Ндс налоговая декларация: порядок и образец заполнения — Контур.Экстерн — СКБ Контур

Налоговая декларация по НДС II квартал — новость от Правовест Аудит

Большой интерес наших клиентов вызывает новая форма декларации по НДС, в частности налоговый контроль за ней. Напомним, что с 2015 года налоговая декларация подается в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация сдается в электронном виде.

Право сдать декларацию на бумаге осталось только у налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками (например, упрощенцы) или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС согласно статьям 145, 145.1 НК РФ. У таких организаций есть право выбора — представить декларацию на бумаге или в электронном виде.

Налогоплательщики сдают налоговую декларацию в электронной форме, заполняя при этом разделы декларации в зависимости от своей деятельности в отчетном квартале.

Посредники — спецрежимники, либо освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС по статьям 145 и 145.1 НК РФ, и не признаваемые налоговыми агентами, обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета соответствующие журналы учета полученных и выставленных «транзитных» счетов-фактур по установленному формату в электронной форме (письмо ФНС России от 08. 04.2015г. N ГД-4-3/5880).


Большое внимание в 2015 году стоит уделять порядку заполнению книг покупок и продаж, поскольку эти данные налогоплательщика сравниваются со сведениями, отраженными в налоговых декларациях его контрагентов.

При этом по многим неспецифическим операциям налоговый орган при камеральной проверке не найдет соответствующего счета-фактуры у контрагента, поскольку его попросту может не быть. Например, при приобретении услуг, оформленных БСО, при возврате товаров, оплаченных наличными деньгами от покупателей — физлиц и многие другие.

В данных ситуациях особое внимание нужно уделить Кодам видов операций. Основные коды утверждены Приказом ФНС России от 14.02.2012г. № ММВ-7-3/83. Письмом ФНС России от 22.01.2015г. № ГД-4-3/794 также утверждены дополнительные коды видов операций по НДС. Так, при покупке ж/д (авиа) билетов проставляется код вида операции «23».

Это поможет ИФНС при камеральной проверке понять — почему сумма налогового вычета не стыкуется с данными раздела 9 декларации продавца, который в книге продаж регистрирует суммарные данные о продажах, а не отдельные счета-фактуры.

При покупке товаров (работ, услуг) у хозяйствующих субъектов из Крыма или Севастополя ФНС России рекомендует при заполнении книги покупок (дополнительного листа книги покупок) указывать код вида операции — значение «99» (письмо ФНС России от 07.04.2015г. № ГД-4-3/5757).


Схема камерального контроля декларации по НДС, включающая как автоматические процедуры, так и ручную обработку, выглядит следующим образом

ФНС разработаны и направлены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС (письмо ФНС России от 23.03.2015 г. № ГД-4-3/4550). Они представлены в виде таблицы, где сопоставляются разделы декларации. Их можно и нужно использовать при составлении декларации.

Контрольные соотношения относятся к внутренней структуре налоговой декларации. А вот внешний контроль построен другим способом.

Если при камеральной налоговой проверке декларации выявлены ошибки, противоречия, либо несоответствия каких-либо сведений налоговый орган направит налогоплательщику сообщение в электронной форме (с требованием представления пояснений) по рекомендуемым формам (приложения к письму ФНС России от 07. 04.2015 г.

Схема камерального контроля декларации по НДС, включающая как автоматические процедуры, так и ручную обработку, выглядит следующим образом:

  1. Прием декларации.
  2. Расчет контрольных соотношений (КС).
  3. Автотребование о предоставлении пояснений по КС.
  4. Сопоставление операций контрагентов.
  5. Автотребование о представлении пояснений по расхождениям.
  6. Обработка формализированных пояснений по расхождениям.
  7. Ручная обработка расхождений.
  8. Требование о предоставлении документов по расхождениям.

Напомним, что с 1 января 2015 налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в налоговых отношениях и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Такими документами являются, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

При приеме указанных документов налогоплательщик в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом, обязан отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи соответствующую электронную квитанцию об их получении (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если налогоплательщик этого не сделает налоговый орган вправе приостановить операции по банковским счетам (данной нормой дополнен пункт 3, а также введен пункт 3.1 статьи 76 НК РФ).

Также с 1 января 2015 года налоговая инспекция вправе проводить осмотр территории и помещений не только при выездной, но и при камеральной проверке налоговой декларации по НДС в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. А именно:

  • представлена декларация с заявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, указывающие на занижение налога к уплате или на завышение суммы налога к возмещению.

Поэтому к составлению налоговой декларации нужно отнестись со всей долей ответственности, дабы не попасть в списки лиц, на которых будет направлен усиленный налоговый контроль.

Также лектор, Ольга Викторовна Новикова – руководитель консалтинга компании «Правовест Аудит», упомянула несколько последних разъяснений Минфина России по наиболее злободневным ситуациям:


1. Как вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при реализации комиссионером от своего имени товаров комитента, если счет-фактура получен от комитента после завершения налогового периода, в котором он был выставлен покупателю? (письмо Минфина России от 27.04.2015г. N 03-07-11/24223).


