Содержание
Добро пожаловать на сайт API-ФНС!
Личный кабинет
Регистрация
Восстановить пароль
Неверный логин или пароль
Сайт является частью проекта по предоставлению доступа к базам данных государственных служб. Основная задача сайта — предоставить доступ к базе данных ФНС при помощи удобного API. После подключения к нашей системе вы сможете использовать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в своих информационных системах, а также оперативно отслеживать изменения, проверять контрагентов.
Зарегистрируйтесь и получите доступ к данным ФНС прямо сейчас!
Возможности API
- Интеграция с данными вашей информационной системы
- Проверка контрагентов, проявление должной осмотрительности
- Извлечение полных данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП
- Поиск организаций по различным критериям
- Выборки из базы с контактными данными (телефон, почта, сайт)
- Аналитические данные, признаки недобросовестности компаний
- Исторические данные, отслеживание изменений в базе ФНС
- Наличие компании в различных реестрах ФНС
Подробнее »
Проверка контрагентов онлайн
Кроме API, у нас имеются и готовые решения для просмотра данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. С помощью Системы Проверок Контрагентов «ДаМИА СПК» вы сможете без ограничений проверить контрагентов онлайн, найти аффилированные компании, проявить должную осмотрительность, узнать контактную информацию. Для демонстрации возможностей API-ФНС скачайте с нашего сайта файл Excel, использующий все методы доступа к API-ФНС. Файл можно использовать как готовое приложение в работе для поиска, просмотра информации из базы ФНС, проверок контрагентов
Подробнее »
Тарифы
8×100 запросов.
- Поиск организаций
- Данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП с историей
- Аналитика
- Отслеживание изменений
- Бухгалтерская отчетность
- Демо: Excel файл
1000 организаций.
Неограниченное кол-во запросов в год
- Поиск организаций
- Данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП с историей
- Аналитика
- Отслеживание изменений
- Бухгалтерская отчетность
- Демо: Excel файл
3000 организаций.
Неограниченное кол-во запросов в год
- Поиск организаций
- Данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП с историей
- Аналитика
- Отслеживание изменений
- Бухгалтерская отчетность
- Демо: Excel файл
10000 организаций.
Неограниченное кол-во запросов в год
- Поиск организаций
- Данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП с историей
- Аналитика
- Отслеживание изменений
- Бухгалтерская отчетность
- Демо: Excel файл
Неограниченное кол-во организаций и запросов
- Базовые актуальные реквизиты компаний по одному методу multinfo
- Возможность получения информации по группе компаний одним запросом
- Ограничение на один ip-адрес
Желаемое кол-во запросов.
- Система DaMIA-СПК — Система проверок контрагентов
- Система DaMIA-Скоринг — модель для выявления «хороших» и «плохих» компаний
- API-Росстат — Доступ к данным бухгалтерской отчетности
- API-Скоринг — Скоринг и оценка рисков контрагентов
© ДаМИА 2017-2022
Письмо ФНС России от 12.07.2019 N КЧ-4-7/13613
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 июля 2019 г. N КЧ-4-7/13613
Федеральная налоговая служба в целях учета при проведении мероприятий налогового контроля судебной практики и единообразного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговой кодекс РФ) направляет обзор по спорам налоговых органов с лицами, осуществляющими деятельность в угольной промышленности и лесопромышленном комплексе.
По судебным делам с указанными хозяйствующими субъектами имеется общая категория споров, в которых налоговыми органами доказывается получение налогоплательщиками незаконной налоговой экономии.
Основная масса споров данной категории основана на предоставлении налоговыми органами доказательств отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентами проверяемого лица.
Примерами таких споров могут быть дела N А27-27091/2016 (Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 304-КГ18-3828), N А27 1222/2017 (Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2018 N 304-КГ18-581), N А27 19753/2017 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2018).
На налоговом органе, оспаривающим реальность совершенных налогоплательщиком операций и обоснованность полученной в связи с этим налоговой экономии, лежит бремя доказывания обстоятельств, которые могут свидетельствовать о невозможности осуществления спорных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29. 11.2016 N 305-КГ16-10399 по делу N А40 71125/2015).
При этом состав доказательной базы по данной категории споров не претерпел изменения и после вступления в силу положений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ в часть первую Налогового кодекса РФ (статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»), о чем свидетельствуют споры, в которых были применены положения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, например дело N А32-16243/2018 (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2019 N 308-ЭС19-7606).
