Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Реестр лицензий на управление многоквартирным домом
важные нюансы для УО и жилищных объединений
УО обязаны направлять в жилищные инспекции сведения об изменении перечня МКД, которыми они управляют. Сообщать о добавившихся новых домах и домах, которые больше не находятся в их управлении. Все просто, но на практике остается много вопросов, в частности неразбериха с датами и схемами договорных отношений.
В этой статье рассмотрим нюансы внесения МКД в реестр лицензий и в лицензии на управление МКД. Материал будет полезен и жилищным объединениям, которые смогут разобраться, где заканчивается ответственность УО по договору управления МКД.
Отдельная проблема возникла в отношении договоров управления МКД, заключенных между УО и жилищными объединениями.
В чем суть проблемы
ТСЖ вправе заключить договор управления МКД. Это предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ. В данном случае ТСЖ, ЖК, ЖСК осуществляют контроль за выполнением УО обязательств по такому договору (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
В свою очередь, УО в течение трех рабочих дней со дня заключения договора управления обязана разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Значит, МКД, в котором есть и ТСЖ, и УО, «попадает» в лицензию УО на управление МКД? Разбираемся дальше.
Кто принимает решение о внесении МКД в реестр лицензий
Решение о включении МКД в реестр лицензий субъекта РФ принимает лицензирующий орган (жилищная инспекция). Лицензиат подает заявление и необходимые документы, а лицензирующий орган рассматривает их и принимает решение. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.
К сведению
От того, внесен ли МКД в реестр лицензий субъекта РФ, зависит, например, право УО выставлять платежные документы. Но в случае договора управления между УО и жилищным объединением УО обязана собирать с собственников платежи за ЖКУ в силу закона (ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ). Даже в том случае, если МКД не включен в реестр лицензий.
К заявлению о внесении изменений в реестр, помимо прочих документов, нужно приложить копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД. А в случае выбора УО по результатам открытого конкурса — копию договора управления, подписанного самой УО. Обратите внимание: договор, заключенный между УО и жилищным объединением, приказом не предусмотрен.
Кроме того, к заявлению нужно приложить копию протокола общего собрания в МКД или протокола открытого конкурса по отбору УО. Собственники не подписывают договор управления, если он заключается между УО и жилищным объединением. Получается, что нет ни договора, подписанного собственниками, ни протокола общего собрания в МКД. Тем более нет протокола открытого конкурса по отбору УО. Что же станет основанием для включения МКД в реестр лицензий субъекта РФ?
Практика показывает, что после заключения договора управления МКД с ТСЖ, ЖК, ЖСК директора целого ряда УО подают в лицензирующие органы заявления о включении данного дома в лицензию. В ряде субъектов РФ жилищные инспекции принимают позицию УО и включают сведения как в реестр лицензий, так и в лицензию УО. Давайте согласимся с этой позицией инспекторов и рассмотрим несколько сценариев развития событий.
Какие могут быть последствия некорректного внесения МКД в реестр лицензий
Включили МКД в лицензию УО — и в отношении УО осуществляется лицензионный контроль. А в отношении ТСЖ осуществляется жилищный надзор, ведь оно должно контролировать УО и нести ответственность перед собственниками помещений в МКД. Это законно?
Собственники помещений вносят плату за ЖКУ на счет УО, если между УО и жилищным объединением заключен договор управления. Это указано в ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ. УО со своего счета перечисляет деньги сторонним организациям. Исключение — решение общего собрания платить за ЖКУ непосредственно РСО, как это предусмотрено ч. 7.1 указанной статьи.
Наступает проверка соблюдения жилищного законодательства. Не используем термины «лицензионный и жилищный контроль», поскольку точно не знаем, кого будут проверять — УО или жилищное объединение. Если взять за основу решение общего собрания о создании ТСЖ, то проверять нужно выполнение ТСЖ своих обязательств. Административная ответственность лежит в рамках жилищного надзора. Но мы помним, что органы ГЖН включили МКД в лицензию УО. Значит ли это, что вся административная ответственность перешла на УО, в отношении которой жилищный надзор заменен на лицензионный контроль? Или она каким‑то образом разделена между ТСЖ и УО?
