Гражданско правовой договор с физическим лицом на оказание услуг: Заключение гражданско-правового договора с физическим лицом

Расчет налогов по гражданско-правовому договору — Юридическая консультация

Раскович (Владимир) 17.10.2016 Рубрика: Налоги

Наше муниципальное учреждение заключило гражданско-правовой договор на оказание услуг с физическим лицом на очистку улиц от снега техническим средством, принадлежащим ему. С какой суммы должен удерживаться НДФЛ и перечисляться страховые взносы в ПФР: с общей суммы расходов (гсм+зп) или только с зарплаты?

НДФЛ

Евгения Яковлева

Консультаций: 83

 Исходя из условий вопроса учреждение не производит оплату за исполнителя по гражданско-правовому договору (далее — ГПД) стоимости ГСМ, а компенсирует затраты, оплаченные самим исполнителем. 

Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Пункт 2 ст. 709 ГК РФ предусматривает, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В силу ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в отношении физических лиц на основании положений гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Компенсация затрат на ГСМ, оплаченных самим исполнителем, является не доходом, полученным в натуральной форме, а денежным доходом, полученным в результате оплаты по условиям договора.

Таким образом, НДФЛ необходимо удерживать со всей суммы доходов физического лица – исполнителя по ГПД.

Согласно ст. 7 Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  страховыми взносами облагаются, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с пп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 9 названного закона  не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, вознаграждение по ГПД облагается страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. Сумма компенсации расходов физического лица по ГПД страховыми взносами не облагается. Тарифы и порядок начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на вознаграждение по ГПД идентичны начислениям, производящимся по трудовым договорам. Сумма компенсационных выплат должна быть подтверждена документально чеками АЗС, подтверждающих оплату ГСМ.

Сказали спасибо:

Похожие вопросы

Будет ли взиматься налог в случае заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением?

Как изменится работа по сублицензионным договорам в связи с изменениями в НК РФ?

Имущественный вычет

Учет счета-фактуры в целях возмещения НДС

Читайте также

Трудовой или гражданский договор — в чем разница

Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться, а в чем разница трудовых и гражданских отношений?

Гражданские отношения возникли давно — их описывает еще древнеримское право. В основе таких отношений лежит тот факт, что обе стороны в них равны. Даже если мы с вами говорим о договоре между юридическим и физическим лицом, с точки зрения закона они будут равноправными (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). Каждая из сторон в ГПД добровольно идет на все условия договора и самостоятельно отвечает по всем обязательствам.

Трудовые отношения возникли гораздо позже — в период промышленных революций. И тогда стало понятно, что применить к ним гражданские нормы не получится — в трудовых отношениях не соблюдается базовый принцип равноправия гражданских отношений. Работник и работодатель никогда не будут равны — сотрудники всегда находятся в подчиненном положении.

На основании этого и были разработаны все системы трудовых законодательств в мире, в том числе наш Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Прежде всего, он призван сгладить неравенство двух сторон трудовых отношений и защитить работника в его подчиненном положении.

Отсюда и разница между трудовым договором и ГПД.

Особенных требований к составлению ГПД нет — ГК РФ содержит только указания на существенные условия (чаще всего — одно-два) для каждого вида договора. Все остальное — «как стороны договорятся». При этом, если по договору одна из сторон оказывается в ущемленном положении (но закон не нарушен), ни один суд не будет ее защищать: при подписании видели, на что соглашаетесь — теперь с этим и живите.

С другой стороны, ГПД не предполагает подчиненных отношений сторон. То есть нельзя обязать одну сторону, например исполнителя, сидеть в офисе другой стороны (заказчика) с 9 до 18 часов. Представьте, что исполнитель — это крупное юридическое лицо. Можно ли ему поставить такое условие? Нет, конечно, даже смешно. Вот и физическое лицо по ГПД нельзя заставить делать подобные вещи.

ГПД — это обязанность одной стороны оказать услуги или выполнить работы, а обязанность другой стороны — оплатить эти услуги или работы. Где, как и когда будет происходить выполнение, часто не имеет значения. Конечно, возможны случаи, когда само оказание услуги будет привязано к месту — например, синхронный перевод на конференции возможен только на самой конференции. В остальных случаях заказчик не может вмешиваться в процесс — он только оплачивает результат.

Трудовой договор заключается, скорее, «на процесс», хотя и результат трудовой деятельности тоже имеет значение. Но платит работодатель, прежде всего, за отработанные часы. Даже при сдельной форме оплаты труда рабочее время обязательно учитывается. На этот период сотрудник попадает в зависимость от организации, а та в свою очередь несет за него ответственность на этот период.