Кроме того, имеют место группы споров налоговых органов с лицами, осуществляющими хозяйственные операции с углем, по которым налоговыми органами доказываются обстоятельства занижения налоговой базы ввиду неверного отражения в документации марки угля, а также попутно извлекаемых из недр полезных ископаемых; вопросы расчета нормативных потерь полезных ископаемых и применение коэффициентов; вопросы учета расходов по налогу на прибыль организаций, а также различные схемы, нацеленные на уклонение от уплаты налогов.
1. Судебная практика по спорам налоговых органов с лицами, осуществляющими хозяйственные операции в угольной промышленности.
В рамках дела N А27-27208/2017 (Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 N 304-КГ18-24898) суды, отказывая обществу в удовлетворении требований пришли к выводу, что постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, предоставление их в пользование для добычи полезных ископаемых недропользователям, а также списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса производится только на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемых Роснедрами, при этом любое изменение или списание с государственного баланса осуществляется по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Исходя из анализа таблицы 11 ГОСТ 25543-82 «Угли бурые, каменные и антрациты, Классификация по генетическим и технологическим параметрам», выкопировок из государственного баланса запасов полезных ископаемых и руководствуясь положениями статьи 342 Налогового кодекса РФ суды пришли к выводу, что на государственном балансе по участку недр налогоплательщика значится не уголь марки КСН, а иные марки угля, в том числе уголь каменный коксующийся особо ценной марки «КСН кокс» и который согласно норм Налогового кодекса РФ подлежит обложению по более высокой ставке налога на добычу полезных ископаемых, чем заявлено обществом.
В рамках дела N А27-14559/2017 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2018) суды, руководствуясь положениями статей 146, 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу, что налоговый орган не представил доказательства того, что в действительности общество реализовывало контрагентам уголь более дорогой марки, в связи с чем доначисления по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость признаны в данной части необоснованными. При этом судами учтено, что представленные обществом учетные данные об объемах добычи угля, в том числе по маркам угля последовательны и непротиворечивы, согласуются с геологическими данными о месторождении, подтверждены лабораторными анализами, в том числе и сертификатами качества, выданными независимой углехимической лабораторией, а также документами контрагентов, представленными в ходе встречной проверки налоговому органу.
По делу N А40-123049/2017 (Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2018 N 305-КГ18-15816) суды, отказывая в удовлетворении требований о признании решений налогового органа недействительными, учитывали положения статьи 339, подпункта 1 пункта 1 статьи 342 и пункта 2 статьи 343 Налогового кодекса РФ и исходили из того, что налогоплательщик не подтвердил достоверность размера облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых потерь по ставке 0 процентов применительно к каждому налоговому периоду.
Налогоплательщик определял размер фактических потерь (нормативные и сверхнормативные) как пропорцию общего объема фактических потерь, полученных в ходе отработки месторождений в 2013 году и объемам ежемесячной добычи, то есть не прямым, а расчетным методом.
Суды пришли к выводу, что это противоречит пунктам 1 — 3 статьи 339 Налогового кодекса РФ, а также принятой для целей налогообложения учетной политике общества.
Судами установлено, что налогоплательщик производил измерение и расчет фактических потерь ежемесячно на основании данных маркшейдерских замеров на начало и на конец месяца, применяя определенную инструкцией формулу расчета потерь (с учетом определения объема, содержащегося в добытой руде железа), но не учитывал полученные результаты в качестве фактических потерь в уточненных декларациях.
Также суды отметили, что нормами статей 339, 342 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность определения фактических потерь за месяц путем пропорционального распределения годового фактического объема потерь пропорционально ежемесячным объемам добычи полезного ископаемого.
В судебных актах по делу N А40-133431/2016 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2017 N 305-КГ17-12733) суды пришли к выводу, что налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц, ввиду чего налоговая база также должна быть рассчитана за каждый месяц, тогда как потери, отраженные обществом в декабре и превышающие установленные нормативы, рассматриваются как сверхнормативные и подлежат налогообложению по общеустановленной ставке.
При этом по делу N А40-83172/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2016 N 305 КГ16-13218) суды, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 336, пунктов 2, 3, 7 статьи 339, статей 341, 343 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу, что действия общества по расчету нормативных потерь исходя из добытого полезного ископаемого за квартал также противоречат нормам действующего законодательства.
