Содержание
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
Основные требования к кассовой дисциплине изложены в Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее — Положение о кассовых операциях) . Нарушение норм данного документа может повлечь за собой применение как финансовых санкций согласно Указу Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95 (далее — Указ № 436), так и административных — в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Наиболее весомые санкции предусмотрены Указом № 436, поэтому с них и начнем (см. таблицу).
Об ответственности за нарушения в сфере применения РРО и расчетных книжек мы поговорим в статье «Ответственность за нарушения при использовании РРО», опубликованной в текущем номере.
Таблица
Штрафы за нарушение кассовой дисциплины согласно Указу № 436
Требования Положения о кассовых операциях | Ответственность |
Лимит кассы | |
Предприятие обязано хранить наличные в кассе в пределах установленного лимита. Наличные средства считают сверхлимитными в день их поступления, если они не были сданы в банк в сумме, превышающей установленный лимит кассы на следующий рабочий день банка, или не были выданы на следующий день на потребности, связанные с деятельностью предприятия* (п.п. 15, 54 Положения о кассовых операциях). Более подробно на эту тему см. статью «Расчет и установление лимита кассы по-новому» (№ 88/2018) | за превышение лимита кассы — в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день |
Оприходование наличности | |
Наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день получения наличности и в полной сумме. Согласно п. 11 Положения о кассовых операциях под оприходованием наличности подразумевается:
Более подробно на эту тему см. статью «Кассовые операции: новые правила оприходования наличности» (№ 35/2019) | за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование наличности — в пятикратном размере от неоприходованной суммы |
Срок выдачи наличности | |
Наличные выдают под отчет на срок не более 2 рабочих дней, включая день их получения. Если наличность выдана одновременно на командировку и для решения в такой командировке хозяйственных вопросов, срок использования наличности продлевается до завершения командировки**. Для закупки сельскохозяйственной продукции или для заготовки вторсырья (кроме металлолома) наличные разрешается выдавать на срок в пределах 10 рабочих дней со дня выдачи. Для закупки лома черных металлов и лома цветных металлов — на срок не более 30 рабочих дней со дня выдачи наличных под отчет. Запрещается выдавать наличность под отчет, если подотчетное лицо не отчиталось в полном объеме за ранее полученные суммы (п. 19 Положения о кассовых операциях) | за превышение сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличности под отчет без полного отчета о ранее выданных денежных средствах — в размере 25% выданных под отчет сумм |
Оформление платежных документов | |
Кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денежных средств (п. 23 Положения о кассовых операциях) | за проведение наличных расчетов без предоставления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру и пр. ) — в размере уплаченных средств |
* Как исключение предприятие имеет право хранить в кассе наличные для выплат, относящихся к фонду оплаты труда сверх установленного лимита кассы в течение:
- трех рабочих дней со дня наступления сроков данных выплат, если выплата осуществляется за счет наличной выручки;
- пяти рабочих дней — в случае получения наличных на такие цели в банке.
** Обратите внимание: отдельные подотчетные сроки, а также сроки для возврата подотчетных средств, установлены п. 170.9 НКУ. В случае их нарушения выданные под отчет средства считаются излишне израсходованными, и из них удерживают НДФЛ.
Все остальные штрафы, упомянутые в Указе № 436, так сказать, являются атавизмом, и на данный момент не применяются, поскольку соответствующих требований в Положении о кассовых операциях уже нет.
К тому же подчеркиваем: штрафы из Указа № 436 являются административно-хозяйственными санкциями в понимании ст.ст. 238, 239 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ). Следовательно, согласно ст. 250 ХКУ они должны применяться в течение 6 месяцев со дня обнаружения нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения. Такое же мнение изложено в Определении ВАСУ от 30.10.2013 г. № К/9991/18606/12 по делу № 2а-5711/11/2670, а также в письме Минюста Украины от 02.12.2009 г. № 870-0-2-09-22.