Что должно быть в трудовом договоре, что там может быть, а чего быть не должно — закреплено в ТК РФ. Прежде всего, это ст. 57 ТК РФ. Если в трудовом договоре будет что-то, что нарушает права работника, то, даже если работник это подпишет, такие положения действовать не будут. Больше того, за них организацию еще и оштрафовать могут (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

По ГПД, в отличие от трудового договора, нет отчислений в Фонд социального страхования — у вас не появится право на больничный, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком. У вас не будет отпусков, во всяком случае оплачиваемых.

Расторгнуть ГПД гораздо проще — достаточно желания одной из сторон. Можно его даже ничем не обосновывать: не хочу продолжать сотрудничество — и все тут. Письменно уведомляем вторую сторону (как правило, за месяц), завершаем все процессы, проводим все взаимные расчеты — и договор прекращен.

Для расторжения трудового договора существует перечень возможных оснований (ст. 71, 77-81, 83, 84 ТК РФ и ряд других статей), который не может быть изменен. Если в реальности причин для увольнения нет, работодателю сложно избавиться от сотрудника. Это сделано как раз с целью защитить работников от произвола организаций.

В целом, надо признать, что, если мы говорим именно о работе, то есть о трудовых отношениях, тут может быть только трудовой договор, что подтверждает и закон. Статья 15 ТК РФ напрямую запрещает заключать ГПД в тех случаях, когда отношения предполагаются трудовые, то есть будет рабочее место, график работы, подчиненность работодателю. Никакого ГПД не может быть и на испытательном сроке: сам испытательный срок — это одно из условий трудового договора.

ГПД возможно заключить в том случае, если, на самом деле, ваши отношения с организацией будут гражданскими: вы им оказали услуги или выполнили работы, а они заплатили вам. И все. Никаких дополнительных обязательств.

Как быть, если вам предлагают трудовые отношения, но по ГПД? Прежде всего, понимать, что это нарушение. Можно согласиться, но помнить, что по ГПД вы более уязвимы, находитесь в незащищенном положении. При этом, если ГПД содержит какие-то условия из трудового договора, то вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда (ГИТ) или в суд с требованием признать ваш ГПД трудовым.

Искать вакансии

48 CFR § 37.104 — Договоры на оказание личных услуг. | Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США

37. 104 Контракты на оказание личных услуг.

(a) Контракт на оказание личных услуг характеризуется отношениями между работодателем и работником, которые он создает между правительством и персоналом подрядчика. Правительство обычно обязано нанимать своих сотрудников путем прямого найма на конкурсной основе или в соответствии с другими процедурами, требуемыми законами о государственной службе. Получение личных услуг по контракту, а не по прямому найму, обходит эти законы, если Конгресс специально не разрешил приобретение услуг по контракту.

(b) Агентства не должны присуждать контракты на оказание персональных услуг, если только они не уполномочены на это законом (например, 5 U.S.C. 3109).

(c)

(1) Отношения между работодателем и работником по контракту на оказание услуг возникают, когда в результате (i) условий контракта или (ii) способа его исполнения во время выполнения работ персонал подрядчика подвергается относительно постоянный надзор и контроль над государственным служащим или служащим. Однако заказ конкретного изделия или услуги с правом отказа от готового продукта или результата не является тем видом надзора или контроля, который превращает физическое лицо, являющееся независимым подрядчиком (например, служащим подрядчика), в правительственное учреждение. работник.

(2) Каждое договорное соглашение должно оцениваться в свете его собственных фактов и обстоятельств, при этом ключевой вопрос всегда заключается в следующем: будет ли правительство осуществлять относительно постоянный надзор и контроль над персоналом подрядчика, выполняющим контракт? Эпизодический несанкционированный надзор только за одним из большого числа подрядчиков можно с полным основанием считать не имеющим отношения к делу, в то время как относительно постоянный государственный надзор за значительным числом подрядчиков необходимо принимать во внимание (см. (d) ниже).

(d) Следующие описательные элементы следует использовать в качестве ориентира при оценке того, является ли предлагаемый контракт личным по своему характеру:

(1) Производительность на месте.

(2) Основные инструменты и оборудование, предоставленные государством.

(3) Услуги применяются непосредственно к комплексным усилиям агентств или организационной части в продвижении назначенной функции или миссии.

(4) Сопоставимые услуги, отвечающие сопоставимым потребностям, выполняются в одних и тех же или подобных учреждениях с использованием государственных служащих.