По делу N А78-8453/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 302-КГ17-6659), отказывая в удовлетворении заявленных требований по эпизоду, связанному с применением коэффициента Кт, суды указали, что в целях налогообложения добытого полезного ископаемого налогом на добычу полезного ископаемого, с учетом положений пункта 3 статьи 343. 1 Налогового кодекса РФ и пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 462, для определения размера коэффициента Кт необходимо руководствоваться технической документацией в той ее части, которая относится к описанию угля и угольных пластов.
По результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств суды пришли к выводам о недоказанности обществом правомерности применения в спорном налоговом периоде коэффициента Кт, равного 0,3, и обоснованного доначисления инспекцией налога на добычу полезных ископаемых.
В рамках споров об учете налогоплательщиками сырья и материалов в составе косвенных либо прямых расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций суды исходят из наличия в учетной политике экономического обоснования отнесения расходов к косвенным.
Например по делу N А27-24958/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 304-КГ17-2218), суды согласились с выводом инспекции о неправомерном учете обществом в составе косвенных расходов стоимости сырья и материалов, использованных при производстве основного вида продукции — угольного концентрата, которые фактически относятся к прямым расходам, так как налогоплательщик неправомерно сузил приведенный в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ перечень прямых расходов, исключив из состава прямых расходов в целях налогообложения прибыли затраты по приобретению реагентов, непосредственно участвующих в процессе добычи (обогащения) угля, без какого-либо экономического обоснования.
По делу N А27-10958/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 304-КГ16-11024) суды пришли к выводу, что отсутствие прямого указания в статье 318 Налогового кодекса РФ на спорные затраты в перечне прямых расходов не свидетельствует о том, что они не могут относиться к прямым расходам, поскольку перечень прямых расходов является открытым. Привлечение подрядной организации для целей добычи угля, когда добыча полностью осуществляется ею, не дает право налогоплательщику не учитывать расходы по добыче угля в составе прямых расходов.
При определении амортизационной группы сооружений, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» суды приходят к выводу, что их отнесение в амортизационную группу осуществляется, исходя из срока полезного использования, определяемого технической документацией.
Например, по делу N А27-8143/2017 (Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 304-КГ18-9290) суды установили, что проектной документацией на разработку Ольжернского месторождения, представленной в суд, определен срок службы спорных объектов основных средств не менее 22 лет, что соответствует восьмой амортизационной группе, следовательно, при исчислении налога на прибыль организаций общество неправомерно включило в состав расходов 30 процентов от суммы вложений в приобретение данного имущества. При принятии судебных актов суды руководствовались положениями статей 247, 256, 258 Налогового кодекса РФ, а также Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В рамках дела N А27-16964/2017 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2018) суды трех инстанций признали соответствующими критериям статьи 252 Налогового кодекса РФ (документально подтверждены, фактически понесены, являются обоснованными) расходы на горноспасательное обслуживание.
По делу N А27-25564/2015 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2017) суды пришли к выводу о том, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, так как такие суммы не могут отвечать критериям подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
По делу N А27-6264/2016 (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 304 КГ17-1920) налоговым органом доказано неправомерное занижение доходов от реализации в результате невключения выручки от реализации угля и занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Суды, установив, что между обществом и контрагентом был заключен договор на оказание услуг планово-регулярного вывоза отходов (порода и горная масса), указали на наличие схемы по перевозке угля с последующей реализацией в адрес третьего лица и с привлечением грузоперевозчика. Списанный с добычи уголь при прохождении подготовительных выработок общества является добытым рядовым углем — сырьем для последующего включения данного угля в количество извлеченных и погашенных запасов угля, и должен был быть включен в реализацию угольной продукции напрямую третьему лицу без участия в схеме спорного грузоперевозчика. Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь положениями статей 153, 247, 252, 254 Налогового кодекса РФ суды пришли к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта налогового органа.
Судами по делу N А27-9477/2014 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2019) удовлетворено требование налогоплательщика, поскольку по результатам проведения судебной экспертизы установлено, что примененные по спорным внешнеторговым контрактам цены не отклоняются от рыночной цены однородных товаров в сторону понижения или повышения на величину более 20 процентов, в связи с чем положения статьи 40 Налогового кодекса РФ применены налоговым органом необоснованно.