После внесения изменений в часть 1 журнала учета налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за соответствующий налоговый период.

При получении комиссионером от комитента счета-фактуры после завершения налогового периода, в котором был выставлен счет-фактура комиссионером покупателю, счет-фактура, полученный от комитента, регистрируется в графе 4 части 2 журнала учета в периоде получения, а в графу 12 части 1 журнала учета необходимо внести уточнения за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура, выставленный комиссионером, и указать номер и дату счета-фактуры комитента из графы 4 части 2 журнала учета текущего налогового периода.


2. О сроках принятия НДС к налоговому вычету (письма Минфина России от 09.04.2015г. N 03-07-11/20290, N 03-07-11/20293).

Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

Что касается иных вычетов НДС (например, исчисленного с сумм оплаты, предварительной оплаты; предъявленного продавцом товаров (работ, услуг) в отношении сумм оплаты, частичной оплаты; уплаченного в качестве налогового агента и др.), то право заявлять их в течение трех лет НК РФ не содержит. Поэтому такие вычеты следует заявлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ.


3. Как определить пропорцию для ведения раздельного учета НДС при осуществлении как облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций? (письмо Минфина России от 24. 04.2015г. N 03-07-11/23524).

При определении пропорции учитываются как облагаемые НДС операции, осуществляемые на возмездной и безвозмездной основе, так и не облагаемые этим налогом (исключенные из налогообложения) операции по всем основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ, в том числе операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.

Таким образом, Минфин еще раз подчеркнул, что при расчете пропорции в расчет принимаются не только освобожденные от налогообложения операции по ст. 149 НК РФ, но и операции, упомянутые в статьях 146, 148 НК РФ.

Теория и практика внесения исправлений в налоговую декларацию

С принятием части первой Налогового кодекса РФ более четкое правовое регулирование получил процесс внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию. Указанному вопросу посвящена ст. 81 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), в которой систематизирован порядок внесения изменений в декларацию и закреплены принципы освобождения налогоплательщика от ответственности.

Пункт 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ гласит, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Прежде всего необходимо отметить, что ст. 81 Кодекса регламентирует порядок изменения (дополнения) уже представленной в налоговый орган декларации, поэтому ее применение не может быть связано с тем случаем, когда налогоплательщик не подавал соответствующей декларации вообще.

Указанной нормой впервые закреплены случаи, когда внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию представляет собой особую обязанность налогоплательщика. Правовое регулирование их в отдельной норме, установление ответственности за ее неисполнение свидетельствуют об особом значении, которое придается законодателем этим ситуациям. К ним относятся неотражение или неполное отражение в налоговой декларации сведений и ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Ранее законодатель не определял соответствующее действие налогоплательщика ни как право, ни как обязанность.

В статье 81 Кодекса не упомянуты случаи, когда в поданной декларации не нашли полного отражения сведения или имеются ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Некоторые авторы разделяют точку зрения, изложенную в письме Минфина России от 14.07.04 N 03-03-05/3/59, в котором отмечено что подавать уточненную декларацию для исправления ошибки надо только в случае, когда произошло занижение налога. С этой точкой зрения, на первый взгляд, трудно не согласиться, однако необходимо учесть следующее.

Понятие «декларации» в п. 1 ст. 80 Кодекса определено как письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Обязанность подачи декларации также закреплена в подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса. Требование добросовестности распространяется и на данную обязанность налогоплательщиков и подразумевает достоверное и правильное отражение сведений, предусмотренных декларацией. Отсюда вытекает необходимость подачи налогоплательщиком исправлений и дополнений при указании в первоначально поданной декларации любых неверных сведений. Поскольку о наличии обязательства налогоплательщик сообщает налоговому органу путем подачи декларации, постольку необходимо ее исправление и в указанном случае независимо от того, правильно ли определена сумма налога к уплате.

В данной статье не оговаривается, в какой форме должны быть внесены исправления в налоговую декларацию в конкретной ситуации. Из содержания п. 2 ст. 81 Кодекса следует, что должна подаваться дополнительная декларация вместе с заявлением о внесении исправлений.

Если прибегнуть к буквальному толкованию нормы, то можно сказать, что в случае внесения неверных сведений декларация должна быть изменена, в случае отсутствия каких-либо сведений — дополнена. При этом на практике налогоплательщики, как правило, в первом случае подают новую декларацию (уточненную), во втором случае по своему усмотрению подают декларацию в новой редакции либо только дополнительные данные по конкретной графе. В последнем случае при определении размера налогового обязательства данные по конкретному налоговому периоду необходимо сводить с данными по первоначально поданной и по дополнительной декларации. На мой взгляд, целесообразно вносить декларацию в новой редакции в любом случае, что значительно упрощает расчет налоговых обязательств в каждом налоговом периоде и для самого налогоплательщика, и для налоговых органов.