(5) Можно разумно предположить, что потребность в предоставляемых услугах продлится более одного года.

(6) Неотъемлемый характер услуги или способ, которым она предоставляется, требует прямого или косвенного руководства или надзора со стороны правительства за работниками подрядчика, чтобы —

(i) Адекватно защищать интересы правительства;

(ii) сохранить контроль над соответствующей функцией; или же

(iii) Сохранять полную личную ответственность за функции, поддерживаемые должным образом уполномоченным федеральным должностным лицом или сотрудником.

(e) В случае ссылки на конкретный законный орган для заключения личного контракта на оказание услуг, получить обзор и заключение юриста.

(f) Контракты на оказание индивидуальных услуг в отношении услуг отдельных экспертов или консультантов ограничены Законом о классификации. Кроме того, Управление по управлению персоналом установило требования, которые применяются при приобретении личных услуг экспертов или консультантов таким образом (например, льготы, налоги, конфликты интересов). Таким образом, сотрудник по контракту должен осуществлять необходимую координацию с компетентным отделом гражданского персонала.

[48 FR 42365, 19 сентября 2001 г., в редакции 66 FR 2133, 10 января 2001 г.]

Служебный договор в сравнении с трудовым договором

Во избежание обязательств по социальному страхованию, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы по отношению к своим работникам и избежать ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, многие компании предлагают своим работникам подписывать контракты на оказание услуг вместо трудовых договоров. Является ли подписание контракта на оказание услуг между компанией и сотрудником (физическим лицом) законным в соответствии с законодательством Вьетнама?

Как будет подробно объяснено ниже, определение договора как договора об оказании услуг или трудового договора будет основываться не на названии такого договора, а на определении договорных отношений между сторонами, применимых правовых основаниях и другие практические (общественные) вопросы.

1
Определение договорных отношений

2
Правовые основания

2.1
Сотрудники подлежат управлению, администрированию и надзору со стороны компании.

2.2
Физические лица, не регистрирующие свой бизнес, часто не имеют права оказывать услуги

3
Практические (государственная политика) вопросы

3. 1
Потеря доходов в государственный бюджет и низкая средняя заработная плата работников

3.2
Потеря защиты работников и безработица

3.3
Существует заблуждение, что соблюдение требований по уплате подоходного налога с населения (НДФЛ) означает, что заключение договора на оказание услуг является приемлемым.

4
Вывод

Определение договорной взаимосвязи

В частности, соответствующие законы и правила следующие:

лейбористы Контракт

Статья 13.1 Кодекс труда 2019 г. — соглашение между работником и работодателем об оплачиваемом труде, заработной плате, условиях труда, правах и обязанностях каждой стороны трудовых отношений. Соглашение с заголовком, отличным от «трудовой договор», также считается трудовым договором, если в нем устанавливаются оплачиваемая работа, заработная плата, а также управление, администрация и надзор одной стороны над другой».

Статья 3.5 Трудового кодекса 2019 года гласит: «Трудовые отношения» — общественные отношения, возникающие при найме, использовании труда и выплате заработной платы между работодателем и работником, их представительными организациями и компетентными органами. Трудовые отношения включают индивидуальные трудовые отношения и коллективные трудовые отношения».

Статья 3.1 Трудового кодекса 2019 года гласит: «Работник — это лицо, которое работает на работодателя по договору, получает заработную плату и находится под управлением, контролем и надзором со стороны работодателя».

Договор оказания услуг

Статья 513 Гражданского кодекса 2015 года гласит: «Договор оказания услуг – это соглашение между сторонами, по которому поставщик услуг выполняет задание для пользователя услуг, а пользователь услуг поставщик услуг».

Статья 3.9 Закона о коммерции 2005 года гласит: «Оказание услуг» означает коммерческую деятельность, при которой одна сторона (далее именуемая «поставщик услуг») обязана оказывать услуги другой стороне и получать оплату; и в соответствии с которым сторона, использующая услуги (далее именуемая «клиент»), обязана произвести оплату поставщику услуг и использовать услуги в соответствии с договоренностью».

Из приведенных выше правил видно, что определения «трудового договора» и «договора об оказании услуг» очень похожи и их трудно различить (т. е. оба являются соглашением между сторонами, и работник/поставщик услуг получает оплата). В результате не всегда просто определить, является ли договор договором об оказании услуг или трудовым договором.