Также признано частично недействительным решение налогового органа по делу N А27-27787/2017 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.11.2018). Налоговый орган, руководствуясь положениями статьи 247, подпункта 1 пункта 1 статьи 248, пункта 1 статьи 249, подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 153, пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, указывал на занижение обществом полученных доходов и завышение убытков в связи с занижением объемов выполненных работ по добыче угля. Однако суды пришли к выводу, что налоговые обязательства определены без учета фактических отношений сторон и реальных экономических результатов деятельности, учет попутного угля и угля из лавы велся по соответствующим формам, рыночность примененных по сделкам цен налоговым органом не проверялась.
По делу N А27-24088/2015 (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2016) суды, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, руководствовались положениями статей 39, 105.3, 146, 154, 164, 167 Налогового кодекса РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33, а также установленным фактом отсутствия поставки, в связи с чем пришли к выводу, что перечисление спорной денежной суммы не является предоплатой от покупателя, следовательно, момент определения налоговой базы не наступил.
Суды отметили, что в отсутствие поставки угля по агентскому договору передаваемые контрагентом в адрес общества денежные средства не являются доходом, полученным от реализации товара покупателю, а имеют характер заемных денежных средств, которые не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Различия в договоре займа и договоре коммерческого кредита не влияют на правильность квалификации переданных денежных средств в качестве заемных.
2. Судебная практика по спорам налоговых органов с лицами, осуществляющими хозяйственные операции с лесопродукцией.
Споры с указанными хозяйствующими субъектами зачастую связаны с применением налогоплательщиками схем «дробления бизнеса».
По данной категории споров суды исходят из того, что на налоговом органе лежит обязанность по представлению доказательств осуществления одного совместного вида деятельности проверяемым лицом с иными хозяйствующими субъектами. При этом налоговый орган должен представить доказательства того, что разделение бизнеса было формальным и произведено исключительно для сохранения права на применение специального налогового режима. В случаях, когда разделение видов деятельности имеет экономическое обоснование и не имеет противоправного характера, а хозяйствующие субъекты самостоятельно ведут деятельность, выполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, ведут учет своих доходов, суды удовлетворяют требования налогоплательщиков о признании ненормативного акта налогового органа незаконным.
Примером таких выводов можно сделать Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2017 по делу N А05-7545/2016.
По делу N А60-43809/2012 (Постановление Федерально Арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2013) требование налогоплательщика удовлетворено, так как им осуществлялась заготовка леса, созданным обществом — переработка.
При этом состав доказательной базы по данной категории споров остается неизменным и после вступления в силу положений статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, имеют место группы споров налоговых органов с хозяйствующими субъектами рассматриваемой категории, по которым налоговыми органами доказываются различные схемы, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, обстоятельства необоснованного учета расходов по налогу на прибыль организаций.
По делу N А28-5635/2016 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.07.2017) судами установлено, что налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, пени и штраф, установив, что он минимизировал налоги путем заключения договоров с взаимозависимыми лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Руководствуясь положениями пунктов 1, 7 статьи 105.1, пункта 4 статьи 164, пункта 1 статьи 168, пункта 1 статьи 169, пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172, статьи 247, пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, учитывая правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, суды пришли к выводу о законности решения налогового органа, поскольку факт получения налогоплательщиком незаконной налоговой экономии установлен.
По делу N А04 918/2012 (Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2013) суды, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 252, подпункта 1 пункта 2 статьи 171, статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ, поддержали выводы налогового органа о создании обществом схемы с целью получения незаконной налоговой экономии. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества намерений создать правовые последствия сделок, отсутствии их разумной деловой цели и экономического обоснования, поскольку общество не осуществляло деятельность по переработке леса с помощью имущества, приобретенного по договорам финансовой аренды (лизинга).
По делу N А43-29348/2014 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2016) доначисления налогоплательщику налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаны обоснованными, поскольку заключенные налогоплательщиком и контрагентом контракты не являются договорами комиссии; установлено, что налогоплательщик перепродавал приобретенный им товар, самостоятельно формируя цену на него. При принятии судебных актов суды руководствовались положениями статьи 249, подпункта 9 пункта 1 статьи 251, пункта 1 статьи 346.12, статьями 346.14, 346.15 и 346.18 Налогового кодекса РФ.
По делу N А03-15935/2011 (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2013 N ВАС-95/13) арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 164, 165, 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии у общества права на применение по налогу на добавленную стоимость ставки 0 процентов по операциям реализации товара на экспорт, так как общество к экспортным операциям не причастно, им создан формальный документооборот по оформлению экспортируемого товара как вывезенного не собственником, а комиссионером по поручению комитента, с целью необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость через комитента.