При применении положений п. 3 и 4 ст. 81 Кодекса речь идет об ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Кодекса (на что указано Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). На практике чаще всего оспаривается привлечение к ответственности по ст. 122 Кодекса.

Можно сказать, что в статье 81 Кодекса заложен принцип, по которому налогоплательщик несет ответственность за неверное указание сведений в декларации, послужившее причиной занижения сумм налога, подлежащих уплате в бюджет. Указанное следует из формулировки положений п. 3 и 4 ст. 81 Кодекса, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности только в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок. При этом само по себе неверное отражение сведений в налоговой декларации, не приведшее к неправильной уплате налога, не влечет ответственности согласно Налоговому кодексу РФ.

Исторически сложилось, что правовая регламентация рассматриваемой ситуации проходила по линии установления условий, при которых налогоплательщик освобождался от ответственности.

Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиком и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми правонарушениями (п. 13). Ранее процесс внесения исправлений в декларации регулировался только письмами Государственной налоговой службы РФ, которые в общем и выработали подход, закрепленный в данном Указе.

Практика применения данного Указа вызвала необходимость дальнейшей разработки понятий самостоятельности выявления ошибок и своевременности доведения сведений о них налоговым органам. В связи с этим Государственная налоговая служба РФ были приняты письмами от 28.06.96 N ПВ-6-09/450, от 27.10.98 N ШС-6-02/768 довела до сведения, что налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, если самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявит ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внесет исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произведет уплату причитающихся сумм.

В Кодексе условия освобождения от ответственности, разработанные в Указе и письмах налогового ведомства нашли свое законодательное закрепление и более детальную разработку. Исключено требование о внесении обязательных исправлений в бухгалтерскую отчетность, очевидно, это связано с более четким разграничением понятий налогового и бухгалтерского учета и отчетности. Внесено требование об обязательной уплате пени как условия освобождения от налоговой ответственности.

Некоторые авторы усматривают в вопросе уплаты пени в этом случае проблему, полагая, что требование об уплате пени в рассматриваемой ситуации приводит к наложению ответственности за неуплату пени. На мой взгляд, проблема здесь кажущаяся. Ее видимость возникает в том случае, когда налогоплательщик после срока уплаты налога и подачи декларации, но до проверки налогового органа выявил нарушение и внес в соответствующем порядке изменения в декларацию. При этом уплата налога была им произведена за счет числящейся на дату внесения изменений переплаты.

Применение ст. 81 Кодекса, таким образом, затрагивает вопросы о зачете сумм переплат по налогам.

Прежде всего, следует отметить, что арбитражные суды пришли к выводу, согласно которому при наличии у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням, в том числе образовавшейся в результате подачи уточненных деклараций, налоговый орган самостоятельно должен направить подлежащую возмещению сумму налога на их погашение (если речь идет о переплате и задолженности перед одним и тем же бюджетом). Это следует из содержания ст. 78, 176 Налогового кодекса РФ. Подача налогоплательщиком соответствующего заявления в указанном случае признается судами необязательной. (СЗО от 11.05.04 N А05-12015/03-19, СКО от 13.07.04 N Ф08-3024/04). Главное, чтобы сумма налога на момент подачи исправленной декларации находилась в том бюджете, куда должен быть доплачен налог, и не была зачтена в счет иных налоговых задолженностей или не возвращена на счет налогоплательщика.

Вместе с тем, нельзя забывать, что переплата налога на момент подачи уточненных деклараций свидетельствует об уплате налога по уточненной декларации, но не имеет правового значения для определения момента возникновения задолженности по налоговому периоду, в котором допущена ошибка, поскольку моментом возникновения недоимки признается неуплата (неполная уплата) налога в установленный законодателем срок.

Пункт 4 ст. 81 Кодекса прямо предусматривает обязанность налогоплательщика по уплате пени до подачи заявления о внесении исправлений в налоговую декларацию. Ранее в указанных письмах налоговой службы содержались противоречивые указания для налоговых органов относительно пени. Письмами Госналогслужбы России от 10.05.95 N ВГ-4-14/17н, от 30.10.95 N ВГ-4-14/71н и от 20.03.1997 N 11-05/131 предусматривалось взыскание пени с налогоплательщиков в аналогичных ситуациях. В письмах от 28.06.96 N ПВ-6-09/450, от 27.10.98 N ШС-6-02/768 с налогоплательщиков пени рекомендовалось не взыскивать. Такое противоречие можно объяснить с имевшемся в тот период представлением о правовой природе пени как меры ответственности. Обязательная уплата пени, предусмотренная в ст. 81 Кодекса, логично вытекает из определенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.12.95 N 20-П правовой природы пени как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В статье 75 Кодекса пеня рассматривается как мера по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.