В данной ситуации видится два скрытых умысла. Один — это желание контрольного органа улучшить статистику по сумме штрафов. В рамках лицензионного контроля, под который попадает деятельность УО, штрафы в разы выше. Второй — желание УО при проведении проверки «перекинуть» административную ответственность на ТСЖ. Схема проста: ТСЖ получает меньший штраф за то же нарушение, а УО возмещает ему сумму штрафа и не несет ответственности за некачественную работу.
Также усматривается желание УО увеличить обслуживаемые площади, с тем чтобы при отрицательном развитии ситуации не лишиться лицензии как таковой.
От редакции
В ситуации, когда ТСЖ, ЖК, ЖСК заключают договор управления с УО, собственники помещений в МКД не выбирают УО и не утверждают условия договора. УО отбирается на усмотрение ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые затем осуществляют контроль за выполнением работ и оказанием услуг.
Указания на то, что данная схема управления МКД рассматривается как смена способа управления МКД, ЖК РФ не содержит.
Очевидно, что собственники помещений в МКД выражают доверие такому способу управления МКД, как управление товариществом или кооперативом, и, соответственно, осуществляют взаимодействие в рамках управления МКД с правлением ТСЖ, ЖК, ЖСК.
На заметку
Ответственность за МКД между УО и жилищным объединением можно определить в договоре управления
Законодательство позволяет заключать договор управления между ТСЖ и УО. При этом ТСЖ должно «осуществлять контроль». Но какой контроль? Как осуществлять? И кого накажет орган госжилнадзора, если выявит, например, ненадлежащее содержание общего имущества? Ответы на эти вопросы нужно включать в условия договора управления. Договор станет главным аргументом и в отношениях УО с жилищным объединением, и при проверке жилищной инспекцией.
www.gkh.ru
Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами города Москвы
Набор данных позволяет получить информацию о наличие у управляющей организации лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В связи с тем, что участились жалобы жителей на недобросовестность исполнения управляющими организациями обязательств по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, для усиления государственного жилищного надзора с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно закону до 1 мая 2015 года управляющие организации должны были получить лицензию на управление многоквартирными домами. После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности без лицензии запрещено. Лицензии управляющим компаниям ЖКХ выдает орган государственного жилищного надзора (Мосжилинспекция). Действие лицензии распространяется только на территорию того субъекта РФ, где она была выдана и не имеет срока годности (бессрочна).
Современная ситуация в Москве. Согласно постановлению Президиума Правительства Москвы от 20 января 2015 года, было принято решение о создании специальной комиссии по лицензированию управляющих организаций. В Москве лицензионная комиссия мэрии состоит из 15 специалистов, включая пять представителей СРО, общественных и некоммерческих организаций. Процесс лицензирования контролирует Мосжилинспекция. Одной из составляющих получения лицензии стала сдача квалификационных экзаменов на знание российского законодательства для руководителей и специалистов управляющих организаций. Такую лицензию получили как российские юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
А знаете ли вы что? В соответствии с Федеральным законом: Управляющие организации лишаются права управления домом после 2-х нарушений, признанных судом; Руководители управляющих организаций должны сдать квалификационный экзамен, призванный выявить их компетентность. Материал подготовлен на основе данных Единой информационной системы Мосжилинспекции (ЕИС МЖИ) и https://data.mos.ru/.