Применяют вышеупомянутые санкции налоговые органы.
А сейчас рассмотрим нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность.
1. Превышение ограничения на наличные расчеты. Как указано в п. 6 Положения о кассовых операциях, субъекты хозяйствования имеют право осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам:
1) между собой — в размере до 10000 грн включительно;
2) с физическими лицами — в размере до 50000 грн включительно.
Таким образом, превышение ограничения на наличные расчеты повлечет за собой применение штрафа согласно ст. 16315КоАП. Физлиц-предпринимателей и должностных лиц юрлица могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн). При повторном в течение года нарушении лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию, — от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн). Дела о таких нарушениях рассматривают налоговики (ст. 2342КоАП).
Пунктом 7 Положения о кассовых операциях предусмотрено, что физические лица в течение одного дня также могут рассчитываться с субъектами хозяйствования только в пределах суммы 50000 грн (по одному или нескольким платежным документам). Логичнее было бы, чтобы в случае превышения предельной суммы в такой ситуации ответственность нес именно плательщик, т.е. физическое лицо. Но, учитывая то что сегодня ответственность к физическим лицам за превышение предельных сумм расчетов законодательством не предусмотрена, вероятнее всего, и в этой ситуации будут штрафовать именно получателя средств (его должностных лиц). Ведь должен же был он проконтролировать сумму платежа при оприходовании наличных.
2. Несвоевременная сдача выручки. Устанавливая лимит кассы, предприятия также обязаны определиться со сроками сдачи наличной выручки в банк. При этом необходимо учитывать предусмотренные п. 48 Положения о кассовых операциях ограничения:
1) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где есть банки, должны сдавать выручку ежедневно в день ее поступления в кассу;
2) предприятия, у которых время окончания рабочего дня, установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки в день ее поступления, — на следующий за днем поступления наличной выручки в кассу день;
3) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где нет банков, — не реже чем раз в 5 рабочих дней.
Нарушение данных сроков может привести к применению санкций по ст. 1644КоАП: штраф на лиц, ответственных за сдачу выручки, — от 17 до 80 НМДГ (от 289 до 1360 грн), за повторное в течение года нарушение — от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2975 грн). Решение о наложении данного штрафа принимают органы Национальной полиции (ст. 222 КоАП).
Напомним
Вышеуказанные административные взыскания могут налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (ст. 38 КоАП).
В заключение отметим: все остальные, кроме вышеупомянутых, нарушения Положения о кассовых операциях ненаказуемы, поскольку со ст. 1642КоАП в начале 2013 года изъяли норму, по которой можно было оштрафовать за любое нарушение кассовой дисциплины.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»
Отменены штрафы за нарушения кассовой дисциплины: стоит ли расслабляться. Бюджетная бухгалтерия, № 25, Июль, 2019
Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам
Налог на прибыль
НДС
РРО
ЕСВ
ФЛП
Увольнение
Штрафы
НДФЛ
Отпуск
Единый налог
Больничные
Все темы
Матвеева Виктория, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия
Июль, 2019/№ 25
Печать
Для бюджетных учреждений, которые работают с наличностью, есть приятная новость. С 23 июня 2019 года утратил силу Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95. Отмена этого документа про- изошла благодаря Указу Президента «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» от 20.06.2019 г. № 418/2019, в тексте которого, среди прочих 61 отмененных документов, и содержится Указ № 436.
Напомним, что Указ № 436 определял штрафы за нарушение норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, установленные НБУ, т. е. за нарушение Положения № 148.
Вспомним, за какие нарушения и в каких размерах согласно Указу № 436 наказывали нарушителей:
1) за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;
764361″>2) за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы;3) за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдачу наличных средств под отчет без полного отчета о ранее выданных средствах — в размере 25 % выданных под отчет сумм;
4) за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств;
5) за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению — штраф в размере израсходованной наличности.