За неуплату налога налогоплательщик привлекается к ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст. 122 Кодекса, которая не связывает факт наличия состава правонарушения с необходимостью уплаты пени. Статья 81 фактически регулирует отношения, связанные с понятием «явки с повинной», т.е. правонарушение имеет место, но о нем налогоплательщиком заявлено самостоятельно и устранены вредные последствия этого нарушения в форме уплаты налога и компенсационного платежа — пени. В административном, уголовном праве (ст. 4.2. КоАП РФ, ст. 61 УК РФ) сообщение о совершенном правонарушении или преступлении, устранение вредных последствий правонарушения являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают виновное лицо от ответственности.

Подводя итог, можно сказать, что в случае, когда налогоплательщик после срока уплаты налога и подачи декларации, но до проверки налогового органа выявил нарушение и внес в соответствующем порядке изменения в декларацию и уплатил налог за счет числящейся на дату внесения изменений переплаты, имеет место правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Кодекса, но оно устранено налогоплательщиком. Требование об обязательной уплате пени как условия освобождения от налоговой ответственности, таким образом не приводит к ответственности за ее неуплату.

В статье 81 Кодекса идет речь о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет (т.е., предусмотрены ошибки, искажающие определение в декларации сумм налога к уплате). Это означает, что при наличии неполной уплаты налога необходимо устанавливать, в правильной ли сумме был определен налог к уплате в первоначально поданной декларации, т.е. выявлять причинно-следственную связь между неуплатой налога и неправильным заполнением декларации.

Приведем конкретный пример.

Индивидуальный предприниматель Г. подал в налоговую инспекцию декларацию по НДС. При этом в декларации в разделе «Расчеты по НДС за налоговый период» подраздел, в котором должна исчисляться сумма налога к уплате в бюджет, а не к вычету, был назван «Налоговые вычеты». Но фактически по содержанию составляющих его строк предприниматель в нем указал сумму налога к уплате, исчислил ее. Декларация была подана своевременно, но налог предпринимателем не был уплачен. В дальнейшем предприниматель представил исправленную декларацию, что убедило налоговую инспекцию в его виновности в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Кодекса. Налоговая инспекция провела камеральную проверку указанной декларации и начислила НДС к уплате, привлекла Г. к налоговой ответственности за неуплату НДС по ст. 122 Кодекса. Принимая решение и отказывая налоговой инспекции во взыскании штрафа, суд правильно указал, что первоначально поданная декларация содержала техническую ошибку, не повлиявшую на расчеты предпринимателя с бюджетом. Наличия причинно-следственной связи между ошибкой в декларации и неуплатой налога в бюджет налоговый орган не доказал.

Следует отметить, что случаи своевременного внесения изменений в декларацию до истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога сложности не вызывают. Наибольшее количество конфликтов связано с применением п. 4 ст. 81 Кодекса, а именно, если уточненная налоговая декларация подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога. В последнем случае налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление сделано им до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 81 Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки, при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Для освобождения от ответственности по ст. 122 Кодекса необходимо соблюдение налогоплательщиком в совокупности всех условий, предусмотренных п. 4 ст. 81 Кодекса.

При внесении изменений в декларации по НДС прослеживается определенная негативная тенденция (особенно у крупных налогоплательщиков), заключающаяся в том, что исправления вносятся в декларации не в период совершения ошибки, а в наиболее выгодный для налогоплательщика, в смысле расчетов с бюджетом, период.

Из содержания ст. 54, 55, 57, 58 Налогового кодекса РФ следует, что сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется по каждому конкретному налоговому периоду. Статья 80 этого же Кодекса характеризует налоговую декларацию как письменное заявление налогоплательщика о данных, связанных с исчислением и уплатой налога в налоговом периоде. Отсюда вытекает, что норма п. 1 ст. 81 Кодекса предусматривает внесение исправлений в ту декларацию, в которой допущены неотражение или неполнота сведений, ошибок, приведших к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Так, например. Общество в январе 2003 г. необоснованно поставило к вычету НДС по не введенным в эксплуатацию основным средствам, а в марте уменьшило налоговые вычеты на эту же сумму. В мае 2003 г. общество подало дополнительную декларацию, в которой указанные суммы НДС в декларации за март месяц были поставлены к уплате в бюджет и уплачена недоимка и пени. Налоговая инспекция доначислила НДС за январь и привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса.

Принимая судебный акт, суд первой инстанции посчитал, что обществом соблюден порядок, установленный ст. 81 Кодекса и потому отказал налоговому органу во взыскании штрафа. При этом судом не было учтено, что налогоплательщиком была допущена ошибка в исчислении налогового обязательства в январе 2003 г., когда неверно определена сумма налога к уплате в бюджет и налог не был уплачен в соответствующей сумме именно в данном периоде, а исправления внесены не в периоде совершения ошибки. То, что налогоплательщик учел спорную сумму НДС в марте 2003 г. не может быть принято во внимание, поскольку им не была исправлена ошибка в исчислении налога в конкретном налоговом периоде.