При возникновении трудового спора Суд рассмотрит следующие правовые основания и практические вопросы (общественный порядок) для определения того, является ли договор между компанией и физическим лицом трудовым договором или договором об оказании услуг:

Юридические основания

Сотрудники подлежат управлению, администрированию и надзору со стороны компании

Одним из наиболее заметных и основных различий между договорами является то, что сотрудники всегда «подчиняются руководству, администрирование и надзор за работодателями», , что не обязательно является обязанностью поставщика услуг. Однако в некоторых случаях поставщик услуг по-прежнему обязан соблюдать требования пользователя услуги (в зависимости от языка договора и типа услуги). Таким образом, может быть трудно отличить обязательство поставщика услуг от одного из «при условии управления, администрирования и надзора со стороны работодателя» в отношениях между работодателем и работником.

Физические лица, которые не регистрируют свой бизнес, часто не имеют права оказывать услуги

Статья 3.1 Закона о хозяйственной деятельности 2005 г. гласит: «Коммерческая деятельность» означает деятельность с целью получения прибыли, включая куплю-продажу товаров, оказания услуг, инвестиций, торговли, продвижения и иной деятельности в целях извлечения прибыли» . Таким образом, оказание услуг с целью извлечения прибыли является коммерческой деятельностью, которая должна соответствовать Закону о коммерции 2005 г. и другим соответствующим законам (статья 4.1 Закона о коммерции 2005 г. ).

В соответствии со статьей 2.3 Закона о коммерции 2005 г. физические лица («торговцы»), осуществляющие коммерческую деятельность, должны зарегистрировать свой бизнес, за исключением «физических лиц, которые осуществляют коммерческую деятельность самостоятельно и регулярно без необходимости регистрации своего бизнеса». Эти исключения в отношении регистрации бизнеса прямо перечислены в Декрете № 39./2007/ND-CP4. В первую очередь это небольшие виды услуг, такие как «чистка обуви, продажа лотерейных билетов, ремонт ключей, ремонт транспортных средств, охрана транспортных средств, мойка транспортных средств, стрижка, покраска, фотосъемка и другие услуги с фиксированными местами или без них». Лица, оказывающие эти небольшие виды услуг, не считаются «торговцами».

Здесь следует отметить, что в общих чертах компании, нуждающиеся в трудоустройстве, не нанимают человека для регулярного оказания небольших видов услуг, перечисленных выше, а скорее нанимают людей для выполнения действий, требующих определенной профессии или квалификации. Однако в отношении деятельности, требующей определенной профессии или квалификации, физическое лицо должно зарегистрировать свой бизнес, чтобы иметь возможность классифицировать выполнение этой деятельности как коммерческую деятельность, регулируемую коммерческим правом, а не как отношения между работодателем и работником, регулируемые Коммерческим законодательством. Трудовой кодекс.

Практические вопросы (государственная политика)

Потеря доходов в государственный бюджет и низкая средняя заработная плата работников социальное обеспечение. Некоторые компании заключают договоры на оказание услуг с физическими лицами вместо трудовых договоров, чтобы уклониться от уплаты страховых взносов по социальному страхованию, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы для своих сотрудников, что приведет к сокращению общих страховых фондов. Этот вид деятельности серьезно влияет на государственный бюджет, а также на выполнение государственного режима социального обеспечения.

Более того, ставка заработной платы во Вьетнаме для среднего рабочего очень низкая. Допустим, не соблюдаются режимы страхования, предусмотренные законом. В этом случае сотрудники, вероятно, столкнутся со значительными финансовыми трудностями, когда их работоспособность снизится или будет потеряна. Например, работники не будут получать компенсацию или пособия из страхового фонда при потере работы, болезни, уходе в отпуск по беременности и родам, несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях. Другие последствия для работника включают, помимо прочего, пенсии по достижении пенсионного возраста, пособия по случаю потери кормильца и пособия на похороны.

Потеря защиты работников и безработица

Если отдельные работники заключают контракты на оказание услуг вместо трудовых договоров с компанией, такие лица не считаются «сотрудниками» в соответствии с Трудовым кодексом. В результате они не будут иметь права на основные права и интересы работников, такие как минимальная заработная плата, рабочее время – время отдыха, заработная плата за сверхурочную работу и право на вступление в профсоюз. Далее, предположим, что заключение договоров на оказание услуг с физическими лицами разрешено без ограничений. В этом случае компании могут считать, что срок действия контракта на оказание услуг определяется по их усмотрению. Они имеют право в одностороннем порядке расторгнуть договор в любое время, не принимая на себя никакой юридической ответственности в соответствии с трудовым законодательством. Следовательно, законные права и интересы работников не будут защищены, что приведет к безработице без страховки (например, выходных пособий, пособий по потере работы или компенсации за незаконное увольнение в одностороннем порядке). Это может привести к широко распространенным социальным бедствиям (таким как бедность), вызванным безработицей.