data.mos.ru
Реестры
Документы для скачивания
Реестр лицензий Пермского края (xlsx, 1.72 Мб)
Дата публикации 03 августа 2018 Дата изменения 27 августа 2018
Просмотреть Скачать
Реестр квалификационных аттестатов (xlsx, 111.25 Кб)
Дата публикации 25 апреля 2017 Дата изменения 21 августа 2018
Просмотреть Скачать
Приказ Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края №СЭД-45-14-01-978 от 28.04.2016 О внесении изменений в приказ от 18.11.2014 №45-14-01-208 (docx, 82.72 Кб)
Дата публикации 29 апреля 2016 Дата изменения 14 марта 2017
Просмотреть Скачать
Приказ Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края №СЭД-45-14-01-979 от 28.04.2016 О внесении изменений в приказ от 18.11.2014 №45-14-01-209 (docx, 47.2 Кб)
Дата публикации 29 апреля 2016 Дата изменения 14 марта 2017
Просмотреть Скачать
Реестр соискателей лицензий 2018 (xlsx, 270.84 Кб)
Дата публикации 18 января 2018 Дата изменения 18 января 2018
Просмотреть Скачать
Реестр переоформленных лицензий 2018 (xlsx, 34.21 Кб)
Дата публикации 18 января 2018 Дата изменения 18 января 2018
Просмотреть Скачать
Лицензирование
Информация по получению лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управляющие организации должны получить лицензию на управление многоквартирными домами, лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором она выдана.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Законом введена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ).
Лицензирующими органами определены органы государственного жилищного надзора, лицензии выдаются на основании решения Лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Севастополе.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются:
- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя информирует управляющие организации о порядке предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо подать в Госжилнадзор Севастополя по адресу: 299038, город Севастополь, проспект Октябрьской революции, дом 8, кабинет № 122.
График работы: с понедельника по четверг с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут;
в пятницу - с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут.
Обеденный перерыв с 13 часов 00 минут до 13 часов 45 минут.
Контактный телефон: тел. (8692) 42-34-77, e-mail: [email protected]
Заявление и другие документы, поступившие от заявителя в Госжилнадзор Севастополя для получения государственной услуги, регистрируются в течение 1 рабочего дня с даты их поступления работниками Госжилнадзор Севастополя, ответственными за прием и регистрацию документов, без предварительной записи в порядке очередности.
Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии принимается в течение 45 (сорок пять) рабочих дней со дня поступления в Госжилнадзор Севастополя надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов (сведений).
Для получения лицензии соискателем лицензии представляются следующие документы (сведения):
1. Заявление о предоставлении лицензии.
2. Копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.
3. Список многоквартирных домов (в случае осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии).
4. Оригинал действующей лицензии (в случае обращения за переоформлением лицензии, прекращением действия лицензии).
5. Испорченный бланк лицензии (в случае обращения за получением дубликата лицензии при условии порчи лицензии)
6. Опись прилагаемых документов.
Дополнительно предоставляются следующие документы:
1) Копии учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц).
2) Копию документа, удостоверяющий личность заявителя.
3) Документ, подтверждающий полномочия должностного лица соискателя лицензии.
4) Выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), полученную не позднее одного месяца до дня подачи заявления.
5) Платежное поручение об оплате Госпошлины с синей печатью банка (по желанию заявителя).
gzhi.sev.gov.ru
Изменение реестра лицензий | Лицензирование РосКвартал®
В Минюсте 8 апреля 2016 года под номером 41716 зарегистрирован Приказ Минстроя РФ №938/пр от 25.12.2015 "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Документ утверждает условия, последовательность, порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий. В Приказе закреплено, что изменения вносятся региональным органом ГЖН на основании представленного лицензиатом или его уполномоченным представителем заявления.
О чём документ
Приказ Минстроя утверждает требования к содержанию заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий. Перечислен список прилагаемых к заявлению документов, среди которых копии протокола ОСС, протокола конкурса по выбору управляющей организации, договора управления, акта приёма-передачи документов, связанных с управлением МКД.
Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней, после чего копия принятого решения направляется лицензиату в течение 3 дней. По итогам рассмотрения заявления и документов орган ГЖН принимает решение о внесении изменений, отказе во внесении изменений или приостановке рассмотрения заявления лицензиата. Также приводятся основания для принятия органом ГЖН того или иного решения.
Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД.Внесение изменений в реестр лицензий
Приказ Минстроя №938/пр от 25.12.2015 разработан в соответствии с ч.3 ст.198 ЖК РФ и утверждает порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Итак, как мы уже писали выше, изменения в реестр лицензий субъекта РФ вносятся региональным органом ГЖН на основании представленного лицензиатом или его уполномоченным представителем письменного заявления. В заявлении указываются:
- адрес МКД;
- основания заключения/расторжения договора управления МКД;
- копия договора управления МКД;
- данные о лицензиате (наименование, ИНН, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД).
Вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензиат должен предоставить пакет следующих документов:
- копию протокола ОСС о выборе способа управления МКД и заключении договора управления с управляющей организацией либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления с лицензиатом, если проводилось общее собрание собственников;
- копию протокола конкурса по выбору управляющей организации для управления МКД, согласно которому лицензиат объявлен победителем, если такой конкурс проводился;
- копию договора управления, заключённого управляющей организацией с собственниками помещений в МКД;
- копию договора управления, подписанного заявителем, в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
- копию акта приёма-передачи технической документации и других документов, связанных с управлением МКД, новой управляющей организации, если лицензиат подаёт заявление об исключении МКД из реестра;
- оформленный в соответствии с требованиями законодательства РФ документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата, если он обращается с заявлением от имени управляющей организации;
- опись пакета документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанную лицензиатом или его уполномоченным представителем.

Заявление вместе с пакетом документов рассматривается региональным органом ГЖН в течение 10 рабочих дней с даты его поступления. При рассмотрении заявления вместе с приложенными документами орган ГЖН проверяет их на предмет:
- соответствия положениям п.2 и 3 настоящего Порядка;
- достоверности содержащихся сведений;
- отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащихся данным в реестре на момент рассмотрения;
- отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление МКД, сведения о котором указаны в заявлении;
- выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в соответствии с ч.2 ст.198 ЖК РФ.
По итогам проверки сведений, указанных в заявлении и документах, представленных лицензиатом, оформляется заключение с указанием результатов проверки по каждому из выше указанных условий и предложения для принятия органом ГЖН решения о внесении, отказе во внесении изменений или приостановке рассмотрения заявления.
По итогам рассмотрения заявления и документов орган ГЖН принимает одно из следующих решений о:
- внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
- отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
- приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ принимается органом ГЖН, если указанные сведения в заявлении и документах являются достоверными и соответствуют условиям, описанным в п.5 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ и возврате заявления служат:
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий служат:
- выявленные по результатам проверки предоставленных лицензиатом заявлений и документов недостоверность или расхождение сведений с уже имеющимися в реестре на момент рассмотрения заявления;
- поступление в орган ГЖН в течение срока, указанного в п.4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в отношении того же МКД.
Копия решения органа ГЖН в течение 3 дней со дня его принятия высылается лицензиату по указанному им в заявлении адресу.
После устранения лицензиатом выявленных нарушений, на основании которых орган ГЖН отказал ему во внесении изменений в реестр и вернул заявление вместе с пакетом документов, он может повторно обратиться в общем порядке с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
Если лицензиату отказано во внесении изменений в реестр и возвращено заявление по причине его несоответствием требованию, установленному пп.«г» п.5 настоящего Порядка, он может повторно обратиться с заявлением о внесении изменений в реестр в общем порядке с предоставлением вступившего в силу судебного акта, подтверждающего право лицензиата управлять МКД, в отношении которого вносятся изменения в реестр.
Если принято решение о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ, то они вносятся органом ГЖН не позднее даты, указанной в принятом решении.
В случае приостановки рассмотрения заявления по основаниям, указанным в п.10 настоящего Порядка, орган ГЖН запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов, если:
- в реестре лицензий есть сведения об управлении МКД, указанного в заявлении, другим лицензиатом;
- в орган ГЖН в течение срока, указанного в п.4 настоящего Порядка, поступило заявление от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД.
При принятии решения о приостановке рассмотрения заявления лицензиата о внесении изменений в реестр, срок, указанный в п.4 настоящего Порядка, продлевается на период проведения мероприятий в соответствии с п.15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
По результатам рассмотрения выше указанных материалов орган ГЖН принимает в отношении каждого лицензиата решение о внесении или отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Утверждены форма и порядок предоставления выписки из реестра дисквалифицированных лиц УО.Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
roskvartal.ru