Определенные сложности возникают в том случае, когда налогоплательщик ошибочно подал дополнительную декларацию и ошибочно указал большую сумму налога к уплате в бюджет, при этом не уплатив ее.

На мой взгляд, необходимо подать новую уточненную декларацию или хотя бы сделать заявление об ошибочной подаче исправленной декларации. В противном случае, если налогоплательщиком не уплачены недоимка и пени по дополнительной декларации, он правомерно может быть привлечен налоговым органом к ответственности без проверки оснований внесения изменений и дополнений по итогам камеральной проверки дополнительной декларации.

Так, например. Налогоплательщик подал дополнительную налоговую декларацию, согласно которой сумма налога должна быть доплачена в бюджет. При этом суммы недоимки и соответствующей пени не уплатил. Налоговая инспекция проводит проверку и привлекает его к ответственности по ст. 122 Кодекса. В суде налогоплательщик заявляет, что уточненная налоговая декларация была подана им ошибочно, исправить ее он забыл и основания, по которым внесены изменения в декларацию, являются спорными, без их проверки не могут быть взысканы соответствующие санкции и истребована сумма налога и пени.

Взыскивая с налогоплательщика штраф по ст. 122 Кодекса по иску налогового органа, суд указал, что до принятия решения налоговым органом налогоплательщик не подтвердил правильность первоначального исчисления налога путем представления соответствующей декларации и не сделал заявления об ошибочной подаче уточненной декларации.

Нормы п. 4 ст. 81 Кодекса носят императивный характер, и потому отсутствие на счетах налогоплательщика денежных средств, необходимых для уплаты налога по уточненной декларации, не освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса.

Интерес представляет собой случай подачи уточненных налоговых деклараций после проведения выездной налоговой проверки, не выявившей нарушений в исчислении налога.

Прежде всего необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на внесение исправлений в налоговые декларации, в том числе и в случае начала выездной налоговой проверки или после ее проведения. Сразу же оговоримся, что речь идет именно о ситуациях, регулируемых анализируемой нормой, т.е. при наличии занижения суммы налога вследствие неотражения или неполноты отражения сведений в декларации. Проведением налоговой проверки не устраняется обязанность по внесению изменений в налоговую декларацию, уплате соответствующей суммы налога. Привлечение налогоплательщика в такой ситуации к ответственности также возможно, поскольку это не связано с необходимостью проведения повторной выездной проверки.

Сложность возникает в случае внесения исправления в налоговую декларацию, уменьшающую сумму налога в бюджет, после проведения выездной налоговой проверки.

Представляется, что если указанное исправление производится до издания налоговым органом решения по акту проверки, внесение изменений в декларацию допускается, поскольку налоговый орган не утрачивает возможности проверить уточнения. Если же уже приято решение, то у налогового органа остается возможность проведения только камеральной налоговой проверки уточненной декларации. В данной ситуации открывается лазейка уклонения от уплаты налогов для недобросовестного налогоплательщика.

На мой взгляд, необходимо законодательное урегулирование проблемы путем установления предельных сроков расчетов с бюджетом или корректировки налоговых обязательств отчетного периода, в котором выявлены исправления (по аналогии с ч. 2 п. 1 ст. 54 Кодекса), возможности проведения налоговым органом повторной выездной проверки в случае подачи уточненной декларации.

Заслуживает внимание применение ст. 81 Кодекса в части обязательств по уплате НДС.

Появилась категория споров, когда налогоплательщик, подав уточненную декларацию, увеличивающую сумму налога к уплате в бюджет по НДС, ссылается на то, что дополнительно начисленная сумма налога фактически уплачена им, поскольку ранее (или одновременно) им была подана налоговая декларация по НДС по ставке 0%, в которой сумма налога указана к возмещению в большем размере, чем в обыкновенной декларации.

Практика окружных судов по данному вопросу была противоречивой. Одни суды полагали, что суммы НДС, предъявляемые к вычету, уплачиваются налогоплательщиком поставщикам, а не в бюджет. Другие — что НДС, числящийся к возмещению из бюджета на лицевом счете налогоплательщика, может быть зачтен в качестве доплаты налога по уточненной налоговой декларации. Первая позиция основывалась на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2000 N 9107/99 и это было оправданным, учитывая, что в 2000 г. не действовала часть вторая Налогового кодекса РФ. С 2001 г. вступила в законную силу гл. 21 Кодекса, регулирующая взимание налога на добавленную стоимость, и в настоящее время сформировалась судебная практика по ее применению.

В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.12.04 N 3521/04 пришел к выводу о том, что по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%, вычеты производятся в форме возмещения, на основании отдельной налоговой декларации и после проверки налоговой инспекцией представленных налогоплательщиком с декларацией документов на соответствие требованиям ст. 165 Налогового кодекса РФ.