На основании представленных налоговым органом доказательств, подтверждающих отсутствие реальных хозяйственных операций по поставке лесопродукции в адрес общества и в дальнейшем — на экспорт, а также документально подтвержденных выводов налогового органа об имеющихся противоречиях в представленных обществом первичных документах, на основании которых заявлен налоговый вычет, арбитражные суды пришли к выводу о том, что право на применение ставки 0 процентов по операциям реализации такого товара на экспорт, а также право на возмещение заявленных налоговых вычетов у налогоплательщика отсутствует.
В рамках дела N А05-15538/2017 (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2018) судами рассмотрен вопрос распределения налогоплательщиком налоговых вычетов по «входному» налогу на добавленную стоимость при реализации лесопродукции на внутреннем рынке и на экспорт.
Требование налогоплательщика удовлетворено, поскольку нарушение вызвано неверным заполнением обществом книги покупок, нарушение устранено; в расчете налогового органа ошибочно не учтены особенности распределения обществом налога на добавленную стоимость между внутренним рынком и экспортом, а также возможность заявления вычетов по экспортным операциям после подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов (статья 165 Налогового кодекса РФ).
Судами по делу N А26-10184/2016 (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2017) установлено, что обществу доначислен налог на прибыль организаций в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат на выплату бонуса (премии) поставщику в отсутствие экономической целесообразности.
Требование общества было удовлетворено на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ и в силу того, что его деятельность напрямую зависела от результатов работы поставщиков древесного сырья; стимулирование спорного контрагента как основного поставщика лесоматериалов и долгосрочного партнера требовалось для обеспечения уровня безубыточности общества и дальнейшего развития производства.
По делу N А69-1523/2017 (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.03.2018) судами установлено, что основанием для вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности послужил вывод налогового органа о том, что предприниматель неправомерно не учел в составе доходов в целях исчисления налога по упрощенной системе налогообложения денежные средства, фактически поступившие не от деятельности по оказанию бытовых услуг, осуществляемой на основании патента, а от предпринимателей за поставленные товары.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, подпункта 3 пункта 2 статьи 45, абзаца 7 статьи 346.27, пунктов 1, 2, 8 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, статей 506, 702 — 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суды отказали в удовлетворении требования налогоплательщика, поскольку спорные доходы являются доходами предпринимателя от реализации товаров, они подлежат включению в налоговую базу по упрощенной системе налогообложения, их отнесение к деятельности по патентной системе налогообложения является ошибочным.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеприведенную судебную практику до нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
К.Н. ЧЕКМЫШЕВ
Особенности ведения бизнеса в «цифровую эпоху» налогообложения
Одной из самых обсуждаемых тем в течение 2018 года стало активное внедрение риск-ориентированного подхода налоговыми органами. Кажется, что любой, кто прямо или косвенно сталкивается с какими-либо налоговыми обязательствами, мог испытать это на себе. Более того, в прошлом году цифровизация экономики коснулась даже тех, кто не имел к этому никакого отношения. В данной статье освещены основные моменты 2018 года, связанные с наступлением «цифровой эры» налогообложения.
Электронные информационные ресурсы для налогоплательщиков
В 2015 году ФНС России отказала в предоставлении монопольных полномочий по сбору и обработке налоговой и статистической информации информационному агентству «Интерфакс», а рынок информационно-справочных систем наводнили различные ресурсы, пытающиеся конкурировать с гигант. И хотя ни один из конкурентов не добился сколько-нибудь значительных успехов в общем объеме оказываемых услуг, более мелкие компании показали себя способными решать отдельные задачи на самом высоком уровне, такие как предоставление информации для судебных дел, исполнительного производства, налоговых обязательств и т. д.
Фактически все информационные базы, доступные налогоплательщикам, обновляются из одних и тех же источников. В свою очередь, существующие базы данных позволяют провести полный комплаенс и узнать о добросовестности контрагента, выявить взаимозависимость организаций с другими организациями или физическими лицами, оценить финансовые риски при работе с контрагентом.
С одной стороны, такой свободный доступ к информации о контрагентах дает налогоплательщикам возможность обеспечить собственную безопасность и защитить себя от недобросовестных контрагентов, но с другой стороны, делает проверку по таким базам данных неотъемлемой частью преддоговорная работа. Более того, исходя из практики, налогоплательщик может быть признан не проявившим должной осмотрительности, даже если контрагент приобрел признаки недобросовестности после заключения с ним договора, но налогоплательщик все же продолжал производить платежи или поставки такому контрагенту.