Все вроде бы и хорошо — штрафы отменены, но как всегда есть несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, как быть с нарушениями, совершенными до 23.06.2019 г.?
Поскольку штрафные санкции отменены с 23 июня 2019 года, это значит, что уже с этой даты проверяющие не имеют права применять к субъектам хозяйствования указанные штрафы.
Например, если учреждение получило уведомление-решение о наложении штрафа согласно Указу № 436, датированное 24.06.2019 г. за нарушение, которое состоялось 23.04.2018 г., то штраф уже не имеют права налагать. Если же несмотря ни на что такой документ учреждение получило, советуем решительно обжаловать такое решение в соответствии со ст. 56 НКУ.
Во-вторых, Указ № 436 отменен, но административные штрафы согласно КУоАП все же остались. Поэтому далее напомним, какая админответственность предусмотрена за нарушение операций с наличными средствами.
№ п/п | Вид нарушения | Санкции за нарушение | Нормативный акт |
1 | Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью | Штраф в размере от 100 до 200 нмдг* (от 1700 до 3400 грн.) | Ч. 1 ст. 16315 КУоАП |
7642180″>Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение | Штраф в размере от 500 до 1000 нмдг (от 8500 до 17000 грн.) | Ч. 2 ст. 16315 КУоАП | |
2 | Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств | Штраф в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.) | Ч. 1 ст. 1642 КУоАП |
76413175″>Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение | Штраф в размере от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.) | Ч. 2 ст. 1642 КУоАП | |
3 | Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций | Штраф в размере от 17 до 88 нмдг (от 289 до 1496 грн.) | 76413928″>Ч. 1 ст. 1644 КУоАП |
Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение | Штраф в размере от 43 до 175 нмдг (от 731 до 2975 грн.) | Ч. 2 ст. 1644 КУоАП | |
* Необлагаемый минимум доходов граждан. |
И третий момент, о котором стоит помнить бюджетным учреждениям при ведении кассовых операций.
Дело в том, что, кроме Положения № 148, распорядители также должны учитывать требования таких документов, как:
76414737″>• Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407;• Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.
Какие именно требования указанных документов имеем в виду?
Требования о зачислении бюджетных средств на регистрационные и специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств | Каким нормативно-правовым актом предусмотрено |
Все суммы средств, поступающих наличностью в кассы учреждений (в том числе суммы неиспользованной наличности), должны быть зачислены на регистрационные, специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств и счета получателей средств местных бюджетов, открытые в органах Казначейства. На счета получателей бюджетных средств могут быть зачислены только средства, которые относятся на восстановление кассовых расходов | П. 9.2 разд. 9 Порядка № 938 |
Сумы средств собственных поступлений, поступающих наличностью в кассы бюджетных учреждений, зачисляются на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений. Средства, уплаченные в кассу как восстановление кассовых расходов, проведенных в текущем бюджетном периоде, зачисляются на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или на текущие счета, открытые в банках государственного сектора | П. 10.3 разд. X Порядка № 1407 |
Это значит, что бюджетные учреждения при получении наличности в кассу должны использовать ее строго по целевому назначению. В случае если такая наличность не была использована (либо полностью, либо частично) по назначению, ее следует сначала зачислить на счет, открытый в органе Казначейства, а лишь после этого использовать по соответствующему назначению. При этом неиспользованную наличность распорядители бюджетных средств возвращают на тот же счет, с которого она была получена, по тем же КЭКР. При заполнении соответствующих документов (заявки на внесение наличности) обязательно указываются номер регистрационного счета бюджетного учреждения, на который необходимо зачислить (восстановить) средства, наименование распорядителя средств, содержание операции и КЭКР, по которому осуществляется возврат (внесение) средств.