В данном постановлении высшая судебная инстанция не отвергла возможности зачета документально подтвержденных сумм возмещения НДС в счет уплаты недоимки.

Из внимательного изучения указанного постановления, на мой взгляд, следует значимый для применения налоговой ответственности вывод о том, что если на момент подачи уточненной декларации по НДС у налогоплательщика имеется проверенная налоговым органом достоверная декларация с указанием к возмещению из бюджета суммы НДС по ставке 0%, то подлежащая уплате сумма налога в бюджет по уточненной декларации может быть исчислена с учетом подобных вычетов. Таким образом устранены противоречия судебной практики по данному вопросу.

Вопрос возникает, когда налоговый орган в нарушение ст. 176 Кодекса не проверил своевременно декларацию по НДС по ставке 0% и не принял какого-либо решения. Как правило, это связано с длительным получением документов по встречным проверкам. В таком случае следует иметь в виду положения ст. 176 Кодекса о том, что в случае, если налоговым органом в течение установленного этой статьей срока не вынесено решение об отказе и (или) заключение об этом не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе. Следовательно, после исследования вопроса о законности (незаконности) бездействия налогового органа суд может сделать вывод о том, что указанная сумма возмещения НДС подлежит зачету при установлении баланса расчетов с бюджетом.

Т.Н. Дорогина,
судья Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.

Что такое декларация по НДС и чем она отличается от налоговой декларации?

В декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) HMRC рассчитывает сумму НДС, которую компания должна заплатить или рассчитывает возместить. В большинстве случаев возврат НДС и сопутствующие платежи должны производиться ежеквартально в HMRC.

Когда вы только начинаете свой бизнес, очень важно понимать, какие налоги могут применяться к вам. Не всегда необходимо регистрироваться для уплаты НДС, и важно, чтобы вы знали, когда и как это может повлиять на вас.

 

Что такое декларация по НДС?

В заполненной декларации по НДС будет указано либо сумма, причитающаяся HMRC, либо причитающееся вам возмещение. Если сумма, подлежащая возмещению, превышает НДС, причитающийся с продаж, HMRC возместит вам разницу.

 

Эти налоговые декларации отличаются от ежегодных налоговых деклараций, представляемых владельцами малых компаний с ограниченной ответственностью, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, в которых налог связан с заявленной прибылью.

 

Когда вы покупаете товары или услуги для своего бизнеса, ваш поставщик может взимать с вас НДС. Вы должны отслеживать каждую из этих покупок с НДС. Затем, если вы продаете что-то своим клиентам, вы должны знать, относится ли транзакция к категории «налогооблагаемой поставки».

 

Если это так, вы должны указать НДС в своем счете-фактуре и вести точный учет этих расходов.

 

Декларация по НДС суммирует сумму, которую вы заплатили при продаже. HMRC требует, чтобы вы отправляли в декларации только сводные данные, но вы также должны сохранять полные подробные записи о фактических транзакциях в совместимом с MTD программном обеспечении. Это на тот случай, если HMRC решит начать расследование.

 

Как только предприятие достигает суммы налогооблагаемых поставок в размере 85 000 фунтов стерлингов, оно должно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС. Бизнес может добровольно зарегистрироваться ниже этой цифры, если они того пожелают.

 

Вы можете узнать, как точно рассчитать декларацию по НДС, в этом блоге здесь.

 

Как отличить налоговую декларацию от декларации по НДС

НДС начисляется и возмещается по операциям, как приходным, так и расходным. Это отличается от вашей годовой налоговой декларации, которая основана на заявленной прибыли вашего бизнеса за отчетный год.

 

Как упоминалось ранее, декларации по НДС подаются в HMRC периодически, в соответствии с графиком, установленным в пункте регистрации. Это может быть ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, и это отличается от налога, уплачиваемого с прибыли компании.

 

Если вы являетесь зарегистрированным плательщиком НДС при заполнении годовой налоговой декларации, важно использовать показатель чистого дохода. Это связано с тем, что НДС не является доходом для вашего бизнеса, это деньги, которые вы собираете от имени HMRC.

 

Для бизнеса, зарегистрированного в качестве плательщика НДС по схеме с фиксированной ставкой, они также должны сообщать об убытках или прибылях от регистрации по FRS (схема с фиксированной ставкой) как часть своего годового отчета.

 

НДС — это минное поле, и совершенно очевидно, что для создания и ведения точных записей по НДС вам понадобится какое-то программное обеспечение, чтобы все было в порядке.

 

Схема «Цифровое налогообложение» значительно упрощает работу предприятий. Одной из основных целей внедрения этой новой системы является сокращение суммы налогов, потерянных в год из-за ошибок, которых можно было бы избежать. Поскольку декларации по НДС и налогам теперь необходимо подавать в цифровом виде, предприятиям потребуется программное решение, одобренное и принятое HMRC.

