйству, есть еще один ответ — пчеловод и зверовод. Они не так распространены, как, к примеру, оператор машинного доения или животновод, но также достаточно востребованы.
Особенности профессии агронома
Технологии проведения сельскохозяйственных работ постоянно совершенствуются и изменяются. В обязанности агронома в первую очередь входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также люди этой специальности занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации. Образование ветеринары обычно имеют высшее. К настоящему времени профессия агронома входит в список самых востребованных в России.
Механизатор
Это одна из основных специальностей такой сферы экономики как сельское хозяйство. Профессии комбайнера и тракториста всегда были одними из основных на селе. Механизатором называют специалиста, способного управлять всеми видами сельскохозяйственной техники. Кроме того, в обязанности этих работников входит знание особенностей конструкции машин, а также выполнение их планового обслуживания и ремонта.
Профессия механизатора считается одной из самых сложных на селе. Люди этой специальности работают зачастую в крайне неблагоприятных условиях — в жару, дождь и холод. Помимо этого, им в период посевной и сбора урожая обычно приходится трудиться сверхурочно. К счастью, в последнее время к конструкции тракторов и комбайнов начали предъявляться повышенные требования в плане удобства именно для механизаторов. Кабины новых моделей утепляются, оснащаются кондиционерами и обогревателями. Но все равно труд механизатора всегда будет оставаться нелегким, а потому почетным.
Оператор машинного доения
Ответов на вопрос о том, какие профессии в сельском хозяйстве являются самыми распространенными, существует множество. Но наиболее известной является все же именно оператор машинного доения. О людях этой специальности в советские времена было снято множество кинофильмов и написано огромное количество стихов и песен. Профессия доярки тогда была необыкновенно почетна. Женщины этой специальности представали на голубых экранах в образе здоровых, жизнерадостных румяных девушек в косынках. Однако, разумеется, профессия оператора машинного доения в действительности очень сложная, и романтики в ней не так уж и много.
Вставать дояркам приходится до рассвета — в пять часов утра. В их обязанности входит протирка вымени коровы, ее кормление. Но основным занятием представительниц данной профессии является, конечно же, доение животных. Производится эта операция три раза в день. Как и механизатор, профессия доярки является очень важной в сельском хозяйстве.
Животновод
Это также очень распространенная на селе профессия. Относящиеся к сельскому хозяйству специальности могут принадлежать к животноводству или растениеводству. Основной деятельностью зоотехника является, как уже можно судить по названию, разведение и выращивание разного рода сельскохозяйственных животных. Работники этой специальности должны обеспечивать им максимально комфортные условия содержания и размножения. Помимо этого, в обязанности животновода входит наблюдение за здоровьем «подопечных» и сохранение чистоты породы. Также люди этой специальности следят за тем, чтобы в рационе коров, свиней, овец, лошадей и коз присутствовали все необходимые компоненты: витамины, минералы, протеины и пр.
Помимо всего прочего, животноводы проводят очистку и дезинфекцию коровников и свинарников, принимают участие в профилактических мероприятиях с целью предотвращения распространения эпидемий. Следят они и за процедурой выпаса животных в летнее время года, а также за процессом заготовки кормов для них на зиму.
Птичник
Обязанности у представителей этой профессии практически такие же, как и у животновода. Разница лишь в том, что птичник осуществляет уход за представителями пернатых: курами, гусями, утками, индюками и т. д. Это также одна из самых распространенных специальностей такой сферы экономики страны, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за птицей, очень сложные и ответственные.
Ветеринар
Выращивать и разводить животных человек начал тысячи лет назад. Примерно столько же времени существует и профессия ветеринара. В древние времена люди этой специальности сопровождали караваны и армии, следя за состоянием здоровья лошадей и верблюдов, а в Средние века были открыты профессиональные ветеринарные школы. У нас в стране данная специальность появилась по инициативе Петра Первого. Именно этот император когда-то привез высококлассных специалистов-ветеринаров из Европы в Россию.
Сегодня, как и в прошлом, основной задачей работника сельского хозяйства этой профессии является лечение животных. Также в его обязанности входит выполнение профилактических мероприятий. Ветеринары принимают у животных роды, делают прививки, проводят стерилизацию или осеменение. Осуществляют представители этой профессии и контроль за использованием разного рода химикатов при выращивании предназначенных для кормления животных культур.
В настоящее время ветеринарный пункт имеется практически в каждом населенном пункте. Даже в городах действуют подобные клиники. Правда, занимаются в них лечением не сельскохозяйственных, а обычных домашних животных - кошек и собак.
Пчеловод
Профессии сельского хозяйства существуют разные. На современных предприятиях этой отрасли не только разводят животных и выращивают растения. Пасечничество также относится именно к этой сфере народного хозяйства. Специальность пчеловода достаточна редкая в нашей стране. Однако это не означает того, что она неинтересна или невостребована. Профессия это увлекательная, но, как и любая другая сельскохозяйственная, довольно-таки тяжелая и очень ответственная.
В обязанности пчеловода входит формирование новых семей пчел, обеспечение их зимовки и сбор меда. Также люди этой профессии борются с заболеваниями вверенных им насекомых, ремонтируют ульи и инвентарь. Несмотря на относительную редкость, профессия пчеловода будет существовать всегда, ведь мед любят многие люди. К тому же продукт это очень полезный.
Зверовод
Разведение кроликов, нутрий, песцов — это также одна из специализаций такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за такими животными, также довольно востребованы. Звероводы отвечают за содержание и размножение кроликов и нутрий. В их обязанности входит контроль за сохранением поголовья, чистотой породы, такими процедурами, как кормление, профилактика заболеваний и уход.
Агроэколог
Эта профессия появилась в сельском хозяйстве не так давно. Однако представить без нее растениеводство и животноводство сегодня практически невозможно. Прежде всего, агроэколог производит контроль за применением удобрений и разного рода химикатов на полях при выращивании с/х растений. В задачи этого специалиста входит в основном разработка рекомендаций по сведению вреда от них к минимуму. Также агроэкологи в сельскохозяйственных предприятиях занимаются вопросами восстановления истощенных и подверженных эрозии почв.
Где можно получить с/х специальность
Сегодня у нас в стране существует множество учебных заведений разных уровней, в задачи которых входит подготовка работников такой отрасли как сельское хозяйство. Профессии этой направленности можно получить во многих городах нашей страны. Агрономы и ветеринары обычно оканчивают вузы и техникумы. На механизаторов обучают в техникумах и училищах. То же самое касается доярок и птичниц.
Самыми известными высшими учебными заведениями, в которых можно получить профессии работников сельского хозяйства, у нас в стране являются аграрные университеты:
- Оренбургский.
- Кубанский.
- Санкт-Петербургский.
- Алтайский.
- Воронежский и т. д.
Также высококлассных специалистов подготавливает НСХА им. Тимирязева. Разумеется, от качества обучения молодых специалистов напрямую зависит успех развития такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии (примеры их были приведены выше) этой группы требуют наличия у человека сообразительности, сноровки, быстроты мышления, а зачастую и физической выносливости. В любом случае к процессу обучения будущих ветеринаров, агрономов, доярок и механизаторов следует подходить со всей ответственностью.
businessman.ru