Например, в кассу учреждения была получена наличность для выплаты заработной платы работникам за май. В установленные сроки заработная плата была выплачена всем работникам, кроме уборщицы, которая в это время была на больничном. Исходя из принципа целевого использования суммы невыплаченной заработной платы должны быть депонированы и сданы в банк для зачисления на счет учреждения. Поэтому следует помнить, что такие неизрасходованные средства учреждение не может использовать на другие потребности, например для выдачи аванса на командировку (КЭКР 2250) или хозяйственные расходы (КЭКР 2210).
Также принципа целевого назначения необходимо придерживаться в случае, когда учреждение получило в кассу наличность за предоставленные услуги и т. п. (например, арендная плата или благотворительные взносы).
То есть при получении указанных средств бюджетное учреждение должно сначала зачислить такие суммы на счет, открытый в органе Казначейства. И только после этого имеет право потратить с этого счета средства на соответствующие потребности, предусмотренные сметой.
Выходит, что, с одной стороны, штрафы за нарушения кассовой дисциплины, предусмотренные Указом № 436, для всех субъектов хозяйствования отменены с 23. 06.2019 г., поэтому теперь можно немного расслабиться.
Но с другой стороны, бюджетные учреждения, как и раньше, за нарушение порядка использования бюджетных средств не по целевому назначению несут ответственность.
Так, должностные лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности на общих основаниях, определенных законодательством, а распорядителям бюджетных средств уменьшают бюджетные ассигнования на сумму средств, использованных не по целевому назначению (ст. 117 БКУ).
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02. 12.2010 г. № 2755-VI.
Указ № 436 — Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.
Положение № 148 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.
Порядок № 1407 — Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.
Порядок № 938 — Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.
Теги
бюджетные учреждения обращение наличности кассовые операции штрафные санкции
Следующая публикация
Дочерние компании Schwab ввели в заблуждение клиентов Robo-Advisor об отсутствии скрытых комиссий
Комиссия по ценным бумагам и биржам сегодня предъявила обвинения трем дочерним компаниям инвестиционных консультантов Charles Schwab за то, что они не раскрыли информацию о том, что они распределяли средства клиентов таким образом, который, как показал их собственный внутренний анализ, был бы менее прибыльным. для своих клиентов в большинстве рыночных условий. Дочерние компании согласились выплатить 187 миллионов долларов пострадавшим клиентам для урегулирования обвинений.
Согласно распоряжению SEC, с марта 2015 г. по ноябрь 2018 г. в обязательных раскрытиях Schwab для своего продукта робота-консультанта Schwab Intelligent Portfolios указывалось, что сумма денежных средств в портфелях робота-консультанта определялась с помощью «дисциплинированной методологии построения портфеля». », и что робот-консультант будет искать «оптимальную доходность». На самом деле собственные данные Schwab показали, что в большинстве рыночных условий наличные деньги в портфелях заставляют клиентов зарабатывать меньше денег даже при том же уровне риска. Шваб рекламировал робота-консультанта как не имеющего ни консультационных, ни скрытых комиссий, но не сообщал клиентам об этом денежном бремени для их инвестиций.
Schwab зарабатывала деньги на распределении денежных средств в портфелях роботов-консультантов, переводя наличные деньги в свой дочерний банк, выдавая их взаймы, а затем удерживая разницу между процентами, которые он заработал по кредитам, и тем, что он заплатил в виде процентов роботу. -консультант клиентов.
«Шваб утверждал, что количество наличных денег в портфелях ее роботов-консультантов определялось сложными экономическими алгоритмами, предназначенными для оптимизации доходов ее клиентов, тогда как на самом деле это решалось тем, сколько денег компания хотела заработать», — сказал Гурбир С. Гревал, директор отдела правоприменения Комиссии по ценным бумагам и биржам США. «Поведение Schwab было вопиющим, и сегодняшние действия посылают консультантам четкий сигнал о том, что они должны быть прозрачными с клиентами в отношении скрытых платежей и того, как такие сборы влияют на доходы клиентов».