В настоящее время минимальная проверка контрагента включает в себя не только и не столько запрос копий учредительных документов у контрагента, сколько поиск информации о нем по всем доступным базам данных. В первую очередь целесообразно оценить, является ли единоличный исполнительный орган контрагента «массовым» или нет, зарегистрирован ли контрагент по неверному адресу или по адресу массовой регистрации, есть ли у него взаимозависимые лица со значительной налоговой задолженностью или те, исключенные из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, целесообразно оценить финансовые показатели деятельности организации, т.е. соотношение доходов и расходов, величину чистых активов, а также их динамику при наличии. Стоит обратить внимание на дату регистрации организации: если организация новая, стоит задаться вопросом, почему контрагент начал работать через новую организацию. Поводом для тревоги также является существенно низкое количество работников контрагента, неспособных выполнять взятые на себя обязательства.
Стало обязательным поддерживать профиль вашей организации на должном уровне. Если вышеуказанные вопросы могут быть переадресованы, это, скорее всего, повлияет на отношение подрядчиков.
С момента появления на рынке и по сегодняшний день информационные базы, доступные широкому кругу налогоплательщиков, превратили оценку рисков недобросовестности контрагента из приятного дополнения в обязательный пункт соблюдения. В настоящее время большинство крупных и средних компаний практикуют изучение профиля контрагента и принятие решений на его основе.
Базы данных налоговых органов как источник информации для налоговых проверок
В настоящее время налоговые органы оснащены не только базами данных, доступными для налогоплательщиков, но и информационными ресурсами, разработанными государством, которые позволяют проводить автоматизированный анализ для осуществления налоговой проверки. риск-ориентированный подход. Программно-информационные базы ФНС России и других государственных органов, включая Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, ФТС и МВД России, доступны для налоговых инспекторов и позволяют выявлять возможные нарушения налогового законодательства любым налогоплательщиком.
Это означает, что когда проверяющие готовятся к проверке, у них уже есть информация о лицах, с которыми налогоплательщик совершал какие-либо сделки, есть ли среди них организации, в которых в настоящее время работают бывшие и нынешние работники налогоплательщика, а также информация об организациях наличие признаков недобросовестности среди контрагентов налогоплательщика. Любые действия налогоплательщика, носящие признаки предпринимаемых для получения необоснованной налоговой выгоды, уже известны налоговому органу на момент проведения проверки.
Налоговое планирование в современной России давно перестало быть преднамеренным уклонением от уплаты налогов. Дошло до того, что каждый добросовестный налогоплательщик должен заранее оценивать и учитывать рациональную составляющую каждой сделки и быть готовым объяснить конкретную цель и причины каждой хозяйственной операции. Хозяйственные операции должны не только соответствовать формальным требованиям для их оформления, но и иметь разумное фактическое обоснование. Таким образом, задачей налогового планирования в настоящее время является разработка рентабельных решений, при которых потенциальная экономия на налогах имеет минимальную ценность по сравнению с другими преимуществами. Разумность стала главным словом в неофициальном налоговом словаре 2018 г.
Добровольное раскрытие налоговой информации и самозащита от налоговых «пробелов»
Российские налоговые органы давно имеют техническую и юридическую возможность предоставлять всем заинтересованным лицам информацию о проблемах с подтверждением права на возмещение НДС. В конце 2016 года ФНС России даже утвердила специальную форму, по которой любой налогоплательщик может предоставить свободный доступ к своей налоговой информации 1 . Тогда закономерным был вопрос: каковы шансы, что организации по собственной инициативе откажутся от права на налоговую тайну и обнажат собственные проблемы. Однако, как и следовало ожидать, эта сомнительная акция не была случайной. Первый «звонок» поступил из агропромышленной сферы.
Некоммерческие организации, объединяющие предприятия агропромышленного комплекса 2 , получили поддержку Федеральной антимонопольной службы и Общественной палаты и в октябре 2018 года издали декларативный акт – Устав АПК в сфере агропромышленного комплекса. товарооборот 3 . Приведем несколько цитат, чтобы читатель мог составить представление о документе:
- Участники оборота сельхозпродукции получают льготы, когда каждый добросовестно несет налоговое бремя в соответствии с законодательством Российской Федерации… чтобы все рыночные у участников развивается нетерпимость к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов;
- Методы незаконной оптимизации налогов являются проявлением недобросовестной конкуренции и должны быть осуждены участниками рынка;
- [Уставные лица] стремятся приобретать сельскохозяйственную продукцию непосредственно у сельскохозяйственных производителей, переработчиков или комиссионных фирм, а также у других добросовестных участников рынка.