 

EasyBooks обладает всеми функциями, необходимыми для максимально эффективного ведения бизнеса. Вы можете увидеть, как мы справимся с другими удобными бухгалтерскими приложениями здесь.

 

Он автоматически собирает информацию о продажах и покупках и выполняет все расчеты за вас. Программное обеспечение постоянно обновляет вашу позицию по НДС, и, пока ваши записи актуальны, вы всегда будете знать, где вы находитесь. По окончании периода НДС и проверки транзакций на наличие ошибок вы подключаетесь к HMRC и отправляете декларацию онлайн.

 

Переход на цифровую бухгалтерию выполняется быстрее с приложением в заднем кармане. Загрузите бесплатную пробную версию прямо сейчас.

Как получить максимальное возмещение НДС

Вы устроили запойный шопинг в Harrods во время своего визита в Лондон? Вы поддались очарованию того симпатичного наряда, который вы подсмотрели во время витрин в Ницце? Не могли не потратиться на то украшение, которое видели в Мадриде?

Если вы купили что-то за границей, особенно в Европе, вы, вероятно, заплатили налог на добавленную стоимость или НДС. Хорошая новость заключается в том, что посетители Европейского Союза (ЕС) могут получить возмещение этого налога.

Проблема в том, что многие путешественники не обращаются за возвратом НДС. Сумма денег, которую американцы ежегодно оставляют на столе в виде невостребованного возмещения НДС, оценивается в миллиарды. Почему так много путешественников рабски подсчитывают баллы авиакомпаний, чтобы максимизировать экономию на билетах, и скрупулезно отслеживают баллы своих кредитных карт, чтобы потратиться на этот великолепный номер в отеле, только для того, чтобы упустить значительную часть сдачи, которую они им приносят?

Не будь одним из этих путешественников. Если вы собираетесь совершить международный шоппинг, получение возмещения НДС стоит потраченного времени и усилий, особенно если вы путешествуете по ЕС. Вот как можно получить максимальный возврат НДС при путешествии по Европе:

Что такое НДС?

НДС и налоги на товары и услуги (GST) распространены во всем мире; они есть более чем в 160 странах. В ЕС НДС несколько похож на налог с продаж, взимаемый в США.

Но есть и большие отличия. Один из самых больших: ставки НДС намного выше, чем те, которые вы платите в виде государственных и местных налогов с продаж в США. Минимальная стандартная ставка НДС в ЕС составляет 15%, что намного больше, чем объединенные ставки штата и местного налога с продаж, которые вы найдете. в любой точке США. В настоящее время во всех странах ЕС стандартные ставки НДС превышают этот минимум в 15%, от 17% (Люксембург) до 27% (Венгрия).

«НДС является основным доходом для налоговых органов в Европе», — сказала Бритта Эрикссон, эксперт по НДС и генеральный директор компании euro VAT Refund, базирующейся в Лос-Анджелесе, которая помогает компаниям управлять НДС в их зарубежных операциях. «[НДС] представляет собой почти столько же, сколько подоходный налог с точки зрения доходов правительства», — сказала она.

К счастью, многие страны предлагают сниженные ставки НДС на определенные товары. Например, в Швеции стандартная ставка НДС составляет 25%. Но для некоторых продуктов питания, безалкогольных напитков, обуви и одежды действует сниженный НДС в размере 12%. Для книг и газет там НДС всего 6%.

ЕС освобождает от НДС некоторые товары и услуги, в том числе медицинское обслуживание и почтовые услуги. Но НДС — это образ жизни в Европе.

Каковы правила возврата?

Цены в ЕС включают НДС. Если вы приехали в ЕС, вам, как правило, придется заплатить эту цену, включая НДС и все остальное, и получить возмещение постфактум. Требований довольно много. Например, вы должны забрать новую вещь или вещи домой в течение трех месяцев после покупки. Вы не можете получить возмещение НДС за крупные товары, такие как автомобили. Если вы посетитель ЕС, вы не можете получить возмещение НДС за такие услуги, как проживание в отеле и питание.

В некоторых странах ваша покупка должна превышать определенную сумму, чтобы иметь право на возмещение НДС. Как и ставки НДС, эта минимальная сумма покупки варьируется от страны к стране: во Франции минимальная сумма составляет 175,01 евро на общую сумму покупок, которые вы покупаете в один и тот же день в одном и том же магазине; в Бельгии минимум 50 евро, а в Испании ноль.

Кроме того, товары должны быть новыми и в упаковке, когда вы покидаете Европу. Их нельзя распаковывать, употреблять или носить. Так что подождите, пока вы не вернетесь домой, чтобы раскачать этот блестящий новый европейский наряд.