Существует заблуждение, что выполнение требований по уплате подоходного налога с населения (НДФЛ) означает приемлемость заключения договора на оказание услуг

Многие компании ошибочно полагают, что если они выполняют свои обязательства по удержанию физические лица, 20% применимы к физическим лицам-нерезидентам), и налоговые органы принимают такие налоги, заключение договоров на оказание услуг с физическими лицами не сопряжено с риском. Они даже считают, что когда налоговые органы принимают плату за услуги, выплаченную физическим лицам (как вычитаемые расходы для расчета налога на прибыль), они могут заключать с физическими лицами договоры об оказании услуг вместо трудовых договоров.

Следует подчеркнуть, что в случае возникновения любого спора суд является единственным органом, который имеет право определять, правы стороны или нет. Административные органы (такие как налоговые органы) не обладают такой компетенцией, кроме как давать компании мнения или рекомендации по вопросам соблюдения налогового законодательства. Фактически, нынешние административные органы Вьетнама (такие как налоговые, трудовые и страховые агентства) не могут дублировать дела других агентств (т. е. налоговые органы не могут управлять делами страховых или трудовых агентств и наоборот). Поэтому, если физическое или юридическое лицо хочет заплатить налог в государственный бюджет, налоговые органы всегда приветствуют их, не определяя, есть ли нарушение трудового законодательства или нет. Как правило, налоговые органы не откажут в уплате по какой-либо причине, так как это лучше, чем неуплата. В дальнейшем платежи компании будут проверяться или проверяться позднее налоговыми органами на предмет наличия нарушений при определении типа трудовых отношений при расчете правильного платежа. Даже если компания полагает, что налоговые органы ошиблись в расчете налога при принятии решения о задолженности по налогам, такие компании все равно могут подать жалобу или подать административный иск против налоговых органов в компетентные государственные органы (включая суд).

В настоящее время многие компании работают не по закону (заключение договоров на оказание услуг с физическими лицами не в соответствии с законом). Тем не менее, их действия не были проверены или проверены властями. Это заставляет компании полагать, что госорганы ошибочно принимают заключение договоров на оказание услуг, и, следовательно, другие компании следуют их примеру. Кроме того, поскольку государственные органы не в состоянии обнаруживать или знать обо всех нарушениях, они сосредоточены только на рассмотрении дел, которые они могут удобно вести, чтобы избежать отставания и достичь своих годовых целей (установленных государством в отношении них или их подведомственных органов). единицы измерения). Это не означает, что агентство будет игнорировать компании-нарушители в будущем; просто в настоящее время не хватает ни времени, ни ресурсов для проведения расследования.

Мы хотели бы выделить Официальное письмо № 1019/TCT-TNCN от 25 марта 2015 г. (http://thuvienphapluat.vn/cong-van/Thue-Phi-Le-Phi/Cong-van-1019- TCT-TNCN-2015-giai-dap-chinh-sach-thue-269890.aspx) для справки. Согласно этому Официальному письму, Главное налоговое управление заявляет, что доходы, полученные от договоров, заключенных с физическими лицами (без регистрации их бизнеса), будут определяться как доходы, полученные от заработной платы/заработной платы. Таким образом, Главное налоговое управление (хотя и не уточняет, что [исходя из содержания рассматриваемого официального письма] договоры являются трудовыми договорами или договорами об оказании услуг) считает, что регистрация бизнеса физического лица будет основанием для определения заработной платы/ Заработная плата как трудовые отношения. Другими словами, отношения между компаниями и физическими лицами без регистрации их бизнеса будут считаться трудовыми отношениями, а не отношениями по оказанию услуг.

Заключение

Таким образом, для заключения договоров на оказание услуг с физическими лицами, такие физические лица должны зарегистрировать свой бизнес в соответствии с требованиями законодательства (прежде всего с соблюдением законодательства о предприятиях). Предположим, компания заключает договор на оказание услуг с физическим лицом без зарегистрированного бизнеса. В этом случае, скорее всего, это будет считаться нарушением норм закона, как проанализировано выше.

Другая точка зрения (согласно нашему субъективному мнению) состоит в том, что если государственные органы и законодательство Вьетнама признают законность контрактов на оказание услуг, заключенных с физическими лицами без регистрации их бизнеса в соответствии с законом, не будет необходимости в существовании Закон о труде, а также положения о социальном страховании, медицинском страховании и страховании от безработицы.