Устав не только декларирует принципы тщательного подхода к выбору контрагентов, разделяя его принципы добросовестного уплаты налогов и отказа от использования «схем» экономии НДС, но и его подписание служит другой, гораздо более значимой цели. Устав инициирует формирование так называемого «Информационного ресурса для открытого обмена информацией с участниками рынка о лицах, имеющих признаки неполного источника налоговых льгот в виде вычетов по НДС по данным Автоматизированной системы контроля НДС-2» 4 .
Именно поэтому была введена форма согласия на раскрытие налоговой информации! Добровольно присоединяясь к формированию Хартии информационного ресурса, участники не только сами обеспечивают доступ к своей налоговой информации, но предлагают и в меру своих возможностей позволяют сделать то же самое контрагентам. В результате скоординированных действий участников рынка значительная часть АПК уже формирует Информационный ресурс. По поступающим данным, в продвижении Информационного ресурса активно участвуют и проверки ФНС России.
Несмотря на то, что на первый взгляд Информационный ресурс служит благой цели и позволяет оперативно отслеживать наличие у налогоплательщика подтвержденного источника НДС, участие в его формировании не выглядит безопасным. Уставные организации уже включают положения о раскрытии информации в договоры с контрагентами, а некоторые из них готовы отказаться от заключения договора с контрагентом на том основании, что последний не готов присоединиться к формированию Информационного ресурса. В соответствии с антимонопольным законодательством такое поведение может свидетельствовать о заключении компаниями отрасли соглашений об ограничении конкуренции.
Кроме того, ни на сайте Хартии, ни в каких-либо других источниках не удается найти доказательств того, что информация, включенная в Информационный ресурс, достаточно защищена и не может попасть в руки злоумышленников. Еще один спорный вопрос заключается в том, позволит ли раскрытие налоговой информации одним налогоплательщиком (добросовестным по умолчанию, поскольку он предоставил доступ к своей налоговой информации) выявить недобросовестных контрагентов, если контрагент ведет более одного вида деятельности , а значит, могут иметь совершенно разные и не связанные друг с другом источники формирования налоговой базы.
Наконец, индексы финансового риска и долги, включая долги по налогам, доступны в других гораздо более продвинутых источниках. Упомянутые ранее информационные базы данных содержат достаточно данных, чтобы делать выводы о добросовестности или недобросовестности организаций.
Проведя объективную оценку развития Информационного Ресурса на основе Устава, нельзя не обратить внимание на то, что цели его существования ограничивают конкуренцию, а не защищают участников Устава. Несмотря на это, при поддержке и (возможно) по воле ряда квазигосударственных субъектов, примеру АПК последуют и представители других секторов экономики, которые также приступят к сбору информации и формированию собственных информационных ресурсов. В результате объем информации, раскрываемой каждым отдельным налогоплательщиком, может превысить все разумные пределы, и очень скоро нам придется забыть о предусмотренном законом режиме налоговой тайны.
- Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615.
- В дальнейшем термин «агропромышленный комплекс» сокращается до «АПК».
- Текст Устава размещен на специальном сайте: https://xn—-7sbb4am3adqy8h.xn--p1ai/o-hartii
- Подробнее о функционировании ресурса можно узнать на сайте Хартии: https://xn—-7sbb4am3adqy8h.xn--p1ai/nalogovye-razryvy.
Другие статьи по теме
Россия: Статья 54.1 НК РФ – жест примирения с налогоплательщиками
Статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации оказалась весьма спорной. Последние статистические данные показывают, что налогоплательщики выиграли только 75 дел (из 1013) и частично удовлетворили требования в 140 делах. 10 марта 2021 года Федеральной налоговой службой (ФНС) выдано Письмо № БВ-4-7/3060@ с разъяснением порядка применения статьи.