Получение возмещения

Тысячи магазинов в Европе делают все возможное, чтобы помочь туристам получить возмещение. В таких магазинах обычно есть вывески в витринах с надписью «магазин без налогов» или «без НДС». Когда вы идете платить за товар, сообщите продавцу, что вы посетитель ЕС и что вы намерены получить возмещение НДС. В магазине будут документы, которые вам нужно будет заполнить. Приготовьте паспорт, подтверждающий ваш статус посетителя. Возможно, вам придется предъявить свой авиабилет, чтобы показать, что вы покидаете Европу в отведенное время, чтобы потребовать возмещения НДС.

Иногда магазин возвращает вам НДС. Но вам, скорее всего, придется взять форму возврата и оформить возмещение в другом месте. Многие магазины работают со сторонними агентствами, такими как Global Blue или Planet, для обработки возмещения НДС, и эти агентства обычно имеют помещения в крупных городах, где вы можете взять заполненные формы и получить возмещение. Совершая покупку, проверьте, сотрудничает ли ваш продавец с этими агентствами.

Ищите в магазинах вывески, предлагающие помощь туристам, требующим возмещения НДС. (Фото Энди Джонсона/flickr.)

В день отъезда обязательно возьмите чеки, бланки возврата, заполненные магазины, купленные вещи и все остальные проездные документы с собой в аэропорт, где предъявите все на таможне. Если вы путешествуете по нескольким странам ЕС во время поездки, вы сделаете этот процесс в последней стране ЕС, которую вы посетили. Таможня может досмотреть ваши покупки, поэтому убедитесь, что они есть в наличии, а не в зарегистрированном багаже. И опять же, убедитесь, что товар не использовался и не ношен.

Если все пойдет хорошо, таможня проштампует ваши формы возврата. Если либо магазин, либо одно из сторонних агентств по возврату средств уже вернули вам возмещение, вам придется отправить им по почте эту форму с печатью, чтобы доказать, что вы покинули Европу в течение установленного трехмесячного периода. В противном случае вы рискуете, что ваш возврат будет отменен, а с вашей кредитной карты будет списан причитающийся НДС.

Если вы еще этого не сделали, вы также можете получить возмещение в аэропорту. Крупные агентства по возврату средств имеют помещения во всех основных аэропортах ЕС; иногда они на обмене валюты. Просто покажите им свои таможенные формы с печатью и паспорт, и вы получите возмещение за вычетом комиссии.

Агентства по возврату НДС, такие как Global Blue, имеют офисы в крупных аэропортах, где вы можете получить возмещение НДС. (Аэропорт Франкфурта.)

Советы по возврату

Вот что нужно делать, а чего не делать, чтобы получить возмещение НДС:

Исследуйте страну

Перед поездкой ознакомьтесь с правилами НДС для страны, которую вы посещаете: стандартные и сниженные ставки НДС, минимальные покупки и т. д. Имейте в виду, что многие страны за пределами ЕС также взимать НДС, и их политика возврата может сильно отличаться от той, что вы найдете в Европе.

Поиск в магазине

Магазины не обязаны оказывать какую-либо помощь в возмещении НДС. «Если у вас есть магазин, в котором нет этой программы, получить возмещение будет очень сложно», — предупреждает Эрикссон. Так что во время поездки ищите магазины с вывеской «Tax-Free» или «VAT-free». Спросите сотрудников магазина, с какими сторонними агентствами они сотрудничают для возврата средств. Спросите их, как именно они обрабатывают возврат средств и какие сборы они взимают.

Предусмотрите дополнительное время в аэропорту для возмещения

Другие путешественники также хотят получить возмещение НДС, поэтому выделите себе дополнительное время в аэропорту. «Мы слышим, что иногда эта очередь бывает такой длинной», — сказал Эрикссон, знакомый с людьми, которые рисковали опоздать на рейс из-за длинных очередей на таможне и в агентствах по возврату денег. «Им пришлось бежать к самолету, и они не получили возмещение». Если вы ограничены во времени после выхода из таможни, некоторые агентства разрешат вам бросить бланки с печатью в один из их почтовых ящиков, и они вернут вам деньги позже.

Подумайте о доставке

Если вы не хотите иметь дело ни с чем из этого, Эрикссон предложил другой вариант. «Вы также можете попросить магазин отправить [ваши товары] вам напрямую», — сказала она. «Тогда они не будут взимать с вас НДС». Но, отметила она, есть одна загвоздка: «Вы все равно должны заплатить за фрахт». Поскольку доставка из Европы в США может быть дорогой, не забудьте сопоставить эту стоимость с НДС и усилиями, которые потребуются для получения возмещения. Говоря о затратах на взвешивание…

Убедитесь, что возмещение стоит потраченных усилий

«Если вы покупаете дорогую одежду и фарфор, то оно того стоит», — сказал Эрикссон. И хотя во многих странах с НДС установлены минимальные суммы для возмещения, в других квалифицируется любая покупка, которую совершает посетитель, независимо от того, насколько она мала. Поэтому вы должны спросить себя, стоит ли подавать заявление на возврат НДС за ту дешевую безделушку, которую вы купили в качестве сувенира.