Не признавая и не отрицая выводов Комиссии по ценным бумагам и биржам, дочерние инвестиционные консультанты Schwab, Charles Schwab & Co., Inc., Charles Schwab Investment Advisory, Inc. и Schwab Wealth Investment Advisory, Inc., согласились на приказ о прекращении деятельности. запрещая им нарушать положения о борьбе с мошенничеством Закона об инвестиционных консультантах 1940 года, осуждая их и требуя от них выплаты примерно 52 миллионов долларов в качестве процентов за освобождение от ответственности и предварительного судебного решения, а также гражданский штраф в размере 135 миллионов долларов. Дочерние компании также согласились нанять независимого консультанта для проверки своих политик и процедур, касающихся раскрытия информации их роботами-консультантами, рекламы и маркетинга, а также для обеспечения эффективного соблюдения ими этих политик и процедур.
Расследование Комиссии по ценным бумагам и биржам проводилось Рут Хоули и Джоном Росиньо под руководством Джереми Пендри и Моник С. Винклер из регионального офиса в Сан-Франциско при содействии Селвина Аккус-Клеменса и Денниса Гамильтона из отдела экономического анализа и анализа рисков. Исследования компаний Charles Schwab, проведенные Сэмюэлем Кимом, Рондой Фан, Надей Браннон, Даниэлем Песо и Джоном Чи из отдела экспертиз SEC в региональном офисе Сан-Франциско, способствовали расследованию.
FinCEN объявляет о штрафе в размере 8 миллионов долларов США против CommunityBank of Texas, Национальной ассоциации за нарушение Закона о банковской тайне
ВАШИНГТОН — Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) объявила сегодня о наложении штрафа в размере 8 миллионов долларов США на CommunityBank of Texas, N. A. (CBOT) за умышленное нарушение Закона о банковской тайне (BSA) и его исполнительных правил.
В частности, CBOT признал, что он умышленно не реализовал и не поддерживал эффективную программу по борьбе с отмыванием денег (AML), которая была разумно разработана для защиты от отмывания денег. CBOT также признала, что умышленно не сообщила FinCEN о сотнях подозрительных транзакций, связанных с незаконной финансовой деятельностью ее клиентов и обработанных банком, в нем или через него, даже после того, как банку стало известно, что некоторые клиенты стали объектами уголовных расследований. Нарушения происходили как минимум с 2015 по 2019 год.и заставили FinCEN своевременно и точно не сообщить о подозрительных транзакциях на миллионы долларов, включая транзакции, связанные с уклонением от уплаты налогов, незаконными азартными играми, отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями.
«CommunityBank of Texas умышленно проигнорировал свои законные обязательства по внедрению и поддержанию эффективной программы AML, а также по выявлению подозрительных транзакций и информированию FinCEN о подозрительных транзакциях», — заявил исполняющий обязанности директора FinCEN Химаули Дас. «Неудачи CommunityBank of Texas способствовали преступной деятельности, лишив регулирующие органы и правоохранительные органы важной финансовой информации. Сегодняшнее действие должно послужить напоминанием банкам всех размеров о том, что FinCEN и наши партнеры по регулированию будут тесно сотрудничать, чтобы обеспечить соблюдение банками Закона о банковской тайне и правил его реализации в целях борьбы с отмыванием денег и обеспечения национальной безопасности».
В результате собственного расследования Управление валютного контролера (OCC) наложило гражданский штраф в размере 1 миллиона долларов за соответствующие нарушения. Поскольку многие факты и обстоятельства, лежащие в основе гражданского штрафа OCC, также лежат в основе Приказа о согласии FinCEN, FinCEN согласился зачесть гражданский штраф в размере 1 миллиона долларов, наложенный OCC. В совокупности CBOT выплатит Министерству финансов США в общей сложности 8 миллионов долларов в качестве штрафа за свои нарушения, из которых 7 миллионов долларов представляют собой штраф FinCEN, а 1 миллион долларов — штраф OCC.