В Письме говорится, что прежние подходы к урегулированию споров о необоснованной налоговой выгоде по-прежнему применяются в соответствии со статьей 54.1. Кроме того, должен быть нанесен «ущерб» государственному бюджету, а фактическое налоговое обязательство налогоплательщика по результатам налоговой проверки должно быть рассчитано (путем налоговой реконструкции, в том числе путем учета налогов, уплаченных по упрощенной системе налогообложения при разделе бизнеса). дела рассматриваются). Понятие должной осмотрительности и осмотрительности переформулировано как предварительное условие для освобождения налогоплательщика от налоговых претензий.
Однако ключевые вопросы остаются.
Например, п. 20. Если налогоплательщик не знал и не должен был знать о «техническом» характере контрагента, фактически выполненного другим лицом, то налоговые претензии к налогоплательщику не предъявляются. Это означает, что он может учитывать расходы и вычеты по НДС в полном объеме, используя документы, предоставленные его контрагентом. Это явно желательно для налогоплательщиков.
В противном случае потенциально может быть применена налоговая реконструкция. Однако возможности налоговой реконструкции ограничены и во многом зависят от субъективного мнения налоговых органов. Они оценивают, действовал ли налогоплательщик умышленно, знал ли он о «техническом» характере контрагента или должен был знать налогоплательщик. Власти также пытаются установить фактического исполнителя сделки – легче сказать, чем сделать.
Наконец, для налоговой реконструкции могут учитываться только те налоги идентифицируемых третьих лиц, которые подтверждены документально. В противном случае (за одним исключением) вся сумма (включая вычеты по НДС) будет считаться «ущербом» для государственного бюджета, и в налоговом восстановлении будет отказано.
Таким образом, налогоплательщики должны знать, как они могут идентифицировать «технические» компании и «фактического исполнителя».
«Техническая» компания
В пункте 4 Письма разъясняется термин «техническая компания». В нем указано, что техническая компания не ведет предпринимательскую деятельность и не платит налоги по сделкам, совершенным от ее имени, не занимается предпринимательской деятельностью в свою пользу и на свой риск, не имеет необходимых активов для ведения бизнеса, не осуществляет никаких фактические функции, либо не принимает на себя статус стороны сделки, вместо этого оформляя документы в пользу других лиц в незаконных целях.
Ожидается, что налогоплательщики — за свой счет и с ограниченными ресурсами — выявят эти фирмы. Если налоговые органы выявят «критическую совокупность» (как это определить?) доказательств того, что один из контрагентов налогоплательщика является «технической» компанией, статья 13 признает налогоплательщика виновным.
Таким образом, налогоплательщики, желающие подчиняться ФНС, обнаруживают, что у них нет возможности идентифицировать «технические» компании, тогда как ФНС имеет в своем распоряжении все ресурсы государства.
Фактический исполнитель
Статья 54.1, пункт 2, пункт 2, требует, чтобы контракты выполнялись теми сторонами контрактов (или на которых ответственность была передана на законных основаниях). Это расплывчато и не имеет прецедента в действующем законодательстве, но является ключевым условием для налогоплательщиков, чтобы признать расходы и потребовать возмещения НДС.
Но при каких обстоятельствах налоговые органы придут к выводу, что договор был исполнен ненадлежащим лицом? «Юридическое лицо» само по себе является юридической фикцией — что означает «фактическое исполнение»? Как получаются факты исполнения? Нужно ли вести ежедневные записи и списки исполнителей контракта? Действительно ли это практично?
В деле Центррегионуголь 2016 года уголь был доставлен по железной дороге из шахты покупателю. Посредники перепродавали уголь по контрактной цепочке. Но кто был «настоящим исполнителем»? Шахта, добывающая уголь? РЖД, чьи локомотивы и пути облегчили путь угля? Владелец подвижного состава, перевозившего уголь? Или продавец, с которым покупатель заключил договор?
Установить фактического исполнителя сложно, но эта идентификация жизненно важна для налоговой судьбы сделки. Как налогоплательщики могут отследить все контракты в длинных цепочках поставок или убедиться, что каждая организация правильно ведет учет своих счетов?
Своего рода ответ, касающийся «субподрядчиков», а не «фактических исполнителей», пришел по делу СПТБ «Звездочка ». Верховный суд постановил, что исполняющая организация, несущая ответственность перед клиентом, должна иметь достаточные ресурсы или быть в состоянии получить по контракту достаточные ресурсы от субподрядчиков для удовлетворения требований клиента.
Подводя итог, Письмо ФНС является хорошим первым шагом в правильном направлении, и ФНС, в частности, заместитель руководителя Виктор Бациев, понимает, что потребуются доработки.